Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИИ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА А.О. Блинов В статье рассматриваются направления создания Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса. Разработан алгоритм поэтапного проектирования и создания муниципального бизнес-инкубатора на основе функционально-структурного подхода. Выявлено влияние Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса на координирование деятельности хозяйствующих здесь субъектов The article describes creation’s directions of the Center strategic development’s territory and small business support. An algorithm for phase designing and construction of municipal business-incubator based on function-structural approach is developed. The influence of the Center strategic development’s territory and small business support on coordination activities on economic entities here is founded Ключевые слова: малый бизнес, муниципальные образования, инновации, бизнес-инкубатор, территориальный маркетинг, инвестиции Key words: small business, municipalities, innovations, business-incubator, territorial marketing, investment of capital Сегодня, в условиях повышения значимости уровня знаний и информации, в процессе привлечения инвестиционных ресурсов важную роль играет создание адекватных современным реалиям информационно-организационных механизмов. Организации, стремящиеся получить инвестиции, часто просто не обладают необходимыми навыками сбора информации, включения в информационное пространство инвестиционной сферы. Переход от централизованного получения информации от министерств и ведомств к самостоятельному поиску для многих отрицательно сказывается на их хозяйственной деятельности, что в конечном итоге негативно влияет на уровень развития территории. Особенно это актуально для сельских муниципальных образований, уровень производственной и социальной инфраструктуры которых полностью зависит от состояния сельскохозяйственного производства. Данные территориальные образования постепенно становятся нежизнеспособными, так как не имеют возможностей не только для развития, но и для надлежащего обеспечения жизнедеятельности населения. Поэтому в целях повышения эффективности функционирования сельхозтоваропроизводителей предлагается создание Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса (ЦСРПМБ). Основная цель Центра будет заключаться в реализации организационно-экономического механизма обеспечения стратегического развития территории и формирования ее инвестиционной привлекательности через следующие функции: · организующую; · консультационно-информационную; · проектную; · маркетинговую; · обучающую. Исходя из функций можно выделить основные направления (рис. 1) и ожидаемые результаты деятельности Центра.
Гармонизация общественных отношений через развитие
социального партнерства между властью,
предпринимателями и наемными
работниками.
Рис. 1. Основные направления деятельности Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса Главной особенностью ЦСРПМБ и его отличием от аналоговых формирований, создававшихся ранее и не реализовавших себя, является то, что все возлагающиеся на Центр функции будут осуществляться через конкретные подразделения самого центра, а также с использованием реально существующих учреждений и организаций, что, по моему мнению, реально позволит достичь поставленной цели. Исходя из этого, организационная структура Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса будет иметь следующий вид. Рис. 2. Организационная структура Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса Информационно-аналитический отдел (ИАО) – структурное подразделение, осуществляющее функции мониторинга, сбора и анализа информации, а также изучения и обобщения материалов, поступающих от заинтересованных организаций (сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия), частных лиц (личные подсобные и фермерские хозяйства, население) и других информационных каналов (СМИ, Интернет, библиотеки, конференции, семинары и др.) как на региональном, так и федеральном уровне. Отдел будет заниматься внесением предварительных предложений по экономической, политической, правовой, социальной тематике, а также осуществлять организацию дополнительных исследований. Целесообразным представляется организация работы по шести направлениям: экономической информации, маркетинговой информации, социальной информации, федеральной информации, региональной информации, местной информации. Отдел разработки проектов (ОРП) будет разрабатывать и формировать предложения по итоговым программным документам Центра. На рисунке 3 представлены основные этапы подготовки и формирования программных документов заказчика, а на рисунке 4 – схема взаимодействия хозяйствующих субъектов территории в решении задач ее стратегического развития (как пример). Отдел поддержки инвесторов и предпринимателей (ОПИП)
(Бизнес-инкубатор) будет заниматься оказанием информационных и консультационных
услуг для инвесторов и предпринимателей; привлечением внутренних и внешних
инвестиций путем разработок программ развития экономических связей; общим
повышением уровня культуры инвестиционной деятельности; оказанием помощи
хозяйствующим субъектам в разработке инвестиционных проектов; проведением
тренингов для руководителей и главных специалистов предприятий; формированием
совместно с органами местного самоуправления, эффективной системы в области
сотрудничества с организациями и предприятиями, а также
поддержкой
проектов, имеющих высокий мультипликативный
эффект и бюджетную отдачу, направленных на выпуск продукции
массового спроса и создающих конкурентную
среду и поддержку начинающих
предпринимателей; вопросами по делам
молодежи и социально незащищенных групп населения. Рис. 3. Основные этапы подготовки и формирования управленческих программных документов заказчика Рис. 4. Модель взаимодействия хозяйствующих субъектов территории в решении задач ее стратегического развития. Как показывает практика, во всем мире инкубаторы бизнеса ускоряют развитие компаний в 7-22 раза и являются поставщиками новых малых предприятий и рабочих мест, инструментами, способствующими увеличению налоговых поступлений в бюджет, пополнению товарного рынка новыми видами продукции. Наряду с технопарками инкубаторы бизнеса признаны одной из наиболее эффективных и перспективных форм предпринимательства, что подтверждается мировой статистикой. Для минимизации затрат при организации (ОПИП) Бизнес-инкубатора и обеспечения его эффективной работы на территории муниципального образования требуется разработка унифицированной методики его создания. На рис. 5 мной предложен алгоритм проектирования и создания муниципального Бизнес-инкубатора на основе функционально-структурного подхода.Рис. 5. Алгоритм проектирования и создания (ОПИП) Бизнес-инкубатора на основе функционально-структурного подхода Отдел координации и контроля (ОКК) будет отвечать за практическое применение разрабатываемых программ, а также за налаживание координационных связей между хозяйствующими субъектами. На рис. 6 представлена схема влияния Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса на координирование деятельности хозяйствующих здесь субъектов. В функции юридической службы (ЮС) будет входить правовая экспертиза разрабатываемых документов, правовое сопровождение договорных отношений с потребителями предоставляемых услуг. Экспертный отдел (ЭО) будет осуществлять всестороннюю экспертизу проектов и программ Центра, а также разрабатывать и вносить встречные предложения в области методического обеспечения стратегического планирования. Проведенный в данной работе анализ показал, что в структуре слагаемых инвестиционной привлекательности выделяются две главные составляющие: объективные финансово-экономические показатели и субъективное восприятие и отношение инвестора. Вне зависимости от того, каким способом формируется представление об инвестиционной привлекательности и каким методом она оценивается, потенциал доходности и уровень риска инвестиций являются показателями объективными, не зависящими от воли заинтересованных сторон. Другие же «маркетинговые» слагаемые инвестиционной привлекательности оставляют за заинтересованным лицом право интерпретировать информацию соответствующим его представлению и потребностям образом, иногда даже манипулировать полученными данными. Поэтому деятельность Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса для повышения уровня инвестиционной привлекательности и социально-экономического развития муниципального образования должна строиться на применении приемов маркетинга. Процесс формирования инвестиционной привлекательности во многом схож с созданием положительного образа (publicity). Отличительная особенность состоит в том, что данная привлекательность в глазах потенциальных инвесторов тем выше, чем яснее они видят возможности реализации своих целей посредством вложения средств в данное территориальное образование. Исходя из этого важно выявить, каким образом отрасли, в развитии которых заинтересованы органы местного самоуправления, соотносятся с целями, которые преследуют в своей деятельности потенциальные инвесторы, и условиями, которые для реализации этих целей они считают для себя приемлемыми. Нахождению данных мест соприкосновения способствует территориальный маркетинг. Проведение маркетинговых исследований территориальных рынков сельскохозяйственной продукции ориентировано на выявление направлений их конкурентоспособности и развитие инвестиционной привлекательности сельских муниципальных образований. На рис. 6 показаны основные составляющие территориального маркетинга. Рис. 7. Основные составляющие территориального маркетинга В ракурсе подобного маркетингового анализа территория муниципального образования представляет собой своего рода товар, имеющий определенную потребительскую ценность; выступает как объект финансовых вложений, обладающий большей или меньшей инвестиционной привлекательностью. Данный подход позволяет взглянуть на муниципальное хозяйство с точки зрения его инвестиционной конкурентоспособности и, акцентируя сильные стороны экономики территории и, по возможности, компенсируя слабые, обеспечить условия для реализации внутреннего инвестиционного потенциала и привлечения внешних инвестиций. Поэтому одной из действенных форм привлечения инвестиционных ресурсов, направленных на развитие отраслей сельских муниципальных образований, является проведение ярмарок и выставок инвестиционных проектов, а также других PR-мероприятий. В частности, эффективным представляется разработка мер по созданию и продвижению имиджа территории и фирменного стиля муниципального образования. В конечном счете, модель Центра стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса и его влияние на формирование территориальной инвестиционной привлекательности можно представить следующим образом:
Рис. 7. Модель Центра
стратегического развития территории и поддержки малого бизнеса и его влияние на
социально-экономическое развитие территории Таким образом, с помощью когнитивных технологий, на основе алгоритма поэтапного проектирования и создания муниципального бизнес-инкубатора, можно будет создать все необходимые условия для формирования своеобразного фундамента, площадки привлечения инвестиций и в дальнейшем осуществлять функции по его модернизации. Список литературы: 1. Блинов А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика
: учеб. для студентов 2. Виленский А. Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства: региональный аспект // Федерализм. – 2005. - №2. 3. Комаров В. Малый бизнес идет в регионы // Малое предприятие. – 2003. - №6. 4. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под общ. ред. Е.Г. Ясина, А. Ю. Чепуренко, В.В. Буева, О.М. Шестоперова – М. : Новое изд-во, 2008. 5. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара, 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 495 с. 6. Мишурова И.В. Малое предпринимательство в региональной экономике : монография. – Ростов н/Д, 2007. 7. Шепеленко Г.И., Чернышев Э.А. Анализ экономических противоречий малого предпринимательства: научно-практическое пособие. – Ростов н/Д, 2008.
Literature:
1.
Blinov A.O. Small
entrepreneurship: theory and practice : textbook for university students – M.:
Marketing, 2002
2.
Vilenski A. Administrative
restrictions on the way of small entrepreneurship development: regional aspect
// Federalism. – 2005. - №2.
3.
Komarov V.
Small entrepreneurship comes to regions
// small enterprise. – 2003. - №6.
4.
Small entrepreneurship in
Russia: past, present and future / E.G. Yasin, A.J. Chepurenko,
5.
Small entrepreneurship.
Organization, economics, management / V. Ya. Gopfinked, V.A. Shvandar, 3-d edit.
amend. and supp. – M. : UNITY-DANA, 2005. P. 495/
6.
Mishurova I.V. Small
entrepreneurship in regional economics: monograph. – Rostov on/D, 2007.
7.
Shepelenko G.I., Chernyshov
E.A. Analisis of economic contradictions of small entrepreneurship: scientific
and practical text-book. – Rostov on/D, 2008.
|