Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА эффективности Инновационных
Проектов переработки нефтесодержащих отходов
Крестовских Т.С. Рассматривается методический подход и инструментарий комплексной оценки эффективности применения инновационных технологий по утилизации нефтепромышленных отходов предприятий нефтегазового сектора Республики Коми. приведены результаты расчетов социально-эколого-экономической эффективности технологии переработки нефтесодержащих отходов. The article discusses the
methodological approach and tools integrated assessment of the effectiveness of
innovative technologies for utilization of oil industrial wastes of enterprises
Oil & Gas sector in the Republic of Komi. The article presents a calculation
results of socio - ecological - economic effectiveness of technology processing
of oily waste. Ключевые слова: инновации, оценка эффективности
проектов, утилизация нефтепромышленных отходов Keywords: Innovation, evaluation of
projects effectiveness, utilization of oil industrial wastes. В современных условиях развития российской экономики конкурентоспособность компаний в значительной мере зависит от их способности создавать и воспринимать инновации. Использование инноваций оказывает влияние на технико-экономическое развитие предприятий как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. На данный момент в современной экономике инновационно-инвестиционная стратегия развития является основной составляющей или частью общей стратегии развития предприятий. При этом инвестирование является основным механизмом реализации инновационной политики предпринимательских структур. Внедрение результатов научно-технического прогресса, новых достижений в производственной деятельности во многом определяет интенсивность и эффективность развития российской экономики в целом и отдельных ее отраслей в частности. Инновационная деятельность становится основной составляющей в стратегии развития предприятий всех отраслей национального хозяйства, в том числе в нефтегазовом комплексе, являющемся одним из важнейших секторов экономики России. В Республике Коми нефтедобывающая промышленность играет важную роль во всех сферах ее жизнедеятельности. Отрасль обеспечивает 80% производства энергоресурсов, занятость 4,5% работоспособного населения республики. Состояние нефтегазового комплекса напрямую влияет на формирование бюджетов всех уровней. Объём поступлений налоговых платежей в бюджетную систему РФ от предприятий нефтегазового комплекса за период с 2005 по 2008 годы вырос с 43,5 млрд рублей до 84 млрд рублей, это от 64 до 73% всех налоговых поступлений по Республике Коми [2]. В общероссийских объемах добычи нефти доля Республики Коми составляет 2,7%, в расчете на душу населения добыча нефти - 40,4% к среднероссийскому уровню. В 2009 году нефтедобывающий сектор, как и в целом экономика России, испытывал негативное влияние мирового финансового кризиса. Существенное замедление темпов роста в нефтедобывающем производстве (99,8% против 109,1% в 2008 г.) наряду со спадом производства в других отраслях оказало влияние на уменьшение общепромышленного индекса Республики Коми. Дефицит средств у предприятий, образовавшийся в результате экономического кризиса, явился причиной свертывания капиталоемких производственных программ, таких как бурение новых скважин, капитальные ремонты скважин и промыслового оборудования, обустройство месторождений, проведение геолого-технических мероприятий по выполнению проектных показателей, что отразилось на объемах добычи нефти [2]. Кроме своей ведущей роли в социально-экономическом развитии Республики Коми, нефтедобывающие предприятия остаются главными загрязнителями окружающей природной среды. Анализ современной экологической ситуации в Республике Коми показал, что нефтегазовый комплекс, в т.ч. нефтедобывающий сектор, в силу ряда причин остается одним из главных промышленных загрязнителей окружающей природной среды республики. Для Республики Коми, обладающей значительным природно-ресурсным потенциалом, присущи характерные для большинства добывающих регионов Российской Федерации проблемы, связанные с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха; сжиганием попутного газа на факелах при добыче нефти; наличием значительного фонда бесхозных скважин в нераспределенном фонде недр; формированием современной системы по сбору, утилизации и переработке отходов; сохранением плодородия почв, предотвращением загрязнения земель и пр. В технологических процессах добычи, подготовки и транспорта нефти и газа образуется значительное количество нефтегазопромышленных отходов, представляющих собой экологически агрессивные образования, техногенное обезвреживание которых до настоящего времени не получило комплексного решения. Утилитарный подход (сжигание, биоразложение, захоронение) предполагает одновременно физическое уничтожение полезного продукта, содержащегося в нефтегазопромышленных отходах в виде органических и неорганических составляющих. При этом возникают невозвратные потери уже добытого минерального сырья, а сами процессы экологического обезвреживания отходов зачастую не являются завершенными, они лишь частично снижают экологическую нагрузку на технологический процесс или территорию нефтегазодобычи (например, хранение углеводородных отходов в открытых или закрытых земляных сооружениях, сжигание в топках или на факелах, разбавление и т.п.). Такой подход к решению утилизационных проблем нефтегазопромышленных отходов нельзя признать экологически корректным, но в большинстве случаев это расточительство объясняется отсутствием окупаемых технологий с безотходно завершенным циклом преобразования некондиционных и опасных для природной среды нефтезагрязненных образований в технологически полезный и экологически безопасный продукт. Сегодня проблема обеспечения комплексности и экологической безопасности при утилизации нефтегазопромышленных отходов с дополнительным извлечением минерального сырья рассматривается в аспекте приоритетов развития и создания инновационных технологий XXI века. При этом решаются три главные задачи: · комплексность утилизационного подхода, предполагающая создание безотходных производственных процессов с замкнутым или оборотным технологическим циклом; · обеспечение экологической безопасности, предусматривающей перевод всех составляющих нефтегазопромышленных отходов в экологически безопасные или инертные вещества; · дополнительное извлечение минерального сырья, предполагающее расширение минерально-сырьевой базы за счет трансформации нефтегазопромышленных отходов в полезный товарный продукт. Научное обоснование практической реализации комплексного подхода к утилизации нефтегазопромышленных отходов для обеспечения экологической безопасности нефтегазодобывающих процессов и дополнительного извлечения минерального сырья было доказано автором Т.Д. Ланиной [4]. Предложенные в работе [4] инновационные методы переработки нефтесодержащих отходов являются комплексом принципиальных технологических решений, направленных на улучшенную утилизацию нефтяных отходов по сравнению с традиционными методами. Отличительной чертой этих методов является необходимость существенных научно-исследовательских проработок в каждом конкретном случае, а также их затратный характер, повышенный технологический и экономический риск. Комплексное использование и утилизация нефтегазопромышленных отходов включает в себя следующие процессы: - утилизация водных нефтегазопромышленных отходов; - утилизация углеводородосодержащих отходов нефтегазодобычи; - капсулирование твердых нефтегазопромышленных отходов; - нейтрализация газообразных агрессивных веществ; - извлечение дополнительного минерального сырья из нефтепромышленных отходов. Актуальность применения инноваций с целью более комплексного использования углеводородов, улучшения экологической обстановки, перехода на более высокий технологический уровень развития подтверждается основными направлениями развития нефтегазового комплекса в Республике Коми [2] и стратегией развития экономического и социального развития республики на период до 2020 года [3], согласно которым основными принципами осуществления промышленной политики Республики Коми в сфере нефтедобычи являются: - оптимальное использование природных ресурсов республики, стимулирование внедрения наукоемких, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий; - дифференцированный подход к стимулированию и поддержке нефтегазовой промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив. Центральный момент решения эколого-экономических проблем – является определение баланса между выгодами, полученными благодаря экологической политике, и затратами на ее осуществление. Нефтедобывающая отрасль Республики Коми является основой энергоснабжения региона и одной из важнейших составляющих экономики. В современных экономических условиях без ее устойчивой работы невозможно говорить о продлении поступательного развития региона. В то же время деятельность нефтедобывающих предприятий, направленная на благо всей республики, неизбежно приводит к техногенному воздействию на окружающую природную среду. На всех стадиях освоения месторождений и транспортировки углеводородного сырья объектами воздействия являются практически все компоненты природной среды: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почва, недра, многолетнее-мерзлые породы, растительный покров, биологические комплексы. Негативное влияние на окружающую среду имеет не только локальный характер, обусловленный повседневной производственной деятельностью предприятий нефтедобывающих предприятий. Длительный период воздействия на природные комплексы ведет к масштабным экологическим катаклизмам: изменению сейсмотектонических условий геологической среды, водного режима, деградации биологических ресурсов, созданию «парникового эффекта». Если добавить к этому сравнительно низкий уровень экологичности технологических процессов и значительный моральный и физический износ основного оборудования, становится очевидным, насколько сложны и многоплановы задачи обеспечения охраны окружающей природной среды в нефтедобывающем комплексе республики. Экологическая составляющая в стратегии развития нефтедобывающих проектов становится не только достаточно жестким ограничителем традиционных методов производств, но и критерием их критического уровня, соответствия научно-техническим достижениям и конкурентоспособности. В современных экономических условиях это означает трудный поиск и реализацию экономически, социально и экологически сбалансированных решений и программ. Так, в основу новой редакции Энергетической стратегии России на период до 2020 года [1] положен принцип экологически безопасного развития нефтегазового комплекса. Для воплощения в жизнь сбалансированного подхода между экономикой и экологией необходим комплекс разнообразных мер, ориентированных [1]: · на проведение соответствующей реконструкции и модернизации предприятий путем внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий с целью достижения уровня промышленной и экологической безопасности, соответствующего показателям мировых стандартов; · максимальное использование резервов энергосбережения; · повышение надежности, обеспечение безопасной и безаварийной работы технологического оборудования, снижение количества аварий, ведущих к загрязнению окружающей среды; · организацию на современном технологическом уровне системы контроля за состоянием природной среды и производственных объектов; · развитие фундаментальных экологических исследований; · активизацию работ по сертификации и лицензированию новых отечественных и зарубежных технологий, видов оборудования и материалов. Переработка нефтешламов с использованием инновационных методов решает ряд определенных задач: экологических, экономических и социальных. На наш взгляд, это оказывает определенное влияние на способы определения эффективности от реализации инновационно-инвестиционных проектов в сфере переработки нефтесодержащих отходов. Эффектообразующими факторами при реализации инновационного мероприятия в сфере утилизации нефтешламов являются прирост продукции, сокращение эксплуатационных расходов, капитальных вложений, платежей за загрязнение окружающей среды и др, поэтому оценку экономической эффективности следует осуществлять на основе экономических, экологических и социальных показателей, характеризующих общественную эффективность производства. С учетом того, что существует большое количество методов переработки нефтесодержащих отходов, которые характеризуются различным уровнем инвестиционных и текущих затрат, различным технологическим эффектом, производственной мощностью и сферой применения, требуется индивидуальный подход к оценке экономической эффективности использования того или иного метода с учетом геолого-экономических и технологических условий для того или иного региона и конъюнктуры нефтяного рынка. Экономическая оценка комплексного использования нефтяных отходов – это определение существующих и возможных последствий комплексного использования минерального сырья, проявляющихся в сфере материального производства и влияющих на экологические и социальные показатели. Экономические последствия комплексного использования минерального сырья характеризуются ресурсообеспечивающей и ресурсосберегающей функциями. Ресурсосберегающая функция характеризуется экономией финансовых, материальных, трудовых и природных ресурсов при производстве продукции из первичного сырья, заменяемого вторичным, экономией затрат на восстановление нарушенных земель, разработку месторождений первичного сырья, экономией затрат на хранение и обеззараживание отходов, сохранением первичных природных ресурсов, снижением потерь продукции, уменьшением изъятия земель из хозяйственного оборота b фондоемкости производства и т.п. Ресурсообеспечивающая функция – это расширение ассортимента минерального сырья, увеличение площадей для сельскохозяйственных угодий, земель под строительство, рациональное размещение производства на основе приближения сырьевой базы к местам производства продукции. Экологические последствия использования отходов характеризуются снижением загрязнения атмосферы, земель, поверхностных и подземных вод, повышением продуктивности биоты. К социальным результатам относятся: расширение ассортимента и повышение качества продукции, удовлетворение потребности в продукции за счет отходов как источника сырья, рациональное использование трудовых ресурсов, сокращение безработицы, улучшение здоровья, повышение жизненного уровня населения, уменьшение социальной напряженности. Стоимостная оценка последствий инновационного проекта утилизации нефтепромышленных отходов строится на категории экономического эффекта, проявляющегося на уровнях предприятия, региона и народного хозяйства в целом. Обобщающим критерием, характеризующим экономическую эффективность, является интегральный социально-эколого-экономический эффект. Социально-эколого-экономический эффект от инновационного проекта утилизации нефтепромышленных отходов слагается из следующих эффектов: · ресурсообеспечивающего эффекта от прироста выпуска внутреннего валового продукта и расширения минерально-сырьевой базы за счет прироста ценности природных ресурсов (Эр/о); · ресурсосберегающего эффекта за счет экономии первичного сырья в связи с заменой его вторичным в сопряженных и потребляющих отраслях (Эр/с); · экологического эффекта, обусловленного предотвращением или сокращением отрицательного воздействия отходов на ОС (Ээкол); · социального эффекта (Эсоц). Эобщ = Эр/о + Эр/с + Ээкол + Эсоц. Расчет прироста ВВП основан на доходном методе и определяется суммой доходов от увеличения производства дополнительной товарной продукции, полученной в результате инновационного проекта по утилизации нефтепромышленных отходов Прирост ценности природных ресурсов характеризуется увеличением стоимости водных, земельных и других ресурсов, на которые оказала влияние утилизация нефтепромышленных отходов. При определении стоимости природного ресурса пользуются кадастровыми оценками земель, тарифами на воду и т.п. Эффект от прироста минерально-сырьевой базы за счет использования нефтешламов, прочих полезных компонентов отходов добычи определяется произведением удельной ценности минеральных ресурсов для производства продукции на их объем за вычетом затрат на строительство и эксплуатацию малоотходных комплексов. Эффект в сопряженных отраслях складывается из эффектов от сокращения объема ГРР, а также от снижения объема добычи и переработки первичного сырья, заменяемого вторичным. Нами была предпринята попытка оценить экономическую эффективность утилизации нефтегазопромышленных отходов. Оценка выполнена в соответствии с методической схемой, представленной на рисунке. На начало 2009 года в Республике Коми из 152 месторождений углеводородного сырья, числящихся на государственном балансе, добыча нефти и газа ведется на 87 месторождениях, из которых 65 находятся в промышленной эксплуатации и 22 – в пробной или опытно-промышленной. Использование комплексной утилизации нефтегазопромышленных отходов позволит кроме прямого экономического эффекта за счет дополнительного извлечения минеральных веществ решить экологическую и социальную проблемы республики. Расчет показателей региональной эффективности свидетельствует о том, что при внедрении технологии комплексной утилизации нефтегазопромышленных отходов ежегодная коммерческая эффективность за счет получения дополнительного минерального сырья составит 10 млн 869,7 тыс. руб., предотвращенный ущерб - более 775 млн руб. по республике в целом. Суммарный социально-эколого-экономический эффект комлексной утилизации нефтепромышленных отходов позволит увеличить современный валовый региональный продукт на 0,5%. Таблица 1. Показатели региональной (социально-эколого-экономической) эффективности проекта утилизации нефтепромышленных отходов
Кроме этого, внедрение на территории Республики Коми проекта комлексной утилизации нефтепромышленных отходов позволит увеличить на 1,6% республиканский бюджет за счет дополнительных налоговых поступлений на прибыль и доходы физических лиц, а также за счет экономии бюджетных затрат на переселение населения «умирающих» поселков, выплат пособий по безработице и других социальных выплат. С целью стимулирования участия предприятий в использовании нефтяных отходов в качестве вторичного сырья представляется целесообразным на региональном уровне: 1) разработать систему льготного налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере переработки нефтесодержащих отходов в части региональных и местных налогов; 2) разработать схему предоставления государственного заказа на продукцию, получаемую с использованием нефтяных отходов (вторичного нефтяного сырья); 3) разработать и утвердить порядок ведения автоматизированного учета и контроля образования, хранения, утилизации и переработки нефтяных отходов для нефтедобывающих предприятий и соответствующих государственных органов. Для ускорения развития работ в области переработки нефтесодержащих отходов необходимо создание соответствующих экономических условий для заинтересованности нефтяных предприятий в испытании и использовании новых технологий. Список литературы 1. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 №1234-р. 2. Основные направления развития нефтегазового комплекса в Республике Коми / Министерство промышленности и энергетики Республики Коми. 2011. 3. Постановление Правительства РК от 27.03.2006 № 45 "О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года".
4. Концепция развития инновационной
деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период
до 2015 года: распоряжение Правительства Республики Коми от 22 февраля 5. Ланина Т.Д. Процессы переработки пластовых вод месторождений углеводородов: монография / Т.Д. Ланина, В.И. Литвиненко, Б.Г. Варфоломеев. – Ухта: УГТУ, 2006.-172 с. Literature 1. The
Russian Energy Strategy until 2020: Disposal
of the Russian Federation Government of 28.08.2003 № 1234-p. 2. The
main directions of development of oil and gas complex in the Komi Republic.
Ministry of Industry and Energy of the Komi Republic, 2011. 3.
Government resolution of the Komi Republic of 27.03.2006. № 45 "On strategy for
economic and social development of the Komi Republic until 2020". 4. The
concept of innovation development
of economic and social industries of the Komi Republic until 2015:Disposal
of the Komi Republic Government on February 22, 2011. № 44-p.
|