Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Воспроизводство трудового потенциала нефтегазодобывающих регионов: экономические предпосылки

Диваев М.С., Гончаренко А.В.

 

В статье рассматриваются экономические предпосылки воспроизводства трудового потенциала в нефтегазодобывающих регионах Российского Севера; анализируются проблемы и перспективы развития нефтяной и газовой отрасли; делается вывод,  в том что ориентация экономики страны на отрасли ТЭК не приведет к ее деградации – страна, добывающая сырье, может и обязана быть высокотехнологичной

In the article economic conditions for reproduction of the labor potential in oil and gas producing regions in the Russian North are examined; problems and prospects of oil and gas industry are analyzed; concluded that the orientation of the state economy in energy sector will not lead to its degradation - a country that produces raw materials, can and must be high technology

Ключевые слова: нефтегазодобывающие регионы, трудовой потенциал, Север России, экономические предпосылки, инновационное развитие

Key words: oil and gas producing regions, labor potential, the North of Russia, economic conditions, innovative development

 

В последнее время темы, связанные с развитием отечествен­ного нефтегазового комплекса, обсуж­даются достаточно активно. Так, дис­куссии по этим вопросам разгорелись в ходе Международного энергетического форума «ТЭК России в XXI веке», X Петербургского международного форума ТЭК, Недели российского бизнеса и прошедшего в ее рамках XVII съезда Российского союза промышленников и предпринимателей, а также на многих других конференциях и встречах.

В чем же причина такого всплеска интереса к ТЭК? Ведь еще совсем не­давно «в моде» были рассуждения о коренной технической модернизации, передовых технологиях и т.д. Но, видимо, продолжающийся вялотекущий кризис еще раз  об этом напомнил: базовые отрасли экономики, к числу которых, безуслов­но, относится ТЭК, в любом случае останутся становым хребтом народного хозяйства. Несмотря на принятие очередной Энергетической стратегии, отечественный ТЭК упорно не собирается делать рывок вперед: новые нефтегазоносные провинции осваиваются не так быстро, как хотелось бы; альтернативные источ­ники энергии, в том числе такой перспективный сланцевый газ, практически не используются; европейские стан­дарты на топливо внедряются из-под палки. Да и в традиционных нефтегазодобывающих регионах дела обстоят далеко не идеально – объем экономически рента­бельных запасов углеводородов стреми­тельно сокращается.

Не стоит забывать и о том, что устойчивость работы нефтегазового ком­плекса России – одно из необходимых условий гарантии ее национальной безопас­ности. А одна из основных составляющих его долгосрочного развития – обеспечение расширенного воспроизводства минераль­но-сырьевой базы.

Кадровая стратегия регионов ТЭК также будет зависеть от развития нефтедобычи в ближайшее время. Проведем небольшой экскурс в историю. Пик добычи нефти в Советском Союзе был до­стигнут в 1986-1988 гг. Тогда в стране добывалось более 625 млн т нефти и газового конденсата, что превышало 21% от общемирового показателя, в том числе в Российской Федерации – почти 570 млн т, или свыше 19% от мировой добычи. В последнее деся­тилетие в России происходил рост добычи нефти со стабилизацией в 2007-2009 гг. на уровне 488-494 млн т, что составляет 12-13% от мировой до­бычи.

С 1989 г. в стране происходило постепенное, а с 1991 г. – обвальное снижение добычи. К концу 1990-х гг. производство нефти в России стабилизи­ровалось на уровне 300-307 млн т, или 8-9% от общемирового показателя. Основные причины па­дения добычи: разрыв хозяйственных связей, из­менение организационной структуры в отрасли, естественное исчерпание ряда крупных месторож­дений, снижение инвестиций и внутреннего спроса.

Благодаря росту международных цен в 1999-2010 гг. (2008 г. – первая половина), заверше­нию формирования к концу 1990-х гг. новых ор­ганизационно-экономических условий работы отрасли, массовому внедрению технологий ин­тенсификации добычи при увеличении инвести­ций в России происходило быстрое наращивание добычи нефти. Она возросла в 2007 г. более чем на 60% по отношению к уровню 1999 г., достиг­нув 491 млн т.

В 2006-2007 гг. в стране произошло снижение темпов роста, а с 2008 г. – абсолютное сокращение производства нефти. В 2008 г. добыча нефти и конденсата в России составила около 488,5 млн т – первое место в мире, более чем на 10% превы­шающее показатели Саудовской Аравии. Одно­временно впервые за последние 10 лет в стране произошло снижение производства, темпы паде­ния по итогам года составили около 0,51%. Активное применение методов интенсификации добычи нефти и повышения нефтеотдачи, особен­но в 2000-2005 гг., в последующем стало приво­дить к замедлению роста добычи, а затем на ряде месторождений – к ее обвальному падению.

Фундаментальными причинами замедления роста и падения добычи нефти стало истощение сырьевой базы на значительной части эксплуа­тируемых месторождений в традиционных райо­нах нефтедобычи (Западная Сибирь, Волго-Урал), смещение сроков реализации проектов в Тимано-Печоре, Восточной Сибири, на Север­ном Каспии.

В 2009 г. в связи с началом реализации новых нефтегазодобывающих проектов, прежде всего в Восточной Сибири, Тимано-Печоре, на Сахали­не, добыча нефти несколько возросла – до 494 млн т [1].

В период перспективного планирования до 2030 г. и далее российский энергетический сектор сохра­нит свое определяющее значение при решении важных стратегических задач развития страны. В первую очередь это касается строительства новой энергетической инфраструктуры, которая позво­лит обеспечить ускоренное социально-экономи­ческое развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также преодолеть инфраструктурную разобщенность ряда регионов страны и сформи­ровать новые производственные центры экономи­ческого роста. Новым перспективным районом нефтедобычи в Западной Сибири является юг Тюменской области, где вводится в раз­работку группа Уватских месторождений.

Чуть более 30% российской нефти, или 148,5 млн т, было до­быто в 2009 г. в европейской части России, что на 4,9% превы­шает показатель предыдущего года (141,6 млн т). Основная часть нефти в этом регионе добывается в Поволжье (61,9 млн т), преж­де всего в старых традиционных районах нефтедобычи – Та­тарстане (32,9 млн т), Башкортостане (11,4 млн т), Самарской области (11,8 млн т). Несмотря на значительный период разра­ботки месторождений в этих регионах и высокую изученность района в целом, в последние годы наблюдается небольшое уве­личение добычи нефти (3-4% в год), что связано с примене­нием передовых технологий извлечения нефти на месторождениях с падающей добычей, вовлечением в разработку малых месторождений и высоковязких нефтей.

Вторым крупным нефтедобывающим районом европейской части является Урал, где в 2009 г. добыча составила около 45,3 млн т, увеличившись на 4,7% по сравнению с 2008 г. По­волжье и Урал входят в Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию (НГП) – одну из наиболее зрелых НГП в России. Не­смотря на это в Оренбургской области и Пермском крае, на которые приходится основная часть добываемой в районе нефти, наблюдается прирост объема добычи на 7,5 и 4% соот­ветственно.

Одним из наиболее динамично развивающихся нефтегазонос­ных регионов в европейской части России является Тимано-Пе­чора, где добыча нефти в 2009 г. составила около 31,6 млн т. Наиболее динамично здесь растет добыча нефти в Ненецком автономном округе. В 2009 г. этот показатель составил 17,2%, увеличившись относительно 2008 г. на 29%. Рост объемов до­бычи связан с началом разработки компанией «Нарьянмарнефтегаз» («ЛУКОЙЛ») Южно-Хыльчуюского месторождения [2]. Объем добычи нефти и газового конденсата по основным нефтегазодобывающим регионам России, на которые приходится 74,7% всей добычи, представлен в табл. 1.

Таблица 1

Добыча нефти, включая газовый конденсат, по нефтегазодобывающим регионам Российской Федерации в 1970-2009 гг. [3, 4]

Год

Российская Федерация

в т.ч. по регионам НГС

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО

Ненецкий АО

Сахалинская область

Республика Коми

Томская область

всего

1970 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. т

284753

28509

-

-

2472

7602

2921

41504

уд. вес

100,0

10,0

-

-

0,9

2,7

1,0

14,6

1980 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. т

546729

304917

2950

1

2519

20386

4796

335569

уд. вес

100,0

55,8

0,5

0,0

0,5

3,7

0,9

61,4

1990 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. т

516183

305981

59352

1164

1918

14645

10306

393366

уд. вес

100,0

59,3

11,5

0,2

0,4

2,8

2,0

76,2

1995 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. т

306827

169179

32371

2661

1723

6876

6741

219551

уд. вес

100,0

55,1

10,6

0,9

0,6

2,2

2,2

71,6

2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. т

323517

180888

32025

4527

3362

8181

6903

235886

уд. вес

100,0

55,9

9,9

1,4

1,0

2,5

2,0

72,9

2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. т

470175

268002

50784

12091

4014

11204

11729

357824

уд. вес

100,0

57,0

10,8

2,6

0,8

2,4

2,5

76,1

2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

млн. т

494,2

270,6

40,3

18,7

15,4

13,4

10,6

369,0

уд. вес

100,0

54,8

8,2

3,8

3,1

2,7

2,1

74,7

 

Чтобы улучшить ситуацию в нефтегазовом секторе (НГС), в Минэнерго России разработана программа комплексного освоения до 2020 г. месторождений Ямало-Ненецкого АО и севера Красноярского края. В феврале в Госдуме прошел «круглый стол» Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии «Програм­ма комплексного освоения месторождений – надежная база для развития территорий (на примере программы комплексного освоения месторождений ЯНАО и севера Краснояр­ского края) до 2020 г.».

На заседании было отмечено, что современные инновационные подходы к освоению се­верных территорий должны быть комплексными. И формула такого подхода – в ресурсоэффективности и балансе социально-экономических и природоохранных задач. Очевидно, что сегодня основной тормоз освоения Полярного севера – это инфраструктура, увязка ее развития с потребностями промышленности и возможностями региона. Это серьезный шаг для снятия северных барьеров российской экономики. Ямал и север Красноярского края – стратегические регионы. И ставка на них делается не только как на ресурсные двигатели, но и как на арктический форпост Российской Федерации.

В чем важность нового инновационного подхода? Сегодня сложилось порочное мнение, что из-за больших запасов нефти Россия останется сырьевой страной и не сможет стать высокотехнологичной. По мнению сибирских ученых, такое противопоставление неуместно и некорректно. Страна, добывающая сырье, может и обязана быть высокотехнологичной. Дело в том, что современные технологии добычи нефти (это показывает опыт Норвегии, Канады, США) – чрезвычайно высокие по уровню наукоемкие технологии. Там есть место и самым современным навигационным технологиям с точки зрения управления процессами бурения, горизонтального бурения с длиной ствола, превышающей 5-7 км, а в Норвегии и до 10 км. Есть место для современных химических технологий, машиностроительных, для всех тех компонент, в которые мы вкладываем понятие «высокие технологии», – экологичное, наукоемкое производство. Поэтому сырьевой сектор должен быть наукоемким и высокотехнологичным, это связано и с повышением его конкурентоспособности. Если эта задача не будет решена и мы будем ориентироваться на старые технологии, наша нефть не будет востребована ни на внешнем, ни даже на внутреннем рынке. Если предположить, что сейчас вдруг стабилизируется политическая ситуация на Ближнем Востоке, то в мировом балансе  России места нет [5].

Следовательно, запуск программы комплексного освоения се­верных месторождений – это новые возможности для России включиться в северную инновацион­ную гонку. Уже сегодня это сигнал для науки и бизнеса: необходимо развивать производство тех­нологий и материалов для эффективного освоения северных месторождений и глубокой переработки углеводородного сырья. Государство создает усло­вия для развития нового рынка экологического консалтинга, экологически и энергетически эф­фективных технологий.

Почему в перспективе до 2020 г. упор сделан на развитии Ямало-Ненецкого АО и севера Красноярского края. Они уни­кальны в первую очередь своей сырьевой базой. В этих сложных по климатическим условиям районах разведаны колоссальные по объемам запасы углеводородов, которые на десятилетия вперед определяют экономическую спе­циализацию региона. В настоящее время на территории ЯНАО добывается 90% российского газа, порядка 10% неф­ти и 50% газового конденсата. 2009 г. – важная веха. Это начало эксплуатации Ванкорского месторождения на се­вере Красноярского края, где уже тогда было добыто 3,5 млн т нефти. Объем разведанных запасов и ресурсов при­родного газа Северо-Западной Сибири не имеет аналогов в других регионах мира. В то же время из открытых 236 ме­сторождений углеводородов в промышленной эксплуата­ции находятся только 63, что составляет 27%. Осталь­ные – резерв для увеличения добычи. Еще одна характер­ная особенность региона – это то, что на его террито­рии работают практически все крупнейшие российские, вертикально интегрированные компании: «Газпром», «Газ­пром нефть», «Роснефть», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Славнефть», «НОВАТЭК», «РуссНефть» – и да­же ряд иностранных компаний [6].

Программой развития предусмотрено, что в ЯНАО и на севере Красноярского края будет создан новый региональный центр добычи нефти, который обеспечит углеводородным сырьем по­требности национальной экономики, а также рас­ширит экспортные возможности поставок нефти и продуктов ее переработки за границу. Реализация программы будет осу­ществляться в рамках государственно-частного партнерства. Потре­бует консолидации значительных финансовых ре­сурсов: общая потребность в инвестициях соста­вит более 3,2 трлн рублей. Основными источника­ми финансирования программы станут собствен­ные и привлеченные средства участников проекта. При этом доля бюджетных средств – около 7%.

Добычные возможности недропользователей на территории региона позволяют увеличить произ­водство нефти и газового конденсата почти в три раза, с 40 млн т до 115 млн т ежегодно, при усло­вии строительства новой транспортной инфра­структуры, а также предоставления нефтедобы­вающим компаниям налоговых льгот по НДПИ, отмене таможенных пошлин на импортируемое оборудование.

В связи с этим Минэнерго считает целесообраз­ным внесение изменений в статью 342 главы 26 ча­сти второй Налогового кодекса РФ. С 2011 г. пла­нируется установить нулевую ставку НДПИ на ме­сторождения нефти в ЯНАО, за исключением ме­сторождений, расположенных полностью или частично на территории полуострова Ямал, до дости­жения накопленного объема добычи нефти в 25 млн т на участке недр и при условии, что срок раз­работки запасов участка равен 10 годам. Минэнер­го предлагает распространить данную льготу на но­вые месторождения, разрабатываемые на террито­рии ЯНАО, на месторождения на территории ЯНАО, получившие лицензию до 1 января 2011 г., степень выработанности которых не превышает 5%.

Ключевым элементом программы должно стать развитие нефтепроводной инфраструктуры в ре­гионе. Весь объем капиталовложений оценивается в 142 млрд рублей, причем магистральный транс­порт «поглотит» 75% этих средств.

В рамках данной программы будет решаться во­прос о доведении утилизации НПГ до 95%. В част­ности, будут построены 12 установок подготовки газа мощностью до 3 млрд м3 в год, проложены га­зопроводы протяженностью 600 км.

Экономика программы рассчитана в двух вари­антах. Наиболее ожидаемый вариант – при цене на Urals в 80 долл. за баррель и курсе националь­ной валюты 27 руб. за доллар. При пессимистич­ном варианте – цена Urals составит 60 долл. за баррель при курсе валюты – 40 руб. за доллар. В любом случае минимальные дополнительные дохо­ды государства, поступления в бюджет от реализа­ции программы составят 3,8 трлн рублей.

При этом достаточно консервативно просчитан­ный мультипликативный эффект для экономики страны может достичь 6-9 трлн руб. Но главное, что особо следует подчеркнуть, количество новых рабочих мест, которые могут быть созданы при реализации программы. Только для ЯНАО оно составит 45 тыс., в строительст­ве – 55 тыс., в смежных отраслях – загруженность до 1 млн дополнительных рабочих мест. Реализация программы будет спо­собствовать более полной загрузке предприятий металлургии и машиностроения. Обустройство ме­сторождений потребует про­изводства порядка 180 млн т металла. Расход строительных материалов на обустройство только месторождений оценивается в 74 млн т и т.д.

Строительство новой инфраструктуры и предо­ставление налоговых льгот при добыче нефти поз­волит увеличить суммарное производство жидких углеводородов на территории ЯНАО и севера Красноярского края до 2020 г. на 310 млн т. Сопоставление данных о до­полнительных доходах (3,8 трлн рублей) и расходах государства (431 млрд рублей) свидетельствует о высокой эффективности использования бюджет­ных средств.

Предусмотрена реализация под­программы социально-экономического развития ЯНАО и севера Красноярского края общей стои­мостью 7,5 млрд руб., целью которой является осуществление мероприятий, компенсирующих местному населению отрицательные эффекты в связи с крупномасштабным освоением нефтегазодобывающих месторождений и строительством объектов транспортной и энергетической инфраструктур.

Ресурсная база углеводородов Красноярского края – одна из са­мых крупных в России. В целом запасы нефти уч­тены в объеме 1,6 млрд т, газа – около 2 трлн м3. И после Западной Сибири это наиболее перспектив­ный район нефтегазодобычи в стране. В це­лях обеспечения потребности в трудовых ресурсах нефтегазовой промышленности на базе Сибирско­го федерального университета при поддержке пра­вительства края был создан Институт нефти и га­за, в котором одновременно планируется обучать до 2,5 тыс. студентов.

Об экономических и социальных интересах Ямало-Ненецкого АО высказался заместитель губернатора А. Ким: «Для ав­тономного округа эта программа (как и другие) имеет серьезное значение. Главное, она коснется коренных мало­численных народов Севера. И ее нужно будет регулиро­вать. В округе появится дополнительно от 80 до 100 тыс. человек вахтового рабочего персонала, что тоже потре­бует развития транспортной инфраструктуры, системы медицинского обслуживания и других объектов социальной сферы. Более того, это тот плацдарм, который даст осмысленную политику выхода и на западный склон Поляр­ного Урала, и, соответственно, на прилегающие регионы – Ханты-Мансийский автономный округ, на Свердловскую и Челябинскую области» [6].

Несмотря на то что Россия в 2009 г. уступила первое место США по добыче газа, она остается крупнейшим производителем [7]. Для поддержания прежних объемов добычи газа «Газпром» совместно с Минэнерго и администрацией ЯНАО разработал программу освоения месторождений по­луострова Ямал и прилегающих акваторий до 2035 г. Для ее реализации в освоение газовых месторождений Ямала «Газпрому» нужно будет вложить до 2035 г. от 165 до 199 млрд дол­ларов. Эта газпромовская программа войдет со­ставной частью в программу комплексного освое­ния ЯНАО и севера Красноярского края. В ре­зультате добыча в регионе к 2035 г. составит 310-363 млрд м3 в год. Для сравнения – в 2009 г. «Газ­пром» всего добыл 462,2 млрд м3 газа. Основные регионы добычи газа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Добыча естественного газа по нефтегазодобывающим регионам Российской Федерации в 1990-2009 гг. [4]

Год

Российская Федерация

в т.ч. по регионам НГС

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО

Сахалинская область

Республика Коми

Томская область

всего

1990 г.

 

 

 

 

 

 

 

млрд. м3

640,6

29,0

545,2

1,8

8,2

0,2

584,4

уд. вес

100,0

4,5

85,1

0,3

1,3

0,0

91,2

1995 г.

 

 

 

 

 

 

 

млрд. м3

595,5

17,6

527,0

1,6

3,6

0,1

549,9

уд. вес

100,0

3,0

88,5

0,3

0,6

0,0

92,4

2000 г.

 

 

 

 

 

 

 

млрд. м3

583,9

20,1

510,2

1,9

3,9

2,6

538,7

уд. вес

100,0

3,4

87,4

0,3

0,7

0,5

92,3

2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

млрд. м3

640,8

27,5

557,8

2,0

3,5

5,0

595,8

уд. вес

100,0

4,3

87,1

0,3

0,5

0,8

93,0

2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

млрд. м3

582,9

35,9

483,0

17,5

3,2

4,3

543,9

уд. вес

100,0

6,2

82,9

3,0

0,5

0,7

93,3

При этом в условиях действующего налогового законодательства внутренняя рентабельность вло­жений будет не выше 7,5%, что не соответствует требованиям минимально приемлемой доходно­сти. Для повышения эффективности реализации программы нужны господдержка, налоговые и та­моженные льготы. Если предложения, изложен­ные в программе, будут приняты, то окупаемость составит 13,3%. Без предоставления льгот от освоения Ямала бюджет получит порядка 155 млрд долларов налоговых поступлений, со льготами – 257 млрд долларов. Одна из льгот, за которую ратует «Газпром» на Ямале, – нулевая ставка НДПИ на газ. Исходя из озвученных цифр «Газпром» должен будет тратить на Ямал по 8 млрд. долларов в год, при этом его годовая инвестпрограмма – более 25 млрд. долларов. Учитывая, что Ямал, по сути, яв­ляется заменой старой сырьевой базы, такие инве­стиции представляются разумными. По прогно­зам, в ближайшие годы чистая прибыль холдинга будет стабильно превышать 35-40 млрд долларов, так что на Ямал он сможет тратить собственные средства.

Та­ким образом, освоение месторождений Ямала по масштабам решаемых задач соизмеримо с созда­нием практически новой отрасли и обеспечивает на долгосрочную перспективу не только развитие газовой промышленности России, но и загрузку металлургических, трубных, машиностроительных и судостроительных заводов, научно-исследова­тельских, проектных и строительных организаций [6].

Перспективы развития нефтегазовой про­мышленности России и, по всей видимости, экономики нашей страны в ближайшем буду­щем будут зависеть от успешного освоения ме­сторождений углеводородного сырья, располо­женных на труднодоступных территориях Во­сточной Сибири и континентального шельфа. Уже сейчас идет обустройство ряда круп­ных месторождений, находящихся за Северным полярным кругом, на шельфе Баренцева, Охот­ского морей и в акватории Каспия. Однако их разра­ботка существенно осложняется целым рядом факторов, к которым можно отнести:

  • низкую плотность населения, неравномер­ность хозяйственного освоения;
  • экологическую уязвимость территорий, что обусловливает существенное увеличение расхо­дов на дополнительные природоохранные ме­роприятия;
  • удорожание проектов из-за необходимости значительно больших (по сравнению с традици­онными, уже освоенными нефтегазоносными провинциями) затрат не только на создание производственных мощностей, но и на строи­тельство объектов энергетики, транспортной и социальной инфраструктур;
  • наличие ограничений на осуществление крупномасштабных спасательных и восстанови­тельных работ. Для определенных природно-климатических условий их проведение практи­чески невозможно.

Опыт ведущих российских нефтегазодобывающих ком­паний показал, что для обустройства и эксплуа­тации таких месторождений необходимы иные (по сравнению с существующими) подходы к обеспечению комплексной безопасности. И здесь проявляются определенные недостатки действующей нормативной базы. Она построена не на принципах стимулирования примене­ния безопасных технологий, а на приоритете го­товности организаций к ликвидации макси­мальных по масштабам аварий посредством со­держания в постоянной готовности аварийно-спасательных формирований.

Поэтому основными способами обеспечения экологической, промышленной и транспортной безопасности при разработке углеводородных за­пасов, находящихся на удаленных и труднодоступ­ных территориях, должны стать снижение негатив­ного воздействия на окружающую среду и пред­упреждение аварий и чрезвычайных ситуаций [8].

Рассматривая перспективу развития НГС России, нельзя обойти вниманием проблему освоения Арктики. Это одно из важнейших стратегических направлений экономического развития и безопасности России. Действительно, развитие северных и прежде всего арктических территорий стало в последнее время не только предметом оживленных политических и научных дискуссий, но и темой обсуждения министров иностранных дел стран, «входящих» в Арктику: России, Канады, США, Норвегии и Дании. И это не случайно. В мае 2009 г. Комиссия ООН по границам континентального шельфа приступила к рассмотрению заявок прибрежных государств по определению внешних рубежей территории континентального шельфа, на которую может претендовать каждая страна, ратифицировавшая Конвенцию Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 г.

Этому предшествовало то, что в  2005 г. сенат США поставил вопрос о пересмотре десятилетия действовавшего запрета на разработку нефтяных месторождений в Арктическом национальном заповеднике. При этом с завидной регулярностью в американских СМИ резкой критике подвергается экономическая политика РФ в отношении Арктики. По сути, проталкивается тезис о том, что Россия не может эффективно использовать этот регион. Формируется мнение, что только расширение иностранного экономического, а в перспективе и политического, присутствия в Российской Арктике может ее спасти от социально-экономической деградации. Поэтому самое время определить, какие меры должны быть приняты для исключения подобного развития событий. Нельзя допустить отстранения России от решения важнейших вопросов в освоении Арктики.

Но, чтобы права России на этот регион, являющийся продолжением Сибирского континентального шельфа, утвердить бесповоротно, необходимо проводить дополнительные научно-исследовательские работы с помощью судов министерства природных ресурсов. Образцы, взятые на Ломоносовском хребте, пройдут химический, геологический, электромагнитный анализ, будут исследованы, что называется, со всех сторон. На этой основе независимая комиссия ООН и определит территориальные претензии России. В случае успеха площадь российского Арктического континентального шельфа за пределами 200-мильной зоны может составить около 1,2 млн кв. км. На этой территории, по оценкам специалистов, сосредоточено от 83 до 110 млрд т углеводородов. Масштаб таких цифр поймут, думаю, не только специалисты. Российские арктические запасы нефти и газа в 2,4 раза больше, чем все нынешние углеводородные ресурсы России. А они, как известно, немалые. В целом же на дне Северного Ледовитого океана находится около 25% мировых запасов нефти и газа, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца.

По прогнозам специалистов, уже к 2040 г. из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда, что существенно облегчит добычу природных богатств со дна и удешевит перевозки [9].

Есть перспективы в развитии и у Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, включающей территории Республики Коми, Ненецкого АО и акваторию Печорского моря. Здесь находится множество крупных месторождений углеводородного сырья. Тимано-Печорская провинция занимает лидирующее положение по запасам и ресурсам нефти в Северо-Западном регионе. В ее недрах сосредоточено 2,4 млрд т извлекаемых запасов категории АВС1+С2 и 4,4 млрд т прогнозных ресурсов (D+С3) нефти, или 99% и 86,5% соответственно от сырьевого потенциала Северо-Западного федерального округа. Ресурсная база свободного газа равняется лишь 17% текущих запасов и 16% перспективных и прогнозных ресурсов СЗФО.

Ненецкий автономный округ занимает доминирующее положение по объемам разведанных запасов нефти не только в Тимано-Печорской провинции, но и во всем Северо-Западном регионе. Акватория Печорского моря является наименее изученной площадью Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Выявленные здесь месторождения имеют суммарные запасы в 400 млн т, что составляет 17% потенциала СЗФО. Свободного газа здесь разведано около 75 млрд м3. Баренцевоморская нефтегазоносная провинция является второй в России (после Западно-Сибирской) по газоносному потенциалу. Суммарные запасы «голубого топлива» на континентальном шельфе Баренцева моря составляют 85% всех запасов газа в СЗФО, из них 83% сосредоточены в Штокмановском месторождении. Необходимо также упомянуть о Мезенской синеклизе, которая по результатам региональных исследований признана потенциально перспективным нефтегазоносным районом с прогнозными ресурсами углеводородного сырья от 0,6 до 2,5 млрд т условного топлива. Возобновление здесь геологоразведочных работ может привести к открытию новой нефтегазоносной провинции [10].

Стоит остановиться еще на одной проблеме – управлении НГС РФ. По мнению специалистов, обладая колоссальными ресурсами нефти и газа, страна неэффективно ими управляет. Недаром ректор НГУ чл.-корр. РАН Н. Диканский поднял вопрос о необходимости подготовки специалистов для этой области. Вопросы, связанные с государственным регулированием, с получением доходов рентного характера, требуют другого класса специалистов. Это должны быть не геологи, не экономисты, не юристы. Это должны быть специалисты в области управления минерально-сырьевыми ресурсами. У нас, например, очень сложные нормы сертификации финансовых брокеров, но отсутствует сертификация, какие бы не были квалификационные требования к тем людям, которые имеют дело с минерально-сырьевыми ресурсами, принятием решений по всему комплексу, направленному на получение обществом большего эффекта в освоении и эксплуатации природных ресурсов [5].

Таким образом, можно отметить следующее. В ближайшие 20-30 лет, несмотря на прогнозы о переходе на альтернативные источники энергии (биотопливо, сланцевый газ),  нефть и газ останутся важнейшей составляющей в энергетическом балансе не только страны, но и большинства развитых стран мира. Следовательно, поддержание в северных районах достаточной численности населения остается важнейшей социальной задачей. При этом не просто нужна численность населения, а необходимо население, имеющее высокий трудовой потенциал, с достаточным человеческим капиталом.

Список литературы:

  1. Коржубаев А., Эдер Л., Ожерельева И. Залог национальной безопасности // Нефть России. 2010.  №5.  С. 10-14.

  2. Коржубаев А., Эдер Л., Ожерельева И. Залог национальной безопасности // Нефть России. 2010.  №6. С. 7-11.

  3. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат.  М., 2008.  847 с.

  4. Анненкова А. Главный среди равных // Нефть России. 2010.  №6.  С. 44-47.

  5. Крюков В. Нефтегазовый сектор России – пора государству и власть употребить! [Электронный ресурс] // Наука в Сибири: [сайт]. [2002]. URL: http://www-sbras.nsc.ru/HBC/2002/n09/f04.html (дата обращения: 31.01.2011).

  6. Савельев К. Гонка «инновационных упряжек» // Нефть России. 2010.  №5.  С. 66-69.

  7. Савельев К. Топливо будущего или продукт PR? // Нефть России. 2010. №6. С. 65-67.

  8. Щербин А. На принципах разумной достаточности // Нефть России. – 2010. – №5. – С. 92-93.

  9. Матвеев А. Жизнь на Севере должна быть очень привлекательной // Парламентская газета на Дальнем Востоке. 2009.  №252.

  10. Михальчук И. Найти нефть, построить порт, заманить инвестора // Нефть России.  2010.  №1.  С. 31-35.

 

Literature:

  1. Korzhubaev A., Eder L., Ozhereleva I. Pledge of national security // Oil of Russia. 2010. № 5. P. 10-14.

  2. Korzhubaev A., Eder L., Ozhereleva I. Pledge of national security // Oil of Russia.  2010. № 6.  P. 7-11.

  3. Russian Statistical Yearbook. 2008: stat. data / Rosstat. M., 2008.  847 p.

  4. Annenkov A. Chief among equals // Oil of Russia. 2010.  № 6.  P. 44-47.

  5. Kryukov V. Oil and Gas Sector of Russia - it is time for the State to use the power!  [Electronic resource] Science in Siberia: [site] [2002] URL: http://www-sbras.nsc.ru/HBC/2002/n09/f04.html (date accessed: 31.01.2011).

  6. Saveliev K. Race of "innovative sleds" // Oil of Russia. 2010.  № 5.  P. 66-69.

  7. Saveliev K. fuel of the future or a product of PR? // Oil of Russia.  2010.  № 6.  P. 65-67.

  8. Shcherbin A. On the principles of reasonable sufficiency, Oil of Russia. 2010.  № 5.  P. 92-93.

  9. Matveev A. Life in the North should be very attractive / Parliamentary newspaper in the Far East. 2009.  № 252.

  10. Mikhalchuk I. To find oil, to build a port, to lure investors // Oil of Russia.  2010.  № 1. P. 31-35.