Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Финансово-экономические механизмы стимулирования интеграции вузов в национальную инновационную систему (на примере Республики Коми) Сычев А.В., Цигляев В.А. В статье рассматриваются финансово-экономические аспекты стимулирования интеграции вузов в национальную инновационную систему. Анализируется зарубежный опыт государственной поддержки развития инновационной сферы. Затрагиваются проблемы эффективности стимулирования субъектов инновационной деятельности в России. На примере региона Коми предлагаются меры по развитию финансово-экономических механизмов поддержки инноваций In article financial and economic
aspects of stimulation an integration high schools in national innovative system
are considered. Foreign experience of the state support of development
innovative sphere is analyzed. Problems of efficiency of stimulation of subjects
of innovative activity in Russia are mentioned. The Komi region for example
measures on development of financial and economic mechanisms of support
innovations are offered Ключевые слова: финансово-экономические механизмы стимулирования интеграции вузов в национальную инновационную систему, государственная поддержка субъектов инновационной деятельности, налоговое стимулирование инноваций Keywords: financial and economic mechanisms of stimulation of integration of high schools in national innovative system, the state support of subjects of innovative activity, tax stimulation of innovations
Реальное включение вузовской науки в национальную инновационную систему (НИС) предполагает последовательное стимулирование инновационной деятельности на государственном уровне. В первую очередь речь идет о финансовой поддержке инновационных предприятий. В подавляющем большинстве развитых стран, а также в ряде развивающихся государств существуют различные механизмы вышеуказанного стимулирования. Так, в США, Японии, Великобритании, Китае, Индии практикуются государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных предприятий малого и среднего бизнеса; в США и Франции применяется непосредственное финансирование субъектов инновационной деятельности в форме субсидий и займов, составляющих около 50% расходов на создание инновационной продукции и технологий. В большинстве развитых стран используются целевые дотации на научно-исследовательскую деятельность. В Швеции предоставляются беспроцентные ссуды; а в Германии – безвозмездные ссуды на 50%-е покрытие затрат от внедрения инноваций. В некоторых странах (например, в США, Японии, Австрии) допускается снижение государственных пошлин (в ряде случаев - отсрочка или освобождение от уплаты пошлин), а также налоговые льготы для индивидуальных изобретателей. Имеют место схемы облегченного налогообложения для инновационных предприятий (например, исключение из налогообложения затрат на НИОКР, льготы по налогам для университетов и НИИ – в США, Японии, Индии, Великобритании и др.). Распространенной практикой является создание венчурных фондов в целях реализации проектов в сфере инноваций предприятиями малого и среднего бизнеса. Существенную помощь в продвижении инноваций в ряде стран (США, Япония, Индия, Китай) оказывает формирование специальных структур (корпораций, агентств), обеспечивающих поддержку инновационным предприятиям на разных стадиях инновационного процесса. Широко распространена система госконтрактов на проведение НИОКР. В России активные шаги по развитию финансово-экономических и правовых механизмов стимулирования инновационной деятельности предпринимаются с середины 2000-х годов. В 2005 году Правительством РФ были утверждены «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010года»[5], согласно которым определены следующие приоритеты в сфере формирования НИС: создание благоприятной экономической и правовой среды для осуществления инновационной деятельности; формирование инфраструктуры инновационной системы; становление системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Большая роль в реализации обозначенных приоритетных направлений отводится предприятиям малого и среднего бизнеса, ориентированным на коммерческое продвижение инновационных продуктов и технологий, а также интеграции бизнеса с научно-образовательными структурами. Тем не менее значительная часть ключевых для формирования НИС задач осталась нерешенной. Так, до сих пор не принят Федеральный закон «Об инновационной деятельности» (хотя на региональном уровне аналогичные документы были уже одобрены). Мировой опыт показывает, что основным механизмом стимулирования инноваций является предоставление дополнительных налоговых льгот субъектам инновационной деятельности. В России на сегодняшний день наиболее благоприятные налоговые условия созданы преимущественно для резидентов технико-внедренческих особых экономических зон (напомним, что на сегодняшний день в стране создано 13 ОЭЗ). Для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, но не входящих в данные зоны, налоговые льготы носят ограниченный характер и предполагают, в частности; освобождение от НДС реализации НИОКР; освобождение от НДС передачи исключительных прав и прав на основе лицензионного договора; освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования; признание части отчислений расходами на НИОКР; применение повышающих коэффициентов амортизации основных средств; применение повышающего коэффициента для расходов на НИОКР; предоставление инвестиционного налогового кредита. Этого перечня, конечно, недостаточно для эффективной мотивации малых и научно-образовательных организаций к повышению их инновационной активности. По мнению ряда специалистов, в России необходимо создать систему налоговых льгот, поощряющих инновационные инициативы и доведение их до практического результата, что предполагает снижение налоговой составляющей непосредственно в цене инновационной продукции. С этой целью предлагается принять следующие дополнительные меры налогового стимулирования развития инноваций: снижение ставки единого социального налога и других платежей с фонда оплаты труда для организаций, осуществляющих инновационную деятельность; освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза на территорию России высокотехнологичного оборудования, используемого для научных разработок и создания инновационной продукции; введение льготных ставок НДС на реализацию приоритетных видов инновационной продукции; расширение перечня расходов, уменьшающих полученные доходы при определении объекта по упрощенной системе налогообложения (в перечень должны быть включены не только расходы на подготовку и освоение новых производств и оборудования, но и расходы на создание новых технологий и внедрение нового оборудования); осуществление на федеральном уровне льготы по освобождению от налога на имущество организаций, производящих высокотехнологичное оборудование и новые виды техники [8]. Существенное облегчение налоговой нагрузки может быть достигнуто также установлением специального налогового режима для научных и инновационных организаций, который поможет осуществить комплексный подход к налогообложению данных организаций. Для достижения наибольшей эффективности благоприятные налоговые условия должны быть созданы для всех этапов инновационной деятельности, начиная с инвестирования в фундаментальные исследования и заканчивая поддержкой действующих инновационных проектов и реализации инновационных товаров и услуг. Применительно к эффективному финансово-экономическому стимулированию интеграции вузов в национальную инновационную систему России также существует немало барьеров. Ярким примером является принятие в 2009 году Федерального закона, №217 ФЗ, позволяющего создавать малые предприятия при вузах [9]. На данный закон возлагались большие надежды в плане повышения инновационной активности вузов и трудоустройства выпускников. По прогнозам Минобрнауки, еще осенью 2009 года 187 вузов были готовы создать порядка 2,5 тысяч малых предприятий [7]. Однако к лету 2010 года существовало всего 337 таких предприятий [1]. Причины кроются в недоработанности закона, а именно в отсутствии стимулов (в первую очередь, налоговых) как для вузов, так и для потенциальных инвесторов. Ситуацию осложняли некоторые ограничения, не позволяющие использовать закон в полной мере: например, оказалось фактически невозможным предоставить федеральное имущество в аренду вновь созданным предприятиям при вузах. В результате процесс создания инновационных предприятий при вузах продвигается медленно. На январь 2011 года в стране было создано всего около 700 подобных предприятий [2], и это при том, что в настоящее время принимаются меры по доработке вышеуказанного закона (в частности, обсуждаются предложения о предоставлении малым предприятиям аренды госимущества на бестендерной основе; упрощении предоставления интеллектуальной собственности, возможности передачи этой собственности). Что касается Республики Коми, то государственная поддержка инновационной деятельности в регионе осуществляется на основе республиканского закона «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории республики», а также республиканской целевой программы «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010–2012 годы». В 2011 году Распоряжением Правительства Республики Коми была одобрена Концепция развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми на период до 2015 года [6]. В части финансово-экономического стимулирования субъектов инновационной деятельности предусмотрено: поддержка субъектов инновационной деятельности в форме финансирования за счёт средств республиканского бюджета инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе, а также субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлечённым для реализации инновационных проектов, и компенсация части лизинговых платежей; проведение республиканского конкурса «Инновации в экономике, управлении и образовании Республики Коми»; софинансирование научных проектов Республики Коми в рамках соглашений, заключённых Правительством Республики с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ); формирование перечня тем научно-исследовательских работ, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета Коми; присуждение и выплата премий Правительства Республики Коми в области научных исследований для научно-педагогических кадров, аспирантов, студентов за выполнение научных исследований, имеющих особое значение для социально-экономического развития Республики. В перспективе планируется разработка новых мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории республики, в том числе: совершенствование законодательства региона о предоставлении отдельным субъектам инновационной деятельности налоговых льгот; разработка предложений по государственной поддержке создания малых и средних предприятий на базе вузов и научных учреждений; разработка нового порядка формирования перечня тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счёт средств республиканского бюджета Коми, предусматривающего внедрение результатов таких работ в производство. Стимулирование инновационной деятельности высшей школы республики на уровне региональных властей в настоящее время является особенно актуальным, поскольку одной из важнейших причин, тормозящих внедрение инноваций в вузах, является недостаток финансирования. В частности, в Сыктывкарском лесном институте существует ряд инновационных проектов, продвигаемых вузом, но на реализацию каждого необходимы значительные средства. Республика же может выделить на эти цели только порядка 300 тысяч рублей [3]. В Сыктывкарском государственном университете разработан проект открытия при университете двух малых предприятий, находящийся в данное время на стадии согласования документов. Однако Федеральный закон № 217, о котором уже было сказано выше, не предоставляет никаких льгот или особых условий для вузов, сотрудничающих с малым бизнесом. В данном контексте целесообразно рассмотреть вопрос о том, какие меры могут быть предложены для решения финансовых затруднений, связанных с развитием инноваций в республике. Во-первых, основываясь на успешном зарубежном опыте, можно констатировать, что республике необходимо создание венчурного фонда. В настоящее время Коми не имеет венчурной инфраструктуры. Правда, в 2010 году было подписано соглашение между правительством Республики Коми, ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), Коми научным центром УрО РАН и Сыктывкарским государственным университетом, основной целью которого является создание соответствующей базы венчурного инвестирования [4]. С этой целью планируется привлечь венчурные инвестиции «Фонда посевного инвестирования ОАО «РВК». Фонд сможет предоставлять малым инновационным предприятиям до 75% от объема необходимых инновационной организации средств. Проект планируется осуществить к 2015 году. Кроме того, для решения проблемы финансирования внедрения инноваций в сфере высшего образования Республики Коми предлагается: 1) рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот ряду субъектов инновационной деятельности: -предоставление налоговых каникул с целью стимулирования создания малых инновационных предприятий при вузах; -освобождение от налогообложения затрат, связанных с реализацией утвержденных проектов (приобретение оборудования, обучение персонала, исследования по НИОКР и т.д.); - компенсация затрат на услуги по защите авторских прав и др; 2) предоставить субъектам инновационной деятельности бюджетные кредиты за счет республиканского бюджета республики Коми; 3) предоставить средства республиканского бюджета Республики Коми на развитие инфраструктуры на территории республики в рамках целевых республиканских программ. Список литературы: 1.Журнал «Финанс» № 24 (355). 05-11.07.2010. 2. Инновационный портал Новосибирского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: http://inno.nsu.ru/news/2011-02-25.htm. 3. Информационный портал Республики Коми. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komipress.ru/smi/issue.php?id=436316. 4. К 2015 году Коми будет иметь собственную индустрию венчурного инвестирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.komiinform.ru/news/65835/. 5.Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010.[Электронный ресурс]. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_103596.html. 6. Распоряжение Правительства Республики Коми от 22 февраля 2011 г. № 44-р. [Электронный ресурс]. URL:http://law.rkomi.ru/files/20/7639.pdf
7. Российская
Бизнес-газета. №720 (36). 22.09.2009.
8.Степанов А.В., Томилко Ю.В. Налоговые механизмы стимулирования инновационной
деятельности: задачи и перспективы. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.dcorpus.ru/st4.html 9. ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам создания
бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в
целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной
деятельности» от 02.08.2009 №217-ФЗ.[Электронный ресурс].
URL:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90201.
Literature: 1.Zhurnal «Finans». № 24 (355). 05-11.07.2010. 2.Innovatsionny portal Novosibirsk State University. [Electronic resource]. URL: http://inno.nsu.ru/news/2011-02-25.htm. 3.Informatsionny portal of the Komi Republic . [Electronic resource]. URL: http://www.komipress.ru/smi/issue.php?id=436316. 4. By 2015, the Komi Republic will have its own venture investment industry. [Electronic resource]. URL: http://www.komiinform.ru/news/65835/. 5.Main direction of Russian policy in the development of innovative systems for the period to 2010. [Electronic resource]. URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_103596.html. 6. Order of the Government of the Komi Republic from February 22, 2011 № 44-p. [Electronic resource]. URL: http://law.rkomi.ru/files/20/7639.pdf 7. "The Russian business newspaper» № 720 (36) 22.09.2009 8.Stepanov A.V., Tomilko Y.V. Tax incentive schemes for innovation: challenges and prospects. [Electronic resource]. URL: http://www.dcorpus.ru/st4.html 9. Federal Law "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the establishment of budget scientific and educational institution business entities to practical use (implementation) results of intellectual activity" from 02.08.2009 № 217-FZ. [Electronic resource]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90,201.
|