Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫМ ДЕЛОМ (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТИИ)

Л.В. Баталова, Г.В. Мерзлякова

 

В статье на основе архивных источников рассматривается процесс формирования органов управления отечественным туристско-экскурсионным делом. Особое внимание уделяется выявлению и изучению организационной структуры туризма второй половины XIX – начала XXI вв.

On the basis of archive records, the article looks at the process of domestic tourist-excursion business management bodies establishment. Special attention is paid to the study of organizational structure of tourism in the second half of the 19th - the beginning of the 21th centuries

Ключевые слова: органы управления, туристско-экскурсионное дело, Удмуртия

Key words: management bodies, tourist-excursion business, Udmurtia

 

Современный туризм превратился в мощную движущую силу глобализации общемирового социально-экономического развития. Отдавая дань глобальным аспектам туризма, нельзя забывать, что российский туризм – это преимущественно внутренний туризм.

Современные процессы регионализации общества способствуют формированию устойчивого интереса к экономическим аспектам туризма на уровне как отдельных субъектов федерации, так и муниципальных образований, среди которых заметную часть составляют традиционно «нетуристские» территории. К этой категории можно отнести и Удмуртскую республику. Учитывая промышленную специализацию, особенности географического положения и недавнюю «закрытость» региона (индустрию города начиная с 1807 года определяла оборонная специализация), развитие туризма для Удмуртии в первом приближении видится как возможность реализовать рекреационные потребности населения с наименьшими затратами времени и средств, а также как инструмент формирования привлекательного имиджа. Однако для ряда административных районов республики, обладающих уникальными ресурсами, в том числе и мирового значения, туризм приобретает значение перспективной отрасли местной экономики, что должно подкрепляться инициативами по разработке программ развития и поиску инвесторов.

В настоящий момент Удмуртия обладает «сильными» брендами (имена: конструктор-оружейник М.Т.Калашников, композитор П.И.Чайковский, лыжница Г.А.Кулакова, писатель Н.А.Дурова, писатель В.Г.Короленко), привлекательными объектами культуры и истории («музей-усадьба П.И.Чайковского», коллекция стрелкового оружия «Ижмаш», музей им. М.Т.Калашникова и др.). В республике проводятся регулярные массовые мероприятия («Гербер», «Семык», «Акатуй», «Сабантуй», региональный фольклорный фестиваль финно-угорских народов Поволжья и Урала «Воршуд» и др.).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)». Целью программы является повышение конкурентоспособности туристского рынка РФ, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах [1]. Развитие внутреннего и въездного туризма включено в «Стратегию социально-экономического развития Удмуртской республики на период до 2025 г.» [2]. В соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области туризма возникает потребность во всестороннем изучении исторического опыта в сфере управления туристско-экскурсионной деятельности в республике, необходимого с точки зрения использования положительного опыта прошлого, позволяющего выявить определенные закономерности данного процесса и на этой основе наметить пути дальнейшего совершенствования этой сферы деятельности.

История туризма в Удмуртии вписывается в общероссийский контекст развития отечественного туризма, однако имеет и некоторые свои региональные особенности, обусловленные природно-географическими, историческими, социально-экономическими условиями и этническим составом населения. Всю историю туризма в России, в т.ч. и в Удмуртии, можно разделить на три этапа, основанных на этапах экономического развития отрасли, государственного регулирования туристской деятельности, формирования и функционирования органов управления туристско-экскурсионным делом.

Первый этап - 60-е гг. XIX в. по 1917 г. - характеризуется зарождением и развитием туристско-экскурсионного дела в Удмуртии, появлением первых туристско-экскурсионных организаций. В этот период появляются первые общественные организации и научные учреждения, различного рода кружки и клубы, занимающиеся туристско-экскурсионной практикой. Краеведческие общества стали первыми учреждениями, организовывавшими и проводившими экскурсии по Вятской губернии и дореволюционной Удмуртии. Наиболее значимы и известны своей деятельностью Общество естествоиспытателей и Общество археологии, истории и этнографии, созданные при Казанском университете, Вятский губернский статистический комитет, Вятская ученая архивная комиссия, Кукарское образовательное общество и Общество изучения Прикамского края, плодотворная деятельность  которых оставила яркий след в зарождении и развитии туристско-экскурсионной практики нашего края. Этими Обществами совершались геологические, антропологические, ботанико-географические и орнитологические, археологические и этнографические экскурсии по Вятской губернии и дореволюционной Удмуртии. Экскурсии носили познавательный научно-исследовательский характер и в своем доминирующем большинстве устраивались непосредственно для членов общества.

Деятельность вышеперечисленных организаций, направленная на изучение местного края, в результате привела к тому, что именно они в изучаемый период закладывают основы для изучения туристских ресурсов, выявления и учета культурно-исторических объектов, представляющих экскурсионный интерес.

Распространению экскурсионной практики в Вятской губернии также способствовало создание и деятельность таких организаций, как Вятский кружок любителей естествознания, Вятский кружок рыболовов-любителей и Вятский яхт-клуб, организовывавшие специализированные экскурсии, непосредственно связанные со спецификой деятельности данных организаций. В основном это были природоведческие, экологические экскурсии и увеселительные экскурсии-прогулки, сформированные «по увлечениям». Такие социокультурные структуры организуют туристско-экскурсионную деятельность только в пределах Вятской губернии.

 Необходимо отметить весьма значительную роль, которую сыграли в организации туристско-экскурсионной деятельности земства как органы местного самоуправления, созданные в результате реформы 1864 г. Во второй половине XIX – начале XX вв. Вятское губернское земство обратило внимание на развитие экскурсионного дела среди учащихся, выделяя на организацию экскурсий материальные средства. Глазовское, Сарапульское, Малмыжское и Елабужское уездные земства также принимали участие в развитии школьного экскурсионного дела. В начале XX вв. Вятское губернское земство выступало в роли организаторов экскурсий для сельских жителей, а после 1900 года начало выделять для них материальные средства. Следует отметить, что экскурсии, организованные земствами, преследовали практические цели.

Все вышеперечисленные учреждения не стали массовыми туристско-экскурсионными организациями во второй половине XIX – начале XX вв. (они и не ставили перед собой такой задачи), но заложили основы для развития туристско-экскурсионной практики в Удмуртии. Правления клубов, обществ, организаций и земств, начав туристско-экскурсионную практику, исходили из задач своей профессиональной деятельности в ареале дислокации или познавательно-экскурсионных интересов своих членов.

На правительственном уровне вопросы понимания важности экскурсионного метода и необходимости поддержки туризма и экскурсий поднимались лишь в 1915 г. Именно в разгар 1 Мировой войны развитие туризма и экскурсий признали делом государственной важности, существенным фактором экономического развития многих российских регионов, стимулировавших промышленное и коммерческое предпринимательство. В школах России в учебных планах 1916 г. экскурсионная практика впервые была уравнена с другими методами преподавания и обучения.

Второй этап – с 1917 г. по 1991 г. – становление и расцвет массового российского туризма. Период формирования инфраструктуры и нормативно-правовой базы, поисков оптимальной структуры управления. До 90-х гг. XX века туризм развивался как политизированный, под жесткой опекой государственных и профсоюзных органов. В этом этапе выделяются следующие подэтапы развития туризма: с 1917 по 1929 гг. – в рамках бывшего Российского общества туристов, с 1930 по 1936 гг. – в рамках Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий; с 1936  по 1969 гг. – в рамках ВЦСПС; с 1970 по 1991 гг. – в рамках Центрального Совета по туризму и экскурсиям.

Первый подэтап (1917-1929 гг.) связан с модификацией и апробацией экскурсионного метода и подчинением его целям пропаганды социалистических идей и воспитания нового человека. Отличительной чертой этого периода развития явилась связанная с культурной и идеологической политикой партии государственная поддержка развития отечественного экскурсионно-туристского движения, постепенное сращивание его структуры с органами государственной власти. Поэтому начальный период советской истории туристско-экскурсионного дела (1917-1929 гг.) определяется его развитием в системе Народного Комиссариата просвещения РСФСР.

Через экскурсии решали новые, соответствующие революционной эпохе цели и задачи, что определило создание новой методологической основы экскурсионного дела и практику ее применения. Первоначально туризм рассматривался как вид воспитательной работы и развивался в тесной взаимосвязи с экскурсионным делом и краеведением. В Удмуртии одними из первых начали проводить экскурсии Научное общество по изучению Вотского края и клубы, при которых создавались экскурсионные комиссии. На данном этапе экскурсии носили локальный характер и тесно были связаны с изучением родного края.

По мере возрастания интереса населения к туризму и экскурсиям становилась очевидной необходимость создания учреждений по организации туризма. К 1926 г. в Удмуртии почти в каждой организации имелись свои экскурсионные бюро или комиссии [3]. Началось структурное расширение сети туризма и экскурсий в Удмуртии: организационной структурой туристско-экскурсионного дела для рабочих и служащих стал профсоюз, при котором было создано Областное бюро туризма [4], а для учащейся и трудящейся молодежи дальние экскурсии и самодеятельные туристские походы организовывали Областное бюро туризма комитета комсомола [5] и экскурсионный отдел Удмуртского областного отдела народного образования [6].

В целях установления плановости работы и рационального использования сил и средств всех органов, заинтересованных в экскурсионной работе, необходимо было создание единого руководящего центра. Именно поэтому в 1927 г. для непосредственного руководства экскурсионным делом в Удмуртии было организовано экскурсионное бюро республиканского масштаба [7].

Второй подэтап развития туристско-экскурсионного дела (1930-1936 гг.) напрямую связан с процессами централизации туризма и экскурсий, формированием единой системы обслуживания, ее поэтапным переходом в ведение специализированных партийно-правительственных и общественно-государственных структур.

Начало этого этапа отмечено созданием в конце 1927 г. Бюро туризма при МК комсомола и аналогичной организации при ЦК ВЛКСМ (1928 г.). В ноябре 1929 г. в стране появилось Общество пролетарского туризма РСФСР (ОПТ). Несколько раньше, в 1928 г. под эгидой Наркомпроса было учреждено государственное акционерное общество «Советский турист», или Совтур, обслуживающее группы туристов, экскурсантов и отдыхающих на заранее определенных, носящих в основном общеобразовательный и краеведческий характер туристско-экскурсионных маршрутах. Кроме того, Совтур как коммерческая организация, ориентирующаяся на обеспеченные слои населения, занималась строительством комфортабельных гостиниц и баз отдыха. В марте 1930 г. оба общества были слиты в единую централизованную структуру - Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), - жестко контролируемую партийно-правительственными органами [8].

Начиная с 1931 г. на местах создаются районные отделения Общества пролетарского туризма и экскурсий. Тем самым закладывались единые в масштабах страны органы управления отечественным туризмом. В 1931 г. в Удмуртии было создано оргбюро, а в 1934 г. – Удмуртский областной совет Всесоюзного добровольного Общества пролетарского туризма и экскурсий в Ижевске. В 1935 г. начинают функционировать районные советы ОПТЭ в Можге, Глазове, Яре и Кезе. Удмуртский совет ОПТЭ занимался в основном организацией самодеятельных походов и развитием местного туризма. Одновременно с этим в 1931 г. в Ижевске создается первая детская туристско-экскурсионная станция. Станцией были разработаны производственные, научные и сельскохозяйственные экскурсии. Впоследствии именно они явились первыми самостоятельными, в организационном плане оформленными учреждениями, для которых вопросы развития туризма и экскурсий на территории республики являлись основными.

Совершенствование работы Центрального совета ОПТЭ и его взаимодействие с профсоюзными, комсомольскими и физкультурными организациями привело к росту численности занимающихся туризмом. Дальнейшее развитие видов и форм туристско-экскурсионного дела привело к необходимости реорганизации существующей структуры. К середине 30-х гг. выделились два относительно самостоятельных направления: туристско-экскурсионная работа и самодеятельный туризм, которые были подчинены в 1936 г. двум разным органам. Первое направление перешло в ведение ВЦСПС, где было создано Центральное туристско-экскурсионное управление, а второе — в ведение Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта. В Удмуртии в 1936 г. был создан Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров УАССР, при котором организовалась секция туризма, занимающаяся развитием туризма в республике [9]. Таким образом, в 30-е гг. произошли значительные изменения в организационной структуре развития туризма, способствовавшие увеличению его массовости.

Третий подэтап (1936-1969 гг.) характеризуется установлением полной монополии партии и правительства над сферой туристско-экскурсионного обслуживания и доминированием в туристско-экскурсионной практике идеологических функций над хозяйственными. Монополистом в области внутреннего туристско-экскурсионного обслуживания с 1936 г. формально становится ВЦСПС: распоряжением ЦИК СССР Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) было ликвидировано, а его функции и материально-техническая база переданы профсоюзам; в управленческой системе ВЦСПС появилась новая административная структура — Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ) [10].

Несложная реорганизация завершила оформление в СССР централизованной системы социального туризма. При этом развитие и расширение туристско-экскурсионного дела в стране велось экстенсивными методами, его темпы обеспечивались преимущественно включением все новых и новых информационно-рекреационных ресурсов и территорий, что стало причиной того, что при значительной динамике основных показателей материально-техническая составляющая туристско-экскурсионного развития оставалась на низком уровне.

Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. приостановила развитие и значительно снизила количественные и качественные показатели туристско-экскурсионного обслуживания населения, но не свела их на нет.

Проведение ряда послевоенных мероприятий оживило туристско-экскурсионную работу в регионах, позволив профсоюзам осуществить первую попытку планирования экскурсионной деятельности на вторую половину 40-х гг. С этого времени долгосрочные централизованные пятилетние, а то и десятилетние планы стали повседневностью туристско-экскурсионных организаций.

Полное восстановление довоенного туристско-экскурсионного потенциала в стране пришлось на начало 50-х гг. XX в., чему, безусловно, способствовал серьезный контроль со стороны партийно-государственных органов – как за деятельностью соответствующих подразделений, так и за выполнением постановлений партии и правительства.

Идеологическая составляющая всех форм туристического движения, призванного, в первую очередь, прославлять достижения социалистического и коммунистического строительства, по-прежнему оставалась выше релаксационной. С целью еще большего роста экскурсионно-туристской практики были пересмотрены тематические планы экскурсий и массовых туристско-экскурсионных мероприятий, программы экскурсионных поездок и общеобразовательных походов.

Государство всячески пыталось усилить воспитательное значение массовых форм советской туристско-экскурсионной практики, что послужило основной причиной создания в этот период самой массовой и самой дешевой в мире материальной базы социального туризма.

В 1959 г. в Удмуртии при добровольном спортивном обществе "Труд" создается первый туристский клуб [11], на базе которого в 1962 г. был организован Удмуртский областной совет по туризму, ставший центром организации и развития всего туристско-экскурсионного дела в республике и положивший начало созданию разветвленной сети туристско-экскурсионных учреждений на местах [12]. В 1966 г. было организовано экскурсионное бюро в Ижевске, в 1968 г. открыт филиал экскурсионного бюро в Сарапуле. Большое внимание уделялось подготовке туристов-спортсменов. В 1967 г. в УР появились первые мастера спорта по туризму. В этот период вся туристско-экскурсионная работа в Удмуртии развивалась по трем направлениям – экскурсионная работа, плановые туристские маршруты и массовый самодеятельный туризм.

Четвертый подэтап (1970-1991 гг.) стал временем превращения туризма и экскурсий в крупную отрасль обслуживания населения. Период истории туризма как развитой, рентабельной отрасли экономики, проведения массовых политико-воспитательных туристско-экскурсионных акций. В СССР окончательно сложилась действенная централизованная, разноуровневая (государственная, общественная, профсоюзная) иерархическая туристско-экскурсионная система, охватывающая различными формами деятельности значительную часть взрослого и детского населения страны.

С 1969 г. во многих крупных городах начинают функционировать
специализированные экскурсионные учреждения: Советы по туризму, Бюро путешествий и экскурсий и специализированные экскурсионные бюро. Резко возросло число городских туристских клубов, состоялись после многолетнего перерыва первые всероссийские слеты самодеятельных туристов.

В республике в этот период спортивно-оздоровительный туризм реализовывался через систему туристских клубов и секций при Удмуртском областном Совете по туризму и экскурсиям, при крупных промышленных предприятиях, учреждениях и учебных заведениях. Ведущими были туристские клубы в городах Ижевске (с полномочиями республиканского), Воткинске, Глазове, Сарапуле и в поселке Ува [13]. В 1985 г. только в Ижевске было 12 туристских клубов и более 30 секций по туризму. Все клубы и ведомственные секции имели свою материально-техническую базу [14]. Клубы и секции осуществляли помощь в проведении туристских мероприятий, организовывали семинары, учебные сборы, школы по подготовке туристских кадров, разрабатывали спортивные туристские маршруты и маршруты походов выходного дня. Проводились походы выходного дня, организовывались «поезда здоровья», досуговые и познавательные путешествия, туристские соревнования и слеты, в которых участвовало до 100000 человек [15].

С начала 70-х гг. столь долго доминировавшая в отечественном туризме идеологическая составляющая начала уступать свое приоритетное положение рекреационной, что не замедлило сказаться на стиле и качестве отечественного туристско-экскурсионного сервиса.

В короткий срок на основе «естественных» монополий государство создало единую широкомасштабную туристско-экскурсионную транспортную систему, вобравшую в себя все авиационные, автомобильные, речные, морские и железнодорожные перевозки. Это сразу положительно сказалось на росте темпов и количественных показателей туробслуживания и интересе к нему населения.

Следует отметить также, что в этот период времени большое внимание к туризму проявила наука, стала формироваться профессионально-квалификационная структура надзора за спортивным туризмом, а также система непрерывной подготовки туристско-экскурсионных кадров.

Включение экскурсий в комплексные планы по воспитательной работе школ, профтехучилищ, высших и средних профессиональных учебных заведений; заключение договоров на экскурсионное обслуживание между профсоюзными комитетами и бюро путешествий и экскурсий; подготовка квалифицированных кадров; тотальный контроль за всеми формами услуг и жестко иерархическая структура организации системы туристско-экскурсионной деятельности позволили в 1986 г. обслужить более 219 млн человек, то есть более 85% населения Советского Союза.

В период, называемый «застоем», сложившаяся социальная система и материальные возможности населения страны год от года повышали спрос на туристско-экскурсионно-оздоровительные услуги, тогда как экономическая база и материальные ресурсы не могли его обеспечить.

В середине 80-х гг. такое положение привело к кардинальным переменам, разрушившим в итоге сложившуюся за десятилетия советскую структуру турсервиса.

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС партийно-правительственное руководство СССР провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны посредством расширения кооперативного движения. С отменой с 1 июля 1988 г. государственного бюджетного финансирования Советов по туризму и экскурсиям и переводом их деятельности на хозрасчет и самофинансирование начался новый этап кардинальной перестройки работы всех отечественных туристско-экскурсионных организаций.

Третий этап – переходный (с 1991 г.). Для него характерными являются новые тенденции развития туристской отрасли в условиях экономических реформ, переход от методов административного регулирования туристского хозяйства к экономическим методам развития туристского рынка на новой законодательной основе. В этот период шел активно процесс распада предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий и экскурсий) и создавались новые предприятия, которые впоследствии стали называться туроператорами и турагентами.

Перемены, которые произошли в начале 1990-х гг., показали необходимость дальнейшего развития туристического обслуживания и создания новой системы регулирования с более широким применением экономических рычагов и факторов.

В соответствии с постановлением коллегии Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям от 09.08.90 г. Удмуртский областной совет по туризму и экскурсиям был ликвидирован, а на его базе образовано Удмуртское областное туристско-экскурсионное производственное объединение "Турист".

В августе 1991 г. была образована Российская ассоциация социального туризма. Решением правления Российской ассоциации социального туризма от 06.02.92 г. в целях дальнейшего совершенствования организационных форм туристско-экскурсионной работы было ликвидировано Удмуртское областное туристско-экскурсионное производственное объединение "Турист" с входящими в него подведомственными организациями и создано Удмуртское туристско-экскурсионное предприятие "Турист"'. В соответствии с уставом Удмуртское ТЭП "Турист" являлось юридическим лицом, имело самостоятельный баланс, действовало на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Учредителем ТЭП "Турист" являлась Российская ассоциация социального туризма. Предметом деятельности предприятия было: создание населению республики условий и возможностей для получения туристско-экскурсионных услуг, развитие разнообразных форм отдыха на российском и международном уровне, оказание посреднических консультаций, спонсорских, благотворительных, рекламных и иных услуг, коммерческая деятельность, восстановление народных кустарных промыслов и создание собственной торговой сети для реализации их продукции.

Распад СССР привел к развалу единой системы туристско-экскурсионного обслуживания населения. В условиях экономических и политических реформ отчетливо проявились новые тенденции в туристской отрасли. В новых условиях стали невозможны прежние методы административного регулирования туристического хозяйства, стали использоваться экономические методы регулирования развития туристического рынка на новой законодательной основе. Преобразования затронули туристскую отрасль и привели к изменению структуры рекреационных потребностей, сегментации туристского рынка, переходу от монополизированного туристского хозяйства к многоукладному, использованию природных и культурных ресурсов на основе экономических отношений.

Вместе с тем этот период достаточно трудный для развития туризма. Прежде всего из государственного бюджета исчезла статья "туризм". Начался упадок материально-технической базы многих туристских предприятий. Самофинансирование, с которым столкнулись предприятия, лишенные государственной поддержки, тяжело отразилось на многих объектах туристического хозяйства и культурно-исторических памятниках. В условиях стихийно развивающегося рынка многие туристские фирмы и гостиницы обанкротились. Снижение жизненного уровня населения, рост цен привели к сокращению спроса на туристские услуги. Главной трудностью было отсутствие соответствующих правовых документов для развития туризма. Проблемы развития туризма в нашей стране требовали совершенствования правовой базы. В связи с этим в 1994 г. выходит Указ Президента "О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма", в котором поддержка развития туризма признавалась одной из приоритетных задач государства. В данном Указе также было предложено разработать программу приватизации объектов гостиничного хозяйства и туристских предприятий, отнесенных к федеральной собственности и расположенных на территории России.

Для выхода из создавшегося положения в конце 1994 г. создается Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, одной из задач которого является решение проблем государственной поддержки туризма. В конце 1996 г. Государственная Дума принимает Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", который был утвержден Советом Федерации и подписан Президентом.

В этот период в Удмуртии появляются первая частная туристическая фирма «Мередиан-тур", первая частная гостиница - «Околица». Уже в 1998 г. в Удмуртской Республике было зарегистрировано 50 туристических фирм, занимающихся в основном выездным туризмом, организация которого не требовала наличия капитальной материальной базы, или выступавших в качестве турагентов, и 33 гостиницы.

Разрабатывались и пользовались большой популярностью в основном выездные туры. Как и в большинстве регионов России, сегодня в Удмуртии выездной туризм преобладает над въездным и внутренним. Между тем в силу своего уникального географического положения, природных условий и исторического наследия Удмуртская республика обладает хорошим потенциалом для развития на своей территории разных видов внутреннего и въездного туризма. Проблема возрождения в республике внутреннего и въездного туризма давно обсуждается на всех уровнях власти.

В 2009 г. в соответствии с Указом Президента Удмуртской республики от 26 марта 2009 г. № 60 «О формировании исполнительных органов государственной власти Удмуртской республики» Государственный комитет Удмуртской республики по физической культуре и спорту реорганизован путем преобразования в Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской республики. Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской республики, являясь исполнительным органом государственной власти Удмуртской республики, проводит государственную политику и осуществляет регулирование деятельности в области физической культуры, спорта и туризма в республике.

В последние годы в Удмуртии различными ведомствами и организациями предпринимаются действия по восстановлению туристской отрасли. Разного рода проводимые мероприятия не могут кардинально изменить ситуацию, в частности из-за ограниченности сфер компетенции и полномочий организующих сторон. Основной же проблемой является отсутствие системного подхода к управлению развитием отрасли. И как следствие - несогласованность действий заинтересованных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, неразвитость туристской инфраструктуры, отсутствие механизмов контроля и взаимодействия предприятий туристической отрасли, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие достоверной статистики, рекламно-информационной системы и т.д.

Одним из важнейших факторов развития отрасли на сегодняшний день являются инвестиции. Необходимо в республике разработать и реализовать ряд инвестиционно-привлекательных туристских проектов. Все это возможно только в результате совместных усилий бизнеса, власти и общества. Благодаря этим проектам будет развиваться сфера торговли и услуг, система общепита, гостиничное хозяйство, транспорт, связь, расширяться сеть автодорог и т.д.

Кардинальные изменения общественно-государственного устройства, экономические и правовые реформы российской постсоветской эпохи во многом вернули наше общество к реалиям столетней давности, активизировав социокультурный опыт дореволюционного и революционного времени, в том числе и в области экскурсионной практики. По этой причине ретроспективное изучение отечественного туристско-экскурсионного движения представляет в настоящее время несомненный практический и теоретический интерес.

Как показывает исторический опыт развития туристско-экскурсионного дела, туризм и экскурсии становятся развитой и рентабельной отраслью экономики, массовым явлением, когда существует серьезная государственная поддержка вплоть до сращивания соответствующих обществ с органами государственной власти.

 

 

 

Список литературы:

 1.         Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)». Утверждена постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644.

2.         Стратегия социально-экономического развития Удмуртской республики на период до 2025 г. – Ижевск, 2010. – 132 с.

3.         Центральный Государственный Архив Удмуртской Республики (ЦГА УР). Ф.Р-103.О.1.Д.191.Л.39.

4.         ЦГА УР. Ф.Р-89.О.1. Д.420. Л.9.

5.         ЦГА УР. Ф.Р-195.О.1. Д.578. Л.175.

6.         ЦГА УР. Ф.Р-174.О.1. Д.505. Л.6.

7.         ЦГА УР. Ф.Р-89.О.1. Д.410. Л.67.

8.         ЦГА РФ.Ф.-9520.О.1. Д.1. Л.1.

9.         Центр документации новейшей истории Удмуртской республики (ЦДНИ УР). Ф.Р.-16.О.1. Д.2121. Л.10.

10.     Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).Ф.9520.О.1. Д.8. Л.45.

11.     ЦГА УР.Ф.Р-1343.О.1. Д.24. Л.33.

12.     ЦГА УР.Ф.Р-1592.О.1. Д.1. Л.102.

13.     ЦГА УР.Ф.Р-1592.О.1. Д.72. Л.61.

14.     ЦГА УР.Ф.Р-1592.О.1. Д.56. Л.31.

15.     ЦГА УР.Ф.Р-1592.О.1. Д.98. Л.8.

 

 

Literature:

 1.      Federal special-purpose program “Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)”. Approved by the government regulation of 2 August 2011. 644

2.      Strategy of the social and economic development of the Udmurtian Republic till 2025/ - Izevsk, 2010, p.132/

3.      The Central State Archive of the Udmurtian Republic (CSA UR). F. R. – 103. I. 1. C. 191. L. 39.

4.      CSA UR. F.R. – 89. I. 1. C. 400. L. 29.

5.      CSA UR. F.R. – 195. I. 1. C. 578. L. 175.

6.      CSA UR. F.R. – 174. I. 1. C. 505. L. 6.

7.      CSA UR. F.R. – 89. I. 1. C. 410. L. 67.

8.      CSA RF. F – 9520. I. 1. C. 1. L. 1.

9.      Recent history documentation centre of the Udmurtian Republic (RHOS UR). F. R. - 16. I. 1. C. 2121. L. 10.

10.  The State Archive of the Russian Federation (SA RF). F.9520. I. 1. C. 8. L. 45.

11.  CSA UR. F.R. – 1343. I. 1. C. 24. L. 33.

12.  CSA UR. F.R. – 1592. I. 1. C. 1. L. 102.

13.  CSA UR. F.R. – 1592. I. 1. C. 72. L. 61.

14.  CSA UR. F.R. – 1592. I. 1. C. 56. L. 31.

15.  CSA UR. F.R. – 1592. I. 1. C. 98. L. 8.