Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Взаимодействие  крупных и малых предприятий как фактор конкурентоспособности северных регионов (на примере Архангельской области и Республики Коми)

Найденов Н.Д., Альхимович И.Н.  

 

В статье анализируются особенности взаимодействия малого и крупного бизнеса в северных регионах на примере Архангельской области и Республики Коми

In the article the features of interaction of small and large business in northern regions on example of the Arkhangelsk region and the Komi Republic are analyzed

Ключевые слова: малый бизнес, взаимодействие крупного и малого бизнеса, северные регионы

Keywords: small-scale business, interaction large and small-scale business, northern regions

 

По экспертным оценкам, 2/3 малых предприятий взаимодействуют с крупными [10].

Неустойчивые взаимодействия бизнес-единиц имеют тенденцию к трансформации  - движение осуществляется либо к симбиозу, либо к ликвидации взаимодействия. Устойчивые взаимодействия малых предприятий с крупными производственными структурами образуют экономический симбиоз, способствующий экономическому росту.  Крупные предприятия часто стремятся подчинить малое предприятие или стать его собственником. Но задача состоит в том, чтобы сформировать эффективные предпринимательские сети, с долгосрочным прицелом занять достойное место на международном рынке, сохраняя, приумножая конкурентные преимущества.

Традиционно адаптивность региональной экономической системы в условиях Севера к жестким условиям глобальной экономики строилась на базе крупных добывающих компаний. В связи со снижением деловой активности в Северных регионах в переходный период от некогда крупных предприятий остается сеть мелких, либо все поселение ликвидируется, либо  в поселении остается единственное работающее предприятие. Взаимодействие малых предприятий, формирование на их базе предпринимательских сетей, построение эффективных взаимодействий между мелкими и крупными предприятиями позволяет  обеспечить долгосрочную эффективность северных регионов,  их конкурентоспособность за пределами добычи полезных ископаемых и профильной ресурсодобывающей специализации.

Цель статьи заключается в анализе особенностей взаимодействия малого и крупного бизнеса в северных регионах на примере Архангельской области и Республики Коми и определении путей усиления положительного воздействия интеграционных форм крупного и малого бизнеса на экономический рост и модернизацию экономики.

1. Теоретические аспекты взаимодействия крупных и малых предприятий

Экономическая теория всегда пристально изучала взаимоотношения между товаропроизводителями. В таблицах воспроизводства Кенэ показано, что рыночный обмен отсекает неэффективные производства. Классики экономической теории А.Смит и Д. Рикардо показали действие «невидимой руки» рынка, формирующей прибыль, заработную плату и ренту и распределяющей производство по месторасположениям в согласии с принципами абсолютных и относительных преимуществ. Кейнсианство показало, что обмен в соответствии с психологическим законом распределяет капитал во времени по принципу дисконтирования доходов. В зависимости от отношений между товаропроизводителями образуются типы рынков: совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии, монопсонии, дуополии. Внешние эффекты обмена порождают  мягкие бюджетные ограничения, когда другие товаропроизводители поддерживают неудавшийся инвестиционный проект.

Согласно теории Й. Шумпетера размер фирмы создает эффект рыночного доминирования, который снижает инновационные риски и стимулирует тем самым появление нововведений. В то же время взаимодействие крупных и малых предприятий разрушает устаревшие отрасли и производства, создавая новые технологические и организационные основы управления бизнесом [18, с.13].

М. Портер выдвинул концепцию пяти конкурентных сил – потребителей, других производителей, потенциальной конкуренции других товаров, поставщиков, товаров-заменителей. Институционализм показал, что обмен формирует структуры предприятий в ходе жизненного цикла товаров: эксплеренты (новаторы), патиенты (работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформировавшиеся под действием моды), виоленты (крупное серийное производство), коммутанты (действуют на этапе падения цикла выпуска продукции). В ряду отношений между товаропроизводителями важное место занимают отношения между малыми  предприятиями и крупным бизнесом.

Характер взаимодействия крупных и малых предприятий в некоторой степени объясняет концепция доминирующей экономики Ф. Перру. Экономический мир Ф. Перру покоится на неравенстве как основополагающем принципе хозяйственной жизни. Неравенство вытекает из различий в размерах производства и капитала, из различной степени информированности партнеров, из принадлежности участников хозяйственных сделок к различным областям хозяйства. Поведение экономических агентов обусловлено правилами игры, порождаемыми не механизмами  обмена товарами, а соотношением сил партнеров. Главный результат неравенства – существование доминирующих и подчиненных экономических единиц. Совершенная конкуренция перестает действовать, уступая место эффекту доминирования, который объединяет все экономические единицы. В сеть  экономических отношений вплетается принуждение как специфическое экономическое благо, дающее его владельцу экономические преимущества. Доминирующие единицы принуждают соглашаться на предлагаемые в одностороннем порядке условия сделок или сотрудничества.  По мнению Ф. Перру, эффект доминирования -исходный пункт экономической теории.

 Эффект доминирования основан на взаимозависимости всех экономических единиц. Единица «увлекающая» может действовать на единицу «увлеченную» посредством эффектов размеров (предъявляя более высокий спрос на ее продукцию и стимулируя тем самым рост  ее производства), «эффекта производительности» (снижает цены на свои товары) и «эффекта нововведений». Эффект доминирования действует в сторону выравнивания и экономичности всей группировки экономических агентов.

Базируясь на концепции «доминирующей» экономики, Ф. Перру делает следующие выводы. Во-первых, экономический рост неоднороден. Во-вторых, сбалансированный рост неосуществим. В-третьих, в  основе экономического роста лежит активное преобразование структур в желаемом направлении. В-четвертых, воздействие на  экономику всегда избирательно, а не глобально,  как это следует из рекомендаций кейнсианства. В-пятых, вся логика эволюции «доминирующей» экономики побуждает государство стать центром по принятию решений в экономике.

Базируясь на концепции доминирующей экономики, можно сделать выводы об управлении экономикой на основе преобразования структур экономики в желаемом направлении; избирательного воздействия на структуры экономики через отрасли и предприятия–доминанты экономики [2].

Численность малых предприятий в Российской Федерации составила в 2008 году 1347,7 тысяч, или 28 % к общему числу предприятий и организаций в стране. Численность работников малых предприятий в 2008 году в Российской Федерации составила 11412,1 тыс. человек, или 15 % от общего числа занятых в стране [14, с.345,351,352.].

 В северных регионах Российской Федерации малые предприятия имеют относительно меньшее значение, чем в целом по стране, но не менее важное по своим социально-экономическим функциям (обеспечение занятости, удовлетворение специфических потребностей населения, не требующих массового производства, развитие инноваций и научных исследований, стабилизация социальной обстановки).

Так, в Республике Коми в 2009 году функционировали 10642 малых предприятий, или 54 % от общего количества юридических лиц. Численность работников малых предприятий в 2009 году в Республике Коми составила 33901 тыс. человек, или 7,2 % к численности экономически активного населения. Инвестиции в малом бизнесе в Республике Коми в 2009 году составили 2404,9 млн руб., или 2,2 % к общей сумме инвестиций по региону. В Республике Коми 15 % малых предприятий заняты в строительстве, 35 % в розничной и оптовой торговле, 1 % в сфере добычи полезных ископаемых. Число малых предприятий в сфере научных исследований и разработок за 2008-2009 годы возросло с 32 до 35, но их доля снизилась с 0,38 % до 0,32 %, или на 16 % [16, с.71, 227, 228, 229,419].

 По экспертным оценкам, 2/3 малых предприятий взаимодействуют с крупными[6]. Устойчивые взаимодействия малых предприятий с крупными производственными структурами образуют экономический симбиоз,  неустойчивые взаимодействия имеют тенденцию к трансформации - движение осуществляется либо к симбиозу, либо к ликвидации взаимодействия. На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);

2) инкубаторство ("выращивание" малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);

3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов различных дочерних фирм, сохраняющих "родственные связи" с "родителями", образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).

Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, как результат реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из крупного предприятия. Они образуются также из самостоятельных хозяйственных объектов, при этом обычно крупный объект является центром притяжения малого.

Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается как дипольная, атомарная,  сетчатая или корпоративная структура.

Субконтрактация как разновидность делового партнерства, предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтрактации может осуществляться и работа малых предприятий на давальческом сырье (своего рода толлинг), и реализация продукции крупного предприятия.

Причинами популярности субконтрактации являются: более низкие издержки производства у субподрядчика; временная нехватка производственных мощностей на крупной фирме при перегруженном портфеле ее заказов; наличие так называемых маргинальных партий изделий (либо объем заказа недостаточно велик для большой фирмы, либо необходимо производство сугубо специализированных видов изделий); потребность в проникновении на рынок с малыми партиями товара без затрат на создание сбытовых систем; обеспечение адаптивности к "пиковым" ситуациям на рынке.

Особенно широко субконтрактация распространена на Западе. Так, в швейной промышленности США на ее долю приходится около трети всего производства. Так, называемые джобберы (работодатели) приобретают материал, обеспечивают раскрой и передают полуфабрикат малым фирмам, которые завершают изготовление готовой одежды. По этой же системе работает около 70 % предприятий швейной промышленности Японии. В Канаде примерно треть рабочей силы занята на производстве по субконтрактации [11].

В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:

а) дипольная (пара предприятий с доминированием крупного);

б) атомарная (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к "ядру");

в) сетчатая (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);

г) корпоративная (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.

В этом случае, если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, между предприятиями образуется экономический симбиоз. Примером дипольной структуры является взаимодействие двух предприятий малого и крупного в системе франчайзинга, т.е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.

Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая "проникающая" способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франшизу) и "связывая" себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от "родительской" фирмы: в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении, опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), более широкий доступ к сырью и т.д. Довольно часто образуется множество дипольных структур, имеющих единое доминантное предприятие. В этом случае данная группа дипольных структур трансформируется в атомарную структуру.

Атомарные структуры чаще всего возникают в следующих ситуациях:1) в результате развития франчайзинга (подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие франчайзинговые фирмы составляют 80 % предприятий розничной торговли); 2) как следствие, реструктуризации крупной фирмы, имеющей ряд непрофильных или убыточных производств; в этом случае целые цеха или отделы становятся точками "кристаллизации", вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия [11].

Эффект реструктуризации состоит в том, что происходит одновременное улучшение работы и крупной фирмы (которая освобождается от ненужного бремени) и внутренних ее структур, которые выделяются в самостоятельные малые предприятия и получают более широкие полномочия для решения собственных локальных задач (поиск заказчиков дешевого сырья на стороне, изменение технологии в выгодную для себя сторону).

Сетчатая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия, входящие в сеть и взаимодействующие друг с другом, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры. При этом консолидация их усилий позволяет более эффективно решать задачи, обусловленные совместной деятельностью с крупным предприятием.

Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, образовавших сетчатую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько крупных предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого предпринимательства такое иностранное участие  - один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.

Экономический симбиоз предприятий представляет собой союз малого и крупного предприятий партнеров по бизнесу, взаимовыгодный для обеих сторон. Иными словами, экономический симбиоз - это такое устойчивое (долговременное) экономическое взаимодействие, которое дает положительный эмерджентный эффект; в связи с этим величина эффекта от совместной деятельности больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий.

Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий.

Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений  от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности.

Крупные, вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, "обкатке" новых бизнес -схем, маркетинге, сбыте продукции работают малые и средние фирмы - сателлиты. При этом чаще всего здесь используются атомарные или сетчатые структуры взаимодействия малого и крупного бизнеса; применяются договоры субконтрактации (на условиях о разделе продукции, аренды оборудования и др.).

Имеется опыт успешного применения франчайзинга. Одним из первопроходцев в области активного использования франчайзинга в России стала НК ОАО "ЛУКойл". Она передала в аренду на конкурсной основе ряд принадлежащих ей нерентабельных или малорентабельных объектов продуктообеспечения (АЗС, нефтебазы) коммерческим структурам, в том числе малым сбытовым компаниям, которые используют арендованную инфраструктуру и реализуют нефтепродукты под ее маркой. Таким образом, эта компания расширила реализацию своей продукции, избавилась от нерентабельных активов и регулярно получает дополнительные доходы в виде арендной платы, системы франчайзинговых отчислений (роялти и т.д.) [11].

Довольно редкие формы взаимодействия малых и крупных предпринимательских структур (инкубаторство, интрапренерство) демонстрирует другой российский гигант - РАО "Газпром". Наряду с громадными по величине российскими месторождениями имеются и мелкие, которые практически не осваивались из-за нерентабельности и сосредоточения крупных предприятий на проблемах "большого газа". В результате значительные запасы природных ресурсов оказывались неосвоенными. Для отобранных малых месторождений в НИИ и проектных институтах "Газпрома" разрабатываются концепции их освоения, технологии обустройства и эксплуатации; осуществляется обоснование проектов, материально-технической базы, заказывается оборудование (обычно в блочно-модульном исполнении). Только после этого компанией принимается решение о создании самостоятельной малой фирмы по разработке газового месторождения с небольшими запасами и осуществляется ее финансовая и материальная поддержка. Аналогичный подход используется и в отношении отдельных месторождений, вступивших в завершающую фазу разработки.

Отметим, что взаимодействия малых и крупных структур в нефтегазовом комплексе имеют, как правило, устойчивый, симбиотический характер.

Сильной стороной сотрудничества крупных и малых предприятий является расширение возможностей для формирования и коммерциализации нововведений. Крупная фирма снижает риск новации и стимулирует появление новых решений бизнес-процессов. Взаимодействие крупных и малых фирм несет известную опасность  для малых фирм в связи потерей самостоятельности последних и  в связи с перекачиванием ресурсов успешных малых фирм в пользу крупных фирм в ущерб общей экономичности группировки фирм.

Как ни важны мотивации к  сотрудничеству с крупными фирмами, для многих малых фирм организация такого сотрудничества далеко не простое дело. Малые фирмы, как правило, выживают за счет быстрой адаптации к рынку и предприимчивости. Так что для них слишком тесное сотрудничество с конкурентами, поставщиками и/или клиентами может представлять реальную угрозу для успешного функционирования. Малым фирмам приходится решать, до какой степени они готовы идти на длительное, тесное сотрудничество, какие знания придется вносить со своей стороны, а какие они хотели бы придержать. Такого рода решения требуют высокого уровня стратегического  мышления руководителей и собственников малых фирм [19].  

2. Формы взаимодействия крупных и малых предприятий в северных регионах Российской Федерации

Адаптивность региональной экономической системы в условиях Севера к жестким условиям глобальной экономики строилась на базе крупных добывающих компаний. В связи со снижением деловой активности  северных регионов в переходный период от некогда крупных предприятий остаются малые, обеспечивающие зачастую единственный источник дохода и возможность, будучи предпринимателем, эффективно использовать собственные возможности. По нашему мнению, взаимодействие малых предприятии и формирование на их базе предпринимательских сетей, построение эффективных взаимодействий между малыми и крупными предприятиями позволяет  обеспечить долгосрочную эффективность северных регионов. Это повысит конкурентоспособность данных регионов за пределами добычи полезных ископаемых. Важно учесть, что стремление предприятий к взаимодействию, особенно со стороны крупных, может быть безынициативным. Задача состоит в том, чтобы на базе крупных предприятий сформировать эффективные предпринимательские сети, с долгосрочным прицелом занять достойное место на международном рынке не лишая малые предприятия основных конкурентных преимуществ.

Важно развивать взаимодействие крупных и малых предприятий для обеспечения инновационного развития северных регионов, поскольку оборудование и технологии, применяемые в процессе производства, значительно отстают от зарубежных аналогов, а само производство направлено на добычу и частичную переработку природных ресурсов.  Для северных регионов актуальна проблема отсутствия передового, наукоемкого производства, обеспечивающего создание высококачественного продукта, готовых к употреблению с высокой прибавочной стоимостью. Такое производство возможно создать при объединении основных преимуществ малых и крупных предприятий. Речь идет, прежде всего, о ресурсной обеспеченности крупных и адекватной реакции на изменения внешней среды малых предприятий. Интеграция крупных и малых предприятий может быть организована на основе системы, основными элементами которой будут предприятия и органы региональной и местной власти в качестве организационно - правового начала деятельности, при этом ключевым фактором успешного взаимодействия становится инфраструктура. Интегрированная структура крупных и малых предприятий, а также органов власти и управления на местном уровне имеет ряд преимуществ, таких как адаптивность, финансовая самостоятельность, управляемость и целостность на основе взаимовыгодных связей участников взаимодействия, что делает ее привлекательной для использования в дотационных регионах с низким уровнем развития.

Предпринимательская активность в Архангельской области сосредоточена, главным образом, в оптовой и розничная торговле. В сфере торговли вместе с  малыми предприятиями, занимающимися ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, насчитывается около 500 предприятий с количеством работающих 13,2 тыс. человек. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг насчитывают не более 200 предприятий в каждом виде экономической деятельности. Гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт и связь насчитывают около 100 предприятий в каждом виде. Финансовую деятельность, образование здравоохранение и предоставление социальных услуг представляют менее 100 предприятий Архангельской области. Данные показатели статистики убедительно свидетельствуют о наличии асимметричной хозяйственной структуры с акцентированием деятельности в сфере обращения и добыче природных ресурсов, то есть в направлениях с получением низкой доли прибавочной стоимости [Расчеты авторов,1].

Например, сложившаяся в период становления малого предпринимательства отраслевая структура МО «Котлас» в последние годы практически не меняется. Наиболее распространенным видом деятельности малых предприятий остаются лесная, легкая и пищевая промышленность. При этом в области машиностроения малые предприятия представлены в основном как дочерние фирмы крупных промышленных образований. В лесной промышленности малый бизнес занимается, главным образом, не обработкой древесных ресурсов, а лишь их заготовкой. Легкая и пищевая промышленность традиционно занимают одно из первых мест в структуре распределения малых предприятий по отраслям, так как это наименее фондоемкие виды промышленности с быстрым сроком окупаемости и, как следствие, с достаточно высоким уровнем рентабельности на вложенный капитал.

 В то же время нельзя не заметить тенденции в Архангельской области уменьшения числа предприятий в области науки и научного обслуживания, причем это падение – наибольшее во всей отраслевой структуре – почти 60 % [Расчеты авторов,1].

Сокращение предприятий в данной отрасли отчасти можно объяснить тем, что в стране сложился не благоприятный климат в области инвестирования новых технологий, что в значительной степени определяет уровень социально-экономического развития  северных регионов.

Нельзя не отметить крайне низкий уровень технологического развития всех сфер деятельности малого предпринимательства, отсутствие эффективно функционирующей системы управления технологическим развитием предприятий малого бизнеса, неразвитостью механизмов его инфраструктурной поддержки.

Рассматривая различные отрасли, можно выделить перспективные для взаимодействия крупных и мелких предприятий точки. Показательным примером в этом отношении являются крупные и малые (подсобные хозяйства) предприятия, функционирующие в сельском хозяйстве. Повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий может быть достигнуто за счёт тесной интеграции с малыми формами хозяйствования, с учётом общих целей, слабых и сильных сторон каждого субъекта хозяйствования.

В сложившейся ситуации необходимо направить усилия на изменение существующей тенденции, характеризующейся преимущественным использованием крупных предприятий и природопользования, путем повышения уровня деловой активности в сфере создания и функционирования предприятий, выпускающих высокотехнологичную, наукоемкую и конкурентоспособную продукцию, удовлетворяющую потребности как внутри, так и за пределами региона и характеризующуюся  интеграцией крупных и малых предприятий. Конкурентоспособную продукцию можно производить в малых городах и в условиях Севера при взаимодействии малых и крупных предприятий региона в рамках муниципальных и региональных структур.

 В качестве примера можно рассмотреть город Коряжму, где расположен и функционирует градообразующее предприятие: Коряжемский филиал ОАО «Группа ИЛИМ» (до недавнего времени ОАО «Котласский ЦБК». Здесь создана система  отношений между комбинатом и малыми предприятиями, на основе зарекомендовавших себя с положительной стороны форм взаимодействия крупных и малых предприятий: франчайзинг, венчурное финансирование, субподряд, лизинг, учредительство. Важную роль при этом играют инициативы муниципалитета, поскольку органы местного самоуправления заинтересованы в создании новых рабочих мест и появлении рентабельных предприятий как источников наполнения бюджета. При этом достигается более эффективное использование имеющихся на территории муниципального образования факторов производства, таких как природные ресурсы, человеческий и научно-исследовательский потенциал, транспорт, технологии, информационные системы, внешнеэкономическая деятельность. Созданы центры профессиональной подготовки и развития деловой активности предпринимателей, консультативной поддержки начинающих бизнесменов, оказывается помощь  в разработке инвестиционных планов, поиске инвесторов, маркетинговых и информационных услугах. Инфраструктура взаимодействия крупного и малого бизнеса будет развиваться путем создания бизнес-инкубатора, технологического парка, развития  консалтинговых фирм, формирования фондов поддержки инноваций [10].

В Республике Коми ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» контролирует более 11 лесозаготовительных компаний Республики Коми, которые обеспечивают древесным сырьем комбинат. В структуре предприятий «Монди Сыктывкарский ЛПК» трудится около 10 тысяч человек. С учетом косвенной занятости эта цифра примерно удваивается. По проекту «Степ» в «Монди Сыктывкарский ЛПК» происходит высвобождение рабочих мест и численности персонала. Высвобожденные работники частично трудоустраиваются на предприятиях малого бизнеса. Строительство инженерных сетей, прорубка трасс, переработка низкосортной древесины, перевод котельных на альтернативные источники отопления, развитие туризма – все это отдается на откуп малым предприятиям.

Одним из самых значительных направлений развития компании является достижение наиболее полного и максимально эффективного контроля над всем процессом производства. Поэтому компания идет по пути вертикальной интеграции и контролирует все дочерние лесозаготовительные предприятия, которые на сегодня обеспечивают комплексу более 50 % требуемого сырья. Компания будет и в дальнейшем поддерживать лесозаготовку в подконтрольных предприятиях. В подконтрольных предприятиях взят курс на технологическое перевооружение.

Дальнейшему росту производства будет способствовать также долгосрочная аренда лесов. В этом случае собственник сможет рационально использовать лесные ресурсы согласно международным стандартам лесной сертификации.

Компанией ведется работа по подготовке двух лесхозов на площади 1,2 млн га к добровольной лесной сертификации по международной системе Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council). Сертификат лесоуправления и цепи поставок подтверждает социальную, экологическую и экономическую сбалансированность и устойчивость управления ведения лесного хозяйства.

Функционирование системы взаимодействия малого бизнеса и целлюлозно-бумажного комбината призвано разрешить противоречие: с одной стороны, существует необходимость эффективного использования имеющихся на крупном предприятии ресурсов в виде площадей, оборудования, высоко подготовленного персонала, технологий, энергообеспечения, коммуникаций, сотрудничества с зарубежными партнерами. С другой стороны, целлюлозно-бумажный комбинат медленно, с запаздыванием, реагирует на изменения внешней экономической среды. Взаимодействуя с малыми предприятиями, целлюлозно-бумажный комбинат испытывает трудности в результате нестандартных подходов работы малых предприятий, продолжая специализироваться на выпуске прежних видов продукции (целлюлоза, картон, бумага), повышая их качество. Противоречие разрешается путем расширения поля для эффективной деятельности малых предприятий в неосновных процессах: ремонт, строительство, консалтинг, научно-технические разработки, торговля, оказание предпродажных и послепродажных услуг. У целлюлозно-бумажного комбината сохраняется широкий круг возможностей для контроля и использования социально-экономических процессов в развитии и стабилизации собственного процесса функционирования, при непосредственном влиянии на процесс создания и функционирования малых предприятий. Малые предприятия при этом сохраняют свои конкурентные преимущества, главными из которых являются гибкая и адекватная реакция на постоянные изменения внешней среды и нестандартные подходы к ведению бизнеса.

Традиционно адаптивность региональной экономической системы в условиях Севера к жестким условиям глобальной экономики строилась на базе крупных добывающих компаний. В связи со снижением деловой активности в северных регионах в переходный период от некогда крупных предприятий остаются мелкие. По нашему мнению, взаимодействие мелких предприятий, формирование на их базе предпринимательских сетей, построение эффективных взаимодействий между мелкими и крупными предприятиями позволяет  обеспечить долгосрочную эффективность северных регионов,  их конкурентоспособность за пределами добычи полезных ископаемых.

Крупные предприятия имеют большие претензии к малым. Так, в лесопромышленном комплексе, с одной стороны, "малый" бизнес - постоянная головная боль крупного. Незаконные рубки,  неэффективное использование горюче-смазочных материалов и запчастей, отказ от совместного финансирования строительства лесовозных дорог, исчезновения людей после получения предоплаты - всего лишь неполный арсенал негативных явлений,  связанных с малым бизнесом в лесопромышленном комплексе.

Но большей частью малый бизнес в районах сосредоточил в себе наиболее активную и ответственную часть лесозаготовителей и деревообработчиков. После ликвидации и/или продажи непрофильных активов крупного бизнеса и перехода на "современные" технологии лесозаготовки именно малый и средний бизнес становится единственным источником получения населением районов пиломатериалов и дров. Сохранить весь малый лесной бизнес в районах вряд ли удастся. Но выявить потенциальные "точки роста", предоставить им преференции, не требующие значительного дополнительного финансирования (своевременное приобретение балансовой продукции, соблюдение сроков оплаты, предоставление гарантии для получения доступа к банковским кредитам, желательной компенсации процентных ставок, размещение заказов на приобретение лесопродукции для муниципальных нужд и т.п.), - уже не столько социальная задача, сколько вопрос экономической безопасности лесных районов северных регионов.

Малый бизнес в целом готов к оперативному ознакомлению с заказами крупного бизнеса и предоставлению утвержденных форм заявочной документации. От крупного бизнеса требуются лишь внятные правила игры, документооборота, принятия решений и более активное использование современных информационных технологий.

3.Совершенствование взаимодействия крупных и малых предприятий

Важно разработать и внедрить механизмы координации и взаимодействия малых, крупных предприятий и государственных структур на основе составления программ их развития, учитывающих плановые индикаторы, ориентирующие деятельность хозяйствующих субъектов на решение насущных для региона задач. Крупные предприятия в системе взаимодействия с малым бизнесом достигают дополнительных преимуществ, развиваясь в наиболее перспективных направлениях и областях деятельности  и передавая непрофильные направления малому бизнесу на основе заключения договорных отношений.

Практически все отрасли и предприятия находятся во взаимодействии с муниципальным образованием и его органами. Органы местного самоуправления способствуют выходу на рынки малых и средних предприятий. Так, например, в г. Сыктывкаре с 2009 года действуют рынки выходного дня, где фермеры и сельхозтоваропроизводители могут по субботам на относительно льготных условиях реализовать свою продукцию. Органы местного самоуправления и созданный ими рынок в данном случае выступает как крупное предприятие, координирующее деятельность фермеров.

 Если прежде органы местного самоуправления имели в своей собственности предприятия по обслуживанию населения, то теперь в этой деятельности они всё больше опираются на сотрудничество с бесприбыльными и коммерческими предпринимательскими организациями. На местном уровне наблюдается процесс объединения ресурсов органов местного самоуправления, государства, частного сектора, добровольных организаций и различных фондов для улучшения качества обслуживания населения.

Широкое распространение  в настоящее время получило заключение контрактов на предоставление  местных услуг в системе предприятий малого бизнеса и органов местного самоуправления (в том числе на утилизацию твёрдых бытовых отходов, консультации по проектам зонирования и градостроительства, транспортные услуги, оказания услуг в области жилищно-коммунального хозяйства). Контрактная деятельность позволяет органам местного самоуправления экономить 20-40 % той суммы, которую пришлось бы затратить на обеспечение услуг непосредственно муниципальными службами [17,c.53].

Практически в Республике Коми местные администрации участвуют и в организации малого бизнеса. Так, в Удорском  районе в 2009-2010 гг.  под опекой местной администрации реализуется  инвестиционный проект. В 2010 году был установлен комплект оборудования по обработке овечьей шерсти, образован «Центр народных промыслов». Была собрана бригада мастериц-вязальщиц, умеющих при помощи спиц вязать изделия с уникальным вашкинским узором. Шерсть поставляется из Усть-Цильмы, Ижмы, Инты, Архангельской области. На базе местного профессионального лицея будут организованы курсы подготовки вязальщиц. Предстоит преодолеть важнейшую проблему: дефицит качественного сырья. Дело в том, что хорошую шерсть можно получить только от племенных овец. Но в Республике Коми породный состав овец не обновлялся. Лишь в Усть-Цильме занимаются разведением породы печорской группы Ромни-Марш. Эти животные получены путем скрещивания печорской породы с ангорской овцой. Получаются очень выносливые, крупные животные. Чтобы поддержать выращивание племенных овец, введена господдержка на республиканском уровне для тех, кто выращивает племенных овец (тысяча рублей на одну голову) [9].

Рассматривая различные отрасли депрессивных северных поселений, можно выделить перспективные для взаимодействия крупных и мелких предприятий точки. Показательным примером в этом отношении являются крупные и малые (подсобные хозяйства) предприятия, функционирующие в сельском хозяйстве. Повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий может быть достигнуто за счёт тесной интеграции крупных и  малых форм хозяйствования, с учётом общих целей, слабых и сильных сторон каждого субъекта хозяйствования.

Важно развивать взаимодействие крупных и мелких предприятий для обеспечения инновационного развития северных регионов. Для этого можно формировать крупные кооперативные предприятия, охватывающие целое муниципальное образование, формировать кооперационные связи между перерабатывающим и торговыми предприятиями и личными подсобными хозяйствами, ориентированные на  разделение операций: например, личные подсобные хозяйства специализируются на откорме животных, а крупные (головные) на переработке торговле. Зарекомендовало с лучшей стороны взаимодействие  академических учреждений и вузов и малых форм хозяйствования в области научных и прикладных исследований, подготовке кадров непрофильных для вузов видов деятельности  (здравоохранение, общественное питание, строительство, ремонт, информационное обеспечение, торговля, маркетинговые услуги). Так, в сотрудничестве с Коми филиалом Уральского отделения академии наук Российской Федерации на полях Сысольского района выращивается серпуха венценосная – лекарственное растение, используемое в производстве биологически активных добавок. Сырьем из этого растения заинтересовались предприниматели США и Бразилии [5].

Муниципальные и региональные органы власти и управления могут способствовать тому, чтобы на определенной территории в силу отраслевой и территориальной общности образовать конкурентоспособную совокупность  малых и средних предприятий. Так, например, в Троицко-Печорском районе Республики Коми образовалась группа конкурентоспособных  малых и средних предприятий в нефте-и газодобыче.

Малые предприятия могут создать системообразующее предприятие, которое для них является крупным. Например, в поселке Седтыдор Койгородского района Республики Коми местные фермеры на паритетных началах открыли цех по производству пельменей, котлет и прочей мясной продукции. Составление одного только проекта мясного цеха стоило 100 тыс. руб. Но фермеры уверены, что производство обязательно окупит расходы [8].

Взаимодействие крупных и малых предприятий может быть настолько устойчивым и эффективным, что выгодно на базе этого взаимодействия формировать и развивать кластеры  конкурентоспособных предприятий. Кластерооборазующими предприятиями для малого бизнеса в Республике Коми являются «Монди Сыктывкарский ЛПК», «ЛУКОЙЛ», «РОСНЕФТЬ», «СЕВЕРГАЗПРОМ», «ТГК», «Воркутауголь». В Республике Коми уже сформирована программа по созданию кластера для малого бизнеса на базе «Монди Сыктывкарский ЛПК».

В Республике Коми намечается разработка Программы развития малого  бизнеса в лесозаготовках. В чем ее суть? Лесной кодекс устанавливает, что участки распределяются по долгосрочной аренде, большими кварталами. Маленькому предприятию такую аренду не потянуть. Но для республиканских и муниципальных нужд могут приниматься специальные программы, в рамках которых будут распределяться лесные угодья. В первую очередь необходимо определить, для каких нужд можно выделять участки малым предприятиям. По мнению В. Кармановского, председателя Коми республиканского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», для малого бизнеса нужно искать специальные ниши, например в лесозаготовке. Лесопиление - это стратегическое направление развития малого бизнеса на Севере (наряду с самостоятельным функционированием в общем режиме функционирования отраслей и интеграции с крупными предприятиями). Формирование взаимосвязанных на базе общих ресурсов малых предприятий в лесозаготовительной отрасли и лесопилении позволили в значительно степени поддержать поселения, которые в 60-70 гг. строились для лесозаготовок и в связи с их модернизацией оказались не у дел. Однако в связи с принятием нового Лесного кодекса и нерасторопностью местных администраций малые предприятия в лесозаготовках и лесопилении сократили свою активность. Так, в 2007 году в кусте поселков Усть-Нем, Югыдъяг,  Белоборск,  Мыелдино, Тимшер успешно работали 20 пилорам, но к 2010 году 13 из них закрылись. Новое лесное законодательство осложнило деятельность малых предприятий в лесозаготовках, поскольку крупные предприятия на своих арендованных участках стали ответственными практически за все, начиная от лесовосстановления и заканчивая охраной лесов от пожаров. После лесных пожаров 2010 года положение дел стало меняться к лучшему. В Республике Коми в 2010 году был создан Союз малых лесозаготовителей, который активно отстаивает интересы малого бизнеса в лесозаготовках [15]. Перспективы развития малого бизнеса в лесозаготовках и лесопилении должны быть восстановлены.

Крупные предприятия относительно малого бизнеса позиционируют зачастую не в рамках интеграции и взаимоподдержки,  а в рамках монополии и аутсайдеров. Например, проблема техприсоединений к электросетям. На согласование техприсоединений у  ряда предпринимателей уходит не один год. Нужно, чтобы такого рода факты были преданы огласке, чтобы были выявлены виновные в злоупотреблении лица, чтобы эти лица были наказаны. Но предприниматели идут по другому пути и стараются договариваться с использованием коррупционных схем. Бывает, что предприниматели обращаются в общероссийскую общественную организацию малого и среднего  предпринимательства «ОПОРА» России». Но как только начинается конкретное выяснение необходимой помощи, предприниматели начинают отнекиваться и отказываться от своих претензий.

Крупные предприятия проводят множество тендеров на ремонт, и покраску. Но результаты тендеров, которые проводят крупные предприятия, часто являются непредсказуемыми, т.е. конкурсы чаще всего выигрывают фирмы с непонятной специализацией, историей и финансовым состоянием. Хотелось бы, чтобы тендеры были более  открытыми, прозрачными и доступными.

Между малыми  лесозаготовительными предприятиями и ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» также есть трудности. ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» собирает заявки на поставки леса, но при этом обходится собственными силами [9].

Малый бизнес в основном сосредоточен в торговле. Это объективная закономерность. Торговля и услуги – это быстро оборачиваемые капиталовложения. Но накопленные в торговле прибыли потом идут в создание производства. Чтобы этот процесс перелива капиталов из торговли в производство шел быстрее, нужны долгосрочные кредиты. Между тем существующая система банковского кредитования несовершенна. Более 90 % всех банковских кредитов - это краткосрочные кредиты от месяца до года. Долгосрочные кредиты выдаются только крупному бизнесу, причем для него процентная ставка ниже. Необходимо искать пути долгосрочного кредитования малого бизнеса. Пока эта проблема не решена.

Для укрепления предпринимательства в депрессивных поселениях целесообразно больше вести агитационную, пропагандистскую, разъяснительную  работу в области самозанятости населения, продвигать образовательные услуги к жителям этих поселений, учитывать особенности сельского населения в работе городских образовательных  и медицинских учреждений, находить компромиссы между местным населением и интересами федеральных органов управления в области природопользования. Все направления повышения  производственной активности в северных регионах многократно усиливаются, если они проводятся в рамках предпринимательских сетей крупных и малых предприятий. Например, в депрессивных селах школы и библиотеки являются градообразующими, крупными предприятиями. Функционирование на их базе предпринимательских и маркетинговых консультационных центров способствует расширению деловой активности в соответствующем поселении.

Информационное обеспечение технологического развития малого бизнеса должно предусматривать: инвентаризацию, учет и анализ эффективности разрабатываемых и используемых прогрессивных технологий как важнейшего актива потенциала развития малого предпринимательства; создание информационной системы технологического развития малого бизнеса, представляющей собой сеть территориальных технологических средств сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления пользователям информации об имеющихся и используемых технологиях, предоставляемых технологических услугах в России и за рубежом; создание и введение в состав этой системы специализированных фондов, архивов, баз данных и баз знаний о технологиях, технологическом развитии и технологических услугах малого бизнеса; создание и поддержку благоприятной информационной среды для технологического развития малого бизнеса России.

Малый бизнес должен предлагать рынку не просто товары и услуги, а работоспособную социально-технологическую систему, организованную  на основе эффективных технологий производства, управления и взаимодействия с внешней средой, т.е. обладающую оптимальным технологическим потенциалом. Решение перспективных задач управления технологическим развитием малых предприятий с учетом особенностей экономики муниципальных образований позволит обоснованно технологически сбалансировать их деятельность в рамках муниципального образования, региона  страны и мирового рынка.

На базе муниципальных образований важно формировать конкретные институты инновационного развития малого бизнеса с участием крупных предприятий: например, центр коммерциализации технологий, центр экономических информационных систем и информационных технологий,  центр подготовки  кадров для технологического развития малого бизнеса  на базе территориальных высших и средних учебных заведений. Интеграции малого и крупного бизнеса мешает непредсказуемость правил, которые устанавливает государство. Постоянными изменениями в правилах государство загоняет в угол даже средние предприятия. Хотелось бы стабильности в правилах налогообложения, ведения бизнеса, стандартах, проверках.

 Интеграция крупных и малых предприятий, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в северных регионах ведет к повышению  их конкурентоспособности, а повышение эффективности функционирования предпринимательских производственных организаций позволит северным регионам повысить инвестиционную привлекательность и расширить группу северных регионов- лидеров по уровню жизни и развитию экономики.

Результаты исследования показали важную роль малого бизнеса в повышении конкурентоспособности и модернизации ресурсно-добывающих регионов, необходимость организации эффективного взаимодействия крупных и малых предприятий. Следует отметить, что в качестве крупных предприятий могут выступать масштабные предприятия:  градообразующие предприятия, инфраструктурные предприятия,  органы местной и региональной власти.

Интеграция крупных  и малых предприятий в кластеры позволит полнее использовать конкурентные преимущества территорий и способствовать повышению эффективности регулирования региональной экономики.

Повышение эффективности функционирования предпринимательских производственных организаций будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности северных регионов,  ускорению модернизации экономики и, в конечном счете,  расширению группы северных регионов-лидеров по уровню жизни и развитию экономики, прекращению оттока населения из них.

 

Список литературы:

1.Архангельская область в цифрах. 2009: крат. стат. сб. /
Архангельскстат. Архангельск, 2009. 143 с.

2. Глух Н.А. Институционально-социологическая традиция во Франции. Ф. Перу. [Электронный ресурс]. URL: http://gallery.economicus.ru.

3.Еваленко М. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 21-32.

4.Ефременко В.Ф. Место и роль инновационной инфраструктуры в формировании региональной системы инноваций  // ЭКО. 2009. №4.  С. 93-106.

5.Казанцев М. Прогулка по нанополю // Красное знамя. 2010. 5 июня.

6.Какаева Е.А. Инновационная стратегия компании «в системе стратегического управления» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. №1. С. 164-175.

7.Кравченко, К. Системы управления крупными компаниями: факторы эволюции // Экономист. 2007. №11. С. 55.

8.Красное знамя. 2010. 28 февраля.

9.Лысаковская М. От жалоб к предложениям // Республика. 2010. 2 ноября.

10.Матвеев О. Проблемы перехода к инновационному типу экономического развития // Экономист. 2009. № 8. С. 92-96.

11. Методы финансового анализа кооперационных взаимодействий малых промышленных предприятий Created 14.06.2005 - 22:41 [Электронный ресурс]. URL:  http://www.hr-portal.ru/print/22588.

12.Немитой А. К новой модели экономического развития: воспроизводственный аспект // Экономист. 2010.  №2. С. 10-24.

13.Полякова Е.А.Управление технологическим развитием малых предприятий (на примере муниципального образования «Котлас»): автореф. дис… канд. экон. наук. М.: ГОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт», 2007. 22с.

14.Российский статистический ежегодник. 2009: стат. Сб. М.: Росстат, 2009. 795с.

15. Сажина О. Виктор Кармановский: Для малого бизнеса кластер – это благо // Республика. 2010. 24 ноября.

16.Статистический ежегодник Республики Коми: стат. сб. 2010. Официальное издание/  Комистат.  Сыктывкар. 2010. 502с.

17.Шлихтер А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США // МЭИО. 2002. № 6. С.50-61.

18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Наука, 1982. 401с.

19.Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития.           [Электронный ресурс]. URL: http://www.subcontract.ru/Docum/Docum show_DocumID_168.html

 

Literature:

1. The Arkhangelsk region in figures. 2009: the short statistical collection / Arhangelskstat, 2009. 143p.

2. Gluch N.A. Institutionally tradition in France. F.Perrou.. [the electronic resource]. URL: http://gallery.economicus.ru

3. Yevalyenko. M. Regional refraction of shared problems of development of small business in Russia // The Russian economic magazine. 2003. № 2. P. 21-32.

4. Yefryemyenko V.F. Place and a role of an innovative infrastructure in formation of regional system of innovations // EKO. 2009. №4.  P. 93-106.

5. Kazantsev M. Walk across the nano  field // The Red banner. 2010. On June, 5th.

6. Kakayeva E.A.Innovative company strategy in the system of strategic management // Management and business administration. 2007. №1.  P. 164-175.

7. Kravchenko, K. Control systems of the large companies: evolution factors // The Economist. 2007. №11. P. 55.

8. A red banner. On February. 2010. 28th.

9. Lysakovskaya M. Out of complaints to offers//Respublika. 2010. On November, 2th.

10. Matvyeyev O. Problems of transition to innovative type of economic development // Economist. 2009. № 8. P. 92-96.

11. Methods of the financial analysis of cooperation interactions of small industrial enterprises Created of 6/14/2005 - 22:41. [the Electronic resource]. URL: http://www.hr-portal.ru/print/22588.

12. Nyemitoy A. To new model of economic development: reproduce aspect // Economist. 2010. №2. P. 10-24.

13. Polyakova E.A. Control of technological development of small enterprises (on an example of municipal union "Kotlas"): the dissertation Author's abstract on competition of a scientific degree of cand. econ. sci.  М: GOU BPO «The All-Russia correspondence financial and economic institute».  2007. 22 p.

14. Russian statistical collection. 2009: the statistical collection. М: Rosstat, 2009. 795 p.

15. Sazhina O.Victor Karmanovsky:  The klaster is the blessing for small-scale business  // Respublika. 2010. On November, 24th.

16. The Republic of Komi statistical year-book: the statistical collection. 2010. The official publication / Komistat. Syktyvkar,  2010. 502 p.

17. Shlichter A. Local government in federalism system: problems of Russia and experience of the USA // МEIМO. 2002.  № 6. P.50-61.

18. Shumpeter  J. Theory of economic development.  M.: Nauka, 1982. 401p.

19. Tsichan, T.V. The klaster theory of economic development. [the electronic resource]. URL: http://www.subcontract.ru/Docum/Docum show_DocumID_168.html.