Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ВТО

Корепанов Н.А., Шихвердиев А.П.  

Функциональная роль бизнеса существенно прирастает в обеспечении экологической безопасности в условиях членства  России во Всемирной торговой организации с 2012г., что предопределяет потребность в соответствующей адаптации законодательства и инструментария применительно к субъектам предпринимательства. Авторы статьи, основываясь на высказываниях широкого круга специалистов и анализе материалов эколого-экономического характера по Республике Коми, предлагают ряд направлений по формированию принудительной и осознанной (добровольной) ответственности бизнеса за состояние экологической безопасности в стране.

The functional role of the business grows significantly in ensuring environmental safety due to the fact that Russia enters the World Trade Organization in 2012, which determines the need for appropriate adaptation of legislation and instruments in relation to business entities. The authors, based on the statements of a wide range of experts and analysis of ecological - economic materials of the Komi Republic , offer a number of directions for  formation of forced and conscious (voluntary) responsibility of business for the state of environmental security in the country.

Ключевые слова: экологическая ответственность, бизнес, экономика инновационного типа, ВТО, международная сертификация, стандарты

Keywords: environmental responsibility, business, economy of innovation type, the World Trade Organization, international certification, standards.

 

В современных условиях развития экономики страны, при существующем потенциале российская экономика может эффективно развиваться  при условии активного взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг. Этого требуют проводимые в стране рыночные преобразования. При этом надо признать, решающая роль в определении правил торговых взаимоотношений на мировом рынке в условиях глобализации отводится странам входящим во Всемирную торговую организацию (ВТО), объединяющей около 150 государств, регламентирующих около 97 % оборота мировой торговли товарами и услугами.

Россия, уже являясь полноправным членом ВТО, создает для бизнеса равные и благоприятные условия для коммерческой деятельности в иностранных государствах в обмен на открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции.

Безусловно, экспортно-ориентированные отрасли российского бизнеса, особенно в реальном секторе экономики, крайне заинтересованы в получении указанных преимуществ.

Однако, Россия, чья экономика находится в «переходном» состоянии и имеет «сырьевой» дисбаланс не всегда может адекватно реагировать на открытие внутренних рынков, международные правила регулирования режима торговли. Но при этом в ходе переговорных процессов о присоединении России к ВТО экологические аспекты мало освещались в СМИ. И пока вопрос о разнообразии и глубине экологических последствий присоединения России к ВТО остается без ответа специалистам и представителям активной части населения страны необходимо высказаться по данной проблеме и предложить для обсуждения свое видение поступательных шагов в повышении экологической безопасности страны и ответственной роли в этом российского бизнеса.

И так, какие шаги должны быть предприняты государственными органами, гражданскими институтами, чтобы российский бизнес в его нынешнем состоянии был способен реально воспользоваться преимуществами члена ВТО, при этом избежать экологических потерь при открытии отечественного рынка для иностранной конкуренции. Зная и понимая, что нормы и правила ВТО подлежат перенесению в  национальное законодательство и имеют над ним приоритет.

 

Экологические аспекты, как правило, проявляются при двустороннем согласовании проблем международной торговли, сторонами отношений которых являются представители, как государства, так и бизнеса.

По данным Минэкономразвития России, странами ВТО принято более 130 ограничительных мер по ввозу российских товаров и услуг на свои рынки, в т.ч. по экологическим критериям. Следовательно, формирование современных экологических проблем глобального, национального и местного значения и происходит под непосредственным и косвенным влиянием действующих соглашений ВТО.

Установление определенных барьеров на пути товаров и услуг, в т.ч. по экологическим стандартам, может привести к ускоренному, экологически неоправданному расширению соответствующих производств в России для приведения товаров и услуг в соответствие с новыми требованиями. То есть, необходимость повышения качества экспортных нефтепродуктов может привести к увеличению загрязнения среды вокруг нефтехимических производств и росту заболеваемости местного населения.

Может существенно нарушиться сложившийся макроэкономический баланс, базирующийся на «внутренних ценах» на сырье, топливо, энергию и транспорт, а также тарифная система, защищающая отечественного товаропроизводителя и экспортера.

Принятие Россией новых жестких обязательств по приведению национального законодательства и экономической практики в соответствие с нормами и правилами ВТО, а также согласование своих индивидуальных обязательств по либерализации доступа на рынок товаров и услуг, несомненно, приведет к некоторым издержкам и негативным последствиям для экономики и населения. В данном случае имеется ввиду - социальные последствия (например, рост безработицы, уровня бедности и ухудшение качества жизни и др.)  - как последствие открытия рынка более конкурентоспособным товарам и услугам. Российская практика подтверждает, как правило, это приводит к расширению браконьерства, росту нагрузок на биоресурсы со стороны местного населения, расширению конфликтов при принятии экологических регламентов и при создании новых охраняемых природных территорий.

Поэтому, как одна из необходимых мер защиты национальной экономики и условий оперативного реагирования на возникающие проблемы экологического характера следует законодательно установить мониторинг экологических последствий вступления в ВТО. На наш взгляд требуется обеспечение усиления контроля со стороны государственных и общественных организаций, бизнеса, а также возможности международной инспекции.

Присоединения стран к ВТО в отсутствии реального контроля со стороны гражданского общества создает возможности для экспансии экологически вредных технологий и действий. Например, крупные российские нефтяные и энергетические компании достаточно агрессивны и имеют инвестиционные амбиции (например, ОАО «Лукойл», РАО ЕЭС).

Включение в глобальную рыночную политику скажется, в первую очередь, на таких природно-ресурсных отраслях, как ТЭК, лесное, сельское и рыбное хозяйства, а в ближайшей перспективе - на водно-экспортной отрасли и др. Нельзя исключать существенные возможные изменения и в отраслях, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду через атмосферные выбросы и сбросы загрязненных веществ в водоемы (например ОАО «МОНДИ СЛПК»). К сожалению, отрасли находятся на разных ступенях подготовки к вступлению в ВТО. Поэтому и последствия в них проявятся неодинаково.

Тенденции последних лет, свидетельствуют о предпочтении  к экономическим  нежели экологическим аспектам. Это четко отслеживается в лоббировании добывающих и топливно-энергетических отраслей, конкурентоспособных, имеющих устойчивые рынки сбыта и благоприятный текущий ценовой режим в мире на энергоносители о скорейшем вступлении в ВТО. 

По правилам ВТО никакой стране нельзя регламентировать национальную политику в области охраны природы и здоровья населения, если она произвольно или непроизвольно содействует дискриминации между странами, создает скрытые барьеры для торговли и противоречит условиям других соглашений ВТО.

Бизнесу важно определить сферу «экологических последствий» вступления России в ВТО и незамедлительно наметить меры по обеспечению охраны окружающей среды. В каждом конкретном случае в зависимости от сферы деятельности, оценить применимость существующих правил ВТО для бизнеса к обязательствам по экологическим конвенциям, соглашениям и договорам.

На основе проведенного анализа инициировать разработку законодательных актов устраняющих различия в национальном законодательстве при этом обеспечивающих защиту отечественного бизнеса и экологическую безопасность в сфере их деятельности на территории России.

Российский бизнес должен знать и осознавать, что Россия, - крупнейший «экологический донор» Земли. И, исходя из этого, продвигать и реализовывать идею лидерства страны на международном рынке «экосистемных услуг», включающих: климатообразующую и средообразующую функцию природных экосистем в целом; поддержание глобальной биосферной устойчивости; сохранение глобального биоразнообразия, обеспечение безопасности животных на путях их миграций и в местах размножения; регуляция гидрологических процессов на суше, включая перспективы трансграничного экспорта воды и платежей за водосбережение и другие.

Следует признать, в России эффективные механизмы финансовой поддержки охраны окружающей среды не развиты. Бюджетное целевое финансирование охраны окружающей среды находится на низком уровне, что позволяет говорить об отсутствии государственного интереса к этой сфере. Практика показывает, что лидерство в финансировании природоохранных мероприятий в регионах перешло в руки хозяйствующих субъектов, чьи бюджеты на экологические нужды превосходят государственные затраты. В этой связи, экологически ориентированный бизнес должен занять активную позицию по изменению участия бюджета в финансировании природоохранных мероприятий и реально обеспечить его инновационный характер.

Вступление России в ВТО по нашему представлению должно способствовать повышению ответственности российского бизнеса в завоевании достойного мест на рынке «услуг, связанных с охраной окружающей среды». Для этого достаточно представить объем природоохранных работ на российском пространстве в нефте- и газодобывающих отраслях, в горнодобывающей промышленности, в лесной отрасли, в ЖКХ, в области оценки воздействия на окружающую среду, экологического аудита, эколого-экономической оценки, экологического проектирования, экологического консалтинга и пр.

Другой сектор услуг по защите биоразнообразия и ландшафтов, крайне важный для ранимой природы Республики Коми. А именно, охрана экосистем суши, водоемов и прибрежных земель, флоры, фауны и среды их обитания, оценка последствий стихийных бедствий для живой природы, воздействию изменений климата на экосистемы, услуги по охране ландшафтов, сохранению биоразнообразия и устойчивому использованию биоресурсов в сфере сельского, охотничьего и лесного хозяйств. Следует отметить, в отношении доступа иностранных операторов на российский рынок перечисленных выше услуг какого-либо законодательного ограничения пока не существует.

Также, открыт российский рынок консультативных и менеджерских услуг в рассматриваемом секторе для иностранных операторов, если в рамках соответствующего тендера или технического задания не оговорено наличие гражданства России.

За последнее десятилетие тысячи иностранных экспертов-экологов, консультантов и менеджеров активно работали по реализации международных экологических проектов и грантов, выделенных России для поддержки ее особо охраняемых природных территорий, сохранения редких видов, развития экологического образования и пр., что характерно и для Республики Коми. Десятки консалтинговых компаний и представительств международных природоохранных организаций оказывали «услуги, связанные с охраной окружающей среды». Поэтому, сегодня накопленный положительный опыт в данном секторе, надеемся, будет полезным при освоении рынка экологических услуг отечественными и иностранными операторами, а также способствовать расширению участия на конкурентоспособном уровне отечественного бизнеса.

Следует признать, Россия, решая задачи переходного периода, приступила к формированию экономики инновационного типа ориентированного на высокотехнологичные отрасли позже западных стран членов ВТО. Данный факт с большой вероятностью может усугубить недостатки макроэкономики, влияющие на экологическую ситуацию в стране (например, дисбаланс развития наукоемких, технологичных и добывающих, эколого-опасных отраслей)

Для страны с природоемкой экономикой, прежде всего в ТЭКе, энергетике, сельском и лесном хозяйствах, незавершенными земельной и административной реформами, какой является Россия, вступление в ВТО не исключает  фиксацию природно-ресурсного характера экспорта, высокой энерго- и ресурсоемкости производства, что обуславливает рост экологических издержек. 

Снижению негативных экологических последствий будут способствовать прагматичные действия в экономике по защите и поддержке отечественной промышленности со стороны государства и более ответственный подход бизнеса по реализации инновационной экономической стратегии руководства страны.  Следует изжить «психологию временщика» бизнес-элиты, которые  свою деятельность выстроили на природных ресурсах и территории России.

Экономико-правовой метод реализации экологической ответственности бизнеса, включает несколько прикладных направления:

- страхование экологической ответственности предпринимателей рисковых секторов экономики (обязательное и добровольное);

- реализация ответственности посредством наложения административных и уголовных наказаний в ходе судебных разбирательств;

- добровольные экологические соглашения и партнерства (частно-государственное партнерство), как гибкого инструмента рационального природопользования и концентрации усилий на решение межотраслевых ресурсно-экологических проблем.

В современных условиях активизации инвестиционных процессов при возрастающем техногенном давлении на окружающую среду и с учетом членства в ВТО все более широкое применение получает метод прямых переговоров между инвесторами и местным населением по вопросу компенсации наносимого окружающей среде ущерба. Необходимо дальнейшее развитие социальной отчетности бизнеса перед заинтересованными лицами и ключевыми партнерами. Важной разновидностью добровольных экологических соглашений являются добровольно внедряемые на предприятиях международные стандарты экологического менеджмента и аудита – ISO 1400 и  EMAS. К особенности этих стандартов следует отнести дальнейшее представлений о содержании социально-экологической ответственности предпринимательства.

Переход на международные стандарты экологического менеджмента, включая получения фирмами соответствующих сертификатов соответствия, также связаны с формированием открытой коммуникационной политики, что способствует созданию о них репутации экологически ответственной компании и на этой основе – укрепления их конкурентных преимуществ. С вхождением в ВТО необходимость в глобальной стандартизации возрастает и становится необходимым элементом дальнейшего развития экономики и процветания государства. В числе основных целей стандартизации – обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества, конкурентоспособности продукции, качества продукции в интересах потребителя и государства, экономии всех видов ресурсов.

 Чтобы реально оценить деятельность экологической направленности властных структур и бизнеса в России при либерализации рынка важно включить в систему макроэкономических показателей развития показатели экологических издержек и истинных сбережений (в % от ВВП).

Наиболее перспективным для России и действующим на территории Евросоюза систем нормирования и стандартизации является технологическое нормирование или нормирование уровня загрязнения с учетом использования наилучших действующих технологий (НТД). Предприниматель вправе выбрать любую технологию по своему усмотрению, однако в любом случае, он обязан соблюдать установленные комплексным разрешением требования. Реализация изложенного механизма помимо общего снижения объема выбросов, способствует ускорению технического развития, что крайне важно для членства в ВТО.

В целях снижения остроты возможных экологических последствий от деятельности предпринимателей на территории России, являющейся полноправным членом ВТО с 2012г., органом власти и гражданским институтам необходимо продолжить повышение планки требований к бизнесу по обеспечению экологической безопасности в конкретной сфере деятельности. Добиться того, чтобы в основе миссии любой компании как отечественной, так и иностранной лежали принципы комплексного удовлетворения потребностей своих клиентов, стремление занять высокое место в позиционировании клиентов, наиболее полно и своевременно отвечать их запросам, соответствие экологическим стандартам, обеспечения высокого уровня жизни персонала предприятия на основе выпуска продукции, отвечающей всевозможным требованиям и стандартам действующим среди государств членов ВТО. Необходимо также изменить подход на предприятиях к самой ответственности за  совершенные мероприятия с негативным для экологии последствиями. А значит необходимо персонифицировать ответственность за допущенные нарушения природоохранного законодательства.

Важным направлением повышения экологической ответственности бизнеса на современном этапе развития является добровольное участие в Глобальном договоре Организации Объединенных Наций (ГД ООН) – по развитию социальной ответственности бизнеса. Инициатива ООН позволила трансформировать вопросы охраны окружающей среды в важные принципы бизнеса:

- Деловые круги должны способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду;

- Предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;

- Содействовать развитию и распространению экологически чистых технологий.

Следует отметить, данные принципы всецело отвечают конституционным основам Российской Федерации закрепившей права и ответственность субъектов институциональных взаимоотношений в сфере экологических отношений: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституция РФ).

Практическое значение ГД ООН в призыве деловых кругов интегрировать принципы в основу деятельности компаний, а также осуществлять проекты и мероприятия, которые содействуют претворению в жизнь принципов и целей ООН.

В данной статье сделана попытка в собирательной форме отразить пути совершенствования экологической ответственности бизнеса на этапе развития нашей страны в связи с членством в ВТО. Возможно, они не бесспорны. Однако проблемы экологизации российской экономики  являются актуальными и должны обсуждаться среди специалистов, ученых и активной части граждан для грамотного, выверенного принятия решений органами государственной власти в интересах всего российского общества.  

 

Список литературы:

1.    Тихонов Т.В. Изучение отечественного опыта повышения социально-экологической ответственности предприятий / отчет по проекту ПРООН/ГЭФ «Укрепление системы ООПТ Республики Коми в целях сохранения биоразнообразия первичных лесов района верховьев реки Печора» [Электронный ресурс]:URL:http://www.undp-komi.orj/index.

2.    Широбоков А.П. Правовые основы установления и применения лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов/ А.С. Широбоков//М.:Юрист. – 2009. №2.С. 47-60.

 

         Literature:

1. Tihonov, T.V. Learning of domestic experience in improving the socio - environmental responsibility of enterprises / report on UNDP / GEF project "Strengthening the protected area of the Komi Republic to Conserve Virgin Forest Biodiversity Pechora River Headwaters" [electronic resource]: URL:http://www.undp-komi.orj/index.

2. Shirobokov A.P. Legal basis for the establishment and application of limits on emissions and discharges of pollutants and microorganisms / A.S. Shirobokov / / M.: Urist .- 2009. № 2.p. 47-60.