Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Роль налога на имущество физических лиц в социально-экономическом развитии муниципальных образований Республики Коми

Чужмарова С. И. 

Уровень социально-экономического развития муниципальных образований северных территорий во многом определяется ростом налоговых доходов местных бюджетов. В настоящее время большинство местных бюджетов Республики Коми испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов. Это определяет актуальность вопросов, рассматриваемых в статье. В статье представлены результаты анализа налогообложения имущества физических лиц Республики Коми, выявлены проблемы формирования налоговой базы, порядка исчисления налога, льготного налогообложения. Предложены направления развития имущественного налогообложения, призванные способствовать повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах

Much of municipal formations north territories socio-economic progress level is determined by growing local budgets tax yield. At present as a result of tax yield insignificance  most of  Komi Republic local budgets are in want of resources for financing their territories. It is determines to consider problems in the article as actual. In this article individual property taxation analysis results are introduced, problems of forming taxation base, of tax sum calculation order, of concessional taxation are enucleated. Taxation respecting property progression directions ministrant to increase tax yield in local budgets are suggested

Ключевые слова: местные бюджеты, налог на имущество физических лиц, налоговая база, инвентаризационная стоимость, кадастровая стоимость, налог на недвижимость

Keywords: Local budget, individual income tax, taxation base, inventory values, cadastral values, real estate tax

 

Уровень социально-экономического развития муниципальных образований северных территорий во многом определяется ростом налоговых доходов местных бюджетов.

В настоящее время большинство местных бюджетов Республики Коми испытывают недостаток финансовых ресурсов для финансирования своих территорий в результате незначительной доли налоговых доходов, формируемых не только за счет местных налогов (налог на имущество физических лиц и земельный налог), но и ряда федеральных налогов (налог на доходы физических лиц, государственная пошлина) и налогов по специальным налоговым режимам (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и единый сельскохозяйственный налог). Это определяет актуальность рассматриваемых вопросов.

Роль местных налогов, в том числе налога на имущество физических лиц, незначительна. Динамика поступления налога на имущество физических лиц в местные бюджеты Республики Коми приведена в таблице 1.

Таблица 1

 Поступление налога на имущество физических лиц в местные бюджеты Республики Коми в 2005-2010 гг., тыс. руб. [6]

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2010г. в % к 2005г.

Налоговые доходы, всего

60147517

76413376

77628571

103418798

69691759

80413779

133,69

в том числе: налоговые доходы местных бюджетов

2956850

4 527 590

5 382 027

6 627 366

6 911 052

7562168

255,75

Доля налоговых доходов местных бюджетов в общей сумме налоговых доходов по Республике Коми, %

4,92

5,93

6,93

6,41

9,92

           

9,40

+4,48

Налог на имущество физических лиц, тыс. рублей

17901

21343

24562

30936

79 487

79836

445,99

Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов, %

0,03

0,03

0,03

0,03

0,11

0,10

+0,70

Доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов местных бюджетов Республики Коми, %

0,61

0,47

0,46

0,47

1,15

1,06

+0,45

 

Из данных таблицы 1 видно, что налоговые доходы местных бюджетов Республики Коми монотонно увеличиваются. Даже при резком снижении в период экономического кризиса 2009 г. общей суммы налоговых доходов на 32,6%, налоговые доходы местных бюджетов увеличились на 4,3%. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается прирост налоговых доходов на 15,4%, а налоговых доходов местных бюджетов лишь на 9,4%. При этом их доля в общей сумме налоговых доходов республики незначительна и составляет менее 10%. При увеличении поступлений налога на имущество физических лиц его доля очень мала и в общей сумме налоговых доходов местных бюджетов Республики Коми не превышает 1,15%. На резкое увеличение поступлений налога на имущество физических лиц в 2009 г. в 2,6 раза повлияла переоценка имущества, проведенная с коэффициентом 20. Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные бюджеты Республики Коми налога на имущество физических лиц приведена в таблице 2.

 Таблица 2

 Динамика предъявленного к уплате и поступившего в местные бюджеты Республики Коми налога на имущество физических лиц в 2005 – 2010 гг. [6]

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Общая сумма налога, предъявленного к уплате, млн. руб.

18,26

24,54

27,79

30,91

84,36

87,87

Поступило в бюджет налога на имущество физических лиц, млн. руб.

17,90

21,34

24,56

30,94

79,49

79,84

Доля поступившего в бюджет налога на имущество физических лиц в общей сумме  предъявленного к уплате, %

98,03

86,96

88,38

100,10

94,23

90,86

Данные таблицы 2 свидетельствуют о ежегодном недополучении местными бюджетами предъявленного к уплате налога на имущество физических лиц (в 2005 г. – 1,97%, в 2010 г. – 9,14%). Лишь в 2008 г. поступления превысили сумму предъявленного к уплате  налога в связи с погашением налогоплательщиками задолженности за предыдущие годы. На величину поступлений налога в бюджет оказало влияние увеличение количества объектов налогообложения и совокупной налоговой базы, дифференцированная налоговая ставка, льготное налогообложение. Динамика объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц наглядно показана на рисунке 1.

Рис. 1.  Количество строений, помещений и сооружений, учтенных для налогообложения имущества физических лиц по Республике Коми в 2005-2009 гг. [6]

За исследуемый период общее количество строений, помещений и сооружений, учтенных для налогообложения имущества физических лиц по Республике Коми, увеличилось незначительно (в 2009 г. по сравнению с 2005 г. – на 7,5%), количество строений, помещений и сооружений, находящихся в собственной физических лиц, по которым налоговыми органами предъявлен налог к уплате, – на 35,8%. Сокращается общее количество объектов, с которых налог не взимается. Однако количество объектов налогообложения, по которым налог не исчисляется и не уплачивается, остается высоким - более 20%.

Проблема заключается в том, что при отсутствии у налоговых органов сведений о налогоплательщиках, объекте налогообложения, налоговой базе, налоговых льготах, необходимых для исчисления налога на имущество физических лиц, нет оснований для исчисления налога и предъявления его к уплате налогоплательщику.

В соответствии с п. 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Кроме того, органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 9.1. статьи 85 НК РФ). Однако указанные нормы на практике не работают, т.к. в установленной в Приказе ФНС РФ от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации» являются не обязательными для заполнения указанными органами и представляются в налоговые органы лишь при их наличии (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика): сведения о правообладателе – физическом лице на объекты недвижимого имущества [5].

Кроме того, в соответствии с п. 4 статьи 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Следовательно, физические лица, не получившие налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц, не уплачивают и не несут никакой ответственности за неуплату налога, включая пени. 

В соответствии с Законом РФ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на имущество, землю подлежат регистрации [2]. Однако нет норм, обязывающих физических лиц - налогоплательщиков осуществлять регистрацию объектов налогообложения (имущество, земельные участки) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органах, осуществляющих государственный технический учет.

Проблема заключается в том, что в настоящее время не все объекты облагаемого налогом имущества физических лиц учтены для целей налогообложения, местные органы власти не владеют ситуацией на подведомственной территории о том, какие объекты зарегистрированы, следовательно, попали под налогообложение, а какие нет. На 01.07.2010 г., по данным органов, осуществляющих государственный технический учет, 36000 индивидуальных жилых домов Республики Коми не поставлены на учет, что составляет около 55% объектов жилищного фонда, зарегистрированного в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По этим объектам налог на имущество физических лиц налоговыми органами не исчисляется, местные бюджеты Республики Коми недополучают налоговых доходов около 16 млн рублей в год. Кроме того, если фактически объект недвижимого имущества достроен, а в органах, осуществляющих государственный технический учет, продолжает числиться как незавершенное строительство, то у налоговых органов также нет оснований для исчисления налога. Таким образом, нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в статье 3 Налогового кодекса РФ.

Следующая проблема обусловлена заявительным характером оценки стоимости недвижимого имущества. Налогоплательщик - физическое лицо,  зарегистрировавший в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объект (жилой дом и др.), подлежащий налогообложению, должен обратиться в орган, осуществляющий государственный технический учет, для его оценки, необходимой для определения налоговой базы налоговыми органами. Если собственник имущества не обратится за указанными юридически значимыми действиями, по данным объектам необходимые для налогообложения сведения об их инвентаризационной стоимости не формируются.

Необходим другой способ государственной оценки указанного имущества для целей налогообложения, например проведение визуальной оценки имущества органами, осуществляющими государственный технический учет. При этом должны предусмотреть выделение дополнительных финансовых средств на проведение указанных мероприятий. Следует отметить, что объемы затрат на проведение визуальной оценки в целях государственного технического учета по отдельным муниципальным образованиям значительно превышают прогнозируемую к поступлению в местный бюджет этой территории сумму налога на имущество физических лиц.  

Для определения налоговой базы учитывается общая инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц. Динамика общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог к уплате в местные бюджеты Республики Коми, показана на рисунке 2.

 

Рис. 2 . Динамика общей инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности физических лиц, по которым предъявлен налог к уплате в местные бюджеты Республики Коми в 2005-2009 гг., млн руб. [6]

 

За исследуемый период инвентаризационная стоимость находящихся в собственности физических лиц объектов налогообложения, по которым налог на имущество физических лиц предъявлен к уплате в местные бюджеты Республики Коми, увеличилась в 2,7 раза (с 16637,64  млн руб. в 2005 г. до 44269,0 млн. руб. в 2009 г.). На увеличение налоговой базы отдельных налогоплательщиков повлияло значительное увеличение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, обусловленное применением коэффициента 20, что должно было способствовать росту налоговых доходов местных бюджетов республики. Однако с введением с 1 января 2009 г. в качестве объекта налогообложения доли в праве общей собственности на имущество обусловило потери налоговых доходов бюджета, вызванных дроблением налоговой базы. 

Следует отметить, что ставки налога на имущество физических лиц, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, являются прогрессивными. Очевидно, что инвентаризационная стоимость доли в праве общей собственности на имущество меньше, чем инвентаризационная стоимость целого объекта. Следовательно, и величина налоговых начислений на единицу налоговой базы (налоговая ставка), применяемая к указанной доле, меньше, чем по объекту в целом. 

Ранее до 1 января 2009 г. в качестве объекта налогообложения доли в праве общей собственности на имущество не выделялись, налог на имущество физических лиц рассчитывался исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объекта. В настоящее время за имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества. В связи с применение меньшей налоговой ставки налогообложение отдельных долей в праве общей собственности на имущество по сравнению с налогообложением имущества в целом с последующим распределением суммы исчисленного налога между налогоплательщиками - собственниками имущества привело к потере налоговых доходов местных бюджетов Республики Коми. Кроме того, переплата налога на имущество физических лиц, обусловленная пересчетом налоговыми органами ранее уплаченной суммы налога, привела к дополнительным потерям налоговых доходов местных бюджетов  республики.

Лица, имеющие право на налоговые льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. На рисунке 3 наглядно показана динамика не поступившей в местные бюджеты Республики Коми суммы налога на имущество физических лиц в результате предоставленных налоговых льгот.

Рис. 3. Сумма налога на имущество физических лиц, не поступившая в местные бюджеты Республики Коми в результате предоставленных налоговых льгот в 2005-2009 гг., тыс. руб. [6]

Двадцатикратное увеличение инвентаризационной стоимости имущества способствовало массовому обращению в налоговые органы за предоставлением налоговых льгот, носящих социальный характер, ранее за которыми многие налогоплательщики не обращались в связи с незначительностью налогового обязательства. Потери доходов местных бюджетов Республики Коми в результате предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц увеличились в 5,0 раз (с 9,25 тыс. руб. в 2005 г. до 46,57 тыс. руб. в 2009 г.). О результативности налоговых льгот может свидетельствовать соотношение суммы налога, не поступившей в бюджет в результате предоставленных налоговых льгот и общей суммы фактически уплаченного налога. При значительном росте суммы налога, не поступившей в местные бюджеты Республики Коми в 2009 г. в результате предоставленных налоговых льгот, соотношение суммы потерь налоговых доходов местного бюджета и общей суммы поступившего в бюджет налога на имущество физических лиц увеличилось лишь на 0,02% (с 0,04% в 2008 г. до 0,06% в 2009 г., в предыдущие годы этот показатель составил 0,05%).

Проведенный анализ позволяет определить основные направления развития налогообложения имущества физических лиц, призванные способствовать социально-экономическому развитию муниципальных образований Республики Коми, повышению доли налоговых доходов в местных бюджетах.

Первое направление - введение налога на недвижимость как одна из мер в области налоговой политики, планируемая к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годах [4]. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах» указывалось на необходимость создания условий для введения местного налога на недвижимость, который должен заменить два местных налога - налог на имущество физических лиц и земельный налог, а также региональный налог на имущество организаций.

Второе направление - формирование принципиально новых подходов к установлению элементов налога на недвижимость (субъекты, объекты налогообложения, налоговая база, дифференцированные налоговые ставки, прозрачный порядок исчисления, упрощенный порядок и сроки уплаты, обоснованные налоговые льготы).

Третье направление - обеспечение гибкого механизма формирования налоговой базы путем проведения кадастрового учета; утверждения методики оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, учитывающей региональные особенности; требований к привлекаемым оценщикам; методики проверки и утверждения результатов кадастровой оценки недвижимости; методики досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки недвижимости; порядка формирования сведений об объектах капитального строительства; порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о сделках налогоплательщиков с недвижимым имуществом, о ценах на имущество, подлежащее налогообложению. В целях формирования государственного кадастра недвижимости уже был принят федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с его ведением, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности [2]. Однако законодательно не урегулированными остаются многие вопросы, непосредственно связанные с порядком формирования налоговой базы налога на недвижимость, решение которых создаст условия для обеспечения гибкого механизма налогообложения недвижимости.

Четвертое направление - снижение налоговой нагрузки для социально незащищенных категорий граждан путем дифференциации налоговых ставок и налоговых вычетов по налогу на недвижимость.

 

 

Список литературы:

1.                  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 425-ФЗ).

2.                  Закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ).

3.                  Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ).

4.                  Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрено Правительством РФ 20.05.2010).

5.                  Приказ ФНС РФ от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ «Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации».

6.                  Статистическая налоговая отчетность УФНС России по Республике Коми [Электронный ресурс]. URL: http://www.r11.nalog.ru/statistic/.

Literature:

1.                           Tax code of Russian Federation (second part) 05.08.2000 № 117-ФЗ (accepted by State Duma of RF 17.07.2000) (in last edition of Federal law dated 28.12.2010 № 425-ФЗ).

2.                           Law of Russian Federation dated 21.07.1997 № 122-ФЗ «About state registration of estate in real property and transaction with its» (in last edition of Federal law dated 29.12.2010 № 435-ФЗ).

3.                            Law of Russian Federation dated 24.07.2007 № 221-ФЗ «About the state cadastre of  real property » (in last edition of  Federal law dated 29.12.2010 № 435-ФЗ).

4.                           General directions of taxation policy of Russian Federation on 2011 year and planning period 2012 and 2013 years (accepted by Government of RF 20.05.2010).

5.                           Order of  Federal tax service of Russian Federation dated 17.09.2007 № ММ-3-09/536@ «About confirming  forms for information required in article 85 of Tax Code of Russian Federation».

6.                           Statistical reports of Federal tax service of Russia department in Komi Republic [electronic resource]. URL: http://www.r11.nalog.ru/statistic/.