Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Особенности формирования и реализации кластерной политики в северных регионах России

Беляев В. И.

В статье рассматриваются процессы и механизмы трансформации экономики северных регионов России в современных условиях. Анализируются возможности для реализации кластерных инициатив, эффективное развитие которых будет определять появление новых производств и поставщиков услуг в сложных условиях монопрофильной экономики. Обосновывается необходимость создания сервисных инфраструктурных кластеров, специализирующихся на системном развитии региональной инфраструктуры и обеспечении населения комплексом потребных услуг

In article processes and mechanisms of transformation of economy of northern regions of Russia are considered. Possibilities for realization clusters the initiatives which effective development will define occurrence of new manufactures and service providers in difficult conditions of monoprofile economy are analyzed. Necessity of creation service infrastructural clusters, specializing on system development of a regional infrastructure is proved

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, монопрофильная экономика, сервисный инфраструктурный кластер

Keywords: clusters, clusters a policy, monoprofile economy, service infrastructural cluster

 

Для современной экономики характерны сложные и противоречивые процессы трансформации от открытой конкуренции на рынках товаров и услуг к повышению взаимосвязанности хозяйствующих субъектов, выражающейся в разных формах кооперации[1].

Системная кооперация, основанная на общности долговременных интересов, ориентирована на достижение большего количества эффектов, выходящих далеко за рамки коммерческой выгоды. Наиболее распространенной и адекватной формой подобной системной кооперации является кластерный подход.

Кластеры представляют собой определенным образом организованную группу юридически самостоятельных, но взаимосвязанных на договорной основе предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, базирующихся на территории одного или нескольких административно-территориальных образований (субъектов РФ и/или муниципальных образований), взаимодополняющих друг друга и на синергетической основе усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Кластерный подход к рассмотрению деятельности групп предприятий и организаций был предложен в работах М. Портера, отметившего, что в современных условиях глобализации и интеграции дифференциация экономики на секторы или отрасли утрачивает актуальность, а на первый план выходят кластеры, то есть системы или сети взаимосвязей фирм и организаций[10].

Существенный вклад в исследование проблем создания и развития крупных интегрированных комплексов, в том числе кластеров, внесли такие зарубежные авторы, как И. Ансофф, А. Стрикланд, В. Фельдман, П.Фишер, В. Хоейр [2,16,17].

М. Портер, предложивший использовать понятие «кластер» (в переводе с англ. – гроздь, кисть, группа) в экономике, понимает под ним группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга в направлении выпуска конечных продуктов (товаров и услуг).

В отличие от других форм организации предприятий (холдинговых компаний, финансово-промышленных групп и т.д.) в кластерах формируется особая конкуренто-партнерская среда, компании взаимодействуют друг с другом в виде гибкой сети связей, изменяющихся в зависимости от выхода на те или иные рынки или в связи с вступлением (временным) в те или иные стратегические альянсы. Иными словами, каждый кластер ввиду разнообразия этого взаимодействия уникален и постоянно видоизменяется. Такая особенность кластера позволяет успешно уживаться и взаимодействовать в его структуре крупному, среднему и малому бизнесу. А для ряда субъектов кластер прежде всего интересен  своеобразной атмосферой, аурой, в значительной степени способствующей творческим инновационным процессам[3].

Существенный вклад в развитие идей, касающихся роли инновационных систем в экономике, внес Ф. Хайек, сформулировавший концепцию рассеянного знания, в соответствии с которой рынок рассматривается как своеобразный информационный ретранслятор знаний большого количества независимых друг от друга людей, выявляемых и используемых на основе рыночных механизмов [17]

Кластерный подход к изучению экономических процессов формирования конкурентоспособности применяется и в ряде других теорий. Так французские ученые Толенадо И. и Солье Д. использовали понятие «фильеры» (в технике понятие «фильеры» применяется для пресс-форм, форм для выпечки вафель и пр.) для описания групп технологических секторов [14]. Формирование фильеров объяснялось зависимостью одного сектора от другого по технологическому уровню. Таким образом, фильеры представляют собой более узкую интерпретацию кластера, так как основываются на одном из критериев возникновения кластера - на необходимости создания технологических связей между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ.

Непосредственно понятие «национальная инновационная система» и декомпозиция его на региональном уровне (соответственно «региональная инновационная система») было введено в работах К. Фримана, Р.Р. Нельсона и Б. Лундвала [15].

По мнению М. Андерсена и Ч. Карлссона, шведских авторов доклада «Региональные инновационные системы в небольших и средних регионах» (2004 г.), исходной предпосылкой успешного создания РИС является наличие как минимум одного (а еще лучше нескольких) действующего промышленного кластера, объединяющего предприятия малого и среднего бизнеса, либо одной или нескольких крупных промышленных компаний (в том числе холдинговаого типа), окруженных кластерами поставщиков и/или заказчиков их продукции.

Компании, управляющие цепочкой создания стоимости, не просто предъявляют требования к определенному качеству производимых товаров, но и предоставляют производителям конкретные спецификации, требуют от них сертификации товаров по международным стандартам, в некоторых случаях даже финансируют сертификацию совершенно независимых производителей, предоставляют техническую помощь своих специалистов и т.д. [12] На этой основе также могут формироваться некоторые объединения компаний. Некоторыми авторами в мировой литературе использовалось и такое определение кластеров, которое предполагало обязательное участие в них центрального актора, что, очевидно, отлично от кооперации равноправных и независимых компаний. В рамках цепочки создания стоимости управляющее звено обладает переговорными преимуществами. Использование этих переговорных преимуществ заставляет говорить о «доминировании» и «зависимости», хотя по целому ряду обстоятельств использование именно этого термина, более подходящего для объединения хозяйствующих субъектов в рамках компаний холдингового типа [9], выглядит в данном случае нецелесообразным. 

Кластерная организация региональной экономики характеризуется созданием нового или преобразованием имеющегося территориально-хозяйственного комплекса, сформированного на базе территориальной концентрации и диверсификации предприятий и организаций, связанных отношениями партнерства и специализирующихся на производстве конкурентоспособной продукции по всей технологической цепи. Важными элементами кластерной политики должны стать разработка и реализация федеральной и региональных программ содействия формированию и функционированию кластерных образований, развитие в этом направлении различных форм частно-государственного и частно-муниципального партнерства.

В настоящее время именно ситуация, характеризующая состояние северных территорий, дает наглядное представление о том, к каким катастрофическим последствиям приводит несистемное хозяйствование, отсутствие полноценного учета различных социально-экономических факторов и интересов местного (в том числе коренного) населения в проведении сбалансированной территориальной социально-экономической политики.

Создание и развитие территориальных и межотраслевых кластеров – это  сегодня одно из  ключевых направлений развития экономики Севера в современных условиях. Ранее в северных регионах формировались территориально-производственные комплексы, в которых предпринимались попытки увязки добычи природных (в первую очередь, невозобновляемых) ресурсов и инфраструктурного обустройства территории. Основное отличие современного северного кластера от подобного комплекса состоит в том, что ключевым фактором в кластере должны выступать инновации, обеспечивающие конкурентоспособность кластера, информационно-коммуникационные сети, предприятия и организации малого и среднего бизнеса, сервисные структуры.

Значение кластеров и кластерной политики для районов Севера состоит в их способности обеспечить как минимум частичную  диверсификацию  ресурсодобывающей монопрофильной экономики Севера (в том числе моногородов), содействовать динамичному развитию транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры, предприятий малого и среднего бизнеса [8]. При этом не должен наноситься ущерб традиционным промыслам и ремеслам коренного населения. Тем более что необходимость такой ориентации на сохранение традиционных промыслов практически подтверждена в работах нобелевского лауреата по экономике 2009 года
Э. Остром, оспорившей распространенное мнение о том, что коллективная собственность плохо управляется, а стало быть, она должна либо регулироваться властями, либо быть приватизирована. Она проанализировала примеры использования природных ресурсов (пастбищ, лесов, лугов, водоемов) на основе традиционных форм хозяйствования и пришла к выводу, что их пользователи способны придумывать в значительной степени эффективные способы управления (в том числе сохраняющие и воспроизводящие природные ресурсы, что очень важно для условий хозяйствования на Севере), не сводимые к государственному администрированию или использованию рыночных механизмов [3].

В Российской Федерации в качестве основной нормативно-правовой базы, определяющей стратегию регионального экономического развития на отдаленную перспективу, выступает «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее – Концепция) [5]. Следует отметить, что хотя данная Концепция рассматривалась и утверждалась в период первой волны финансово-экономического кризиса, непосредственно антикризисной направленности она не содержит.

В качестве стратегий, обеспечивающих трансформацию экономики в направлении приоритетов инновационного и социально-экономического развития в Концепции, в числе прочего выделено развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой.

Анализ данных стратегических направлений показывает, что в основе их реализации лежит кластерная политика, затрагивающая не только организацию кластеров на базе исторически сложившихся в регионах России отраслевых комплексов (сложившихся на основе индустриальной специализации), но и обоснованное создание сети новых кластеров. То есть кластерная региональная политика в Концепции имеет широкий диапазон применения, включая сохранение традиционной отраслевой и территориальной специализации, создание новых «точек роста», прежде всего на основе развития инновационных технологий в перспективных по своему потенциалу регионах, а также поддержка депрессивных (в том числе монопрофильных) территорий (субъектов РФ, экономических районов, отдельных муниципальных образований).

Использование кластерного подхода при анализе динамики экономического развития региона и его прогнозировании позволяет системно рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к одной или разным отраслям. В то же время кластерный подход ориентирован на поддержание инициативы предприятий–лидеров, способных выйти на ключевые позиции в регионе – месте дислокации кластера.

С учетом того, что кластерная политика преследует цели решения задач ускоренного развития отдельных отраслей и регионов, процессы бюджетного обеспечения объектов должны быть транспарентными. Это следует принимать во внимание при увязке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации с перспективными стратегическими программами развития регионов.

Развивающийся мировой финансово-экономический кризис негативно отразился на экономике разных стран, тем не менее, ориентация на применение инновационных технологий, стимулирование развития сферы малого и среднего бизнеса и социальная ориентация разработки новых товаров и услуг, ориентация на создание новых рабочих мест, присущие структуризации экономики на кластерной основе, несомненно, имеют антикризисный характер.

Следует учитывать, что кластеры, способствующие стимулированию инновационных процессов в различных сферах, являются современной альтернативой экспортно-сырьевой ориентации национальной и региональной экономики. При этом конкурентоспособность и жизнеспособность того или иного кластера будет в значительной степени определяться характером взаимодействия этих кластеров с системой взаимосвязанных социальных и экономических институтов и прежде всего властью, на подведомственной территории которой расположен конкретный кластер.

Поскольку использование кластерной концепции в экономической практике является достаточно новым подходом, нередко применяющимся для уже сложившихся социально-экономических комплексов, в мировой практике пока не сложилось общепринятых критериев оценки эффективности функционирования и развития кластеров. В кластерной модели М. Портера используются такие оценки эффективности кластеров, как производительность и масштаб деятельности хозяйствующих субъектов, созданных в рамках кластерных инициатив, конкурентоспособность основной продукции, произведенной участниками кластера.

Можно предложить набор косвенных параметров, которые в своей совокупности могут дать представление об успешности того или иного кластера и необходимых усилиях органов государственной власти и местного самоуправления по снижению негативных аспектов, трансформируемой экономики и условий успешного бизнеса:

·      Влияние кластера на региональную политику, определяемое в числе прочего, динамикой  доли предприятий кластера в ВРП, объемов налоговых поступлений и уровнем уровня занятости населения.

·      Уровень развития человеческого капитала, стимулируемый кластерными инициативами.

·      Близость к поставщикам.

·      Доступность капитала и динамика его привлечения.

·      Рост сектора услуг.Уровень развития внешних связей

·      Уровень социальной активности.

·      Качество делового климата, обусловленное участием в кластере.

·      Развитие инноваций в кластере.

·      Уровень конкурентоспособности резидентов кластера.

На начальном этапе формирования кластеров целесообразно оценить значимость показателей (факторов) оценки кластерного потенциала отраслей. Так, в работе
А. Колошина и др. [4] выделены следующие параметры оценки инновационного потенциала кластеров (применительно к Санкт-Петербургу):

·      Уровень обеспеченности квалифицированными кадрами.

·      Количество ноу-хау в отрасли, способность к инновациям.

·      Уровень сложности продукции и многоэтапности производственного процесса.

·      Уровень связанности (интегрированности) процессов изготовления продукции.

·      Уровень развитости систем аутсорсинга (в том числе работы с исследовательскими организациями и вузами).

·      Уровень технической оснащенности предприятий отрасли.

·      Доля поставок в другие регионы (в том числе экспорта).

·      Финансовая стабильность.

·      Емкость рынка инновационной продукции.

·      Темпы роста рынка.

·      Инновационная привлекательность потребительского рынка Санкт-Петербурга.

·      Уровень конкуренции инновационного рынка, структура конкурентной среды, характер конкурентных преимуществ лидеров инновационной сферы.

·      Уровень инновационно-рыночных рисков.

·      Финансовая стабильность потребителей инновационной продукции в Санкт-Петербурге.

·      «Барьеры» вхождения на рынок.

·      Доступность сырья, материалов, комплектующих изделий.

В работе А.М. Агранова предложено использовать специфические для кластерной организации параметры оценки эффективности формируемых комплексов [1]:

·   агломерационный эффект, заключающийся воздействии тенденций формирования кластеров на смежные территории, в плане привлечения рабочей силы и т.п.;

·      мультипликативный эффект;

·      синергетический эффект;

·      эффект межкластерного взаимодействия.

Мировой опыт государственной политики на соответствующих территориях, накопленный северными странами (США, Норвегия, Канада, Финляндия, Дания), свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной протекционистской политики в отношении северных регионов, предусматривающей в частности:

·      достижение сбалансированного развития на основе установления равновесия между традиционными для местного уклада отраслями, использующими возобновляемые ресурсы, и промышленностью, ориентированной на эксплуатацию невозобновляемых ресурсов;

·      сохранение качества природной среды и условий жизнедеятельности коренного населения.

В качестве мер, направленных на реализацию сбалансированной политики по отношению к северным территориям, можно для примера назвать организацию правительством Канады национальных круглых столов по проблемам сбалансированного жизнеобеспечения Севера; финансирование экологических программ сохранения природной арктической среды из разных, в том числе международных источников.

Кластерная политика освоения новых территорий на Севере основывается на комплексном подходе, предусматривающем использование современных наукоемких технологий, в том числе в сфере геологоразведочных работ, освоения месторождений, создания перерабатывающих и смежных производств, инфраструктурных объектов, социального развития территорий. Региональный кластер – сетевая структура, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации социума в регионе, объединенного вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности региона.

Целью кластерной политики на Севере является укрепление кооперационных взаимосвязей между экономическими субъектами – резидентами кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет интенсификации контактов ведущих специалистов, снижения издержек взаимодействия за счет кооперации и увеличения доверия между участниками кластера. Не менее важными являются мультипликационные последствия в виде увеличения занятости за счет создания новых рабочих мест при формировании предприятий кластера, в том числе относящихся к сервисной инфраструктуре.

В качестве примера использования кластерной политики в развитии экономики северных стран можно привести Канаду [7]. В Канаде отсутствует единая концепция реализации кластерной политики на федеральном уровне. Предполагается, что основная роль правительства должна сводиться к установлениям общих для экономики правил и предоставлению услуг, а реализация конкретных кластерных инициатив может быть поручена администрациям провинций и муниципалитетов либо отдельным предпринимательским структурам. Ведущую роль в управлении кластерной политикой на уровне провинций этой страны выполняют агентства регионального развития – управляющие компании при правительстве провинций, обеспечивающие продвижение и поддержку кластерных инициатив, формирующие стратегические планы развития региона с использованием  кластерного подхода.

Вместе с тем имеющиеся рекомендации по проведению кластерной политики на Севере России имеют ряд существенных недостатков. Так, практически не учитываются специфические функции российского Севера и необходимость проведения протекционистской политики по отношению к данным регионам и выпускаемой здесь продукции; отсутствуют реальные предложения по комплексной поддержке поселений – центров жизнедеятельности коренного и старожильческого населения.

Анализ формирующихся к настоящему времени кластеров в регионах Севера позволяет выделить несколько ведущих секторов, которые, как представляется, в ближайшей перспективе получат наиболее интенсивное развитие: топливно-энергетический сектор; альтернативная энергетика, лесопромышленный комплекс; логистика; экология и природный туризм; биотехнологии; агропромышленный комплекс.

В связи с тем что в ряде северных поселений, характеризующихся спадом экономики, монопрофильностью, значительная часть работающего населения трудится в объектах инфраструктуры (городское и жилищно-коммунальное хозяйство, поддержка энергетических коммуникаций, транспортное обеспечение и пр.), приобретающих градообразующее значение, целесообразно развивать в данных административно-территориальных образованиях «сервисный инфраструктурный кластер» (СИК). Подобный кластер смягчал бы переход экономики на новые постиндустриальные стратегии хозяйствования, сохранил бы человеческий капитал поселений, имеющих важное геополитическое значение, создавал бы условия для сохранения и развития традиционных занятий и промыслов.

Несмотря на то, что полноценных кластеров в регионах Севера Российской Федерации до настоящего времени не создано, можно говорить о высоком потенциале формирующихся в ряде секторов экономики кластерных инициатив, эффективное развитие которых будет определять появление новых производств и поставщиков услуг, способных конкурировать с ведущими глобальными игроками.

Основные усилия кластерной политики в условиях Севера должны быть направлены на создание кооперационных механизмов взаимодействия промышленности, науки, бизнеса (формируемых на принципах саморегулирования) на основе использования общих объектов промышленной и сервисной инфраструктуры, создание обоснованных, периодически обновляемых нормативных требований и стандартов хозяйственной политики.

Одновременно необходимы меры по формированию механизмов субконтрактации и аутсорсинга, конструктивного партнерства крупных ресурсных корпораций, малого и среднего бизнеса.

Усилия региональной и местной власти должны ориентироваться на преодоление привычной схемы эксплуатации местных природных ресурсов и применение реальных мер по вовлечению в работу местного населения при безусловной поддержке традиционного национального предпринимательства и т.д.

Таким образом:

1. Процесс кластеризации ввиду рассмотренных выше особенностей данной формы кооперации предприятий и организаций соответствует общей стратегии трансформации экономики России в направлении ее модернизации и приоритетного развития инновационно насыщенных отраслей экономики.

2. Использование кластерного подхода при анализе динамики экономического развития региона и его прогнозирования позволяет системно рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к одной или разным отраслям. В то же время кластерный подход позволяет поддержать инициативу предприятий–лидеров в той или иной сфере экономики, способных выйти на ключевые позиции в формируемой вокруг данного предприятия на основе отношений стратегического партнерства и прямых договоров группе (кластере) предприятий и организаций.

3. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что на Севере в целом созданы необходимые предпосылки для развития кластерных инициатив, реализация которых нуждается во взаимодействии и поддержке органов власти различных уровней. Вместе с тем необходимо уделить особое внимание превентивным мерам для тех территорий, в которых сохраняются традиционные ремесла и занятия коренного и старожильческого населения.

4. В этих условиях актуально применение кластерного подхода, заключающегося в создании «сервисного инфраструктурного кластера», специализирующегося на системном развитии инфраструктуры (городское и жилищно-коммунальное хозяйство, поддержка энергетических коммуникаций, транспортное обеспечение и пр.), имеющего в ряде поселений градообразующее значение.

 

Список литературы:

  1. Агранов А.М. Региональная экономическая политика на примере развития автомобильных кластеров России // Вестник экономической интеграции: научно-практический журнал. М. : ,2009. №1(19).

  2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. СПб. : Питер, 2009.

  3. Капелюшников Р.И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике- 2009 // Экономический журнал ВШЭ. 2009. №1. С. 12-69.

  4. Колошин А. и др. Анализ потенциала кластеризации профильных подотраслей  промышленности Санкт-Петербурга и непромышленных видов деятельности. [Электронный ресурс].
    URL: www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/.../clusterpotential.doc?MOD...

  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р.

  6. Материалы заседания «круглого стола» на тему: «Вопросы реализации кластерной политики в регионах Севера РФ, проведенного Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, 12 декабря 2006 года. Материалы опубликованы на  официальном сайте Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. [Электронный ресурс]. URL: www.severcom.ru.

  7. Материалы официального сайта Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. [Электронный ресурс]. URL: www.severcom.ru

  8. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. М. : Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. 2008.

  9. Отчет о НИР: Формирование региональных инновационных кластеров по теме «Инновационные кластеры и структурные изменения в Российской экономике». Проект №09-08-0006 (итоговый). М. : ГУ ВШЭ, 2010.

  10. Портер М. Конкуренция: уч. пос.: / пер. с англ. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2001.

  11. Производственная кооперация крупного и малого бизнеса. Рекомендации по созданию промышленных кластеров. М. : Торгово-промышленная палата РФ; Центр международного частного предпринимательства (CIРE) при торговой палате США, 2006.

  12. Региональные инновационные системы (РИС): мировой опыт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tula-forum.ru/researches/inno/part2/

  13. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical.  Annales des Mines, Janvier 1989. P. 21-28. Нельсон Р.Р.,

  14. Tolenado J.A.Propjs des Filires Industrielles. - Revue d'Economie Industrielle. V. 6. 1978.  .№ 4. P. 149-158

  15. Уитнер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М. : Дело, 2002.

  16. Фишер П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. М. : Наука, 2004.

  17. Хойер Е. Как делать бизнес в Европе: Пособие для сотрудников внешнеторговых организаций, совместных предприятий, смешанных фирм, кооперативов. М. : Фонд «За эконом. Грамотность», 1991.

 

Literature:

  1. Agrarnov A.M. Regional economic policy on an example of development of automobile cluster in Russia // The economic integration Bulletin. Scientifically-practical magazine. М: 2009. № 1 (19).

  2. Ansoff I. Strategic management.  SPb.: Peter.2009.

  3. Fisher P. Attraction of direct foreign investments into Russia: 5 steps to success. М: the Science. 2004.

  4. Kapeljushnikov R. I. Plurality of the institutional worlds: the Nobel Prize on economy - 2009.//Economic magazine of Higher School of Economics. 2009. №1. Р. 12-69.

  5. Koloshin А, etc. Potential Analysis of clusterization profile sectors of the industries of St.-Petersburg and nonindustrial kinds of activity. [electronic resource]. URL: www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/.../clusterpotential.doc?MOD...

  6. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020, is confirmed by the order of the Government of the Russian Federation from November, 17th, 2008 of the №1662-river

  7. Session materials of a round table on a theme: «Realization Questions cluster politicians in regions of the North of the Russian Federation spent by Committee of the Federation Council on affairs of the North and the small people, on December, 12th, 2006. Materials are published on an official site of Committee of the Federation Council on affairs of the North and the small people. [electronic resource]. URL: www.severcom.ru.

  8. Materials of an official site of Committee of the Federation Council on affairs of the North and the small people. [electronic resource]. URL: www.severcom.ru

  9. Methodical recommendations about realization cluster politics in northern subjects of the Russian Federation. М: Committee of the Federation Council on affairs of the North and the small people. 2008.

  10. The report about research work Formation regional innovative clusters on a theme: Innovative clusters and structural changes in the Russian economy. The project №09-08-0006 (total). М: Higher School of Economics. 2010.

  11. Porter M. Competition / the Lane with English: М: the Publishing house "Williams". 2001.

  12. Industrial cooperation large and small-scale business. Recommendations about creation industrial clusters. М: Commercial and industrial chamber of the Russian Federation, the Center of the international private business (CIРE) at a chamber of commerce of the USA. 2006.

  13. Regional innovative systems (RICE): world experience. [electronic resource]. URL: http://www.tula-forum.ru/researches/inno/part2/

  14. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical. Annales des Mines, Janvier 1989. P. 21-28.

  15. Tolenado J.A. Propjs des Filires Industrielles. - Revue d'Economie Industrielle. V. 6.  1978. № 4.  P. 149-158

  16. Uitner С.J. The evolutionary theory of economic changes. М: Business. 2002.

  17. Fisher P. Attraction of direct foreign investments into Russia: 5 steps to success. М: the Science. 2004

  18. Hoyer E. How  to do business in Europe: the Grant for employees of the foreign trade organizations, joint ventures, mixed firms, cooperative societies. М: Fund For the house-keeper. Literacy. 1991.