Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Региональные особенности трансформации форм собственности и
хозяйствования
Палев А.И.
В статье уточняется сущность формы собственности как экономической категории. Рассмотрены теоретические особенности ее формирования и трансформации в условиях директивной экономики и в условиях перехода к рыночным отношениям. Выявлены тенденции, складывающиеся в отношениях собственности, связанные с концентрацией реального капитала в региональной экономической системе. Рассмотрены особенности трансформации форм собственности в аграрном секторе экономики и ее последствия. Обоснована необходимость разработки прогноза социально-экономического развития различных организационных форм собственности и хозяйствования в агропромышленном производстве Республики Коми In article the essence of pattern of ownership as economic category is specified. Theoretical features of its formation and transformation in the conditions of directive economy and in the conditions of transition to market relations are considered. Tendencies developing in the property relations, connected with concentration of the real capital in regional economic system are revealed. Features of transformation of patterns of ownership in agrarian sector of economy and its consequence are considered. Necessity of working out of the forecast of social and economic development of various organizational patterns of ownership and managing for agroindustrial manufacture of Republic Komi is proved Ключевые слова: экономика, рыночные отношения, собственность, форма собственности Keywords: economy, market relations, the property, pattern of ownership
Являясь основополагающим элементом
экономической структуры общества, отношения собственности выступают в
определенной форме. Сущность
организационной формы собственности заключается в
комбинации производственных, распределительных отношений, отношений
обмена и потребления экономических ресурсов, материальных благ между людьми,
группами и классами с целью реализации индивидуальных, коллективных и
общенародных интересов.
В этом плане организационные отношения
собственности являются понятием
собирательным, универсальным, охватывающим различные сферы
социально-экономической жизни.
Докапиталистические, капиталистические, социалистические
формы собственности предполагают различные формы кооперации труда,
концентрации и централизации капитала, интеграции управленческого и
исполнительского труда, внеэкономического и экономического принуждения к труду,
сочетания личных, коллективных и общенародных интересов, управления общественным
производством, стадиями и сферами расширенного воспроизводства. В то же время,
выступая как организационно-производственные и общественно-производственные
отношения, эти факторы обусловливают организацию производительных сил и характер
присвоения средств и результатов
производства, определяют доминирующую роль определенной формы собственности в
экономической структуре общества.
Отличительной особенностью отношений собственности как экономической категории
является их подвижность и постоянное стремление к видоизменению. Становление и
эволюция частной,
частнокапиталистической форм собственности связано с углублением общественного
разделения труда, концентрацией и
централизацией капитала, создающим условия для повышения производительности
труда, развитием товарно-денежных отношений и рыночного обмена. Октябрьская
(1917г.) революция в России положила начало формированию социалистической,
общегосударственной форме собственности, социалистического уклада и
переустройства хозяйственной жизни. В ходе утверждения социалистического уклада
были национализированы и обобществлены средства производства, с помощью
политических и экономических рычагов были разрушены рыночные формы
хозяйствования, обмена,
распределения и заменены плановой организацией производства, распределения и
потребления совокупного общественного продукта. Государственная, общенародная
собственность являлась
доминирующей, определяла характер и особенности социалистических
производственных отношений в целом, служила экономическим фундаментом
планомерного развития народного
хозяйства в интересах всего общества, принцип распределения доходов по труду был
основным. Источником роста колхозно-кооперативной собственности, то есть
коллективной собственности колхозов
и разного рода кооперативов, их объединений,
являлась производственная
деятельность, паевые и иные взносы, отличалась от государственной собственности
степенью обобществления. Основу личной собственности граждан страны составляли
трудовые доходы. Колхозно-кооперативная и личная собственность выступали в
качестве подчиненных форм.
В условиях переходного периода от директивной системы экономики к рыночным
отношениям осуществлено преобразование социалистической, общенародной формы
собственности, на базе которой
действовали производственные, научно-производственные объединения и предприятия
в промышленности, сельскохозяйственные предприятия, предприятия связи, торговли
и т.д. Главным направлением являлась
приватизация государственной собственности, охватившая промышленность, сферу
услуг, торговлю и общественное питание. В сельском хозяйстве разгосударствление
общенародной и колхозно-кооперативной собственности было связано с
выделением работникам и иным лицам в соответствии законодательством
земельных наделов и доли реального капитала сельскохозяйственных предприятий.
Были образованы различные организационно-правовые формы коммерческих
организаций: общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества
(открытые и закрытые), различные товарищества, сельскохозяйственные и
производственные кооперативы.
Происходило формирование крестьянских (фермерских) хозяйств и их союзов,
различных ассоциаций и объединений. Были созданы предпосылки для развития
частной формы собственности и
функционального распределения
доходов, а также механизма
перераспределения доходов
через систему налогов, субсидий, страховых взносов, выплат из государственного
бюджета, общественных фондов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным
голосованием 12 декабря 1993г., признаются и защищаются равным образом частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности [1.c.8]. Новые отношения собственности есть результат волеизъявления и
управленческих решений. Организационные отношения собственности призваны
реализовать личные, коллективные, общенародные интересы и должны соответствовать
объективным экономическим законам развития производства. В противном случае
замедляются темпы развития экономики предприятий и отрасли в целом, общество,
трудовые коллективы и работники
несут экономические и социальные потери.
Трансформация федеральной, республиканской и муниципальной собственности в
частную форму осуществляется
посредством акционирования, продажи на коммерческом конкурсе, продажи на
инвестиционном конкурсе, выкупа арендованного государственного и муниципального
имущества, продажи имущества ликвидируемых, ликвидированных и незавершенных
строительством объектов, а также иных способов отчуждения в соответствии с
законодательством о приватизации. На первом этапе
в 1992-1994 гг. приватизация осуществлялась в основном на
безвозмездной основе, посредством приватизационных чеков (ваучеров), а
также продажи малых предприятий на аукционах и по конкурсу, при этом основными
покупателями стали их трудовые коллективы. Если в целом по стране приватизация
охватила 70% предприятий и организаций, то в Республике Коми за этот период
было приватизировано 42% предприятий и организаций. Второй этап
приватизации связан с прекращением безвозмездной приватизации и приобретением
акций приватизированных предприятий на возмездной основе. Согласно данным
официальной статистики, по Республике Коми в период с 1993 по 2009 гг.
приватизировано 1143 государственных и муниципальных унитарных предприятий,
объектов, в том числе по формам собственности: федеральная – 43 ед.(4%),
республиканская – 273 ед. (24%), муниципальная – 827 ед. (72%). Более половины
имущественных комплексов государственных и муниципальных предприятий - 58%
– приватизировано в условиях, характерных для второго этапа приватизации.
В ходе приватизации с 2000 по 2009 гг. получено и перечислено в бюджеты
разных уровней денежных средств от покупателей государственного и муниципального
имущества 2058,5 млн руб., в том числе в федеральный бюджет – 0,5 млн руб.,
республиканский бюджет - 823,2 млн руб., муниципальные бюджеты – 1231,4 млн руб.
Основную часть средств от приватизации государственного и муниципального
имущества в результате распределения получили города республики [3.С.233-234].
Следует признать, что доход от приватизации
имущественного комплексов государственных и муниципальных предприятий
не стал крупным источником
пополнения бюджета, формирования реального капитала и его накоплением.
Значительное сокращение доли республиканской и муниципальной собственности не
привело к пропорциональному уменьшению численности работников, занятых в
государственных и муниципальных организациях, доля которых в общей численности
работающих составляет 40%. Приватизация послужила
основой рыночных преобразований, но не обеспечила создание среднего
класса в регионе и не устранила проблемы, связанные с безработицей. К сожалению,
приватизация и реформирование традиционных организационно-производственных
структур в сельском хозяйстве республики в большинстве случаев происходили
стихийно, без учета уровня
сложившейся специализации и концентрации производства, а также последствий
падения уровня эффективности в результате ухудшения использования прогрессивных
технологий и технических ресурсов.
Трансформация форм собственности сопровождается процессами деградации и
образования
юридических лиц. В период с 2005 по 2010 гг. их количество возросло с
12927 ед. до 20479 ед., или более чем в полтора раза. При этом рост обусловлен
почти двукратным увеличением
юридических лиц с частной формой собственности, доля которых в общей структуре
составила в 2010 г. 78%. Наблюдается
абсолютный рост юридических лиц, имеющих смешанную российскую, иностранную,
совместную российскую и иностранную формы собственности. В сельском хозяйстве,
охоте и лесном хозяйстве на 1 января
2010 г. число юридических лиц, осуществляющих этот вид деятельности, составило
1107 единиц, или 5% от общего количества организаций, в том числе имели
государственную и муниципальную формы собственности
63 ед.(6%), частную - 989 ед.(89%), смешанную российскую -7 ед.(1%).
Доля индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данный вид
экономической деятельности,
составила 4 % от общего количества предпринимателей в республике.
Природные, экономические, социальные особенности воспроизводственных
процессов в сельском хозяйстве, связанные с сезонностью, территориальной
рассредоточенностью отрасли,
органическим характером производства и оказывающие влияние на
структуру основного и оборотного капитала,
норму прибыли, возможности применения простой и сложной кооперации труда,
сдерживают развитие частного предпринимательства в
традиционных отраслях –
мясомолочном скотоводстве и растениеводстве.
В то же время предприятия с
корпоративной частной формой собственности производят, перерабатывают и
реализуют более 80% продукции в добывающей промышленности,
70,1% – обрабатывающей промышленности.
В производстве пищевых
продуктов, включая напитки, на их долю приходится 86,2%, а в
производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 81,9%
получаемой продукции и оказываемых услуг.
В аграрном секторе экономики на основе
корпоративной частной формы собственности
акционерные общества открытого типа производят основную часть овощей
закрытого грунта, мяса птицы,
свинины, яиц. Крупные формы организации бизнеса - ОАО «Пригородный», ОАО
«Птицефабрика Зеленецкая», ОАО «Птицефабрика Сыктывкарская»
функционируют на основе непрерывного единого технологического процесса,
от производства сырья до изготовления конечной продукции и ее реализации.
Минимизация отрицательного воздействия природно-климатических особенностей на
производство за счет промышленных технологий, возможность применения простой и
сложной кооперации труда обеспечивает им преимущества в условиях рыночных
отношений. Организационно-правовая форма хозяйств дает возможность привлекать
дополнительные финансовые ресурсы за счет эмиссии ценных бумаг, самим владеть
контрольными пакетом или долями в активах других организаций в целях контроля
и управления их деятельностью. Они могут создавать, принимать участие в
вертикально интегрированных компаниях, в том числе в агрохолдингах.
По сравнению с убыточными, низко рентабельными хозяйствами,
функционирующими в традиционных отраслях Севера, они интенсивно получают ресурсы
в ходе их перераспределения через финансово-кредитную систему, используют
финансовые отношения в качестве фактора к развитию. Уровень отношений с
финансовой системой повышается с уровнем доходности. Первичное распределение
ресурсов обеспечивает получение основной части
прибыли производителям овощей
закрытого грунта, мяса птицы. Доля мяса птицы возросла в структуре производимого
в республике мяса всех видов до 64%. С укреплением экономики и ростом
производства платежеспособные предприятия пользуются доверием у кредиторов,
финансовых и других структур, им предоставляется более широкий ассортимент
услуг, возрастает объем денежных потоков, обслуживающих эти отношения. Эти
особенности обусловливают инвестиционную привлекательность, служат предпосылкой
для реализации интересов акционеров в получении дивидендов на свои акции.
Изменения в отношениях собственности повлияли на концентрацию и централизацию
реального капитала в региональной экономической системе. Об этом свидетельствуют
данные статистики распределения организаций по стоимости основных фондов в
2006 г. Со стоимостью основных фондов до одного миллиона рублей
функционировали 23% производственно-хозяйственных структур, свыше 1 млн
руб. до 50 млн руб. 54,4% хозяйственных форм. На их долю приходилось всего 1,2%
основных фондов по полной учетной стоимости. На другом полюсе количество фирм со
стоимостью основных фондов от 10 млрд руб. до 50 млрд руб. составило 0,9%, свыше
50 млрд руб. – 0,1%. На их долю
приходилось 36,4% и 38,7% стоимости
основных фондов соответственно [4.с.15]. Высокая концентрация основных фондов
свидетельствует об образовании и функционировании монополии на средства и
результаты производства в условиях частной корпоративной формы собственности и
хозяйствования, в том числе в акционерных обществах, специализирующихся на
производстве продукции птицеводства,
овощеводства закрытого грунта, производстве пищевых продуктов, включая напитки.
Основным средством производства в сельском хозяйстве является земля. В ходе
Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. была уточнена общая
земельная площадь в хозяйствах всех категорий - 8810,8 тысяч га. Большая часть
земельных ресурсов закреплена за
крупными и средними сельскохозяйственными предприятиями и
организациями. В сельскохозяйственном производстве
в качестве сельскохозяйственных угодий использовалось всего 2% земельной
площади. Из них
на долю крупных и средних предприятий
приходилось 58%, малых
предприятий – 18%, подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций – 2%,
крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – 5%,
хозяйств населения – 18% [5.с.15].
Несмотря на достаточное количество земли, сельскохозяйственных
угодий, крупные,
средние и малые организационные формы сельскохозяйственного производства
не способны эффективно и полностью использовать имеющийся ресурс.
Одним из сдерживающих факторов является несовершенство
материально-технической базы на селе и диспропорции в
распределении производительных
сил между отраслями.
Республика Коми
располагает основными фондами,
полная учетная стоимость которых в 2009 г. составила 994,7 млрд руб.,
однако на долю сельскохозяйственной отрасли приходится менее одного процента
основных фондов, к тому же
степень их износа составляет более 50%.
С 1995 г. по настоящее время продолжается сокращение посевных площадей,
объемов вносимых органических
и минеральных удобрений под посевы, происходит деградация земельных ресурсов.
Сократились объемы производимого картофеля, овощей, кормовых культур. Увеличение
доли хозяйств населения в структуре производимого картофеля, овощей связано в
большинстве случаев с необходимостью удовлетворения собственных потребностей в
этих продуктах. Производство осуществляется в основном с использованием ручного
труда, система горизонтальной и вертикальной
кооперации на селе не
развита. Отсутствие
соответствующей материально-технической базы и объектов рыночной
инфраструктуры на селе сдерживает рост объемов производимой растениеводческой и
животноводческой продукции, а также участие хозяйствующих структур в меновом
обороте.
В ходе трансформации государственной собственности в частную форму
сельскохозяйственные предприятия лишились большей части поголовья крупного
рогатого стада, в том числе коров. Сокращение производства цельного молока, мяса
крупного рогатого скота привело к утрате местными
товаропроизводителями соответствующих сегментов на рынке продовольствия,
усилило зависимость региона от внешних поставщиков этих продуктов
и отток доходов домохозяйств за пределы республики.
Увеличивается доля доходов хозяйствующих субъектов других отраслей,
направляемая за пределы региона и страны для покупки продуктов питания.
Дальнейшее увеличение производства
продукции птицеводства и свиноводства в условиях Севера связано с ростом
инвестиционных расходов и приводит к
оттоку значительного количества доходов товаропроизводителей и субсидий,
выделяемых из бюджета, за пределы республики с целью приобретения
концентрированных кормов. Доля концентрированных кормов
в общем балансе кормов по
республике составила в 2009 г. 39%,
при резком сокращении поголовья крупного
рогатого скота в условиях рыночных отношений они используются в основном в
птицеводстве и свиноводстве.
В ходе трансформации отношений
собственности в условиях рынка преимущественное развитие частной корпоративной
формы собственности способствовало
развитию добывающей,
обрабатывающей промышленности, а также производственной инфраструктуры по
транспортировке топливно-энергетических полезных ископаемых и реализации личных,
групповых интересов собственников факторов производства в этих отраслях. В то же
время в агропромышленном производстве сложились противоречивые тенденции. С
одной стороны, произошла стихийная
деконцентрация и последующая деградация
производства в традиционных отраслях сельского хозяйства, с другой
стороны усиливаются процессы, связанные с абсолютной концентрацией в
нетрадиционных отраслях аграрного сектора. В сложившихся
условиях обеспечить повышение
жизненного уровня трудовых коллективов, населения в целом на основе сочетания
личных, коллективных и общественных интересов проблематично. Решение этой задачи
связано с достижением посредством макроэкономического прогнозирования и
планирования оптимальных отраслевых и межотраслевых пропорций на республиканском
уровне, созданием механизма эффективного взаимодействия
различных форм собственности и хозяйствования в условиях доминирующей
роли частной корпоративной собственности и распределения доходов по
производственным факторам.
На наш взгляд, необходимо разработать прогноз социально-экономического развития
различных организационных форм собственности и хозяйствования в агропромышленном
производстве Республики Коми, предусматривающий комплексное и взаимоувязанное
использование всех мер государственного воздействия на региональную экономику с
целью ослабления негативных процессов на селе и способствующий комплексному
развитию традиционных и нетрадиционных отраслей в аграрном секторе.
Список литературы:
1.
Конституция Российской Федерации. М.: БУКВИЦА.
1997. С.32.
2.
Палев
А.И. Управление развитием форм собственности и хозяйствования в условиях Севера
//Вестник республиканской академии государственной службы и управления. 2010.
№ 8. С.95.
3.
Статистический ежегодник Республики Коми: стат.
сб. Сыктывкар, 2010. С 510.
4.
Основные фонды Республики Коми: стат. сб.
Сыктывкар, 2007. С.92.
5.
Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной
переписи 2006 года по Республике Коми. Категории хозяйств. Земельные ресурсы и
их использование. Поголовье
сельскохозяйственных животных: стат. сб. Сыктывкар, 2008. С.62.
Literature:
1.
The constitution of the Russian Federation.
М: Bukvitca. 1997 P.32.
2.
Palev A.I. Management of development of patterns of ownership and economy
in the conditions of the North//Bulletin of republican academy of public service
and management. 2010. № 8. P.95.
3.
The Republic of Komi statistical year-book:
стат.
сб.
Syktyvkar. 2010. P 510.
4.
The Republic of Komi fixed capital: statistical
сб.
Syktyvkar. 2007. P.92.
5.
The basic results of the All-Russia agricultural census of 2006 in the
Republic of Komi. Categories of economy. Ground resources and their use. A
livestock of agricultural animals: statistical series.
Syktyvkar. 2008. P.62.
|