Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Адаптация существующей системы
управления предприятиями малого бизнеса в условиях конкурентного рынка после
вступления России в ВТО
Жуковец
В статье рассматривается сущность Всемирной торговой организации. Поднята проблема вступление России в ВТО, описаны плюсы и минусы это процесса In the article explores essence of the World Trade Organization is considered. The problem Russia's accession to the World Trade Organization is lifted, pluses and minuses are described it is process Ключевые слова: всемирная торговая организация, национальная экономика, международная торговля, экологический менеджмент, региональный рынок Keywords: the World Trade Organization, national economy, international trade, ecological management, the regional market
Сегодня обозначился завершающий процесс вступления России во
Всемирную торговую организацию. Россия в переговорном процессе вступила в
завершающую стадию. Адаптация нормативно-правовой базы и условий
функционирования предприятий
потребуют серьезных изменений в самое кратчайшее время. Если раньше предприятия
считали, что ВТО для них это призрачная и далекая перспектива, то сегодня
большая часть предприятий уже серьезно задумывается о предстоящих изменениях, в
том числе и о необходимости корректировки сложившейся
системы управления. Известно, что Всемирная
торговая организация – это инструмент, позволяющий странам-членам ВТО эффективно
защищать свои интересы, увеличивать объемы торговли, развивать экономику,
увеличивать ВВП. И таким
инструментом надо уметь пользоваться, что означает хорошую подготовку по
широкому кругу вопросов, которые так или иначе связанны с деятельностью ВТО:
помимо самой торговли и влияния на экономическое развитие стран, это и
воздействие на социальную сферу, это и экологические вопросы в рамках отдельных
стран и мира в целом.
Заметим, большинство российских экспертов
– политиков и экономистов – считают: Россия сможет вступить в ВТО в 2011 году,
что, несомненно, повлияет на положение отечественного бизнеса/. Ведь нормы и
правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду
деятельности, а это до сих пор вызывает в стране неоднозначную реакцию.
Например, то, чего многие боятся, - обострения конкуренции, усиления давления со
стороны мировых производителей на отечественные компании. Между тем уже шесть
постсоветских государств являются полноправными членами ВТО: Киргизия, Грузия,
Латвия, Эстония, Литва и Молдавия. Деловые круги этих стран с учетом практики
расценивают участие в ВТО как позитивный фактор, улучшающий качество
производимой продукции. Проведенный интернет-опрос
исследовательским холдингом "Ромир" на тему: «Поможет ли ВТО российскому
бизнесу?», предполагал выяснить
насколько адекватно взрослое население оценивает возможности российского бизнеса
улучшить качество своих товаров и услуг после вступления России в ВТО. Половина
опрошенных россиян (52 процента) уверены, что с вступлением России в ВТО
качество управления компаниями будет постепенно улучшаться и в перспективе
достигнет мирового уровня. Причем 7 процентов опрошенных допускают, что качество
управления приблизится к мировому уровню в кратчайший срок [1].
Сегодня преобладает мнение, что не
существует альтернатив при вступлении в ВТО. Растет понимание необходимости
разработки и реализации соответствующей политики, чтобы выгоды от вступления в
ВТО стали реальностью, а отрицательные последствия были минимизированы. И все же
членство в ВТО может предоставить следующие преимущества: получение
доступа к механизму разрешения торговых споров; возможность участия в выработке
новых правил международной торговли; улучшение законодательства в формировании
предсказуемой и стабильной торгово-инвестиционной среды, что будет
способствовать привлечению капиталовложений в национальную экономику;
обеспечение отечественным предприятиям более широкого доступа к мировым рынкам
машин, оборудования, технологий и информации, минерально-сырьевым ресурсам и
транспортным коммуникациям; создание новых возможностей не только для
экономического развития, но для улучшения социальной ситуации и поддержания
экологической безопасности; улучшение современных
систем менеджмента, включая экологический менеджмент и аудит; создание
условий улучшения качества отечественных товаров и услуг в результате повышения
стандартов и влияния конкуренции; получение политических преимуществ как
демонстрация приверженности курсу интеграции стран в мировую экономическую
систему [2]. Международная практика последних лет показывает, что не
всегда и не всем вхождение в ВТО приносит процветание. Целые отрасли могут
оказаться в кризисном положении, в частности весь малый и средний бизнес,
агропромышленный комплекс; страны пока не обладают достаточным
потенциалом, опытом и кадрами, институтами для того, чтобы защищать свои
интересы в сложной системе ВТО и эффективно использовать преимущества членства в
этой организации [3]. В силу сложившихся обстоятельств, в том числе и невысоких
показателей потенциальной емкости регионального рынка, развиваются совсем
небольшие предприятия. Невозможность построения эффективно управляемых
бизнес-процессов не позволяет предприятиям обеспечить высокий уровень
конкурентного преимущества на рыке, обеспечивать финансовую устойчивость
предприятий. Сегодня большая часть предприятий малого бизнеса имеет
достаточно низкий уровень развития, и, по имеющимся прогнозам, в новых условиях
они будут самой уязвимой точкой. Уже сейчас они должны выстроить достаточно
эффективную систему управления бизнес-процессами, обеспечить эффективный процесс
управления, в том числе продажами и
персоналом. Известно, что предприятия могут иметь разный уровень развития,
который определяется применяемыми технологиями, в том числе и технологиями
управления. Уровень развития предприятий можно оценивать по шкале от 0-го уровня
до 4-го для российских предприятий (до 6-го для передовых предприятий
промышленно развитых стран). Четвертый уровень соответствует средним показателям
предприятий промышленно развитых стран. Общий уровень развития включает
следующие основные компоненты: уровень экономического развития предприятия;
уровень развития корпоративной культуры; уровень технического и технологического
развития; уровень организационно-управленческого развития. Анализируя сложившуюся организационно-управленческую
компоненту применительно для промышленных предприятий, предполагается оценивать
следующие базисные бизнес-процессы: маркетинг, разработку продукции;
производство продукции; логистические процессы; финансовые процессы; обеспечение
качества; административное управление; вспомогательные процессы; управление
персоналом. Важно выяснить, какие процессы на разных уровнях развития компании
являются управляемыми? У компании уровня 0 – это только два управляемых
процесса: производственные и финансовые. В компании уровня 1 к управляемым
производственным и финансовым процессам добавляется
процесс управления персоналом. В компания уровня 2, кроме процессов
управления производства, финансов и персоналом, добавляются процессы управления
продажами и разработки. В компания уровня 3 к производственным процессам и
процессам управления финансами, персоналом, продажами и разработками группой
управляемых процессов становится и маркетинг. В компании уровня 4, где, кроме
производственных процессов и процессов управления финансами, персоналом,
продажами и разработками, маркетинг занимает ключевую позицию в управлении
компании, в управлении процессами выстраивается «логика качества». И наконец,
компании уровня 5. На этом уровне в управлении процессами четко выстроена
«логика качества». Компания такого уровня уже реализовала или вплотную
приблизилась к концепции всеобщего
управления качеством [4]. Понятно, что эффективно выстроить все управляемые
бизнес-процессы могут предприятия, имеющие достаточно эффективную систему
менеджмента. При этом одним из важных показателей, определяющим уровень развития
предприятий, является объем производства продукции и объём продаж. Учитывая то,
что почти все предприятия, функционирующие на региональном рынке, не могут
предложить продукцию с высокими показателями качества, что сдерживается
многочисленными производственными и финансовыми проблемами, уровень развития
компаний оценивается не очень высоко. Если рассматривать предприятия в
сфере малого бизнеса, то это чаще всего компании уровня развития 0, реже 1. Все
это создает определенные проблемы в стратегическом развитии предприятий малого
бизнеса, их «выживаемости» в новых условиях. И именно такие предприятия
потребуют особой заботы со стороны региональных властей, особенно те предприятия
малого бизнеса, которые работают в отдаленных северных районах и труднодоступных
местностях. Вступление России в ВТО привлечет на рынки, в том числе
региональные, новых игроков, которые предложат продукцию и услуги с более
высокими показателями качества и, возможно, с более низкими ценами. Но следует
учитывать, что придут на рынок достаточно сильные игроки, у которых для этого
будут необходимые ресурсы, это компании уровня развития 4-5. Как в таких
условиях придется работать нашим предприятиям, небольшим по масштабам и
финансовым ресурсам? Самые серьезные проблемы могут испытать предприятия малого
бизнеса, для которых построение управляемых бизнес-процессов является самым
затруднительным. Реальная ситуация показывает, что такие предприятия зачастую
осуществляют свою деятельность целиком и полностью, полагаясь только на свою
интуицию. Как правило, менеджмент таких предприятий не имеет специального
профильного образования, и в большей части управляемым является лишь один
процесс – финансы, даже производственные процессы осуществляются по интуиции
руководителя или специалистов компании.
Можно оценить уровень развития предприятий, действующих на
региональном уровне. Причем такую методику оценки можно применить не только к
промышленным предприятиям, на наш взгляд, она применима и для других
предприятий. Проведенный опрос руководителей предприятий Республики Коми
различных форм собственности и специализации показал, что почти 90% предприятий
оценивают уровень развития своих компаний как - 0; 5% - как уровень развития 1;
3% предприятий - как 2-3, только 2% - как уровень 4. Таким образом, большая
часть предприятий выстраивает и управляет лишь ограниченной частью базисных
бизнес-процессов, зачастую это только процессы управления производством и
финансами. Анализ сложившейся системы управления бизнес-процессов на
предприятиях, в том числе и в сфере малого бизнеса, показывает, что самой
серьезной проблемой большинства
предприятий остается низкий уровень квалификации персонала. Изменяющиеся условия
функционирования предприятий при вступлении России в ВТО потребуют и новых
подходов в подготовке кадров для отраслей
и предприятий. Проблему кадров следует рассматривать как
комплексную, поскольку на их подготовку влияет огромное число факторов. В
краткосрочной перспективе потребуется обеспечение комплексного подхода к
существующей системе подготовки специалистов для отраслей и предприятий
Республики Коми. Видится необходимым построение цепочки следующих процессов:
требования рынка - требования к уровню квалификации - качество работы персонала
- качество управляемых бизнес-процессов - завоеванный рынок. Разработка новых
стандартов подготовки кадров также должна учитывать предстоящие изменения
функционирования предприятий. В изменяющихся условиях актуальными станут слова
Э. Деминга: «Выживание дело добровольное». Предстоящее вступление России в ВТО существенно изменит
условия, в которых предприятиям предстоит функционировать. В целях поддержания
необходимого уровня конкурентоспособности предприятия должны: 1. Реально оценить сложившуюся систему управления
существующими бизнес-процессами. 2. Проанализировать
профиль компании, сравнить его с существующими и потенциальными конкурентами в
отрасли, в том числе и с мировой практикой с целью разработки стратегии
управления процессами предприятий в новых условиях функционирования. 2. Разработать новые профессиональные стандарты работы
персонала и принять меры по повышению уровня его квалификации в связи с
предстоящими изменениями условий функционирования.
Список литературы: 1. Участие во "всемирном
торговом клубе" заставит наши компании бороться за качество //
Российская газета. Федеральный
выпуск № 5401 (25). 08.02.2011.
3. Членство в ВТО должно служить устойчивому развитию стран.
// Мосты, ноябрь. 2007. Том 2. С.20-23. 4. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он
есть. М.: Эксмо,
2006.
Literature: 1. Participation in "the world trading club" will force our companies to struggle for quality//«the Russian newspaper» Federal release. № 5401 (25), 08.02.2011.
2. The post-Soviet territory countries on a way to the WTO: accession to
WTO process // Bridges. October. 2007. volume 1.
Р.20-23.
3. WTO membership should serve a sustainable development of the
countries // Bridges. November. 2007. Т
2. Р.20-23.
4. Kruglov M.G, Shishkov G.M. Quality management as it is.
M.:Eksmo, 2006.
|