Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Расширение международных связей в области исследований социально-экономического развития Севера
Серяков.
А.В.
В статье анализируется интернационализация учреждений высшего образования на Севере как важная составляющая процесса глобализации. Представлены общие приоритеты интернационализации, влияющие на развитие экономических, социальных и культурных связей. Раскрыта важность международного сотрудничества для северных регионов. Предложены основные положения интернационализации университета в целях обеспечения международного сотрудничества и исследований социально-экономических аспектов развития Севера Internationalization of higher education institutions in the northern territories is analyzed as important process of globalization. Common priorities of internationalization that influence the development of economic, social and cultural connections are presented. The importance of international cooperation of the northern regions is revealed. The fundamentals of university internationalization for provision of international cooperation and research of the northern development socio-economic aspects are proposed Ключевые слова: международное сотрудничество, конкуренция, университет, высшее образование, рынок образовательных услуг, управление образованием, глобализация, Север Key words: international cooperation, competition, university, higher education, education market, education management, globalization, the North
Нынешние изменения в мировой экономике, политике, социальной и культурной жизни
людей в большей мере вызваны происходящими процессами глобализации. В условиях
открытия границ для капитала, как денежного, так и человеческого, возрастает
роль учебных заведений, поставляющих высококвалифицированные кадры на локальный
рынок труда. Вместе с тем усиливается конкуренция на рынке образовательных
услуг, что приводит к изменениям спроса на образование со стороны населения в
различных учебных заведениях.
Массовость высшего образования и создание глобального рынка образовательных
услуг привели к изменению сущности международного университетского
сотрудничества. В настоящий момент организации высшего образования во всем мире
создают связи для более успешного конкурирования на рынке образовательных услуг.
Глобализация, открытие границ, признание уровней образования между странами и
развитие информационных технологий способствуют созданию стратегических альянсов
и консорциумов образовательных учреждений во всем мире.
Высшее образование не только служит административным и экономическим интересам
государства, но и стало важным аспектом становления национальной идентичности.
Таким образом, экспансия высшего образования за пределы государственной границы
приводит к получению выгод для государства. Не случайно Президент России обратил
на это внимание в Послании Федеральному собранию Российской Федерации.
Большинство публикаций по интернационализации высшего образования ссылаются на
положительный опыт Средневековья, во время которого была широко распространена
мобильность пилигримов – студентов и ученых. Так, широкое использование
латинского языка и унифицированность системы образования в христианской Европе
позволяли продолжать обучение или проводить научные изыскания в других
университетах. При этом помимо знаний студенты «перевозили» с собой через
государственные границы новый опыт, идеи, политические взгляды и моральные
воззрения. Кроме того, они передавали информацию о новых видах искусств, образах
жизни, политическом строе, привычках жителей других государств. Таким образом,
привлечение студентов для получения образования стало элементом культурной
экспансии.
Другой важный элемент в интернационализации высшего образования – увеличение
количества исследований и публикаций. Несмотря на то что ранее большинство
исследований имело национальный уклон, обмен информацией и идеями посредством
семинаров, конференций и публикаций являлся стабильным способом обеспечения
международных контактов в науке и образовании.
Кроме того, развитие информационных технологий, свободное движение капитала
через границы, мобильность и миграция трудовых ресурсов, ослабление требования
для пересечения границ между странами, появление системы кредитов в образовании
и международное признание степеней также способствовали развитию
интернационализации высшего образования.
Требования к интернационализации также предъявляют различные стейкхолдеры:
международные структуры, государственные и региональные правительства, частный
сектор, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся. Несмотря на то что
каждая группа заинтересованных лиц обладает специфическими интересами в развитии
международного сотрудничества, существуют общие приоритеты, разделяемые всеми
группами:
Существуют две основные стратегии интернационализации высших учебных заведений.
Первая – внедрение академических программ, научных проектов и услуг,
способствующих участию студентов, преподавателей и других лиц в
интернационализации. Вторая – изменение организационной стратегии и внедрение
структур, которые будут интегрировать интернационализацию в процессы внутри
университета.
Важным является процесс интернационализации высших учебных заведений в северных
территориях. Вследствие позднего промышленного освоения, проходившего
середине-конце
XX века, северные
учебные заведения имеют краткую историю существования. В целях выживания в
условиях острой конкуренции с крупными, десятки и сотни лет существующими
университетами, удержания и привлечения студентов, они вынуждены активно
выходить на международный уровень. Кроме того, интенсивное развитие северных
территорий стимулирует развитие институтов высшего образования, выделение и
закрепление за ними областей знаний по
северной тематике.
Особенно необходима в настоящее время интернационализация высших учебных
заведений на Российском Севере. Важность северных территорий заключается в том,
что они являются стратегическим резервом и опорой для развития экономики и
социальной сферы России. Север занимает почти две трети территории страны, в
районах Крайнего Севера постоянно проживает более 10 млн. человек, или 7%
населения России. Север не только природная кладовая, но и мощный
производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП, вносится
серьезный вклад в экономическое развитие
и доходы бюджета страны [3].
В
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 г. и в Основах
государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и
дальнейшую перспективу на северные регионы возлагается важная миссия
финансово-экономической поддержки перехода страны на инновационный путь
развития. Успешное выполнение данной миссии находится в большой зависимости от
образовательного и научного потенциала северных территорий.
В
последние десятилетия перед северными странами встали проблемы, которые являются
общими – изменение климата, ухудшение экологии вследствие активного
промышленного освоения, исчерпание природных ресурсов, миграция и исчезновение
некоторых видов животных.
В
настоящее время назрела необходимость интегрированного концептуального подхода,
включающего все аспекты – экономический, социальный и экологический, чтобы
прекратить решение одних проблем посредством создания других. Если в рамках
одной страны такие проблемы решаются координированно, то в рамках всего севера
наблюдаются диспропорции. Поэтому для решения проблем в совокупности необходимо
развивать международное сотрудничество в сфере науки и образования,
государственного управления и в частном секторе. Особенного внимания требуют
следующие общие интересы для сотрудничества в пределах северных территорий:
изменение климата, энергоэффективность, освоение земель и геотехнологии,
устойчивое развитие и поиск альтернативных ресурсов, биоразнообразие, социальное
развитие, новые технологии, межкультурное понимание.
Таким образом, совместные научные и образовательные программы помогут обогатить
жизнь северян, создать достаточный человеческий капитал для устойчивого развития
Севера, улучшить доступ к качественному и современному образованию среди
населения, создавать знания и обмениваться ими для решения совместных проблем, а
также создать региональную идентичность людей, проживающих на севере, при этом
сохраняя культурное и национальное наследие.
Общими рекомендациями к интернационализации высшего учебного заведения на Севере
могут служить следующие положения:
Таким образом, возрастающее влияние высших учебных заведений северных
территорий, способствующих развитию экономики, социальных отношений, культуры и
других областей человеческого бытия, требует изменения методов и подходов
управления интернационализацией. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на
опыт бизнеса в развитии социальных отношений и построению эффективного
корпоративного управления, чтобы использовать передовой опыт в системе
управления высшим учебным заведением.
Список литературы:
Literature:
|