Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Проблемы и пути развития инвестиционной инфраструктуры в северном регионе[1]

Шихвердиев А.П.

 

В статье рассматриваются актуальные проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности северного региона (на примере Республики Коми). По результатам проведенного научного исследования предложены механизмы развития инвестиционной инфраструктуры, разработан  проект соответствующей Концепции

In article topical issues and ways of increase of investment appeal of northern region (on the Republic Komi example) are considered. According to the results of the research proposed mechanisms for the promotion of investment in infrastructure, has drafted the concept

Ключевые слова: инвестиции, инфраструктура, корпоративное управление, северный регион, концепция, эффективность, конкурентоспособность, фондовый рынок, финансовая грамотность, государственно-частное партнерство

Keywords: investment, infrastructure, corporate governance, Northern region, the concept, effectiveness, competitiveness, the stock market, financial literacy, public-private partnership

 

Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.

В современных условиях, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходимо создание качественно сформированной инвестиционной инфраструктуры, которая способна создать условия для осуществления инвестиционной деятельности, снизить степень риска инвестиционных вложений, облегчить привлечение дополнительных инвестиций, аккумулируя финансовые ресурсы. Инвестиционная инфраструктура позволяет реализовать открывающиеся финансовые возможности и тем самым придает жизненность инвестиционному процессу.

В настоящее время, сложившееся на Российском Севере в целом и в Республике Коми в частности состояние экономической и правовой среды, инновационной инфраструктуры и конъюнктуры рынка инвестиций, на наш взгляд, не позволяет с помощью традиционных инвестиционных механизмов решить проблему острой нехватки ресурсов для финансирования инновационных потребностей предприятий и развития научно-технического комплекса. В соответствии с этим большое значение имеет вопрос развития более эффективных и оптимальных, с точки зрения практической реализуемости, способов инвестирования и механизмов развития инвестиционной деятельности.

Одной из стратегических целей и основных задач в области экономического развития северных регионов, в т.ч. Республики Коми является рост инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа региона, повышение инвестиционной и инновационной активности организаций. Однако при реализации указанной цели имеется большое количество проблем.

1. Первостепенной проблемой при развитии инвестиционной инфраструктуры стоит выделить несовершенство федерального и регионального законодательства об инвестициях. Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, страдают серьезными недостатками. Многие законы плохо увязаны друг с другом, содержат лишь общие направления развития инвестиционной деятельности. Также, недостаточно развита законодательная база, регулирующая отношения между регионом и центром, слабо разработаны механизмы страхования инвестиций.

2. Значительное внимание должно быть уделено вопросам совершенствования корпоративного управления, как одного из компонентов институциональной инфраструктуры, обеспечения экономической безопасности и использования инструментов фондового рынка для снижения рисков и привлечения инвестиций.

3. В целом в России и в частности Республике Коми недостаточно развит финансовый рынок, и, как следствие этого, на низком уровне находится доверие населения к инструментам рынка ценных бумаг и привлечения их средств в качестве инвестиционных ресурсов. В регионе нет массовых выпусков дополнительных эмиссий акций акционерных компаний для привлечения инвестиций, следовательно, недостаточно происходит трансформация сбережений в инвестиции и т.д. Все это пагубно влияет на экономику республики и всей страны в целом.

Также, наблюдается слабое развитие финансовых институтов. Нет четкого законодательного регулирования инфраструктуры финансовых рынков на региональном уровне. Необходимо обеспечение информационной безопасности и прозрачности на рынке ценных бумаг для укрепления доверия со стороны потенциальных инвесторов, обеспечение государственной информационной поддержки инвестиционных процессов на фондовом рынке, что практически отсутствует в настоящее время в северном регионе.

4. В экономическом развитии региона большое влияние оказывает банковский сектор как инфраструктура, способствующая активизации  инвестиционных процессов в республике. В целом, ситуация в банковском секторе Республики Коми в 2010 году была достаточно стабильной. Однако развитие банковского сектора сопровождается рядом проблем: низкий уровень капитализации; высокая зависимость ресурсной базы от средств населения; значительная доля ресурсов, не находящая применения в республике; несбалансированность активов и пассивов по срокам привлечения и размещения. К тому же, в связи с отсутствием благоприятных коммерческих возможностей для размещения в республике, часть ресурсов выводится за ее пределы  (по состоянию на  1 января 2011 года эта сумма составила 32,0 млрд. рублей (37,4% ресурсной базы). Из них 23,5 млрд. рублей (27,5% ресурсов) переданы по каналам перераспределения средств между филиалами и головными офисами инорегиональных банков, что превысило аналогичный показатель на начало года в 2,8 раза [8; 64].

5. Еще одна важная проблема - это недостаточная изученность специфики функционирования венчурных фондов. А ведь развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в России в настоящий момент является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

В настоящее время слабо разработаны вопросы, связанные с организацией и стимулированием венчурной инвестиционной деятельности в Республике Коми. Остаются недостаточно разработанными проблемы использования венчурного инвестирования как наиболее приспособленного для инвестиционного обеспечения воспроизводства инновации, сопряженного с большим разнообразием рисков применительно к условиям севера. На государственном уровне не принята концепция становления и развития венчурного инвестирования в Республике Коми и механизм государственной поддержки венчурного инвестирования.

6. Неразвитость механизма государственно - частного партнерства (ГЧП). Данный механизм  позволит минимизировать риски, ослабить нагрузку на бюджеты всех уровней и при сохранении объемов финансирования осуществлять реализацию более значительного числа инвестиционных проектов.

Однако в настоящее время и в данной области существуют проблемы. Основной проблемой на пути реализации проектов на условиях ГЧП является отсутствие прозрачной государственной политики в области развития ГЧП. При этом противоречивость правовых механизмов ГЧП, отсутствие четко зафиксированных приоритетов и портфеля планируемых и реализуемых проектов в данной области создают значительные риски, в первую очередь, для частных инвесторов - непосредственных участников ГЧП.

В Республике Коми существует немало инфраструктурных проблем социально-экономического развития, решение которых откладывается в силу нехватки бюджетных средств. Инвестиционные проекты с большими сроками окупаемости, высокими рисками, низкой нормой отдачи на вложенный капитал, как правило, не являются привлекательными для бизнеса, а государство не является эффективным собственником. Поэтому разделение рисков и ответственности при реализации таких проектов в рамках ГЧП будет способствовать активизации инвестиционной деятельности в этих сферах.

7. Высокие инвестиционные и предпринимательские риски в северном регионе.

8. Низкая финансовая грамотность населения республики в области использования и применения финансовых инструментов и развития инвестиционной деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время, сложившееся в Республике Коми состояние экономической инфраструктуры инвестиционной деятельности, на наш взгляд, не позволяет эффективно решить проблему дальнейшего перспективного развития и перехода экономики на инновационный сценарий развития. А ведь именно инфраструктура инвестиционной деятельности может создать условия для развития инновационной социально ориентированной конкурентоспособной экономики в условиях повышенных рисков Севера. Именно в связи с тем, что существующая инфраструктура инвестиционной деятельности в регионе и во всей современной России в целом недостаточно эффективна, поэтому страна отстает по показателю привлечения инвестиций в основной капитал от уровня валового внутреннего продукта относительно других развитых стран.

По результатам проведенных Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета исследований, нами предложены пути повышения инвестиционной привлекательности северного региона (на примере Республики Коми). Основное внимание уделено вопросам развития инвестиционной инфраструктуры.

Так, на наш взгляд, в рамках реализации инвестиционной политики Республики Коми должны решаться следующие основные задачи:

- создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности на территории республики;

- обеспечение участия республики в федеральных инвестиционных программах, национальных проектах, программах, финансируемых федеральными институтами развития и международными организациями;

- содействие организациям, реализующим или планирующим реализацию на территории Республики Коми инвестиционных проектов, в продвижении информации о проектах на российский и мировой рынки, а также в привлечении инвестиций;

- формирование климата, благоприятного для вложения инвесторами средств, в том числе поддержание позитивного инвестиционного имиджа Республики Коми;

- мобилизация инвестиционных ресурсов и обеспечение их эффективного использования путем применения передовых методов управления инвестиционными процессами, в том числе программно-целевых методов и механизмов государственно-частного партнерства для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития региона;

- развитие фондового рынка, создание условий для трансформации сбережений населения в инвестиции;

- создание условий для развития высокорисковых инвестиций в инновационную сферу. 

Следует обратить внимание на то, что развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности должно рассматриваться с учетом специфики северных условий, высоких рисков, связанных с суровыми природно-климатическими условиями, относительно более высокими издержками в большинстве секторов экономки, важностью северных территорий с позиции перспектив стратегического развития России. Основой экономики Севера являются природно-эксплуатирующие предприятия с долей государственного капитала, которые остро нуждаются в крупных долгосрочных инвестициях, которые проблематично привлечь.

 Именно поэтому значительное внимание в ходе исследования уделено вопросам совершенствования корпоративного управления, как одного из компонентов институциональной инфраструктуры, обеспечения экономической безопасности и использования инструментов фондового рынка для снижения рисков и привлечения инвестиций.

Анализируя роль корпоративного управления в развитии инвестиционной инфраструктуры необходимо отметить, что выше уровень корпоративного управления в организациях, тем более инвестиционно-привлекательными они являются. В современных условиях повышение уровня корпоративного управления является одним из важнейших факторов развития инфраструктуры инвестиционной деятельности.

Таким образом, модель эффективного корпоративного управления должна соответствовать следующим критериям: соблюдение прав акционеров, инвесторов и заинтересованных сторон; четкое разделение полномочий и  ответственности между органами управления; наличие эффективного наблюдательного органа (структура совета директоров, наличие работоспособных комитетов, отсутствие конфликта интересов и др.);  выстроенная система управленческой отчетности для наблюдательного органа; формализованная и прозрачная политика и процедура назначения/переизбрания директоров, вознаграждения директоров и руководителей компании; информационная открытость для акционеров и заинтересованных сторон, включая социальную ответственность; прозрачная дивидендная политика; наличие эффективных систем внутреннего контроля и аудита. Органы управления компанией при эффективном корпоративном управлении также должны отвечать определенным требованиям. Необходимо соблюдать четкую иерархию уровней управления и подотчетности.

Продолжая данную тему, стоит отметить, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться, во-первых, на всестороннем учете отечественного и зарубежного опыта в связи с глобализацией и интернационализацией экономики. При этом, основополагающими могут быть Принципы корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые могут быть использованы для оценки и совершенствования законодательства в данной сфере.

Во-вторых, коренное улучшение корпоративного управления также должно базироваться на реализации основных положений Российского Кодекса Корпоративного поведения, который был одобрен  в 2002 г. Правительством Российской Федерации. В Кодексе проведены стандарты корпоративного поведения, установленные на основе анализа наилучшей практики корпоративного поведения.

И конечно, важным для совершенствования корпоративного управления является улучшение правового регулирования управленческих отношений. Здесь существенным является дальнейшая реализация одобренной Правительством Российской Федерации Концепции развития корпоративного законодательства до 2008 г. Реализация данной концепции должна привести к построению четкой системы корпоративного законодательства, заполнению пробелов и ликвидации противоречий в правовых нормах, что в свою очередь будет способствовать стимулированию предпринимательской активности и устранению необоснованных барьеров.

Таким образом, главным результатом совершенствования корпоративных отношений будет обеспечение защиты интересов акционеров, повышение инвестиционной привлекательности, капитализации прибыли и эффективного  функционирования акционерных обществ в целом.  Первостепенную роль здесь играет деятельность органов государственной власти, выступающих как элемент инфраструктуры инвестиционной деятельности, способствующий активизации инвестиционных процессов.

Государством должны более активно решаться вопросы по совершенствованию управления бизнесом в регионе, следует провести анализ и выявить основные проблемы и перспективы развития корпоративного управления в Республике Коми. Также, требуется провести ряд мероприятий, способствующих эффективному внедрению предприятиями региона в свою деятельность основных принципов корпоративного управления, неукоснительного соблюдения в связи с этим действующих законодательных требований, добровольного применения рекомендаций Кодекса корпоративного поведения. Повышение эффективности корпоративного управления - задача, в решении которой заинтересованы как коммерческие предприятия, так и публичная власть. Решение ее будет способствовать привлечению инвестиций в экономику региона, формированию добросовестной конкуренции, укреплению иных рыночных механизмов, социальной ориентированности бизнеса, повышению уровня жизни населения.

По результатам проведенных исследований можно предложить следующие основные направления деятельности органов государственной власти по повышению уровня корпоративного управления в северном регионе:

1. Активно содействовать диалогу между различными группами участников процесса корпоративного управления (членами Совета директоров, менеджерами, акционерами, органами государственного регулирования, трудовыми коллективами, представителями общественности и др.).

2. Разработать постановление, обязывающее компании республики (хотя бы крупные) внедрять четкие процедуры взаимодействия всех субъектов корпоративных отношений, в том числе рекомендованные Кодексом корпоративного поведения, использовать на своих предприятиях основные принципы корпоративного управления,  рекомендованные ОЭСР, а также публично отчитываться о проделанной работе.

В свою очередь,  Министерство экономического развития Республики Коми должно обеспечить компании необходимой информацией, проводить консультации по интересующим вопросам в области внедрения принципов корпоративного поведения на своих предприятиях.

3. Содействовать в совершенствовании стандартов и повышении качества корпоративного управления в компаниях, ведущих бизнес в регионе. Эффективная система корпоративного управления включает в себя многие элементы. Внедрение этих элементов должно происходить поэтапно. Компаниям рекомендуется оценить текущее состояние корпоративного управления и определить приоритеты его улучшения.

4. Содействие большей открытости компаний республики и повышению степени информированности о своих достижениях в области корпоративного управления.  Средства массовой информации и новые технологии становятся в наше время не только способом раскрытия информации, но и одним из важнейших инструментов создания репутации. Вместе с тем необходимо сформировать систему контроля за использованием инсайдерской информации, защиты конфиденциальной информации.

5. Содействие защищенности предприятий региона от недобросовестного и противоправного поведения. Зашита прав акционеров, защищенность бизнеса от недобросовестного и незаконного вторжения в него со стороны частных лиц, а порой и государства является необходимым условием для успешного развития предпринимательства. Компаниям региона необходимо рекомендовать активнее внедрять в свою деятельность систему управления рисками, в том числе связанную с защитой от враждебных захватов.

6. Ввести систему различных поощрений и льгот тем предприятиям, которые придерживаются принципов корпоративного управления и повышают его уровень. Информировать население в средствах массовой информации о таких компаниях с целью повышения их репутации и доверия со стороны инвесторов.

7. Проведение всевозможных семинаров, инвестиционных форумов с участием Международной финансовой корпорации, сети Глобального договора ООН, Российского сообщества корпоративных директоров, Торгово-промышленных палат России и Республики Коми, Министерства экономического развития Республики Коми, ВУЗов, научных организаций и бизнес - элиты региона с целью обсуждения основных проблем и перспектив развития корпоративного управления в Республике Коми. Проведение обучающих семинаров, тренингов, презентаций, касающихся основных направлений развития корпоративного управления в регионе для оказания поддержки и помощи компаниям республики.

8. Создание необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей и способствующей повышению роли корпоративного управления в республике.

Таким образом, необходим комплексный подход к формированию и развитию корпоративного управления в регионе, и, как следствие, привлечению инвестиций. А это будет возможно только при условии, что будет обеспечена координация действий органов государственной власти, прямо и косвенно влияющих на корпоративное управление, а  также в том случае, если компании сами будут способствовать внедрению принципов эффективного корпоративного управления.

Другой, не менее важной инфраструктурной проблемой являются отношения государства и бизнеса, так называемое государственно-частное партнерство (ГЧП). Согласно Концепции инвестиционной политики Республики Коми, в целях формирования государственной политики в сфере развития ГЧП и правового регулирования отношений между органами исполнительной власти Республики Коми и субъектами инвестиционной деятельности в области ГЧП необходимо решить следующие задачи:

1) определение основных форм ГЧП, при этом регулирование форм ГЧП должно строиться таким образом, чтобы инициаторами совместных проектов могли выступать как государственные органы, так и частные лица;

2) определение приоритетных направлений использования механизмов ГЧП;

3) разработка и внедрение конкретных инструментов реализации проектов ГЧП;

4) формирование рынка проектов, реализуемых на основе ГЧП, и единой системы государственного управления проектами ГЧП;

5) снижение рисков участия в проектах.

Наибольшие проблемы возникают из-за отсутствия транспарентности в оценках и распределении рисков. Поэтому необходима стандартизация оценки рисков и управления ими;

6) создание условий для повышения инвестиционной привлекательности проектов ГЧП для российских и зарубежных инвесторов;

7) создание условий для получения региональными инвестиционными проектами поддержки за счет средств российских институтов развития (Инвестиционного фонда Российской Федерации, Внешэкономбанка, Роснанотех и др.);

8) участие в установленном порядке в согласовании приоритетных направлений деятельности открытого акционерного общества «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми», как одного из механизмов ГЧП и др.

Кроме того, на наш взгляд, в области развития государственно – частного партнерства в республике требуется повысить квалификацию менеджеров со стороны государства. Возможно даже создание команды опытных экспертов и менеджеров, отвечающих за организацию взаимодействия со стороны государства в разных проектах.

Также, при подготовке и принятии стратегических решений по реализации инвестиционных проектов органы исполнительной власти Республики Коми должны уделять серьезное внимание проведению предварительных консультаций, общественных слушаний. Здесь важно участие бизнес - сообщества, так как оно, с одной стороны, повышает актуальность принимаемых решений, с другой стороны, формирует необходимую в условиях несовершенства нормативно-правовой базы ГЧП определенность для частных инвесторов - участников ГЧП.

В целях реального продвижения механизмов ГЧП в инвестиционной сфере Республики Коми должен быть определен конкретный государственный орган (или иная организация), который в рамках выполнения функций регионального центра ГЧП будет уполномочен: осуществлять общую организацию проектов на принципах ГЧП; координировать деятельность государственных органов по вопросам организации ГЧП; осуществлять взаимодействие с государственными институтами развития, частными субъектами, структурами, осуществляющими финансирование, и прочими участниками рынка по вопросам организации ГЧП; организовывать работу с консультантами в сфере ГЧП; проводить мониторинг хода выполнения проектов ГЧП.

Таким образом, основными механизмами по развитию государственно-частного партнерства на территории Республики Коми должны быть следующие мероприятия:

- последовательное развитие нормативно-правовой базы Республики Коми для создания правовой основы сотрудничества органов государственной власти Республики Коми и частного бизнеса, в области развития инфраструктурного комплекса;

- реализация образовательных программ по подготовке управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере работы с инструментами государственно-частного партнерства;

- формирование и развитие эффективной системы взаимодействия органов государственной власти Республики Коми и частного бизнеса на основе долгосрочных взаимовыгодных договорных отношений, предусматривающей четкое разделение функций владения, финансирования и эксплуатации (управления) и определение взаимной ответственности;

- развитие и расширение инфраструктуры, способствующей активизации процессов государственно-частного партнерства, повышению информированности и обеспечению консультативной поддержки организаций;

- изучение и применение передового опыта по реализации проектов государственно-частного партнерства и существующей международной практики.

Не менее важным направлением в области развития ГЧП будет упорядочение процедур подготовки и заключения разного рода соглашений, меморандумов и протоколов между органами исполнительной власти Республики Коми и субъектами инвестиционной деятельности (в том числе, крупными корпорациями).

Далее, в целях обеспечения всестороннего обслуживания инвестиционной деятельности на территории региона внимание государства должно быть сконцентрировано, также, на развитии страхового и фондового рынков. В целях развития регионального страхового рынка должна быть разработана Концепция развития страховой деятельности в регионе, направленная на обеспечение, с одной стороны, страховой защиты инвесторов и объектов инвестиционной деятельности, а с другой - на обеспечение притока инвестиционных ресурсов от страховых компаний в реальный сектор экономики. В целях применения страхования при осуществлении инвестиционной деятельности должна быть использована страховая инфраструктура региона, как инструмент осуществления страховой защиты инвестиционных программ и проектов на территории республики.

В мировой науке инвестиционная деятельности и развитый фондовый рынок рассматриваются сегодня как одно из главных условий модернизации экономики. В связи с этим, основными направлениями исследований являются проблемы совершенствования инфраструктуры финансового рынка, обеспечения безопасности инвестиций, создание новых институтов, регулирующих и стимулирующих инвестиционную деятельность, укрепление системы государственной поддержки и контроля, формирование инфраструктуры инновационной системы, создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инвестиционной деятельности. Развитие регионального фондового рынка, как инструмента мобилизации и эффективного распределения инвестиционных ресурсов, должно осуществляться, прежде всего, в направлении интеграции региона в единую общероссийскую инфраструктуру фондового рынка.

В целях развития финансового рынка необходимо разработать механизмы, обеспечивающие содействие повышению доверия населения к инструментам рынка ценных бумаг и создание условий для привлечения средств населения в качестве инвестиционных ресурсов. Также необходимо обеспечение информационной безопасности и прозрачности на рынке ценных бумаг для укрепления доверия со стороны потенциальных инвесторов, обеспечение государственной информационной поддержки инвестиционных процессов на фондовом рынке.

Проблема развития банковского сектора также остается для Республики Коми довольно актуальной. Согласно Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, целью развития банковского сектора республики является создание эффективной банковской сферы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике на основе устойчивости и надежности функционирования кредитных организаций, финансовой поддержки инновационной деятельности, своевременном осуществление расчетов, а также создание благоприятных условий для формирования человеческого капитала, повышения благосостояния населения. Для достижения указанной цели на государственном уровне необходимо содействие в решении следующих основных задач:

- повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- формирование значительного и долгосрочного инвестиционного ресурса на основе роста склонности населения к сбережениям посредством повышения надежности банков, улучшения пруденциального надзора, расширения инструментов рефинансирования, повышения прозрачности деятельности кредитных организаций, развития финансовой грамотности населения;

- содействие укреплению доверия к  банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков;

- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

- повышение качества банковского менеджмента, эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении банками своей деятельности, систем внутреннего контроля, достижение уровня прозрачности системы корпоративного управления и др.

В целях создания системы коммерциализации научных исследований и разработок при помощи механизма венчурного инвестирования государство должно выполнять как регулирующую, так и стимулирующую функции, тем самым снижая высокие риски и являясь участником процесса венчурного инвестирования.

Прямое государственное участие должно осуществляться путем прямых государственных инвестиций в долевой капитал инновационно-активных предприятий и организаций, предоставления активов специальным фондам содействия развитию венчурного инвестирования и средств для создания и развития малого инновационного бизнеса. Косвенное же государственное участие включает в себя мероприятия по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в регионах. К ним относятся нормативно-правовое обеспечение, предоставление налоговых льгот, упрощение процедур регистрации, контроля, отчетности и т.п.

Представляется необходимым разработать и внедрить комплекс мероприятий по формированию единого информационного пространства в целях консолидации научно-технического потенциала республиканских и российских инновационных компаний, интеграции с существующими аналогичными проектами за рубежом, комплексной информационной поддержки инновационных структур для реализации регионального технологического потенциала, эффективной коммерциализации научных исследований и разработок.

Также в республике необходимо создать электронную биржевую площадку для продажи акций высокотехнологичных предприятий, объединив ее с сетью других биржевых площадок и фондовых бирж в других регионах страны. Следует обеспечить возможность участия инновационных предприятий и организаций республики, заинтересованных представителей науки и органов власти в ежегодных венчурных ярмарках.

Проанализировав опыт других регионов России, стоит отметить, что довольно эффективным было бы введение в Республику Коми специализированных структур, занимающихся развитием инвестиционной деятельности. Так, например, в ряде регионов России, функционирует Международная ассоциация инвесторов, главным достижением которой является формирование эффективного партнерства власти и бизнеса в вопросах инвестиционного развития региона. Сегодня в Республике Коми, на наш взгляд, необходимо создание подобной независимой структуры, осуществляющей планирование и координацию инвестиционной деятельности.

Также, целесообразно создать отдельную организацию, определенную на основании тендера и имеющую статус Агентства инвестиций и развития Республики Коми. Основными направлениями деятельности Агентства инвестиций и развития Республики Коми были бы: формирование имиджа и продвижение региона; обслуживание инвесторов и поддержка предприятий; развитие территории; стратегия и мониторинг реализации; развитие инновационной сферы.

Кроме того, анализируя опыт развития инфраструктуры инвестиционной деятельности регионов России, стоит предложить формирование системы прямого инвестиционного маркетинга в республике. Успешный маркетинг региона предполагает выбор целевых инвесторов, которые могут быть заинтересованы в развитии приоритетных секторов Республики Коми, выделение значимых для них характеристик, формирование уникального предложения региона в разрезе данных характеристик и проведении целевой кампании продвижения в разрезе каждой группы инвесторов.

В целях развития инвестиционной инфраструктуры на наш взгляд целесообразным является разработка комплексного программного документа, который мог бы включить в себя концептуальные подходы к развитию инвестиционной деятельности на перспективу. Коллективом Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета разработан проект Концепции развития инфраструктуры инвестиционной деятельности северного региона (далее – Концепция).

Концепция определяет задачи и основные направления государственной политики Республики Коми, ориентированные на создание условий для стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, привлечение инвестиций от других регионов России и за рубежом, создание позитивного инвестиционного имиджа региона.

Целью Концепции является создание и развитие в республике эффективной инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое сбалансированное экономическое развитие Республики Коми за счет создания привлекательных условий для осуществления инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в республику.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

- создание и развитие организаций инвестиционной инфраструктуры, образующих единую систему;

 - формирование и развитие механизмов поддержки организаций инвестиционной инфраструктуры;

 - создание условий для самостоятельного развития организаций инвестиционной инфраструктуры;

 - стимулирование привлечения инвестиций на территория Республики Коми.

Данную Концепцию предлагается реализовать в несколько этапов:

- на первом этапе необходимо совершенствование законодательной базы, регулирующей вопросы развития инвестиционной инфраструктуры в регионе, повышение роли корпоративного управления;

- на втором этапе необходимо создание основных инфраструктурных элементов республики для развития инвестиционной деятельности;

-  на третьем этапе необходимо стимулировать и привлекать инвесторов, развивать приоритетные проекты республики.

Концепция рассчитана на среднесрочную перспективу, что обусловлено необходимостью комплексного решения проблемы развития инвестиционной инфраструктуры, активизации инвестиционной сферы и повышения инвестиционной привлекательности региона.

При реализации Концепции необходимы следующие мероприятия:

- определение основных причин недостаточного развития инфраструктурного комплекса Республики Коми;

- обоснование объективной необходимости развития институциональной инфраструктуры как фактора экономического роста и перехода экономики северного региона на инновационный путь развития;

-  формирование приоритетов развития инфраструктуры северного региона;

-  определение потенциала ресурсов, имеющихся в регионе для создания и развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности, активизации взаимодействия государственной власти, науки и бизнеса при формировании инфраструктурного комплекса Республики Коми;

- разработка основных составляющих инфраструктуры финансового рынка, поддержки инвестиций и инновационной деятельности северного региона;

-    разработка механизмов по снижению инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности, развития финансовых институтов в северном регионе;

- разработка предложений для органов государственной власти по вопросам улучшения условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитию финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

- подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего инфраструктуру финансовых рынков (элементы региональной концепции развития фондового рынка);

- разработка предложений по созданию инфраструктуры обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, предусматривающие мероприятия по совершенствованию корпоративного управления и защиты прав собственности;

- подготовка программы подготовки кадров и развития финансовой грамотности населения северного региона, с учетом создания для населения новых финансовых инструментов;

- разработка экономической модели Республики Коми в рамках реализации Концепции социально-экономического развития России и стратегии социального и экономического развития Республики Коми до 2020 г. с позиции  создания достаточной для обеспечения экономического и социального развития инфраструктуры инвестиционной деятельности.

Механизм реализации Концепции представляет собой систему мероприятий, стимулирующих создание элементов инвестиционной инфраструктуры.

1. Мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению создания и развития элементов инвестиционной инфраструктуры направлены на:

- финансирование за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных источников создания и развития организаций инвестиционной инфраструктуры в соответствии с законодательством;

- обеспечение реализации проектов по созданию и развитию организаций инвестиционной инфраструктуры на территории Республики Коми в рамках федеральных целевых программ по поддержке инвестиционной инфраструктуры.

2. Мероприятия по информационной поддержке развития инфраструктуры инвестиционной деятельности включают информацию: сведения об инвесторах; сведения о кадровых ресурсах Республики Коми в сфере инвестиций; информация о существующей инфраструктуре инвестиционной деятельности; информация об имеющихся ресурсах, которые можно было бы направить на развитие инвестиционной инфраструктуры; сведения об источниках и механизмах финансирования; сведения о страховых инструментах снижения инвестиционных рисков.

3. Мероприятия по маркетинговой поддержке инвестиционной деятельности включают: выбор целевых инвесторов, которые могут быть заинтересованы в развитии приоритетных секторов Республики Коми, выделение значимых для них характеристик; формирование уникального предложения региона в разрезе каждой группы инвесторов; формирование базы данных потенциальных инвесторов в Республику Коми; продвижение инновационных предложений (проектов) до инвесторов; постпроектное обслуживание инвесторов.

4. Мероприятия по правовому обеспечению инвестиционной деятельности и защите прав инвесторов:              - повышение правовой культуры работников предприятий и организаций в сфере инвестиционной деятельности;

- совершенствование правовых механизмов развития инвестиционной деятельности;

- оказание правовой помощи инвесторам.

5. Мероприятия по кадровому обеспечению инвестиционной деятельности направлены на:

 - целевую подготовку специалистов для реализации инновационно-инвестиционных проектов;

- проведение оценки кадрового потенциала в инвестиционной сфере;

- включение в учебные программы высших учебных заведений курса по вопросам развития инвестиционной деятельности в регионе;

- создание в Республике Коми Школы бизнеса и права, которая целенаправленно будет заниматься подготовкой ответственных инвестиционно грамотных менеджеров и предпринимателей.

Результатом принятия данной Концепции, а, следовательно, нового подхода к формированию общих принципов построения инвестиционной политики региона, станет создание и обеспечение эффективного функционирования в Республике Коми целостной, адекватной общемировым тенденциям развития, региональной инвестиционной системы, способной обеспечить выполнение поставленных целей общеэкономического и социального развития региона.

 

Список литературы:

  1. Закон Республики Коми от 28.06.2005 г. № 71-РЗ «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми».

  2. Закон Республики Коми от 30.06.2010 г. N 65-РЗ «О государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми».

  3. Закон Республики Коми от 04.10.2010 г. № 112-РЗ «Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве».

  4. Указ Главы Республики Коми от 07.07.1997 г. № 184 «Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Республике Коми». 

  5. Постановление Правительства Республики Коми  от 28.05.2007 г. № 107 « Об утверждении плана мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Республики Коми и активизации инвестиционной деятельности в Республике Коми на 2007-2010 годы».

  6. Распоряжение Правительства Республики Коми от 31.12.2010 г. № 617-р «О Концепции инвестиционной политики в Республике Коми».

  7. Ведомственная целевая программа Министерства экономического развития Республики Коми от 30.12.2010 г. № 409 «Повышение инвестиционной привлекательности Республики Коми и содействие активизации инвестиционной деятельности на территории Республики Коми (2011-2013 годы)».

  8. Основные показатели инвестиционной деятельности за 2010 год. Статистический бюллетень  № 37-110-107/24. Сыктывкар. 21.02.2011.  127 с.

  9. Инвестиции в Республике Коми. 2010: Стат.сб./Комистат – Сыктывкар. 2010. 139 с.

 

Literature:

  1. Law of the Komi Republic of 28.06.2005 № 71-RE "On investment activity in the Komi Republic."

  2. Law of the Komi Republic of 30.06.2010 N 65-RE "On state support of innovative activity in the Komi Republic"

  3. Law of the Komi Republic of 04.10.2010, № 112-RP "On the Participation of the Komi Republic in the public-private partnership."

  4. Decree of the Head of the Komi Republic of 07.07.1997, № 184 "On approval of the concept of securities market development in the Komi Republic."

  5. Resolution of the Government of the Komi Republic of 28.05.2007 № 107 "On Approval of the Action Plan to increase the investment attractiveness of the Republic of Komi and investment activity in the Komi Republic in 2007-2010."

  6. Order of the Government of the Komi Republic of 31.12.2010 № 617-r "On the Concept of investment policy in the Komi Republic."

  7. Departmental target program of the Ministry of Economic Development of the Komi Republic of 30.12.2010 № 409 "Raising Institute

  8. Main indicators of investment activity for 2010. The statistical bulletin № 37-110-107/24. Syktyvkar. 21.02.2011. 127 р.

  9. Investments in the Republic of Komi. 2010: Stat.sb. / Komistat - Syktyvkar. 2010. 139 р.



[1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ №10-02-41201а/С  «Создание качественной инфраструктуры инвестиционной деятельности как фактор обеспечения экономического роста Севера в целях развития инновационной экономики и противодействия экономическим кризисам (на примере Республики Коми)»