Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Бизнес-образование как важнейшее направление поддержки развития малого
предпринимательства и условие социально-экономического развития Северных
территорий
Серяков А.В., Пономарева В.А., Филиппов Д.В.
В статье рассматриваются вопросы развития малого
предпринимательства в сельских муниципальных образованиях северных территорий
России. Анализируются текущие проблемы и предлагаются пути их решения
посредством обучения предпринимательству жителей сельских поселений.
Рассматривается опыт обучения в международной бизнес-школе в Республике Саха
(Якутия) и в Республике Коми. Small business development in rural
municipalities in the northern territories of Russia is covered in the article.
Current problems are analyzed and suggestions are made to address them through
entrepreneurship education in rural communities. Education experience in
international business schools in the Republic of Sakha (Yakutia) and in the
Komi Republic is presented. Ключевые слова: Север, бизнес-образование,
предпринимательство, международная школа, Республика Саха (Якутия), Республика
Коми, сотрудничество, поддержка, проект. Keywords: North, business
education, entrepreneurship, international school, the Sakha Republic (Yakutia),
the Komi Republic, cooperation, support, project.
Сельские поселения занимают преобладающую часть территории
Российской Федерации, на которой проживает почти треть населения. Обладая
серьезным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным
потенциалом, они способны сделать серьезный вклад в решение задач
экономического роста и социального развития страны. Но в условиях неравномерности развития территорий только
объединение усилий государства, муниципальных образований, бизнеса и гражданских
организаций способно вывести сельские поселения новый уровень, уровень
устойчивого социально-экономического развития. В настоящее время главной
необходимостью является применение комплексного подхода к развитию сельских
территорий. Создание условий для перехода сельских поселений на режим
устойчивого и комплексного социально-экономического развития предполагает
применение эффективных программно-целевых методов управления и бюджетного
планирования, а также разработку новых технологий муниципального управления
социально-экономическим развитием территории. Претворение в жизнь стратегических задач
социально-экономического развития сельских территорий, формирование и исполнение
местных бюджетов, осуществление экономической деятельности, содействие
социального сектора, комплексное развитие основных отраслей муниципального
хозяйства, частного сектора производства и потребления должны осуществляться
органами местного самоуправления сельских поселений на основе соответствующих
муниципальных планов и программ при активной поддержке органов государственной
власти как на уровне страны в целом, так и субъектов Российской Федерации
(государственно-муниципальное партнерство). В современных условиях сельские поселения объединяют типичные
проблемы:
Кроме того, к проблемам перехода также следует отнести:
Для решения указанных проблем сельских поселений в ноябре 2010
г. была принята Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской
Федерации на период до 2020 года [1], однако, кроме этого муниципалитетам
необходимо самостоятельно активизировать работу по решению вопросов по
расширению возможностей развития. В настоящее время органы местного самоуправления большинства
муниципальных образований, в том числе сельских, вынуждены проводить целый
комплекс организационных и материально-технических мероприятий, обеспечивающих
реализацию реформы местного самоуправления, а также требований законодательства
Российской Федерации. В тоже время данные расходы местных бюджетов не
учитываются при расчете финансовой базы муниципальных образований и
осуществлении межбюджетного регулирования, а, следовательно, не обеспечены
соответствующими источниками доходов. К числу таких мероприятий относятся:
Кроме того, в условиях экономического кризиса большинство
сельских муниципальных образований не располагают средствами на финансирование
капитальных расходов, в том числе на модернизацию объектов коммунальной
инфраструктуры муниципальных образований (теплоснабжения, электроснабжения,
водоснабжения, газоснабжения и водоотведения, канализации), а также на
проведение капитального ремонта зданий и объектов муниципальной собственности в
сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего
предпринимательства Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.07г. [2] определяет
основные направления государственной поддержки предпринимательства, к которым
отнесены:
В рамках каждого направления разрабатываются конкретные меры,
мероприятия и инструменты развития и поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства. Как видно, образовательное направление является одной из
приоритетных составляющих при формировании как государственной, так и
региональной политики социально-экономического развития. Одним из основных условий стабильного функционирования
муниципальных образований является обеспечение сбалансированности местных
бюджетов на основе реальной оценки финансового положения муниципальных
образований. В такой ситуации целесообразно рассмотреть возможность
перехода к новому конкурентоспособному образу жизни на сельской территории с
современной экономикой и инфраструктурой. Это должен быть локальный вариант
экономики, развивающейся за счет создания продуктов. Для этого необходимо
задействовать все имеющиеся возможности модернизации и инновационного развития
для сельских территорий. К числу таких возможностей стоит отнести:
Все это может быть успешно совмещено с привнесением на
сельские территории маркетинговых технологий (брендинг и маркетинг мест),
развитием онлайновых видов бизнеса, а также с развитием традиционных форм
хозяйствования на селе – фермерства, личных подсобных хозяйств. Важнейшим условием для этого является развитие
микрокредитования, кредитных кооперативов и прочих форм финансирования малых
хозяйственных структур, а также использование франчайзинговых схем организации
производства и обслуживания. В качестве экономического ориентира развития села на
сегодняшний день следует рассматривать обеспечение полной и постоянной
занятости трудоспособного населения, обеспечение эффективного использования
земельных и природных ресурсов, обеспечение благоприятной окружающей природной
среды. Опыт Республики Саха (Якутия) В Республике Саха (Якутия) малый бизнес оказывает заметное
влияние на социально-экономическое развитие. На долю средних и малых предприятий
в общем количестве организаций по итогам 2010 года приходится 47,3%, в объеме
оборота – 22,2%, среднесписочной численности работников – 15,3%. Наибольшее
число малых предприятий сосредоточено в г. Якутске (44,4% от общего количества),
г. Нерюнгри (10,7%), Мирнинском (5,5%) и Алданском (4,8%) районах. Число
субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году составило около 47
тысяч, при общем приросте по сравнению с 2008 годом почти на 19%. Рост числа
субъектов оказывает позитивное влияние на изменение ряда других
социально-экономических составляющих деятельности малого и среднего бизнеса
Республики Саха (Якутия). [1] Растут показатели оборота организаций, оборота розничной
торговли и общественного питания. Обороты в сфере малого и среднего
предпринимательства в основном обеспечивают предприятия оптовой и розничной
торговли, строительного комплекса, обрабатывающих производств, транспорта и
связи. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника
малого предприятия на начало 2011 года составила 18,5 тысяч рублей. По данному
показателю Якутия занимает пятое место в Дальневосточном федеральном округе. При
этом, доходы от предпринимательской деятельности в общей структуре доходов
населения в Республике Саха (Якутия) превышают общероссийские показатели на
треть и занимают первое место среди субъектов Дальневосточного федерального
округа. Индивидуальными предпринимателями региона производится около
44 видов промышленной продукции, при этом большинство предпринимателей
занимаются производством хлеба и хлебобулочных изделий, необработанной древесины
и кондитерских изделий. В течение последнего десятилетия правительством республики
совместно с муниципальными образованиями проведена большая работа по созданию и
укреплению региональной и муниципальной инфраструктуры. Образовательное
направление обеспечивают следующие объекты и элементы инфраструктуры:
В основе системной работы лежит бесплатное обучение
потенциальных и начинающих предпринимателей «Основам предпринимательской
деятельности», «Бизнес планированию». Для более продвинутой аудитории проводятся
семинары и тренинги на разнообразную тематику с привлечением опытных лекторов и
успешных бизнесменов-практиков, в том числе из других регионов. 7 октября 2010 года в Якутске состоялся III съезд
представителей субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха
(Якутия), делегаты которого одобрили «Стратегию развития малого и среднего
предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2011-2020 годы». В целях
создания благоприятного инвестиционного климата в предпринимательском секторе
данная стратегия, в частности, предполагает инвестиции в кадровый потенциал,
через организацию целенаправленной работы по улучшению качества человеческого
потенциала, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства Республики
Саха (Якутия). В качестве элементов работы рассматриваются следующие
мероприятия:
Финансово-экономический институт (далее – ФЭИ)
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова вносит серьезный
вклад в процесс образовательной поддержки малого предпринимательства региона
через организацию обучения потенциальных, начинающих и работающих
предпринимателей, работников коммерческих структур, муниципальных органов
и общественных организаций, ответственных за развитие малого бизнеса. При ФЭИ работает Международная летняя школа, являющаяся
результатом международного сотрудничества и партнерства в рамках Тематической
сети «Местное и региональное развитие на Севере» (Local
& Regional Development in the North) Университета
Арктики. Руководитель Тематической сети – профессор университетского колледжа
Финнмарк Тур Гъертсен из Норвегии (Tor Gjertsen,
Finnmark University college). В 2008 году
партнерами было принято решение об организации курсов в формате летней школы для
сельских жителей, желающих открыть собственное дело, которая начала свою работу
в 2009 году в селе Октемцы на базе местного лицея. Данное мероприятие стало
составной частью большого научно-исследовательского проекта ФЭИ под названием
«Инновационное развитие северных территорий России», поддержанного и
финансируемого Министерством образования и науки РФ. Международная летняя школа оказывает заметное влияние на
социально-экономическое развитие муниципалитетов через повышение
образовательного уровня населения и реализацию коммерческих и социальных
проектов. Слушатели изучают интенсивный курс лекционных и практических занятий,
разрабатывают индивидуальные или групповые проекты, которые защищаются перед
комиссией, в состав которой приглашаются руководители и представители местных
администраций. Поэтому важнейшим положительным эффектом летней школы является не
сколько обучение и бесплатная консультация по разработке проекта, а объединение
жителей, представителей общественных организаций и муниципальных органов власти
в условиях неформального общения, поскольку обсуждаются проблемы развития
территории, пути их решения, перспективы развития. Количество слушателей международной летней школы в Октемцах в
2009 году составило 8 человек, которые разработали 7 проектов, включая 1
социальный (открытие музея). По пяти проектам из семи была начата реализация и
получены конкретные результаты:
В 2010 году школа прошла уже на четырех площадках: помимо
Якутска были организованы выездные занятия в трех поселениях: Октемцы, Тюнгюлю и
Хатыстыр. Последний является местом компактного проживания коренных
малочисленных народов Севера – эвенков. Таблица 1
Информация о проектах международной летней школы 2010 года в Якутии
В 2011 году школа прошла также на четырех площадках: г.Якутск,
с.Октемцы, с.Тюнгюлю и с.Намцы. Опыт Республики Коми В 2011 году Малый и средний бизнес в Республике Коми по
состоянию на 01.01.2011 года представляют 38068 хозяйствующих субъектов, в том
числе 106 средних предприятий, 1482 малых предприятий, 12798 микропредприятий и
23682 индивидуальных предпринимателя. Из общего количества юридических лиц,
ведущих свою деятельность на территории республики - 70,3% - это малые (в том
числе микропредприятия) и средние предприятия. В территориальном разрезе малое и среднее предпринимательство
наиболее динамично развивается в городах, где шире потребительский рынок и
сконцентрированы трудовые и сырьевые ресурсы. В городской местности работают 85
% субъектов малого и среднего предпринимательства. Основная часть субъектов
малого предпринимательства зарегистрирована в Сыктывкаре - 37% субъектов малого
и среднего предпринимательства, в Ухте – 17%, в Усинске – 8%. Среди сельских районов лидирующее положение по количеству
зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства принадлежит
Усть-Вымскому району – 647 единиц или 2% от количества субъектов малого и
среднего предпринимательства Республики Коми. В разрезе муниципальных
образований наблюдается сокращение в 2010 году количества зарегистрированных
средних предприятий Сыктывкара, Ухты, Ижемского, района. В Княжпогостском,
Койгородском средние предприятия ликвидировались. Увеличение средних предприятий
произошло в Усинске, Сыктывдинском и Троицко-Печорском районах. При анализе проблем развития сельских территорий и
предпринимательской активности на селе нами были выявлены следующие аспекты:
Большую часть указанных проблем можно решить посредством
повышения экономических знаний среди жителей сельских поселений. Однако такое
образование должно отличаться по качеству от традиционного образования в
университетах, поэтому опыт проведения летних школ в Якутии оказался полезным
для начала работы в Республике Коми. В июне 2011 года в селе Ижма Республики Коми также была
организована международная бизнес-школа по обучению предпринимательству. В
проекте были задействованы специалисты и преподаватели Сыктывкарского
Государственного Университета (факультет управления и финансово-экономический
факультет), Ухтинского Государственного Технического Университета (факультет
экономики и управления), специалисты Университетского колледжа Финнмарк
(Норвегия), специалисты единственного в мире саамского бизнес-парка «Гайза»
(Норвегия), специалисты Института экономики и управления Северо-Восточного
Федерального Университета, а также Бизнес-инкубатора Республики Коми. В целом в
проект были вовлечены более 30 специалистов международного уровня с необходимым
опытом и компетенциями в сфере предпринимательства, образования предпринимателей
и реализации специализированных программ общественного и экономического развития
северных отдаленных сообществ. Посредством интернационализации серии прикладных
научно-исследовательских проектов в сфере местного и регионального развития
через проведение практически-ориентированных семинаров и создание
социально-экономических партнерств в отдаленных северных сообществах участники
партнерства вносят огромный вклад в процесс накопления знаний и компетенций,
адаптации в новом глобальном сообществе жителей сел Республики Коми.
Таблица
2
Информация о проектах международной летней школы 2011 года в Ижме
Как показано в таблице, слушателями было представлено 19
проектов создания малых предприятий в Ижемском районе, 4 из которых были
поддержаны Министерством экономического развития РК и другими финансовыми
структурами. По нашему мнению, в Ижемском районе можно развивать следующие
направления малого предпринимательства:
Сельское хозяйство и оленеводство, которыми в основном живет
Ижма, находятся не в лучшем состоянии сегодня, но потенциал для роста огромен.
Также есть хорошие возможности для альтернативной занятости, например, в сфере
туризма. Богатейшая культура и творческие традиции ижемцев своим колоритом
всегда привлекали общественное внимание. Яркая история этого края с момента его
основания достойное тому подтверждение. Для качественного развития предпринимательства в сельских
муниципальных образованиях Республики Коми прежде всего следует:
Список литературы:
Literature:
|