Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

МЕТОДЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ КОМПАНИЕЙ

Волкова И.О. ,  Шувалова Д.Г., Смирнов Д.А.

Предложены методические подходы для расчёта уровня локализации производства электротехнического оборудования на территории РФ. Разработан порядок составления программы локализации производства, учитывающий структуру себестоимости производства электротехнического оборудования и степень готовности российский предприятий выпускать необходимые виды комплектующих. Приведён алгоритм разработки дорожной карты реализации процесса локализации производства

Methodical approaches to calculate the level of localization of production of electrical equipment in Russia. Developed procedure for the preparation  of localization program of production, taking into account the cost structure of production of electrical equipment and readiness of Russian companies to produce the necessary types of components. The algorithm of development road map implementation process of localization of production

Ключевые слова: уровень локализации, импортозамещение, локализация производства, программа локализации, дорожная карта локализации производства

Keywords: level of localization, import substitution, the localization of production, programm of localization,   the road map localization of production

Традиционно энергетика в России развивалась полностью на отечественной технологической базе, и только кризис 90-х годов спровоцировал начало экспансии импортного оборудования на наш рынок, результатом которого в настоящее время является крайне высокий уровень зависимости от импорта в энергетическом секторе – от 31% до 100% по разным группам оборудования против менее 1% в 1990 году. Данная ситуация ставит предприятия энергетики не только в технологическую зависимость от зарубежных производителей, но и значительно повышает финансовые риски работы на рынке. В целом тенденции преобладания импортного оборудования на рынке поставок энергетического оборудования существенно снижают возможности инновационного развития российского ТЭК, в том числе и электросетевого комплекса.

Анализ, проведенный авторами, демонстрирует недостаточность рыночных механизмов для решения общегосударственных задач в этой сфере. Основные причины, лежащие в основе необходимости стимулирования отечественного производства электротехнического оборудования, лежат в сферах, с одной стороны, стратегической энергетической безопасности, с другой – в структурных (доминирующий экспорт природных ресурсов, голландская болезнь) и институциональных (120 место в мире по качеству институтов в рейтинге Всемирного банка) проблемах отечественной экономики, затрудняющих инновационное развитие промышленности.

Масштабные государственные планы по форсированному инновационному развитию экономики выдвигают на передний план задачу оценки, реализации и развития потенциала отечественных производителей для осуществления инвестиций в базисные отрасли экономики, в том числе электросетевой комплекс. Огромные потребности отечественной энергетики в современном оборудовании и миллиардные инвестиционные программы энергетических компаний представляют серьезный интерес для предприятий энергомашиностроения и электротехнической промышленности, что при умелом использовании может стать важным стимулом к их развитию и модернизации.

Инвестиционный потенциал электросетевых компаний, а также контрольная доля государства в управлении, обусловили решение государства реализовывать инновационную политику в отрасли через эти компании.

Одной из основ реализации инновационной политики стало импортозамещение оборудования, так как данный механизм, успешно опробованный в других развивающихся странах, а также некоторых отраслях отечественной экономики, несет значительные положительные внешние эффекты помимо стимулирования инновационного развития.

Одним из ключевых механизмов реализации импортозамещения является локализация производства, под которой понимается поставка местными производителями для иностранных предприятий на национальной территории комплектующих изделий, изготовленных на этой территории, на базе существовавших ранее или вновь созданных производств. Т.о. сущность процесса локализации заключается в стремлении зарубежных компаний обеспечить свои сборочные производства на национальной территории комплектующими российских производителей.

С одной стороны, описать понятие локализации достаточно просто, с другой - существует методологическая неопределённость в самом подходе к расчёту уровня локализации, а от выбора «удобной» методики зависит качество принимаемых решений.

Существует несколько подходов к оценке уровня локализации, при этом большинство из них для оценки уровня локализации используют данные бухгалтерского  или таможенного учета по издержкам. Таким образом, информационная база анализа определена. Спорные моменты расчёта - в том, стоит ли учитывать суммы затрат с налогом на добавленную стоимость или без него. Данный вопрос сам по себе малоинтересен, однако как только возникает необходимость использования предложенных методик на практике, от выбора методики зависят устанавливаемые пороговые показатели этапов локализации.

При отсутствии данных по себестоимости производства продукции на территории страны уровень локализации по материалам и комплектующим рассчитывается исходя из величины налогового бремени, как правило, в размере налога на добавленную стоимость в цене продукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует инструмент, используя который можно эффективно контролировать процесс локализации производства. Ограничением по применению данного инструмента является необходимость соблюдения коммерческой и финансовой тайн предприятия. По этой причине стратегия локализации чаще всего реализуется на уровне государства и контролируется органами таможенного контроля, либо иными уполномоченными государственными структурами.

Следует отметить, что несмотря на успешный опыт реализации программ по локализации в таких странах, как Китай, Филиппины, Италия, Германия, Узбекистан, российская экономическая система не в полной мере готова и стремится перенять положительный опыт данных стран [1]. На данный момент программы по локализации в энергетике России реализуются не государством, а отдельными компаниями - лидерами отраслевого производства. Цели политики достигаются при условии достаточно тесного сотрудничества компаний покупателей и продавцов на рынке локализуемой продукции, происходит значительное сближение целей компаний. С одной стороны, это может в значительной степени снизить конкуренцию на рынке, с другой - позволяет получать системный эффект в виде экономии на издержках, например таких, как хранение запасов, транспортных, транзакционных (поиск партнёра, защита контракта). Столь тесное взаимодействие может привести к значительной степени монополизации рынка, а как следствие ― к вниманию антимонопольных органов. Данное обстоятельство можно избежать при условии реализации системного подхода к политике по локализации производства на территории страны на государственном уровне.

Одной из лидирующих компаний отраслевого хозяйства энергетики, осуществляющих политику локализации производства на территории Российской Федерации является ОАО «ФСК ЕЭС». Политика направлена на повышение эффективности работы с поставщиками электротехнической продукции с целью снижения себестоимости услуг и снижения рисков ведения хозяйственной деятельности.

При реализации политики локализации производства производителей электротехнического оборудования компанией – покупателем может достигаться ряд целей, таких как снижение издержек (в том числе связанных с трансграничной торговлей, снижение транспортных затрат, снижение транзакционной составляющей затрат, а также затрат на хранение), снижение рисков, связанных с поставкой оборудования, как в случае планового, так и аварийного ремонта, рисков таможенного оформления продукции, повышение технического уровня электротехнического оборудования, что влечёт за собой общее снижение эксплуатационных затрат.

Для поставщиков же данных видов продукции реализация программы локализации лидирующей фирмой отрасли позволяет осуществлять долгосрочное планирование хозяйственной деятельности и планировать как загрузку производственных мощностей, так и движение финансовых потоков при условии долгосрочного характера взаимодействия.

Таким образом, механизмы экономии имеются как у поставщиков, так и у покупателей продукции энергомашиностроения, реализация которых позволит снизить уровень затрат в экономической системе в целом.

На основе обобщения данных по применяемым методикам оценки уровня локализации предложен следующий способ расчёта, учитывающий информацию бухгалтерского учета по расчёту себестоимости, а также данные по приращению интеллектуальной составляющей производителя электротехнического оборудования. Оценка уровня локализации проводится с учётом следующих аспектов деятельности предприятия и характеристик продукции:

-                             наукоёмкость технологического процесса, отражающаяся в нематериальной составляющей имущества предприятия производителя электротехнического оборудования;

-                             наукоёмкость продукции, которая отражается долей амортизации нематериальных активов в структуре себестоимости производства каждого вида электротехнического оборудования;

-                             себестоимость продукции.

При оценке уровня локализации рассчитывается объем выполненных на территории России разработок (НИОКР) и технологических операций.

Показатель локализации включает в себя следующие составляющие:

-                                         доля  нематериальных активов в имуществе предприятия;

-                                         затраты на НИОКР в виде прироста составляющей амортизации нематериальных активов в себестоимости электротехнической продукции[3];

-                                         затраты на производство, локализованные на территории РФ.

В методике оценки уровня локализации учитывается интеллектуальная составляющая производственного процесса, а именно затраты на НИОКР в виде прироста доли их амортизации в структуре себестоимости, а также затраты на производство, локализованные на территории РФ с учётом степени локализации исходного сырья, материалов и других статей себестоимости.

Методика позволяет осуществить комплексную оценку уровня локализации по каждому виду электротехнического оборудования.

Уровень локализации  рассчитывается на основе следующей системы уравнений:

               УЛ пр= ∑ З РФ * αст / ∑ ВРФ (1);

              УЛ ниокр пр = Д (НИОКР ПР N+1) / Д (НИОКР ПР N) (2);

               УЛ ниокр  = Д (НИОКР N+1) / Д (НИОКР N) (3),

где:                     

УЛ пр   уровень локализации производства электротехнического оборудования, рассчитываемый на основе данных бухгалтерского учета;

З РФ   постатейный расчет затрат в соответствии с группировкой по статьям калькуляции, рассчитываемый на основе данных бухгалтерского учёта;

αст коэффициент, показывающий процент отечественных затрат в статье себестоимости;

ВРФ суммарная выручка, полученная от продажи данного вида электротехнического оборудования на территории РФ;

УЛ ниокр пр уровень локализации производства электротехнического оборудования, рассчитываемый на основе учета прироста интеллектуальной составляющей себестоимости;

Д (НИОКР ПР N+1) доля амортизационных затрат нематериальных активов в структуре себестоимости электротехнического оборудования в рассматриваемом периоде;

Д (НИОКР ПР N) доля амортизационных затрат нематериальных активов в структуре себестоимости электротехнического оборудования в периоде, предшествующем рассматриваемому;

УЛ ниокр уровень локализации производства электротехнического оборудования, рассчитываемый на основе учета прироста интеллектуального капитала российских производителей;

Д (НИОКР N+1) доля затрат на НИОКР в структуре затрат производителя электротехнического оборудования в рассматриваемом периоде;

Д (НИОКР N) доля затрат на НИОКР в структуре имущества производителя электротехнического оборудования в периоде, предшествующем рассматриваемому;

N - период рассмотрения.

Все расчёты проводятся в ценах действующего года без учёта налога на добавленную стоимость (НДС).

Коэффициент УЛ пр уровня локализации производства электротехнического оборудования представляет собой отношение суммы затрат на сырьё и материалы, комплектующие, компоненты, заработную плату, произведённые на территории Российской Федерации, скорректированных на уровень их входной локализации (аналогичный показатель локализации поставщика), к выручке, полученной от продажи рассматриваемого оборудования без учёта НДС.

Значения используемых при расчетах показателей при производстве заявленного оборудования подтверждаются заверенными руководителем предприятия-заявителя данными бухгалтерской отчетности, выписками со счетов бухгалтерского учёта, справочными данными, данными анкет поставщиков. Показатель локализации поставщика принимается на основе его заявки по уровню локализации.

При расчёте числителя показателя локализации необходимо учитывать следующие аспекты:

1.                  организационные, связанные с необходимостью получения достоверной информации;

2.                  организационные, связанные с необходимостью изменения системы учета затрат у поставщиков для создания информационной базы для оценки локализации;

3.                 кадровые, связанные с обучением или привлечением квалифицированных специалистов для выбора, оценки и принятия решений по представленной информации;

4.                 расчётные, связанные с тем, что при производстве комплектующих на территории РФ могут использоваться материалы, ввезённые в страну;

5.                  временные, связанные с необходимостью получения информации в определённые сроки и с приведением информации в сопоставимый вид;

6.                  оппортунистическое поведение со стороны агентов (фальсификация информации, завышение затрат на второстепенные операции и т.д.).

Оценка уровня локализации осуществляется по статьям себестоимости отдельно, в соответствии с величиной затрат, понесённых на территории РФ. Общий уровень локализации оценивается как средневзвешенная величина локализации на основе комплексного учёта всех статей затрат. Все данные представляются на основе действующей на предприятии системы бухгалтерского учета, по результатам анализа полученной в процессе сбора информации на основе разработанной методики оценки локализации рассчитывается численный показатель уровня локализации по каждому виду заявленного оборудования.

Риски применения информационной базы связаны с ограниченностью информации, сложностью или невозможностью её получения, нежеланием экономических агентов афишировать информацию, касающуюся себестоимости, поскольку это может повлиять на их конкурентоспособность, а также с существующей вероятностью получения фальсифицированной информации.

Данные ограничения применения методики корректируются в рамках принятия стандартов раскрытия информации в соответствии с Долгосрочным договором поставки электротехнической продукции с локализацией производства в Российской Федерации.

Коэффициент УЛ ниокр пр уровня локализации производства электротехнического оборудования отражает прирост интеллектуальной составляющей производства электротехнического оборудования с учётом амортизации нематериальных активов в структуре себестоимости, показывая уровень наукоёмкости электротехнической продукции. С помощью индикатора оценивается динамика развития технологического уровня продукции по группам электротехнического оборудования производителя.

Коэффициент УЛ ниокр уровня локализации производства электротехнического оборудования отражает реальный уровень прироста интеллектуальной составляющей производства с учётом инвестиций в НИОКР, патенты, разработки. С помощью индикатора оценивается динамика развития технологического уровня производителя - поставщика электротехнического оборудования.

Итоговое значение уровня локализации оценивается умножением показателя локализации производства на показатель прироста интеллектуального капитала:

Л = УЛ пр * УЛ ниокр пр * УЛ ниокр (4)

Достоинствами данного подхода является относительная простота расчёта и интерпретации результатов, а также возможность осуществления расчёта уровня локализации с применением данных действующей системы бухгалтерского учёта на предприятии.

Существуют некоторые риски применения предложенного подхода к оценке уровня локализации, такие как сложность проверки уровня входной локализации для поставщиков; недостатки системы учёта результатов интеллектуальной деятельности в РФ; учёт особенностей функционирования транснациональных компаний; неопределенность статей затрат; отсутствие государственной политики по поддержке НТП.

На основе применения данной методики проведены расчёты уровня локализации производства по ряду поставщиков электротехнического оборудования. Результаты расчётов приведены ниже в таблице 1.

 

            Таблица 1

Структура себестоимости производства электротехнического оборудования и показатель локализации

Наименование группы оборудования

Трансформаторы напряжения

Трансформаторы тока

Автотрансформаторы

Масляные трансформаторы до 220 кВ

Сухие трансформаторы до 35 кВ

Измерительные трансформаторы

Фазные провода

ОП - отечественный производитель;    ИП - иностранный производителям

ОП

ОП

ОП

ИП

ОП

ОП

ОП

ОП

Производственная себестоимость

73,1

 -

54,6

82

 -

77,4

75

70

 -

71

 -

94

 -

материальные затраты;

63,5

18,9

36,7

100

59

46

69,3

72

65

85

58

65

62

78

86

80

затраты на оплату труда;

6,7

100

12,5

100

11

100

6

100

7

100

9

100

7

100

1,5

100

отчисления на социальные нужды;

2,3

100

4,3

100

4

100

2,1

100

3

100

3

100

2

100

0,5

100

амортизация;

0,6

100

1,1

100

5

100

 

100

100

 -

100

4

100

прочие затраты

 -

3

100

 -

100

100

100

2

100

Общепроизводственные и Общехозяйственные расходы

21,3

100

39,8

100

16

100

14,6

100

24

100

28

100

27

100

5

100

материальные затраты;

 -

-

8

100

12

100

 -

затраты на оплату труда;

 -

-

4

100

40

100

8

100

10

100

13

100

2,2

100

отчисления на социальные нужды;

 -

1

100

14

100

3

100

4

100

4

100

0,8

100

амортизация;

2

100

8

100

5

100

5

100

7

100

1

100

прочие затраты

1

100

26

100

8

100

9

100

3

100

1

100

Коммерческие расходы

5,6

100

5,6

100

2

100

8

100

1

100

2

100

2

100

1

100

Показатель локализации

48,5015

-

100

-

68,14

-

80,596

-

90,25

-

79,7

-

86,36

-

82,8

-

Применение предложенного подхода к оценке показателя локализации позволило составить программу локализации производства, а также дорожную карту реализации данной программы.

Программа реализуется в три этапа, как показано в таблице 2.

Таблица 2

Целевые показатели этапов реализации Программы локализации ОАО «ФСК ЕЭС» на 2012-2014 г.г.

 

Основные виды оборудования

Целевое значение показателя локализации на 31.12.2014

Пороговое значение показателя уровня локализации., %

1 этап -2012

2 этап -2013

3 этап -2014

По видам оборудования предприятия -поставщика

60%

20%

40%

60%

Выделяются следующие стадии готовности российских производителей к выпуску комплектующих:

«Н»  низкий – комплектующие могут быть произведены более чем через 4 года;

«С» средний – комплектующие могут быть произведены в течение 1-2 лет;

«В» высокий – комплектующие выпускаются в настоящее время.

По итогам анализа структуры себестоимости предприятий – поставщиков электротехнической продукции была разработана программа локализации производства и дорожная карта реализации этой программы, с учётом стратегических целей компании – инициализатора ОАО «ФСК ЕЭС». Поскольку реализация программы локализации основывается на долгосрочном стратегическом сотрудничестве, одним из стимулов к её выполнению является система преференций для поставщиков электротехнической продукции.

Составление дорожной карты, программы и разработка системы преференций для компаний-партнёров основано на применении шкалы приоритетов, представленной в таблице 3. В расчётах используются следующие параметры, необходимые для формирования программы локализации оборудования:

-     перечень основных комплектующих – определен экспертами заводов-производителей в ходе проведенного опроса;

-     доля затрат на данный вид комплектующих в структуре материальных затрат, % –  на основе первичных и вторичных данных компаний-производителей;

-     перечень текущих и перспективных производителей комплектующих и запасных частей, чья продукция в настоящее время используется отечественными и иностранными производителями на территории РФ;

-     степень готовности отечественных производителей к производству комплектующих для локализируемых производств ( Н, С,В);

-     доля затрат на данный вид комплектующих в структуре себестоимости, %;

-     приоритет комплектующих для локализации производства – на основе матрицы в таблице 3;

-     максимально возможный уровень локализации данного вида комплектующих (рассчитывается как произведение доли материальных затрат в себестоимости продукции и доли данного вида комплектующих в структуре материальных затрат).

 
Таблица 3

Матрица приоритетов локализации комплектующих

 

Уровень готовности российских аналогов

Шкала приоритетов

высокий

1

1

средний

2

1

низкий

3

2

 

минимальное значение доли -среднее значение доли,

среднее значение доли - максимальное значение доли

Доля в себестоимости

Первыми по представленной шкале приоритетов выбираются те комплектующие, степень готовности к производству которых российскими производителями оценен как высокий (В), а доля в себестоимости превышает среднее значение или находится на его уровне. Аналогичным образом расставляются и все другие приоритеты. Данные анализировались на основе параметров, представленных в таблице 1, результаты по одному виду электротехнического оборудования приведены в таблице 4.

Необходимо учесть то обстоятельство, что реализация Программы локализации в большей степени зависит от поставщиков продукции и услуг. При разработке этапов реализации Программы локализации возможно сформулировать только рекомендуемые сроки их реализации. Для поставщиков же возможна разработка санкций за невыполнение пороговых уровней локализации по этапам.

Возможная степень влияния на поставщиков может быть ограничена финансовой и хозяйственной свободой самих поставщиков.

Также необходимо учитывать тот аспект, что мониторинг и контроль реализации Программы локализации в значительной степени зависит от возможности и степени вмешательства в систему внутреннего учёта затрат поставщиков продукции и услуг.

Так как в настоящее время не представляется возможным сбор точных данных по каждому производителю локализуемого оборудования и комплектующих, программа локализации сформирована на основе статистической информации, собранной и систематизированной по ключевым производителям данного вида оборудования и комплектующих: отечественных и иностранных. Компании, участвовавшие в опросе и предоставлявшие данные для исследования, в качестве основного условия выдвинули анонимность, так как структура затрат  и другие параметры оценки представляют коммерческую тайну компании и могут быть использованы конкурентами в целях, не желательных для данной компании.

Формирование Программы локализации произведено следующим образом:

1. В зависимости от соотношения критериев выбора варианта локализации производства оборудования определяются возможные варианты локализации для каждого вида оборудования.

2. На основании приоритетов локализации каждого из видов комплектующих определяется порядок их локализации на каждом из этапов Программы локализации: на первом этапе отбираются комплектующие с 1 приоритетом, на втором этапе – со 2-м, на третьем – с 3-м.

Программа локализации производства автотрансформаторов на территории Российской Федерации приведена в таблице 5.

 

Таблица 4.

Оценка возможности производства в России комплектующих для силовых трансформаторов

 

Основные комплектующие

Структура затрат

производитель/поставщик

российские аналоги

Материалы и компоненты

сейчас

российские аналоги

Н - низкий, С - средний, В - высокий

Доля : ВСР - выше средней, НСР - ниже средней

Приоритет

Максимально возможный уровень локализации

Электротехническая сталь

13%

ThyssenKruppElektrical Stell, GmbH,

ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", ОАО "ВИЗ-Сталь" г. Екатеринбург

В

ВСР

1

9,009

Транспонированный провод

23%

Lacroix+Kress, Asta, Wuxi Toly Electric,

ЗАО "Москабель-Электрозавод", ОАО "ПКЗ" г. Псков, ОАО "Микропровод" г. Подольск,  ЗАО "Воронеж-телекабель"

В

ВСР

1

15,939

Трансформаторное масло

4%

Nynas, Sell,

Ангарский нефтеперерабатывающий завод" г. Ангарск, ОАО "Лукойл", ОАО  НК "Роснефть", ОАО "Газпром"

В

НСР

1

2,772

Изоляционные материалы

4%

Weidman, Pucaro

ЗАО "Росизол" г. МоскваОАО "Бобровский изоляционный завод" , ОАО "Холдинговая компания "Элинар"

Н

НСР

3

2,772

Трансформаторный бак

4%

Enpay,

ОАО "РЭТЗ-Энергия", ОАО "Электромеханический завод"

В

НСР

1

2,772

Компоненты (радиатор, расширительный бак и т.п.)

3%

Nmerk, GEA Renzmann&Grunewald

ТРОИЦК

С

НСР

2

2,079

Приборы (реле, термосигнализаторы, указатели уровня и т.п.)

14%

Messko, Elektro Dresden-West, Trench

ООО "Масса",

Н

ВСР

2

9,702

Высоковольтные вводы

-

АВВ

ЗАО "Феникс-88"

В

-

-

-

Устройства регулирования напряжения

-

-

Тольятти

Н

-

-

-

 

 Таблица 5

Программа локализации  ОАО «ФСК ЕЭС» на 2011-2014 гг


№ п/п

Локализуемое оборудование

Вариант локализации

Этапы локализации

1 этап

2 этап

3 этап

пороговое значение уровня локализации, %

состав локализуемых позиций

пороговое значение уровня локализации, %

состав локализуемых позиций

пороговое значение уровня локализации, %

состав локализуемых позиций

1

АВТОТРАНСФОРМАТОРЫ

первый

3

труд

6

труд

10

труд

второй

20

труд, транспонированный провод

30

труд, транспонированный провод, электротехническая сталь, трансформаторное масло

50

труд, транспонированный провод, электротехническая сталь, трансформаторное масло, трансформаторный бак, компоненты (радиатор, расширительный бак и т.п.)

третий

20

труд, транспонированный провод

45

труд, транспонированный провод, электротехническая сталь, трансформаторное масло, трансформаторный бак

55

труд, транспонированный провод, электротехническая сталь, трансформаторное масло, трансформаторный бак, компоненты (радиатор, расширительный бак и т.п.), приборы (реле, термосигнализаторы, указатели уровня и т.п.)

четвертый

20

труд, транспонированный провод

45

труд, транспонированный провод, электротехническая сталь, трансформаторное масло, трансформаторный бак

60

труд, транспонированный провод, электротехническая сталь, трансформаторное масло, трансформаторный бак, Компоненты (радиатор, расширительный бак и т.п.), приборы (реле, термосигнализаторы, указатели уровня и т.п.), Изоляционные материалы

 

Таблица 6

Дорожная карта локализации производства для компании Сименс

 

№ п/п

Локализуемое оборудование

Вариант локализации

Этапы локализации

1 этап

2 этап

3 этап

пороговое значение уровня локализации, %

состав локализуемых позиций

локали-

зуемая доля  затрат, %

пороговое значение уровня локализации, %

состав локали-

зуемых позиций

локали-

зуемая доля  затрат, %

пороговое значение уровня локализации, %

состав 

локали-

зуемых 

позиций

локали-

зуемая доля  затрат, %

1

ВЫКЛЮЧА-

ТЕЛИ 

(в настоящее 

время

уровень локализации 

33%)

третий

40

трансфор-

матор 

тока (максимум 12% )

7

50

Трансфор-

матор 

тока

5

60

Изоля-

тор

9,5

рама

(максимум - 5%)

4,5

изолятор (максимум - 10.8%)

0,5

2

РАЗЪЕДИНИТЕЛИ (в настоящее время уровень локализации – 33%)

третий

40

опорные изоляторы (максимум - 9%)

3

50

рама

(максимум - 10,8%)

6,8

60

опорные изоляторы (максимум 

- 9%)

2,8

рама (максимум - 10,8%)

4

опорные изоляторы (максимум - 9%)

3,2

поворотный механизм (максимум - 12%)

7,2

3

Трансформаторы напряжения емкостные

 ( в настоящее время 48%)

третий

48

 -

 

48

 -

 -

78

емкостной делитель (самостоя-

тельное производство)

30

 
Данная Программа не отражает дорожные карты локализации для каждого из локализируемых производств, а представляет собой ранжированный порядок локализации комплектующих электротехнического оборудования для реализации инновационной и инвестиционной программ ОАО «ФСК ЕЭС». Для каждого конкретного предприятия на основе Программы локализации разрабатывается дорожная карта локализации производимого оборудования.

В целях повышения уровня локализации электротехнической продукции разработана программа рекомендаций по применению конкурентных альтернативных материалов и комплектующих по приоритетным группам электроэнергетического оборудования.

Дорожная карта локализации производства  разработана на примере компании Сименс и приведена в таблице 6.

Для активного развития локализации производства электротехнической промышленности  в стране необходимо разработать сбалансированную и экономически эффективную систему преференций, нацеленную на стимулирование производства иностранного электротехнического оборудование внутри страны. Данная система должна включать не только ряд преференций со стороны ОАО «ФСК ЕЭС», но также механизмы государственного стимулирования иностранных производителей с помощью изменения налоговой и таможенной политики в данной сфере.

Основными преференциями и стимулами со стороны ОАО «ФСК ЕЭС» должны быть долгосрочные обязательства по поддержанию уровня спроса на локализованную продукцию со стороны ОАО «ФСК ЕЭС». Одним из механизмов такого стимулирования является возможное использование долгосрочных договоров.

Также ОАО «ФСК ЕЭС» необходимо продолжать практику предоставления преференциальных поправок, применяемых при проведении закупочных процедур.

Со стороны государства наиболее эффективными инструментами для стимулирования локализации иностранного производства внутри страны являются использование таможенной и налоговой политики [6].

В качестве наиболее распространенных и действенных инструментов экспертами были выделены следующие преференции:

-          освобождение от уплаты налогов на имущество (основные производственные фонды, участвующие в процессе производства локализированной продукции);

-          освобождение от уплаты налога на прибыль (полученной от реализации локализированной продукции);

-          освобождение от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) ввозимого технологического оборудования и запасных частей к нему, а также компонентов, не производимых в стране и используемых в технологическом процессе при производстве локализуемой продукции.

По итогам проведённых исследований можно сделать вывод о том, что реализация политики по локализации производства на территории страны приносит результат как хозяйствующим субъектам, так и экономической системе в целом.

Важно отметить, что процессом локализации можно управлять, и в работе приведён ряд механизмов, позволяющих оценивать уровень локализации производства и управлять данным процессом. Разработан алгоритм управления локализацией и осуществления контроля данного процесса, нацеленный на достижение стратегических целей компаний – участников программы.

Однако одним из важнейших факторов успеха реализации программ по локализации является политика государства в этой области. Она может касаться как создания благоприятной внешней среды для подобных проектов, так и непосредственного регулирования процессов. Без участия государства невозможно получение системного эффекта.

 

Список  литературы:

  1. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ 2010 ГОДА // Центр институциональных и экономических исследований при ТГЭУ – Т: Узбекистан, 2010.

  2. О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2007 г. № 628.

  3. Emi Mizuno. Wind Power for India - Two triumphs in transferring wind technology./ Emi Mizuno. [Электронный ресурс] URL: http://www.worldenergy.org/news__events/wec_comment/2498.asp (дата обращения: 17.03.2011).

  4. Technology transfer to China: Guidance for businesses./ China IPR SME Helpdesk. European Communities. – Geneva, 2008.

  5. Глухов В.В., Федоров Е.А. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 192 с.

  6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р.

Literature:

  1.  LOCALISATION OF PRODUCTION: KEY PROJECTS OF 2010 / / Center for Institutional and Economic Research TSUE - C: Uzbekistan, 2010.

  2. RF Government Resolution on Amendments to the Customs Tariff of  Russian Federation with regard to autocomponents, imported for industrial assembly "from 01.10.2007 № 628

  3. Emi Mizuno. Wind Power for India - Two triumphs in transferring wind technology. / Emi Mizuno. - URL: http://www.worldenergy.org/news__events/wec_comment/2498.asp Date of application: 17.03.2011

  4. Technology transfer to China: Guidance for businesses. / China IPR SME Helpdesk. European Communities. - Geneva, 2008

  5. Glukhov, V. Industrial policy as a mechanism to stimulate innovation / V. Glukhov, E. Fedorov. - St. Univ Polytechnic. Press, 2010. - 192 p.

  6. The Energy Strategy of Russia up to 2030 (Approved by the Federal Government on November 13, 2009 # 1715-P)