Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Анализ инвестиционных процессов на региональном уровне (по материалам Республики Коми)

Найденов Н.Д., Спирягин В.И., Новокшонова Е.Н.

 

В статье определены взаимосвязи экономического роста и инвестиций в экономике Республики Коми. Даны рекомендации по обеспечению устойчивости экономического роста и инвестиций в регионе

In the article interrelations of economic growth and investments in economy of the Republic of Komi are defined. Recommendations on maintenance of stability of economic growth and investments in region are given

Ключевые слова: инвестиции, экономический рост, принцип мультипликатора, эффект акселерации, инвестиционный процесс

Кeywords:  investment of capital, economic growth, principle of multiplier, capacity acceleration, investment process

 

Инвестиции – это атрибут динамично развивающейся экономики. Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста. Активизация  и обеспечение устойчивости инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. Цель данной статьи – определить взаимосвязь экономического роста и инвестиций в регионе (по материалам Республики Коми) и разработать рекомендации обеспечению устойчивости инвестиционного процесса на территориальном уровне.

1. Принцип мультипликатора и акселератора

В переводе с английского языка слово «мультипликатор» означает «множитель». Впервые это понятие ввел английский экономист Р.Ф. Кан (1931). Основным в теории мультипликатора является определение роли инвестиций для роста национального дохода и занятости. Рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, т.е  увеличивает занятость, а с ней и  доход и потребление. Согласно Дж. М. Кейнсу мультипликатор указывает, что прирост общей суммы инвестиций вызывает увеличение дохода на величину, которая в К раз больше, чем прирост инвестиций. Это можно выразить следующей формулой:

К= ,

где: К – мультипликатор;  - изменение в реальном доходе;  изменение в инвестициях.

Мультипликатор инвестиций равен отношению приращения дохода к приращению инвестиций.

Как известно, доход (Y) равен сумме потребления (С) и сбережений (S). При каждом увеличении дохода сбережения растут, хотя и с замедляющимся темпом. Выражение S/   показывает долю прироста сбережений в приросте доходов и называется предельной склонностью к сбережению (МРSmarginal propensity to save). Одновременно приращение дохода может быть представлено как приращение потребительских расходов и приращение инвестиций: = . Из этого следует, что = . Если подставить это выражение в формулу , то получим: К= :( ). После сокращения на  правой части формулы получаем:

                                               К=1:(1− C/ ), или  К=1:(1− МРС).

Мультипликатор К равен единице, деленной на разность между единицей и предельной склонностью к потреблению. Такой знаменатель есть предельная склонность к сбережению, то есть мультипликатор представляет собой величину, обратную предельной склонности к сбережениям.

По имеющимся реальным данным коэффициент мультипликации в индустриально развитых странах колеблется между значениями 2 и 3.

С теорией мультипликатора непосредственно связан эффект акселерации
(accelerator – ускоритель). Впервые принцип акселерации выдвинули А. Афтальон (1913) и Дж. М. Кларк (1919). Его сущность  заключается в том, что возросший доход, полученный в результате мультиплицирующего воздействия инвестиций, приводит к росту спроса на потребительские товары. Отрасли, производящие их, начинают расширяться, что вызывает увеличение спроса на производственные товары. Причем изменения в спросе на потребительские товары вызывают гораздо более резкие изменения в спросе на товары  производственного назначения. Следовательно, под принципом акселерации понимают процесс, показывающий, что спрос на инвестиции может быть вызван ростом продаж и дохода. Для определения масштабов акселерации используется коэффициент акселерации. Это числовой множитель, на который каждая денежная единица приращенного дохода увеличивает инвестиции. Простейшая формула акселератора имеет вид:

It=А(Yt -Yt-1),

где         It – рост новых инвестиций;

              A – коэффициент акселерации;

              (Yt -Yt-1) − прирост дохода;

              Yt – величина дохода за последний период;

              Yt-1 – величина дохода за предшествующий период.

Эффект от прироста дохода, выраженный в приросте инвестиций, находится в прямой зависимости от коэффициента акселерации, и поэтому увеличение дохода, как правило, ведет к кратному увеличению новых инвестиций.

Взаимодействие мультипликатора и акселератора порождает непрерывный и прогрессирующий рост выпуска продукции или дохода. Изложим более подробно саму идею, лежащую в основе этой модели. Она заключается в следующем. Если независимые или автономные инвестиции «А» растут, например, вследствие внезапного появления новых инвестиций, то мультипликатор порождает соответствующий рост выпуска продукции. Расширение выпуска продукции приводит в действие акселератор, и это сопровождается появлением других (индуцированных) капиталовложений.  Как показал опыт экономики России в 1990-х годах, реальна и обратная ситуация, когда спад производства вызывает последующий спад инвестиций.

В условиях системного экономического кризиса, сложившегося в России в 1990-х годах, основной причиной угнетения инвестиционного процесса стала неконкурентоспособность конечных переделов по качеству (при сопоставимых ценах). Для продукции первичных и промежуточных переделов – неконкурентоспособность по ценам (при сопоставимом качестве). Существенную роль в этом процессе сыграли отпуск цен при монополизме в экономике, гиперинфляция и открытость российского товарного рынка. В такой ситуации удержание российских производителей на традиционных для отечественных товаров нишах стало невозможным. К началу 1998 года кризисная ситуация в экономике России стала напоминать замкнутый круг. Нет спроса на продукцию, так как растут цены на нее, нет инвестиций, так как нет доходов и одновременно растут цены (издержки) производства товаров,  падают объемы производства и его рентабельность. И даже появляющиеся накопления обесцениваются. В результате  нарастает неконкурентоспособность отечественной продукции – круг возобновляется.

Важным фактором, повлиявшим на это процесс, явилось перевооружение производственной базы западных стран, вызванное серией топливно-энергетических кризисов 1970-х и 1980-х годов. Переход производственного аппарата развитых стран на ресурсосберегающие технологии привел к спаду мирового спроса в 1990-е годы и соответствующему снижению мировых цен на нефть и нефтепродукты. В этих условиях даже уменьшившиеся экспортные поставки Россией топливного сырья осуществлялись на грани убыточности и поддерживались в основном с целью притока в страну устойчивой иностранной валюты.

К 1997 году был достигнут пик падения спроса на традиционную отечественную продукции.  Возможным вариантом перехода российской экономики на положительную траекторию экономического роста могло бы стать перевооружение производственной базы традиционных производств на конкурентоспособные технологии. Однако частный капитал не пошел на инвестиции в отечестнную экономику. Экономика стала расти в связи с резким изменением мировой конъюнктуры на топливно-энергетические ресурсы.

При этом основным источником роста инвестиций в основной капитал в 1999 и 2000 годах стали накопления амортизационных источников на общую стоимость основных фондов. Основная масса инвестиций была направлена в это период на реновацию (замену изношенного оборудования)  для загруженной части основных фондов.

Сегодня, когда мировая экономика работает с заемным капиталом, с разнообразными финансовыми инструментами, с привлеченными на финансовых рынках с их помощью средствами, инвестиции в реновацию оборудования признан одной из главных детерминант индустриальной мощи и устойчивого экономического роста.

Главная проблема подобной активизации инвестиционной деятельности на региональном уровне состоит в том, чтобы необходимо убедить инвесторов в том, что следует вложить свои средства в региональную экономику, а не вывозить капиталы за пределы региона и государства.

2. Теоретические аспекты взаимосвязи инвестиций и экономического роста в моделях Харрода-Домара, Калдора

Теоретические аспекты взаимосвязи инвестиций и экономического роста рассматриваются во многих моделях, но содержательная сторона заключается, прежде всего, в моделях Харрода-Домара, Калдора.

Как отмечается в «Докладе об экономике России» Всемирного банка, основными факторами экономического роста являются внутренний спрос, объемы кредитования, инвестиции, конъюнктура мирового рынка, меры бюджетного стимулирования, эффект базы [3]. В теоретическом плане данная совокупность факторов экономического роста чрезмерно широка, и ее необходимо значительно сузить, прежде всего, до зависимости только от двух ключевых факторов – инвестиций и роста валового продукта. Модель прямой корреляционной зависимости между инвестициями и ростом валового внутреннего продукта отражена в модели Харрода-Домара [12]. В соответствии с указанной моделью прирост совокупного предложения зависит от инвестиций и предельной производительности капитала (приростной капиталоемкости). Если приростная капиталоемкость задается технологией, фактически не меняется и, соответственно, L=const, то

S=L·I,

где         S – увеличение совокупного предложения;

              L – предельная производительность капитала;

              I – инвестиции.

Прирост совокупного предложения прямо пропорционален предельной производительности капитала и объему инвестиций.

Для дальнейшего исследования важно найти ответ на следующий вопрос: «От чего зависят инвестиции?» Предположим, что совокупный спрос равен совокупному предложению, т.е.

S=∆D,

где         S – прирост совокупного предложения;

              D – прирост совокупного спроса.

Тогда на основе изложенного нами ранее материала можно записать:

, или  ,

где         I – прирост инвестиций;

              I – инвестиции;

              S – норма cбережений.

Итак, равновесный темп роста инвестиций (при котором полностью используются производственные мощности) прямо пропорционален норме сбережений и предельной производительности капитала [6].

Н. Калдор также показал, что сбережения в коротком периоде являются нелинейной возрастающей функцией от дохода. При низком уровне дохода предельная склонность к сбережениям относительно велика, так как домашние хозяйства стремятся за счет сбережений поскорее перейти на более высокий уровень благосостояния. Когда уровень дохода стабилизируется на среднем уровне, они снижают долю сберегаемого дохода. Если доходы существенно превышают средний уровень, то предельная склонность к сбережениям увеличивается. Специфика функции сбережений и инвестиций, выявленная Н. Калдором, приводит к неоднозначности в определения равновесия сбережений и инвестиций на рынке благ.

Несколько иначе показаны Н. Калдором и факторы роста инвестиций. Он подробно проанализировал зависимость инвестиций от величины реального национального дохода и показал, что зависимость инвестиций от величины реального национального дохода нелинейна. При низком уровне занятости рост национального дохода почти не увеличивает инвестиции, так как имеются свободные производственные мощности. Малая эластичность инвестиций по доходу как в периоды избыточной занятости, так и в периоды инвестирования связана с большими издержками (из-за высоких ставок заработной платы). Малой является эластичность инвестиций по доходу и в период высоких ставок процента. Но при переходе от низкой  к высокой занятости эластичность инвестиций по доходу становится больше единицы в связи с ростом реального капитала. Специфика функции инвестиций от дохода, выявленная Н. Калдором, приводит к пониманию наблюдаемой иногда нестабильности на рынке  инвестиционных благ [11. С.276-279].

Н. Калдор также показал, что инвестиции существенно зависят от доли прибыли в национальном доходе. Пусть

,

где          − национальный доход;

               − изменение национального дохода;

               − изменение труда;

               − количество труда;

               − изменение капитала;

               − капитал.

Национальный доход в данном случае определяется объемом дохода, производимого трудом, и объемом дохода, производимого капиталом.

Обозначим:

= ,   .

Тогда имеем:

Объем национального доход по этой формуле определяется ставкой заработной платы, умноженной на объем труда, плюс реальная доходность капитала, умноженная на объем капитала.

Обозначим через  и  нормы сбережений капитала и труда.

Тогда можно записать следующее уравнение:

.

Общий объем сбережений равен сбережениям предпринимателей и государства  плюс сбережения, приходящиеся на фактор труда, .

Или, что можно рассматривать как то же самое:

.

Общая норма сбережений равна норме сбережений предпринимателей и государства, скорректированной на долю предпринимателей и государства в национальном доходе, плюс норма сбережений труда минус доля предпринимателей и государства в национальном доходе, скорректированная на норму сбережений труда.

Введем следующее обозначение:

.

Доля предпринимателей и государства в национальном доходе равна «омега».

В этом случае народнохозяйственную норму сбережений можно представить в виде функции от доли предпринимателей и государства в национальном доходе:

.

При проведении экономической политики поддержания полной занятости и полной загрузки производственных мощностей должно выполняться следующее равенство:

,

где          − средняя производительность капитала;

               − норма сбережений;

               − темп прироста труда.

В данной формуле произведение средней производительности капитала на норму сбережений равно темпу прироста труда.

Зависимость между средней производительностью капитала, нормой сбережений и темпами прироста труда можно записать в виде:

.

Доля предпринимателей и государства в национальном доходе, скорректированная на предельную производительность капитала, норму сбережений труда и разницу между нормой сбережений предпринимателей, государства и труда, равна темпу прироста труда. Это условие выполняется, когда доля прибыли в национальном доходе будет составлять:

.

Доля предпринимателей и государства в национальном доходе прямо пропорциональна темпу прироста труда, скорректированного на предельную производительность капитала, за минусом нормы сбережений труда, и обратно пропорциональна норме сбережений предпринимателей и государства за минусом нормы сбережений труда.

Гибкие цены на факторы производства и эндогенная норма сбережений, зависящая от распределения национального дохода между предпринимателями, государством и рабочими, обеспечивает устойчивое равновесие, независимо от типа производственной функции.

Если ,то имеются варианты: , или , или , .

Другими словами, если доля предпринимателей и государства чрезмерно высока, то объем инвестиций может превышать необходимый объем капитала для оснащения рабочих мест дополнительных работников. Если доля предпринимателей и государства чрезмерно низка То есть выполнено: , то сбережений недостаточно для финансирования инвестиций и оснащения всех дополнительных рабочих мест капиталом.

Избыток капитала обычно увеличивает спрос на труд и его цену. Из-за повышения доли труда в национальном доходе часто снижается норма сбережений. Вследствие появления конъюнктурной безработицы цена труда и его доля в национальном доходе снижается, что ведет к повышению нормы сбережений [11. С. 278-285].

Итак, в ходе исследований было получено следующее уравнение -

 = f  (x1, x2, ... , xn) = const.

Имеет смысл задаться вопросом: «В самом деле, можно ли найти такие функции, когда их значения не будут меняться при переходах к иным интервальным шкалам измерений значений показателей?». Другими словами, чтобы дать ответ, требуется найти решение определенного функционального уравнения:

f (x1, x2, ... , xn) = f (kx1  + b, kx2 + b, ... , kxn + b) = const.

Для разрешения  такого уравнения продифференцируем его по xi :

f (x1, x2, ... , xn)/ xi = S ( f / uj )  ( uj/ xi)

где    uj = kxj  +  b  и   f (x) = const.

Отсюда имеем, что из условия неизменности функции от избранной интервальной шкалы из  сумм  и дифференцирования выражения  uj = kxj  +  b следует:

SS f / uj =  (1/k) Sf / xi ,

0 = S(1/k) f / xi .

В итоге   0 = S f / xi .

Выражение дает только необходимое условие нахождения искомых функций. Достаточность будет выглядеть несколько иначе.

С учетом изложенного выше имеет смысл обратить внимание на следующую ситуацию. Экспериментально установлено влияние нескольких типов финансовой региональной политики на инвестиции. Среди них – сохранение численности населения в старших возрастах,   уровней количества студентов вузов,  налога на приросты составляющих ВРП, рост ВРП, снижение производительности, снижение миграции населения, увеличение количества студентов.

Отбирались политики, обеспечивающие максимальное выборочное среднее для инвестиций. Показано, что наибольшее выборочное среднее для инвестиций обеспечивают политики, требующие увеличения некоторых статей доходов.

Стратегия, обеспечивающая максимальную стабильность инвестиций и отвечающая минимальной дисперсии, связана с увеличением соответствующих показателей бюджетных расходов (Кузьмин П.И., Жидких А.А., 2004).

Утверждения о взаимосвязи максимальной стабильности и минимальной дисперсии вытекают также из теоремы Гаусса – Маркова об оценках МНК, из преобразованных в линейные соотношений вариации оценок и дисперсии. На основе этих утверждений рента в инвестиционной сфере (отрасли)  может быть определена через оператор и  дисперсию по той же теореме (Носко В., Колеников С.).

Данные по Республике Коми показывают, что удельный вес прибыльных и убыточных организаций в процентах от общего числа организаций имеет почти линейную динамику в 2000-2007 гг. Число прибыльных выросло с 50 до 70% (Источник: РК в цифрах 2008).

В России совсем недавно принят перспективный бюджет на три ближайших года, который предусматривает рост объемов бюджета за счет нефтегазовых доходов. Такая стратегия увеличения бюджета за счет рентных доходов тесно связана с повышенной ролью, которую играют традиционные налоги на прирост продукта экономической системы, а также  НДПИ. Положения теоремы Гаусса – Маркова позволяют уточнить дисперсию при известных доходах бюджетного сектора.

Проф. Д. Валовой заметил, что «… фетишизация не только вала и тонно-километра, но и любого экономического показателя… не может не оказывать отрицательного влияния на сочетание общественных и коллективных интересов. В природе не существует показателя, который мог бы в равной степени отразить все стороны и аспекты динамичной и разносторонней деятельности производственного коллектива» (1980).

3. Анализ взаимосвязи инвестиций и экономического роста в экономике Республики Коми за 2005-2008 годы

В экономике России на протяжении 2000-2010 годов прямо пропорциональная зависимость между прибылями предпринимателей и инвестициями не подтверждается. В этот период отмечаются высокие нормы прибыли и низкие уровни инвестиций [4].

Предположим, что ресурсы инвестиций потенциально включают валовую прибыль экономики и валовые смешанные доходы, а также чистые налоги на производство. Использование ресурсов инвестиций может быть представлено и как валовое накопление основного капитала (включая прирост ценностей). При таких предпосылках можно оценить соответствие ресурсов и использования инвестиций в конкретном регионе. Рассмотрим ресурсы и использование инвестиций в Республике Коми за 2005-2008 годы.

Таблица 1

Ресурсы инвестиций и их использование в составе валового регионального продукта Республики Коми за 2005-2008 годы.

Ресурсы инвестиций  в составе валового регионального продукта в Республике Коми (показатели)

2005

2006

2007

2008

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы в  сумме с другими чистыми налогами на производство, млрд руб.

 

 

 

103,9

 

 

 

133,2

 

 

 

134,6

 

 

 

168,8

Валовое накопление основного капитала  (включая прирост ценностей), млрд. руб.

 

54,3

 

77,6

 

68,8

 

88,3

Отношение валового накопления                     с валовой прибылью в  сумме с другими чистыми налогами на производство основного капитала  (включая прирост ценностей) в региональном продукте

 

 

 

 

0,53

 

 

 

 

0,59

 

 

 

 

0,52

 

 

 

 

0,53

Источник: Статистический ежегодник Республики Коми.2010: Стат.сб./Комистат. Сыктывкар, 2010. С. 214.

 

Как видно из табл. 1, отношение валового накопления основного капитала (включая прирост ценностей) к валовой прибыли и валовым смешанным доходам в сумме с другими чистыми налогами на производство за 2005-2008 годы было довольно устойчивым и колебалось от 0,53 до 0, 59. А коэффициент корреляции между ресурсами и  валовым накоплением основного капитала был довольно высоким: 0,954235625. Этот факт можно рассматривать в том плане, что модель Харрода-Домара полностью подтверждает свою работоспособность в данных условиях.

Рассмотрим также иные основные показатели, связанные с рынком инвестиций в Республике Коми. К предложению инвестиционных ресурсов в регионе можно отнести финансовые ресурсы региона за вычетом расходов на социальные нужды плюс инвестиции из-за пределов региона. К спросу на инвестиционные ресурсы можно отнести долю инвестиций в составе регионального продукта (региональный продукт минус потребление).

Таблица 2

Основные показатели рынка инвестиционных ресурсов в Республике Коми

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Финансовые ресурсы, млрд руб

37,7

43,8

47,8

50,5

67,6

82,4

101,2

120,1

193,3

Инвестиции, млрд руб

17,09

21,69

22,05

25,42

34,48

74,36

62,3

63,0

83,6

Доля инвестиций в финансовых ресурсах, %

45

49

46

50

51

90

61

53

65

Валовой региональный продукт, млрд руб

64,8

85,6

93,1

116,5

141,1

173,0

191,1

241,1

295,6

Доля инвестиций в валовом региональном продукте, %

26

25

23

21

24

47

32

27

29

Источники: Республика Коми – 85 лет: историко-статистический сборник. Сыктывкар, 2006. С.27.; Социально-экономическое положение Республики Коми в 2006 г. :доклад. Ч.1. Сыктывкар, 2007. С.91.; О формировании и использовании финансовых ресурсов Республики Коми: тематический обзор/ Комистат. Сыктывкар, 2010. С.2.; Статистический ежегодник Республики Коми. 2010: стат. сб./ Комистат. Сыктывкар, 2010. С.213, 419.

 

Как показывает табл. 2, доля инвестиций в региональных финансовых ресурсах с 2000 по 2008 годы была довольно неустойчивой. Доля инвестиций в валовом региональном продукте выглядела как более устойчивая. Она колебалась от 26 до 47%. Основным потребителем инвестиций в Республике Коми являлась нефтедобывающая отрасль. Слабая диверсификация обусловливала низкую устойчивость инвестиционного процесса в регионе. Ее показатели колебались от 45 до 90 процентов, что показывает высокую зависимость региона от поступлений внешних инвестиций.

Преобладающая часть инвестиций в республике осуществляется ограниченным кругом организаций. В 2009 году, например, на 10 организаций-инвесторов (0,7% от их общего числа) приходилось 83% от всех осуществленных в республике инвестиций в основной капитал. Это, с одной стороны, упрощает администрирование инвестиционными процессами. Так, в 2009 году в рамках реализации соглашений, заключенных между Правительством Республики Коми и ведущими предприятиями региона, было осуществлено почти 38 млрд рублей инвестиций (или в размере около 35% от общего объема инвестиций в основной капитал по республике).

С другой стороны, такая зависимость от крупнейших инвесторов в перспективе создает риски спада инвестиционной деятельности в целом по республике при завершении этими инвесторами процессов реализации масштабных инвестиционных проектов. Так, в последние годы значительное влияние на показатели инвестиционной активности в целом по республике оказали три перечисленных ниже проекта, два из которых (проект «Степ» и проект по нефтеперерабатывающему комплексу) завершаются в 2010-2011 годах. Проект по строительству газопровода также намереваются завершить к 2015 году. Таким образом, при отсутствии адекватной замены этим проектам можно ожидать существенного спада в инвестиционной сфере республики.

Нами также была проанализирована корреляционная связь динамики инвестиций с различными факторам в Республике Коми:

Инв = -63,711 + 0,515´ F1 + 1,328´F2 ,

 

Показатели

и переменные

 

Уравнения

 

 

Изменения оценок 

значений коэффициентов*

 

 ВОП (до реформ)

 ВОП = -0,58 + 0,53´Инв + 0,998´Тр

 ВОП = 0,274 + 0,518´Инв + 0,33´Тр

                             

                             

 0,000

 

 ВОП (в ходе реформ)

 0,000

 

 Инв (инвестиции)

‑0,012

 

 Тр    (численность   

             занятых)

‑0,668

 

 Другие (постоянные      

                   факторы)

 

 0,854

 

Было также выявлено, что основным источником инвестиций в регионе являются собственные средства предприятий и средства вышестоящих организаций. Были  построены линейные уравнения и на основе модельных расчетов установлены взаимосвязи, которые подтвердили, что за ряд лет около 33% всех расходов составляла заработная плата с начислениями.

Динамика инвестиций неустойчива и также зависит от процесса реализации крупных проектов (Рис. 1).

Рис. 1. Долговременные тенденции изменения нормированных коэффициентов регрессий

Динамика инвестиций коррелирует с объемом валового регионального продукта, уровнем миграции, количеством студентов в высших учебных заведениях, уровнем преступности экономической направленности, количеством населения выше трудоспособного возраста. Полученное путем расчетов  уравнение регрессии имеет вид:

Y=1937, 24 ao+ 3,266a1 + 50,322a2 + (-59,700)a3 + 12,894a4 - (3,634)a5,

где:        Y – инвестиции в основной капитал;

              ao − постоянный член;

              a1 − валовой региональный продукт;

              a2 − уровень миграции;

              a3 − количество студентов высших учебных заведений;

              a4 − уровень преступности экономической направленности;

              a5 − число лиц старше трудоспособного возраста.

Полученное уравнение отражает достаточно жесткую зависимость инвестиций от валового регионального продукта, занятости и процесса формирования человеческого капитала. Ниже, на рис. 2 представлены результаты динамики инвестиций факторов уравнения регрессии за 6 лет.

Рис.2. Графики динамики факторов и результата в регрессии.

 

Инвестиционные процессы в регионе сопровождаются миграцией населения, ростом преступлений экономической направленности. Поэтому инвестиционная политика в регионе должна опираться не только на поиск финансовых источников инвестиций, но и на обеспечение занятости высвобождаемой рабочей силы, улучшение социальной обстановки. Вывоз прибыли через трансфертные цены за пределы региона означает отток сбережений из него и сокращение  инвестиционного потенциала. Частные инвесторы  не склонны недооценивать важность вложений в социальную сферу как фактор устойчивости инвестиционных процессов. Так, ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» в 2011-2012 годах собирается вложиться в строительство в г. Воркуте нового спортивного комплекса с плавательным бассейном на сумму 250 миллионов рублей. Кроме того, по соглашению с республикой и заполярным городом НЛМК намерен выделять до 10 миллионов рублей в год на подготовку кадров  в Воркутинском горном институте [6].

4. Инструменты повышения устойчивости  инвестиционного процесса

Среди инструментов повышения устойчивости  инвестиционного процесса в регионе имеются и другие. Прежде всего, это электро-, газо- и водоснабжение, а также отопление от теплоцентралей, что включается в необходимую коммунальную инфраструктуру. Такое же важное значение имеет удаление отходов. Снабжение и удаление отходов, с одной стороны, и участие в финансировании инвестиционных проектов – с другой представляют собой две основные модели регулирования инвестиционных процессов через прямую финансовую помощь предпринимателям в реализации их инвестиционных проектов и инфраструктуру. Когда все отрасли инфраструктуры сосредоточены на одном предприятии, это  очень удобно как в отношении планирования, так и в производственном отношении. Однако монополизм инфраструктурно богатого предприятия может перекрыть все выгоды от роста масштабов производства из-за высоких тарифов на подключение. Пока эта проблема полностью не решена.

К неотъемлемому элементу  обеспечения устойчивости инвестиционных процессов относится деятельность по организации экономии  пространства.  В настоящее время экономисты и практики заново осознают, что улицы должны существовать для проживания, окрестности населенных пунктов, домовладений – для проведения свободного времени, собраний и игр. Осознание поселенческих центров как места встреч, общения, знакомства вновь возвращает проектировщиков к необходимости планирования территорий поселений по различным зонам,  оптимизации их территориальной структуры.

Для решения приоритетных задач в области инвестиций Правительство Республики Коми реализует План мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона. В плане имеются следующие разделы: а) мероприятия по презентации и повышению делового имиджа Республики Коми; б) совершенствование системы государственного управления инвестиционными процессами; в) содействие снижению инвестиционных рисков; г) содействие развитию субъектов инвестиционной деятельности.

Основой государственной поддержки инвестиционной деятельностью в Республике Коми на перспективу до 2020 года являются наиболее крупные промышленные проекты со сроками окупаемости до 10 лет и с общим объемом инвестиций − более 410 млрд руб. (в том числе требуемый заемный капитал − 150 млрд руб.;  более 300 млрд руб. – потребность для проектов развития инфраструктуры и сферы услуг).

Перечень проектов включает 41 название. Особенно крупными выступают проекты по строительству лесопромышленного комплекса в Троицко-Печорском районе Республики Коми (совокупная стоимость составляет 67 млрд руб., срок окупаемости − 13,5 лет), проект по улучшению обеспеченности ОАО «Монди Сыктыварский ЛПК» целлюлозой и оптимизации использования существующих мощностей (совокупная стоимость проекта 500 млн евро), проект строительства железнодорожной магистрали «Соликамск-Гайны-Сыктывкар-Карпогоры-Архангельск» (совокупная стоимость проекта 70 млрд руб., срок окупаемости − 6,5 лет).

Обеспечению эффективности инвестиционных процессов и выравниванию уровней социально-экономического развития регионов может послужить методология формирования пакетов инвестиционных проектов, позволяющих изыскать финансовые источники инвестиций и обеспечить устойчивость инвестиционных процессов.

В экономике России широкое распространение получило заключение инвестиционных договоров или инвестиционных контрактов в качестве метода обеспечения устойчивости инвестиционных процессов на уровне муниципального образования и региона.

Для обеспечения устойчивости инвестиционных процессов можно использовать механизм государственно-частного партнерства.

Необходимость в государственно-частном партнерстве возникает, прежде всего, в тех сферах, за которые государство традиционно несет ответственность. Это − объекты общего пользования (транспортная, коммунальная, социальная инфраструктура, объекты культуры, памятники истории и архитектуры и т.п.) и так называемые «публичные службы» (public services) − ремонт, реконструкция и содержание объектов общего пользования, уборка территорий, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.

Государство, как правило, не может полностью отказаться от своего присутствия в этих сферах и вынуждено сохранять контроль либо над определенным имуществом (оставаться собственником), либо над определенным видом деятельности. В любом случае это означает финансирование за счет средств соответствующих бюджетов.

Государственно-частное партнерство по своей экономической природе является результатом развития традиционных механизмов взаимодействия между государственной властью и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры. Поэтому партнерство государства и частного сектора следует характеризовать как долгосрочное взаимодействие с целью привлечения дополнительных источников финансирования.

Государственно-частное партнерство можно рассматривать в качестве промежуточной формы между государственной и частной собственностью, а также как своеобразную управленческую альтернативу приватизации.

Базовые признаки государственно-частного партнерства состоят в следующем:

- сторонами государственно-частного партнерства являются государство и частный бизнес;

- взаимодействие сторон в государственно-частном партнерстве закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и т.п.);

- взаимодействие указанных сторон имеет под собой действительно партнерский, равноправный характер (т.е. в обязательном порядке должен соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов);

- государственно-частное партнерство имеет четко выраженную публичную, общественную направленность (главная цель − удовлетворение государственного интереса);

- в процессе реализации проектов на основе государственно-частного партнерства консолидируются, объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон;

- финансовые риски и затраты, а также достигнутые при государственно-частном партнерстве результаты перераспределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих соглашениях, договорах, контрактах и т. п.

В зависимости от характера решаемых в рамках государственно-частное партнерство конкретных задач  множество существующих и вновь возникающих форм партнерств подразделяется на отдельные типы (модели). Соответственно целям  виды государственно-частного парнерства различаются  по организационные моделям, моделям финансирования и кооперации. Во многих случаях партнерства используют формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей и их сочетании.
Организационные модели не предполагают существенного вторжения в отношения собственности. Как правило, сотрудничество публичного и частного партнеров осуществляется за счет привлечения третьих организаций, переуступки отдельных функций и контрактных обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление. К организационной модели относят наиболее распространенный в настоящее время тип государственно-частного партнерства - концессии.

Модели финансирования включают такие формы, как коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное проектное финансирование.

Модели государственно-частного партнерства с точки зрения применяющихся методов их разработки и реализации могут рассматриваться как развитие классических методов и процедур проектного финансирования.

Модели кооперации представляют собой всевозможные формы и методы объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные стадии общего процесса создания новой потребительной стоимости как публичного блага. Часто такая кооперация требует организации сложных, в том числе холдинговых структур по сооружению объектов и их эксплуатации, особенно в сфере производственной и социальной инфраструктуры.

Основной принцип концепции государственно-частного партнерства концепции состоит в том, что государство определяет, в каких услугах и инфраструктуре оно нуждается, а частные инвесторы выдвигают предложения, которые должны в наибольшей степени соответствовать требованиям государства.

Принятые в мировой практике классификации государственно-частного партнерства  выделяют обычно следующие его формы.

Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике государственно-частного партнерства считаются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи.

В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом − весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.

Аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату.

Традиционные договоры аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество.

Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающая все большее распространение. Концессии представляют собой в наибольшей степени развитую, комплексную и перспективную форму государственно-частного партнерства.

Заключение

Многие элементы обеспечения устойчивости инвестиционных процессов отработаны в городах Западной Европы и России. Они могут быть применен  и к регулированию деловой активности в Республике Коми, поскольку здесь речь идет по существу о единой методологии и подходах.  На наш взгляд, недостаточно осуществляются в Республике Коми меры по трем следующим направлениям:  формирование  конкурентного профиля территории; привлечение инвестиций и  точность размещения производства. Города как центры и их близлежащее окружение должны пытаться комбинировать свои специфические характеристики и сильные стороны в безошибочный профиль, который будет конкурентоспособен  на рынке инвестиций. Оказание помощи местному бизнесу должно быть усилено содействием структурным сдвигам и проведению точно нацеленной политики размещения производства, для чего следует определить более устойчивую территориальную специализацию хозяйства на российском и международном рынках. Поддержка инноваций в любой момент может быть усилена распространением новых технологий, формированием венчурного капитала, содействием в повышении квалификации и стимулировании мобильности кадров. Привлечение фирм и инвестиций может быть усилено рекламой, созданием имиджа силами маркетинга.

 

 

Список литературы:

1.                          Богданова С. Гарантии малому бизнесу дает область // Банковское дело. 2006. №1. С. 43 – 49.

2.                          Государственно-частное партнерство.

3.                          Доклад об экономике России // Всемирный банк. 2010. №22. Июнь. http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/worldbank/worldbank_index.htm

4.                          Костромской М.В. Оценка эффективности модели Харрода-Домара при разработке инвестиционной политики государства / http://www.nbuv.Gov.ua/portal/soc_gum/pprbsu/texts/2009_27_13.pdf.

5.                          Местные власти и экономика: опыт Европейских городов: материалы к конгрессу. Санкт-Петербург: Институт «Евроград», 1995. 99 с.

6.                          НЛМК построит в Воркуте спорткомплекс стоимостью до 250 млн рублей/ http://www.bnkomi.ru/data/news/7793/

7.                          Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: учебник. М. : Норма, 2008. 640с.

8.                          О концессионных соглашениях: Закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ / Электронный ресурс: СПС «Консультант Плюс».

9.                           О схеме размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (вместе со сводным перечнем инвестиционных проектов Республики Коми схемы размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года/ Распоряжение правительства РК от 14.02.2008 №39. [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс».

10.                       Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на 2006-2010 годы и на период до 2015 года. Сыктывкар, 2006. 156 с.

11.                       Тарасевич Л.С, Гребенников Л.И., Леусский А.И. . Макроэкономика: М.: Высшее образование. 653 с.[Электронный ресурс]. URL: http://www.economicus.ru/site/grebennikov/E_Macro/chap9/9_4.html

12.                       Domar, E. The Elusive Quest for Growth: Economists/ Domar, E.  Capital Expansion/ Rate of Growth and Employment/ Evsey Domar// Econometrica. 1946 /14 (April)/  P. 137-147.

 

Literature:

1. Богданова, S. Guaranties to small-scale business given by oblast / Banking. 2006. №1.  Р. 43 – 49.

2. Public-private partnership.

3. The report on economy of Russia / the World bank. 2010, №22. June.[electronic resource].URL:http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/worldbank/worldbank_index.htm

4. Kostromskoy M.V. Efficiency estimation of Harrod-Domar model by working out of an investment policy of the state. [electronic resource].URL: http://www.nbuv.Gov.ua/portal/soc_gum/pprbsu/texts/2009_27_13.pdf.

5. Local authorities and economy: Experience of the European cities. Materials to the congress. – St.-Petersburg, Institute "Eurograd", March. 1995.  99 p.

6. NMLK will construct in Vorkuta sport center in cost up to 250 million rubles / [electronic resource].URL: http://www.bnkomi.ru/data/news/7793/. 

7. Nureev R.M. Economics of development: models of formation of market economy: the Textbook.  norm, 2008. 640p.

8. About concession agreements / The Law from July, 21st, 2005 № 115-FZ. [electronic resource].«Consultant Plus».

9. About the scheme of placing and development of productive forces in the Republic of Komi for the period till 2020 (together with the summary list of investment projects of the Republic of Komi of the scheme of placing and development of productive forces in the Republic of Komi for the period till 2020 the Order of the Government of the Republic of Komi from 2/14/2008 №39. An electronic resource:  «Consultant Plus».

10. Strategy of economic and social development of Republic Komi for 2006-2010 and for the period till 2015. Syktyvkar. 2006. 156с.

11. Tarasevich L.S., Grebennikov L.I., Leussky A.I. Macroeconomic: the textbook / М: Higher education. 653 p. [electronic resource].URL: http://www.economicus.ru/site/grebennikov/E_Macro/chap9/9_4.html

12. Domar, E. The Elusive Quest for Growth: Economists/Domar, E. Capital Expansion/Rate of Growth and Employment/Evsey Domar//Econometrica. 1946/14 (April) /  P. 137-147.