Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И  СРЕДНЕГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ

Шихвердиев А.П., Калина А.В., Терентьева О. А.

В статье приводятся результаты исследования конкурентоспособности малых и средних предприятий Республики Коми и поиск механизмов ее повышения в системе взаимоотношений бизнеса и власти. По результатам данного исследования выявлены основные проблемы и предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса

In article contains results of research competitiveness of small and medium enterprises in the Komi Republic and search of mechanisms of its increase are given in system of relationship of business and the power. By results of this research the main problems are revealed and proposed for increase of competitiveness of the enterprises of small and medium business are offered

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, малые и средние предприятия, региональные органы управления, эффективность, сбалансированное социально-экономическое развитие

Keywords: competitiveness of the enterprises, small and medium enterprises, regional branch of government, efficiency, balanced social and economic development

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития, сокращение уровня межрегиональной дифференциации и повышение качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности и комплексного развития экономики. Сбалансированность должна быть достигнута преимущественно за счет реализации следующих направлений региональной политики: создания новых центров экономического роста на основе конкурентных преимуществ; координации инфраструктурных инвестиций государства и бизнеса с учетом приоритетов и ограничений развития региона; развития человеческого потенциала и сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения.

Данная концепция основана на инновационном сценарии развития страны и регионов, в основе которого лежат два фундаментальных направления – развитие  высокотехнологических сфер производства  и повышение эффективности использования человеческого потенциала. Инновационный сценарий позволит Российской Федерации выйти на уровень развитых стран мира, осуществив тем самым системную модернизацию экономики.

Современная региональная политика должна обеспечивать стимулирование экономического роста всех регионов России, особенно проблемных, опираясь в первую очередь на развитие их производственной базы. Развитие производства региона на основе максимально эффективного использования имеющегося потенциала должно быть одной из главных задач каждого региона.

Имеющийся ресурсный потенциал Республики Коми позволяет ей развиваться устойчиво и наращивать производственный потенциал для обеспечения роста благосостояния жителей Республики Коми. Регион обладает большим разнообразием природных ресурсов. Объем запасов и добычи полезных ископаемых в республике характеризуют ее как основную топливную базу Европейского Севера России. РК является одним из ведущих лесопромышленных регионов России. Однако в регионе слабо развита перерабатывающая промышленность, машиностроение и металлообработка. Производство товаров широкого потребления в номенклатуре выпускаемой продукции практически полностью отсутствует. Отставание в освоении и внедрении передовых промышленных технологий, нехватка инвестиционных ресурсов для развития производственной деятельности, недостаточное развитие сети малых и средних промышленных предприятий, системы оптовой торговли промышленной продукции, недостаточный уровень руководящего состава ряда предприятий и низкий уровень бизнес - планирования продолжают оставаться слабым местом промышленности республики.

Таким образом, сложившаяся структура экономики Республики Коми не отвечает современным требованиям, хотя и обладает значительным ресурсным потенциалом, поскольку в ней преобладают отрасли добывающей промышленности, первичной переработки и обработки при низком уровне развития конечных производств, особенно высокотехнологичных и наукоемких. Данный факт не дает возможности развиваться региону по инновационному сценарию развития, а следовательно, обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие экономики республики, повысить ее конкурентоспособность и в конечном итоге обеспечить высокий уровень  благосостояния жителей республики.

В этой связи для достижения сбалансированного социально-экономического развития и перехода на инновационный сценарий развития  Республики Коми необходимо разработать механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность малого и среднего бизнеса.

Концепцией развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2011 г. N 34-р, определены стратегические цели и основные задачи в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми. Необходимым фактором для реализации поставленных целей и задач является создание благоприятных условий для ускоренного развития и роста конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства.

Ведь именно предприятия малого и среднего бизнеса являются наиболее эффективными проводниками новых технологий и инноваций, что обусловлено особенностями малых предприятий и их преимуществами при выполнении научно-исследовательских и опытно – конструкторских разработок. К таким преимуществам можно отнести:

– энтузиазм, сплоченность, инициативность персонала;

– относительно низкую капиталоемкость;

минимальную бюрократизацию при обсуждении и принятии решений, способность принятия риска;

эффективные коммуникационные каналы внутри организации, что обусловливает быструю реакцию на внутренние проблемы;

быструю реакцию на изменение спроса.

Именно этот тип бизнеса может увеличивать свои обороты в десятки и сотни раз, значительно эффективнее использует достижения научно-технического прогресса, агрессивен в своей экспортной политике. Кроме того, на совершенствование своих изделий и технологий малые и средние предприятия тратят примерно в 6 раз больше, чем крупные предприятия относительно своего оборота.

Кроме того, широкая сеть предприятий малого и среднего бизнеса формирует благоприятные рыночные условия хозяйствования за счет развития честной и свободной конкуренции на рынке и выстраивает правильную политику ценообразования. Малый и средний бизнес является также и частью инфраструктуры поддержки крупного бизнеса.

Таким образом, обеспечение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса должно стать одной из ведущих направлений государственной региональной политики по достижению сбалансированного социального–экономического развития региона и повышению благосостояния жителей. Ведь именно высокий уровень конкурентоспособности бизнеса дает возможность развиваться бизнесу инновационно и эффективно исполнять роль социально-ответственного работодателя и плательщика налогов.

Повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса в регионе должно быть не только задачей самого бизнеса, но и целью деятельности органов государственной власти. Власть и бизнес должны совместно вырабатывать механизмы обеспечения конкурентоспособности предприятий.

Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета совместно с НОУ ДПО "Высшая инновационная школа бизнеса и права" было проведено исследование, направленное на изучение конкурентоспособности малых и средних предприятий Республики Коми и поиск механизмов ее повышения в системе взаимоотношений бизнеса и власти. Цель данного исследования – выявить факторы, стимулирующие и сдерживающие повышение конкурентоспособности малого и среднего бизнеса и оценить эффективность форм и инструментов взаимодействия власти и бизнеса в Республике Коми.

В результате исследования были опрошены руководители 120 предприятий малого и среднего бизнеса.

Предприниматели на вопрос о том, какие факторы препятствуют росту конкурентоспособности их предприятия, преимущественно выделили высокие налоги, финансовые проблемы и наличие административных барьеров (рис. 1). Причем большинство предпринимателей выделило фактор высоких налогов. Действительно, сейчас в России достаточно высокая налоговая нагрузка на бизнес, что явилось следствием недавнего повышения ставки страховых взносов с 26% до 34%. Исследование, проведенное Мировым банком, показывает, что в России предприниматель совокупно отдает 46,9% своей прибыли государству в форме различных налогов, что практически сопоставимо с США - 46,7%, но выше чем в Норвегии - 41,6%, не говоря уже о Южной Корее - 29,7% и Казахстане - 28,6% [8]. Отсюда является очевидным, что такой уровень налоговой нагрузки процесса производства делает российские предприятия неконкурентоспособными и снижает инвестиционную активность, а в итоге лишает национальную экономику перспективы развития. В этой связи предприятиям малого и среднего бизнеса остается повышать свою эффективность и тем самым нейтрализовать данный негативный фактор.


Рис. 1. Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности малых и средних предприятий Республики Коми.

Финансовые проблемы преимущественно вызваны сильным дефицитом финансовых ресурсов, недоступностью для многих предприятий малого и среднего бизнеса коммерческих кредитов.

Также, по мнению предпринимателей Республики Коми, развитию их бизнеса мешает и наличие административных барьеров. В меньшей степени препятствуют росту конкурентоспособности несовершенство законодательства и технико-технологические факторы. При этом, на наш взгляд, такие факторы, как неэффективный менеджмент и недостаточный уровень квалификации работников, являются недооцененными. Позитивным моментом является то, что всего 4% респондентов отметили фактор коррупции, что говорит о благоприятной тенденции развития отношений бизнеса и власти в Республики Коми.

 

Рис. 2. Предпочтительные формы взаимодействия бизнеса и власти.

52% опрошенных предпринимателей в целях повышения конкурентоспособности считают предпочтительным принимать участие в конференциях, научно-практических семинарах, «круглых столах» и в совместных программах переобучения и повышения квалификации кадров (рис. 2). Предприниматели отдали предпочтения и таким формам взаимодействия, как информационно-правовые консультационные центры при органах регионального управления и местного самоуправления, а также государственно-частному партнерству. Данные формы взаимодействия бизнеса и власти должны стать приоритетными. Предприниматели не заинтересованы в создании совместных некоммерческих организаций и издании справочно-информационных и аналитических материалов.

Основными внутренними проблемами, сдерживающими повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса республики, являются отсутствие собственных инновационных разработок и недостаточная квалификация кадров (рис. 3). В этой связи является целесообразным сосредоточить внимание на развитии учебно-консультационных центров поддержки малого и среднего предпринимательства как на базе существующих вузов, так и специализированных учебных заведений дополнительного профессионального образования, ориентированных на бизнес-образование. Развитие таких обучающих центров позволит не только сократить потребность предприятий в квалифицированных кадрах, но и повысить их конкурентоспособность. При этом очень важной составляющей в процессе выстраивания региональной политики поддержки предпринимательства является развитие эффективных

коммуникаций между органами власти, субъектами предпринимательства и учебными центрами для того, чтобы поддержка бизнесу, осуществляемая государством, соответствовала текущим проблемам и задачам самого бизнеса.


Рису. 3. Внутренние факторы предприятия, сдерживающие повышение конкурентоспособности.

Кроме того, такой фактор, как низкий уровень квалификации кадров в Республике Коми, будет усугублять негативные социальные последствия при вступлении России в ВТО. В этой связи представляется еще более очевидным развитие сети высших и дополнительных профессиональных образовательных учреждений для смягчения этих негативных факторов.


Рис. 4. Соответствие технологии производства и реализации продукции на предприятиях Республики Коми уровню ведущих международных компаний.

Исходя из результатов исследования приходится констатировать, что только 13% опрошенных предпринимателей указали, что на их предприятиях технология производства и реализации продукции соответствует международным компаниям (рис. 4). Тревожит также, что каждый пятый опрошенный не видит возможности в ближайшее время возможности достичь этого уровня. Однако среди предпринимателей каждый третий оказался более оптимистичным в отношении будущего своего предприятия и считает возможным достичь международного уровня. Тем не менее уровень развития технологии производства и распределения продукции на предприятиях Республики Коми остается на достаточно низком уровне, что в условиях вступления России в ВТО может негативно отразиться на уровне конкурентоспособности предприятий Республики Коми.

 

Рис. 5. Факторы, сдерживающие модернизацию российской экономики.

Одним из ключевых направлений стратегического развития национальной экономики является модернизация. На вопрос о том, какие факторы сдерживают модернизацию, каждый третий предприниматель отметил отсутствие четкого механизма реализации (рис. 5). Каждый пятый  указал на пассивность граждан и торможение со стороны чиновников.

 
  

Рис. 6. Наиболее значимые факторы конкурентоспособности региональной экономики.

Важнейшими факторами конкурентоспособности региональной экономики предприниматели отметили в первую очередь ресурсный и инновационный факторы (рис. 6). Высокое значение предприниматели придают экономическому, финансовому и технологическому факторам.

На вопрос о том, что обеспечит  конкурентоспособность российской экономики, при условии, что можно было выбрать не более трех вариантов, респонденты выделили преодоление коррупции, инвестиционную активность государства и бизнеса и уровень предпринимательской активности.

Более 50% респондентов положительно относятся к инновационному направлению развития российской экономики, что говорит о недостаточном понимании роли инноваций в развитии государства. Каждый четвертый респондент отмечает, что на современном этапе уровень инновационных технологий слабо влияет на развитие общества в целом.

Среди инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса наиболее популярны льготное кредитование, софинансирование мероприятий по внедрению новых технологий и модернизации производства и финансовая, организационная, консультационная, информационная поддержка НИОКР. Однако большая часть средств, выделяемых государством, остается невостребованной по причине неосведомленности либо бюрократических барьеров. В этой связи необходимо повысить уровень информированности субъектов государственной поддержки через активное использование СМИ. Также необходимо минимизировать бюрократические барьеры по получению финансирования со стороны государства. Достаточно низкой является востребованность такого инструмента, как субсидирование.

Предприниматели в исследовании указали наличие фактов необоснованной отчетной информации, запрашиваемой различными органами регионального управления с объектов, занимающихся предпринимательской деятельностью (24%).

Представляется интересным оценка со стороны предпринимателей эффективности формирования «электронного правительства» и его влияния на конкурентоспособность региона. Так, положительную оценку высказал только каждый 10 респондент. Каждый третий высказал сомнение по поводу результативности «электронного правительства». Однако большинство респондентов верят, что положительное влияние проявится в будущем (43%), что говорит о слабой информированности предпринимателей о возможностях «электронного правительства» для повышения эффективности их бизнеса.

По результатам исследования мнений представителей малого и среднего бизнеса сделаны следующие выводы:

- среди факторов негативного влияния на конкурентоспособность малого и среднего бизнеса подавляющее число предпринимателей выделили высокие налоги, финансовые проблемы и наличие административных барьеров;

- большинство бизнесменов заинтересованы в таких формах взаимодействия бизнеса и власти, как конференции, научно-практические семинары, «круглые столы» и совместные программы переобучения и повышения квалификации кадров;

- основными внутренними проблемами, сдерживающими повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса республики, по мнению предпринимателей, являются отсутствие собственных инновационных разработок и недостаточная квалификация кадров;

- продукция большинства предприятий малого и среднего бизнеса уступает международному уровню в силу недостаточной развитости технологической составляющей;

- признавая важность модернизации российской экономики, большинство предпринимателей в качестве сдерживающих факторов выделили отсутствие четкого механизма ее реализации, пассивность граждан и торможение со стороны чиновников;

- важнейшими факторами конкурентоспособности региональной экономики предприниматели отметили в первую очередь ресурсный и инновационный факторы;

- только каждый второй предприниматель положительно относится к инновационному направлению российской экономики;

- среди инструментов государственной поддержки малого и среднего бизнеса наиболее популярны льготное кредитование, софинансирование мероприятий по внедрению новых технологий и модернизации производства и финансовая, организационная, консультационная, информационная поддержка НИОКР;

- каждый четвертый предприниматель указал наличие фактов необоснованной отчетной информации, запрашиваемой различными органами регионального управления;

- в качестве определяющего фактора достижения необходимого уровня конкурентоспособности российской экономики предприниматели выделили преодоление коррупции  и инвестиционную активность государства и бизнеса.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности предприятий Республики Коми представляется необходимым на уровне органов региональной власти и местного самоуправления:

- стимулирование создания производств по глубокой переработке природных ресурсов региона на основе современных технологий, стимулирование производств товаров широкого потребления;

-  формирование эффективных механизмов оказания финансовой поддержки субъектов предпринимательства в форме предоставления льготного кредитования, софинансирования мероприятий по внедрению новых технологий и модернизации производства, а также налогового кредита. При этом необходимо активное стимулирование предприятий для возможности пользоваться данной поддержкой;

- развитие механизмов микрофинансирования для поддержки предпринимательской деятельности;

- активное участие Республики Коми в федеральных конкурсах по выделению средств субъектам Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства;

- снижение административных барьеров, в том числе в части облегчения получения государственной финансовой поддержки субъектам предпринимательства. Популяризация «электронного правительства» как инструмента повышения эффективности функционирования бизнеса;

- облегчение ведения отчетной информации, запрашиваемой органами регионального управления, в том числе за счет популяризации сервисов «электронного правительства»;

- развитие учебно-консультационных центров поддержки малого и среднего предпринимательства как на базе существующих вузов, так и специализированных учебных заведений дополнительного профессионального образования, ориентированных на бизнес-образование, что будет способствовать повышению уровня предпринимательской подготовки бизнес - сообщества Республики Коми;

- популяризация и стимулирование инновационного развития субъектов предпринимательства;

- стимулирование внедрения на предприятиях энергоэффективных и безотходных технологий;

- организация и проведение конференций, научно-практических семинаров, «круглых столов» для представителей бизнес-сообщества и совместных программ переобучения и повышения квалификации руководителей предприятий и их персонала;

- повышение эффективности государственных мер по стимулированию инновационного развития субъектов предпринимательства;

- выстраивание системы партнерских отношений между бизнесом и властью.

На уровне субъектов предпринимательской деятельности необходимо:

- активно использовать финансовую и консультационную поддержку со стороны органов регионального управления;

- выстраивать систему непрерывного повышения качества руководителей и персонала предприятия за счет программ переобучения и повышения квалификации кадров, в том числе проводимых за счет средств, выделяемых федеральными и региональными органами государственной власти;

-  активно применять практику ведения бизнеса ведущих международных компаний;

- активно применять различные формы аутсорсинга для оптимизации деятельности предприятия;

- повысить роль информационных технологий в развитии бизнес-процессов предприятия, в том числе активно использовать услуги «электронного правительства» для минимизации затрат на ведение и сопровождение отчетности предоставляемой в органы регионального управления;

- внедрять современные технологии энергоэффективности и безотходного производства, в том числе используя механизмы государственного софинансирования и субсидирования таких мероприятий.

Полученные в ходе исследования практические результаты, а так же наши рекомендации  помогут осуществить ряд необходимых мер по разработке рекомендаций на различных уровнях управления и ведения предпринимательской деятельности для расширения масштабов бизнеса при одновременном повышении его конкурентоспособности.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: Принят Государственной думой 6 июля 2007 года

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 38-р.

  3. Концепция развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года: Утв. Распоряжением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2011 г. N 34-р

  4. Постановление Правительства Республики Коми от 30 сентября 2011 г. N 437 О долгосрочной республиканской целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2012 – 2013 годы)»

  5. Брялина Г. И. О предпринимательской составляющей национального богатства // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. [Электронный ресурс] URL: http // syktsu.ru. - 2011. - № 1.

  6. Головачев А. С. Повышение конкурентоспособности региона – главная задача государственных и местных органов исполнительной власти // Проблемы управления. – 2009. - №4. – С. 119-125

  7. Платонова Н. А. Конкурентоспособность предприятий в современной экономике // Вопросы теории и практики управления. - 2011. - №4. – С. 75-78

  8. The World Bank. Total tax rate (% of commercial profits). [Электронный ресурс] URL http://data.worldbank.org/indicator/IC.TAX.TOTL.CP.ZS (дата обращения: 07.03.2012)

 
Literature:

  1. The federal law from 24.07.2007г. N 209-FZ «About development of small and medium business in the Russian Federation» / Is accepted by the State of Duma On July 6, 2007

  2. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020: The order of the Government of the Russian Federation from 06.10.2008 of No. of 38-r

  3. The concept of development of small and medium business in the Komi Republic for the period till 2020 : The order of the Government of the Komi Republic from February 16, 2011 of N of 34-r

  4. The resolution of the government of the Komi Republic from September 30, 2011 of N 437 About the long-term republican target program «Development and support of small and medium business in the Komi Republic (2012-2013)»

  5. Bryalina G. I. About an enterprise component of national wealth//Corporate governance and innovative development of economy of the North: Messenger of the Research center of corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state university. [Electronic resource] URL: http//syktsu.ru. 2011. No. 1.

  6. Golovachyov of Ampere-second. Increase of competitiveness of the region – the main task of the state and local executive authorities//management Problems. – 2009. - No. 4. – Page 119-125

  7. Platonova N. A. Competitiveness of the enterprises in modern economy//Questions of the theory and practice of management. - 2011. - No. 4. – Page 75-78Shohanova J. S. Theoretical basis of competitive economic systems / / Proceedings of the Kaliningrad State Technical University. - 2011. - № 22. - S. 85-92

  8. Total tax rate (% of commercial profits)//The World Bank. 2011. [Electronic resource:] URL:  http://data.worldbank.org/indicator/ IC.TAX.TOTL.CP.ZS (date accessed: 07.03.2012)