Корпоративное управление и инновационное развитие
экономики Севера
|
|
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО: СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ Чужмаров А. И., Шихвердиев А. П. В статье определены социально-экономическое содержание и принципы стратегического частно-государственного партнерства как системы социально-экономических отношений в специфических условиях Севера и социально-экономические факторы развития стратегического частно-государственного партнерства организаций промышленности и органов власти северных регионов. Предложена концепция развития стратегического частно-государственного партнерства организаций промышленности и органов государственной власти северного региона, направленная на формирование социально ориентированной экономики региона с учетом достижения стратегических целей и тактических задач социально-экономического развития региона, основанная на согласовании интересов участников частно-государственного партнерства. In the article the socio-economic content and principles of a strategic public-private partnerships as a system of social and economic relations in the specific conditions of the North and the socio-economic factors in the development of strategic public-private partnership organizations of industry and government in the North. A concept of the development of a strategic public-private partnership organizations in industry and public authorities of the northern region, aimed at developing a socially oriented economy in the region with the strategic goals and tactical objectives of socio-economic development of the region, based on the harmonization of interests of participants of public-private partnerships. Ключевые слова: частно – партнерства, стратегия, принципы, концепция, регион, факторы, Север, инструменты, государство. Key words: public - private partnership, the strategy, the principles, the concept, the region, the factors, the North, the tools, the state. Мировой финансово-экономический
кризис стал для
промышленного комплекса северных регионов своего рода испытанием на
верность
принципам социальной ответственности. Социальные программы бизнеса
должны
трансформироваться, приобрести новые качества и новые направления.
Конкретные
возможности для развития частно-государственного партнерства состоят в
организации взаимодействия с федеральными и региональными органами
власти. В связи с этим особую значимость и
актуальность
приобретают вопросы формирования и развития
организационно-экономического
механизма развития частно-государственного партнерства,
ориентированного на обеспечение устойчивого
социально-экономического развития региона.
Частно-государственное партнерство
промышленного
комплекса и органов государственной власти в условиях северного региона
– это
совокупность экономических и социальных отношений
между субъектами предпринимательства и
органами власти, обусловленных особыми условиями жизни на Севере, направленных на
обеспечение устойчивого и
динамичного развития региона и
повышение экономической
эффективности
промышленного комплекса, имеющих стратегическое значение для социально-экономического
развития Севера. Социальная
ориентация экономических отношений в условиях Севера опирается на общие
стратегически долгосрочные интересы партнеров, развитие
частно-государственного
партнерства здесь предполагает стратегический характер, взаимную
заинтересованность, социальную направленность интересов,
согласованность целей
и задач, взаимную ответственность субъектов. Основными принципами стратегического
частно-государственного партнерства
как социально-экономической системы отношений в условиях Севера
являються:
– стратегический
характер частно-государственного партнерства, обусловленный
природно-климатическими условиями Севера;
– равенство
партнеров, подразумевающее общие интересы
частно-государственного партнерства
в зависимости от реализации его стратегических целей, мобильности и подверженности изменениям
структуры
партнерства, степени открытости системы и возможности включения в нее
других
структур; –
гармонизация
взаимодействия в полиструктурном характере отношений участников партнерства, наличии в нем
горизонтальных и
вертикальных структур; –
приоритетность социальной направленности стратегического
частно-государственного
партнерства, заключающаяся в повышении уровня жизни населения северных
регионов,
формировании высококвалифицированных кадров для инновационной
деятельности
организаций промышленности, приоритете государственных стратегических
целей над
целями индивидуальных владельцев капитала; – взаимная ответственность субъектов частно-государственного партнерства, предполагающая равную степень ответственности партнеров за социальные (в том числе этнодемографические) последствия и ущерб для высокоуязвимых северных экосистем в рамках реализации стратегий и конкретных проектов. –
экономическое развитие промышленного
комплекса северных регионов, ориентированное на рост производства; –
технологические инновации,
предполагающие повышение инновационной активности организаций
промышленности
Севера; –
социальная сфера, направленная на повышение
уровня жизни населения Севера на основе устойчивого развития экономики,
обеспечения экономической безопасности региона, повышения уровня
занятости
коренного населения и обеспечения роста доходов населения; – экологическая политика, обусловленная высокой степенью уязвимости северных экосистем, направленная на повышение качества окружающей среды, снижение уровня локальной техногенной нагрузки на окружающую природную среду. Развитие
института частно-государственного
партнерства в промышленном комплексе северных регионов должно: –
опираться на рост бюджетной обеспеченности и
сбалансированность государственной
поддержки частно-государственного партнерства на федеральном,
региональном и
муниципальном уровнях; –
учитывать планируемую длительность
реализации конкретных проектов участниками частно-государственного
партнерства
– кратко-, средне-, долгосрочные (менее 1 года, до 5 лет,
свыше 5 лет) и
постоянные; – обеспечивать
реализацию мероприятий по повышению экономической безопасности
промышленного
комплекса северного региона. Стратегической
целью частно-государственного партнерства в условиях Севера
является
повышение качества жизни населения на основе сбалансированного развития
промышленного
комплекса, ориентированного на освоение природных ресурсов и развитие
социальной
сферы. При этом стратегическая цель раскладывается на целевые
составляющие: –
экономическую,
ориентированную на рост производства; –
инновационную,
предполагающую повышение инновационной активности и обеспечение
инвестиционной
привлекательности промышленности Севера, –
финансовую,
означающую стабильное финансовое обеспечение северного региона; –
социальную,
основной задачей, которой является повышение уровня жизни населения
северных
регионов; –
экологическую,
направленную на сохранение уникальных северных экосистем. Способность института частно-государственного партнерства обеспечить устойчивое развитие и безопасность промышленного комплекса обусловлена экзогенными и эндогенными факторами: экзогенные факторы – внешняя среда хозяйственной деятельности, экономическая, правовая и социальная среда, в которой работает организация промышленности; эндогенные факторы – внутренняя среда функционирования организации промышленности, зависящая от финансово-хозяйственной деятельности промышленного комплекса. На основе обобщения практики развития северных регионов авторами сформулирована классификация факторов, оказывающих влияние на развитие частно-государственного партнерства в условиях Севера. В зависимости от источников воздействия факторы разбиваются на следующие группы: природно-климатические и экономико-географические, финансово-экономические, социально-политические и институциональные.Природно-климатические
и
экономико-географические факторы
развития частно-государственного партнерства, определяющие отраслевую
специализацию видов экономической деятельности и в значительной степени
влияющие на неравномерность социально-экономического развития северного
региона, включают в себя: –
природно-ресурсный потенциал
северного региона, характеризующийся доминированием
сырьевой ориентации региональных хозяйственных комплексов; –
суровый климат,
обусловливающий необходимость повышения технической
оснащенности производства в промышленном комплексе северного региона и
северное
удорожание инновационных технологий; –
периферийность положения,
вызывающая труднодоступность этих
регионов и недостаточную межрегиональную интеграцию; – низкую степень освоенности территорий,
выражающуюся в низкой плотности
населения, сезонных миграциях, специфических условиях жизни,
неравномерности
социально-экономического развития территорий. Финансово-экономическими факторами, определяющими качественный
уровень
обеспеченности региона собственными финансовыми ресурсами, являются: –
состояние экономики,
обусловленное гипертрофированным развитием добывающих
отраслей промышленности и их зависимостью от внешнеэкономической
конъюнктуры; –
финансовое состояние организаций
промышленности, обусловленное удорожанием
хозяйственной деятельности в связи с воздействием экстремальных
биоклиматических
условий на производственные процессы; – абсолютное
увеличение себестоимости производимой продукции, вызванное
повышенными
расходами на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на
Севере,
обусловленными увеличением материальных, транспортных расходов,
расходов на
отопление и электроэнергию, надбавки к заработной плате, что приводит к
значительному снижению рентабельности производства и, соответственно,
уровня
прибыли, остающейся в распоряжении организаций промышленности; – увеличение налоговой базы,
объясняющееся
включением в нее налога на доходы физических лиц и в базу обложения
страховыми
взносами сумм компенсационных выплат к заработной плате за работу в
районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; включением в стоимость
облагаемого налогом имущества остаточной стоимости основных средств,
используемых организациями промышленности Севера исключительно в зимнее
время.
Данное обстоятельство ставит организации промышленности Севера в
неравное положение
по отношению к другим регионам России и приводит к неравномерности
социально-экономического
развития территорий, а именно: снижается доля доходов промышленности,
остающаяся
на территории региона, конкурентоспособность производимой продукции, а
также уровень
технического обеспечения. Социально-политические
факторы развития частно-государственного
партнерства, определяющие
качественное состояние общественных отношений, сложившихся в сфере
экономической
деятельности северного региона, включают в себя: –
нестабильную политическую ситуацию, обусловленную влиянием внешней трудовой миграции и,
соответственно,
повышением безработицы среди местного населения; –
структурную деформацию экономики,
характеризующуюся отставанием
в региональном развитии и ведущую к экономическому дисбалансу; –
уровень жизни населения, обусловленный
высокой стоимостью жизни в
связи с необходимостью покрытия затрат на компенсацию воздействия
неблагоприятных
климатических условий; –
уровень развития предпринимательства и
конкуренции, обусловленный высокой
степенью монополизации в добывающих отраслях промышленности; –
кадровый состав, на
формирование которого оказывают влияние
квалификация и стоимость привлечения собственной и
из других регионов рабочей силы; –
этническая культура, требующая
сохранения традиционного
жизнеобеспечения малочисленных народов Севера, защиты их этнокультурной
идентичности. Институциональными факторами развития стратегического
частно-государственного партнерства,
оказывающими
влияние на устойчивое развитие и безопасность
промышленного комплекса
северного региона, являются: –
результативность системы
государственного управления и контроля,
характеризующаяся несовершенством механизмов формирования и реализации
экономической
политики; –
инвестиционный климат,
обусловленный привлекательностью
природно-ресурсного потенциала Европейского Севера и государственной
поддержкой
региональных органов власти в рамках частно-государственного
партнерства; – противодействие коррупции в органах, в
ведении которых находятся
вопросы развития частно-государственного партнерства; –
криминализация экономики,
определяющая масштабы легализации доходов
от преступной деятельности, их наступательного инвестирования в
экономику
Севера. Развитие частно-государственного
партнерства промышленности и органов власти северного региона
необходимо
рассматривать во взаимосвязи с обеспечением экономической безопасности
промышленного
комплекса для минимизации дестабилизирующего воздействия
природно-климатических,
финансово-экономических, социально-политических факторов, а также
повышения
эффективности деятельности и взаимодействия органов государственной
власти в
рамках партнерства. Необходимым является разработка
концепции развития
стратегического частно-государственного партнерства организаций
промышленности
и органов государственной власти северного региона, направленная на
формирование социально ориентированной экономики региона с учетом
достижения
стратегических целей и тактических задач социально-экономического
развития
региона, основанная на согласовании интересов
участников частно-государственного партнерства.
Обобщение стратегических и программных
документов и анализ практической деятельности органов государственной
власти
позволили сформулировать стратегические цели партнерства: формирование
социально ориентированной экономики северного региона, опирающейся на
сохранение благоприятной окружающей среды; сбалансированное развитие
промышленного комплекса; повышение качества жизни населения. – прогнозирование
и предотвращение угроз
экономической безопасности промышленности на основе
определения факторов
угроз экономической безопасности и уточнения их классификационных
признаков с
учетом условий хозяйствования на Севере и тенденций их развития;
–
обеспечение
безопасности социально-экономического развития региона через
расширенное
воспроизводство, рациональное использование природных ресурсов,
пополнение
доходной части бюджета субъекта РФ, повышение уровня жизни, занятости
населения, государственный контроль над стратегическими ресурсами,
выполнение
экологических требований и рациональное природопользование, отвечающее
принципам устойчивого развития; –
создание
механизмов ускорения развития инфраструктуры социального назначения,
энергетики, транспортных коммуникаций, что обеспечит
комплексное, в том
числе промышленное, освоение северного региона; –
поддержание
конкурентной среды и устранение неоправданных административных и
экономических
барьеров на
пути экономического
развития, заключающееся в совершенствовании институционального
обеспечения
частно-государственного партнерства; –
координация взаимодействия органов
государственной власти на федеральном и региональном уровнях,
направленная
на создание экономических и правовых условий для устранения
криминализации
финансово-хозяйственной деятельности промышленного комплекса; – обеспечение
эффективности управления промышленным
комплексом, направленное на оптимизацию
отраслевой и территориальной структуры промышленности с целью повышения
уровня
занятости населения и решения социальных проблем. Предлагаются
следующие инструменты решения
проблем, представляющих угрозу экономической безопасности промышленного
комплекса северного региона. Комплекс
инструментов разбивается на следующие группы: системные инструменты
федерального уровня,
системные инструменты регионального уровня,
частные инструменты регулирования на федеральном и
региональном уровнях. К частным
инструментам регулирования (в сфере частно-государственного
партнерства) на
региональном и федеральном уровнях относятся: заключение контрактов на
выполнение социально значимых проектов; соглашения о разделе продукции;
долевое
участие в финансировании социальных инфраструктурных проектов,
проектно-изыскательских работ, ликвидации техногенных катастроф; планирование мер по
обеспечению устойчивого
развития и безопасности промышленного комплекса. –
определение
и периодическое уточнение целей и задач создания
благоприятных условий для
развития промышленности (нефтегазовый, горнорудный, лесопромышленный,
угледобывающий промышленные комплексы); –
прогнозирование
факторов, определяющих возникновение ситуаций, представляющих
угрозы
устойчивому развитию, безопасности промышленного комплекса; –
разработка
программного обеспечения информационной системы как
организационно упорядоченной
совокупности информации и
информационных технологий, обеспечение информационной прозрачности; –
социально-экономический мониторинг
ситуации и угроз устойчивому развитию, безопасности промышленного
комплекса
северного региона, в том числе показателей состояния экономики; –
анализ и
оценка
результатов мониторинга, оценка результативности
мер по преодолению кризисных ситуаций в
промышленности, определение причин возникновения кризисных ситуаций; –
стимулирование организаций
промышленности к участию в реализации общественно
значимых проектов; –
формирование позитивного отношения
населения к принимаемым
решениям. Выбор инструментов
государственного управления зависит от характера и масштабов
частно-государственного
партнерства. Нами выделены виды
частно-государственного партнерства, опирающиеся на отдельные
признаки.
Основными видами являются: –
локальное
частно-государственное партнерство – формируется для
реализации проекта в рамках одного промышленного предприятия; – отраслевое
частно-государственное партнерство – формируется,
когда в роли частного инвестора выступают несколько предприятий одной
отрасли; – межотраслевое
частно-государственное партнерство – создается в условиях
реализации крупных, в том числе инфраструктурных, проектов федерального
и регионального
значения, когда в реализации
проекта
участвуют хозяйствующие субъекты видов экономической деятельности
разных
отраслей, имеющие общие экономические интересы. Рис. 1. Концепция развития частно-государственного партнерства промышленных предприятий и органов государственной власти северного региона По
месту государственной регистрации и
месту осуществления хозяйственной деятельности участники
частно-государственного партнерства подразделяются на
зарегистрированные на
территории субъекта Федерации – участника
частно-государственного партнерства и
зарегистрированные на территории другого субъекта Федерации (а также
учредителями
которых являются иностранные юридические или физические лица,
осуществляющие
свою деятельность на территории Российской Федерации через свои
представительства или филиалы либо являющиеся дочерними предприятиями
иностранных компаний). Предложенная
типология
частно-государственного партнерства
позволяет органам государственной власти
осуществлять дифференцированный подход к выбору
партнеров при реализации
конкретных проектов, осуществляемых в рамках частно-государственного
партнерства. Список
литературы: 1. Чужмаров АИ.
Развитие частно-
государственного партнерства в условиях Севера.- М.: Экон-Информ, 2012.
- 178
с.
2. Шихвердиев А.
П., Вишняков А. А. Частно - Государственное партнерство как
инфраструктура активизации инвестиционной деятельности и инновационного
развития экономики Севера. (Электронный вариант)
– Сыктывкар, Изд-во Сыктгу ФГУП
ИНФОРМРЕГИСТР
номер госрегистрации 0321103130. 2011. Literature:
|