Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Построение эффективной модели управления федеральной собственностью: предпосылки и решения

Ковров А.Е

В статье приведен обобщенный анализ сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере управления федеральной собственностью, в том числе имуществом, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями,  пакетами акций открытых акционерных обществ и иным движимым и недвижимым имуществом, высказаны обоснованные предположения об истоках возникновения имеющихся проблем как с экономической точки зрения, так и с точки зрения административной системы управления.

Используя выводы, полученные в ходе указанного анализа, автором выдвигается предложение о возможном пути разрешения указанных проблем, раскрываются основные положения новизны предлагаемого механизма

 In the article there are generalized analysis of the situation which have developed for today in sphere of management by the federal property, including the property fixed to the federal state unitary enterprises, share holdings of open joint-stock companies both other movable and real estate property, comes out well-founded assumptions of sources of occurrence of available problems both from the economic point of view, and from the point of view of a governmental management system.

Using the conclusions received during the specified analysis, the author brings the offer on a possible way of the permission of the specified problems, substantive provisions of novelty of the offered mechanism reveal

 

Ключевые слова: государственное имущество, государственные предприятия, административное управление, эффективное управление, управляющая компания, инвестиции в реальный сектор экономики

Keywords: The state property, the state enterprises, administration managerial control, efficient managerial, a management company, investments into real sector of economics

 

Проблематике эффективного управления государственной собственностью вообще и федеральной собственностью в частности посвящено достаточно много аналитических материалов и исследовательских работ в области прикладной экономической науки. При этом подобные материалы различаются не только стилистикой изложения и положениями, выдвигающимися в основу тех или иных утверждений и предложений, но и общим подходом к формированию предпосылок обоснования соответствующих рекомендаций к действию.

В основном, такие работы основаны на сопоставлении западной и советской моделей развития общественно-государственных взаимоотношений в экономической сфере. При этом, несмотря на то, что означенные работы не отрицают ключевое значение роли государства в условиях становления рыночной экономики, в них уделяется наиболее значительное внимание именно экономической роли государства, как участника рынка и как регулирующего органа. Однако не следует забывать и о другом важнейшем явлении современных рыночных реалий: так называемом «административном» праве государства, выражающемся, в том числе, в прямом воздействии государственного аппарата на производство и  его активном участии в формировании имущественных отношений на основе прав собственности.

Стоит отметить, что подавляющее большинство авторов изученных материалов рассматривают выдвигаемые проблемы и задачи с точки зрения их экономического решения, забывая при этом о том, что федеральное имущество по своему правовому статусу, да и по своеобразному «коэффициенту полезного использования» значительно отличается от любого иного вида имущества, вовлеченного в хозяйственный оборот. И дело не только в том, что любое действие в отношении такого имущества не возможно произвести достаточно оперативно ввиду объема бюрократических процедур, которые необходимо пройти, но также и в огромном количестве такого имущества, что создает непосильную нагрузку на государственных управленцев, естественно снижая возможность их эффективной работы.

Кроме того,  большинство исследовательских работ по данной тематике выдвигают некие общие рекомендательные положения по улучшению организации использования государственного имущества с точки зрения повышения эффективности производства на предприятиях с государственным участием как путем вливания прямых государственных инвестиций, так и рассматривая различные иные методы их привлечения, характерные для среднестатистических компаний на рынке, то есть для не государственных компаний. При этом в большинстве случаев источник так называемых «прямых инвестиций» не рассматривается.

Каков же может быть источник получения инвестиционных средств для оказания поддерживающего воздействия на предприятия государственного сектора? Отвечая на этот вопрос, следует обязательно учесть такой немаловажный аспект данной проблемы как весьма высокая степень диверсификации государственных производственных активов, как с точки зрения отраслевой принадлежности, так и с точки зрения финансового положения отдельных предприятий. Таким образом, предлагается в том числе возможность использования рыночного потенциала различных государственных активов для создания инвестиционного рычага, предназначенного для поддержания и развития отечественного промышленного производства.

Итак, возвращаемся к началу, а точнее к истокам проблемы, которую так настойчиво пытаемся решить. Не секрет, и уже многократно доказано, что принцип государственного административного управления, подразумевающий широкое распространение такой формы собственности, а правильнее было бы назвать, формы пользования имуществом, как «Федеральное государственное унитарное предприятие», несовершенен сам по себе.

Кроме того, на сегодняшний момент государство не использует рыночные механизмы эффективного управления государственной или, будет правильно это называть федеральной собственностью. Имущество в основном распродается (в процессе приватизации) или сдается в аренду, хотя существуют более эффективные способы его использования. Помимо этого пакеты акций акционерных обществ, являющиеся частью федерального движимого имущества, хранящие в себе огромный потенциал с точки зрения любого финансово грамотного игрока на рынке, используются только для голосования, а не как ликвидный капитал. При этом нельзя не отметить, что зачастую к управлению акционерными обществами привлекаются государственные служащие, не только не имеющие достаточного практического опыта управления предприятиями, но и не получившими даже подходящего образования и минимально необходимого объема знаний для принятия действительно эффективных управленческих решений.

 Таким образом, в настоящее время государство ведет скорее политику учета и весьма ограниченного использования имущества, а не политику применения его для получения максимально возможной прибыли, а также развития отечественных финансовых рынков.

Здесь важно отметить также ставящие под сомнение возможность решения проблемы эффективного управления государственной собственностью без глубокого реформирования ее основ законодательные предпосылки наблюдаемой сегодня ситуации. Так, например, в части распределения управляющих полномочий между отраслевыми федеральными органами исполнительной власти и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (как предполагаемым централизованным контрольно-управляющим органом) имеются серьезные «перекосы».

Попыткам более или менее подробно рассмотреть все предпосылки и следствия несовершенства действующего законодательства, и тем более обратить внимание на специфику исполнения имеющихся норм «на местах», можно посвятить отдельный многотомный труд и в рамках данной статьи мы таких попыток предпринимать не будем, однако укажем, что в настоящее время, с учетом закрепленных нормативными актами полномочий федеральных органов исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении предприятий, Росимущество, созданное ранее как единый контрольный управляющий орган, фактически удалено от контроля за эффективным управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью закрепленного за ними федерального имущества.

Кроме того, столь значительный объем федерального имущества, как сегодня, не позволяет действительно эффективно им управлять и контролировать использование, что приводит к значительным тратам государственных средств на неэффективное или малоэффективное управление излишним имуществом.

В таких условиях наиболее актуальным решением становится разработка и внедрение нового принципа управления федеральным имуществом, предполагающего возможность для государстве выступить на только «кладовщиком», но и эффективным собственником собственного имущества.

Основным, принципиально новым моментом, является создание новой структуры, либо заключение договора найма существующей управляющей компании, которая могла бы стать представителем интересов государства как крупного рыночного игрока.

Как наиболее логичный и относительно просто реализуемый (с точки зрения отсутствия необходимости глубокой корректировки действующего законодательства, что заняло бы весьма и весьма протяженный временной период) путь в данном случае видится создание новой структуры, либо наделения соответствующими полномочиями какого-либо из имеющихся предприятий, которая могла бы исполнить роль управляющей компании, являющейся представителем интересов государства как крупного рыночного игрока.

Создание такой управляющей компании должно позволить реализовать механизм управления предприятиями, находящимися в федеральной собственности, способный вовлечь в хозяйственный оборот с целью получения прибыли в том числе не ликвидные и не представляющие интереса для возможных приобретателей в ходе приватизации. Кроме того, в процессе функционирования такой компании станет возможным решение государственной задачи модернизации устаревших основных фондов, модернизация и развитие средств производства.

Для обеспечения достижения таких результатов следует корректно сформулировать цель деятельности предлагаемой к созданию компании. Основной целью ее деятельности следует считать эффективное управление государственными активами на финансовых рынках и дальнейшее инвестирование полученной прибыли в развитие российских промышленных и производственных предприятий, модернизацию и поддержание работоспособного состояния объектов инфраструктуры и достройку и повышение инвестиционной привлекательности объектов незавершенного строительства.

Для более подробной иллюстрации предлагаемого решения следует определить термин «управляющая компания» в том его значении, которое предполагается в контексте дальнейшего использования. Следует отметить, что данное понятие в совре­менной практике менеджмента применя­ется довольно широко. Однако в российских условиях деятельность управляющих компаний приобретает некоторые особенности.

Так, законодательно понятие «управляющая ком­пания» определено только для целей управ­ления имуществом в инвестиционных фон­дах, кредитных, лизинговых компаниях и для целей уп­равления средствами негосударственных пенсионных фондов. Формально, только компании, занимающимися одним или несколькими из указанных видов деятельности могут называться «управляющей ком­панией».

Таким образом, в рамках отечественного правового поля под управляющей компани­ей понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и име­ющее лицензию на осуществление деятельно­сти по управлению инвестиционными фонда­ми, паевыми инвестиционными фондами и не­государственными пенсионными фондами. На сегодняшний день в России действует значительное количество крупных управляющих компаний и накоплена обширная практика их работы.

Однако в рассматриваемом контексте речь пойдет не только об этом типе компаний.

Инвесторы, ра­ботающие с предприятиями реального секто­ра экономики, также создают компании для управления своими инвестициями. Это по­зволяет эффективно контролировать зависи­мые и дочерние предприятия, а также рассма­тривать их как отдельный инвестиционный проект. При этом если предприятия приобретаются на долгосрочную перспективу, а не с целью перепродажи в краткосрочной перспективе, и передаются под контроль управляющей ком­пании, то нужно уже говорить о создании уп­равляющей компании для управления холдингом. Это наиболее распространенная сегодня цель использования управляющих компаний.

Управляющая государственная компания, которую предлагается создать, должна иметь такую же направленность, то есть по своим функциям она должна быть сродни управляющим компаниям в реальных холдингах.

Если точнее, предлагаемая структура представляет собой симбиоз двух различных типов управляющих компаний: финансовой управляющей компании, занимающейся управлением капиталом на фондовых рынках и инвестиционной управляющей компании, занимающейся инвестициями в реальный сектор экономики посредством инвестиционных проектов направленных на увеличение и модернизацию основных средств предприятий, проведения антикризисных мероприятий, управление дочерними структурами.

В настоящее время подобных организационных механизмов в нашей стране не существует. Однако на пути создания предлагаемой структуры весьма значимым может оказаться уже имеющийся в нашей стране опыт создания государственных корпораций и интегрированных структур в различных отраслях экономики, естественно с поправкой на актуальные рыночные тенденции и специфику компании.

 

 

Список литературы:

1.  Абдуллаев Н.А. Государственный сектор экономики переходного периода // Финансовый контроль 2004.

2.  Бурков В.Н. др. Большие системы: моделирование организационных механизмов // М.:Наука, 1999.

3.  Брег С. Настольная книга финансового директора. // Альпина Бизнес Букс, 2005.

4.  Гуськов Н. Гуцериев С. Инвестиции, формы и методы их привлечения // Алгоритм 2001.

5.  Смирнова. М.Ю. Управление предпринимательской деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий // Дис. кэн , СПБ ГУ 2005.

 

The list of references:

1. Abdullaev N.A. Public sector of a transitional economy//Financial control 2004.

2. Burkov V. N. Other Big systems: modeling of organizational mechanisms//M.: Science, 1999.

3. Berg S. Table book of the financial director.//Alpina Business, 2005.

4. Guskov N. Gutseriev S. Investments, forms and methods of their attraction//Algorithm 2001.

     5. Smirnova M.J. Enterprise activity management of the federal state unitary enterprises // Dis. phd, SPB University 2005.