Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Аспекты качественного анализа кластерных образований отраслевых структур РК

Еремеев Е. И., Шихвердиев А. П., Конакова О.И.  

В статье анализируются проблемы развития современной экономики на уровне региона, используется инструментарий статистического анализа данных, проводится сравнение уровня и качества развития приоритетных по степени кластеризации отраслей экономики РК и делается попытка выработать сценарий  инновационного развития  их производительных сил в рамках экономики региона

The paper analyzes the problems of modern economic development at the regional level, using the tools of statistical data analysis, a comparison of the level and quality of development priorities in the degree of clustering of industries RK and attempt to work out a scenario of innovative development of the productive forces in the region's economy

Ключевые слова: кластеры, локальные экономические системы, инновационная экономика, конкурентоспособность региона, эффективность использования ресурсов систем, управление локальным региональным развитием,  устойчивое развитие, инвестиционная привлекательность, агломерационный эффект

Keywords: clusters, local economies, innovation economy, the region's competitiveness, efficiency of resource use systems, management of the local regional development, sustainable development, investment attraction, effect of agglomeration

Целью исследования является попытка определить наличие и состав ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности региона в определенных секторах экономики. В круг задач исследования входит анализ факторов производства, выявление наличия и степени доступности материальных, финансовых и трудовых факторов производства региона.

Исследование актуально, так как позволяет выявить уровень  конкурентоспособности предприятий региона в определенных областях, т.е. условий конкурентной устойчивости. 

Оценку материальных факторов производства возможно произвести посредством анализа степени отдачи от использования производственных мощностей на основании индексов промышленного производства и основных фондов промышленных предприятий региона, а также степени инвестиционной привлекательности на основании рейтинговых оценок [8].

Для достижения целей исследования требуется провести количественный и качественный анализ наличия и состава ресурсной базы, а также выявить те конкретные сектора экономики, в которых возможно достижение конкурентных преимуществ предприятий региона, т.е. необходим качественный анализ условий конкурентной устойчивости кластерных образований региона.

Новизна результатов исследования состоит в попытке сформулировать комплекс условий, каждое из которых в отдельности и все вместе составляют основу конкурентной устойчивости отраслей экономики региона.

Методология  исследования представляет сравнение факторов производства, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли:  движения основных фондов, характеризуемых коэффициентами обновления и выбытия, годности (износа) основных фондов, что в свою очередь определяет изменение индекса физического объема основных фондов, качества основных фондов; инвестиций в основной капитал в виде значимого условия экономического развития, представляющих  собой совокупность затрат на создание, приобретение и воспроизводство основных фондов; динамики международных валютных кредитных рейтингов Республики Коми; анализа количества и качества трудовых ресурсов региона.

Специфика отраслей определяет разную важность этих условий. Количественная и качественная оценки возможны на основе анализа результатов специализированных экспертных оценок деятельности исследуемых отраслей, отраслевых комплексов и крупных предприятий флагманов отраслевого развития [7].

По данным социологического опроса, ежегодно проводимого Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми  среди руководителей промышленных предприятий и экспертов в разделе «Промышленное производство в Республике Коми. 2011», в ноябре 2011 г. по сравнению с ноябрем 2010 г. индекс промышленного производства составил 105,6%, в январе - ноябре 2011 г. относительно января - ноября 2010 г. – 104,3%[4].

Рис.1. Индексы промышленного производства 
(в процентах к среднемесячному значению 2008 г)

 

В Республике Коми в течение 2008 -2011 годах сохранялась достаточно стабильная социально-экономическая ситуация. Сложилась положительная динамика отдельных показателей социально-экономического развития: умеренный рост объемов промышленного производства в целом; увеличение объемов добычи естественного газа, угля, производства автомобильного бензина, топочного мазута; рост объемов производства бумаги, фанеры, древесностружечных плит, пиломатериалов, древесноволокнистых плит; увеличение объемов производства в сельскохозяйственных организациях и отдельных пищевых продуктов; увеличение объемов грузовых перевозок и перевозок пассажиров транспортом общего пользования; увеличение оборота розничной и оптовой торговли, платных услуг населению; рост объема сальдированного финансового результата; увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему в целом, в том числе в бюджеты всех уровней; рост номинальной и реальной заработной платы работников организаций; снижение уровня зарегистрированной безработицы.

Наряду с положительными тенденциями в экономике и социальной сфере республики наблюдались и негативные, основные из которых: сокращение объемов добычи нефти, снижение объемов производства дизельного топлива; снижение объемов производства лесоматериалов, картона, электроэнергии, теплоэнергии, объемов сельскохозяйственного производства в целом; снижение объемов инвестиций в основной капитал; уменьшение объемов жилищного строительства; рост суммы просроченной задолженности по заработной плате.

В 2010 году в Республике Коми индекс промышленного производства к уровню предыдущего года составил 100,1% (в 2009 году – 98,3%), в том числе в добыче полезных ископаемых – 100,3% (98,3%), обрабатывающих производствах – 100,0% (97,9%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 98,1% (99,7%).

Индекс промышленного производства в Российской Федерации в 2010 году к уровню 2009 года составил 108,2%, в том числе в добывающем секторе – 103,6%, обрабатывающих производствах – 111,8%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 104,1%.

Рост объемов производства в республике был обусловлен прежде всего значительным увеличением угледобычи и деревообработки, производства отдельных видов нефтепереработки.

Объем добычи угля в 2010 году составил 13,6 млн. тонн, увеличившись по сравнению с уровнем 2009 года на 15,3%. Объем добычи газа относительно уровня 2009 года увеличился на 2,3% и составил 3,3 млрд. куб. м.  Наиболее высокие темпы промышленного производства важнейших видов продукции по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» показывает производство строительных нерудных материалов: рост составил 34 % к предыдущему периоду.

За 2010 год по сравнению с уровнем 2009 года увеличилось производство фанеры на 26,5%, нетканых материалов – на 13,0%, древесностружечных плит – на 9,9%, древесноволокнистых плит – на 5,4%.

Индекс производства по виду деятельности «производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них» составил в 2010 году к уровню 2009 года 103,5%, рост был обеспечен увеличением объема производства бумаги на 7,7%.

В то же время на территории республики отмечен спад в добыче нефти, включая газовый конденсат, к уровню 2009 года на 2,8%.

Объемы производства организаций по производству нефтепродуктов в 2010 году к уровню 2009 года уменьшились на 2,9%, в том числе уменьшилось производство дизельного топлива на 6,1%. В то же время увеличилось производство мазута топочного на 44,0%, бензина автомобильного – на 9,7%.

Производство электроэнергии по сравнению с уровнем 2009 года снизилось на 1,6% и составило 9,3 млрд кВт. ч.

Увеличение производства в лесозаготовительной отрасли в 2009 году сменилось тенденцией его снижения в 2010 году. Индекс производства в лесозаготовках составил в 2010 году 99,3% к уровню 2009 года.

Что касается основных фондов, то их движение характеризуют коэффициенты обновления и выбытия, годности (износа) основных фондов, что в свою очередь определяет изменение индекса физического объема основных фондов.

Коэффициент обновления демонстрирует величину доли вновь введенных основных фондов в их общей стоимости на конец текущего года, а коэффициент выбытия – степень интенсивности выбытия основных фондов из производственной и непроизводственной сфер. Отношение данных коэффициентов позволяет увидеть, для каких целей, насколько эффективно и целесообразно используются основные фонды, вновь поступившие на предприятия.

В свою очередь, решающее значение для конкурентоспособности имеет качество основных фондов. Несмотря на то, что степень их износа в исследуемых отраслях региона ниже, чем в среднем по России в соответствующих производствах, темп их обновления недостаточен: степень физического износа в период с 2008 по 2010 г. практически не снизилась (см. табл.1).

Таблица 1

Динамика изменения коэффициентов обновления, выбытия и годности (износа) основных фондов

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

динамика

Ввод в действие основных фондов, млн руб (в фактически действовавших ценах) Республика Коми

68048

50444

66994

положит.

Ввод в действие основных фондов, млн руб (в фактически действовавших ценах) Российской Федерации

5744847

6356223

6275935

отриц.

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от общей стоимости основных фондов на конец года) Республики Коми

6,10

3,70

4,70

положит.

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от общей стоимости основных фондов на конец года) Российской Федерации

4,40

4,10

4,10

стабильн.

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от общей стоимости основных фондов на начало года)  Республики Коми

0,80

0,60

0,90

положит.

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от общей стоимости основных фондов на начало года)  Российской Федерации

1,00

1,00

1,00

стабильн.

Коэффициент годности (остаточная балансовая стоимость основных фондов, в % от полной учетной стоимости основных фондов; на конец года) Республики Коми

41,80

40,60

40,70

положит.

Коэффициент годности (остаточная балансовая стоимость основных фондов, в % от полной учетной стоимости основных фондов; на конец года) Российской Федерации

45,30

45,30

45,60

положит.

Рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - Р76   М., 2011.  – 795 с.;
  Статистический ежегодник Республики Коми. 2011: Стат.сб./Комистат. - С78 Сыктывкар, 2011. – 483 с.

Так, в 2008 – 2010 гг. в обрабатывающей промышленности региона средства преимущественно направлялись на развитие производства (изменение индекса физического объема основных фондов положительное и составило 3,9%). Наиболее активно этот процесс протекал в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 1,1%, в строительстве - 2,9%, транспорте и связи - 1,1%. Финансовый сектор показал высокую динамику роста -13,8%. Непроизводственная сфера также демонстрирует стабильный рост по видам экономической деятельности: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 0,8%; государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование - 9,4; здравоохранение и предоставление социальных услуг  - 2,8 %; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг  - 7,6%.

Снижением ознаменовалось изменение физического объема основных фондов по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (-10%); добыча полезных ископаемых (-8,40%); оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования (-1,3%); гостиницы и рестораны (-11,60%); образование (-0,5%) (см. табл.2).

Таблица 2

Динамика изменения физического объема основных фондов по видам экономической деятельности

Индексы физического объема основных фондов по видам экономической деятельности, в сопоставимых ценах, в процентах к концу предыдущего года)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

% изм. в 2010г. к 2009г.

динамика

Все основные фонды Республики Коми

Республика Коми

104,90

105,40

104,70

-0,70

отриц.

Все основные фонды Российской федерации

Российская Федерация

103,60

103,20

103,20

0,00

стабильн.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Республика Коми

97,60

103,00

93,00

-10,00

отриц.

Российская Федерация

100,50

100,90

100,50

-0,40

отриц.

Рыболовство, рыбоводство

Республика Коми

100,00

101,60

111,20

9,60

положит.

Российская Федерация

99,30

100,40

100,30

-0,10

отриц.

Добыча полезных ископаемых

Республика Коми

112,80

115,80

107,40

-8,40

отриц.

Российская Федерация

106,10

106,30

106,90

0,60

положит.

Обрабатывающие производства

Республика Коми

105,30

103,80

107,70

3,90

положит.

Российская Федерация

105,70

105,50

105,10

-0,40

отриц.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Республика Коми

101,90

99,40

100,50

1,10

положит.

Российская Федерация

102,90

103,30

103,90

0,60

положит.

Строительство

Республика Коми

112,90

104,30

107,20

2,90

положит.

Российская Федерация

102,20

102,20

102,50

0,30

положит.

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования

Республика Коми

96,30

110,70

109,40

-1,30

отриц.

Российская Федерация

109,00

107,20

107,10

-0,10

отриц.

Гостиницы и рестораны

Республика Коми

113,60

114,20

102,60

-11,60

отриц.

Российская Федерация

103,30

103,00

103,10

0,10

положит.

Транспорт и связь

Республика Коми

104,50

102,40

103,50

1,10

положит.

Российская Федерация

103,60

103,60

103,70

0,10

положит.

Финансовая деятельность

Республика Коми

106,70

111,10

124,90

13,80

положит.

Российская Федерация

109,40

107,20

107,30

0,10

положит.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Республика Коми

97,40

102,20

103,00

0,80

положит.

Российская Федерация

101,90

101,10

100,80

-0,30

отриц.

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

Республика Коми

105,10

101,30

110,70

9,40

положит.

Российская Федерация

106,30

106,80

105,90

-0,90

отриц.

Образование

Республика Коми

99,60

101,50

101,00

-0,50

отриц.

 

Российская Федерация

103,40

102,30

102,40

0,10

положит.

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 

Республика Коми

104,00

102,50

105,30

2,80

положит.

Российская Федерация

104,30

103,90

104,10

0,20

положит.

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 

Республика Коми

102,40

116,80

124,40

7,60

положит.

Российская Федерация

105,10

102,90

102,50

-0,40

отриц.

Рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - Р76   М., 2011.  – 795 с.;
  Статистический ежегодник Республики Коми. 2011: Стат.сб./Комистат. - С78 Сыктывкар, 2011. – 483 с.

Следует иметь в виду, что высокая степень износа основных фондов является непосредственным следствием невыполнения предприятиями требований по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека, влияет на качество продукции,  выпускаемой предприятием, а также снижает производительность труда. Сложившаяся  в описываемых отраслях ситуация обусловливает необходимость в короткие сроки произвести техническое перевооружение производственного комплекса региона, что потребует дополнительного инвестирования в производство.

Инвестиции в основной капитал выступают в качестве значимого условия экономического развития, представляя собой совокупность затрат на создание, приобретение и воспроизводство основных фондов. Незначительно увеличился в 2010 г. объем инвестиций в основной капитал предприятий, добывающих полезные ископаемые, составив 0,10% от уровня 2009 г., тогда как по России произошло увеличение показателя на 1,20%;  снизилось производство и распределение электроэнергии, газа и воды на 1,40%, в России же увеличилось в целом на 1,30%. Однако в 2010 г. по сравнению с 2009 г. в регионе значительно увеличилось инвестирование в транспорт и связь - на 7,10%, что значительно превысило общероссийские показатели в соответствующей отрасли России лишь на 0,20%. Необходимо отметить, что за исследуемый период высокотехнологичные перерабатывающие производства региона, выпускавшие продукцию с высокой добавленной стоимостью, стали менее привлекательными для инвестирования ввиду высокого уровня износа основных фондов и, следовательно, повышающейся стоимости перевооружения производственных мощностей. Так, в целом объем инвестиций в обрабатывающие производства республики снизился на 4,50%, в то время как в России он был стабилен (см. табл.3).

Таблица 3

Динамика изменения инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

Структура инвестиций в основной капитал
по видам экономической деятельности ( в процентах к итогу)

2008 г.

2009 г.

2010г.

изм. в % 2010г. 2009г.

Динамика

Инвестиции в основной капитал - всего:

Республика Коми

100,00

100,00

100,00

0,00

-

Инвестиции в основной капитал - всего:

Российская Федерация

100,00

100,00

100,00

0,00

-

в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство

Республика Коми

1,60

0,90

0,80

-0,10

отриц.

Российская Федерация

4,60

4,10

3,30

-0,80

отриц.

рыболовство, рыбоводство

Республика Коми

0,00

0,00

0,00

0,00

стабильн.

Российская Федерация

0,10

0,10

0,10

0,00

стабильн.

добыча полезных  ископаемых, из нее:

Республика Коми

34,90

20,40

20,50

0,10

положит.

Российская Федерация

13,40

13,90

15,10

1,20

положит.

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

Республика Коми

34,70

20,40

20,40

0,00

стабильн.

Российская Федерация

12,20

12,80

13,90

1,10

положит.

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

Республика Коми

0,10

0,00

0,10

0,10

положит.

Российская Федерация

1,20

1,10

1,20

0,10

положит.

обрабатывающие производства, из них:

Республика Коми

12,90

14,60

10,10

-4,50

отриц.

Российская Федерация

14,90

14,20

14,20

0,00

стабильн.

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Республика Коми

0,20

0,00

0,10

0,10

положит.

Российская Федерация

2,20

2,00

1,90

-0,10

отриц.

текстильное и швейное производство

Республика Коми

0,20

0,00

0,00

0,00

стабильн.

Российская Федерация

0,10

0,10

0,10

0,00

отриц.

обработка древесины и производство изделий из дерева

Республика Коми

2,10

1,20

0,40

-0,80

отриц.

Российская Федерация

0,50

0,40

0,20

-0,20

отриц.

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

Республика Коми

7,30

8,70

6,80

-1,90

отриц.

Российская Федерация

0,60

0,40

0,40

0,00

стабильн.

производство кокса и нефтепродуктов

Республика Коми

1,30

4,00

2,60

-1,40

отриц.

Российская Федерация

1,40

2,10

2,70

0,60

положит.

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

Республика Коми

0,10

0,00

0,00

0,00

стабильн.

Российская Федерация

1,70

1,40

1,30

-0,10

отриц.

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

Республика Коми

1,60

0,60

0,00

-0,60

отриц.

Российская Федерация

3,30

3,00

2,70

-0,30

отриц.

производство машин и оборудования

Республика Коми

0,10

0,00

0,00

0,00

стабильн.

Российская Федерация

0,90

0,70

0,80

0,10

положит.

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Республика Коми

2,80

5,00

3,60

-1,40

отриц.

Российская Федерация

7,00

8,60

9,90

1,30

положит.

строительство

Республика Коми

4,20

1,50

1,20

-0,30

отриц.

Российская Федерация

4,60

3,60

3,90

0,30

положит.

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Республика Коми

1,20

0,40

0,30

-0,10

отриц.

Российская Федерация

3,70

3,30

3,30

0,00

стабильн.

оптовая торговля, включая торговлю
через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Республика Коми

0,80

0,10

0,00

-0,10

отриц.

Российская Федерация

1,50

1,50

1,50

0,00

стабильн.

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

Республика Коми

0,20

0,20

0,10

-0,10

отриц.

Российская Федерация

1,50

1,30

1,30

0,00

стабильн.

гостиницы и рестораны

Республика Коми

0,00

0,00

0,00

0,00

стабильн.

Российская Федерация

0,50

0,50

0,50

0,00

стабильн.

транспорт и связь

Республика Коми

31,10

49,80

56,90

7,10

положит.

Российская Федерация

23,00

26,50

26,70

0,20

положит.

из них связь

Республика Коми

3,20

1,50

1,60

0,10

положит.

Российская Федерация

3,20

2,80

2,80

0,00

стабильн.

финансовая деятельность

Республика Коми

0,70

0,50

0,20

-0,30

отриц.

Российская Федерация

1,10

1,30

1,30

0,00

стабильн.

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Республика Коми

6,10

3,40

2,80

-0,60

отриц.

Российская Федерация

18,40

15,30

13,30

-2,00

отриц.

научные исследования и разработки

Республика Коми

0,10

0,20

0,10

-0,10

отриц.

Российская Федерация

0,50

0,70

0,70

0,00

стабильн.

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

Республика Коми

1,40

1,10

0,50

-0,60

отриц.

Российская Федерация

1,60

1,70

1,50

-0,20

отриц.

образование

Республика Коми

1,00

0,40

0,50

0,10

положит.

Российская Федерация

1,90

1,80

1,90

0,10

положит.

здравоохранение и предоставление социальных услуг

Республика Коми

1,10

1,10

1,90

0,80

положит.

Российская Федерация

2,40

2,30

2,30

0,00

стабильн.

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Республика Коми

1,00

0,70

0,80

0,10

положит.

Российская Федерация

2,80

2,80

2,70

-0,10

отриц.

Рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - Р76   М., 2011.  – 795 с.;
  Статистический ежегодник Республики Коми. 2011: Стат.сб./Комистат. - С78 Сыктывкар, 2011. – 483 с.

Объем инвестиций в основной капитал крупных организаций в 2010 году составил 102,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 8,8% меньше уровня 2009 года. По объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения Республика Коми находится в лидерах по России (5 место по итогам 2010 года) (см. рис.2).

Рис.2. Динамика объема инвестиций в основной капитал в 2001-2010 годы, 
млрд рублей (в фактически действовавших ценах)

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности наибольший удельный вес инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций за 2010 год приходился на транспорт и связь (56,9%), добычу полезных ископаемых (20,5%) и обрабатывающие производства (10,1%).

В 2010 году преобладающим источником финансирования инвестиций в основной капитал были привлеченные средства (68% от общего объема), в основном средства вышестоящих организаций (см. рис.3).

 Рис.3. Индекс инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году 
(в сопоставимых ценах)

На территории Республики Коми реализуются и планируются к реализации следующие крупные инвестиционные проекты:

1. «Строительство системы магистральных газопроводов Бованенково-Ухта» (в рамках мега проекта «Ямал – Европа») (ОАО «Газпром»);

2. «Строительство железнодорожной магистрали «Архангельск – Сыктывкар – Пермь (Соликамск)» (проект «Белкомур») (ОАО МК «Белкомур»);

3. «Строительство автомобильной дороги «Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард» (Дорожное агентство Республики Коми);

4. «Разработка Пермокарбоновой залежи Усинского нефтяного месторождения» (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»);

5. «Разработка Кыртаельского нефтяного месторождения» (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»);

6. «Разработка Ярегского нефтяного месторождения» (ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»);

7. «Обустройство Средне-Макарихинского нефтяного месторождения» (ОАО «НК «Роснефть»);

8. «Строительство первой очереди Комплекса по подготовке и переработке нефти и газа  производительностью 1 млн. тонн сырой нефти в год» (ООО «Енисей»);

9. «Газоснабжение Сыктывкарского промузла» (ОАО «Газпром»);

10. «Ярегский горно-химический комплекс мощностью 650 тыс. тонн в год по добыче и переработке титановой руды» (ОАО «ЯрегаРуда»);

11. «Создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (проект СТЕП) (ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»);

12. «Центр глубокой (безотходной) лесопереработки с производственной мощностью 750 тыс. куб. м готовой продукции в год» (ООО «ЦентроВудКом»);

13. «Сыктывкарский завод ОСП» (ООО «Сыктывкарский завод ориентировано-стружечных плит»);

14. «Строительство завода по производству конструктивных элементов деревянного домостроения» (ООО «Лесозавод №1»);

15. «Производство сборных деревянных домов из массивных панелей по технологии Massiv-Holz-Mauer, изготовление стандартных изделий и конструкций для деревянного домостроения» (ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат»);

16. «Строительство ВЛ 220 кВ «Печорская ГРЭС-Ухта-Микунь» (ОАО «ФСК ЕЭС»);

17. «Проект развития коммунального хозяйства в Республике Коми. Услуги водоснабжения и водоотведения г. Сыктывкара» (МУП «Сыктывкарский Водоканал»);

18. «Инвестиционная муниципальная программа «Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры систем водоснабжения и водоотведения МОГО «Ухта» на 2008-2012 годы» (МУП «Ухтаводоканал»)[5].

В 2010 году в экономику республики было инвестировано 682,7 млн долларов США, это на 24,5% меньше, чем за 2009 год (см. рис.4).

Рис.4. Поступление иностранных инвестиций в экономику Республики Коми 
в 2001-2010 годы, млн долларов США

 В структуре поступивших в 2010 году иностранных инвестиций по типам наибольший удельный вес приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, – 51,9%, доля прямых инвестиций составила 47,7%, доля портфельных – 0,4%.

Иностранные вложения от прямых инвесторов в 2010 году направлялись в основном в организации, осуществляющие деятельность в обрабатывающих производствах и по добыче полезных ископаемых (92% всех прямых инвестиций) (см. рис.5).

Рис.5. Поступление иностранных инвестиций по типам в 2001-2010 годы (в процентах к общей сумме)

Основными странами-инвесторами по итогам 2010 года стали Германия (32% всех вложений), Великобритания (24%) и Кипр (13%).

Из общего объема поступивших в 2010 году иностранных инвестиций использовано 89%, большая часть которых была направлена на погашение кредитов банков и займов (45%).

Республика Коми относится к числу регионов, обладающих высоким уровнем текущей инвестиционной привлекательности, что подтверждается достаточно высокими кредитными рейтингами ведущих мировых рейтинговых агентств «Moody’s Investors Service» и «Fitch Ratings», оценки которых являются авторитетными для инвесторов во всем мире и основаны на признанной международной методологии.

Рейтинги Республики Коми в 2010 году: национальный долгосрочный кредитный рейтинг категории «AA-(rus)» («Fitch Ratings»); международный долгосрочный рейтинг в иностранной и национальной валютах на уровне «ВВ» («Fitch Ratings»); краткосрочный рейтинг в иностранной валютах «B» («Fitch Ratings»); национальный кредитный рейтинг на уровне «Аa2.ru» «Moody’s Investors Service»); международный кредитный рейтинг в иностранной и национальной валюте на уровне «Ba2» («Moody’s Investors Service»). Прогноз по всем кредитным рейтингам – «стабильный» (см. рис.6).

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Агентство «Moody’s» Investors Service»

В2 Стабильный

В2 Стабильный

В1 Стабильный

В3 Стабильный

В3 Стабильный

В2 Стабильный

В2 Стабильный

В2 Стабильный

В2 Стабильный

В2 Стабильный

Агентство «Fitch Ratings»

CCC Стабильный

В+

Стабильный

В+

Стабильный

В+

Стабильный

В+

Позитивный

ВB-

Стабильный

ВB-

Позитивный

ВB

Стабильный

ВB-

Стабильный

ВB-

Стабильный

         Рис.6. Динамика международных валютных кредитных рейтингов Республики Коми в 2001-2010 годы

Одним из ключевых факторов производства является количество и качество трудовых ресурсов региона.

По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости в среднем за 2010 год численность экономически активного населения в Республике Коми составила 547,1 тыс. человек (71% населения Республики Коми в возрасте 15-72 лет), из них 90% были заняты в экономике [2].

По итогам 2010 года среднесписочная численность занятых в организациях всех форм собственности составила 384,7 тыс. человек. Наибольшая доля занятых была в социальной сфере: образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сфера организации отдыха и развлечений, культуры и спорта (24,5% от общей численности занятых в организациях всех форм собственности).

На начало 2010 года в общей численности работников организаций экономики республики 8,7% приходилось на категорию руководителей, 28,7% – специалистов, 8,1% –других служащих и 54,5% – рабочих. Средний возраст руководителей – 45 лет, специалистов – 40,3 года, других служащих – 38,9 года, рабочих – 41,5 года.

На начало 2011 года статус безработных имели 13,1 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы составил 2,4%. Коэффициент напряженности на 1 января 2011 года составил 2,8 незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на одну вакансию (см. рис.7).

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность экономически активного населения - всего, тыс.человек

550

536

550

531

547

547

547

570

542

547

В том числе занятых в экономике, тыс.человек

474

487

484

466

484

480

492

528

478

491

Уровень занятости (занятое население к общей численности населения в возрасте 15-72 года),%

58,4

60,3

60,3

58,1

60,6

60,5

62,7

67,8

61,9

64,0

Уровень зарегистрированной безработицы, % (на конец года)

3,2

3,0

2,9

3,4

2,9

2,5

2,3

2,2

2,9

2,4

Рис.7. Основные показатели занятости в 2001-2010 годы (в среднем за год)

Исследование показало, что наибольший удельный вес работников, занятых в транспорте и связи - 10,90%, что выше общероссийских показателей  7,90 %; образовании - 10,70%, в России - 8,80%; оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования -10,30%, в России по данному виду экономической деятельности показатели выше республиканских - 18,10%;  операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг – 9,00%, выше чем по стране  7,80%; государственном управлении и обеспечении военной безопасности; социальном страховании – 8,40%, по России – 5,60%; обрабатывающих производствах - 8,20 %; в России значительно выше, в среднем - 15,40%; сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 8,10%, в России – 9,60%; добыче полезных  ископаемых – 7,00%, значительно выше общероссийских показателей – 1,50% (см. табл.4).

Таблица 4

Динамика изменения среднегодовой численности занятых в экономике  по видам экономической деятельности

Среднегодовая численность занятых в экономике
по видам экономической деятельности  (в процентах к итогу)

2008 г.

2009 г.

2010 г.

изм. в % 2010г. к 2009г.

Динамика

всего в экономике

Республика Коми

100,00

100,00

100,00

-

-

Российская Федерация

100,00

100,00

100,00

-

-

в том числе по видам экономической  деятельности: 

Республика Коми

8,60

8,40

8,10

-0,30

отриц.

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Российская Федерация

11,10

9,80

9,60

-0,20

отриц.

рыболовство, рыбоводство

Республика Коми

0,00

0,00

0,00

0,00

стабильн.

 

Российская Федерация

0,20

0,20

0,20

0,00

стабильн.

добыча полезных  ископаемых

Республика Коми

6,50

6,30

7,00

0,70

положит.

Российская Федерация

1,60

1,50

1,50

0,00

стабильн.

обрабатывающие производства

Республика Коми

8,90

8,40

8,20

-0,20

отриц.

Российская Федерация

17,20

15,40

15,40

0,00

стабильн.

производство и распределение электроэнергии,

Республика Коми

4,70

4,70

5,20

0,50

положит.

газа и воды

Российская Федерация

2,90

2,80

2,80

0,00

стабильн.

строительство

Республика Коми

7,50

7,40

7,60

0,20

положит.

 

Российская Федерация

7,40

7,80

7,80

0,00

стабильн.

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,

Республика Коми

10,00

10,00

10,30

0,30

положит.

бытовых изделий и предметов личного пользования

Российская Федерация

16,60

17,80

18,10

0,30

положит.

гостиницы и рестораны

Республика Коми

1,30

1,30

1,10

-0,20

отриц.

 

Российская Федерация

1,70

1,90

1,90

0,00

стабильн.

транспорт и связь

Республика Коми

11,30

11,20

10,90

-0,30

отриц.

 

Российская Федерация

8,00

8,00

7,90

-0,10

отриц.

из них связь

Республика Коми

1,80

1,80

1,70

-0,10

отриц.

 

Российская Федерация

1,40

1,40

1,40

0,00

стабильн.

финансовая деятельность

Республика Коми

1,40

1,40

1,40

0,00

стабильн.

 

Российская Федерация

1,30

1,60

1,70

0,10

положит.

операции с недвижимым имуществом,

Республика Коми

8,30

9,00

9,00

0,00

стабильн.

 аренда и предоставление услуг

Российская Федерация

7,30

7,80

7,80

0,00

стабильн.

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

Республика Коми

7,80

8,00

8,40

0,40

положит.

Российская Федерация

5,20

5,60

5,60

0,00

стабильн.

Образование

Республика Коми

10,90

10,80

10,70

-0,10

отриц.

 

Российская Федерация

9,00

8,80

8,80

0,00

стабильн.

здравоохранение и предоставление социальных услуг

Республика Коми

8,20

8,30

8,20

-0,10

отриц.

 

Российская Федерация

6,80

7,00

7,00

0,00

стабильн.

предоставление прочих коммунальных,

Республика Коми

4,70

4,60

3,70

-0,90

отриц.

социальных и персональных услуг

Российская Федерация

3,70

3,90

3,90

0,00

стабильн.

Рассчитано по данным: Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. - Р76   М., 2011.  – 795 с.;
  Статистический ежегодник Республики Коми. 2011: Стат.сб./Комистат. - С78 Сыктывкар, 2011. – 483 с.

Необходимо отметить, что превышение уровня региональных показателей среднегодовой численности занятых в экономике  по видам экономической деятельности над  общероссийскими во многом является следствием более высокого уровня заработной платы в соответствующих отраслевых комплексах региона по сравнению с общероссийскими показателями по данным отраслям.  Этот фактор обуславливает  способность привлекать квалифицированные кадры не только из собственного региона, но и из-за его пределов, положительно влияя, таким образом, на конкурентоспособность данных производств в регионе.

В условиях вступления Российской Федерации в ВТО в качестве важных направлений поддержки конкурентоспособности отраслевых комплексов и отчасти нивелирующих  негативные эффекты данного процесса для национального производителя можно предложить: активнее включаться в процесс транснационализации производства крупных национальных предприятий России при участии международных банков и отечественных финансово - промышленных групп; субсидировать на переходный период региональных и местных бюджетополучателей отрасли сельского хозяйства и смежного с ним сельскохозяйственного машиностроения; проводить мониторинги и контролировать тарифную составляющую региональной внешнеэкономической деятельности во избежание  витков инфляции и удорожания продуктов промышленного производства. Все это позволит достигнуть оптимального агломерационного эффекта распределения производственных мощностей на данной территории, учитывая при этом выгоды экономико-географического расположения.

В дальнейшем исследовании данной проблематики, безусловно, важно акцентировать внимание на сложившейся системе разделения труда с выделением мест силы, ядер будущего инновационного развития на основании воспроизводственного подхода. При этом важно учитывать необходимость активного привлечения государственной инициативы в деле внедрения инновационных программ и продуктов непосредственно в процесс модернизации производства.

Важным критерием социально-экономического развития территорий является качество рабочей силы, привлекаемой к работе на ключевых производственных направлениях,  солидаризируясь с профессором В.В.Фаузером, подтверждаем, что актуальным в деле народосбережения и устойчивого развития производственного и человеческого потенциала является исследование проблемы районирования условий труда в северных территориях, где особое внимание уделяется заселению районов по социально-экономическим критериям в дополнение к традиционным природно-климатическим критериям [6].

Данные мероприятия позволят добиться стабилизации численности населения и выйти на траекторию устойчивого социально-экономического развития региона.

В дальнейшем также актуальным представляется исследование уровня спроса на внутреннем рынке для продукции отрасли; конкурентоспособных отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей в данном регионе; факторов, мотивирующих формирование эффективных стратегий организации и управления предприятиями, важнейшим из которых является конкуренция на внутреннем рынке.

Список литературы:

1.    Российский статистический ежегодник. 2011 // Стат.сб. / Росстат. - Р76   М., 2011.  – 795 с.

2.    Занятость в Республике Коми в 2010 году // Сборник материалов / Управление Республики Коми по занятости населения. - Сыктывкар, 2011. 20 с.

3.    Статистический ежегодник Республики Коми.2011//Стат.сб./Комистат.- Сыктывкар 78 С., 2011. 483 с.

4.    Промышленное производство в Республике Коми. 2011//Стат.сб./Комистат. – Сыктывкар, 2011. 20 с.

5.   Паспорт Республики Коми - 2011 к Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года. Министерство экономического развития Республики Коми. – Электронный ресурс: режим доступа: http://www.econom.rkomi.ru/content/591

6.    Проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе: материалы VI Международной научно-практической конференции (19 апреля 2012 г., Сыктывкар): в 2 томах. – Том 1. – Сыктывкар: СФ СПбГУСЭ, 2012. –362 с.

7. Производственные кластеры и конкурентоспособность региона: монография / колл. авт. под рук. Т.В. Усковой. – Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. – 246 с.

8. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона: методика оценки потенциала кластеризации.–Электронный ресурс: режим доступа:http//www.city-strategy/file/ermishin/zip

Literature:

1.         Statistical Yearbook of Russia. 2011// Stat.year book / Rosstat. - R76 M., 2011. –795p.

2.     Employment in the Komi Republic in 2010 // Proceedings / Office of the Republic of Komi for employment. - Syktyvkar, 2011. – 20 p.

3.     Statistical Yearbook of the Republic of Komi. 2011// Stat. year book / Komistat. – Syktyvkar 78 S., 2011. - 483.

4.     Industrial production in the Komi Republic. 2011 // Stat.year book. / Komistat. - Syktyvkar, 2011. – 20 p.

5.     The passport of the Republic of Komi - 2011 Strategy for economic and social development of the Komi Republic in 2020. Ministry of Economic Development of the Republic of Komi. - Electronic resources: access mode: http://www.econom.rkomi.ru/content/591

6.    Problems of economic development and scope of services in the region: Proceedings of the VI International Scientific and Practical Conference (April 19, 2012, Syktyvkar): in two volumes. - Volume 1. - Syktyvkar: SF SPbGUSE, 2012. -362 p.

7.   Industrial clusters and regional competitiveness: monograph / call. Auth. by hand. TV Uskova. - Vologda: Institute of Socio-economic development of the Academy of Sciences, 2010. – 246 p.

8. Ermishina A. Competitiveness of the region: a methodology for assessing the potential of сlusterisation.-Electronic resource: access mode: http:// www.city-strategy/file/ermishin/zip