Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Некоторые возможности повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала Республики Коми

Леонов И.В. 

В статье рассматривается международный опыт проведения региональной политики. Проводится сравнительный анализ зарубежной, территориальной политики и политики Республики Коми. Выделяются перспективные направления развития в республике, также проводится отраслевой кластерный анализ

In article the international experience of carrying out of a regional policy is considered. The comparative analysis of a foreign, territorial policy and a policy of Komi Republic is carried out. Perspective directions of development in republic are allocated, also is spent branch кластерный the analysis

Ключевые слова: регион, республика, региональная политика, региональная экономика, развитие региона, региональный бизнес-профиль, кластерный подход

Keywords: region, republic, the regional policy, regional economy, region development, a regional business profile, cluster the approach

 

Известно, что объективно необходимыми звеньями управления государством являются регионы – в России это субъекты федерации. Только эффективное распределение прав и полномочий между центром и регионами могут обеспечить успешное социально-экономическое развитие страны. Имея с центром общие цели, региональная политика позволяет более точно учитывать локальные особенности, определяемые географическими, природно-ресурсными условиями, традициями и запросами населения.

Регулирование развития регионов за рубежом началось в середине XIX века. В США, например, осуществлялась экономическая политика, стимулировавшая значение западных районов страны.

Региональный аспект существовал и в России в так называемых столыпинских реформах. В 1940-50 годах проводилась политика интенсивного освоения северных районов Канады, Швеции, Норвегии, Финляндии.

В последней четверти XX века на Западе в региональном развитии приоритетным направлением стало использование внутреннего потенциала территорий рыночными методами. Значительная часть управленческих функций была делегирована на региональные и муниципальные уровни.

Были созданы механизмы управления развитием территорий, обоюдно учитывающие потребности населения и эффективность деятельности частных компаний.

В 1993 году были подписаны Маастрихтские соглашения, декларирующих превращение «Европы национальных государств» в «Европу регионов». Широко известна программа ФРГ улучшения экономической структуры регионов, входивших ранее в состав ГДР.

В Советском Союзе также проводилась политика территориального развития, тесно связанная с общегосударственными задачами, в результате чего на территории Республики Коми сформировался территориально-промышленный комплекс, гармонично интегрированный в российскую экономику. Однако, изменение общей ситуации требует его совершенствования на базе использования передовых технологий без значительного увеличения численности промышленно-производственного персонала, более эффективного использования преимуществ географического расположения региона, что позволяет заметно повысить уровень и качество жизни населения.

При формировании модели «желательного будущего» следует активно использовать опыт ведения хозяйственной деятельности в условиях Севера таких стран, как Канада, США, Финляндия, Швеция, показывающих примеры экономного и рационального жизнеустройства в северных условиях. Именно эти страны возглавляют список мировых лидеров ИЧР (индекс человеческого развития).

Республика Коми располагает уникальным по запасам, условиям залегания, разнообразию и качеству сочетанием минерально-сырьевых ресурсов. По существующим экспертным данным, валовая ценность запасов полезных ископаемых республики Коми достигает 11 трлн. долл. США или 8% прогнозного потенциала России. Минеральные ресурсы территории представлены запасами угля, нефти, газа, бокситов, титановых руд, солей, золота, алмазов, руд цветных и редких металлов, флюорита, горючих сланцев, минеральных вод и строительных материалов. Основная роль в этом потенциале (до 97%) принадлежит топливно-энергетическому сырью, который остается доминирующим в ближайшей перспективе. При этом достаточно широко освоены Печорский угольный бассейн, Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Подготовлен к освоению ряд рудных месторождений Тиманской гряды, Северного и Полярного Урала. Ведется поиск полезных ископаемых на территории Вычегодского бассейна.

Пока основой развития Республики Коми является нефтегазовый комплекс. Месторождение Тимано-Печорской провинции начали разрабатывать в 1970-е годы. В советское время освоение территорий велось достаточно активно. В условиях централизованной плановой экономики государство могло мобилизовать огромные ресурсы, не считаясь с затратами. Интенсивно велись работы по поиску и разведке новых месторождений.

Теперь большая часть затрат на геологоразведку приходится на недропользователей – организации, добывающие нефть и газ. В структуре источников финансирования геологоразведки принимают участие отечественные и зарубежные инвесторы.

От объема средств, направленных на восполнение запасов сырья, зависит перспектива развития нефтегазового комплекса, занимающего ведущее место в экономике республики и оказывающего определяющее влияние на ее социально-экономическое положение и развитие. Однако средства эти явно недостаточны. Несмотря на увеличение добычи нефти, ситуация с фондом скважин год от года ухудшается. Рост эксплуатационного фонда нефтяных скважин сопровождается увеличением количества бездействующих.

Еще более сложна ситуация в газодобыче. Ежегодное увеличение удельного веса бездействующих скважин и более чем 80%-ная выработанность эксплуатируемых месторождений приводят к сокращению объемов добычи газа по сравнению с 1990 годом почти в 2,5 раза.

Вывод очевиден: увеличение нефте- и газодобычи напрямую зависит от ввода в разработку новых, более производительных, месторождений и залежей. Следует заметить, что введение в действие высокопродуктивных газоконденсатных месторождений позволило бы полностью обеспечить потребности региона в газе. Без интенсивного развития геологоразведочной отрасли нереально эффективное использование потенциальных недр республики.

В современной обстановке требуется наращивание объемов нефте- и газодобычи не любой ценой (т.е. экстенсивное освоение ресурсов), а на новой основе, с учетом научно-технического прогресса, использования передового опыта. От недропользователей требуется работать с применением самых высоких технологий.

Государству следует выработать меры по преодолению существующих тенденций нефтегазовых компаний к закрытости, когда большую часть информации считают конфиденциальной, решая вопросы без учета мнений территориальных – региональных и муниципальных – органов управления. Объединение предприятий в форме вертикальной интеграции в рамках технологического процесса во многом эффективно за счет аккумуляции капитала для концентрации ресурсов, используемых на освоение новых месторождений. Но эти компании чаще всего финансируют свою деятельность не за счет прибыли после уплаты всех налогов, как это полагается, а за счет увода значительных сумм от налогообложения через внутренние механизмы. К таким механизмам относится, в частности, применение внутрикорпоративных цен.

Биоклиматические ресурсы территории позволяют вести интенсивное полевое земледелие на юге республики, оленеводство и промысловое хозяйство на севере.

Аграрный сектор в северных условиях характеризуется высокой инерционностью. Разовые финансовые вливания не приводят к быстрой отдаче; в связи с этим необходимы управленческие изменения, прежде всего связанные с изменением качества трудовых ресурсов, которые определяют заинтересованность работников. Необходимо восстановить на новой основе сельскохозяйственные производственные кооперативы. Нельзя не оценить роль больших колхозов и совхозов в социально-экономическом развитии сельских поселений: сформированные ими инфраструктуры существуют и в настоящее время. Сельскохозяйственный сектор России в период перехода от одной системы к другой пережил развал. В условиях Севера сельхозпроизводители испытывают экстремальные условия хозяйствования, связанные не только с суровым климатом, но и отсутствием современных транспортных коммуникаций. Возрождение сельскохозяйственных кооперативов позволит крестьянам приобретать современную технику, что не под силу индивидуальным хозяйствам.

Мнение о том, что коллективные хозяйства неэффективны, опровергается практикой сельскохозяйственных предприятий Израиля, где кибуцы – сельскохозяйственные кооперативы – обеспечивают страну продуктами питания. К сожалению, даже на прилавках российских магазинов часто продаются плоды не только южных теплолюбивых культур, но и тех, которые выращиваются у нас традиционно.

Колхозы и совхозы были неэффективными не из-за формы хозяйствования, а из-за отсутствия всяких прав и инициатив. Сверху определялся не только ассортимент продукции, которую хозяйства должны были производить, но сроки сева и сбора урожая, цену на полученную продукцию и даже потребителя. Если предоставить сельскохозяйственным кооперативам возможности пользоваться рыночными законами и не создавать им ненужных бюрократических трудностей, то они, как показывает опыт Израиля, могут решить многие проблемы самообеспечения районов Севера продуктами питания. Руководители сельскохозяйственных кооперативов для получения более ощутимых результатов должны устанавливать новые производственные связи с переработчиками, по-современному относиться к кадрам, использовать внутренние резервы, укреплять дисциплину.

Существует и перспективность такой формы сельхозпроизводства, как частное подсобное хозяйство, оно также должно активно поддерживаться руководителями муниципальных образований и региональными властями.

Недостаточно развито промышленное рыболовство, побочное лесопользование, охотничьи промыслы.

Нельзя не видеть, что в условиях повсеместного развала сельского хозяйства частный сектор без всякой поддержки продемонстрировал высокий уровень выживаемости. Тем не менее без серьезной поддержки и субсидий поднять сельское хозяйство невозможно. Однако эта помощь должна быть адресной и выделяться не по принципу «всем сестрам по серьгам», а хозяйствам (в том числе и единоличным), показывающим свою эффективность.

В Республике Коми традиционно велика роль лесного комплекса, являющегося вторым по значению профилирующим межотраслевым комплексом. Этот комплекс вносит значительный вклад в экономику региона, используя воспроизводимые лесные ресурсы. В состав лесного комплекса входят лесозаготовки, деревообрабатывающие и целлюлозобумажные предприятия. Лесное хозяйство включает все стадии производства – выращивание и охрану лесов, заготовку древесины, ее механическую обработку, химическую переработку древесного сырья.

Общий запас древесины в республике является одним из наиболее значительных среди лесосырьевых регионов России и предоставлен в объеме 3 млрд кубометров, в том числе 2,2 млрд. кубометров составляют запасы спелых и перестойных сортов. Что особенно важно, 70% из них считаются экономически доступными. Ежегодно разрешается вырубать более 25 млн кубометров, фактически заготавливается около 6 млн м3. Таким образом, расчетная лесосека используется только на 25%.

Возможный ежегодный объем заготовки недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений по Республике Коми в 2009 году (по данным Министерства природы РК) (табл.1):

Таблица 1

Наименование ресурса

Возможный объем заготовки

Недревесные лесные ресурсы

Ягоды, т

клюква

120 441,0

брусника

130 750,0

черника

163 241,0

Грибы, т

78 001,0

Березовый сок, т

509 655,0

Лекарственные растения

Вахта трилистная, т

1 352,5

Багульник, т

2 305,0

Лабазник, т

803,2

Главная задача заключается в том, чтобы помочь жителям реализовать собранные грибы, ягоды. При нынешних рыночных ценах на них эффект для семей, занимающихся сбором недревесных лесных ресурсов, может быть весьма значительным. Нужно только создать сети хранения, линии переработки и транспортировки, что в силах местных администраций и предпринимателей.

Нужно помнить, что сельское население менее мобильно, чем городское, оно больше привязано к родным местам. Нужна система рекрутирования местных жителей на всевозможные сезонные работы, поддержка малого бизнеса – охотничьего и отхожего промыслов, рыбной ловли, сбора ягод, грибов и т.п. Возрождение подобных форм трудовой деятельности позволит увеличить занятость населения, повысить уровень его благосостояния.

Одним из приоритетов руководства Республики Коми является комплексное освоение территорий, которое осуществляется в том числе администрациями муниципальных образований. Последние отвечают за все население на своей территории, осуществляя главную функцию власти – объединение всех слоев населения при решении их общих проблем. Администрации муниципальных образований могут решить все проблемы, входящие в их компетенцию, если станут реально основной силой комплексного социально-экономического, экологического и культурного развития городов и поселков.

На большой территории республики постоянно возникают проблемы, которые должны решать муниципальные власти. Являясь гражданами Российской Федерации, все жители Республики Коми, в том числе и отдаленных населенных мест, должны иметь возможности для удовлетворения потребностей, присущих современным людям вообще. Достижения цивилизации, облегчающие быт и повышающие культурный уровень, должны становиться повседневными факторами.

Как правильно отмечает В.Н.Илюмжинов [3], роль муниципальных образований в деле самоорганизации будет непременно возрастать, но им следует оказывать всяческое содействие. Постоянная работа администраций муниципальных образований с жителями территорий поднимает роль этих органов, пока используется недостаточно эффективно потенциал народной инициативы.

Создавая гражданам соответствующие условия для проявления инициативы, муниципалитеты одновременно облегчают себе деятельность по решению возникающих проблем.

По мнению А.С. Панарина, «территориальная доминанта способна выступать как мощный генератор горизонтальных связей, формирующих нового общественника; общество, сформированное по территориальному принципу, будет интенсивно развивать 3-й тип социального времени, связанный  с местной гражданской самодеятельностью. Такая самодеятельность исключает привычную расслабленность и социальную анемичность потребительской психологии, пуще всего боящейся настоящих усилий и ответственности [6].

Нельзя не отметить, что без развития основ гражданского общества в муниципальных образованиях трудно решить проблему охраны окружающей среды и культурного наследования от безответственных действий промышленных компаний, ставящих в качестве критерия деятельности только прибыль. К сожалению, это реальность.

К числу важнейших задач органов самоуправления относится развитие инфраструктуры – школ, объектов здравоохранения, цехов по переработке местных ресурсов. К сожалению, существовавшая в свое время инфраструктура жизнеобеспечения потребительской кооперации разрушена.

Фактором, ограничивающим развитие региона, является невысокая экологическая емкость природных комплексов, особенно на севере республики. В активную экономическую деятельность, по оценкам специалистов, вовлечена половина территории Республики Коми. Значительная часть ее выполняет роль экологического резервата, сохраняющего генетический фонд тайги и тундры.

Природные комплексы республики представляют интерес для рекреационного использования – отдыха, лечения, туризма.

Особо охраняемые природные территории составляют 15% площади Коми. Именно на этих территориях вырабатывается кислород, которым дышит вся Европа. Уникальная территория земного шара – Печоро-Илычский заповедник. Таких девственных лесов, не подвергавшихся влиянию человеческой деятельности и техногенному воздействию, в Европе уже не сохранилось. Именно поэтому вполне заслуженно в 1985 году заповедник был включен в список биосферных. А 10 лет спустя, по решению ЮНЕСКО, Печоро-Илычский заповедник с охранной и буферной зонами и национальный парк «Югыд Ва», объединенные под общим названием «Девственные леса Коми», были внесены в перечень объектов всемирного культурного и природного наследия. Согласно заявлению Межправительственного комитета ЮНЕСКО, все объекты, объединенные в этот общемировой список, представляют собой бесценное достояние всего человечества.

Территории, прилегающие к Уральским горам, сами по себе уникальны. Здесь немало особо охраняемых природных объектов, каждый из которых по-своему неповторим. Но и среди них Печоро-Илычский заповедник занимает особое место. На его территории органично сочетаются горные и равнинные ландшафты, уникальные старовозрастные малоразрушенные леса, представлена богатейшая флора и фауна европейских и сибирских видов, многие из которых занесены в Красные книги Международного союза охраны природы и природных ресурсов, Российской Федерации и Республики Коми. Именно в Печоро-Илыче в свое время создана первая в мире опытная лосеферма.

Наличие территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью, позволяет создать в республике эффективную индустрию отдыха и туризма, включая модные сейчас горнолыжные комплексы, маршруты экологического туризма, охотничьи базы и т.п. Есть основания полагать, что эти места будут более доступны большинству населения Европейской части России, Украины, Белоруссии, чем, например, Черноморское побережье Кавказа, и наверняка более привлекательны.

Экономика республики и уровень жизни населения в различных муниципальных образованиях различны, что видно из таблицы 2.

Таблица 2

Дифференциации муниципальных образований по уровню среднего дохода, тыс. рублей в год на одного человека

 

2007

место в РК

2008

место в РК

2009

место в РК

Республика Коми

18062

 

22279

 

25237

 

Города:

Сосногорск

18072

6

22942

6

26132

6

Сыктывкар

16371

8

20370

8

23481

8

Воркута

20320

4

25516

4

28698

4

Вуктыл

22200

3

26429

3

30308

3

Инта

16744

7

21445

7

23858

7

Печора

18295

5

23084

5

26630

5

Ухта

22293

2

27102

2

30331

2

Усинск

31531

1

36303

1

38669

1

Районы:

Ижемский

11226

13

14376

13

17758

11

Княжпогостский

12195

11

14747

12

16935

13

Койгородский

9934

16

12147

16

15231

14

Корткросский

9328

18

11957

18

14296

18

Прилузский

10385

15

12694

14

14444

17

Сыктывдинский

12311

10

15559

10

17495

12

Сысольский

9547

17

12112

17

15102

15

Троицко-Печорский

10424

14

12269

15

14849

16

Удорский

9172

19

11291

20

13661

20

Усть-Вымский

12637

9

15603

9

17961

10

Усть-Куломский

8754

20

11598

19

13846

19

Усть-Цилемский

11428

12

14866

11

18107

9

Стабильно «лидерами» по уровню заработной платы является Усинск, затем Ухта и Вуктыл, чья экономика в основном базируется на добыче нефти и природного газа. Наименьшая заработная плата в Удомском и Усть-Куломском районах, где экономика базируется, в основном, на лесозаготовках и лесопереработке.

Одним из признанных методов реорганизации экономики сегодня считается кластерный метод. Возможности для развития региона и страны в целом базируется прежде всего на региональном бизнес-портфеле: системе отраслевых кластеров и отдельных предприятий, расположенных в регионе. Соответственно, эффективное управление данным бизнес-портфелем в сочетании с доверием и эффективным взаимодействием между региональными, муниципальными властями и бизнесом, позволяет достичь существенных успехов в стимулировании социального и экономического развития регионов. Как правило, кластеры формируются в условиях рыночной экономики, когда предприятия заинтересованы в усилении своих конкурентных преимуществ при одновременном сохранении своей независимости.

Отличие российских кластеров от их западных аналогов состоит в том, что они формируются в основном на базе территориально-производственных комплексов плановой экономики, в них не сложился механизм сотрудничества в условиях жесткой конкуренции и четкого разделения интересов, который отличает развитые кластеры на Западе.

Как показывает международный опыт, в настоящее время конкурируют не отдельные компании, а кластеры, соответственно, и инвестиции приходят также прежде всего в кластеры, и те лидеры бизнеса, которые осознают это раньше других, получают неожиданные для многих конкурентные преимущества. Таким образом, этот подход, пользующийся признанием и активно применяемый для стимулирования экономического развития во многих регионах мира, предоставляет большие возможности для повышения как конкурентоспособности местного бизнеса, так и эффективности экономической политики региональных властей.

Таким образом, преимущества кластерного подхода состоят в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным отраслям. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые руководителями регионов и лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.

Среди выгод для предпринимателей от развития кластеров следует выделить прежде всего:

– повышение эффективности работы с поставщиками (прежде всего местными);

– повышение гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов и технологий;

– доступность специализированных и человеческих ресурсов и т.п.

Кроме того, кластерный подход, как показывает мировая практика, предлагает эффективные инструменты для экономического развития территории (этими инструментами могут пользоваться как администрация, так и ключевые группы интересов в регионе, например, ассоциации или же общества потребителей). Показателями этого экономического развития могут являться:

– увеличение занятости в регионе;

– повышение заработной платы;

– рост отчислений в бюджеты различных уровней;

– и (самое важное) повышение устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.

В наиболее развитых странах концепция отраслевых кластеров используется как ключевой элемент при разработке стратегий экономического развития на различных уровнях. Развитие региональных промышленных кластеров становится одним из важных элементов региональной экономической и промышленной политики.

Для экономики региона кластеры должны играть роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта. В итоге формируется «кластер» – сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Кластер не является простой суммой своих отдельных частей, ему присущ синергетический эффект. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их столь же продуктивно.

Именно поэтому выявление в экономике Республики Коми существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики региона. Отличие кластерного анализа от традиционного анализа секторов экономики состоит в том, что при анализе кластеров прослеживаются цепочки формирования добавленной стоимости, производства и реализации продукта и выделяются участвующие в этом структуры.

Основными кластерами республики могут быть лесной, нефтегазовый, агропромышленный, оленеводческий, строительный и транспортный.

Каждый кластер построен по своему принципу:

– лесной – по принципу технологической цепочки;

– нефтегазовый – по принципу общности продукции, рынка поставщиков ресурсов (сетевой принцип);

– оленеводческий формируется также по сетевому принципу, причем здесь необходима значимая взаимосвязь с торговлей;

– транспортный кластер характеризуется общностью оказываемых услуг и относительной самостоятельностью отдельных звеньев.

Лесной кластер объединяет лесозаготовку, деревопереработку, целлюлозно-бумажную промышленность, транспорт. Наиболее реальным способом повышения эффективности лесного кластера является создание в республике мебельного производства. На первых порах мебельные предприятия будут выпускать продукцию для муниципальных и региональных нужд (мебель для школ, объектов здравоохранения и т.п.), что позволит им иметь постоянные источники дохода.

Эта цепочка пока не отлажена не только технологически, но и организационно. Центрами или ядрами кластера могут стать Прилузский или Усть-Куломский муниципальные образования. Кроме того, очень перспективно развитие лесохимии на базе отходов лесозаготовки и лесопереработки.

Оленеводческий кластер должен способствовать развитию оленеводства. В настоящее время оленеводство рентабельно только в Мурманской области, где близость к границе позволяет экспортировать значительную часть оленьего мяса в скандинавские страны. В этих странах мясо оленей находит постоянный и устойчивый спрос, помимо специализированных магазинов популярны рестораны, где готовят блюда из оленины.

В оленеводческий кластер помимо собственно оленеводства должны входить производства по глубокой переработке сырья с получением высококачественного мяса, пантов, рогов, шкур, препаратов из оленьей крови. Центрами зарождения кластера могут быть Воркута или Инта, связанные железной дорогой с центральными районами России, где возможно создание сети магазинов и ресторанов.

Однако самой трудной задачей является увеличение численности поголовья оленей. С 2000 по 2009 гг. численность оленей в республике сократилась почти на треть. Причин этому несколько: это и промышленное освоение территорий, ведущее к сокращению пастбищ, нарушение традиционного уклада жизни коренных народов. Сейчас специалисты аграрного сектора Европейского Союза осознали эффективность ведения пастбищного животноводства, в свое время отвергнутого ими за отсталость и патриархальность, появилась реальная возможность использовать преимущества сохранившегося этого типа сельского хозяйства в республике.

Республиканские власти принимают меры по развитию оленеводства, однако имеются определенные трудности, обусловленные существующим законодательством. В частности, противоречия между земельным и лесным кодексами не позволяют расширить пастбища за счет лесных территорий, хотя очевидно, что без этого не обойтись. Кстати, раньше, когда оленей в регионе было больше, проблемы этой не существовало.

Без развития транспортного кластера рост экономики в республике нереален. Нужно внимательно изучить прошлый опыт: в 1990 году грузооборот автомобильного транспорта превышал существующий в 2,3 раза. Реорганизация народного хозяйства региона по кластерному методу требует пристального внимания правительства Республики Коми и Ассоциации муниципальных образований. Нужно также воспользоваться богатым научным потенциалом академических организаций и вузов региона, который пока используется недостаточно.

Необходимо развивать и поддерживать все формы самоорганизации населения по возрождению хозяйства Республики на всех уровнях. Экономика северных территорий адаптирована к его природно-ресурсному потенциалу, суровому климату, рельефу, биологическим сообществам, составляющим единое целое и управляемым разумной деятельностью людей.

 

 

Список литературы:

1. Административно-территориальное и муниципальное устройство Республики Коми. Сыктывкар, 2006.

2.. О состоянии окружающей природной среды Республики Коми в 2009 году.: Государственный доклад. Сыктывкар, 2011.

3. Илюмжинов В.Н. НАО: ресурсы и будущее территории нефтяного региона. М., 2003.

4. Митронян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров. [Электронный ресурс]. URL:  http: // dinform.ru/newanalit.

5.Основные характеристики городов и районов Республики Коми. Сыктывкар, 2010.

6. Панарин А.С. Итоги XX века: приключения экономического человека. Век XX – анфас и профиль: размышления о столетии, ставшем историей. М.: Новый век, 2001.

Literature:

1. The Administrative-territorial and municipal device of Republic Komi. Syktyvkar, 2006.

2. The state report. About a condition of surrounding environment of Republic Komi in 2009. Syktyvkar, 2011.

3. Ilyumzhinov V. N. NAO: resources and the future of territory of oil region. М, 2003.

4. Mitronyn A.A. Theoretical aspects of formation competitive cluster.   [The Electronic resource]. URL: http://dinform.ru/newanalit.

5.The basic characteristics of cities and Republic Komi areas. Syktyvkar, 2010.

6. Panarin A.S. Results of XX century: the adventures of economic rights. Vek XX - full face and profile: Reflections on the century that has become history. AM New Century, 2001.

Прослушать

На латинице