Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Ильина Л.И., Мухаметгалимова Н.Н.

В статье дана характеристика многоотраслевой хозяйственной деятельности потребительской кооперации Республики Коми и оценка ее материально-технической базы, показана роль потребительской кооперации в развитии производственной и социальной инфраструктуры северного региона. Обоснована необходимость развития экономической и социально ориентированной деятельности потребительской кооперации при гарантированной государственной поддержке для обеспечения жизнедеятельности сельского населения

In the article the characteristic of multi-business activities of consumer cooperatives of the Komi Republic and evaluation of material-technical base, shows the role of consumer cooperatives in the development of industrial and social infrastructure of the northern region. The necessity development of economic and social activities of consumer cooperation with guaranteed state support for rural livelihoods

Ключевые слова: потребительская кооперация, регион, рыночные отношения, производственная и социальная инфраструктура, программа, региональные сельхозтоваропроизводители, социальная миссия, государственная поддержка.

Keywords: consumer cooperatives, region, market relations, industrial and social infrastructure, programs, regional agricultural producers, social mission, state support.

 

Масштабные перспективы модернизации России требуют активизации потребительской кооперации в решении задач развития российских регионов. В последние годы руководством страны сформулированы приоритеты агропромышленного комплекса с деятельным участием потребительской кооперации. Начата работа по созданию в России единой системы заготовок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции на кооперативной основе в новых рыночных условиях, разработанной первоначально потребительской кооперацией [1, с. 2]. В условиях рыночных отношений и растущей конкуренции сущность потребительской кооперации состоит в неразрывном единстве ее хозяйственной и социальной деятельности. В обращении участников Всероссийского кооперативного форума, посвященного 180-летию потребительской кооперации, говорится, что базовым условием приумножения вклада системы в улучшение жизни сельского населения в регионах является сохранение и укрепление ее социально ориентированного уклада, самобытного характера, обогащаемого внедрением новейших технологий хозяйствования и управления [2, с. 11].

Для решения стратегических задач потребительская кооперация располагает существенным производственным потенциалом и имеет развитую материально-техническую базу. В настоящее время Центральный союз потребительских обществ России объединяет 4620 организаций различных организационно-правовых форм, совокупный объем деятельности которых в 2011 г. составил более 230 млрд руб. Представляя интересы 4 миллионов пайщиков  и обладая кадровым потенциалом в 260 тысяч работников, потребительская кооперация создает рабочие места для более чем 1,5 миллионов жителей в 89 тысячах поселений России [2, с. 11].

Как отмечалось на 137-м Общем собрании представителей потребительских обществ РФ, объемы закупок сельскохозяйственной продукции в 2010 г. составили 20,4 млрд руб. и возросли по сравнению с 2009 г. на 9,9%.Закупки молока, мяса, овощей и плодов увеличились на 108,9%, картофеля – на 24,8%. Потребительская кооперация включена в разрабатываемый проект государственной программы развития сельского хозяйства и сельскохозяйственных регионов на период 2013-2017 гг., Концепцию развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В целях наращивания объема выпуска и гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции в 16 регионах России на базе потребительской кооперации уже созданы, а в 19 создаются специальные накопительные, перерабатывающие и товарораспределительные центры, функционируют 340 кооперативных рынков. Реализуется инновационный проект по созданию федеральной кооперативной торговой сети, в рамках которой действуют региональные торговые сети в Ульяновске, Новгороде, Нижнем Новгороде, Республике Удмуртия. Реализация данного проекта позволит усилить роль кооперативного сектора в развитии экономики села и его социальной сферы, в построении инновационной экономики России в целом.

Предложения Центросоюза учтены в Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г. В целевой ведомственной программе Минсельхоза РФ по развитию инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка предусматривается субсидирование процентной ставки организациям потребкооперации на приобретение скотовозов, молоковозов, создание передвижных скотоубойных пунктов, центров сбора и первичной переработки молока [3, с. 2].

Значительный вклад в развитие системы вносят организации потребительской кооперации Коми региона. Потребительская кооперация Республики Коми характеризуется рентабельной деятельностью в течение 10 лет (таблица 1).

Таблица 1

Показатели финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации Республики Коми в 2000-2010 гг., млн руб.

Показатели

Годы

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2010 к

2000, раз

Совокупный объем деятельности, в т.ч.

245

430

577

721

1060

1512

6,1

Оборот розничной торговой сети, в т.ч.

194

357

468

588

924

1242

6,4

Оборот общественного питания

10

17

30

39

73

77

7,7

Оборот оптовой торговли

8

3

3

3

4

5

0,6

Объем закупок сельхозпродукции и сырья

13

20

27

37

42

82

6,3

Объем промышленной продукции

20

20

30

33

47

74

3,7

Объем платных услуг населению

0,2

13

18

21

28

32

160

Наличие собственных оборотных средств

-191

40

28

41

39

84

 

Задолженность по ссудам

88

16

18

20

21

23

0,3

Чистая прибыль

11,5

16,4

14,8

13,4

31

21

1,8

Платежи в бюджет и госвнебюджетные фонды

29

31

34

51

64

81

2,8

Рассчитано авторами по [4, с.15]

Представленные данные показывают, что за период с 2000 по 2010 гг. наблюдался значительный рост почти всех объемных показателей в отраслях деятельности системы. Увеличение величины собственных оборотных средств способствовало уменьшению зависимости от внешних источников финансирования. Так, задолженность по ссудам снизилась на 70%, чистая прибыль возросла в 1,8 раза. За исследуемый период налоговые поступления во все уровни бюджетной системы и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды увеличились почти втрое.

В значительной мере этому способствовало укрепление взаимоотношений с органами государственной власти на региональном и муниципальном уровнях. В рамках целевых республиканских программ развития и поддержки малого предпринимательства и за последние пять лет организациями потребительской кооперации республики была оказана господдержка более чем на 50 млн руб. в виде субсидирования части процентной ставки по кредитам, возмещения транспортных расходов по доставке товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты, затрат на организацию закупок картофеля и овощей от населения, расходов по организации выездного бытового обслуживания населения отдаленных сельских населенных пунктов.

Рост объемов всех видов деятельности в значительной степени определяется наличием соответствующей инфраструктуры для производственного и социального развития. Состояние материально-технической базы потребительской кооперации республики по организации торговой, заготовительной и производственной деятельности показано в таблице 2.

Таблица 2

Материально-техническая база организаций потребительской кооперации Республики Коми в 2000-2010 гг., ед.

Показатели

Годы

2000

2002

2004

2006

2008

2010

2010 к

2000,%

Стоимость основных средств

129

63

68

70

87

99

 

Число действующих магазинов, ед.

322

296

268

245

243

243

75,5

К общему количеству, %

84,9

78,1

83,2

82,2

81,5

81

 

Специализированные магазины, ед.,

12

12

12

12

13

13

108,3

Доля магазинов самообслуживания

к числу действующих, %

1,5

1,7

1,9

6,5

8,2

8,2

 

Количество оптовых баз

3

2

2

2

2

2

666

Количество действующих складских помещений

32

22

22

21

26

26

81,2

Количество предприятий общественного питания

60

32

30

29

28

26

43,3

Приемозаготовительные пункты

46

12

11

11

12

9

19,6

Количество цехов по производству пищевой продукции

110

83

81

50

40

34

30,9

Рассчитано авторами по [4, с.15]

Как показывают данные табл. 2, при росте стоимости основных фондов происходит постепенное сокращение объектов материально-технической базы. Это обусловлено недостаточностью источников финансирования для инвестиционной деятельности и слабой поддержкой государства воспроизводственной деятельности в системе потребительской кооперации за счет привлечения заемных средств на льготных условиях с участием Россельхозбанка и Росагролизинга. Как показывает анализ, на 98% она осуществляется за счет собственных средств. Так, в 2011 г. доля потребительской кооперации в величине кредитов, выданных Россельхозбанком сельхозпроизводителям, составила всего 0,4%.

В связи с этим Правительством РФ принято решение о субсидировании организациям потребительской кооперации части процентов по инвестиционным кредитам наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями с субсидированной процентной ставкой сроком до 5 лет на бытовое и социальное обслуживание населения, заготовку и переработку дикоросов. Предлагается осуществить выравнивание условий государственной поддержки организаций потребительской кооперации наравне с сельхозтоваропроизводителями по предоставлению техники и оборудования в лизинг на льготных условиях, что позволит более быстрыми темпами обновлять материально-техническую базу заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции и реально увеличить объемы заготовительной и промышленной деятельности,  а также деятельности по производству продуктов питания.

Количество действующих магазинов в розничной торговой сети к общему их количеству составило в 2010 г. 81 %. За период с 2000 по 2010 гг. их число уменьшилось на 24,5%. Остается неизменной специализированная сеть магазинов по продаже непродовольственных товаров, что негативно характеризует структуру оборота розничной торговли. Так, в 2010 г. в обороте розничной торговли потребительских обществ 80% приходилось на долю продовольственных товаров. Для сравнения это соотношение в объеме продаж РФ составляет соответственно 54 и 46 %.

Оборот розничной торговли является одним из основных факторов, определяющих величину ресурсного потенциала и расходов на продажу кооперативных организаций. Это подтверждается данными Коми региона, представленными в табл. 1. Так его доля в совокупном объеме деятельности потребительских обществ за период с 2000 по 2010 гг. увеличилась до 81,2%. Вместе с тем следует отметить, что эффективность функционирования розничной торговли снижается в связи с недостаточностью темпов роста объемов продаж.

По данным табл. 1 видно, что в 2010 г. темпы роста оборота розничной торговли к предыдущему году составили 1,34% и сократились по сравнению с 2000 г. на 0,5 пункта. Наращивание темпов роста объемов продаж сдерживается медленным внедрением прогрессивных форм организации розничной торговли, недостаточной работой потребительских обществ по расширению сети магазинов самообслуживания, организации их круглосуточной работы, открытию специализированных магазинов по продаже строительных материалов, мебели, электротоваров, товаров для детей.

Так, количество магазинов самообслуживания по Союзу потребительских обществ Республики Коми в 2010 г. по сравнению с 2000 г. возросло с 1,5 до 8,2 %. Однако этот показатель значительно ниже, чем в целом по Северо-Западному региону, который в 2010 г. составил 12%. Одной из причин является слабая реализация возможности создания региональной торговой сети по примеру других потребительских союзах системы. Для ее организации необходимо формирование единого распределительного центра на базе развитого оптового звена как основного источника формирования и поддержания товарного ассортимента. Анализ оборота оптовой торговли организаций потребительской кооперации Республики Коми свидетельствует, что за исследуемый период темпы роста оборота оптовой торговли уменьшились почти вдвое. Отсутствие достаточного количества оптовых баз не позволяет использовать современные информационные технологии для компьютерного управления товародвижением. Сдерживающим фактором формирования единой торговой сети в потребительской кооперации Республики Коми является значительная рассредоточенность торговых организаций и их отдаленность от республиканского центра. К примеру, из 35 потребительских обществ Коми потребительского союза только шесть находятся от г. Сыктывкар на расстоянии до 200 км, т.е. соответствуют требованиям организации на их основе региональных ЕТС.

В настоящее время закупки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции от населения организациями потребительской кооперации осуществляются в 157 магазинах-заготовительных пунктах и 9 приемозаготовительных пунктах в 13 районах Республики Коми. В 11 потребительских обществах 8 районов республики создано 19 производственных цехов по ее переработке. Объемы закупок сельхозпродукции организациями потребительской кооперации региона приведены в таблице 3.

Таблица 3

Закупки сельскохозяйственной продукции Союзом потребобществ Республики Коми в 2009-2010 гг. и на 2011 г., тонн

Виды продукции

2009 г.

2010 г.

2011 г. (прогноз)

2010 г. к 2009,

%

Всего

В т.ч. от населения

Всего

В т.ч. от населения

Всего

В т.ч. от населения

Всего

В т.ч. от населения

Мясо

134

85

158

85

165

90

117,9

100

Молоко

337

60

496

90

505

100

147,2

150

Картофель

1189

1157

650

605

1050

1000

54,7

52,3

Овощи

417

23

413

33

435

45

99,0

143,5

Составлено авторами по [4]

Как показывают данные табл. 3, рост объемов закупочной деятельности наблюдался по молоку и мясу. Закупки молока и овощей от населения в 2010 г. по сравнению с 2009 возросли соответственно на 50 и 43,5%, мяса – остались на уровне 2009 г.  картофеля – снизились на 47,7%.

В целях реализации долгосрочной республиканской целевой программы по развитию сельского хозяйства на 2010-2012 гг. Правительством республики принято постановление «О государственной поддержке в свете развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 г.», которым предусматривается выделение субсидий организациям потребительской кооперации на закупку сельскохозяйственной продукции (картофеля и овощей открытого грунта) от личных подсобных хозяйств граждан в размере 4 тыс. руб. за 1 тонну, а во втором полугодии 2011 г. – субсидий на техническое и технологическое перевооружение [5, c.4].

Освоение субсидий на закупки картофеля и овощей из бюджета Республики Коми за четыре года приведено в табл. 4.

Таблица 4

Освоение средств республиканского бюджета РК организациями потребительской
кооперации в 2007-2010 гг., тыс. руб.

Год

2007

2008

2009

2010

2007-2010

2010 к 2007, %

Утверждено

3000

3000

7500*

3300

16800*

110

Закуплено, т

1352

830

1253

620

4055

45,8

Освоено

3000

3000

6630

2477

15107

82,6

* включая сельскохозяйственные кооперативы

Составлено авторами по [4]

Из данных табл. 4 следует, что при увеличении средств, выделяемых из бюджета региона, процент их освоения составил 82,6%. Причинами неполного освоения средств является задержка оформления заявок на субсидии со стороны организаций потребительской кооперации, а также наличие задолженности по выплатам налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, оценка закупочной деятельности организаций потребительской кооперации Коми региона показывает, что она является недостаточно эффективной. Основными причинами, препятствующими развитию заготовок сельскохозяйственной продукции, являются: высокий уровень конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции; недостаточность оборотных средств для осуществления ее закупок у населения; низкий уровень развития материально-технической базы и технологического обеспечения; отсутствие единой системы сбыта продукции заготовок; слабое взаимодействие организаций потребкооперации с личными подсобными хозяйствами и фермерами.

Деятельность по производству пищевой продукции в системе потребительской кооперации тесно связана с заготовительной и торговой деятельностью, ориентирована на сбыт готовой продукции. Заготовки мясомолочной, плодоовощной и дикорастущей продукции являются основой для производства колбасных и кондитерских изделий, консервов, масла, пельменей, сыра, майонеза, мороженого и др. Кроме того, в производственных цехах организаций потребительской кооперации осуществляется улов, переработка, копчение и соление рыбы, сушение, соление овощей и фруктов, грибов, квашение капусты и др.

Динамика объемов производства основных видов продовольственных товаров в организациях потребительской кооперации Республики Коми приведена в табл. 5.

Таблица 5

Производство продовольственных товаров в потребительской кооперации Коми региона в 2002-2009 гг.

Производство продтоваров

Годы

2002

2004

2006

2008

2010

 2009 к 2002, %

Хлебобулочные изделия, тыс. т

2,7

2,6

2,3

2,2

2,1

77,7

Кондитерские изделия, т

37,0

40,0

115

150

101

273

Безалкогольные напитки, тыс. дкл.

2,5

3,7

4,2

6,3

11,5

460

Составлено авторами по [4]

Данные табл. 5 свидетельствуют, что ассортимент продовольственных товаров, производимых организациями потребительской кооперации республики при перечисленных выше ее видах, вырабатываемых в системе, является достаточно узким. С 2002 г. ежегодно продолжало уменьшаться производство хлебобулочных изделий. За семь лет снижение составило 32,3%. Сокращение выработки продукции в хлебопекарном производстве за исследуемый период оказывает негативное влияние на темпы прироста объема промышленной продукции.

Обеспечить гарантированный сбыт сельскохозяйственной продукции, усилить интеграцию кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности, по мнению председателя Совета Центросоюза РФ Е. Кузнецова, позволяет решить реализация проекта торговых сетей на основе кооперирования региональных товаропроизводителей. Проект предполагает их создание за счет финансового участия производителей продуктов питания в виде реальных паевых взносов во вновь создаваемые кооперативы. При этом производителям-пайщикам гарантируется доступ их продукции в магазины сети в любом объеме и ассортименте [6].

В магазинах сети должно быть не менее 50% продукции, произведенной пайщиками. При этом торговая наценка на продукцию пайщиков может быть установлена в размере, необходимом только для покрытия операционных издержек. Первичная работа по созданию кооперативов производителей продуктов питания должна быть организована региональными союзами потребительских обществ. Центросоюзом РФ могут быть представлены технологии организации торговой сети на условиях франчайзинга. Внедрение этой модели дает возможность расширить производство сельскохозяйственной продукции в регионах, снизить на нее цену для потребителя, создать альтернативу федеральным торговым сетям.

В настоящее время организациями потребительской кооперации Российской Федерации оказывается около 300 тыс. платных, в том числе бытовых услуг 146 видов, открыто 149 домов бытовых услуг, 840 комплексных приемных пунктов. Бытовых услуг населению оказывается на 515 млн  руб., реальный объем этих услуг с учетом предоставления их по низким тарифам и бесплатно оценивается более чем в 2 млрд  руб. В настоящее время действуют более 4 тыс. парикмахерских, более 6 тыс. аптек и аптечных киосков [7].

Для увеличения объемов продаж и оказания необходимых видов услуг по заказам и заявкам потребителей в крупных сельских населенных пунктах регионов организуются торгово-бытовые центры потребительской кооперации. Так в 2010 г. при кооперативных магазинах создано около 12 тыс. библиотек, 17 тыс. бесплатных чайных столов, 3 тыс. детских площадок.

Весомую долю в реализацию социальной миссии на селе вносит и Коми регион. Как показывают данные табл. 1, объем платных услуг с 2005 г. по 2010 г. увеличился в 2,5 раза. Динамика объемов платных и бытовых услуг, оказываемых организациями потребительской кооперации республики населению, приведена в табл. 6.

Таблица 6

Объем платных услуг, оказанных населению потребительской кооперацией Коми региона в 2005-2010 гг., млн руб.

Показатели

Платные услуги-

всего

В том числе

Бытовые

2005 г.

2010 г.

к 2005г., %

2005 г.

2010 г.

к 2005 г., %

Центросоюз РФ

4522,7

4465

98,7

496,2

520

104,8

Северо-Западный, регион

294,1

343

116,6

43,1

53,2

123,4

Республика Коми

21,4

32

149,5

1,7

2,4

141,4

Доля региона в показателях Центросоюза, %

0,5

0,7

 

 

0,3

0,4

 

Доля региона в показателях Северо-Западного региона, %

7,3

9,3

 

3,9

4,5

 

Составлено авторами по [4]

Как показывают данные табл. 6, объем платных услуг населению за 2005-2010 гг. в целом по системе потребительской кооперации снизился и составил к 2005 г. 98,7%, при существенном росте их объемов в Северо-Западном регионе и Республике Коми. При опережающих темпах роста платных и бытовых услуг возрастает их доля в показателях Центросоюза и  в Северо-Западном регионе. Так, доля Коми региона в объеме платных услуг в 2010 г. по сравнению с 2005 г. возросла с 7,3 до 9,3%, в объеме бытовых услуг – с 3,9 до 4,5%.

Вместе с тем следует отметить, что для Коми потребительского союза характерны более низкие показатели видов оказываемых услуг и, соответственно, созданной социальной инфраструктуры. Так, недостаточно развиты такие виды услуг, как ремонт и строительство жилья, фотоуслуги, обеспечение лекарственными препаратами, организация пунктов по прокату молока, комплексных приемных пунктов по оказанию бытовых услуг. Значительным резервом в предоставлении платных услуг следует считать санаторно-оздоровительные, которые оказываются в небольшом объеме только Новгородским потребительским союзом. Основной причиной является отсутствие финансовых средств для создания соответствующей материальной базы.

В целях дальнейшего развития производственной и социальной инфраструктуры потребительской кооперации в Северо-Западном регионе необходимо расширение государственной поддержки, осуществляемой ею экономической и социально ориентированной деятельности путем предоставления преференций, и в том числе по обеспечению жизнедеятельности сельского населения, повышению его занятости, содействие в устойчивом развитии малых форм хозяйствования.

Усилению роли потребительской кооперации в развитии производственной и социальной инфраструктуры Коми региона будет способствовать:

- активное участие потребительской кооперации в реализации его социально-экономических программ по формированию объектов соответствующей инфраструктуры;

- решение земельного вопроса на местном уровне, т.е. установление органами местного самоуправления минимальной арендной платы и минимальной цены земли при организации и расширении подсобных хозяйств в потребительских обществах;

- расширение объемов государственной поддержки из бюджета региона организациям потребительской кооперации по развитию материально-технической базы - строительству комплексных приемных пунктов – и оказания новых бытовых услуг населению;

- более широкое внедрение в практику деятельности потребительских обществ лизинговых отношений с учетом льгот, предоставляемых Росагролизингом по поставке транспортных средств, приобретении оборудования, комплектов для переоборудования магазинов, хлебопекарен, цехов по переработке сельскохозяйственной и дикорастущей продукции, закупаемой у населения;

- создание новых цехов по переработке пищевой продукции, открытие магазинов «Мясная лавка», реализующих продукцию заготовок и производства организаций потребительской кооперации с использованием возможностей субсидирования части процентов по инвестиционным кредитам;

- изыскание возможностей расширения материально-технической базы оптовой и розничной торговли за счет закрытых и сданных в аренду объектов при формировании региональной торговой сети на условиях франчайзинга.

 

Список литературы:

1. Зубков В. Правительство будет поддерживать кооперацию //Российская кооперация. - 2011. № 45 (72). С. 2.                                                       

2. Обращение участников Всероссийского кооперативного форума, посвященного 180-летию потребительской кооперации // Российская кооперация. - 2011. № 45 (72). С. 2.

3. Кузнецов Е. Меры поддержки предусмотрены // Российская кооперация. – 2011.- № 22 (698). С. 2.

4. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Республики Коми. Сыктывкар: Союз потребительских обществ Республики Коми, 2010.

5. О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 г.: Постановление Правительства Республики Коми в 2011 г. от 30.12.2010 г. № 502.

6. Кузнецов Е. Отечественной продукции – дорогу к потребителю // Российская кооперация. – 2010. - № 25 (649). С. 2.

7. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. – М.: Центросоюз потреб. обществ РФ, 2010.

 

Literature:

1.      Zubkov V. Government will support cooperation / / Russian co-operation. - 2011. № 45 (72). P. 2.

2.      Message from the All-Russian participants of the cooperative forum dedicated to the 180th anniversary of Consumer Cooperatives / / Russian co-operation. - 2011. № 45 (72). P. 2.

3.      Kuznetsov E.A. Support measures provided for / / Russian co-operation. - 2011.- № 22 (698). P. 2.

4.      Main indicators of socio-economic activities of the Komi Republic of Consumer Cooperatives. Syktyvkar: Union of Consumer Societies of the Republic of Komi, 2010.

5.      State support in the development of agriculture in the Komi Republic in 2011: Resolution of the Government of the Republic of Komi in 2011 from 30.12.2010 № 502.

6.      Kuznetsov E.A. Domestic products - the way to the consumer / / Russian co-operation. - 2010. - № 25 (649). P. 2.

7.      Main indicators of socio-economic activities of Consumer Cooperatives of Russia. - Moscow: Central Council needs. Societies of the Russian Federation, 2010.