Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Становление институциональной экономики в современных условиях: проблемы, решения
Каюков В.В., Каюков А.В. Статья посвящена проблемам становления институциональной экономики в современных условиях. В ней отмечается, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты третьего поколения внедрение институциональной экономики в учебный процесс существенно компенсирует дефицит вопросов в экономической теории, связанных с ролью государства и различных институтов в организации экономических процессов. Указывается, что данная дисциплина дает возможность более предметно раскрыть содержание явлений, отражающих производство общественных благ и услуг The article is devoted to problems of institutional economy formation in modern conditions. In it is noticed that in the conditions of transition on Federal state standards of the third generation introduction of institutional economy in educational process essentially compensates deficiency of questions in the economic theory, connected with a role of the state and various institutes in the organization of economic processes. It is underlined that the given discipline gives the chance to open more in detail the maintenance of the phenomena of the public blessings reflecting manufacture and services Ключевые слова: институциональная экономика, государственное регулирование, модернизационные изменения, становление экономических отношений Keywords: institutional economy, state regulation, changes in modernization, development of economic relations
Необходимость
освоения институциональной экономики в
подготовке студентов-бакалавров по направлению
«Менеджмент» связана в настоящее время с целым
рядом причин. Одна из них обусловлена
расширением круга вопросов, изучаемых в
экономической теории. Речь, в частности, идет об
институциональной теории фирмы, теории
контрактов, конституционной экономике и др., то
есть вопросах, без которых освоение новой
философии хозяйствования выступает недостижимой
целью (как показала практика переходного
периода). Другая причина является следствием
перехода на государственные стандарты
III
поколения,
в которых экономическая теория для
студентов-бакалавров направления «Менеджмент» по
непонятным причинам переведена из базовой в
вариативную часть, вследствие чего вопросы
данной дисциплины в учебных планах существенно
принижены. В этом случае внедрение
институциональной экономики в учебные планы
подготовки бакалавров по данному направлению
служит
мерой, компенсирующей утраченные часы в
экономической теории и
отвечающей
современным особенностям перехода на новые
условия высшего образования.
Актуальность
вопроса использования в образовательном процессе
институциональной экономики определяется и тем, что она служит
методологической и теоретической основой специальных дисциплин, перечисленных
выше и выступает в качестве фундамента
для осуществления экономических реформ и научных исследований.
Поэтому не случайно в последние
годы появился целый ряд учебных пособий и учебников по экономическому
институционализму, которые:
К числу авторов,
занимающихся изучением проблем экономического институционализма, написанием
учебных пособий и учебников, а также научно-методических работ, относятся: С.Б.
Авдашева, А.А. Аузан, В.Г. Гребенников, В.Е. Дементьев, Б.А. Ерзнкян, Г.Б. Клейнер, Я.И. Кузьминов, Ю.В. Латов,
Д.С. Львов, В.И. Маевский, А.Н. Нестеренко, Р.М. Нуреев, А.Н. Олейник, В.Л.
Тамбовцев, Д.П. Фролов, А.Е. Шаститко, М.М. Юдкевич и др. Указанные авторы в основном ориентируют свои работы на студенческую
массу, поскольку речь идет об учебниках и учебных пособиях. Это, безусловно,
важная задача, направленная на реализацию познавательной функции
институциональной экономики. В то же время нельзя не сказать о ее прикладном
значении, связанном с осуществлением экономической политики и проведением
хозяйственных реформ. Дело в том, что институциональная экономика относится к
числу таких направлений в экономической теории, которые делают упор на априорные
подходы в макроэкономическом управлении, обусловливающие необходимость
государственного вмешательства в хозяйственные процессы. В этом смысле
институционально-социологическое направление имеет много общего с
неокейнсианским подходом и выступает в качестве альтернативы к неоклассическому
толкованию вопросов регулирования экономики, которое получило широкое развитие в
российской экономике в последние два десятилетия в форме
либерально-демократических преобразований. Данные преобразования весьма уместны в тех экономических сферах,
которые включают в свой состав операции мелкопартионного и малотоннажного типа,
свойственные для розничной торговли.
Поэтому не случайно экономика России в последние два десятилетия выродилась в
сплошную торговлю на рынке потребительских (конечных) товаров.
Что касается экономических сфер, которые имеют высокую степень обобществления
(высокосерийные поставки инвестиционных ресурсов и продукции
производственно-технического назначения, создание именникового оборудования по
специальным заказам, кластерный характер комбинирования и т.п.), то здесь более
адекватной формой организации служит не рыночное саморегулирование, приемлемое
для розничной торговли с мелкопартионным характером отношений, а государственное
регулирование на основе комплексного, институционального подхода. В этой связи уместно
добавить, что сам факт внедрения институциональной экономики в учебный процесс
уже является свидетельством переосмысления отношения политиков и теоретиков к
экономическим преобразованиям. Кроме того, мировой финансовый
кризис 2008 года выступил, в свою очередь, в качестве катализатора
дальнейшего развития институционально-социологических идей, направленных на
повышение роли государства в стимулировании экономической активности субъектов
рыночных отношений, оказании помощи системообразующим фирмам и страховании
финансовых рисков на денежно-кредитном рынке. Однако для решения проблемы
на предметном и содержательном уровне, избегая голословного толкования вопросов
данной дисциплины, отметим, что в настоящее время предмет институциональной
экономики (равно как и определение понятия «институт») не обрел своего более или
менее окончательного толкования. Об этом, в частности, пишет А.Е. Шаститко. По
его мнению, нынешнее состояние отечественного институционализма «характеризуется
формированием исследовательских конвенций, степень устойчивости которых пока
затрудняет создание учебника, аналогичного тем, которые существуют по таким
дисциплинам, как микроэкономика, макроэкономика, эконометрика, теория
организации отраслевых рынков, международная экономика и многим другим» [3,
с.13]. Он считает, что если в учебниках воспроизводится твердое ядро науки, то
могут ли быть созданными полноценные учебники по научному направлению, еще не
имеющему «твердого ядра». Современный экономический
институционализм переживает этап становления и получения статуса
«общепризнанной методологической основы». Как справедливо отмечает Д.П.
Фролов, «пока что для научной и учебной литературы по институциональной
экономике характерно расчленение изучаемого объекта на отдельные моменты и
элементы, описание их отношений. Так, предприняты продуктивные попытки
разграничения понятий рутины, ментальной модели, ценности, нормы и правила,
актора и агента» [2, с.164]. Усиливая реалистичность представлений о модели
«экономического человека», представители институционально-социологического
направления справедливо критикуют неоклассическую концепцию абсолютно
рационального поведения индивидов: «Предсказывать экономические результаты
поведения ансамбля коварных, жадных, близоруких людей, склонных при этом к
героизму и бескорыстию, и есть одна из задач институциональной экономики» [1,
с.24]. Таким образом, исходя из
приведенных выше положений по вопросу становления дисциплины «институциональная
экономика» можно сделать следующие замечания. Во-первых, данная дисциплина
находится пока в состоянии становления, вследствие чего можно считать
еще
нерешенными такие методологические проблемы, как предмет дисциплины и ее
«границы». Во-вторых, сам факт включения институциональной экономики в учебный
процесс является свидетельством переосмысления многих положений неоклассического
направления о роли рынка в экономике и невмешательстве государства в
хозяйственные процессы. В-третьих, мировой финансовый кризис 2008 года выступил
в роли катализатора, усиливающего значение тех экономических форм, которые
составляют содержание государственного регулирования экономики. В-четвертых,
институциональная экономика дает возможность более предметно раскрыть содержание
явлений, связанных с высоко обобществленной сферой отношений, проблемами ее
функционирования и причинами коллапса. В-пятых, сама философия этой дисциплины и
ее инструментарий подчеркивают необходимость изучения осваиваемых форм
организации экономических отношений в контексте модернизационных изменений,
поскольку российский вариант исследуемого предмета связан с изучением экономики
переходного периода. Сказанное является
подтверждением положения о наличии особенностей преподавания институциональной
экономики в условиях перехода на ФГОСы
III
поколения и необходимости использования ее философии и инструментария для
обоснования применения более адекватных экономике переходного периода моделей
организации экономических отношений.
Список литературы:
Literature:
|