Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

О предпринимательской составляющей национального богатства

Брялина Г.И.

 

В экономически развитых странах в отличие от России человеческий капитал является главной компонентой экономического механизма воспроизводства национального богатства. Качество человеческого капитала формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность,  в предпринимательскую способность. Малое и среднее предпринимательство представляет собой форму экономической реализации предпринимательской составляющей человеческого капитала. В данной статье  рассматриваются проблемы определения вклада предпринимательского сектора в ВВП, а также пути повышения эффективности использования элементов национального богатства в российском малом и среднем бизнесе

In developed countries, unlike Russia, human capital is the main component of the economic mechanism of national wealth reproduction. Quality of human capital is formed through investment in the level and quality of life, intellectual activities and entrepreneurial abilities. Small and medium scaled entrepreneurship is a form of economic realization of entrepreneurial human capital component. This article raises the problem of determining business sector contribution  in GDP and efficiency improvement methods of national wealth elements in Russian small and medium scaled business

Ключевые слова: малый и средний бизнес, национальное богатство, предпринимательский фактор, человеческий капитал, инновационное предпринимательство, воспроизводство

Keywords: small and medium scaled business, national wealth, entrepreneurial factor, human capital, innovative entrepreneurship, economic reproduction

 

Воспроизводство (накопление и использование) национального богатства осуществляется разными субъектами этого процесса: домашними хозяйствами, субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями крупного бизнеса. Цель данного исследования – выявить и обосновать роль предпринимательского сектора в воспроизводстве национального богатства страны.

Говоря о национальном богатстве, нужно различать воспроизводимые и невоспроизводимые природные ресурсы страны, а также и то, что происходят изменения в природе факторов производства. Невоспроизводимые ресурсы – это недра и полезные ископаемые; воздух и вода (в случае необратимых загрязнений). При выборе и реализации стратегии экономического развития страны следует понимать, что ждет страну, которая строит свое экономическое благополучие на основе невоспроизводимых природных ресурсов.

По мере развития постиндустриального общества такие ресурсы, как знания, ноу-хау, большая часть создаваемых творческой деятельностью информационных продуктов и многие другие наиболее конкурентоспособные ресурсы, становятся неограниченными (например, уничтожить информацию в процессе потребления нельзя), уникальными (они являются продуктом творческого труда и всякий раз как удовлетворяют, так и создают новую потребность).

Происходят качественные изменения в самих основах экономической жизнедеятельности: на смену индустриальным технологиям идут информационные, на смену репродуктивному индустриальному труду приходит творческая деятельность, на смену материальному производству – услуги, образование и т.д. Изменяется и структура общественного производства: растет не просто сфера услуг, но и роль информационно-интенсивной экономики. Среди важнейших стимулов и ограничений экономической жизнедеятельности решающее значение приобретают не только соображения прибыли, но и глобальные ценности и проблемы (экологические, гуманитарные, геополитические и др.).

Значительно изменяется и система экономических отношений. Подрываются реальные основы абстрактной модели совершенного рынка (конкуренция, эквивалентность обмена и т.п.), имеет место неотчуждаемость продукта творческого труда, по-иному распределяются издержки производства информационных продуктов, формируются «адаптивные» предпринимательские структуры, имеющие «посткапиталистическую» природу.

Таким образом, в современных условиях люди, их труд и интеллект – это главная компонента экономического механизма воспроизводства национального богатства. Национальный интеллект в экономическом смысле материализуется в виде наукоемких отраслей экономики. Интеллект человека, всего населения, его образованность, воспитанность, нравственность – самый ценный, самый воспроизводимый ресурс страны.

По оценкам Всемирного банка, проведенного по 192 странам, на долю физического капитала приходится около 16% национального богатства, природного капитала – 20%, человеческого – 64%. Для России эта пропорция иная – 14, 72 и 14%, то есть в стране роль природных богатств является доминирующей. Как видим, сложился сырьевой, неэффективный характер российской экономики, ее зависимость от невоспроизводимых ресурсов.

Экспортно-сырьевая модель экономического развития Российской Федерации не уникальна, она характерна для многих стран, обладающих богатыми сырьевыми ресурсами. Но по доле доходов от экспорта сырья в ВВП и в госбюджете Россия ближе всего стоит к таким странам, как Нигерия, Ангола или Венесуэла, всё более отставая по доле несырьевого экспорта от Бразилии. Россия превращается из страны с индустриальной экономикой - «сырьевой придаток» экономически развитых стран. Основными субъектами сырьевой экономики являются государство и крупные сырьевые компании, а внутренний рынок характеризуется низким уровнем конкуренции. Российские компании-гиганты относятся преимущественно к сырьевому сектору, причем выручка пятисот крупнейших компаний страны сопоставима с объемом ВВП РФ. Проводимая бюджетно-налоговая политика в сочетании с бюрократизмом и коррупцией сдерживают развитие российского малого и среднего предпринимательства, сокращая тем самым масштабы экономической релизации предпринимательской составляющей человеческого капитала страны.

В таких промышленно развитых странах, как Германия, Япония, Швеция, доля человеческого капитала в ВВП достигла 80%. Таким образом, экспертные оценки свидетельствуют о том, что основной компонентой национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и все повышающееся качество жизни.

На наш взгляд, главное богатство России – это природные  и человеческие ресурсы. По многим показателям население России представляет собой уникальный ресурс. Уровень грамотности населения, охвата средним образованием в РФ - один из самых высоких в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения, а среди экономически активного населения, младше 60 лет - почти 95%. Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в Испании и вовсе заметно меньше – 50% [1].

Человеческий капитал, являясь интенсивным фактором развития, пронизывает всю экономику и общество и обеспечивает их функционирование и развитие или, напротив, угнетает при низком его качестве. Качество человеческого капитала формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), в предпринимательскую способность, в безопасность граждан и бизнеса, в обеспечение экономической свободы, а также в культуру, искусство.

Человеческий капитал – это важнейшая составная часть современного производственного процесса, которую необходимо рассматривать как один из эффективных факторов социально-экономического развития страны на основе его качественного и количественного роста во всех структурах общества, в том числе в субъектах предпринимательской деятельности.

Следовательно, экономическую реализацию предпринимательской составляющей человеческого капитала можно рассмотреть на примере развития малого  предпринимательства, в том числе и иннновационного. Так как интеллект людей, их способности, используемые в деятельности крупного бизнеса, имеют очевидную взаимосвязь с национальным богатством страны (региона), что находит отражение и в соответствующих статистических показателях. А что касается определения вклада малого и среднего бизнеса в национальное богатство, тут существуют трудности как теоретического, так и методологического характера.

Место и роль малого предпринимательства в национальной экономике можно определить с помощью количественных показателей, причем таких, которые имеют определяющее значение для экономики. Единой общепризнанной системы показателей, характеризующих состояние и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства с точки зрения их вклада в национальное богатство страны, также как и методики комплексной оценки уровня его развития, в регионе до сих пор не существует. Подходы различных авторов к измерению уровня развития малого предпринимательства в стране и регионе основаны на применении стандартных статистических показателей, применяемых для оценки развития малого и среднего бизнеса в различных странах, и отличаются в основном лишь количеством используемых показателей или их комбинаций. На начальном этапе становления российского малого бизнеса в качестве универсального показателя его оценки в стране и регионе рассматривалась плотность сосредоточения субъектов малого предпринимательства на определенной территории,  рассчитываемая как число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей. Принято считать, что этот показатель отражает степень саморегулирования рыночной экономики.

С увеличением роли малого бизнеса в экономике страны для оценки уровня его развития начал применяться комплекс показателей. Так, А.З. Дадашевым, Н.Г. Гловацкой и др. было предложено измерять уровень развития малого бизнеса с помощью системы показателей, характеризующих, с одной стороны, производственную и коммерческую деятельность субъектов малого предпринимательства (7 показателей), а с другой – эффективность использования ресурсов (5 показателей) [2].

Н. Соловьева и О.Конева предлагают комплексный подход к оценке малого бизнеса, включающий:

  • масштаб развития и плотность распределения (по доле малых предприятий в общем их числе и по числу малых предприятий на 1000 человек населения);

  • вклад в социальную сферу страны (по доле малых предприятий в численности занятых);

  • вклад в экономику страны (по доле малых предприятий в ВВП);

  • деловую активность (по доле выручки малых предприятий в общем объеме выручки);

  • вклад в будущее социально-экономическое развитие страны (по доле инвестиций малых предприятий в основной капитал страны) [3].

На наш взгляд, следует оценивать уровень развития малого бизнеса  и его экономическую роль в стране с помощью трех групп показателей, измеряющих:

1) количественный уровень развития субъектов малого предпринимательства (например, число предпринимателей без образования юридического лица на 1000 жителей в трудоспособном возрасте, доля занятых на малых предприятиях в общей численности трудоспособного населения, удельный вес малых предприятий в числе предприятий страны или региона);

2) эффективность функционирования субъектов малого предпринимательства (например, объем производства продукции на одного занятого на малых предприятиях, инвестиционная активность работников малых предприятий, прибыль на одного занятого на малых предприятиях, прибыль на 1 руб. произведенной на малых предприятих продукции);

3) вклад малого бизнеса в основные финансово-экономические показатели страны или региона (доля малых предприятий в объеме производства, доля малых предприятий в прибыли, доля малых предприятий в инвестициях).

В российской экономической теории и практике за последние двадцать лет выработаны различные подходы к комплексной оценке уровня развития малого бизнеса, базирующиеся на рейтинговой оценке, многомерном статистическом анализе или экономико-математическом моделировании. Все эти подходы основаны на применении стандартных статистических показателей и отличаются лишь их различной комбинацией, что предопределено крайне ограниченным набором показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, отслеживаемых и публикуемых Росстатом. Такая ситуация со статистикой малых предприятий обусловлена переходом в 1995 году на выборочное обследование малых предприятий по 20-процентной расслоенной случайной выборке с последующим распространением полученных данных на генеральную совокупность малых предприятий и досчетом на вновь созданные малые предприятия.

Во втором квартале 2011 года Росстат будет проводить сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное мероприятие организуется в РФ впервые. Полномасштабное исследование уровня развития малого и среднего предпринимательства в России станет важным фактором в процессе разработки и реализации комплексных мер по развитию данного сектора. Поддержка предпринимательства - один из приоритетов государственной экономической политики в нашей стране. Новые тенденции и приоритеты развития малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе потребуют обновления инструментария его поддержки, переноса акцента с одних форм на другие, усиления целевого характера поддержки.

Сдерживающее влияние на развитие малого предпринимательства в РФ оказывает и  величина предпринимательского «фермента». Несмотря на попытки государства создать  благоприятный  предпринимательский климат, развитие малого предпринимательства сдерживается низким уровнем  инициативы безработного населения. Современные реалии таковы, что в ноябре 2010 года из 75,3 млн человек экономически активного населения 5,0 млн человек (6,7%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,5 млн человек [4]. Столь огромное число безработных является подлинным бедствием для страны. Поэтому сегодня особенно востребована инициатива малого бизнеса, направленная  на создание новых рабочих мест, а также на внедрение в производство современных технологий и способная обеспечить сбалансированность и устойчивость экономического роста, уровень жизни и благополучие миллионов граждан России.

Актуальной задачей является вовлечение в малое предпринимательство, с учетом наличия нетрудоспособного населения и препятствий на стартовом этапе, хотя бы половины населения, способного заниматься бизнесом. При этом нужно учитывать, что в перспективе экономика РФ будет становиться все более сложной, поскольку приток новых знаний, управленческих средств, стилей управления приведет к устареванию многих продуктов и услуг. Поэтому в формировании предпринимательского «фермента» сильна роль совершенствования предпринимательского климата в направлении смещения образовательного фокуса в область инновационной предпринимательской деятельности и повышения уровня доверия бизнеса к власти на основе их эффективного взаимодействия. Посредством снижения барьеров для входа предпринимателей на рынок и обеспечения эффективной институциональной поддержки желающим начать свое дело (обучение, консультации, тренинги, информационная поддержка и т.п.) можно было бы уже  в настоящее время содействовать вовлечению в малое предпринимательство РФ значительной части безработных.

Из федерального бюджета на финансирование программ развития субъектов малого предпринимательства в 2009 году было выделено порядка 18 млрд  руб. В 2010  году было выделено 14 млрд рублей для 242 431 предпринимателя,  на каждого из этих предпринимателей в среднем приходилось около 57 тысяч рублей. На 2011 год на 120 тысяч человек зарезервировано 11,1 млрд [5].

Как мы видим из приведенных данных, поддержка предпринимателей не растет, а сокращается. Именно поэтому следует рассчитывать не только на поддержку государства, но и на другие источники финансирования, а также учесть, что в  2011 г. налоговая нагрузка на бизнес должна вырасти на 2,3% за счёт утверждённого увеличения страховых взносов до 34%, а также за счёт роста акцизов на бензин, табак, алкоголь.

Существующие проблемы использования элементов национального богатства в российском малом бизнесе не уменьшают его стратегического значения в современных условиях, и это во многом связано с решением ряда задач, среди которых можно выделить:

  • изменение качественной структуры ВВП в сторону увеличения удельного веса легкой и пищевой промышленности, сферы услуг, бытового обслуживания;

  • увеличение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;

  • внедрение новых информационных технологий;

  • содействие субъектам малого и среднего бизнеса в размещении заказов на предприятиях с более совершенным технологическим оборудованием и в инженерно-техническом проектировании;

  • повышение конкурентоспособности продукции малого и среднего бизнеса;

  • внедрение новых технологий и высокотехнологичного оборудования в сфере малого и среднего бизнеса;

  • повышение эффективности деятельности и улучшение качественного уровня малого предприятия;

  • привлечение иностранных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса;

  • осуществление мер поддержки малого инновационного бизнеса;

  • организовать доступ малых предприятий к незагруженным мощностям и неиспользуемым площадям крупных и средних предприятий;

  • рост доходов населения;

  • обеспечение крупного производства необходимыми комплектующими, материалами, научно-техническими разработками.

Согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы», подготовленному Минэкономразвития РФ, ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, – 10%, что превысит существующий уровень в 4 раза [6].

Всё вышеуказанное свидетельствует о важности создания благоприятных условий для реализации значительного потенциала малого бизнеса в приоритетных направлениях, в том числе и для увеличения его вклада в ВВП РФ. Это станет возможным благодаря участию государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика в области малого бизнеса должна иметь своей конечной целью повышение эффективности использования элементов национального богатства в малом бизнесе.

К основным принципам государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства  относятся: предпочтение косвенных форм поддержки;  разработка мер, выравнивающих условия хозяйствования для различных групп предпринимателей; последовательная регионализация поддержки. Важным продолжает оставаться такое направление государственной поддержки малого бизнеса, как организация консультационных услуг и обучения основам предпринимательской деятельности.

Необходимо перенести акцент с формирования базисных условий для развития субъектов малого предпринимательства на конкретные направления и меры по повышению конкурентоспособности малых предприятий за счет роста производительности труда, технической обеспеченности предприятий, усиления взаимодействия с государством, финансовыми структурами, крупным бизнесом, формированию государственной системы обеспечения рисков кредитования малого бизнеса и т.п.

Для поддержки малого бизнеса можно использовать кластерный подход.  Применение кластерного подхода  предполагает, что стратегической основой экономического кластера являются группы конкурентоспособных предприятий в рамках отдельных отраслей, занимающих лидирующие позиции на рынке. Для эффективного функционирования экономический кластер в своем составе должен иметь:

  • базовые предприятия-лидеры, производящие и импортирующие свои товары за пределы рассматриваемой территории;

  • сеть внутритерриториальных производителей-поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими изделиями, осуществляющих для них сервисные, логистические, информационные и другие услуги;

  • бизнес-климат: инфраструктуру (производственную и транспортную), систему доступа к ограниченным ресурсам, систему налогообложения, наличие научно-исследовательских институтов и центров.

Таким образом, экономический кластер в современной модели рыночного хозяйствования представляет собой сеть экономических агентов и субъектов хозяйственно-экономической деятельности и социально-экономической инфраструктуры, реализующих региональный или территориальный предпринимательский потенциал, на основе общих экономических интересов в процессе создания конкурентоспособной продукции. В результате взаимодействие крупного, малого и среднего бизнеса при поддержке со стороны органов государственной и местной власти и эффективного использования имеющегося потенциала способно самым принципиальным образом изменить содержание региональной и территориальной промышленной политики.

Новые тенденции и приоритеты развития малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе потребуют обновления инструментария его поддержки, переноса акцента с одних форм на другие, усиления целевого характера поддержки. Необходимо совершенствование государственной политики в сфере малого и среднего  бизнеса. Мы считаем, что при этом становятся важными следующие  мероприятия:

  • разработка и реализация общих принципов политики, ориентированной на формирование в РФ единой предпринимательской среды;

  • участие в поддержке малого и среднего бизнеса в депрессивных муниципальных образованиях и на территориях со сложными социально-экономическими условиями развития;

  • методическое руководство подготовкой муниципальных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • становление единой системы мониторинга малого и среднего предпринимательства, улучшение статистического обеспечения государственной политики в сфере его  развития и поддержки;

  • организация актуальных научных исследований по проблемам развития среднего и малого бизнеса.

На наш взгляд, необходима разработка и реализация своеобразного организационно-экономического механизма  малого и среднего предпринимательства – способа ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно обоснованной системы экономико-организационных форм и методов его регулирования. Основные функции организационно-экономического механизма предпринимательства: реализация предпринимательского потенциала, заложенного в предпринимателях, малом и среднем бизнесе, обеспечение плодотворной конкуренции и эффективного взаимодействия и сотрудничества между ними; обеспечение сбалансированности и внутрипроизводственной пропорциональности между структурными звеньями производства на современной инновационной основе.

Для перехода от «экспортно-сырьевой модели» развития к современной  инновационной экономике наша страна нуждается в благоприятном инвестиционном климате, иначе инновационный потенциал России превратится в интеллектуальное сырье для экономически развитых стран, а не станет фактором развития собственной экономики. Без кардинального улучшения инвестиционного и предпринимательского климата невозможно ускорение социально-экономического развития страны, совершенствование качества экономического роста, расширение предпринимательской активности населения и, соответственно, повышение эффективности использования элементов национального богатства в российском малом и среднем предпринимательстве.

 

Список литературы:

1. Россия и страны мира: сборник // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/lib/predpr/predpr0022 (дата обращения: 18.01.2011).

2. Дадашев А.З., Гловацкая Н.Г., Лазуренко С.Г., Нешитой А.С. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2002. №7. С.127-139.

3. Соловьева Н., Конева О. Комплексный подход к оценке эффективности малого бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. 2006. №17. С. 39-41. 

4. Занятость и безработица в ноябре 2010 года. Оперативная информация // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe /Stg/d11/3-2.htm (дата обращения: 19.01.2011).

5.  Упал или отжался  // Ведомости.  №188 (2706), 06 октября 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/247111/ (дата обращения: 18.01.2011).

6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов  // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20100923_07 (дата обращения: 18.01.2011).

 

Literature:

1. Russia and the countries of the world // The official site of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. [electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/lib/predpr/predpr0022 (date accessed: 01.18.2011).

2. Dadashev A.Z., Glovatskaya N.G., Lazourenko S.G., Neshitoy A.S.  Effectiveness of SME support. Economic issues. 2002.  № 7.  Р.127-139.

3. Solovieva N.,  Koneva A. An integrated approach to assessing the effectiveness of small business //Economic analysis: theory and practice. 2006.  № 17.  Р. 39-41.

4. Employment and unemployment in November 2010. Operational information / Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation. [electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe/Stg/d11/3-2.htm (date accessed: 01.19.2011).

5. Dropped or pressed // Vedomosti.  № 188 (2706), 6 October 2010 [electronic resource] URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/247111/ (date accessed: 01.18.2011).

6. The forecast of socio-economic development of the Russian Federation in 2011 and the planned period 2012 and 2013 // The official website of the Ministry of Economic Development. [electronic resource] URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20100923_07 (date accessed: 01.18.2011).