Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Князева Е.Б.

В статье рассматривается процесс модернизации  с учетом современного состояния российской экономики и основных глобальных  экономических тенденций – переходу к «зеленой» экономике и устойчивому развитию.  В статье приводятся прогнозные данные об использовании энергоресурсов и модель использования углеродного сырья с учетом перехода к устойчивому развитию.  Автор предлагает и обосновывает необходимость начала модернизационного процесса с повышения энергоэффективности национальной экономики

This article discusses the process of modernization, considering the current state of Russian economy and the major global economic trends - transition to the "green" economy and sustainable development. The article provides forecasts on the use of energy resources and usage patterns of carbon, taking into account the transition to sustainable development. The author proposes and justifies the need to begin the modernization process in Russia from the improvement of energy efficiency of national economy

Ключевые слова: «Зеленый рост», модернизация, производительность углерода, устойчивое развитие, энергоэффективность

Keywords: Carbon productivity, “green growth”, energy efficiency, modernization, sustainable development

 

В последние несколько лет наиболее употребляемым  термином в России среди представителей власти и экспертного сообщества стала «модернизация». Вопросы модернизации экономики как антикризисной стратегии поставлены в качестве задачи в Президентском послании. Актуальной проблемой, решаемой благодаря модернизации, является недиверсифицированность российской экономики и технологическая отсталость промышленности. Президентом РФ создана и лично возглавляется Комиссия по модернизации и технологическому развитию, главной задачей которой является осуществление технологического прорыва на ключевых направлениях в ближайшие десятилетия. Благодаря развитию выбранных направлений Правительство РФ надеется сократить технологическое отставание от развитых стран. Попытки модернизации в нашей стране предпринимались неоднократно. Бывали успехи, где мы достигали реального прорыва, но чаще мы приходили к финишу позже многих других. Анализ современной ситуации показывает, что момент вступления на путь технологических инноваций Россией уже упущен. К тому же объявленный курс не вполне соответствует дефиниции модернизации.

Согласно определению, модернизация (франц. modernisation, от moderne — новейший, современный) – это изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами. Исходными для начала модернизации являются два условия - неудовлетворенность современным состоянием страны и необходимость соответствия новейшим мировым требованиям.

Неудовлетворенность современным состоянием страны обусловлена множеством объективных фактов, например, макроэкономическими показателями. Если рассматривать десятилетний период до 2008 года, то в России наблюдался стабильный рост ВВП в 7%, что позволило стране переместиться с 72 на 53 место в мире по уровню благосостояния. Также в связи с ростом заработной платы ежегодно увеличивался и номинальный денежный доход (на 26% ежегодно). Наиболее важным показателем, объясняющим среднесрочный рост национальной экономики, ее конкурентоспособность является производительность труда. Хотя экономический рост может основываться на многих источниках, например, накоплении капитала или росте населения, устойчивым он может быть, если сопровождается увеличением производительности труда. Анализ, проведенный компанией McKinsey на основе данных Минэкономразвития РФ, показывает, что рост показателя ВВП на душу населения за рассматриваемый период в России лишь на треть произошел за счет увеличения производительности труда (причем, в данный индикатор  включены также показатели использования мощностей и цены на сырьевые ресурсы).

Рис. 1 Рост ВВП России на душу населения [6]

Правительство РФ, пытаясь ответить на внутренние вызовы, связанные с низкой  производительностью труда, высокой изношенностью основных фондов, ресурсной зависимостью страны, низкой энергоэффективностью, низкой конкурентоспособностью производимых товаров ставит перед страной задачи модернизации.

Задачи модернизации, направленные на создание конкурентоспособной экономики, развивающейся преимущественно за счет инновационных технологий, были сформулированы еще в 2000г. в проекте Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года. Согласно   официальной статистике в российской промышленности на протяжении последних  лет экономического роста число организаций, осуществлявших технологические инновации, стабильно оставалось ниже десятипроцентного уровня,  доля инновационных товаров, работ, услуг также была на уровне 4– 5%. [1, С. 104]

Технологическая модернизация — это центральный вопрос развития экономики на глобальном, национальном и микроэкономическом уровнях. При этом речь не идет о простой необходимости замены фондов — она неизбежна в силу их физической изношенности. Необходимо обеспечить технологическое качество такой замены.

Вернемся к определению модернизации и обратим особое внимание ко второй составляющей – «это процесс приведения объекта в соответствие с  новейшими условиями внешней среды». Таким образом, для понимания направления модернизации необходимо рассмотреть,  каковы же условия развития современного мира.

Международный экономический форум в январе 2011 года опубликовал Прогноз по глобальной повестке дня 2011. [5] В соответствии с прогнозом наибольшую озабоченность у мирового сообщества сегодня вызывают следующие проблемы:

·                   Глобальные сдвиги власти: экономическая и политическая власть уже не сосредоточена в руках развитых стран. Развивающиеся рынки стали центрами экономического роста и геополитических решений.

·                   Экономическая неопределенность: существует высокая степень волатильности и неопределенности многих рынков в краткосрочной и среднесрочной перспективе, что, вероятно, приведет к неразумному поведению со стороны инвесторов.

·                   Нехватка ресурсов: тенденция быстрого роста мирового населения, которое приближается к 7 млрд несет собой угрозы подорвать рост, создать экологические проблемы, и вызвать социальные и политические конфликты.

·                   Институциональная слабость: правительства и глобальные институты, которые были слабыми до кризиса, становятся еще более хрупкими в условиях глобальной нестабильности.

В настоящее время правительствами стран, международными организациями и мировым научным сообществом ведется поиск такого развития мировой экономики, которое позволило бы снизить риски и использовать возможности, связанные с вышеперечисленными глобальными вызовами. Наиболее прогрессивными тенденциями в развитии мировой экономики является ее экологизация. Для обозначения процесса экологизации в мире все чаще используют понятие «зеленый рост» (greengrowth). Начиная с 2009 г., этот термин все более активно входит в основные документы и терминологию международных организаций. Особенно комплексно в качестве ключевого термина для дальнейшего развития человечества и отдельных стран он рассматривается в документах ОЭСР  и структур ООН .

В частности, доклад, подготовленный в марте 2009 года Программой ООН по окружающей среде, дает описание новой картины мира, сформированной в условиях множественных кризисов – финансового, продовольственного,  и кризиса, связанного с изменением климата .

Глобальный «зеленый» новый курс (ГЗНК) предлагается в качестве практического выражения правительственных инициатив. Он относится к ряду глобально скоординированных крупномасштабных пакетов стимулирования экономики и к таким мерам в области политики, которые в краткосрочной перспективе смогут привести к оживлению мировой экономики, заложив при этом фундамент для устойчивого экономического роста на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

ГЗНК можно сравнить с Новым курсом Ф.Рузвельта. Семьдесят пять лет назад, в разгар Великой депрессии, президент США Франклин Рузвельт провозгласил Новый курс, который включал ряд широкомасштабных программ, нацеленных на создание новых рабочих мест и обеспечение социальной защиты, на реформирование политики налогообложения и хозяйственной практики, на стимулирование экономики. В то же время этот пакет мер касался не только расходования денежных средств и обеспечения населения работой — он был также нацелен и на создание политики управления, которая наряду с упомянутыми мерами модернизировала инфраструктуру США и продолжала действовать до конца двадцатого века.

В докладе «Глобальный «зеленый» новый курс», вынесенном на обсуждение ЮНЕП, дается ответ на вопрос, способны ли ответные меры привести к созданию такой экономики в послекризисном мире, которая была бы стабильной в среднесрочном или долгосрочном плане? И не разумнее было бы сейчас направлять инвестиции на построение экономики устойчивого развития, поощряя в то же время создание новых рабочих мест и способствуя появлению предпосылок для сокращения масштабов бедности?

В статье Эдварда Б. Барбье  аргументированно доказывается, что инвестиции в размере 1 % от мирового ВВП на протяжении ближайших двух лет приведут к созданию критической массы «зеленой» инфраструктуры, достаточной для заложения целостного фундамента «зеленой» экономики в мировом масштабе (разумеется, конкретная направленность инвестиций в развитых и в развивающихся странах должна отличаться, так же как и комплекс мер фискального и финансового стимулирования). Общий размер рекомендованного «зеленого» стимулирования вполне реален. При 1 % глобального ВВП, равного примерно 750 млрд долл. США,  он составит всего четверть от общего размера предложенных стимулирующих фискальных пакетов. [3]

Глобальный «зеленый» новый курс (ГЗНК) преследует три главных цели. В краткосрочной перспективе он должен сделать основной вклад в возрождение мировой экономики, сохраняя существующие рабочие места и создавая новые, оберегая при этом интересы наименее защищенных групп населения. В среднесрочной перспективе обеспечивается устойчивый и всесторонний экономический рост и достижение Целей развития тысячелетия (ЦРТ), при этом уделяется особое внимание тому, чтобы к 2015 году покончить с крайними формами бедности. В среднесрочной перспективе ГЗНК также должен уменьшить зависимость от углерода и предотвратить разрушение экосистемы — главных рисков на пути к устойчиво развивающейся мировой экономике.

Суть и направления модернизации определяются ее конечной целью, которой, при всей важности экономического роста, технического совершенства и конкурентоспособности, является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что модернизация российской экономики должна вписываться в ГЗНК, иметь конкретные цели и задачи достижения устойчивого развития.

Узловым направлением для развития России является энергетика и  энергоэффективность, в частности. Повышение энергоэффективности за счет технологической модернизации не только позволит сократить отставание в производительности, но и обеспечит энергетическую и экологическую безопасность. Необходимость начала модернизации с повышения энергоэффективности национальной экономики  обусловлена следующими факторами: энергетический сектор вносит самый большой вклад в загрязнение окружающей среды России, истощение природных ресурсов и деградацию огромных девственных территорий. Угроза исчерпания разведанных и доступных нефтяных ресурсов для России в ближайшие 20-30 лет станет  ощутимой, поэтому необходимость обеспечения безопасности использования традиционных видов ресурсов и повышение энергоэффективности очевидна. Важнейшим вопросом, на который сегодня необходимо ответить не только России, но и миру, как обеспечить энергетический базис дальнейшего развития.

Данная проблема вызвана двумя обстоятельствами: стабилизация объемов использования углеводородов и сохранение экономического роста. Первое обстоятельство вызвано озабоченностью проблемой изменения климата. Перед мировым сообществом сегодня стоит самая сложная задача – каким образом достичь снижения выбросов CO2 и других парниковых газов, чтобы минимизировать риски от глобального потепления.  Любая программа в данной сфере должна предлагать эффективные меры по стабилизации уровня CO2 в атмосфере  на видимом временном отрезке и  на уровне, который бы минимизировал возможное повышение температуры, сохраняя негативное воздействие изменения климата на допустимом уровне. В настоящее время продолжаются дебаты о допустимом уровне. Доклад Стерна приводит данные ограничения изменений климата в рамках от 2 до 5°С сверх доиндустриального уровня. В Докладе даны детальные расчеты того, с какой вероятностью степень  концентрации парниковых газов дает тот или иной уровень роста температуры. [7] Для допустимых 2°С требуется 400, максимум 450 ррм[1], для 3°С – 450–550 ррм, что соответствует 20 Гт CO2 (снижение выбросов на 76%). В соответствии с результатами исследований    Европейский Союз установил планку не более 2 градусов Цельсия  от уровня температуры доиндустриального мира, а Большая восьмерка предложила снижение глобальных выбросов газов до 50% к 2050 году.

Второе обстоятельство заключается в том, что, несмотря на необходимость сдерживания атмосферных выбросов, мировая экономика имеет право и необходимость для дальнейшего роста. За два века с начала индустриальной революции экономический рост позволил примерно трети населения планеты (в основном, в Европе и Северной Америке) избежать голода, нужды и болезней. За последние два десятилетия другая треть населения, в основном, в Азии  также встали на этот путь. В настоящий момент мир, как развитый, так и развивающийся, сосредотачивает свои усилия для перехода оставшейся трети населения планеты к экономическому росту.

Если мы рассмотрим эти два обстоятельства – стабилизация использования углеродного топлива и дельнейший рост, то остается только один вариант развития событий – кардинальное повышение эффективности использования  ископаемого топлива или «производительность углерода» (carbon producivity). Данный термин определен компанией  McKinsey как объем ВВП на единицу выбросов CO2. Его можно сравнить с показателями производительности труда (ВВП на единицу труда) или капиталоотдача (ВВП на единицу капитала). На сегодняшний день глобальный уровень производительности углерода составляет 740 долл. США на тонну CO2. Для соответствия приведённым выше условиям экономического роста (с тенденцией в 3,1% в год)  и сокращения выбросов на 20 Гт производительность углерода должна увеличиться в 10 раз к  2050 году – до 7300 долл. США на тонну CO2. [4]

Рис. 2 Рост производительности углерода при переходе к глобальному устойчивому развитию [4]

При условии, что  данные показатели производительности углерода не будут достигнуты, то сдерживание парниковых газов согласно вышеприведенной модели потребует значительного снижения уровня жизни в развитых странах и потерю надежды на улучшение условий жизни для развивающихся стран, которое они могли бы получить благодаря экономическому росту.

Достижение десятикратного увеличения производительности углерода потребует радикальных изменений в мировой экономике. Изменения такого уровня уже случались в истории. Во время промышленной революции производительность труда в США между 1830 и 1955 годами также выросла в десять раз. Большая разница заключается во временном отрезке. Если на десятикратный рост производительности труда потребовалось 125 лет, то на энергетическую революцию отводится лишь 40 лет. Рис. 3. [4]

Рис.3 Углеродная революция

Рост производительности труда во время промышленной революции во многом был явлением микроэкономическим, так как зависел от таких факторов как внедрение новых технологий, привлечение инвестиций, строительство инфраструктуры, изменение в управленческой науке и в  поведении менеджеров, работников и потребителей.

Безусловно, технологические инновации сыграли важнейшую роль в промышленной революции, однако не менее важными были и изменения и в политической, институциональной и культурной среде, которые позволили появиться технологическим новшествам и внедрить их.

Аналогично для достижения десятикратного роста в производительности традиционных видов топлива сегодня необходимы политические, нормативные и институциональные инициативы, которые затем вызовут и позволят появиться изменениям на микроэкономическом уровне.

Что касается России, по результатам исследования Всемирного  Банка Россия может сэкономить 45% своего полного потребления первичной энергии. В настоящее время объем неэффективного использования энергии в нашей стране равен годовому потреблению первичной энергии во Франции. Для реализации потенциала повышения энергоэффективности необходимы инвестиции частных и государственных организаций, а также домохозяйств в размере 320 млрд долл. США. Данные инвестиции приведут к годовой экономии для конечных потребителей в размере примерно 80 млрд долл. США и могут окупиться всего за четыре года. Эффект для экономики в целом значительно больше: 120-150 млрд долл. США в год экономии на энергетических издержках и дополнительных доходов от экспорта газа. На уровне национальной экономики капиталовложения в энергоэффективность могут окупиться за два-три года. [2]

Таким образом, в России на сегодняшний день имеются потенциал и следующие основания для начала процесса модернизации именно с энергетической отрасли:

1.                 Повышение энергоэффективности является ответом на новейшие глобальные вызовы – борьбу с изменением климата и исчерпаемостью ресурсов. В этой связи данное направление модернизации может стать исходной точкой для перехода к «зеленой» экономике, обеспечить устойчивое развитие национальной экономики,  что позволит достичь главной цели – обеспечения качества жизни населения.

2.                 Переход на высокоэффективное использование энергии позволит войти в энергетическую революцию в числе первых экономик мира и преодолеть технологическую отсталость во всех отраслях по показателю производительности углерода и тем самым повысить конкурентоспособность промышленности и страны в целом.

Мировое сообщество регулярно разрабатывает и внедряет программы повышения энергоэффективности,  в том числе и для России. В этом смысле Россия находится в выигрышном положении, так как имеет выбор среди наилучших доступных технологий. Приблизительно половина капиталовложений в повышение энергоэффективности финансово- привлекательна для инвесторов при текущем уровне цен на энергоресурсы. Однако даже финансово-эффективные инвестиции в энергоэффективность реализуются медленно. Россия сможет использовать свой ресурс энергоэффективности и избежать негативных последствий высокой энергоемкости для развития экономики только при целенаправленной и последовательной работе по устранению барьеров и стимулированию реализации экономически оправданных проектов повышения эффективности использования энергии.

Незамедлительное начало перевода модернизации национальной экономики в «зеленое» русло поможет сократить разрыв с наиболее благополучными странами по уровню развития. То есть достичь  конечной цели любых государственных реформ - улучшение условий жизни каждого человека и обеспечение благоприятных условий сегодня и в будущем. Эта задача обычно определяется как обеспечение устойчивого развития. Толчком для перехода к устойчивому развитию страны может стать повышение энергоэффективности экономики, для этого у России есть и причины, и возможности.

 

           Список литературы

  1. Сорокин Д.Е. Движущая сила стратегии модернизации. Материалы делегата юбилейного съезда ВЭО. М., 2010. C. 104-120.

  2. Энергоэффективность в России: скрытый резерв. Отчет группы Всемирного банка и ЦЭНЭФ. 2009. URL: cenef.ru›file/FINAL_EE_report_rus.pdf (дата обращения: 26.06.2011)

  3. Barbier E.B. A Global Green New Deal. Executive Summary. 2009. URL: http://uwacadweb.uwyo.edu/barbier/Publications/A%20Global%20Green%20New%20Deal-Executive%20Summery.pdf

  4. Beinhocker E., Oppenheim J., Iron B. и др. The carbon productivity challenge: Curbing climate change and sustaining economic growth. 2008. URL:http://www.mckinsey.com/mgi/reports/pdfs/Carbon_Productivity/MGI_carbon_productivity_full_report.pdf (дата обращения: 20.06.2011)

  5. From Risk to Opportunity: Building a Response to the New Reality. Outlook on the Global Agenda 2011. World Economic Forum. 2011. URL: http://outlook.weforum.org/#

  6. Klintsov V., Shvakman I., Solzhenitsyn Ye. How Russia could be more productive // McKinsey Global Institute. 2009. URL: https://www.mckinseyquarterly.com/Europe/How_Russia_could_be_more_productive_2435 (дата обращения: 23.06.2011)

  7. Stern N., The Economics of Climate Change. Executive Summary. URL: http://www.wwf.ru/data/climate/stern-2.pdf

Literature:

  1. Sorokin D.E. The driving  force of modernization strategy: Proceedings of  delegate's  Jubilee Congress VEO. M., 2010. p. 104-120
  2. Energy Efficiency in Russia: Untapped reserves. Report of the World Bank Group  and        CENEF. 2009. URL:  cenef.ru>file/FINAL_EE_report_rus.pdf (date accessed: 06/26/2011)
  3. Barbier E.B. A Global Green New Deal. Executive Summary. 2009. URL: http://uwacadweb.uwyo.edu/barbier/Publications/A%20Global%20Green%20New%20Deal-Executive%20Summery.pdf
  4. Beinhocker E., Oppenheim J., Iron B. и др. The carbon productivity challenge: Curbing climate change and sustaining economic growth. 2008 URL: http://www.mckinsey.com/mgi/reports/pdfs/Carbon_Productivity/MGI_carbon_productivity_full_report.pdf (дата обращения: 20.06.2011)
  5. From Risk to Opportunity: Building a Response to the New Reality. Outlook on the Global Agenda 2011. World Economic Forum. 2011. URL: http://outlook.weforum.org/#
  6. Klintsov V., Shvakman I., Solzhenitsyn Ye. How Russia could be more productive // McKinsey Global Institute. 2009. URL: https://www.mckinseyquarterly.com/Europe/How_Russia_could_be_more_productive_2435 (дата обращения: 23.06.2011)
  7. Stern N., The Economics of Climate Change. Executive Summary. URL: http://www.wwf.ru/data/climate/stern-2.pdf


[1] Миллионная доля (ppm, от англ. parts per million — частей на миллион) — единица измерения концентрации