Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
О предпринимательской составляющей национального богатства
Брялина
В экономически развитых странах в отличие от России человеческий капитал является главной компонентой экономического механизма воспроизводства национального богатства. Качество человеческого капитала формируется за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную деятельность, в предпринимательскую способность. Малое и среднее предпринимательство представляет собой форму экономической реализации предпринимательской составляющей человеческого капитала. В данной статье рассматриваются проблемы определения вклада предпринимательского сектора в ВВП, а также пути повышения эффективности использования элементов национального богатства в российском малом и среднем бизнесе In developed countries, unlike Ключевые слова: малый и средний бизнес, национальное богатство, предпринимательский фактор, человеческий капитал, инновационное предпринимательство, воспроизводство Keywords: small and medium scaled business, national wealth, entrepreneurial factor, human capital, innovative entrepreneurship, economic reproduction
Воспроизводство (накопление и
использование) национального богатства
осуществляется разными субъектами этого
процесса: домашними хозяйствами, субъектами
малого и среднего предпринимательства,
организациями крупного бизнеса. Цель данного
исследования – выявить и обосновать роль
предпринимательского сектора в воспроизводстве
национального богатства страны.
Говоря о
национальном богатстве, нужно различать
воспроизводимые и невоспроизводимые природные
ресурсы страны, а также и то, что происходят изменения в природе факторов
производства. Невоспроизводимые ресурсы – это недра и полезные ископаемые;
воздух и вода (в случае необратимых загрязнений). При выборе и реализации
стратегии экономического развития страны следует понимать, что ждет страну,
которая строит свое экономическое благополучие на основе невоспроизводимых
природных ресурсов.
По мере развития постиндустриального общества такие ресурсы, как знания,
ноу-хау, большая часть создаваемых творческой деятельностью информационных
продуктов и многие другие наиболее конкурентоспособные ресурсы, становятся
неограниченными (например, уничтожить информацию в процессе потребления нельзя),
уникальными (они являются продуктом творческого труда и всякий раз как
удовлетворяют, так и создают новую потребность).
Происходят качественные изменения в самих основах экономической
жизнедеятельности: на смену индустриальным технологиям идут информационные, на
смену репродуктивному индустриальному труду приходит творческая деятельность, на
смену материальному производству – услуги, образование и т.д. Изменяется и
структура общественного производства: растет не просто сфера услуг, но и роль
информационно-интенсивной экономики. Среди важнейших стимулов и ограничений
экономической жизнедеятельности решающее значение приобретают не только
соображения прибыли, но и глобальные ценности и проблемы (экологические,
гуманитарные, геополитические и др.).
Значительно изменяется и система экономических отношений. Подрываются реальные
основы абстрактной модели совершенного рынка (конкуренция, эквивалентность
обмена и т.п.), имеет место неотчуждаемость продукта творческого труда, по-иному
распределяются издержки производства информационных продуктов, формируются
«адаптивные» предпринимательские структуры, имеющие «посткапиталистическую»
природу.
Таким образом, в современных условиях люди, их труд и интеллект – это главная
компонента экономического механизма воспроизводства национального богатства.
Национальный интеллект в экономическом смысле материализуется в виде наукоемких
отраслей экономики. Интеллект человека, всего населения, его образованность,
воспитанность, нравственность – самый ценный, самый воспроизводимый ресурс
страны.
По оценкам
Всемирного банка, проведенного по 192 странам, на долю физического капитала
приходится около 16% национального богатства, природного капитала – 20%,
человеческого – 64%. Для России эта пропорция иная – 14, 72 и 14%, то есть в
стране роль природных богатств является доминирующей. Как видим, сложился
сырьевой, неэффективный характер российской экономики, ее зависимость от
невоспроизводимых ресурсов.
Экспортно-сырьевая модель экономического развития Российской Федерации не
уникальна, она характерна для многих стран, обладающих богатыми сырьевыми
ресурсами. Но по доле доходов от экспорта сырья в ВВП и в госбюджете Россия
ближе всего стоит к таким странам, как Нигерия, Ангола или Венесуэла, всё более
отставая по доле несырьевого экспорта от Бразилии. Россия превращается из страны
с индустриальной экономикой - «сырьевой придаток» экономически развитых стран.
Основными субъектами сырьевой экономики являются государство и крупные сырьевые
компании, а внутренний рынок характеризуется низким уровнем конкуренции.
Российские компании-гиганты относятся преимущественно к сырьевому сектору,
причем выручка пятисот крупнейших компаний страны сопоставима с объемом ВВП РФ.
Проводимая бюджетно-налоговая политика в сочетании с бюрократизмом и коррупцией
сдерживают развитие российского малого и среднего предпринимательства, сокращая
тем самым масштабы экономической релизации предпринимательской составляющей
человеческого капитала страны.
В таких промышленно развитых странах, как
Германия, Япония, Швеция, доля человеческого капитала в ВВП достигла 80%. Таким
образом, экспертные оценки свидетельствуют о том, что основной компонентой
национального богатства в современных условиях должен быть человеческий капитал,
а условием его накопления является высокое и все повышающееся качество жизни.
На наш взгляд,
главное богатство России – это природные
и человеческие ресурсы. По многим показателям население России
представляет собой уникальный ресурс. Уровень грамотности населения, охвата
средним образованием в РФ - один из самых высоких в мире. Образование выше
среднего имеют около 85% населения, а среди экономически активного населения,
младше 60 лет - почти 95%. Для сравнения: данный показатель в Германии – стране
с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в
Испании и вовсе заметно меньше – 50% [1].
Человеческий
капитал, являясь интенсивным фактором развития, пронизывает всю экономику и
общество и обеспечивает их функционирование и развитие или, напротив, угнетает
при низком его качестве. Качество человеческого капитала формируется за счет
инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, в интеллектуальную
деятельность, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), в
предпринимательскую способность, в безопасность граждан и бизнеса, в обеспечение
экономической свободы, а также в культуру, искусство.
Человеческий
капитал – это важнейшая составная часть современного производственного процесса,
которую необходимо рассматривать как один из эффективных факторов
социально-экономического развития страны на основе его качественного и
количественного роста во всех структурах общества, в том числе в субъектах
предпринимательской деятельности.
Следовательно,
экономическую реализацию предпринимательской составляющей человеческого капитала
можно рассмотреть на примере развития малого
предпринимательства, в том числе и иннновационного. Так как интеллект
людей, их способности, используемые в деятельности крупного бизнеса, имеют
очевидную взаимосвязь с национальным богатством страны (региона), что находит
отражение и в соответствующих статистических показателях. А что касается
определения вклада малого и среднего бизнеса в национальное богатство, тут
существуют трудности как теоретического, так и методологического характера.
Место и роль
малого предпринимательства в национальной экономике можно определить с помощью
количественных показателей, причем таких, которые имеют определяющее значение
для экономики. Единой общепризнанной системы показателей, характеризующих
состояние и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства с точки
зрения их вклада в национальное богатство страны, также как и методики
комплексной оценки уровня его развития, в регионе до сих пор не существует.
Подходы различных авторов к измерению уровня развития малого предпринимательства
в стране и регионе основаны на применении стандартных статистических
показателей, применяемых для оценки развития малого и среднего бизнеса в
различных странах, и отличаются в основном лишь количеством используемых
показателей или их комбинаций. На начальном этапе становления российского малого
бизнеса в качестве универсального показателя его оценки в стране и регионе
рассматривалась плотность сосредоточения субъектов малого предпринимательства на
определенной территории,
рассчитываемая как число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей.
Принято считать, что этот показатель отражает степень саморегулирования рыночной
экономики.
С увеличением
роли малого бизнеса в экономике страны для оценки уровня его развития начал
применяться комплекс показателей. Так, А.З. Дадашевым, Н.Г. Гловацкой и др. было
предложено измерять уровень развития малого бизнеса с помощью системы
показателей, характеризующих, с одной стороны, производственную и коммерческую
деятельность субъектов малого предпринимательства (7 показателей), а с другой –
эффективность использования ресурсов (5 показателей) [2].
Н. Соловьева и
О.Конева предлагают комплексный подход к оценке малого бизнеса, включающий:
На наш взгляд,
следует оценивать уровень развития малого бизнеса
и его экономическую роль в стране с помощью трех групп показателей,
измеряющих:
1)
количественный уровень развития субъектов малого предпринимательства (например,
число предпринимателей без образования юридического лица на 1000 жителей в
трудоспособном возрасте, доля занятых на малых предприятиях в общей численности
трудоспособного населения, удельный вес малых предприятий в числе предприятий
страны или региона);
2) эффективность
функционирования субъектов малого предпринимательства (например, объем
производства продукции на одного занятого на малых предприятиях, инвестиционная
активность работников малых предприятий, прибыль на одного занятого на малых
предприятиях, прибыль на 1 руб. произведенной на малых предприятих продукции);
3) вклад малого
бизнеса в основные финансово-экономические показатели страны или региона (доля
малых предприятий в объеме производства, доля малых предприятий в прибыли, доля
малых предприятий в инвестициях).
В российской
экономической теории и практике за последние двадцать лет выработаны различные
подходы к комплексной оценке уровня развития малого бизнеса, базирующиеся на
рейтинговой оценке, многомерном статистическом анализе или
экономико-математическом моделировании. Все эти подходы основаны на применении
стандартных статистических показателей и отличаются лишь их различной
комбинацией, что предопределено крайне ограниченным набором показателей
деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, отслеживаемых и
публикуемых Росстатом. Такая ситуация со статистикой малых предприятий
обусловлена переходом в 1995 году на выборочное обследование малых предприятий
по 20-процентной расслоенной случайной выборке с последующим распространением
полученных данных на генеральную совокупность малых предприятий и досчетом на
вновь созданные малые предприятия.
Во втором
квартале 2011 года Росстат будет проводить сплошное наблюдение за деятельностью
субъектов малого и среднего предпринимательства. Данное мероприятие организуется
в РФ впервые. Полномасштабное исследование уровня развития малого и среднего
предпринимательства в России станет важным фактором в процессе разработки и
реализации комплексных мер по развитию данного сектора. Поддержка
предпринимательства - один из приоритетов государственной экономической политики
в нашей стране. Новые тенденции и приоритеты развития малого и среднего бизнеса
в долгосрочной перспективе потребуют обновления инструментария его поддержки,
переноса акцента с одних форм на другие, усиления целевого характера поддержки.
Сдерживающее
влияние на развитие малого предпринимательства в РФ оказывает и
величина предпринимательского «фермента». Несмотря на попытки государства
создать благоприятный
предпринимательский климат, развитие малого предпринимательства
сдерживается низким уровнем инициативы
безработного населения. Современные реалии таковы, что в ноябре 2010 года из
75,3 млн человек экономически активного населения 5,0 млн человек (6,7%) не
имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией
Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В
государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в
качестве безработных 1,5 млн человек [4]. Столь огромное число безработных
является подлинным бедствием для страны. Поэтому сегодня особенно востребована
инициатива малого бизнеса, направленная на
создание новых рабочих мест, а также на внедрение в производство современных
технологий и способная обеспечить сбалансированность и устойчивость
экономического роста, уровень жизни и благополучие миллионов граждан России.
Актуальной задачей является вовлечение в
малое предпринимательство, с учетом наличия нетрудоспособного населения и
препятствий на стартовом этапе, хотя бы половины населения, способного
заниматься бизнесом. При этом нужно учитывать, что в перспективе экономика РФ
будет становиться все более сложной, поскольку приток новых знаний,
управленческих средств, стилей управления приведет к устареванию многих
продуктов и услуг. Поэтому в формировании предпринимательского «фермента» сильна
роль совершенствования предпринимательского климата в направлении смещения
образовательного фокуса в область инновационной предпринимательской деятельности
и повышения уровня доверия бизнеса к власти на основе их эффективного
взаимодействия. Посредством снижения барьеров для входа предпринимателей на
рынок и обеспечения эффективной институциональной поддержки желающим начать свое
дело (обучение, консультации, тренинги, информационная поддержка и т.п.) можно
было бы уже в настоящее время
содействовать вовлечению в малое предпринимательство РФ значительной части
безработных.
Из федерального
бюджета на финансирование программ развития субъектов малого предпринимательства
в 2009 году было выделено порядка 18 млрд руб.
В 2010 году было выделено 14 млрд рублей
для 242 431 предпринимателя, на каждого
из этих предпринимателей в среднем приходилось около 57 тысяч рублей. На 2011
год на 120 тысяч человек зарезервировано 11,1 млрд [5].
Как мы видим из
приведенных данных, поддержка предпринимателей не растет, а сокращается. Именно
поэтому следует рассчитывать не только на поддержку государства, но и на другие
источники финансирования, а также учесть, что в
Существующие
проблемы использования элементов национального богатства в российском малом
бизнесе не уменьшают его стратегического значения в современных условиях, и это
во многом связано с решением ряда задач, среди которых можно выделить:
Согласно
«Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и
на плановый период 2012 и 2013 годы», подготовленному Минэкономразвития РФ,
ожидается, что к 2012 году Россия сможет приблизиться к общемировому показателю
по доле граждан, желающих начать собственное дело, – 10%, что превысит
существующий уровень в 4 раза [6].
Всё
вышеуказанное свидетельствует о важности создания благоприятных условий для
реализации значительного потенциала малого бизнеса в приоритетных направлениях,
в том числе и для увеличения его вклада в ВВП РФ. Это станет возможным благодаря
участию государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика в
области малого бизнеса должна иметь своей конечной целью повышение эффективности
использования элементов национального богатства в малом бизнесе.
К основным
принципам государственной поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства относятся:
предпочтение косвенных форм поддержки;
разработка мер, выравнивающих условия хозяйствования для различных групп
предпринимателей; последовательная регионализация поддержки. Важным продолжает
оставаться такое направление государственной поддержки малого бизнеса, как
организация консультационных услуг и обучения основам предпринимательской
деятельности.
Необходимо
перенести акцент с формирования базисных условий для развития субъектов малого
предпринимательства на конкретные направления и меры по повышению
конкурентоспособности малых предприятий за счет роста производительности труда,
технической обеспеченности предприятий, усиления взаимодействия с государством,
финансовыми структурами, крупным бизнесом, формированию государственной системы
обеспечения рисков кредитования малого бизнеса и т.п.
Для поддержки
малого бизнеса можно использовать кластерный подход.
Применение кластерного подхода
предполагает, что стратегической основой экономического кластера являются
группы конкурентоспособных предприятий в рамках отдельных отраслей, занимающих
лидирующие позиции на рынке. Для эффективного функционирования экономический
кластер в своем составе должен иметь:
Таким образом,
экономический кластер в современной модели рыночного хозяйствования представляет
собой сеть экономических агентов и субъектов хозяйственно-экономической
деятельности и социально-экономической инфраструктуры, реализующих региональный
или территориальный предпринимательский потенциал, на основе общих экономических
интересов в процессе создания конкурентоспособной продукции. В результате
взаимодействие крупного, малого и среднего бизнеса при поддержке со стороны
органов государственной и местной власти и эффективного использования имеющегося
потенциала способно самым принципиальным образом изменить содержание
региональной и территориальной промышленной политики.
Новые тенденции
и приоритеты развития малого и среднего бизнеса в долгосрочной перспективе
потребуют обновления инструментария его поддержки, переноса акцента с одних форм
на другие, усиления целевого характера поддержки. Необходимо совершенствование
государственной политики в сфере малого и среднего
бизнеса. Мы считаем, что при этом становятся важными следующие
мероприятия:
На наш взгляд,
необходима разработка и реализация своеобразного организационно-экономического
механизма малого и среднего
предпринимательства – способа ведения хозяйства предпринимательского типа,
организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно обоснованной
системы экономико-организационных форм и методов его регулирования. Основные
функции организационно-экономического механизма предпринимательства: реализация
предпринимательского потенциала, заложенного в предпринимателях, малом и среднем
бизнесе, обеспечение плодотворной конкуренции и эффективного взаимодействия и
сотрудничества между ними; обеспечение сбалансированности и
внутрипроизводственной пропорциональности между структурными звеньями
производства на современной инновационной основе.
Для перехода от
«экспортно-сырьевой модели» развития к современной
инновационной экономике наша страна нуждается в благоприятном
инвестиционном климате, иначе инновационный потенциал России превратится в
интеллектуальное сырье для экономически развитых стран, а не станет фактором
развития собственной экономики. Без кардинального улучшения инвестиционного и
предпринимательского климата невозможно ускорение социально-экономического
развития страны, совершенствование качества экономического роста, расширение
предпринимательской активности населения и, соответственно, повышение
эффективности использования элементов национального богатства в российском малом
и среднем предпринимательстве.
Список литературы:
1. Россия и страны мира: сборник // Официальный сайт Федеральной службы
государственной статистики РФ. [Электронный ресурс].
URL: http://www.gks.ru/lib/predpr/predpr0022 (дата обращения: 18.01.2011).
2.
Дадашев А.З., Гловацкая Н.Г., Лазуренко С.Г., Нешитой А.С. Эффективность
поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. 2002. №7. С.127-139.
3. Соловьева Н.,
Конева О. Комплексный подход к оценке эффективности малого бизнеса //
Экономический анализ: теория и практика. 2006. №17. С. 39-41.
4. Занятость и
безработица в ноябре 2010 года. Оперативная информация // Официальный сайт
Федеральной службы государственной статистики РФ. [Электронный
ресурс].
URL:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_01/IssWWW.exe /Stg/d11/3-2.htm (дата
обращения: 19.01.2011).
5.
Упал или отжался
// Ведомости. №188 (2706), 06
октября
6. Прогноз
социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый
период 2012 и 2013 годов // Официальный сайт Министерства экономического
развития РФ.
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20100923_07
(дата обращения: 18.01.2011).
Literature:
1.
2. Dadashev A.Z.,
Glovatskaya N.G., Lazourenko S.G., Neshitoy A.S.
Effectiveness of SME support. Economic issues. 2002.
№ 7. Р.127-139.
3. Solovieva N., Koneva A. An integrated approach to
assessing the effectiveness of small business //Economic analysis: theory and
practice. 2006. № 17.
Р.
39-41.
4. Employment and
unemployment in November 2010. Operational information / Official website of the
Federal State Statistics Service of the
5. Dropped or pressed
// Vedomosti. № 188 (2706), 6 October
2010
[electronic resource] URL:
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/247111/ (date accessed:
01.18.2011).
6. The forecast of
socio-economic development of the
|