Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Российский север: проблемы работающих вахтовым методом
и Государственная политика переселений Фаузер
В.В., Назарова Рассматривается роль государства в освоении северных территорий, его отношение ко вновь осваиваемым территориям. Приводится опыт ведущих предприятий топливно-энергетического комплекса, применяющих вахтовый метод, раскрываются проблемы его использования, в том числе и при начислении трудовой пенсии. Отдельно рассмотрены проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграций The role of government in development of the northern territories, its attitude to re-digested territories is examined. Experience of leading enterprises of the fuel and energy complex which use shift method is given, problems of this method, including the charge of labour pension are revealed. Problems of state regulation of processes of resettlement and migrations are separately considered Ключевые слова: население, миграции, государственная миграционная политика, Север России, вахтовый метод, переселение Key words. Population, migrations, the state migratory policy, the North of Russia, shift method, resettlement
Актуальность обсуждаемой проблемы. Стабильность экономического развития Российской Федерации во многом обеспечивается доходами от реализации углеводородного сырья, добываемого на месторождениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Практика показывает, что государство в настоящее время не заинтересовано в строительстве городов и поселков в указанных районах – высокие издержки на содержание социальной инфраструктуры увеличивают себестоимость газа и нефти, снижают налогооблагаемую прибыль добывающих предприятий и в конечном итоге снижают доходы самого государства. Именно поэтому предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, руководствуясь принципом экономической целесообразности, постепенно переходят на вахтовый и вахтово-экспедиционный методы организации работы. При этом понятно, что освоение новых месторождений, удаленных от уже построенных населенных пунктов, принципиально не предполагает иного метода работы, чем вахтовый. Вахтовый метод – опыт ведущих предприятий. ООО «Ямбурггаздобыча» ОАО «Газпром» – одно из крупнейших предприятий Российской Федерации, с момента образования использующее вахтовый метод работ. В настоящее время в обществе «Ямбурггаздобыча» работает более 15 тыс. человек. При этом почти 13 тыс. человек – по вахте. Работающих вахтовым методом можно условно разделить на две категории – внутрирегиональная вахта (постоянно проживающие в районах Крайнего Севера) и межрегиональная вахта (работники, постоянно проживающие за пределами районов Крайнего Севера, – доставляются из Москвы, Уфы, Тюмени, Краснодара, Белгорода). Около пяти тысяч работников человек вахтовым методом на Ямбургском газоконденсатном и Заполярном газонефтеконденсатном месторождениях, при этом постоянно проживают в городах и поселках Ямало-Ненецкого автономного округа (Новый Уренгой, Надым, Тазовский, Газ-Сале, Коротчаево и т.д.). Что же дает вахтовый метод
государству? К основным преимуществам вахтового метода организации работ можно
отнести: снижение себестоимости добычи полезных ископаемых (благодаря низким
затратам на содержание объектов социальной инфраструктуры); возможность трудовой
миграции (использование невостребованных на рынке трудовых ресурсов); увеличение
поступлений в местные бюджеты (эффект от роста покупательной способности лиц,
работающих вахтовым методом); снижение нагрузки на местные бюджеты в части
выполнения социальных программ для жителей районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей (программы выполняют работодатели). Таким образом, использование
вахтового метода организации работ открывает перед государством следующие
возможности: увеличение налогооблагаемой прибыли предприятий, добывающих
полезные ископаемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
как следствие – рост доходной части бюджета; снижение расходов государственного
бюджета (связанных с содержанием социальной инфраструктуры населенных пунктов, а
также с выполнением социальных программ); управление занятостью. Недостатки вахтового метода организации работ в основном связаны с негативным воздействием на здоровье работающих, а также на состояние семейно-родственных отношений. При этом работодатели, как правило, сами разрабатывают и осуществляют специальные реабилитационно-восстановительные программы для своих работников. К примеру, общество «Ямбурггаздобыча» содержит в вахтовых поселках планово-убыточные медицинские учреждения, оснащенные самым современным медицинским оборудованием. Кроме этого, ежегодно более 8 тыс. работников направляются за счет средств предприятия на реабилитационное лечение и отдых в лучшие клиники и санаторно-курортные учреждения страны. Таким образом, преимущества вахтового метода работ очевидны (для государства и работодателя). Недостатки для самих работников нивелируются специальными программами, кроме этого, высоким уровнем доходов работников. Несколько слов о преимуществах
привлечения на работу вахтовым методом лиц, постоянно проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Необходимо отметить, что период
активного развития населенных пунктов северных территорий фактически
закончился. К примеру, строительство и развитие городов и поселков
Ямало-Ненецкого автономного округа полностью зависело от темпов освоения
месторождений углеводородного сырья. Такие города, как Надым, Новый
Уренгой, Ноябрьск, фактически исчерпали ресурсы роста. При этом указанные
населенные пункты уже обладают высокопрофессиональными трудовыми ресурсами, в
них уже создана вся необходимая для производства инфраструктура, функционируют
ориентированные на газодобывающую отрасль учебные заведения и т.д. Падение
объемов добычи углеводородов приводит к избыточности трудовых ресурсов в городах
и поселках северных территорий. Обеспечить занятость избыточных ресурсов в
других отраслях экономики фактически невозможно в силу нерентабельности в
районах Крайнего Севера производства, не связанного с добычей углеводородов, а
в сфере услуг просто отсутствует необходимое количество рабочих мест. Учитывая при этом низкую мобильность жителей районов Крайнего Севера, низкую психологическую готовность граждан мигрировать в регионы с гораздо более низким уровнем доходов, можно прогнозировать постепенный рост социальной напряженности в северных регионах, рост безработицы, постоянный рост расходов местных и федерального бюджетов на содержание и обновление объектов социальной инфрастуктуры, на выполнение социальных программ для «северян», связанных в том числе и с переселением жителей районов Крайнего Севера в места, более благоприятные для проживания. Избежать возникновения указанных проблем возможно с помощью привлечения жителей северных территорий для освоения новых месторождений вахтовым методом. К примеру, для реализации самого крупного за последние 10 лет инвестиционного проекта ОАО «Газпром» – освоения Заполярного месторождения – обществом «Ямбурггаздобыча» были привлечены трудовые ресурсы Ямало-Ненецкого автономного округа. Более трех тысяч северян были обеспечены работой, заработной платой и социальным пакетом. Практика привлечения Обществом «Ямбурггаздобыча» жителей ЯНАО для работы вахтовым методом позволяет утверждать следующее – после появления права на назначение трудовой пенсии работники приобретают жилье за пределами округа, перевозят семьи и переходят на межрегиональную вахту (благодаря соответствующим социальным программам работодателей). Впереди освоение газонефтеконденсатных месторождений полуострова Ямал, месторождений полезных ископаемых Полярного Урала и т.д. В последнее время активно развиваются предприятия так называемого «малого ТЭКа», которые осваивают небольшие и относительно низкорентабельные месторождения (опять же используя вахтовый персонал). Таким образом, можно смело утверждать, что использование работодателями вахтового метода организации работ позволяет решать государственные задачи – обеспечивает занятость жителей северных территорий, пополнение доходной части бюджетов муниципальных образований северных территорий, а также выполнение продекларированных государством социальных программ [1, с. 295-301]. Однако при работе вахтовым методом возникает одна проблема: как начислять пенсию разным категориям работников. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанными Правилами предусмотрено,
что периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости исчисляются
в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на
объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от
места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и
обратно. Другими словами, при таком исчислении выпадают промежутки
времени, в течение которых работник находился на междувахтовом отдыхе, а также
периоды временной нетрудоспособности по болезни. Таким образом, порядок исчисления трудового стажа при досрочном назначении трудовой пенсии одинаков для принципиально отличающихся категорий работников – работающих по вахте и постоянно проживающих в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях, а также для работающих по вахте и постоянно проживающих за пределами районов Крайнего Севера. При этом для тех лиц, которые постоянно проживают в районах Крайнего Севера, но не работают вахтовым методом, применяется совершенно иной порядок исчисления трудового стажа, дающего право на досрочное оформление трудовой пенсии (исключаются только периоды учебных отпусков и командировок за пределы районов Крайнего Севера). Право на досрочное назначение трудовой пенсии у этой категории работников наступает значительно раньше (после 15 календарных лет), чем у работающих вахтовым методом и постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в зависимости от режима работы – от 25 до 30 лет). Практика применения указанных Правил
привела к следующим последствиям: возникла социальная напряженность среди
северян, работающих вахтовым методом; указанные Правила воспринимаются
гражданами как дискриминационные; лица, постоянно проживающие в районах Крайнего
Севера либо приравненных к ним местностях, стали отказываться от работы вахтовым
методом. Таким образом, с одной стороны,
государство заинтересовано в дальнейшем развитии добывающих отраслей,
повышении доходов государственного бюджета, обеспечении занятости жителей
северных территорий, развитии трудовой миграции, с другой стороны – фактически
препятствует привлечению жителей северных территорий на работу вахтовым
методом, а следовательно, достижению всех вышеперечисленных целей. Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции. Внутрироссийское межрегиональное перераспределение населения в последнее десятилетие изменило свое основное направление: теперь мигранты перемещаются с востока на запад и с севера на юг. В России совершенно четко выделяются две части: восточная – отдающая население и западная – принимающая мигрантов. На Западе массовый приток мигрантов приводит к перенаселению, обострению жилищной проблемы, росту цен на жилье и продукты питания, перегрузке социально-культурной инфраструктуры. С другой стороны, северные, восточные и приграничные районы страны, до этого многие годы притягивающие переселенцев из других частей России и бывшего СССР, интенсивно теряют население. Это приводит к сокращению численности на этих территориях, сокращается население стратегически важных приграничных территорий на востоке страны, нарастает демографический дисбаланс с прилегающими государствами Восточной Азии, прежде всего с Китаем, что во многом усиливает угрозу территориальной целостности России. Особую тревогу вызывает тот факт, что среди выезжающих основную массу составляют социально активные лица трудоспособных возрастов, что приводит к спаду производства, разрушению уникального трудового потенциала, ухудшению демографической структуры населения в этих районах, увеличению (относительно доли трудоспособных жителей) экономически избыточной части населения, усилению социальной напряженности, что не соответствует задаче оптимизации состава населения северных территорий. Таким образом, неконтролируемая
государством миграция населения порождает высокую социально-экономическую
напряженность, как на территории въезда, так и на территории выезда
переселенцев. Районы Севера нуждаются в особых мерах государственного
регулирования миграционными процессами. Переселение социально незащищенных
граждан: пенсионеров, инвалидов, больных и безработных, граждан других
категорий, проработавших в экстремальных условиях Севера несколько десятков лет,
продолжает оставаться острейшей социальной и фактически не решаемой проблемой
северных территорий. Необходима поддержка переселения экономически избыточной
части населения и вместе с тем поддержание основ жизнедеятельности оставшихся
в этих районах трудоспособных людей. Прежде всего это касается тех населенных
пунктов, в которых в результате действий государственных и негосударственных
структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест (моноотраслевые
поселки) и сокращение учреждений социальной сферы. Необходимо принимать меры по
снижению оттока трудоспособного населения и привлечению рабочей силы из других
районов страны. Изучение подходов к государственному
регулированию переселения северян свидетельствует о том, что в настоящее время
российское законодательство и правовое обеспечение процесса переселения далеки
от совершенства. На сегодня нормативно-правовая база государственной поддержки
переселения северян включает в себя несколько федеральных законов, отдельные
статьи федеральных законов по общероссийской тематике, регулирующие проблемы
Севера, ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. К сожалению,
все эти меры не представляют собой единую, целостную и четко согласованную
систему социально-экономических и правовых основ регулирования переселения.
Более того, существующие меры по решению комплекса проблем в отношении
регулирования миграции жителей Севера носят декларативный характер в связи с
недостаточностью финансирования и неэффективностью распределения финансовых
средств, что является еще одной серьезной недоработкой со стороны государства. Так, в соответствии с Федеральным
законом № 125-ФЗ субсидии распределяются согласно конкретной очередности по
следующим категориям граждан: в первую очередь выезжающим из закрываемых по
согласованию с Правительством РФ населенных пунктов, затем инвалидам
I
и II групп, а также инвалидам с детства,
родившимся на Севере, далее пенсионерам, гражданам, признанным в установленном
порядке безработными, работающим гражданам. Ситуация с чрезвычайно низким
объемом финансирования программ переселения вызывает высокую социальную
напряженность в среде северян, претендующих на жилищные субсидии в
соответствии с действующим законодательством, и порождает недоверие к органам
государственной власти в части способности решать данную проблему более
существенными вложениями средств [3,
с. 205-213]. В целом можно отметить, что социальное развитие Севера
финансируется явно недостаточно. Медленно решаются такие жизненно важные
вопросы, как переселение нетрудоспособного населения: выделяемые средства
позволяют переселять 4,5 тыс. людей в год (учитывая количество очередников, с
такими темпами на решение этой задачи потребуется более 100 лет!) [2,
с. 9]. Краткий анализ проблемы показывает, что в настоящее время крайне неэффективно осуществляется регулирование переселения жителей северных территорий, как на федеральном, так и на уровне субъектов России. Для проведения более эффективной государственной политики необходимо выполнить ряд первоочередных мероприятий. Во-первых, необходимо провести «инвентаризацию» всех действующих законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность на Севере и в части, касающейся проблем переселения. Подготовка законопроектов, имеющих целью совершенствование действующего законодательства, устранение имеющихся в нем пробелов, относится к числу первоочередных задач государства, от решения которых зависит развитие и стабилизация социально-экономического положения на Севере. Принимаемые законопроекты должны обеспечивать создание необходимых правовых условий для проведения эффективной государственной политики по отношению к Северу. Также необходимо систематизировать и привести в соответствие с действующим законодательством разработанную нормативно-правовую базу, регулирующую отдельные сферы жизнедеятельности на Севере: экономическое развитие Севера, социальную защиту северян, миграционные процессы в районах Севера и др. В частности, разработку и систематизацию социально-экономических мер, направленных на регулирование миграционных процессов, необходимо проводить с учетом геополитических интересов страны, социально-экономической, демографической и экологической ситуации и перспективы развития северных территорий. Во-вторых, необходимо обеспечить
увеличение финансирования и выполнение действующих федеральных целевых
программ, относящихся к Северу, при необходимости внести в них соответствующие
изменения и дополнения, а также разработать ряд других целевых программ, в
которых предусматривается адресная направленность средств бюджета того или
иного уровня. В-третьих, необходимо проводить политику консолидации усилий всех уровней власти. Например, усилить координацию деятельности федеральных министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере разработки проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. В части, касающейся непосредственно государственного регулирования переселения жителей Севера России, представляются целесообразными следующие меры. Во-первых, необходимо содействовать добровольному переселению лиц, желающих выехать за пределы северных территорий, способствовать переселению социально незащищенных граждан. Так, посредством сохранения в районах нового места жительства северных надбавок к пенсиям для лиц, выезжающих из районов Севера, государство способно стимулировать отток населения пенсионных возрастов из северных регионов. Во-вторых, в целях стимулирования безработных трудоспособных граждан депрессивных районов Севера к переселению в экономически более развитые и перспективные северные территории необходимо разработать федеральную программу внутрирегиональной северной миграции. В-третьих, в целях закрепления
населения в развивающихся и перспективных районах Севера необходимо: разработать
федеральную программу закрепления в районах Севера квалифицированных кадров во
всех отраслях экономики и социальной сферы; сохранить северные надбавки к
заработной плате для работников негосударственной сферы хозяйствования, так как
их отмена может привести к обострению демографической ситуации в регионе и
осложнению трудового баланса за счет оттока из региона лиц трудоспособного
возраста; способствовать развитию инфраструктуры перспективных северных
территорий, повышению качества обслуживания населения с учетом северных
требований проживания; поддерживать все уровни образования, подготовки и
переподготовки кадров в северных регионах. В целях консолидации усилий всех
уровней власти, крайне важно проанализировать работу органов власти и
управления «на местах», разработать и при поддержке федерального и
регионального центров запустить реализацию программ регулирования миграции
экономически избыточной части населения в отдельных муниципальных образованиях,
где данная проблема стоит особенно остро. Разработка подобных мероприятий на
муниципальном уровне особенно актуальна в силу того, что местные власти в
большей степени информированы о сложившейся ситуации в северных районах и
способны более адекватно и оперативно решать стоящие перед ними проблемы.
Такие программы позволят снять социально-экономическую напряженность в
северных районах, связанную с образованием экономически избыточной части
населения; снизить расходы на завоз топливно-энергетических ресурсов;
оптимизировать и перераспределить бюджетные расходы на реструктуризацию
экономики, социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, систему
жизнеобеспечения; упорядочить процесс миграции жителей северных территорий,
оказывая государственную поддержку соответствующим социальным группам
мигрантов. Для более рационального
распределения и увеличения объемов финансирования программ регулирования
переселения необходимо, чтобы государство, с учетом располагаемых возможностей
бюджетов всех уровней, сформировало систему дифференциации и приоритетов при
предоставлении средств федерального бюджета на цели переселения, а также
эффективные механизмы их адресного доведения. В целом комплекс проблем в отношении
переселения жителей Севера России предопределяет необходимость
совершенствования северной политики как на федеральном, так и на региональном и
муниципальном уровнях. Очевидно, что лишь новая последовательная политика
государства, в полной мере учитывающая специфические северные условия, будет
способствовать повышению эффективности государственного регулирования
переселения северян и, как следствие, улучшению демографической и
социально-экономической ситуации в районах Севера, а также развитию
социально-экономической сферы в целом по стране, равно как и улучшению
геополитической стабильности и укреплению национальной безопасности России. В заключении хотелось бы еще раз
обратить внимание на то, что в государственных структурах идет понимание
северных проблем и осознание того, что жизнь на Севере имеет особое «северное
измерение» и люди, работающие здесь, имеют право на особую заботу государства и
законодательно закрепленные гарантии. Это должно выражаться в достойной оплате
труда, пенсионном обеспечении северян, поддержке учащейся молодежи. В 2005 г.
Совет Федерации внес в Государственную Думу проект закона о выплате студентам,
обучающимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
процентной надбавки к стипендии. Профильным комитетом палаты поддержаны
законопроекты, позволяющие сохранить полный объем базовой части пенсии с учетом
коэффициента для северян в случае их переезда на постоянное жительство в другие
регионы [2, с. 9]. Кроме того, в северных регионах должна осуществляться
сбалансированная демографическая, миграционная, национальная политика,
направленная не только на текущее обеспечение проектов трудовыми ресурсами, но
и учитывающая геополитическое значение северных и восточных регионов для
экономической и оборонной безопасности страны, интересы коренного и
старожильческого населения. В последнее время все большей
популярностью пользуется понятие кластеров как активных зон развития не
только в смысле крупных территориально-промышленных комплексов, эффективно
работавших в недавнем прошлом, но и вполне применимых к традиционным северным
отраслям хозяйствования, базирующимся на использовании возобновляемых природных
ресурсов. Развитие таких разноориентированных комплексов поможет решить и
проблему оптимизации численности населения северных территорий, и проблему
занятости [4, с. 28-29]. Выполнение намеченных ориентиров в социально-экономическом развитии северных регионов позволит, с одной стороны, улучшить жизнь северян и довести (сохранить) их численность до приемлемого оптимума, а с другой стороны, позволит российской экономике поддерживать устойчивые темпы развития.
Список литературы: 1. Андреев О.П., Крамар В.С. Вопросы эффективности государственной социальной политики в отношении жителей северных территорий, работающих вахтовым методом // Российский Север: траектория и перспективы социального развития / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.Н. Пивненко. М.: КНОРУС, 2006. С. 295- 301. 2. Миронов С.М. Северные регионы: право на особую заботу государства // Горизонты экономического и культурного развития: материалы пленарного заседания Второго Северного социально-экологического конгресса / Отв. ред. В.А. Черешнев. М.: Наука, 2007. С. 7-10. 3. Недвецкая О.Ю. Проблемы государственного регулирования процессов переселения и миграции: северный аспект // Российский Север: траектория и перспективы социального развития / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.Н. Пивненко. М.: КНОРУС, 2006. С. 205-213. 4. Олейник Г.Д. Развитие северных регионов и социально-экологический подход к освоению новых районов минеральных и топливно-энергетических ресурсов // Горизонты экономического и культурного развития: материалы пленарного заседания Второго Северного социально-экологического конгресса / Отв. ред. В.А. Черешнев. М.: Наука, 2007. С. 27-29. Literature:
1.
Andreev
O. P. Kramar V. S. Questions of public social policy’s efficiency in regard to
the habitants of northern territories workings by the watch method of // Russian
North: trajectory and prospects of social development / Under general ed. N.
A.
Volgyna,
V.
N.
Pivenko.
Moscow:
KNORUS,
2006. p.
295- 301.
2.
Mironov S. N. Northern regions: the
right to the special attitude of the state // Horizons of economic and cultural
development: materials of the plenary meeting of the Second Northern
socially-ecological congress / editor-in-chief V. A. Chereshnev. Moscow:
Science, 2007. p. 7-10.
3.
Nedvetskaya O. Y.
Problems of government control
of migration and migration processes: the northern aspect // / Under general ed.
N. A. Volgyna, V. N. Pivenko. Moscow: KNORUS, 2006.
p. 205-213.
4.
Oleynik G. D. The development of northern regions and socially-ecological
approach to mastering of new districts rich in mineral and fuel and energy
resources // Horizons of economic and cultural development: materials of the
plenary meeting of the Second Northern socially-ecological congress /
editor-in-chief V. A. Chereshnev. Moscow: Science, 2007. p. 27-29. |