Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Расширение международных связей в области исследований социально-экономического развития Севера

Серяков. А.В.

 

В статье анализируется интернационализация учреждений высшего образования на Севере как важная составляющая процесса глобализации. Представлены общие приоритеты интернационализации, влияющие на развитие экономических, социальных и культурных связей. Раскрыта важность международного сотрудничества для северных регионов. Предложены основные положения интернационализации университета в целях обеспечения международного сотрудничества и исследований социально-экономических аспектов развития Севера

Internationalization of higher education institutions in the northern territories is analyzed as important process of globalization. Common priorities of internationalization that influence the development of economic, social and cultural connections are presented. The importance of international cooperation of the northern regions is revealed. The fundamentals of university internationalization for provision of international cooperation and research of the northern development socio-economic aspects are proposed

Ключевые слова: международное сотрудничество, конкуренция, университет, высшее образование, рынок образовательных услуг, управление образованием, глобализация, Север

Key words: international cooperation, competition, university, higher education, education market, education management, globalization, the North

 

Нынешние изменения в мировой экономике, политике, социальной и культурной жизни людей в большей мере вызваны происходящими процессами глобализации. В условиях открытия границ для капитала, как денежного, так и человеческого, возрастает роль учебных заведений, поставляющих высококвалифицированные кадры на локальный рынок труда. Вместе с тем усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг, что приводит к изменениям спроса на образование со стороны населения в различных учебных заведениях.

Массовость высшего образования и создание глобального рынка образовательных услуг привели к изменению сущности международного университетского сотрудничества. В настоящий момент организации высшего образования во всем мире создают связи для более успешного конкурирования на рынке образовательных услуг. Глобализация, открытие границ, признание уровней образования между странами и развитие информационных технологий способствуют созданию стратегических альянсов и консорциумов образовательных учреждений во всем мире.

Высшее образование не только служит административным и экономическим интересам государства, но и стало важным аспектом становления национальной идентичности. Таким образом, экспансия высшего образования за пределы государственной границы приводит к получению выгод для государства. Не случайно Президент России обратил на это внимание в Послании Федеральному собранию Российской Федерации.

Большинство публикаций по интернационализации высшего образования ссылаются на положительный опыт Средневековья, во время которого была широко распространена мобильность пилигримов – студентов и ученых. Так, широкое использование латинского языка и унифицированность системы образования в христианской Европе позволяли продолжать обучение или проводить научные изыскания в других университетах. При этом помимо знаний студенты «перевозили» с собой через государственные границы новый опыт, идеи, политические взгляды и моральные воззрения. Кроме того, они передавали информацию о новых видах искусств, образах жизни, политическом строе, привычках жителей других государств. Таким образом, привлечение студентов для получения образования стало элементом культурной экспансии.

Другой важный элемент в интернационализации высшего образования – увеличение количества исследований и публикаций. Несмотря на то что ранее большинство исследований имело национальный уклон, обмен информацией и идеями посредством семинаров, конференций и публикаций являлся стабильным способом обеспечения международных контактов в науке и образовании.

Кроме того, развитие информационных технологий, свободное движение капитала через границы, мобильность и миграция трудовых ресурсов, ослабление требования для пересечения границ между странами, появление системы кредитов в образовании и международное признание степеней также способствовали развитию интернационализации высшего образования.

Требования к интернационализации также предъявляют различные стейкхолдеры: международные структуры, государственные и региональные правительства, частный сектор, профессорско-преподавательский состав и обучающиеся. Несмотря на то что каждая группа заинтересованных лиц обладает специфическими интересами в развитии международного сотрудничества, существуют общие приоритеты, разделяемые всеми группами:

  1. Экономический рост и инвестиции в экономику. Интернационализация образования создает положительный эффект для технологического развития, что приводит к интенсивному инновационному росту экономики. Дополнительно рост экономики ведет к развитию международного экономического сотрудничества. Предоставление государственных стипендий для зарубежных студентов может рассматриваться в данном контексте как инвестиции в будущих лидеров, которые через некоторое время могут дать дополнительные преимущества в экономике, политике и других сферах в благодарность за свое обучение.

  2. Развитие рынка труда. По мере открытия государственных границ  и увеличения количества иностранных работников на национальном рынке трудовых ресурсов выпускник должен конкурировать за рабочее место и затем работать в интернациональном коллективе. В странах с неблагоприятной демографической ситуацией этот вопрос стоит наиболее остро. Кроме того, крупные международные корпорации на локальном рынке имеют тенденцию подбирать персонал с зарубежным образованием.

  3. Международные отношения. Интернационализация высшего образования также ведет к улучшению межгосударственных связей, повышению имиджа и дипломатического «веса». Образовательное сотрудничество проявляется в форме дипломатических инвестиций в будущие политические отношения. Предоставление стипендий для потенциальных лидеров других стран – это хороший способ познакомить со страной, привить национальные ценности, показать политическую систему, культуру и обычаи. В случае дипломатической напряженности или разрыва отношений научные и образовательные связи могут способствовать их восстановлению, то есть служить инструментом влияния.

  4. Дополнительный источник дохода. Обучение иностранных студентов по контракту, проведение дополнительных краткосрочных курсов, получение грантов от зарубежных фондов позволяют получать дополнительные денежные средства. Например, правительство Великобритании ввело политику полного самостоятельного финансирования обучения, что позволило снизить государственные расходы на образование. В то же время учебные заведения конкурируют за привлечение студентов, способных оплачивать дорогие учебные программы.

  5. Национальные приоритеты. В некоторых странах и регионах недостаток учреждений или учебных программ высшего образования стимулирует мобильность преподавателей и студентов. Например, норвежское правительство стимулировало обучение за рубежом вместо строительства новых учебных заведений. В некоторых европейских (Греция, Португалия), а также быстрорастущих странах академическая инфраструктура не позволяет покрыть спрос на высшее образование, таким образом вынуждая студентов обучаться в зарубежных учебных заведениях.

  6. Культурная экспансия. Этот приоритет проявляется в экспорте национальных культурных и моральных ценностей. Учебное заведение создает, передает и воссоздает культурные ценности внутри своих стен, что развивает в студентах видение зависимостей между людьми и обществами. Распространение культурных, религиозных и политических взглядов особенно важно в приграничных областях, что позволяет влиять на людей в приграничной области соседнего государства.

  7. Развитие личности. Интернационализация образования важна и для личностного развития человека посредством сравнения культур. Так, американские университеты стимулируют студентов обучаться за рубежом, чтобы исключить их одностороннее узкое развитие и привить дополнительные навыки.

  8. Международные аспекты в преподавании дисциплин. Международный подход в процессе обучения позволяет избежать однобокости в преподавании дисциплин, интегрировать международный опыт в учебную программу, развивать критическое мышление и способствовать научному поиску не только в национальных масштабах, но и в международных. Кроме того, обучение с использованием международного опыта позволяет развить междисциплинарное сотрудничество, а также является предпосылкой для создания совместных учебных планов в сотрудничающих университетах.

  9. Совершенствование качества образования и исследований. Интернационализация высшего образования позволяет повысить качество университетского образования посредством внедрения передовых методик и современных знаний.

Существуют две основные стратегии интернационализации высших учебных заведений. Первая – внедрение академических программ, научных проектов и услуг, способствующих участию студентов, преподавателей и других лиц в интернационализации. Вторая – изменение организационной стратегии и внедрение структур, которые будут интегрировать интернационализацию в процессы внутри университета.

Важным является процесс интернационализации высших учебных заведений в северных территориях. Вследствие позднего промышленного освоения, проходившего середине-конце XX века, северные учебные заведения имеют краткую историю существования. В целях выживания в условиях острой конкуренции с крупными, десятки и сотни лет существующими университетами, удержания и привлечения студентов, они вынуждены активно выходить на международный уровень. Кроме того, интенсивное развитие северных территорий стимулирует развитие институтов высшего образования, выделение и  закрепление за ними областей знаний по северной тематике.

Особенно необходима в настоящее время интернационализация высших учебных заведений на Российском Севере. Важность северных территорий заключается в том, что они являются стратегическим резервом и опорой для развития экономики и социальной сферы России. Север занимает почти две трети территории страны, в районах Крайнего Севера постоянно проживает более 10 млн. человек, или 7% населения России. Север не только природная кладовая, но и мощный производственный потенциал - здесь производится более 40 % ВВП, вносится серьезный  вклад в экономическое развитие и доходы бюджета страны [3].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.  и в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу на северные регионы возлагается важная миссия финансово-экономической поддержки перехода страны на инновационный путь развития. Успешное выполнение данной миссии находится в большой зависимости от образовательного и научного потенциала северных территорий.

В последние десятилетия перед северными странами встали проблемы, которые являются общими – изменение климата, ухудшение экологии вследствие активного промышленного освоения, исчерпание природных ресурсов, миграция и исчезновение некоторых видов животных.

В настоящее время назрела необходимость интегрированного концептуального подхода, включающего все аспекты – экономический, социальный и экологический, чтобы прекратить решение одних проблем посредством создания других. Если в рамках одной страны такие проблемы решаются координированно, то в рамках всего севера наблюдаются диспропорции. Поэтому для решения проблем в совокупности необходимо развивать международное сотрудничество в сфере науки и образования, государственного управления и в частном секторе. Особенного внимания требуют следующие общие интересы для сотрудничества в пределах северных территорий: изменение климата, энергоэффективность, освоение земель и геотехнологии, устойчивое развитие и поиск альтернативных ресурсов, биоразнообразие, социальное развитие, новые технологии, межкультурное понимание.

Таким образом, совместные научные и образовательные программы помогут обогатить жизнь северян, создать достаточный человеческий капитал для устойчивого развития Севера, улучшить доступ к качественному и современному образованию среди населения, создавать знания и обмениваться ими для решения совместных проблем, а также создать региональную идентичность людей, проживающих на севере, при этом сохраняя культурное и национальное наследие.

Общими рекомендациями к интернационализации высшего учебного заведения на Севере могут служить следующие положения:

  1. университет  должен функционировать как на локальном и национальном, так и на международном уровнях;

  2. деятельность университета в области международных отношений должна быть не спорадической, а систематической, закрепленной во внутренних процессах;

  3. международная активность университета не должна быть задачей только международного отдела или отдельных студентов и профессоров, а должна приниматься во внимание во всех процессах принятия решений на всех уровнях;

  4. международный аспект должен затрагивать все образовательные программы и большинство исследований в университете;

  5. мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава должна быть не только исходящей, в университет необходимо приглашать иностранных студентов и преподавателей для эффективного трансфера знаний;

  6. английский язык в качестве второго необходимо использовать при разработке курсов и ведения занятий, способствуя созданию образовательных программ на английском языке;

  7. необходимо активно сотрудничать с зарубежными научными и учебными заведениями в области исследований Севера.

Таким образом, возрастающее влияние высших учебных заведений северных территорий, способствующих развитию экономики, социальных отношений, культуры и других областей человеческого бытия, требует изменения методов и подходов управления интернационализацией. На наш взгляд, необходимо обратить внимание на опыт бизнеса в развитии социальных отношений и построению эффективного корпоративного управления, чтобы использовать передовой опыт в системе управления высшим учебным заведением.

 

 

Список литературы:

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. // СПС Консультант Плюс.

  2. Основа государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу // Электронный ресурс. Режим доступа: www.scrf.gov.ru/documents/98.html. Дата обращения: 24.11.2010.

  3. Сморчкова В.И. Арктика – регион мира и глобального сотрудничества (Институциональные предпосылки устойчивого развития). М.: Издательство РАГС, 2003.

  4. De Wit, Hans. Internationalization of Higher Education in the United States of America and Europe: A Historical, Comparative, and Conceptual Analysis. 2002. 272p.

  5. Enders, J., Fulton, O. Higher education in a globalizing world. International trends and mutual observations. 2002.

 

Literature:

  1. Long-term conception of socio-economic development of the Russian Federation till year 2020 // Consultant Plus.

  2. The basis of government policy of the Russian Federation in the Arctic till year 2020 and further perspective // www.scrf.gov.ru/documents/98.html

  3. Smorchkova V.I. The Arctic – region of peace and global cooperation (Institutional prerequisites of sustainable development). M: RAGS, 2003.

  4. De Wit, Hans. Internationalization of Higher Education in the United States of America and Europe: A Historical, Comparative, and Conceptual Analysis. 2002. 272p.

  5. Enders, J., Fulton, O. Higher education in a globalizing world. International trends and mutual observations. 2002.