Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Тенденции и анализ функционирования предприятий транспорта Республики Коми

Киселенко А.Н., Фомина И.В.  

 

В настоящей работе приведены результаты комплексного анализа функционирования предприятий транспорта Республики Коми за 1995–2009 гг.  Выявлены основные тенденции развития различных видов транспорта региона; на основе разработанной шкалы оценок сделаны выводы о результатах их функционирования и определены значения средней дальности и интенсивности перевозок

In the article the research results of comprehensive functioning analysis of Komi Republic transport companies in 1995 – 2009 аre presented. The basic development tendencies of various types of region transport are revealed; based on the proposed rating scale conclusions about results of their functioning are drawn and values of average range and intensity of transportations are defined

Ключевые слова: транспорт, анализ, динамика, функционирование, перевозки, темп, шкала, оценка

Keywords: transport, analysis, dynamics, functioning, transportation, rate, scale, evaluation

 

Транспорт играет важную роль в экономике страны и её регионов. Он обеспечивает взаимодействие различных субъектов хозяйствования, удовлетворяет возрастающие социально-экономические потребности населения и организаций региона. При этом каждый вид транспорта имеет специфические особенности.

В современной экономике Республики Коми (РК) наибольшее развитие на её территории получили наземные виды транспорта: трубопроводный, железнодорожный и автомобильный [1]. Доля перевозимых ими грузов и пассажиров составляет более 99% (см. табл.1).

Таблица 1

Перевозки грузов и грузооборот по видам транспорта общего пользования, млн. т/млрд. т-км*

Год

Транспорт,

всего

По видам транспорта

Железнодорожный

Автомобильный1)

Внутренний водный2)

Трубопроводный3)

Воздушный,

тыс. т/млн. т-км

1995

110,0/112,1

29,1/21,5

12,4/0,4

0,7/0,2

67,8/90,0

12,7/11,3

1996

109,8/116,0

28,9/21,2

7,8/0,3

1,1/0,2

72,0/94,2

9,4/0,1

1997

104,9/114,6

27,2/20,0

6,8/0,3

0,4/0,2

70,5/94,1

2,9/9,7

1998

102,3/115,6

23,0/17,2

7,1/0,4

0,3/0,1

71,9/97,9

2,0/6,3

1999

101,4/116,1

23,1/17,3

6,3/0,3

0,2/0,1

71,8/98,4

1,4/1,3

2000

104,2/120,2

24,9/18,0

4,0/0,2

0,4/0,1

74,9/101,9

2,1/1,0

2001

104,5/122,6

23,6/17,4

3,2/0,2

0,6/0,1

77,0/104,9

2,1/1,2

2002

103,7/122,3

20,8/14,2

3,0/0,3

0,5/0,1

79,4/107,7

1,7/1,1

2003

106,6/126,3

20,3/14,3

2,7/0,3

0,3/0,1

83,4/111,6

1,5/1,1

2004

118,2/137,5

23,0/16,0

3,2/0,3

0,2/0,1

91,7/121,1

1,6/1,0

2005

127,4/141,6

22,6/15,1

6,0/0,5

0,2/0,1

98,5/125,9

1,9/0,2

2006

136,5/153,5

23,3/16,2

6,6/0,5

0,7/0,3

105,9/136,4

2,1/0,3

2007

148,5/163,1

21,1/14,8

8,6/0,7

0,6/0,3

118,2/147,3

2,6/0,4

2008

156,5/169,5

18,7/13,9

9,6/0,9

0,7/0,3

127,5/154,4

2,3/0,5

2009

146,5/158,6

17,5/12,3

8,6/0,9

0,9/0,2

119,5/145,2

1,7/0,4

 В табл. 2 приведены расчетные данные за 1995–2009 гг. о средних темпах прироста (спада) объёмов перевозок грузов и грузооборота РК с дифференциацией по видам транспорта. Здесь и далее в работе использовались данные статистических ежегодников РК [2–5], и говорится о среднегодовых темпах прироста (спада).

Таблица 2

Средние темпы прироста (спада) объёмов перевозок грузов и грузооборота по видам транспорта РК за 1995 – 2009 гг.

Вид транспорта

Средний темп прироста (спада),%

объёма перевозок грузов

грузооборота

Трубопроводный

+4,13

+3,48

Железнодорожный

–3,57

–3,91

Автомобильный

–2,58

+5,96

Внутренний водный

+1,81

0

Воздушный

–13,38

–21,33

Динамика годового объёма перевозок грузов «всего» на транспорте в республике за период 1995–2009 гг. характеризуется относительной стабильностью, при этом наиболее устойчиво функционировал трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт в РК представляют нефтепроводы «Харьяга–Уса», «Уса–Ухта» и «Ухта–Ярославль», магистральные газопроводы, газопроводы-отводы и конденсатопроводы [6, с.27].

На долю трубопроводного транспорта по состоянию на 2009 г. приходилось 85,51 % от общего объёма перевозок грузов и 91,55% всего грузооборота РК. Исследование динамики этих показателей на трубопроводном транспорте за  период 1995–2009 гг. показывает, что ежегодное изменение величины объёма перевезенных грузов носит непостоянный характер. Средний темп прироста составлял 4,13%, или 3,69 млн тонн в год. В количественном выражении произошло увеличение объёмов перевезенных грузов почти в 1,8 раза: с 67,8 млн тонн в 1995 г. до 119,5*млн тонн в 2009 г. Грузооборот при ежегодном темпе прироста 3,48% составил в 2009 г. 145,2 млрд т-км (в 1995 г. - т 90 млрд. т-км), общий прирост составил 61,33%.

Железнодорожный транспорт в экономике РК играет значительную роль. На его долю на конец 2009 г. приходилось около 20,15% от перевозок грузов по РК и 7,75% от общего грузооборота республики.

Железнодорожную сеть общего пользования на территории РК образуют железнодорожная магистраль «Котлас – Воркута» и железнодорожные линии «Микунь – Кослан – Вендинга», «Сосногорск – Троицко-Печорск», «Сыня – Усинск» [6, с.25]. В период 1995–2009 гг. деятельность железнодорожного транспорта республики характеризовалась снижением объёмов перевезенных грузов с 29,1 млн тонн в 1995 г. до 17,5 млн тонн к 2009 г. Анализ показал, что темп спада объёмов перевозок грузов не был постоянным. В целом общий объём снижения перевозок грузов за рассматриваемый период составил почти 40% при ежегодном падении объёмов перевозок грузов на железнодорожном транспорте республики на 0,829 млн тонн (3,57% в год). Этому способствовало сокращение парка вагонов, увеличение простоя на техобслуживании и падение объёмов заказов на грузоперевозки.

При этом структура перевезённых грузов железнодорожным транспортом оставалась практически постоянной. Наибольшую долю в структуре занимала перевозка угля (≈ 40%).

Величина грузооборота на железнодорожном транспорте также снизилась более чем на 40%: с 21,5 млрд т-км в 1995 г. до 12,3 млрд т-км к 2009 г. при ежегодной убыли 3,91%.

Анализ динамики показателей деятельности автомобильного транспорта республики за период 1995–2009 гг. показал следующее: снижение объёма перевозок грузов на 30,65% (с 12,4 млн тонн в 1995 г. до 8,6 млн тонн в 2009 г.) при увеличении грузооборота более чем в 2 раза.

Тенденция снижения объёмов перевезенных грузов автомобильным транспортом наблюдалась до 2003 г., когда объёмы перевезенных грузов автомобильным транспортом достигали минимального значения – 2,7 млн тонн. В последующие годы в деятельности автомобильного транспорта наблюдается рост объёма перевозок грузов. Однако, несмотря на этот рост, в целом за рассматриваемый период снижение объёмов перевезенных грузов автомобильным транспортом республики составляло 0,271 млн тонн ежегодно (2,58% в год). При этом грузооборот автомобильного транспорта увеличился с 0,4 млрд т-км в 1995 г. до 0,9 млрд т-км в 2009 г. Это говорит о том, что перевозки грузов на автомобильном транспорте осуществлялись на более дальние расстояния.

По сравнению с наземными видами транспорта деятельность внутреннего водного и воздушного транспорта республики характеризовалась колебаниями объёмов перевезенных грузов на протяжении всего рассматриваемого периода.

Общая тенденция колебаний на внутреннем водном транспорте республики носила волнообразный характер, где средние темпы падения в краткосрочных периодах компенсировались аналогичными средними темпами прироста, – все это привело к тому, что грузооборот на внутреннем водном транспорте в 2009 г. по сравнению с данными 1995 г. не изменился и составил 0,2 млрд т-км. Объёмы перевозок грузов на этом виде транспорта увеличились почти в 1,3 раза: с 0,7 млн тонн в 1995 г. до 0,9 млн тонн в 2009 г., повышаясь в среднем на 1,81% ежегодно (см. табл.2).

Объёмы перевозок грузов воздушным транспортом республики за период 1995–2009 гг. сократились более чем в 7 раз и составили в 2009 г. 1,7 тыс. тонн (при 12,7 тыс. тонн в 1995 г.). При этом на протяжении всего периода наблюдалась тенденция уменьшения этого показателя, ежегодный спад которого составил 13,38% (0,786 тыс. тонн), грузооборот к 2008 г. по сравнению с показателем 1995 г. снижался на 21,33% ежегодно.

Таким образом, на протяжении всего рассматриваемого периода только деятельность трубопроводного транспорта характеризовалась ростом объёмов перевезенных грузов.

Анализ деятельности каждого из видов транспорта по перевозке пассажиров позволяет сделать вывод о том, что за исключением внутреннего водного транспорта ни один из других видов транспорта не сумел сохранить за длительный период динамику положительных изменений показателя по числу перевезенных пассажиров (см. табл.3).

Таблица 3

Перевозки пассажиров и пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, млн чел./млрд пасс.- км*

Год

Транспорт,

всего

По видам транспорта

Железнодорожный

Автомобильный1)

Внутренний водный,

тыс. чел./млн пасс.-км2)

Воздушный

1995

249,7/4,1

4,3/1,5

244,8/1,7

30,0/1,9

0,6/0,9

1996

245,0/3,8

3,0/1,5

241,6/1,6

37,0/2,8

0,4/0,7

1997

232,5/3,5

4,3/1,5

227,9/1,5

18,0/2,4

0,3/0,5

1998

231,0/2,9

4,2/1,2

226,5/1,4

19,2/1,9

0,2/0,3

1999

235,0/2,9

3,0/1,2

232,4/1,5

15,2/1,8

0,2/0,2

2000

232,0/3,1

3,9/1,4

227,9/1,5

14,0/2,0

0,2/0,2

2001

239,4/3,3

3,9/1,5

235,9/1,5

14,4/1,9

0,2/0,2

2002

236,8/3,2

3,4/1,4

233,2/1,6

9,5/1,3

0,1/0,2

2003

124,9/2,5

3,2/1,4

121,5/0,8

6,0/0,9

0,2/0,2

2004

118,8/2,5

3,3/1,5

115,3/0,8

5,9/0,8

0,2/0,3

2005

108,4/2,2

3,2/1,5

104,9/0,7

5,2/0,9

0,2/0,04

2006

110,8/2,3

3,5/1,5

107,1/0,7

64,3/1,0

0,2/0,1

2007

117,6/2,5

3,1/1,6

114,3/0,9

139,9/1,6

0,3/0,1

2008

111,6/2,5

3,1/1,6

108,1/0,8

118,5/1,2

0,3/0,2

2009

101,7/2,3

2,9/1,5

98,5/0,7

76,6/0,9

0,2/0,1

Так, наименьшие темпы ежегодного спада объёмов перевезённых пассажиров за период 1995–2009 гг. наблюдались на железнодорожном транспорте (2,77%), наибольшие – на автомобильном и воздушном (6,30% и 7,55% в среднем в год соответственно) (табл.4).

Таблица 4

Средние темпы прироста (спада) объёмов перевозок пассажиров и пассажирооборота по всем видам транспорта РК за 1995 – 2009 гг.

Вид транспорта

Средний темп прироста (спада),%

объёма перевозок пассажиров

пассажирооборота

Железнодорожный

–2,77

0

Автомобильный (автобус)

–6,30

–6,14

Внутренний водный

+6,92

–5,20

Воздушный

–7,55

–14,52

 

Основную часть пассажирских перевозок по республике осуществлял автомобильный транспорт: 98,5% в 2009 г. В настоящее время в РК действуют 62 предприятия автомобильного пассажирского транспорта, имеющих на балансе 1014 автомобилей [6, с. 27].

По типу осуществления пассажирских перевозок наибольшее значение играет автобусное сообщение, его структура показана на рис.1.

 

 

Рис.1. Структура перевозок автобусами РК в 2009 г., %

Как видно из этой диаграммы, в настоящее время наибольшую долю в структуре перевозок автобусами занимает внутригородское сообщение – 83,83%. На долю пригородного и междугороднего сообщения приходится 13,3% и 2,87% соответственно (см. рис.1). По состоянию на конец 2009 г. перевозка пассажиров автобусами осуществлялась по 51 регулярному межмуниципальному маршруту [6, с.27]. За последние 15 лет число автобусных рейсов по РК сократилось почти на 30%: с 3169 до 2330 тыс. единиц. При этом перевозки автобусами осуществлялись достаточно регулярно, о чем свидетельствует средний процент фактически выполненных ими рейсов по отношению к предусмотренным, этот показатель составляет более 90%.

За рассматриваемый период пассажирооборот на железнодорожном транспорте в 2009 г. сохранил значение на уровне 1995 г. По другим видам транспорта наблюдался спад пассажирооборота. Так, ежегодные снижения значения этого показателя на автомобильном транспорте (автобусы) республики достигали 6,14%, на внутреннем водном транспорте – 5,2%, а наибольшее падение на воздушном – 14,52% (см. табл. 3). Спад пассажирооборота на внутреннем водном транспорте при значительном темпе прироста объёма перевозок пассажиров вызван тем, что с 2006 г. Федеральная служба статистики стала учитывать перевозки пассажиров на очень короткие расстояния (речные переправы и т.п.).

При сравнении количественных показателей функционирования различных видов транспорта региона возникла необходимость определить шкалу оценок прироста (спада) динамики их деятельности.

Наличие различных по степени полярности показателей средних темпов прироста (спада) показателей перевозок грузов и пассажиров, а также значений грузо- и пассажирооборота (см. табл. 2 и 4), которые составляют все множество положительных и отрицательных значений, позволило условно разбить его на две группы и обозначить как «успешное» (для положительных значений) и «неуспешное» (для отрицательных значений) (см. табл.5). В качестве разделителя, определяющего границу для значений «успешное – неуспешное», выступает значение «0».

Первоначальный выбор такого обозначения был обусловлен тем, что присутствие отрицательных значений средних темпов прироста при анализе динамики свидетельствует о падении в длительном периоде количественных показателей деятельности транспорта региона, которое не может однозначно восприниматься как «успешное функционирование» предприятий этой отрасли. Однако обозначение только двумя крайними значения, составляющими определение «успешное – неуспешное», неполно характеризует степень оценки исследуемого явления, поэтому в каждом подмножестве положительных и отрицательных значений была проведения градация с использованием рекуррентной формулы: где n – число уровней «успешное – неуспешное»,  В результате каждое подмножество значений было разбито на равные интервалы (см. табл. 5).

Таблица 5

Шкала оценок прироста (спада) динамики функционирования различных видов транспорта Республики Коми

Описательная характеристика уровня «успешное – неуспешное»

Для неотрицательных значений

Для отрицательных значений

количественное

значение индекса

«успешное»

(j)

числовой

интервал

средних темпов прироста,

%

количественное

значение индекса

«неуспешное» (j)

числовой

интервал

средних

темпов

спада,

 %

Малый

+1

–1

Средний

+2

–2

Большой

+3

–3

Очень большой

+4

–4

 

Таким образом, была получена градуированная шкала оценок динамики функционирования транспорта в данном регионе с открытыми конечными интервалами для характеристики крайне положительных и крайне отрицательных значений. При присвоении количественного обозначения индексу j были использованы знаки «+» (для неотрицательных – «успешное») и «–» (для отрицательных – «неуспешное») (см. табл.5).

Такая градация позволила сформировать на основе всего полученного множества значений среднего темпа прироста (спада) несколько однородных групп, каждой из которых были присвоены: новое индексное обозначение (отвечающее положению по шкале), соответствующие описательная характеристика и интервал числовых значений (см. табл.5).

Используя шкалу оценок (табл.5) и данные табл. 2 и 4, нами получены оценки динамики функционирования транспорта в РК (см. табл. 6).

Таблица 6

Оценки динамики функционирования различных видов транспорта Республики Коми

Вид транспорта

Значение индекса «успешное – неуспешное»

объём перевозок грузов

грузооборот

объём перевозок пассажиров

пассажирооборот

Трубопроводный

+2

+2

x*

х

Железнодорожный

–2

–2

–1

+1

Автомобильный

–1

+2

–2

–2

Внутренний водный

+1

+1

+2

–2

Воздушный

–3

– 4

–2

–3

* x – явление отсутствует

Анализ по каждому виду транспорта динамики изменений за период 1995 – 2009 гг. с использованием шкалы оценок «успешное–неуспешное» (табл.5) выявил следующее:

-        среди видов транспорта наиболее успешную деятельность осуществлял трубопроводный транспорт. Каждый из показателей его деятельности характеризовался положительной тенденцией изменения средних ежегодных темпов прироста;

-        на железнодорожном и автомобильном транспорте наблюдался спад объёмов перевозок грузов и пассажиров, при этом на железнодорожном пассажирооборот сохранился на уровне данных 1995 г, на автомобильном – увеличился грузооборот;

-        деятельность воздушного транспорта была самой неуспешной из всех видов транспорта РК. Об этом свидетельствует общая тенденция снижения величин грузо- и пассажирооборота;

-        деятельность внутреннего водного транспорта характеризовалась циклическими колебаниями объёмов перевезённых пассажиров и резким ростом пассажирских перевозок в 2006 – 2008 гг. (за счёт изменения учёта перевозок).

В работе осуществлены расчеты и проведен анализ средней дальности и интенсивности перевозок транспортной системы РК с дифференциацией по видам транспорта (см. табл. 7,8).

Таблица 7

Средняя дальность перевозки 1 т груза и 1 пассажира по видам транспорта РК, км*

Год

Транспорт,

всего

По видам транспорта

Железнодорожный

Автомобильный

Внутренний

водный

Трубопроводный

Воздушный

1995

1019,091/

16,420

738,832/

348,837

32,258/

6,944

285,714/

63,333

1327,434

889,764/

1500

1996

1056,466/

15,510

733,564/

500

38,462/

6,623

181,818/

75,676

1308,333

10,638/

1750

1997

1092,469/

15,054

735,294/

348,837

44,118/

6,582

500/

133,333

1334,752

3344,828/

1666,667

1998

1130,01/

12,554

747,826/

285,714

56,338/

6,181

333,333/

98,958

1361,613

3150/

1500

1999

1144,97/

12,340

748,918/

400

47,619/

6,454

500/

118,421

1370,474

928,571/

1000

2000

1153,551/

13,362

722,892/

358,974

50/

6,582

250/

142,857

1360,481

476,190/

1000

2001

1173,206/

13,784

737,288/

384,615

62,5/

6,359

166,667/

131,944

1362,338

571,429/

1000

2002

1179,364/

13,514

682,692/

411,765

100/

6,861

200/

136,842

1356,423

647,059/

2000

2003

1184,803/

20,016

704,433/

437,5

111,111/

6,584

333,333/

150

1338,129

733,333/

1000

2004

1163,283/

21,044

695,652/

454,545

93,75/

6,938

500/

135,593

1320,611

625/

1500

2005

1111,46/

20,295

668,142/

468,75

83,333/

6,673

500/

173,077

1278,173

105,263/

200

2006

1124,542/

20,758

695,279/

428,571

75,758/

6,536

428,571/

15,552

1288,008

142,857/

500

2007

1098,316/

21,259

701,422/

516,129

81,395/

7,874

500/

11,437

1246,193

153,846/

333,333

2008

1083,067/

22,401

743,316/

516,129

93,75/

7,401

428,571/

10,127

1210,98

217,391/

666,667

2009

1082,594/

22,616

702,857/

517,241

104,651/

7,107

222,222/

11,749

1215,063

235,294/

500


Таблица 8

 Средняя интенсивность перевозки грузов и пассажиров по видам транспорта РК, млн т-км на 1 км путей/млн пасс.-км на 1 км путей*

Год

По видам транспорта

Железнодорожный

Автомобильный

Внутренний водный,

млн. т-км на 1 км путей/

тыс. пасс.-км на 1 км путей

Трубопроводный

1995

7,167/0,5

0,027/0,116

0,065/0,613

21,429

1996

7,852/0,556

0,023/0,124

0,071/1,0

21,907

1997

8/0,6

0,022/0,108

0,069/0,828

21,884

1998

7,478/0,522

0,033/0,117

0,034/0,655

22,767

1999

7,522/0,522

0,025/0,123

0,036/0,643

23,429

2000

7,826/0,609

0,016/0,118

0,036/0,714

23,159

2001

7,565/0,652

0,016/0,122

0,021/0,396

24,976

2002

6,174/0,609

0,025/0,131

0,024/0,317

25,047

2003

5,958/0,583

0,025/0,067

0,024/0,22

25,953

2004

6,957/0,652

0,025/0,068

0,024/0,195

27,523

2005

6,565/0,652

0,044/0,061

0,024/0,22

27,978

2006

7,043/0,652

0,043/0,06

0,073/0,244

29,021

2007

6,435/0,696

0,061/0,079

0,073/0,39

32,733

2008

6,043/0,696

0,076/0,068

0,073/0,293

33,565

2009

5,348/0,652

0,078/0,06

0,049/0,22

31,565


Результаты проведённого анализа показали, что за период 1995–2009 гг. произошло увеличение средней дальности перевозки 1 тонны груза по РК на 6,23% (с 1019,091 км до 1082,594 км). Наиболее существенно возросла средняя дальность перевозок 1 тонны груза только на автомобильном транспорте более чем в 3 раза (с 32,258 км до 104,651 км). На остальных видах транспорта, наоборот, наблюдалось снижение этой величины за весь период, которое составило: на внутреннем водном транспорте на 22,22% (с 285,714 км до 222,22 км), железнодорожном – на 4,87% (с 738,832 км до 702,857 км), на трубопроводном – на 8,47% (с 1327,434 км до 1215,063 км) (см. табл.7). При этом наиболее сильное сокращение произошло на воздушном транспорте РК – почти в 4 раза (с 889,764 км до 235,294 км).

Средняя дальность перевозки 1 пассажира по республике за период 1995 – 2009 гг. увеличилась на 37,73% (с 16,42 км до 22,616 км). Анализ по видам транспорта показал, что на железнодорожном транспорте наблюдался рост средней дальности перевозки почти в 1,5 раза (с 348,837 км до 517,241 км), на автомобильном – рост за весь период составил 2,35% (с 6,944 км до 7,107 км) (см. табл.7). На других видах транспорта, напротив, наблюдалось снижение средней дальности перевозки 1 пассажира. Наиболее сильно за этот период (более чем в 5 раз) уменьшение средней дальности перевозки 1 пассажира наблюдалось на внутреннем водном транспорте, в 3 раза – на воздушном транспорте.

Таким образом, за рассматриваемый период в деятельности автомобильного и железнодорожного транспорта РК наблюдается тенденция к увеличению средней дальности как грузовых, так и пассажирских перевозок. При этом эффективность применения этих видов транспорта на данных расстояниях немаксимальна, особенно на воздушном транспорте.

Для оценки загруженности транспортной сети региона были использованы следующие характеристики: средняя интенсивность грузовых и пассажирских перевозок. Так, за период 1995 – 2009 гг. рост средней интенсивности перевозки грузов наблюдался на автомобильном транспорте  почти в 3 раза, на трубопроводном транспорте – почти на 50%; на железнодорожном и внутреннем водном транспорте уровень падения к данным 1995 г. составил 25,38% и 24,62% (см. табл.8).

Анализ основных показателей деятельности предприятий транспорта РК показал, что за период 1995–2009 гг. произошло перераспределение долей в общей структуре грузовых перевозок по республике. За счет снижения доли железнодорожного транспорта в общем объёме грузовых перевозок по РК возросли доли трубопроводного, автомобильного, внутреннего водного транспорта. При этом рост объёмов перевезённых грузов значительно опережал темпы изменения протяжённости путей сообщения. В результате наблюдается резкое усиление загруженности автомобильных дорог при низких темпах роста их протяжённости и увеличение нагрузки на трубопроводы.

Средняя интенсивность перевозок пассажиров в РК характеризовалась ростом этого показателя к данным 1995 г. только на железнодорожном транспорте (+30,40%). На автомобильном и внутреннем водном транспорте снижение этого показателя за весь период составило 48,28% и 64,11% соответственно.

Таким образом, за период 1995–2009 гг. основные тенденции в развитии транспорта региона заключались:

-                                            в увеличении средней дальности грузовых перевозок и пассажирских перевозок, особенно на наземных видах транспорта (железнодорожном и автомобильном);

-                                            в значительном росте интенсивности использования автодорог и магистральных трубопроводов при перевозке грузов по РК.

Результаты оценки динамики функционирования различных видов транспорта за период 1995 – 2009 гг. по градуированной шкале «успешное–неуспешное» наглядно демонстрируют неравномерность в его развитии: наиболее успешно развивался только трубопроводный транспорт, деятельность остальных видов транспорта характеризовалась снижением или циклическими колебаниями объёмов перевозок грузов и пассажиров.

 

 

Список литературы:

  1. Киселенко А.Н., Сундуков Е.Ю., Малащук П.А. Основные тенденции развития транспортного комплекса северного региона (на примере Республики Коми)//Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2006. № 106. С. 32 – 38.

  2. Статистический ежегодник Республики Коми. 2001: стат. сб. / Госкомстат РК. Сыктывкар, 2001. 324 с.

  3. Статистический ежегодник Республики Коми. 2006: стат. сб. / Комистат.  Сыктывкар, 2006. 375 с.

  4. Статистический ежегодник Республики Коми. 2010: стат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2010. 502 с. [Электронный ресурс]. URL: http://komi.gks.ru/public/DocLib5/Ежегодник_10.pdf. (дата обращения: 30.11.2010).

  5. Статистический ежегодник Республики Коми. 2005: cтат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2005. 400 с.

  6. Паспорт Республики Коми к Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года/Министерство экономического развития Республики Коми. 71с. [Электронный ресурс]. URL: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/passp/ (дата обращения: 30.11.2010).

  7. Республика Коми в цифрах. 2010: крат. стат. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2010. 223 с. [Электронный ресурс]. URL: http://komi.gks.ru/public/DocLib4/РКвЦифрах2010андрей.pdf. (дата обращения: 30.11.2010).

 

Literature:

  1. Kiselenko A.N., Malaschuk P.A., Sundukov E. Y. The basic tendencies of development of a transport complex of northern region (on the Komi Republic example)// The scientific bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. 2006. № 106, p. 32 –38.

  2. Statistical Yearbook of the Komi Republic. 2001: statistical handbook / Goskomstat RK. Syktyvkar, 2001. 324 p.

  3. Statistical Yearbook of the Komi Republic. 2006: statistical handbook / Komistat. Syktyvkar, 2006. 375 p.

  4. Statistical Yearbook of the Komi Republic. 2010: statistical handbook/ Komistat. Syktyvkar, 2010. 502 p. [Electronic resource]. URL: http://komi.gks.ru/public/DocLib5/Ежегодник_10.pdf. (date treatment: 30.11.2010).

  5. Statistical Yearbook of the Komi Republic. 2005: statistical handbook/ Komistat. Syktyvkar, 2005. 400 p.

  6. The passport of the Komi Republic to strategy of economic and social development of Komi Republic for the period till 2020 / Ministry of the Economic Development of the Republic of Komi. 71 p. [Electronic resource]. URL: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/passp/. (date treatment: 30.11.2010).

  7. The Komi Republic in figures. 2010: short statistical handbook / Komistat. Syktyvkar, 2010. 223 p. [Electronic resource]. URL: http://komi.gks.ru/public/DocLib4/РКвЦифрах2010андрей.pdf. (date treatment: 30.11.2010).



* Составлено на основании данных статистических ежегодников РК [2,с.204; 3,с. 225 –226; 4, с.305 – 306].

Примечание. Числитель – указаны объёмы перевозки грузов, знаменатель – грузооборот.

1) С 1995 г. – по организациям автомобильного транспорта с учетом оценки объемов работы, выполненной предпринимателями (физическими лицами), занимавшимися коммерческими грузовыми автоперевозками.

2) С 2006 г. – по организациям всех видов экономической деятельности.

3) С 2000 г. – без учета газового конденсата.

* Здесь и далее приводятся данные статистического ежегодника Республики Коми за 2010 гг. [4].

* Составлено на основании данных [3, с. 227; 4, с.307,309; 5, с.248; 7, с.110].

Примечание. Числитель – указаны объёмы перевозки пассажиров, знаменатель – пассажирооборот.

1) Включая оценку перевозки пассажиров на маршрутах общего пользования, выполненной физическими лицами (владельцами автобусов). С 2003 г. изменилась методика учета льготных пассажиров.

2) С 2006 г. – по организациям всех видов экономической деятельности.

* Рассчитано на основании данных [2–5,7]. Числитель – средняя дальность перевозки 1 т груза, знаменатель – средняя дальность перевозки 1 пассажира.

* Рассчитано на основании данных [2–5].

Примечание. Числитель – средняя интенсивность перевозок грузов, знаменатель – средняя интенсивность перевозок пассажиров.