Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Теоретические основы интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему

Цигляев В. А.

В статье рассматриваются теоретические аспекты интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему. Представлена развернутая классификация интеграционных процессов в сфере науки и образования. Затрагиваются актуальные вопросы путей развития интеграции в России, механизмы повышения эффективности интеграционного взаимодействия

In article theoretical aspects of integration of a high school science in national innovative system are considered. The developed classification of integration processes in science and education sphere is presented. Pressing questions of ways of development of integration into Russia, mechanisms of increase of efficiency of integration interaction are mentioned

Ключевые слова: национальная инновационная система, интеграция науки и образования,  классификация интеграционных процессов, формы интеграции, механизмы развития интеграции

Keywords: national innovative system, science and education integration, classification of integration processes, integration forms, mechanisms of development of integration

 

 Эффективное построение национальной инновационной системы (НИС) невозможно без активного использования научно-исследовательского и инновационного потенциала института высшего образования. Становление инновационной экономики требует объединенных усилий науки, образования и бизнеса. Опыт передовых европейских стран и США свидетельствует о том, что в качестве основы НИС хорошо зарекомендовали себя интегрированные научно-образовательные структуры, способные обеспечить подготовку качественно новых специалистов, востребованных на рынке труда.

Как известно, в экономической науке под интеграцией (от лат. integer - целый) понимается  «объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия,  развитие связей между ними» [1]. В современной теории существуют различные подходы к пониманию интеграции науки и образования, а также включения вузовской науки в НИС. В соответствии с одной из позиций эти процессы рассматриваются в отраслевом  (внутриведомственном) и межотраслевом (межведомственном) аспектах [2]. Первый предполагает процесс слияния науки и образования в рамках одной сферы государственного управления (сфера образования). Межотраслевой подход представляет собой более широкое понимание интеграции, охватывающее несколько сфер государственного управления, поскольку отражает сближение сфер науки и производства с системой образования, культурой, сотрудничество производства и образовательных учреждений в целях повышения эффективности научной и образовательной деятельности. В настоящее время отечественные исследователи большое внимание уделяют уровням интеграции науки и образования в социально-экономической системе. При этом выделяются микро-, мезо-  и макроуровни интеграции [10]. Интеграция науки и образования на микроуровне представляет собой взаимодействие данных компонентов в рамках конкретной организации или на уровне внутриведомственной интеграции (взаимодействие научно-образовательных учреждений той или иной ведомственной принадлежности). Мезоуровень отражает межотраслевую (межведомственную) интеграцию – партнерское взаимодействие научных и высших образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности (например, осуществление совместных исследований государственных вузов и научных организаций РАН). На макроуровне интеграция представлена целостной системой образовательно-научной деятельности в масштабе страны.  

Исходя из вышеуказанного общепринятого понимания интеграционных процессов науки и образования представляется целесообразным сформулировать  определение интеграции вузовской науки в национальную инновационную системунновационную ки в НИСауки в НИСции вузовской науки в НИС. институтов в структуру университетов не является целесообразной как объединения всех видов ресурсов высшей школы в целях углубления инновационного потенциала вузов, а также создание инновационной инфраструктуры на базе взаимодействия субъектов образовательной и научной деятельности для активного участия в формировании  НИС.

С начала 2000-х годов в отечественной науке особенно актуальным является вопрос о путях интеграции науки и образования в России. Необходимость сокращения разрыва между наукой и образованием, оказывающего негативное влияние как на сферы науки и образования, так и на экономическую систему страны в целом, сегодня признается на государственном уровне. В научных, образовательных и политических кругах обсуждаются вопросы снятия институциональных барьеров между наукой и образованием, совершенствования законодательства, развития налоговых механизмов стимулирования интеграционного взаимодействия и т.д. В этой связи нередко высказываются идеи использования опыта передовых стран, в частности США, где центром научно-исследовательской деятельности традиционно являются университеты. Однако более распространена точка зрения, согласно которой научный потенциал российских университетов значительно уступает потенциалу академических институтов, поэтому передача академических институтов в структуру университетов, а также включение в состав РАН государственных университетов не являются целесообразным [3]. Вместо этого предлагается: активно развивать уже существующие формы интеграции, подводя их под соответствующую правовую базу; вводить новые прогрессивные формы интеграции; наращивать научный потенциал вузов. Данные шаги будут способствовать повышению эффективности интеграции вузовской науки в НИС.

В контексте анализа процесса интеграции вузовской науки в НИС особое значение приобретает вопрос о классификации интеграционных процессов. Различают типы, виды и формы интеграции.

По типу выделяется институциональная (образование новых институтов) и функциональная (совместная деятельность) интеграция; виды интеграции (в зависимости от параметров систем и среды функционирования) подразделяются на структурно-организационную интеграцию, материально-техническую и кадровую [6]. 

Формы интеграции различают с точки зрения структурных признаков научно-образовательного взаимодействия; по глубине протекания интеграционных процессов  отмечается три направления интеграции науки и образования [9]:

1. Полная интеграция науки и образования (в форме юридических лиц):

- исследовательское университеты – крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, осуществляющие подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней (бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов), а также выполнение научных исследований и разработок мирового уровня. При этом данные виды деятельности в исследовательских университетов выступают в качестве равноценных;

- научно-образовательные центры – структуры, ведущие подготовку специалистов высшей квалификации (магистров, кандидатов и докторов наук) в неразрывной связи с научными исследованиями. Данные центры создаются на основе партнерских взаимоотношений вузов, академических и отраслевых научных организаций (как широкого, так и узкого профиля).

2. Частичная интеграция науки и образования:

- НИИ при вузах;

- базовые кафедры вузов в научных организациях;

- базовые лаборатории НИИ в вузах.

3. Договорные объединения (ассоциации, консорциумы):

- НИИ-ВУЗ, юридически независимые друг от друга;

- ВУЗ-НИИ при вузе;

- объединения  по модели «медицинский ВУЗ – клиника».

По формам и функциям создаваемых структур выделяются:

1) центры передовых исследований, создаваемые на базе объединения ведущих вузов,  академических и отраслевых научных коллективов, финансирование которых осуществляется на конкурсной основе. Основной функцией данных центров является обеспечение благоприятных условий для исследований и обмена идеями;

2) «проектная интеграция», предполагающая формирование эффективных партнерских взаимоотношений НИИ, КБ, вузов и бизнеса;

3) испытательные  центры – научно-производственные структуры, образующиеся с целью разработки и внедрения новейших технологий в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Данные центры могут создаваться при университетах или научных организациях;

 4) технопарки - компактные объединения наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института или лаборатории. Технопарки являются формой интеграционного взаимодействия науки и промышленности и решают задачу внедрения результатов научных исследований в производство;

5) научно-технические  и  инновационные  предприятия. Распространенной формой данной интеграции являются малые предприятия, функционирующие при вузах и позволяющие решать задачи как трудоустройства выпускников, так и стимулирования формирования инновационной экономики путем создания благоприятных условий для развития малого и  среднего бизнеса;

6) инновационные консорциумы, представляющие собой объединения вузов, научных организаций, предприятий, финансовых структур (то есть организаций разных форм собственности, профиля и размера) в целях решения определенной задачи, реализации конкретной программы, осуществления крупного проекта. Организации, входящие в состав консорциума, сохраняют хозяйственную самостоятельность, но подчиняются совместно избранному исполнительному органу в сфере деятельности, относящейся к целям консорциума;

7) инновационные  кластеры - наиболее прогрессивная форма интеграционного взаимодействия образовательно-научных структур с промышленностью и бизнесом, а также органами власти. Организации, входящие в инновационный кластер, характеризуются близким территориальным расположением и взаимно дополняют друг друга в целях повышения эффективности основной деятельности. Инновационный кластер – это не спонтанное объединение, а строго ориентированная система распространения новых знаний и технологий. Основами эффективности данной  модели интеграции являются: устойчивые связи между субъектами кластера; объединенные усилия организаций, входящих в его состав, позволяющие ускорить распространение инновационных продуктов или услуг; наличие инновационной инфраструктуры, способствующей снижению затрат на исследования и разработки, а также дальнейшее коммерческое продвижение инновационных продуктов.

Для эффективного формирования НИС в России необходимо внедрение наиболее перспективных интеграционных моделей, характеризующихся полной интеграцией, – исследовательских университетов, научно-образовательных центров, инновационных кластеров. Развитие уже существующих форм интеграционного взаимодействия науки и образования, а также появление новых, более прогрессивных форм интеграции требует последовательной государственной поддержки. В первую очередь речь идет о совершенствовании административно-правовых и финансово-экономических механизмов, создающих благоприятные условия для углубления интеграционных процессов. С середины 2000-х на государственном уровне предпринимаются попытки совершенствования механизмов интеграции - изменения законодательной базы в плане сближения принципов государственного регулирования научной и образовательной деятельности, а также снятия административных барьеров интеграции науки, образования, бизнеса и промышленности. Разрабатываются программы улучшения законодательства в  области науки и образования; правовые и экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство результатов инновационного процесса (меры налогового стимулирования, антимонопольного, таможенного, финансового контроля, технического регулирования интеграционной деятельности. Так, в 2007 году  был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» [7]. В настоящее время  разрабатывается Концепция по развитию инновационных процессов в вузах [5].

Важнейшим инструментом осуществления интеграционной деятельности является частно-государственное партнерство. В нашей стране в сфере практики частно-государственного партнерства лидируют проекты в области ЖКХ, инженерной и транспортной инфраструктуры; существует опыт привлечения бизнеса к созданию торгово-промышленных зон, технопарков. Однако для формирования НИС необходимо более активное участие института частно-государственного партнерства в отраслях научно-технической сферы, особенно в наукоемких отраслях. Развитие взаимодействия государственных структур и бизнеса считается ключевым механизмом реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы» [11]. В последние годы в России на законодательном уровне предпринимаются шаги к активизации частно-государственного взаимодействия в области интеграции науки и образования. Так, в 2009 году был принят Федеральный закон (217-ФЗ) [4], позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах и уже обеспечивший создание порядка 700 таких предприятий. В 2010 году вступило в силу Постановление «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» [8]. Данное Постановление предусматривает возможность субсидирования производственных предприятий для финансирования вышеуказанных проектов. Целью государственной поддержки в данном случае является развитие научной и образовательной деятельности в вузах, стимулирование использования производственными предприятиями потенциала вузов для развития наукоемкого производства. 

 

 

Список литературы:

1.Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.

2. Гордеева А.Н., Пучкова М.В. Правовое обеспечение интеграции науки и образования // Закон. 2006. N 4.

3. Козлов В.В. Доклад на совместной научной сессии Общего собрания РАН и Ученого совета МГУ «Образование и наука: пути интеграции»// Платное образование. 2004. .№4.

4.Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL:. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90201

5.Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/7762.

6.Проектирование эффективных программ подготовки магистров на основе интеграции образования и науки. Интеграция образовательной и научной деятельности вузов как основа повышения эффективности функционирования российской магистратуры. Пермь: Пермский государственный технический университет,  2007.

7. Российская газета. Документы. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.rg.ru/2007/12/05/integraciya-doc.html.

8. Российская газета. 2010. 16 апреля.

9. Стенограмма расширенного заседания Бюро Совета директоров институтов РАН. 5 ноября 2008 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/committee_of_directors/meetingdecisions.aspx?ID=6739d3ea-7e45-4a2a-886c-b0af3d802176

10.Тягунова Ю.В.,  Крикунов К.Н. Субъекты и цели интеграции науки и образования в высшей школе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hetoday.org/arxiv/VOS/5_2010/21_26.pdf.

11. Федеральные целевые программы России. [Электронный ресурс]. URL:. http://www.programs-gov.ru/32_3.php.

 

Literature:

1.Borisov A.B. Big Dictionary of Economics. Moscow: Book World. 2003.

2. Gordeeva A.N., Puchkova of M. of Century Legal maintenance of integration of science and education//the Law. 2006. N 4.

3. Kozlov V.V. Report of a joint scientific session of the General Meeting of the RAS and the Scientific Council of Moscow State University, "Education and science: towards integration" / Paid education. 2004. № 4.

4. Konsultant Plus. [Electronic resource]. URL:. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base = LAW; n = 90201

5.Kontseptsiya development of research and innovation activity in Russian universities. [Electronic resource]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/7762.

6.Proektirovanie effective training programs for master's degrees through the integration of education and science. The integration of educational and research activities of universities as a basis for improving the efficiency of Russia's Magistrates. Perm: Perm State Technical University. 2007.

7. Rossiyskaya Gazeta. Documents. [Electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/2007/12/05/integraciya-doc.html.

8. The Russian newspaper. 2010. April 16.

9. Transcript of the enlarged meeting of the Bureau of the Board of Directors of Institutes of the RAS. November 5, 2008. [Electronic resource]. URL: http://www.ras.ru/committee_of_directors/meetingdecisions.aspx?ID=6739d3ea-7e45-4a2a-886c-b0af3d802176.

10.Tyagunova Y.V., Krikunov K.N. Subjects and the goal of integrating science and education in high school. [Electronic resource]. URL: http://www.hetoday.org/arxiv/VOS/5_2010/21_26.pdf

11. Federal programs in Russia. [Electronic resource]. URL:. http://www.programs-gov.ru/32_3.php.