Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ СЛАБООСВОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ[1]


Корепанов Н. А.    

В сообщении приводится информация о результатах Круглого стола в рамках VIII Северного социально-экологического конгресса «Сбережение народов и природосбережение  - императивы устойчивого развития Российского Севера». Круглый стол проходил 14. 06. 2012г. в г. Сыктывкаре по инициативе НИЦ Корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СГУ и  Общественного совета Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

This article provides information on the results of the Round Table in the Northern part of the VIII Congress of the socio-ecological "Saving people and prirodosberezhenie - the imperatives of sustainable development of the Russian North." The round table was 14. 06. 2012. in Syktyvkar on the initiative of the SIC Corporate Law, Venture Capital Management and NUS and the Public Council of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Republic of Komi.

Ключевые слова: круглый стол, Северный социально-экологический конгресс, человеческий капитал, участники, резолюция.

Keywords: Round Table, Northern Social and Environmental Congress, human capital, the participants, the resolution.

Перед Россией, как и всем мировым сообществом все острее стоят вопросы развития цивилизации, как во времени, так и пространстве. Важнейшие из них - принятие направлений и выработка механизма экологизации экономики и повышение роли человеческого капитала. Наиболее актуальны и значимы решения этих проблем для регионов российского Севера, являющихся природно-ресурсной базой национальной, да и мировой экономик. При этом природная среда Севера наиболее уязвима от экономической деятельности человека.

Где и как найти грань допустимого вмешательства человека в экосистему и, какие вызовы в связи с этим должны быть услышаны властными структурами, наукой и бизнес-сообществом, вопрос вопросов.

Обсуждению этих проблем и был посвящен Круглый стол в рамках VIII Северного социально-экологического конгресса «Сбережение народов и природосбережение  - императивы устойчивого развития Российского Севера», который прошел 14. 06. 2012г. в г. Сыктывкаре по инициативе НИЦ Корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СГУ и  Общественного совета Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

В соответствии с программой круглого стола были заслушаны доклады:

- Современная методология стратегического планирования устойчивого развития регионов Российского Севера и Арктики. Докладчик: Лаженцев Виталий Николаевич, д.г.н., профессор СыктГУ, член-корр. РАН;

- Стратегия и проблемы устойчивого развития северных территорий. Докладчик: Князева Галина Алексеевна, д.э.н., профессор СыктГУ;

- Экологизация экономики как фактор устойчивого развития регионов Российского Севера. Докладчик: Корепанов Николай Александрович, к.э.н., доцент СыктГУ, Председатель Общественного совета Минприроды Республики Коми;

- Стратегические ресурсы Республики Коми и проблемы рационального природопользования. Докладчик: Тарбаев Михаил Борисович, к.г-м.н., начальник Управления по недропользованию по Республике Коми;

- Повышение эффективности управления человеческим капиталом – важнейший фактор обеспечения экономического роста. Докладчик: Шихвердиев Ариф Пирвелиевич, д.э.н., профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой экономической теории и корпоративного управления, член Российского сообщества профессиональных корпоративных директоров.

В обсуждении приняли участие более 20 представителей государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций, работодатели, научные и профессионально-педагогические работники высших образовательных учреждений, студенты и магистры.

Участники круглого стола подчеркивают, что в современных социально-экономических условиях основными ориентирами перспективного развития российского государства являются подъём и развитие национальной экономики на основе современных средств и методов производства; способность выдерживать внутренние и глобальные экономические кризисы и финансовые потрясения; поддержание стабильных социально-экономических и экологически безопасных условий жизни граждан Республики Коми и в целом России.

Реализация данных задач неразрывно связана с подготовкой качественных профессиональных кадров, способных обеспечить инновационные тенденции развития производства во всех отраслях и секторах национальной экономики.

Круглый стол «Человеческий капитал и природосбережение – императивы устойчивого развития регионов Севера»  показал значимость функционирующих региональных лиц, реальными действиями которых, возможно и необходимо повышать ценность природных ресурсов, поднять значимость человеческого капитала и природосбережение в регионах Российского Севера.

Сегодня главными действующими лицами в этом процессе должны стать региональные власти, региональные политики, региональные инвесторы. Именно от них зависит выработка экономической и  экологической политики, управление ресурсами и привлечение конкретных инвестиций в региональные программы, достижение конечного результата - роста уровня жизни населения. Они должны осуществлять более тесное взаимодействие с обществом, опираются на поддержку общественных сил, и являться активными субъектами преобразований. При этом необходимо расширить полномочия региональной власти в решении стоящих перед ней задач.

В этом процессе важное место отводится научному сообществу. Ученые должны активно и на постоянной основе включиться в проводимые социо-эколого-экономические преобразования и при этом отвечать за последствия своих рекомендаций и действий.

Только в результате объединения возможностей представителей власти и науки появятся гарантии надежности размещения инвестиций в регионе, руководители предприятий получат эффективную управленческую поддержку и смогут сосредоточить усилия на повышении результативности своей деятельности и с более высокой отдачей задействовать человеческий капитал подчиненный согласованным целям.

Участники круглого стола исходят из того, что разработка и реализация долгосрочной стратегии устойчивого развития северных территорий  с учетом их природной и этнокультурной специфики, ресурсного и интеллектуального потенциала является следствием возросшей социально-экономической и экологической нагрузки на природную систему Севера. Устойчивое развитие рассматривается как реакция на неудовлетворенное состояние природных систем и необходимость их изменения.

Участники круглого стола отмечают, что от решения данных проблем напрямую зависят вопросы укрепления национальной экономики и мировой стабильности, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации конституционных прав каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности.

Участники круглого стола согласились с тем, что проблемам устойчивого развития регионов Российского Севера и Арктики следует уделять более пристальное внимание, со стороны государственных органов власти, трансформируя его в целевую государственную программу развития Севера и Арктики.

Участники форума приняли Резолюцию круглого стола

«Человеческий капитал и природосбережение – императивы устойчивого развития регионов Севера»  в рамках VIII Северного социально-экологического конгресса

Круглый стол «Человеческий капитал и природосбережение – императивы устойчивого развития регионов Севера» состоялся 14 июня 2012г. в рамках VIII Северного социально-экологического конгресса «Сбережение народов и природосбережение  - императивы устойчивого развития Российского Севера» и собрал наиболее активных и желающих выступить на данном форуме.

В работе круглого стола приняли участие представители государственных и муниципальных органов власти, работодатели, научные и профессионально-педагогические работники учреждений профессионального образования высших и средних образовательных учреждений, студенты и магистры.

Круглый стол «Человеческий капитал и природосбережение – императивы устойчивого развития регионов Севера» знаменателен тем, что  показал значимость действующих региональных лиц, реальными действиями которых сегодня, возможно, поднять значимость человеческого капитала и природосбережение в регионах Российского Севера. 

Содержательность деятельности действующих представителей власти означает то, что они должны осуществлять более тесное взаимодействие с обществом и убедить его на всех уровнях в том, что их программы реальны, опираются на поддержку общественных сил и сами являются активными субъектами преобразований. Региональные власти должны выступить заказчиком на выработку активной экономической и  экологической политики и реализацию региональных программ развития, именно они должны привлечь для этого региональных инвесторов, деньги государства и банков с целью реального подъема экономики республики и, соответственно, уровня жизни ее населения.

Особое место в этом процессе принадлежит научному сообществу. Необходимо изменить место ученых, стимулировать проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды, природосбережения и обеспечения экологической безопасности.  Единственное, что при этом требуется от региональных властей - это так организовать взаимодействие с учеными, чтобы их деятельность была прямо привязана к результатам. Ученые должны активно и на постоянной основе включиться в процессы преобразования и начать отвечать за последствия своих рекомендаций и действий.

И главное - только в результате объединения возможностей представителей власти и науки появятся гарантии надежности размещения инвестиций в регионе, руководители предприятий получат эффективную управленческую поддержку и смогут сосредоточить свои усилия на повышении результативности своей деятельности и с высокой отдачей задействовать человеческий капитал  подчиненный согласованным целям.

В ходе работы круглого стола его участники стремились:

  • выявить потенциал национального законодательства для обеспечения устойчивого развития экономики и экологической безопасности граждан России в ускоряющемся процессе глобальных перемен;
  • раскрыть современную методологию стратегического планирования устойчивого развития регионов Российского Севера;
  • изучить возможности и условия устойчивого развития северных территорий России;
  • выработать предложения по совершенствованию национального законодательства в области экологизации экономики и повышения роли человеческого фактора в развитии инновационных технологий в условиях модернизации социально-экономических и экологических отношений.

Участники круглого стола обсудили следующие важные проблемы:

  • возможности и пути развития национального  законодательства России в условиях  формирования стратегии устойчивого развития регионов Российского Севера;
  • направления повышения эффективности управления человеческим капиталом в условиях модернизации социально-экономических и экологических отношений. Активизация международных связей с целью привлечения инвестиций в экономику регионов Российского Севера.
  • роль и место государственных органов, научного и бизнес сообществ в обеспечении устойчивого социо-эколого-экономического развития северных территорий.  

Рекомендации участников круглого стола:

1. Подчеркивая важность обмена научной информацией и опытом различных научных центров и учреждений, работающих в области экологизации экономики и устойчивого развития регионов Российского Севера, в целях обеспечения широкого доступа общественности к материалам VIII Северного социально-экологического конгресса «Сбережение народов и природосбережение  - императивы устойчивого развития Российского Севера» ее организаторам необходимо отобрать наиболее интересные доклады и опубликовать их в средствах массовой информации, а также разослать резолюцию конференции главам (губернаторам) регионов Российского Севера.

2. Главам (губернаторам) регионов Севера организовать региональные конференции, обозначив тем самым социальный заказ региональным научным работникам и образованию на проектирование образа будущего специалиста, реализация которого должна способствовать устойчивому развитию экономики регионов Российского Севера.  В современных социально-экономических условиях реализации стратегии инновационного развития образование не может оставаться только услугой, удовлетворяющей текущие запросы. Оно обязано быть инициатором изменений, в том числе в бизнес среде и в общественном сознании. При этом только тесное сотрудничество с лидерами науки и бизнеса позволяет формировать компетенции, требуемые для модернизации.

3. Участники круглого рекомендуют Главе Республики Коми Гайзеру Вячеславу  Михайловичу рассмотреть целесообразность создания при себе Консультативного совета по проблемам устойчивого развития и экологизации региональной экономики, развитию человеческого капитала.

4. Участники круглого стола:

- обращают внимание на  необходимость совершенствования национального и регионального законодательства принятием нормативных правовых актов регулирующих различные (экономические, социальные, экологические, демографические)  аспекты развития Севера.

- считают целесообразным продолжать и закреплять установившиеся контакты между участниками VIII Северного социально-экологического конгресса «Сбережение народов и природосбережение  - императивы устойчивого развития Российского Севера».

5.  Бизнес-сообществам работодателей:

- активно проводить работу по стимулированию представителей бизнеса к софинансированию профессиональной подготовки кадров, организовать формирование профессионального заказа предприятий на будущих специалистов.  
Участники круглого стола выражают надежду, что проведение данного форума будет способствовать привлечению внимания представителей власти и науки, бизнес-сообщества и гражданских институтов к решению проблем устойчивого развития регионов российского Севера и защиты окружающей среды, а также  ускорит принятие национального законодательства по Российскому Северу.