Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Роль налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Республики Коми
Чужмарова С. И. Уровень социально-экономического развития муниципальных образований северных территорий во многом определяется ростом налоговых доходов местных бюджетов. В настоящее время большинство местных бюджетов Республики Коми испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов. Это определяет актуальность вопросов, рассматриваемых в статье. В статье представлены результаты анализа налогообложения имущества физических лиц Республики Коми, выявлены проблемы формирования налоговой базы, порядка исчисления налога, льготного налогообложения. Предложены направления развития имущественного налогообложения, призванные способствовать повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах Much of municipal formations north
territories socio-economic progress level is determined by growing local budgets
tax yield. At present as a result of tax yield insignificance most of
Komi Republic local budgets are in want of resources for financing their
territories. It is determines to consider problems in the article as actual. In
this article individual property taxation analysis results are introduced,
problems of forming taxation base, of tax sum calculation order, of concessional
taxation are enucleated. Taxation respecting property progression directions
ministrant to increase tax yield in local budgets are suggested Ключевые слова: местные бюджеты, налог на имущество физических лиц, налоговая база, инвентаризационная стоимость, кадастровая стоимость, налог на недвижимость Keywords: Local budget, individual income tax, taxation base, inventory values, cadastral values, real estate tax
Уровень социально-экономического развития муниципальных образований северных территорий во многом определяется ростом налоговых доходов местных бюджетов. В настоящее время большинство местных бюджетов Республики Коми испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов, формируемых не только за счет местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог), но и ряда федеральных налогов (налог на доходы физических лиц, государственная пошлина) и налогов по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог). Это определяет актуальность рассматриваемых вопросов. Роль местных налогов, в том числе налога на имущество физических лиц, незначительна. Динамика поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты Республики Коми приведена в таблице 1. Таблица 1 Поступление
налога на имущество физических лиц в местные бюджеты Республики Коми в 2005-2010
гг., тыс. руб. [6]
Из данных таблицы 1 видно, что налоговые доходы местных
бюджетов Республики Коми монотонно увеличиваются. Даже при резком снижении в
период экономического кризиса Динамика
предъявленного к уплате и поступившего в местные
бюджеты Республики Коми налога на имущество физических лиц в 2005 – 2010
гг. [6]
Данные таблицы 2 свидетельствуют о ежегодном недополучении
местными бюджетами предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц (в
Рис. 1.
Количество строений, помещений и сооружений, учтенных для налогообложения
имущества физических лиц по Республике Коми в 2005-2009 гг. [6] За исследуемый период общее количество строений, помещений
и сооружений, учтенных для налогообложения имущества физических лиц по
Республике Коми, увеличилось незначительно (в Проблема заключается в том, что при отсутствии у налоговых органов сведений о налогоплательщиках, объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, нет оснований для исчисления налога и предъявления его к уплате налогоплательщику. В соответствии с п. 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ
органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им
территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и
сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые
органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей
регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по
состоянию на 1 января текущего года. Кроме того, органы, осуществляющие
государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в
налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной
стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления
налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 9.1. статьи 85 НК РФ).
Однако указанные нормы на практике не работают, т.к. в установленной в
Приказе ФНС РФ от 17.09.2007 №
ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85
Налогового кодекса Российской Федерации» являются не обязательными для
заполнения указанными органами и представляются в налоговые органы лишь при их
наличии (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика):
сведения о правообладателе – физическом лице на объекты недвижимого имущества
[5]. Кроме того, в соответствии с п. 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Следовательно, физические лица, не получившие налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц, не уплачивают и не несут никакой ответственности за неуплату налога, включая пени. В соответствии с Законом РФ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на имущество, землю подлежат регистрации [2]. Однако нет норм, обязывающих физических лиц - налогоплательщиков осуществлять регистрацию объектов налогообложения (имущество, земельные участки) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органах, осуществляющих государственный технический учет. Проблема заключается в том, что в настоящее время не все объекты облагаемого налогом имущества физических лиц учтены для целей налогообложения, местные органы власти не владеют ситуацией на подведомственной территории о том, какие объекты зарегистрированы, следовательно, попали под налогообложение, а какие нет. На 01.07.2010 г., по данным органов, осуществляющих государственный технический учет, 36000 индивидуальных жилых домов Республики Коми не поставлены на учет, что составляет около 55% объектов жилищного фонда, зарегистрированного в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По этим объектам налог на имущество физических лиц налоговыми органами не исчисляется, местные бюджеты Республики Коми недополучают налоговых доходов около 16 млн рублей в год. Кроме того, если фактически объект недвижимого имущества достроен, а в органах, осуществляющих государственный технический учет, продолжает числиться как незавершенное строительство, то у налоговых органов также нет оснований для исчисления налога. Таким образом, нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в статье 3 Налогового кодекса РФ. Следующая проблема обусловлена заявительным характером оценки стоимости недвижимого имущества. Налогоплательщик - физическое лицо, зарегистрировавший в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект (жилой дом и др.), подлежащий налогообложению, должен обратиться в орган, осуществляющий государственный технический учет, для его оценки, необходимой для определения налоговой базы налоговыми органами. Если собственник имущества не обратится за указанными юридически значимыми действиями, по данным объектам необходимые для налогообложения сведения об их инвентаризационной стоимости не формируются. Необходим другой способ государственной оценки указанного имущества для целей налогообложения, например проведение визуальной оценки имущества органами, осуществляющими государственный технический учет. При этом должны предусмотреть выделение дополнительных финансовых средств на проведение указанных мероприятий. Следует отметить, что объемы затрат на проведение визуальной оценки в целях государственного технического учета по отдельным муниципальным образованиям значительно превышают прогнозируемую к поступлению в местный бюджет этой территории сумму налога на имущество физических лиц. Для определения налоговой базы учитывается общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц. Динамика общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог к уплате в местные бюджеты Республики Коми, показана на рисунке 2.
Рис. 2 . Динамика
общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся
в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог к уплате в местные
бюджеты Республики Коми в 2005-2009 гг., млн
руб. [6] За исследуемый период инвентаризационная стоимость
находящихся в собственности физических лиц объектов налогообложения, по которым
налог на имущество физических лиц предъявлен к уплате в местные бюджеты
Республики Коми, увеличилась в 2,7 раза (с 16637,64
млн руб. в Следует отметить, что ставки налога на имущество физических лиц, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, являются прогрессивными. Очевидно, что инвентаризационная стоимость доли в праве общей собственности на имущество меньше, чем инвентаризационная стоимость целого объекта. Следовательно, и величина налоговых начислений на единицу налоговой базы (налоговая ставка), применяемая к указанной доле, меньше, чем по объекту в целом. Ранее до 1 января Лица, имеющие право на налоговые льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. На рисунке 3 наглядно показана динамика не поступившей в местные бюджеты Республики Коми суммы налога на имущество физических лиц в результате предоставленных налоговых льгот.
Рис. 3. Сумма налога на имущество физических
лиц, не поступившая в местные бюджеты Республики Коми в результате
предоставленных налоговых льгот в 2005-2009 гг., тыс. руб. [6] Двадцатикратное увеличение инвентаризационной стоимости
имущества способствовало массовому обращению в налоговые органы за
предоставлением налоговых льгот, носящих социальный характер, ранее за которыми
многие налогоплательщики не обращались в связи с незначительностью налогового
обязательства. Потери доходов местных бюджетов Республики Коми в результате
предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц увеличились
в 5,0 раз (с 9,25 тыс. руб. в Проведенный анализ позволяет определить основные направления развития налогообложения имущества физических лиц, призванные способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований Республики Коми, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах. Первое направление - введение налога на недвижимость как одна из мер в области налоговой политики, планируемая к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годах [4]. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» указывалось на необходимость создания условий для введения местного налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог, а также региональный налог на имущество организаций. Второе направление - формирование принципиально новых подходов к установлению элементов налога на недвижимость (субъекты, объекты налогообложения, налоговая база, дифференцированные налоговые ставки, прозрачный порядок исчисления, упрощенный порядок и сроки уплаты, обоснованные налоговые льготы).
Третье направление - обеспечение гибкого
механизма формирования налоговой базы путем проведения кадастрового
учета; утверждения методики оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости
для целей налогообложения, учитывающей региональные особенности; требований к
привлекаемым оценщикам; методики проверки и утверждения результатов кадастровой
оценки недвижимости; методики досудебного урегулирования споров о результатах
проведения государственной кадастровой оценки недвижимости; порядка формирования
сведений об объектах капитального строительства; порядка предоставления сведений
из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
о сделках налогоплательщиков с недвижимым имуществом, о ценах на имущество,
подлежащее налогообложению. В целях формирования государственного кадастра
недвижимости уже был принят федеральный закон от 24 июля Четвертое направление - снижение налоговой нагрузки для социально незащищенных категорий граждан путем дифференциации налоговых ставок и налоговых вычетов по налогу на недвижимость.
Список литературы: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 425-ФЗ).
2.
Закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ
«О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от
29.12.2010 № 435-ФЗ). 3.
Закон Российской Федерации от 24 июля
4.
Основные направления налоговой политики
Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
(одобрено Правительством РФ 20.05.2010).
5.
Приказ
ФНС РФ от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений,
предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации».
6.
Статистическая налоговая отчетность УФНС России по Республике Коми
[Электронный ресурс].
URL:
http://www.r11.nalog.ru/statistic/.
Literature:
1.
Tax code of Russian
Federation (second part) 05.08.2000 № 117-ФЗ
(accepted by State Duma of RF 17.07.2000) (in last edition of Federal law dated
28.12.2010 № 425-ФЗ).
2.
Law of Russian Federation
dated 21.07.1997 № 122-ФЗ
«About state registration of estate in real property and transaction with its»
(in last edition of Federal law dated 29.12.2010 № 435-ФЗ).
3.
Law of Russian Federation dated
24.07.2007 № 221-ФЗ
«About the state cadastre of real
property » (in last edition of
Federal law dated 29.12.2010 № 435-ФЗ).
4.
General directions of
taxation policy of Russian Federation on 2011 year and planning period 2012 and
2013 years (accepted by Government of RF 20.05.2010).
5.
Order of
Federal tax service of Russian Federation dated
17.09.2007 №
ММ-3-09/536@
«About confirming forms for
information required in article 85 of Tax Code of Russian Federation».
6.
Statistical reports of Federal tax service of Russia department in Komi Republic
[electronic resource].
URL:
http://www.r11.nalog.ru/statistic/.
|