Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА «МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»

Белых О.В. 

В статье рассмотрены различные трактовки определения статуса «малое предприятие» в федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации. Проведенный анализ может послужить для формирования единого подхода к определению статуса организации или индивидуального предпринимателя и совершенствованию правового поля в области государственного регулирования предпринимательской деятельности.

In the article different interpretations of the definition "small business" in the federal regulatory legal acts of the Russian Federation is considered. The having been done analysis can serve to create a unified approach to determining the status of the organization or individual entrepreneur and improving the legal field of business regulation.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, критерии, меры государственной поддержки.

Key words: small business, government support, criteria, measures of state support.

Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из приоритетных задач социального и экономического развития большинства развитых и развивающихся стран. Актуальность подтверждается направлением государственной политики Российской Федерации, исследованиями отечественных и зарубежных ученых и положительным опытом развития западных стран в сфере среднего и малого предпринимательства. С 2008 года в российском законодательстве введены понятия субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства, которые соответствуют нормам европейского законодательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О малом и среднем предпринимательстве», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям [1].

В статье 7 данного [1] закона определены основные меры государственной политики  в области развития малого и среднего предпринимательства:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

Рассмотрим некоторые из них.

Специальные налоговые режимы.

В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации  к таковым относятся:

1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) [1].

Применять ее могут организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и отвечающие следующим условиям: необходимо соблюдение условия по 70%  доходов в доле доходов от реализации произведенной и переработанной собственными силами сельскохозяйственной продукции, водных биологических ресурсов. Для рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей установлен максимальный предел средней численности работников – 300 человек.

2. упрощенная система налогообложения [2].

Применять ее могут организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим условиям: доход не превышает  15 млн руб., умноженных на коэффициент-дефлятор. (В настоящий момент по 2013 год предельная величина дохода составляет 45 млн руб.). Установлена предельная средняя численность работников – 100 человек. Установлен предел по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов для организаций – 100 млн руб.

3. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности [2].

Применять ее могут организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, облагаемой ЕНВД, со среднесписочной численностью работников 100 человек.

Упрощенные правила ведения налогового учета.

К таковым можно отнести ведение книг доходов и расходов налогоплательщиков, применяющих УСН.

Упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от предоставления деклараций по «замененным» налогам, введена единая «нулевая» декларация по налогам, если нет движения по расчетному счету или нет объекта налогообложения.

Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

Упрощенный порядок годовой отчетности, который может быть ограничен балансом и отчетом о прибылях и убытках [2]. Меньший объем раскрытия информации. Упрощенный план счетов.

Организации, применяющие УСН, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

Упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности:

Статистическая отчетность малых предприятий. Независимо от выбранной системы налогообложения, учета и отчетности малые предприятия должны представлять статистическую отчетность по следующим формам:

- Форма N МП(микро) (раз в год) для микропредприятий;

- Форма N ПМ (раз в квартал) для малых предприятий;

- Форма N 8-ВЭС-рыба (срочная) (ежемесячно) для микро- и малых предприятий;

- Форма N1 – лицензия (раз в год) для малых предприятий;

- Форма N ДАП-ПМ  (раз в квартал) для малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды;

- Форма N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия" (раз в 2 года) для малых предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды;

- Форма N 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимательства» (раз в год) для индивидуальных предпринимателей, кроме осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;

- Форма N МП(микро)-сх «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия» (раз в год) для микропредприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность;

- Иные единовременные формы.

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации и не могут быть использованы в целях налогообложения или предоставлены другим коммерческим организациям.

Льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.

Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не содержит норм, предусматривающих льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество.

Есть отсылочная норма на Федеральный закон "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором указывается на преимущественное право на приобретение имущества по рыночной стоимости, если это  арендуемое ими имущество и находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет. Установлено, что такое имущество может приобретаться в рассрочку, если таковое право закреплено в законах субъектов РФ.

Особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [1] устанавливает обязанность заказчиков размещать заказ у субъектов малого предпринимательства, если содержание такого заказа подпадает под установленный перечень (Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 "О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства") в размере не менее 10% и не более 25% от общего объема поставок по данному перечню.

Остальные меры поддержки соотносятся с критериями, обозначенными в самом Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»:

Таблица 1.

Условия отнесения к малым и средним предприятиям.

 

Средняя численность за предшествующий календарный год

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость

Средние предприятия

От 101 до 250 человек

 1000 млн руб.

Малые предприятия, в т.ч.:

До 100 человек

400 млн руб.

Микропредприятия

До 15 человек

60 млн руб.

Средняя численность работников предприятия за предшествующий календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени [1].

Для вновь созданных предприятий средняя численность работников рассчитывается за предшествующий отчетный период.

Для юридических лиц сохранены введенные ранее ограничения: суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% .

К субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены также потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Таким образом, в российском законодательстве нет единого подхода к критериям определения статуса малого предприятия, перечень «упрощенных» форм статистической отчетности для предпринимателей превышает десяток, преференции в области государственного заказа ограничены определенным перечнем товаров, работ услуг и определенной долей.

 Список литературы:

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. [Электронный ресурс]  //  СПС «КонсультантПлюс».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая).Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ[Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

  3. О приватизации государственного и муниципального имущества. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

 Literature:

  1.  Federal Law from 24.07.2007  № 209 – FZ «On the development of small and medium enterprises in the Russian Federation». [Electronic resource] / / ATP "Consultant."
  2. Federal Law from 05.08.2000 № 117-FZ «The tax code of the Russian Federation (second part)». [Electronic resource] / / ATP "Consultant."

  3. Federal law from 21.12.2001 № 178-FZ «About privatization of state and municipal property». [Electronic resource] / / ATP "Consultant."