Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Бизнес-образование как важнейшее направление поддержки развития малого предпринимательства и условие социально-экономического развития Северных территорий

Серяков А.В., Пономарева В.А., Филиппов Д.В.

 

В статье рассматриваются вопросы развития малого предпринимательства в сельских муниципальных образованиях северных территорий России. Анализируются текущие проблемы и предлагаются пути их решения посредством обучения предпринимательству жителей сельских поселений. Рассматривается опыт обучения в международной бизнес-школе в Республике Саха (Якутия) и в Республике Коми.

Small business development in rural municipalities in the northern territories of Russia is covered in the article. Current problems are analyzed and suggestions are made to address them through entrepreneurship education in rural communities. Education experience in international business schools in the Republic of Sakha (Yakutia) and in the Komi Republic is presented.

Ключевые слова: Север, бизнес-образование, предпринимательство, международная школа, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, сотрудничество, поддержка, проект.

Keywords: North, business education, entrepreneurship, international school, the Sakha Republic (Yakutia), the Komi Republic, cooperation, support, project.

 

Сельские поселения занимают преобладающую часть территории Российской Федерации, на которой проживает почти треть населения.  Обладая серьезным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, они  способны сделать  серьезный вклад в решение задач экономического роста и социального развития страны.

Но в условиях неравномерности развития территорий только объединение усилий государства, муниципальных образований, бизнеса и гражданских организаций способно вывести сельские поселения новый уровень, уровень устойчивого социально-экономического развития. В настоящее время главной  необходимостью является применение комплексного подхода к развитию сельских территорий. Создание условий  для перехода сельских поселений на режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития предполагает применение эффективных программно-целевых методов управления и бюджетного планирования, а также разработку новых технологий муниципального управления социально-экономическим развитием территории.

Претворение в жизнь  стратегических задач социально-экономического развития сельских территорий, формирование и исполнение местных бюджетов, осуществление экономической деятельности, содействие социального сектора, комплексное развитие основных отраслей муниципального хозяйства, частного сектора производства и потребления должны осуществляться органами местного самоуправления сельских поселений на основе соответствующих муниципальных планов и программ при активной поддержке органов государственной власти как на уровне страны в целом, так и субъектов Российской Федерации (государственно-муниципальное партнерство).

В современных условиях сельские поселения объединяют типичные проблемы:

  1. недостаточность экономической основы муниципальных образований для их устойчивого и комплексного социально-экономического развития;

  2. низкий уровень собственных доходов местных бюджетов поселений;

  3. нехватка квалифицированных трудовых ресурсов;

  4. отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии;

  5. демографические проблемы: сокращение рождаемости, естественная убыль населения, выбытие из сельской местности, низкая привлекательность и перспективность жизни и работы на селе для молодежи, асоциальные привычки.

Кроме того,  к проблемам перехода также следует отнести:

  • недостаточность существующей правовой и методологической основы для обеспечения их устойчивого и комплексного социально-экономического развития, а также отсутствие единых методологических подходов к вопросам разработки, принятия и реализации соответствующих муниципальных программ;

  • слабая налоговая база и отсутствие стимулов у сельских поселений для ее развития;

  • недостаточность информационного обеспечения органов местного самоуправления сельских поселений для составления прогнозов социально-экономического развития территории муниципального образования, в том числе о проведенных операциях по учёту поступлений в бюджет муниципального образования;

  • отсутствие опыта организации муниципального управления, а также взаимодействия органов местного самоуправления сельских поселений с населением и общественными объединениями граждан в процессе разработки и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

  • отсутствие опыта и недостаточное правовое регулирование порядка взаимодействия органов местного самоуправления сельских поселений с хозяйствующими субъектами, заинтересованными в социально-экономическом развитии муниципальных образований (в том числе, за счет развития муниципально-частного партнерства).

Для решения указанных проблем сельских поселений в ноябре 2010 г. была принята Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [1], однако, кроме этого муниципалитетам необходимо самостоятельно активизировать работу по решению вопросов по расширению возможностей развития.

В настоящее время органы местного самоуправления большинства муниципальных образований, в том числе сельских, вынуждены проводить целый комплекс организационных и материально-технических мероприятий, обеспечивающих реализацию реформы местного самоуправления, а также требований законодательства Российской Федерации. В тоже время данные расходы местных бюджетов не учитываются при расчете финансовой базы муниципальных образований и осуществлении межбюджетного регулирования, а, следовательно, не обеспечены соответствующими источниками доходов.

К числу таких мероприятий относятся:

  • учет, инвентаризация, оформление технической документации на земельные участки и муниципальное имущество, а также осуществление регистрации указанных объектов;

  • составление генеральных планов поселений, документов территориального планирования муниципальных районов, правил землепользования и застройки территорий, документации по планировке территорий;

  • профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации и обучение депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих.

Кроме того, в условиях экономического кризиса большинство сельских муниципальных образований не располагают средствами на финансирование капитальных расходов, в том числе на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований (теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, канализации), а также на проведение капитального ремонта зданий и объектов муниципальной собственности в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. Все это указывает на необходимость комплексного подхода в решении проблем развития сельских территорий.

Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.07г. [2] определяет основные направления государственной поддержки предпринимательства, к которым отнесены:

  • имущественная,
  • финансовая,
  • консультационная,
  • образовательная,
  • информационная поддержка.

В рамках каждого направления разрабатываются конкретные меры, мероприятия и инструменты развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Как видно, образовательное направление является одной из приоритетных составляющих при формировании как государственной, так и региональной политики социально-экономического развития.

Одним из основных условий стабильного функционирования муниципальных образований является обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе реальной оценки финансового положения муниципальных образований.

В такой ситуации целесообразно рассмотреть возможность перехода к новому конкурентоспособному образу жизни на сельской территории с современной экономикой и инфраструктурой. Это должен быть локальный вариант экономики, развивающейся за счет создания продуктов. Для этого необходимо задействовать все имеющиеся возможности модернизации и инновационного развития для сельских территорий. К числу таких возможностей стоит отнести:

  • использование «малых»  технологий, которые позволят создавать локальные (т.е. немассовые) производства, способные конкурировать на своем рынке с массовой (завозной) продукцией, постепенно «отвоевывая» внутренний  рынок;

  • развитие на селе несельскохозяйственных видов деятельности, рынка услуг, которые могут занять кадровые ресурсы, задействованные  в аграрном секторе (или переработке аграрной продукции);

  • укрепление лесной отрасли с производством сопутствующих материалов, в том числе разработкой новых видов товаров на древесной основе;

  • сбор, заготовка и переработка дикоросов, которая имеет явный потенциал для выхода на потребительский рынок;

  • развитие рыбохозяйственной деятельности;

  • формирование инфраструктуры и услуг в сфере сельского (т.н. «экологического» и этнокультурного) туризма, в том числе определение инновационных туристических продуктов.

Все это может быть успешно совмещено с привнесением на сельские территории маркетинговых технологий (брендинг и маркетинг мест), развитием онлайновых видов бизнеса, а также с развитием традиционных форм хозяйствования на селе – фермерства, личных подсобных хозяйств.

Важнейшим условием для этого является развитие микрокредитования, кредитных кооперативов и прочих форм финансирования  малых хозяйственных структур, а также использование франчайзинговых схем организации производства и обслуживания.

В качестве экономического ориентира развития села на сегодняшний день следует рассматривать обеспечение полной  и постоянной занятости трудоспособного населения, обеспечение эффективного использования земельных и природных ресурсов, обеспечение благоприятной окружающей природной среды.

Опыт Республики Саха (Якутия)

В Республике Саха (Якутия) малый бизнес оказывает заметное влияние на социально-экономическое развитие. На долю средних и малых предприятий в общем количестве организаций по итогам 2010 года приходится 47,3%, в объеме оборота – 22,2%, среднесписочной численности работников – 15,3%. Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в г. Якутске (44,4% от общего количества), г. Нерюнгри (10,7%), Мирнинском (5,5%) и Алданском (4,8%) районах. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году составило около 47 тысяч, при общем приросте по сравнению с 2008 годом почти на 19%. Рост числа субъектов оказывает позитивное влияние на изменение ряда других социально-экономических составляющих деятельности малого и среднего бизнеса Республики Саха (Якутия). [1]

Растут показатели оборота организаций, оборота розничной торговли и общественного питания. Обороты в сфере малого и среднего предпринимательства в основном обеспечивают предприятия оптовой и розничной торговли, строительного комплекса, обрабатывающих производств, транспорта и связи.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника малого предприятия на начало 2011 года составила 18,5 тысяч рублей. По данному показателю Якутия занимает пятое место в Дальневосточном федеральном округе. При этом, доходы от предпринимательской деятельности в общей структуре доходов населения в Республике Саха (Якутия) превышают общероссийские показатели на треть и занимают первое место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.

Индивидуальными предпринимателями региона производится около 44 видов промышленной продукции, при этом большинство предпринимателей занимаются производством хлеба и хлебобулочных изделий, необработанной древесины и кондитерских изделий.

В течение последнего десятилетия правительством республики совместно с муниципальными образованиями проведена большая работа по созданию и укреплению региональной и муниципальной инфраструктуры. Образовательное направление обеспечивают следующие объекты и элементы инфраструктуры:

  • ГУДО «Бизнес школа» г. Якутска с филиалами в городах Нерюнгри и Мирный;
  • АНО «Центр поддержки предпринимательства», имеющий подразделения в муниципальных образованиях;
  • Бизнес-инкубаторы в городах Якутск и Нерюнгри.

В основе системной работы лежит бесплатное обучение потенциальных и начинающих предпринимателей «Основам предпринимательской деятельности», «Бизнес планированию». Для более продвинутой аудитории проводятся семинары и тренинги на разнообразную тематику с привлечением опытных лекторов и успешных бизнесменов-практиков, в том числе из других регионов.

7 октября 2010 года в Якутске состоялся III съезд представителей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), делегаты которого одобрили «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2011-2020 годы». В целях создания благоприятного инвестиционного климата в предпринимательском секторе данная стратегия, в частности, предполагает инвестиции в кадровый потенциал, через организацию целенаправленной работы по улучшению качества человеческого потенциала, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия). В качестве элементов работы рассматриваются следующие мероприятия:

  • разработка специализированных отраслевых очно-дистанционных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров;
  • расширение спектра образовательно-консалтинговых услуг в вопросах эффективной организации предпринимательской деятельности;
  • обмен опытом с субъектами Российской Федерации, специализированными организациями, ассоциациями и объединениями;
  • организация на базе образовательных учреждений республики «Учебно-деловых центров молодежных инициатив», основной целью которых является формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять их при организации малого бизнеса;
  • проведение мастер-классов с привлечением лучших российских и иностранных бизнесменов с успешным опытом создания продуктов и организацией продаж;
  • развитие партнерских сетей, включающих образовательные учреждения, бизнес, инфраструктурные организации.

Финансово-экономический институт (далее – ФЭИ) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова вносит серьезный вклад в процесс образовательной поддержки малого предпринимательства региона через организацию обучения  потенциальных, начинающих и работающих предпринимателей, работников  коммерческих структур, муниципальных органов и общественных организаций, ответственных за развитие малого бизнеса.

При ФЭИ работает Международная летняя школа, являющаяся результатом международного сотрудничества и партнерства в рамках Тематической сети «Местное и региональное развитие на Севере» (Local & Regional Development in the North) Университета Арктики. Руководитель Тематической сети – профессор университетского колледжа Финнмарк Тур Гъертсен из Норвегии (Tor Gjertsen, Finnmark University college). В  2008 году партнерами было принято решение об организации курсов в формате летней школы для сельских жителей, желающих открыть собственное дело, которая начала свою работу в 2009 году в селе Октемцы на базе местного лицея. Данное мероприятие стало составной частью большого научно-исследовательского проекта ФЭИ под названием «Инновационное развитие северных территорий России», поддержанного и финансируемого Министерством образования и науки РФ.

Международная летняя школа оказывает заметное влияние на социально-экономическое развитие муниципалитетов через повышение образовательного уровня населения и реализацию коммерческих и социальных проектов. Слушатели изучают интенсивный курс лекционных и практических занятий, разрабатывают индивидуальные или групповые проекты, которые защищаются перед комиссией, в состав которой приглашаются руководители и представители местных администраций. Поэтому важнейшим положительным эффектом летней школы является не сколько обучение и бесплатная консультация по разработке проекта, а объединение жителей, представителей общественных организаций и муниципальных органов власти в условиях неформального общения, поскольку обсуждаются проблемы развития территории, пути их решения, перспективы развития.

Количество слушателей международной летней школы в Октемцах в 2009 году составило 8 человек, которые разработали 7 проектов, включая 1 социальный (открытие музея). По пяти проектам из семи была начата реализация и получены конкретные результаты:

  • открытие и расширение дела – 1 социальный проект,

  • получение субсидии на открытие своего дела – 1 проект,

  • получена имущественная поддержка в виде предоставления земельных участков под бизнес – 2 проекта,

  • получена имущественная поддержка в виде предоставления объектов недвижимости (здание) под бизнес – 1 проект.

В 2010 году школа прошла уже на четырех площадках: помимо Якутска были организованы выездные занятия в трех поселениях: Октемцы, Тюнгюлю и Хатыстыр. Последний является местом компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – эвенков.

Таблица 1

Информация о проектах международной летней школы 2010 года в Якутии

Место проведения

Количество слушателей, характеристика

Количество проектов, характеристика

Октемцы

11 слушателей, в т.ч.:

ИП – 3,

безработных – 2,

пенсионеров – 2.

11 проектов, в т.ч.:

сельское хозяйство – 3,

бытовые услуги – 2,

интеллектуальные услуги – 2,

производственные услуги – 1,

туризм, гостиничный сервис – 1,

прочие – 2,

в т.ч.: социальных проекта – 1.

Тюнгюлю

17 слушателей, в т.ч.:

ИП – 4,

безработных – 3.

16 проектов, в т.ч.:

сельское хозяйство – 1,

строительство и производство строительных материалов – 4,

бытовые услуги – 2,

интеллектуальные услуги – 3,

производственные услуги – 2,

туризм, гостиничный сервис – 1,

прочие – 2;

в т.ч.: социальных проекта – 4.

Хатыстыр

17 слушателей

14 проектов, в т.ч.:

сельское хозяйство – 2,

строительство и производство строительных материалов – 2,

бытовые услуги – 3,

интеллектуальные услуги – 3,

производство и производственные услуги – 2,

туризм, гостиничный сервис – 1,

торговля – 1,

экологические проекты – 2,

прочие – 2;

в т.ч.: социальных проекта – 3,

проекты развития кочевых родовых общин КМНС – 2.

Всего

45 слушателей

41 проект

В 2011 году школа прошла также на четырех площадках: г.Якутск, с.Октемцы, с.Тюнгюлю и с.Намцы.

Опыт Республики Коми

В 2011 году Малый и средний бизнес в Республике Коми по состоянию на 01.01.2011 года представляют 38068 хозяйствующих субъектов, в том числе 106 средних предприятий, 1482 малых предприятий, 12798 микропредприятий и 23682 индивидуальных предпринимателя. Из общего количества юридических лиц, ведущих свою деятельность на территории республики - 70,3% - это малые (в том числе микропредприятия) и средние предприятия.

В территориальном разрезе малое и среднее предпринимательство наиболее динамично развивается в городах, где шире потребительский рынок и сконцентрированы трудовые и сырьевые ресурсы. В городской местности работают 85 % субъектов малого и среднего предпринимательства. Основная часть субъектов малого предпринимательства зарегистрирована в Сыктывкаре - 37% субъектов малого и среднего предпринимательства, в Ухте – 17%, в Усинске – 8%.       

Среди сельских районов лидирующее положение по количеству зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства принадлежит Усть-Вымскому району – 647 единиц или 2% от количества субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Коми. В разрезе муниципальных образований наблюдается сокращение в 2010 году количества зарегистрированных средних предприятий Сыктывкара, Ухты, Ижемского, района. В Княжпогостском, Койгородском средние предприятия ликвидировались. Увеличение средних предприятий произошло в Усинске, Сыктывдинском и Троицко-Печорском районах.

При анализе проблем развития сельских территорий и предпринимательской активности на селе нами были выявлены следующие аспекты:

  1. недостаточная экономическая база, и прежде всего отсутствие значимых (градообразующих) производств;

  2. низкая транспортная доступность;

  3. недостаточный уровень развития инфраструктуры;

  4. низкие доходы, низкий потребительский спрос, узость рынков сбыта;

  5. низкий уровень частно-государственного партнерства;

  6. высокий уровень налогообложения;

  7. недоступность кредитов;

  8. недостаточное качество и компетентность административного управления;

  9. низкая занятость населения (особенно молодежи), безработица;

  10. отсутствие господдержки;

  11. невысокий уровень и качество социального сервиса;

  12. люмпенизированность, депрессивность и нигилизм части населения.

Большую часть указанных проблем можно решить посредством повышения экономических знаний среди жителей сельских поселений. Однако такое образование должно отличаться по качеству от традиционного образования в университетах, поэтому опыт проведения летних школ в Якутии оказался полезным для начала работы в Республике Коми.   

В июне 2011 года в селе Ижма Республики Коми также была организована международная бизнес-школа по обучению предпринимательству. В проекте были задействованы специалисты и преподаватели Сыктывкарского Государственного Университета (факультет управления и финансово-экономический факультет), Ухтинского Государственного Технического Университета (факультет экономики и управления), специалисты Университетского колледжа Финнмарк (Норвегия), специалисты единственного в мире саамского бизнес-парка «Гайза» (Норвегия), специалисты Института экономики и управления Северо-Восточного Федерального Университета, а также Бизнес-инкубатора Республики Коми. В целом в проект были вовлечены более 30 специалистов международного уровня с необходимым опытом и компетенциями в сфере предпринимательства, образования предпринимателей и реализации специализированных программ общественного и экономического развития северных отдаленных сообществ.

Посредством интернационализации серии прикладных научно-исследовательских проектов в сфере местного и регионального развития через проведение практически-ориентированных семинаров и создание социально-экономических партнерств в отдаленных северных сообществах участники партнерства вносят огромный вклад в процесс накопления знаний и компетенций, адаптации в новом глобальном сообществе жителей сел Республики Коми.

 Таблица 2

Информация о проектах международной летней школы 2011 года в Ижме

Ижма

27 слушателей

19 проектов, в т.ч.:

сельское хозяйство –2 ,

строительство и производство строительных материалов –4 ,

бытовые услуги –2,

интеллектуальные услуги – 1,

производство и производственные услуги –3 ,

туризм, гостиничный сервис –1 ,

торговля – 2,

экологические проекты –0 ,

прочие –2 ;

в т.ч.: социальных проекта – 2,

реконструкция частного музея в Сизябске – 1,

реконструкция музея в Ижме –1 .

 

Как показано в таблице, слушателями было представлено 19 проектов создания малых предприятий в Ижемском районе, 4 из которых были поддержаны Министерством экономического развития РК и другими финансовыми структурами.

По нашему мнению, в Ижемском районе можно развивать следующие направления малого предпринимательства:

  1. Лесозаготовка и лесопереработка;

  2. Внутренний и въездной туризм;

  3. Инновации в области экологии;

  4. Животноводство;

  5. Овощеводство, растениеводство;

  6. Сбор дикоросов;

  7. Переработка сельхозпродукции, пищевое производство (мясо,  молоко, овощи, дикоросы, производство чистой воды, алкогольных и безалкогольных напитков)

  8. Рыболовство, переработка рыбы, рыборазведение;

  9. Народные промыслы;

  10. Охота, охотничье хозяйство;

  11. Транспорт и дорожное хозяйство;

  12. Добыча полезных ископаемых;

  13. Строительство и производство стройматериалов;

  14. Платные услуги: (бытовые, транспортные, проектирование, дизайн, инжиниринг, электромонтажные, сантехнические, ремонтные, общепит, коммунальные, образовательные, медицинские, юридические, сервис и т.д.)

Сельское хозяйство и оленеводство, которыми в основном живет Ижма, находятся не в лучшем состоянии сегодня, но потенциал для роста огромен. Также есть хорошие возможности для альтернативной занятости, например, в сфере туризма. Богатейшая культура и творческие традиции ижемцев своим колоритом всегда привлекали общественное внимание. Яркая история этого края с момента его основания достойное тому подтверждение.

Для качественного развития предпринимательства в сельских муниципальных образованиях Республики Коми прежде всего следует:

  1. Привязать стратегии развития муниципальных образований к целевым отраслевым, территориальным планам и программам развития Республики Коми и Северо-Западного региона России;

  2. Поддерживать активную гражданскую позицию населения и развитие общественных движений;

  3. Содействовать в разработке программ и принятии решений на начальном этапе развития;

  4. Развивать кооперацию и сотрудничество в направлениях: «село-город», «север-юг»;

  5. Формировать нацеленность производств на внешние рынки;

  6. Взаимно увязывать коммерческие проекты и социальные проекты на территории.

  

 

 

Список литературы:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 N 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года». Эл. Ресурс. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/11437.html

  2. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.07г. Эл. Ресурс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115870/

  3. Росстат. Институциональные преобразования в экономике. Эл. Ресурс. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/reform/

  4. Серяков. А.В. Расширение международных связей в области исследований социально-экономического развития Севера // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [Электронный ресурс] http://koet.syktsu.ru/vestnik/2010/2010-4/11/11.htm

 

Literature:

  1. Government Order of the Russian Federation 30.11.2010 № 2136-r "On Approval of the Concept of Sustainable Rural Development of the Russian Federation in 2020." http://www.consultant.ru/law/hotdocs/11437.html

  2. The Federal Law "On the development of small and medium sized enterprises in the Russian Federation» № 209-FZ of 24.07.07g. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115870/

  3. Rosstat. Institutional reforms in the economy. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/reform/

  4. Seryakov. A. Expansion of international relations in research on socio-economic development of North / / Corporate governance and innovative development of the North: Journal of the Research Center of Corporate Law, Governance and Venture investment of Syktyvkar State University. http://koet.syktsu.ru/vestnik/2010/2010-4/11/11.htm