Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Стратегические направления государственного регулирования деятельности промышленного комплекса Республики Коми

Чужмаров А.И.

В статье рассмотрены аспекты влияния государственного регулирования деятельности промышленного комплекса на социально-экономическое развитие северного региона. Представлены результаты исследования кризисных ситуаций, возникающие в промышленности Республики Коми. Выявлены проблемы и предложены стратегические направления государственного регулирования деятельности отраслей промышленности, способствующие повышению эффективности их функционирования 

Aspects of influence of government regulation of an industrial complex activity on social and economic development of northern region are considered in the article. Research results of the crisis situations arising in the Komi Republic industry are presented. Problems are revealed and strategical directions of government regulation of the industries activity stimulating increase of efficiency of their functioning are offered

Ключевые слова:  промышленность, государство, социально-экономическое  развитие,  регион, кризис

Keywords: industry, government, social and economic development, region, crisis

 

Промышленному комплексу Республики Коми необходим переход на инновационный путь развития. Для этого необходимо обеспечение устойчивого развития и безопасности функционирования промышленного комплекса за счет создания эффективной системы управления, включающей:

- усиление государственной поддержки;

- учет региональных условий их деятельности;

- разработку механизма, способствующего ослаблению негативных факторов их деятельности. 

Особую важность для повышения уровня социально-экономического развития приобретает комплексное использование природных ресурсов в целях усиления конкурентных позиций продукции нефтегазового и лесопромышленного комплексов. Для этого необходимо создание благоприятных условий для их функционирования.

Исследование методических и организационных подходов к обеспечению устойчивого развития промышленного комплекса Республики Коми предопределило важность разработки целевой модели с целью её дальнейшего использования при определении его прогнозов применительно к условиям Севера.

Разработка целевой модели обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса Севера, представленная на рисунке 1, предусматривает необходимость и экономическую целесообразность реализации шести последовательных этапов.

На первом этапе определяется цель обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса северного региона, необходимость создания благоприятных условий для развития отраслей промышленного комплекса (нефтегазовый, горнорудный, лесопромышленный, угледобывающий).

Второй этап заключается в формировании информационной системы управления как организационно – упорядоченной совокупности информации и информационных технологий, включающий в себя: определение основных этапов экономического анализа, характеризующих состояние экономики промышленности; определение группы объектов для индикативного анализа; автоматизированный сбор, обработку и хранение информации.

На третьем этапе производится мониторинг угроз устойчивого развития отраслей промышленности, в том числе определение и расчет следующих индикаторов:

- темпов роста валовой добавленной стоимости;

- отношения объема инвестиций в промышленности к ВРП;

- доли расходов на науку и научное обслуживание промышленности в ВРП;

- отношения кредиторской задолженности организаций промышленности к ВРП;           

- отношения сальдированного финансового результата организаций промышленности к ВРП;

- соотношения среднемесячной начисленной заработной платы населения, занятого в производственной сфере, к прожиточному минимуму;

- отношения экспорта промышленной продукции к ВРП;

- плотности выбросов вредных веществ в атмосферу и выбросов загрязненных сточных вод.

На четвертом этапе производится обработка результатов мониторинга угроз: дается качественная оценка значения индикаторов; производится сравнение рассчитанных показателей с пороговыми значениями.

На пятом этапе проводится анализ, в ходе которого дается общая оценка кризисных ситуаций в отраслях промышленности, определяются причины возникновения кризисных ситуаций.

Завершающим шестым этапом целевой модели обеспечения устойчивого развития промышленности,  функционирующей в условиях Севера, является разработка прогноза, включающего: определение факторов, способствующих возникновению угроз и тенденций их развития; разработку целевых направлений; организацию их бюджетирования; оценку эффективности принимаемых управленческих решений.  

Внедрение целевой модели направлено на ослабление влияния особенностей Севера на устойчивое развитие и обеспечение безопасности деятельности промышленного комплекса, включающее:

1) увеличение доходов от реализации продукции (работ, услуг) за счет роста объемов инвестиций в отрасли промышленности; увеличения внешнеторгового оборота; внедрения новых технологий для обрабатывающих производств;

2) снижение расходов, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг) за счет эффективного использования производственных мощностей; изменения структуры персонала; снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; уменьшения экономически необоснованных расходов (штрафов, пени и иных санкций за нарушения договорных обязательств); расходов, превышающих установленные нормы;

3) снижение налоговой нагрузки за счет использования различных методов налогового регулирования: уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций промышленности, осуществляющих инновационную деятельность; применения специальных налоговых режимов; установления дополнительных налоговых льгот, право предоставления которых находится в компетенции субъекта РФ; активизации инвестиционного налогового кредита;

4) повышение финансового результата деятельности за счет увеличения размера доходов и снижения расходов от производства и реализации продукции (работ, услуг); снижения затрат на один рубль продукции; повышения рентабельности; снижения объемов просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

 

Рис. 1. Целевая модель обеспечения устойчивого развития промышленности Севера

Основные показатели разработанного прогноза экономического развития секторов промышленности Республики Коми, сформированные на основании экспертных оценок Министерства экономического и социального развития Республики Коми, приведены в таблице 1.

Таблица 1

 Основные показатели прогноза экономического  развития отраслей промышленности Республики Коми до 2015 г.

Показатели

Прогноз

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2015
в  % к 2010

Объем        валового  регионального       
продукта, млн руб.         

382960

435793

486188

540836

600547

664706

231,2

Объем  инвестиций   в основной  капитал  за счет всех  источников
финансирования, млн руб.   

47640

49835

50079

52570

54561

56475

204,8

Объем  финансирования  научных  исследований, млн руб.

1809,0

2044,2

2309,9

2610,2

2949,5

3332,9

235,3

Объемы просроченной кредиторской задолженности организаций промышленности,  млн руб.

17142

20056

23065

26524

30248

34471

301,6

Сальдированный  финансовый результат организаций промышленности, млн руб.

17373

17634

18956

20378

21804

23330

172,0

Среднемесячная номинальная         
начисленная   заработная  плата   в промышленности  Республики Коми, руб.

42125

47750

53757

60029

66360

72770

241,7

Величина прожиточного  минимума  в среднем на  душу   населения    в  месяц, руб.              

8150

9000

9675

10400

11129

11907

193,3

Объем  экспорта товаров, млн долл. США     

1333

1406

1448

1492

1536

1582

131,2

Объем сброса  загрязненных сточных вод, млн куб.м /год

121

121

121,5

121,5

121,5

121,5

100,4

Объем  вредных  веществ,            
выбрасываемых  в атмосферный    воздух стационарными источниками    тыс. тонн

670

670

670

670

670

670

101,5

Следует отметить, что основная роль в формировании ВРП Республики Коми принадлежит промышленности. По прогнозу ожидается увеличение среднегодовых темпов прироста ВРП – более  пяти процентов в год, что позволит увеличить на такую же величину среднегодовой прирост промышленного производства.

Увеличение объема ВРП в значительной степени определяется активизацией инновационной и инвестиционной деятельности организаций промышленности, повышением конкурентоспособности промышленной продукции. До 2015 г. прогнозируется рост объемов инвестиций в основной капитал на 204,8%, объемов финансирования научных исследований на 235,3%, сальдированного финансового результата организаций промышленности на 172,0%, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в отраслях промышленности на 241,7%, величины прожиточного минимума в среднем на душу населения на 193,3%, объемов экспорта на 131,2%. При этом экологическая обстановка в Республике Коми ожидается стабильной. Следует отметить, что, несмотря на ожидаемый подъем промышленного производства, значительных позитивных изменений в финансовой составляющей не произойдет: объемы просроченной кредиторской задолженности организаций промышленности увеличатся более чем в два раза. 

Изменение основных экономических показателей непосредственно повлияет на динамику показателей, определяющих устойчивость развития секторов промышленности Республики Коми. Индикативный прогноз развития промышленности Республики Коми приведен в таблице 2.

Таблица 2

 Индикативный прогноз развития промышленности Республики Коми до 2015 г.

Индикаторы

2011

2012

2013

2014

2015

Динамика ВДС

 

 

 

 

 

1.Темпы роста ВДС, % к прошлому году (IВДС)

13,8

11,6

11,2

11,0

10,7

Инвестиции

 

 

 

 

 

2.Отношение объема инвестиций в промышленность к ВРП, % (IИ )

11,4

10,3

9,7

9,1

8,5

Научно-техническая составляющая

 

 

 

 

 

3. Доля расходов на  науку и научное обслуживание к ВРП, % (IНТ )

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Финансы

 

 

 

 

 

4.Отношение кредиторской задолженности  организаций промышленности к ВРП, % (IКФ )

12,7

13,4

13,9

14,5

15,1

5.Отношение сальдированного финансового результата организаций промышленности к ВРП, % (IПФ )

11,9

11,4

10,8

10,2

9,7

Социальная составляющая

 

 

 

 

 

6. Соотношение среднемесячной  начисленной  заработной платы населения, занятого в производственной сфере, к прожиточному  минимуму (IС )

5,3

5,6

5,8

6,0

6,1

Внешнеэкономическая составляющая

 

 

 

 

 

7. Отношение экспорта промышленной продукции  к ВРП, % (IВЭ  )

9,6

8,7

8,1

7,5

7,0

Экология

 

 

 

 

 

8.Плотность выбросов вредных веществ в атмосферу, т/км 2 год

  А )

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

9.Удельные выбросы загрязненных сточных вод, тыс. м3/км 2 год  В)

0,33

0,33

0,33

0,33

0,33

Общая интегральная  оценка кризисных ситуаций (ВРП)

4,0

4,5

3,1

3,1

3,1

Как показывают данные таблицы 2, негативное влияние на формирование интегрального индикатора ВРП Республики Коми окажет изменение показателей, характеризующих формирование валовой добавленной стоимости IВДС на -3.1%, обеспеченность инвестициями IИ на -2,9%,  снижение активности внешнеэкономической деятельности IВЭ на -2,6%; повышение кредиторской задолженности IКФ на 2,4%, а также стагнация индикатора, характеризующего научно-техническую составляющую IНТ. Позитивное влияние на значение интегрального индикатора ВРП  Республики Коми окажет увеличение индикатора, характеризующего социальную составляющую IС на 0,8%. Интегральная оценка прогнозируемых кризисных ситуаций в секторах промышленности Республики Коми приведена в таблице 3.

Таблица 3

 Интегральная оценка прогнозируемых кризисных ситуаций в промышленности Республики Коми на 2015 г.

 

 

 

Индикаторы

2010 г.

2015 г.

Фактические

значения индикатора

Оценка ситуации

Прогноз

значения индикатора

Оценка ситуации

баллы

зона

 

качественная

баллы

зона

 

качественная

Динамика ВДС

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Темпы роста ВДС, % к прошлому году  (IВДС) 

-7

32

К3

Чрезвычайный кризис

10,7

0

Н

Нормальная

Инвестиции

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Отношение объема инвестиций в промышленность к ВРП, %  (IИ )

14,9

4

ПК3

Критический предкризис

8,5

8

К1

Нестабильный кризис

Научно-техническая  составляющая

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Доля расходов на науку и научное обслуживание к ВРП, %  (IНТ )

0,6

4

ПК3

Критический предкризис

0,5

8

К1

Нестабильный кризис

Финансы

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Отношение кредиторской задолженности организаций промышленности к ВРП,% (IКФ )

5,7

0

Н

Нормальная

15,1

0

Н

Нормальная

5.Отношение сальдированного финансового результата организаций промышленности к ВРП, %  (IПФ )

14,4

0

Н

Нормальная

9,7

0

Н

Нормальная

Социальная  составляющая

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Соотношение среднемесячной начисленной заработной платы населения,занятого в производственной сфере, к прожиточному минимуму (IС )

4,4

4

ПК3

Критический предкризис

6,1

2

ПК2

Развивающийся предкризис

Внешнеэкономическая составляющая

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Отношение экспорта промышленной продукции к ВРП,% (курс доллара- 27руб.)  (IВЭ )

14,4

4

ПК2

Развивающийся предкризис

7,0

16

К2

Угрожающий кризис

Экология

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Плотность выбросов вредных веществ в атмосферу, т\км2 в год  А)

1,4

0

Н

Нормальная

1,8

0

Н

Нормальная

9.Удельные выбросы загрязненных сточных вод, тыс.3 на км2  в год  В)

0,26

0

Н

Нормальная

0,33

0

Н

Нормальная

Интегральная оценка кризисных ситуаций  (ВРП)

-

5,1

ПК3

Критический предкризис

3,8

2

ПК2

Развивающийся предкризис

 

Из данных таблицы 3 следует, что по прогнозу значение индикатора ВРП, характеризующего состояние кризисной ситуации в целом, уменьшится с 5,1 до 3,8, что способствует развитию промышленности Республики Коми, однако прогнозируемый рост будет несущественным.

При качественной оценке ситуации в разрезе отдельных составляющих устойчивого развития секторов промышленности наблюдается улучшение ситуации в разрезе отдельных составляющих. Прогнозируемый рост объемов инвестиций в промышленность Республики Коми и  рост среднемесячной начисленной заработной платы населения, занятого в производственной сфере, будут способствовать экономическому развитию и обеспечению социальной стабильности, однако по отношению к прогнозируемому объему ВРП и  прожиточному минимуму является недостаточным для признания ситуации нормальной. Не изменится ситуация в научно-технической области. Сохраняющиеся расходы на технологические инновации не обеспечат в должной мере повышение конкурентоспособности продукции промышленности. Ухудшится ситуация в области внешнеэкономической деятельности. Несмотря на прогнозируемый рост объемов экспорта промышленной продукции отношение экспорта к ВРП будет сокращаться. Планируемые управленческие решения, позитивно повлияют на обеспечение устойчивого развития промышленности, однако принимаемых мер явно будет недостаточно для качественного улучшения экономической ситуации и поэтапного перехода промышленности Республики Коми на инновационный путь развития.

Разработка целевой модели при сохранении кризисных ситуаций позволила определить следующие основные стратегические направления обеспечения устойчивого, динамичного развития промышленности Республики Коми.

1. Увеличение объема инвестиций в отрасли промышленности и повышение инвестиционной привлекательности посредством реализации инвестиционных проектов, предлагаемых под финансовые гарантии республиканского бюджета Республики Коми. Достижение указанной цели может быть достигнуто за счет создания благоприятной мезоэкономической ситуации с использованием инструментов государственного регулирования в нефтегазовом, угольном, горнорудном и лесопромышленном комплексах.

2. Создание условий для развития инновационной системы промышленности республики и повышения эффективности использования научного, научно-технического, инновационного потенциалов, создание и развитие инфраструктуры, обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности в форме стратегического частно  государственного партнерства органов государственной власти, науки и бизнеса. Целью развития инновационной системы является создание условий для перехода к инновационному сценарию развития промышленности Республики Коми, повышение эффективности использования инновационного потенциала и превращение его в один из основных факторов экономического роста.

3. Обеспечение необходимых условий в финансовой сфере для повышения результативности деятельности организаций промышленности за счет снижения необоснованных и экономически неоправданных расходов с применением инструментов финансового менеджмента, эффективного использования природных ресурсов посредством комплексного их освоения и переработки.

4. Повышение заработной платы в обрабатывающих отраслях промышленности в целях формирования высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности.

5. Увеличение объемов экспорта в сфере внешнеэкономической деятельности за счет улучшения товарной структуры, повышения конкурентоспособности продукции обрабатывающих производств в целях расширения внешнеэкономических связей Республики Коми со странами СНГ и дальнего зарубежья и привлечение дополнительных иностранных инвестиций.

Реализация предложенных мер в нефтегазовом, угольном и горнорудном комплексах промышленности северного региона позволит повысить налогооблагаемую базу и обеспечит рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Коми.

Создание высокоэффективных производств в лесопромышленном комплексе Республики Коми, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции для нужд Республики Коми, может быть достигнуто за счет внедрения новых ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий переработки сырья, расширения ассортимента продукции, создания безотходных деревообрабатывающих производств.

Интегральная оценка прогнозируемых кризисных ситуаций в промышленности Республики Коми после реализации целевых направлений обеспечения ее устойчивого развития представлена в таблице 4.

Таблица 4

 Интегральная оценка прогнозируемых кризисных ситуаций после реализации стратегических направлений обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса Республики Коми

Индикаторы

Значение индикатора

Оценка ситуации

баллы

зона

качественная

Динамика ВДС

 

 

 

 

1.Темпы роста ВДС, % к прошлому году (IВДС) 

10,7

0

Н

Нормальная

Инвестиционная безопасность

 

 

 

 

2.Отношение объема инвестиций в промышленность к ВРП, % (IИ )

25,1

0

Н

Нормальная

Научно-техническая составляющая

 

 

 

 

3. Доля расходов на науку и научное обслуживание к ВРП, %  (IНТ )

1,1

0

Н

Нормальная

Финансы

 

 

 

 

4.Отношение кредиторской задолженности организаций промышленности к ВРП, % (IКФ )

15,1

0

Н

Нормальная

5.Отношение сальдированного финансового результата организаций промышленности к ВРП, %  (IПФ )

9,7

0

Н

Нормальная

Социальная сфера

 

 

 

 

6.Соотношение среднемесячной начисленной заработной платы населения, занятого в производственной сфере, к прожиточному минимуму (IС )

10,1

0

Н

Нормальная

Внешнеэкономическая деятельность

 

 

 

 

7. Отношение экспорта промышленной продукции к ВРП,% (курс доллара – 30 руб.) (IВЭ )

20,1

0

Н

Нормальная

Экология

 

 

 

 

8.Плотность выбросов вредных веществ в атмосферу, т/км2 в год (РА )

1,8

0

Н

Нормальная

9.Удельные выбросы загрязненных сточных вод, тыс.3 на км2  в год (РВ)

0,33

0

Н

Нормальная

Интегральная оценка кризисных ситуаций  (ВРП)

0

0

Н

Нормальная

Локализация прогнозируемых кризисных ситуаций, с учетом прогнозируемого роста ВРП не менее 5% в год, может быть достигнута:

- в инвестиционной сфере - при условии, если объемы инвестиций составят не менее 25% от ВРП;

- в научно-технической – при условии, что доля расходов на науку и научное обслуживание составит не менее 1% от ВРП;

- в социальной - при достижении величины среднемесячной заработной платы промышленно-производственного персонала на уровне не менее 10-кратного размера прожиточного минимума;

- во внешнеэкономической сфере – при обеспечении доли экспорта промышленной продукции в ВРП не менее 20%.

При этом значения остальных индикаторов состояния экономики промышленного комплекса (темпы роста ВДС, отношение кредиторской задолженности организаций промышленности к ВРП, отношение сальдированного финансового результата к ВРП и показателей, характеризующих состояние экологической обстановки) должны оставаться не ниже достигнутого уровня.

Таким образом, реализация предлагаемых стратегических направлений государственного регулирования деятельности промышленного комплекса будет способствовать его устойчивому экономическому росту и обеспечению необходимого уровня социально-экономического развития северного региона.

 

 

Список литературы:

  1. Закон РФ №4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Российская газета. N 73. 16.04.1993

  2. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URLhttp://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=136&PageID=148.

  3. Котырло Е.С. Человеческий капитал и экономическое развитие Российского Севера: монография. М. : Современная экономика и право, 2009. 364 с.

  4. Лаженцев В.Н. Актуальные проблемы Севера России (теория и рекомендации) // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестн. НИЦ корпоратив. права, упр. и венчур. инвестирования СыктГУ:  2008. № 2. [Электронный ресурс]. URL:   http://koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-2/6/6.htm.

  5. Север России: актуальные проблемы развития и государственный подход к их решению. М.; Сыктывкар, 2004. 172 с. (Научный совет РАН по вопросам регионального развития; Коми научный центр УрО РАН).

  6. Статистический  ежегодник Республики Коми/ Официальное издание.  Федеральная  служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы  государственной статистики по республике Коми. Сыктывкар. 2010.  389 с.

 

Literature:

  1. Russian Federation Law № 4520-1 from 19. 02. 1993 "On State Guarantees and compensations for those working and living in the Utmost North and similar regions" // The Russian newspaper. N 73. 16. 04. 1993

  2. The concept of social and economic development of the Russian Federation regions. [electronic resource] URL: http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?DocID=136&PageID=148.

  3. Kotyrlo E.S. Human capital and economic development of the Russian North: Monogram. M. : Modern economics and law. 2009. 364 р.

  4. Lazhentsev V.N. Actual problems of the Russian North (theory and practice) // Corporate management and innovative development of the North: Vestn. SRC of corporate law, management and venture investment of the SyktSU: 2008. № 2. [electronic resource] URL:  http://koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-2/6/6.htm. Appeal Date 23.03.2009.

  5. Russian North: Actual development problems and State approach to solving them. – Moscow. Syktyvkar, 2004. 172 р. (Scientific Council RAS on regional development problems, Komi Scientific Center of RAS Ural Department).

  6. Statistical annual of the Komi Republic / Official publication. Federal State Statistics Service. Territorial office of the Federal State Statistics Service of the Komi Republic Syktyvkar, 2010. 389 p.