Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ

А.В.Сычев

В статье рассматриваются основные этапы становления корпоративной социальной отчетности в РФ. Показана специфика  российского опыта нефинансовой отчетности крупных компаний. Выявлены позитивные и негативные тенденции современной фазы развития социальной отчетности в России.

The article describes the main stages of corporate social reporting in the Russian Federation. The specific features of the Russian non-financial reporting practices of major companies are characterized. The author gives his view on positive and negative trends of modern development of social reporting in Russia. 

Ключевые слова: корпоративная социальная политика, социальная отчетность корпораций, устойчивое развитие, человеческий капитал.

Keywords: corporate social policy, social corporate reporting, sustainable development, human capital.

 

Решение стратегических задач в области модернизации предполагает задействование многих ресурсов, в первую очередь человеческих. Имеющиеся резервы в сфере использования интеллектуального капитала не реализуются автоматически. В этих целях необходим комплекс мероприятий, сопряженных со значительными инвестициями в развитие кадрового потенциала. Вот почему в последние десятилетия как за рубежом, так и в России идет интенсивный процесс изучения проблем корпоративной социальной политики как важнейшей формы общественной ответственности бизнеса.

Социальная активность компаний может получить объективную оценку заинтересованных сторон только при условии высокого уровня их информационной открытости, предполагающей подготовку и публикацию корпоративных социальных отчетов. Главная функция последних – дать адекватное отражение механизмов реализации миссии (стратегии) компаний в области экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. В большинстве стран это является сугубо добровольным делом конкретного предприятия. В то же время в ряде государств существуют законодательные требования в сфере социальной отчетности (например, обнародование так называемого социального баланса во Франции). В последние десятилетия набирает силу тенденция, в соответствии с которой крупные корпорации в инициативном порядке ежегодно представляют проверенные внешними аудиторами отчеты в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. И это приносит существенные результаты: так, в США на решение об инвестировании каждого восьмого доллара влияет уровень социальной ответственности компании. Корпорации, реализующие концепцию социальной ответственности, имеют более высокие финансовые показатели рентабельности на инвестированный капитал, объем продаж и  доходы акционеров[1]. Таким образом, практически доказана позитивная взаимосвязь между эффективной социальной отчетностью и имиджем компании, её репутацией, капитализацией, лояльностью потребителей, ростом продаж и рентабельности, стабилизацией персонала, поддержкой со стороны органов власти и гражданского общества.

Появление первых нефинансовых отчетов российских компаний датируется  началом 2000-х гг. Первопроходцами стали компании «BAT-Россия», «Газпром» и «Рязанская ГРЭС». Вслед за ними  свои отчеты опубликовали «Альфа-банк», «ФИА-банк», «Сибнефть», «Русал»  и др. Каковы же основные тенденции развития корпоративной социальной отчетности в России?

К настоящему времени можно констатировать устойчивую положительную динамику развития нефинансовой отчетности отечественных компаний. В  2004 году нефинансовые отчеты представили 10 компаний, в 2005 – 22; в 2006 – 31, в 2007 – 49 [2]. Устойчивый рост нефинансовой отчетности в России продолжился даже в условиях мирового финансового кризиса: в январе 2009 года в национальном Регистре корпоративных нефинансовых отчетов РСПП  содержались отчеты 67 компаний, а спустя год – уже 77 компаний.

Анализ отраслевой специфики компаний, публикующих нефинансовые отчеты, позволяет выявить следующие закономерности: 1)  лидерство нефтегазовой отрасли на начальном этапе развития практики нефинансовой отчетности; 2) переход лидирующих позиций к компаниям энергетического и горно-металлургического сектора, выпустивших по итогам 2007 года наибольшее число отчетов; 3) выход на ведущие позиции в последнее время финансовых структур, 11 из которых вошли в национальный Реестр организаций, опубликовавших нефинансовые отчеты.

Таким образом, налицо тенденция к расширению отраслевой принадлежности компаний, предоставляющих нефинансовые отчеты. По данным РСПП, на начальной фазе нефинансовые отчеты публиковали компании, принадлежащие к  8 отраслям, по итогам 2007 гг.  - уже к 12 [2]. В то же время к российской специфике можно отнести ничтожно малую долю компаний потребительского сектора и розничной торговли, публикующих социальную отчетность: в указанном списке представлены всего три компании – «Бритиш-Американ Тобакко Россия», «Кока-Кола» и «Союз российских пивоваров». Некоторые крупные компании в сфере розничной торговли отражают свои подходы к корпоративной социальной ответственности в виде отдельной главы в годовых отчетах (например,  сеть гипермаркеров «Седьмой континент») или публикуют соответствующую  информацию  на своих сайтах («Макдоналдс», «Икеа»). Незначительная динамика в предоставлении нефинансовой отчетности характерна для химической промышленности: до 2005 года эта отрасль была абсолютно закрыта с точки зрения публикации информации о КСО; к настоящему времени свои нефинансовые отчеты опубликовали три структуры: «Минерально-химическая компания ЕвроХим»,  «Сибур-холдинг», «Российский союз химиков». По-прежнему в списке аутсайдеров нефинансовой отчетности российского бизнеса находятся предприятия  машиностроения. В национальном Реестре на сегодняшний день не содержится ни одного нефинансового отчета предприятий этой отрасли.

Новой формой российской нефинансовой отчетности последних лет стали отраслевые отчеты, которые предоставляют информацию по ряду крупнейших компаний той или иной сферы. Документ такого рода, содержащий информацию о 20 компаниях отрасли, первым  подготовил «Союз российских пивоваров» в 2005 году. Этому примеру последовали «Общероссийское объединение работодателей электроэнергетики» и  «Российский союз химиков». 

  Какие же системы отчетности используют российские компании при составлении исследуемых документов? Тенденция здесь такова: уже в начальной фазе развития нефинансовой отчетности в России значительная часть компаний ориентировалась на стандарт GRI. Согласно данным РСПП,  за 2000-2005годы треть отечественных компаний выбрала данный документ в качестве методической основы при подготовке отчетов (столько же компаний представили свои нефинансовые отчеты в свободной форме) [4]. Первой российской корпорацией, взявшей за основу стандарт GRI при составлении своего нефинансового отчета,  стала компания «Русал» (2004 г.). В 2006-2007 годах число организаций, использующих данный стандарт как основополагающий документ при составлении отчетности,  возросло до 41% [2]. Указанную тенденцию  можно оценить положительно: во-первых, стандарт GRI – достаточно сложная методика, предполагающая ознакомление с целым рядом документов, принятых международным сообществом; во-вторых, данная методика повышает качество отчетов за счет более эффективного подготовительного процесса; в-третьих,  стремление российских компаний использовать  в качестве базиса при подготовке отчетности стандарт, пользующийся наибольшей популярностью международного бизнес-сообщества, является свидетельством того, что российский бизнес ставит для себя высокую планку развития. Помимо стандарта GRI, российские компании пользуются также серией стандартов АА1000, а именно: стандартом АА1000SES, описывающим принципиальные вопросы взаимодействия с заинтересованными сторонами; AA1000AS, описывающим процедуру верификации отчета; а также базовой версией – стандартом AA1000 Framework, представляющего собой описание основных стадий подготовки отчета.

Первой российской компанией, применившей на практике стандарт АА1000, стала компания «БАТ Россия», социальные отчеты которой основаны на серии диалогов с заинтересованными сторонами. По данным РСПП, 22 % отечественных компаний выбрали за основу своей нефинансовой отчетности стандарты серии AA1000 [2]. 35% компаний в процессе подготовки нефинансовых отчетов пользуются несколькими системами отчетности, что также повышает качество отчетов посредством учета тех или иных аспектов отраслевой и индивидуальной специфики компании. Многие российские компании наряду с использованием общепринятых международных стандартов ориентируются и на принципы «Социальной хартии российского бизнеса» и «Базовые индикаторы результативности», предложенные РСПП. Использование нескольких документов при подготовке отчетности не является сугубо российской спецификой, данная тенденция характерна и для других стран. В целом же две трети отечественных компаний выражают стремление к использованию стандартов уже при составлении своего первого отчета, и всего одна треть оставляет за собой право предоставлять нефинансовую информацию в свободной форме [2].          

Еще одно важное наблюдение последних лет таково: в отечественной практике наблюдается тенденция уменьшения процента экологических отчетов в общем числе опубликованных нефинансовых отчетов.  Так, например, один из лидеров нефинансовой отчетности нефтегазового сектора компания «Татнефть», с 2000 по 2005 гг. отдававшая приоритет выпуску экологических отчетов, в 2006 году перешла к публикации отчетов в области устойчивого развития, которые публикует ежегодно. Отчеты в области устойчивого развития и социальные отчеты стали  первыми нефинансовыми отчетами других компаний нефтегазовой отрасли – «Лукойл», «Нефтяная компания «Роснефть», ОАО «ТНК ВР-Холдинг», ОАО «Новотэк», «Таманьнефтегаз» и др., а также всех компаний энергетического, металлургического и добывающего секторов (за исключением  ОАО «Рязанская ГРЭС»).  Из отечественных лидеров нефинансовой отчетности лишь компания «Газпром» и  ее дочернее предприятие ООО «Газпром трансгаз Ухта» продолжают выпускать только экологические отчеты. Данный вид отчетов преобладает также в деревообрабатывающей отрасли («Группа «Илим», Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат и др.).

Еще одной тенденцией стало стремление компаний предоставлять нефинансовую информации в единстве трех измерений: экономического, социального, экологического. Так, по данным за 2009 год, 77% нефинансовых отчетов российских компаний  включало в себя объединенную информацию об экономических результатах, социальном развитии и экологической составляющей. Собственно социальные отчеты составляют 15% от общего числа нефинансовых отчетов, выпущенных в 2009 году; экологические отчеты – 8% [2]. Для сравнения: в  2006-2007 гг. комплексные отчеты по триединому итогу составляли 63% от общего числа; собственно социальные отчеты – 28%; экологические – 9% [4].

Положительная динамика наблюдается и в процессе верификации нефинансовых отчетов российских компаний. Если по итогам 2005 года всего 25% нефинансовых отчетов прошли внешний аудит [3], то в  2006-2007 гг. – уже 46% , из них 23% - прошли аудит в профессиональных аудиторских компаниях; столько же – использовали процедуру общественной верификации;  54% отчетов  не стали объектом аудита [2].

Завершая обзор современного состояния социальной отчетности корпораций в России, следует отметить: российский бизнес, хоть и с некоторым  отставанием от других стран, достаточно активно включился в процесс предоставления заинтересованным группам социальной отчетности, развитие которой в целом осуществляется в рамках общемировых тенденций.

Позитивными тенденциями современной фазы развития социальной отчетности в России являются: устойчивый количественный рост компаний, предоставляющих нефинансовые отчеты;  расширение отраслевой принадлежности социально отчитывающихся компаний, что свидетельствует о  положительных сдвигах по показателю открытости организаций; повышение процента стандартизированных отчетов в общей доле  нефинансовых отчетов корпораций; увеличение числа компаний, предоставляющих нефинансовую информацию в соответствии с триединым итогом (экономические результаты, социальная деятельность компании и экологическая составляющая); увеличение количества отчетов, прошедших процедуру внешнего аудита, и, как следствие, повышение достоверности предоставляемой в отчетах информации. К негативным моментам следует отнести отсутствие: общепринятого большинством российских компаний отношения к предоставлению социальной отчетности как к  обязательной, регулярной практике (предоставление информации по социальной ответственности бизнеса рядом компаний по-прежнему воспринимается в качестве  PR-хода); выраженной положительной динамики в развитие нефинансовой отчетности в ряде отраслей (химическая промышленность, машиностроение, сфера ЖКХ и др.; качества отчетов российских компаний по сравнению с отчетами международных корпораций; учета интересов всех заинтересованных групп и т.д.; выраженного стремления к социальной отчетности со стороны  большинства компаний среднего бизнеса; общепринятой методологии, а также применения российскими компаниями универсального набора  базовых индикаторов для отражения основных результатов деятельности, и в связи с этим – проблематичность сопоставимости данных отчетов в целях повышениях качества нефинансовой отчетности в России. 

 

Список литературы:

1.    Waddok & Graves, 2002 (Weiser, J. and Zadek, S., p. 39-40).

2.     Развитие социально-ответственной практики: аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов, 2006-2007 годы выпуска: аналитический обзор / под общ. ред. А. Шохина; РСПП. М., 2008.

3.    Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности: аналитический обзор / под общ. ред. А.Н. Шохина; РСПП. М., 2006.

4.      Ответственное предпринимательство. Информационная открытость. Информационный бюллетень / РСПП. М., 2010.

Literature:

1. Waddok & Graves, 2002 (Weiser, J. and Zadek, S., p. 39 - 40).

2. Development of  social - responsible practices: an analytical review of corporate non-financial reports, 2006 -2007 years: an analytical review / edited by Alexander Shokhin, the RSPP. M., 2008.

3. Non-financial accounts of companies operating in Russia: the practice of social development reporting: an analytical review / edited by Alexander Shokhin, the RSPP. M., 2006.

4. Responsible entrepreneurship. The Information openness. Newsletter / RSPP. M., 2010.