Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Интеграция малых наукоемких фирм и крупных корпораций в рамках национальной инновационной системы

Леденев В.В.

 

В статье рассматриваются вопросы, связанные с построением национальной инновационной системы. Особое внимание в статье уделено роли малых инновационных предприятий, а также их интеграции с крупными корпоративными структурами

In the article issues of the national innovation system construction are analyzed. Particular attention is paid to the role of small innovative enterprises, and their integration with large corporate structures

Ключевые слова: национальная инновационная система, малые инновационные предприятия, интеграция малых наукоемких фирм и крупных корпораций

Keywords: national innovation system, small innovative companies, the integration of small hi-tech companies and large corporations

 

Переход экономики на рельсы инновационного  развития является сегодня одним из приоритетов государственной политики. В данном контексте очевидна роль малого инновационного бизнеса, поскольку именно эти субъекты хозяйствования проявляют высокую активность в сфере модернизации производства, выступая в качестве связующего звена между наукой и реальным сектором экономики. Вместе с тем процессы обновления сдерживаются рядом объективных и субъективных факторов, связанных с ослаблением роли государства в формировании и реализации технической политики, создании и развитии соответствующей инфраструктуры, а также с отсутствием действенных экономических и административных стимулов инвестиционного плана.

Негативным образом сказывается слабое использование интеллектуального капитала, конкурентных преимуществ и ресурсов интеграции малых инновационных фирм с крупными бизнес-структурами в наукоёмких отраслях экономики России. По данным международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в настоящее время на долю малых инновационных  предприятий в промышленно развитых странах приходится: 30% объёма научных исследований и разработок,  20% всех создаваемых новшеств и более 50% получаемых патентов, хотя доля расходов вышеназванных субъектов на нововведения составляет лишь 4-5%. Существующая в России законодательно-нормативная база не обеспечивает необходимой поддержки и приоритетного развития малого инновационного бизнеса в стране: его  доля в сфере НИОКР  не превышает 5-6%, в то время как в сфере торговли и услуг составляет 80%.

Вследствие этого доля России на международном рынке наукоемкой продукции удручающе мала: по разным оценкам  на РФ приходится от 0,35% до 1% его объема. Что касается торговли технологиями, то здесь также нет основы для оптимизма. В ее структуре преобладают инжиниринговые услуги (85% экспорта и 53% импорта), на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится лишь 3% суммарного объема экспорта и 7% - импорта. В настоящее время страны, лидирующие в мировой экономике, подготавливают новый научно–инновационный прорыв, и чтобы не остаться на периферии мирового научно–технического развития, Россия должна в кратчайшие сроки перейти на инновационный путь модернизации экономики. Это предполагает определение четких  приоритетов развития науки, технологий, техники в рамках формирования национальной инновационной системы, базирующейся на адаптации научно–технического комплекса к рыночным условиям, опережающем развитии фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок, а также правовой охране, защите и использовании интеллектуальной собственности.

Основными стимулами для внедрения инноваций являются: повышение конкурентоспособности продукции, рост прибыли, расширение доли рынка, сокращение издержек производства. Поэтому в центре инновационных процессов находятся производители товаров и услуг, а основным фактором, влияющим на инновационность экономики, стала способность субъектов хозяйствования воспринимать и внедрять инновации. Ретроспективный анализ развития представлений о сущности инноваций и подходов к их классификации (Й. Шумпетер, Р.Т. Лапье, Ф. Котлер, П.Ф. Друкер и др.) позволяет сформулировать следующее определение данной категории: это процесс  разработки и внедрения новых или усовершенствованных продуктов, услуг, систем, организационных структур и т.д. в целях увеличения рыночной стоимости бизнеса, повышения его эффективности на основе лучшего удовлетворения определенной общественной потребности, сопряженного с получением экономического, производственного, социального, экологического и иного результата, ожидаемого от внедрения инновации. Национальная инновационная система (НИС) – это совокупность общественных институтов, обеспечивающая производство, распространение, использование знаний и превращение их в инновации.

Исследования инновационных процессов в различных странах позволяют сделать вывод о том, что не существует одного главного фактора конкурентоспособности инновационных систем. Представляется возможным говорить о неких главных условиях их устойчивого развития, в числе которых: таланты и инвестиции в идеи; коммерциализация; условия спроса; технологическая инфраструктура и кластеры; инновации в компаниях; институты и эффективность государственного управления, которые непосредственно стимулируют развитие инноваций, но каждое из них связано с отдельным элементом инновационной системы и с отдельным этапом инновационного процесса. Эти шесть взаимосвязанных компонентов конкурентоспособности НИС непосредственно стимулируют развитие инноваций, но каждый из них связан с отдельным элементом инновационной системы и с определенным этапом инновационного процесса. Так, первый компонент характеризует состояние системы образования и науки; второй относится к сфере превращения научных и технических идей в новые продукты и бизнесы; третий описывает инновационные способности компаний; четвертый – потенциал сотрудничества, стимулы и инфраструктуру; пятый – спрос и диффузию инноваций; шестой - институты и государственное управление. Они оказывают влияние на все составляющие инновационной системы и определяют перспективы повышения конкурентоспособности за счет всех остальных факторов (рис. 1) При этом ни один фактор конкурентоспособности, как уже отмечалось, не является главным или основным.

Рис. 1. Факторы  конкурентоспособности НИС

Малый бизнес становится неотъемлемой частью самой современной, опирающейся на передовые технологии, экономики, вовлеченной в мирохозяйственные связи. Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что интеграция мелких фирм и больших компаний в промышленно развитых странах является объективной необходимостью, отвечающей современным тенденциям развития национальных инновационных систем. Поэтому будущее российского малого предпринимательства напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий.

По состоянию на 1 апреля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,6 ед. и составило 154,7 ед. Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основой капитал снизился на 16,8% [1]. Таким образом, ситуация в сфере отечественного малого бизнеса далека от желаемой. Его вклад в ВВП не превышает 15%, тогда, как в передовых экономиках этот показатель достигает 60–70%. На 145 млн. россиян приходится около 4 млн. субъектов малого предпринимательства, из них более 1 млн. – юридические лица с числом работающих до 100 человек и 3,4 млн. предпринимателей без образования юридического лица, из которых более 20% зарегистрировано в Москве. Для сравнения: в Америке такое количество предприятий регистрируется каждый год. В течение первого года разоряется до 40% новых предприятий, через пять лет - до 80%, однако, оставшаяся часть продолжает работать. Еще одно сравнение: в Японии на тысячу жителей приходится 50 малых предприятий, в Италии – 68, в Америке – 74, у нас – 8 [2].

Что касается малого инновационного бизнеса, то и здесь сравнения явно не в пользу России. Так, например, доля малых инновационно активных предприятий в развитых странах достигает 80 %, в то время как в России – 5 – 6 %. Доля малых предприятий в затратах на НИОКР в промышленности нашей страны составляет порядка 2%, тогда как в Канаде, Великобритании, Испании, Финляндии – более 10% [3].

Отсутствие закона, регулирующего инновационную деятельность малых предприятий, значительно осложняет их нормальное развитие и функционирование. В этой связи представляется необходимым принять срочные меры по формированию современной нормативно–правовой базы для стимулирования инновационной деятельности предпринимательских структур, и, в частности, разработать проект Федерального закона «О поддержке инновационной деятельности малых и средних предприятий», в котором должны быть отражены основные понятия и термины, связанные с инновационными процессами и коммерциализацией разработок, определением статуса инновационного предприятия, а также вопросы оказания всесторонней финансовой, материально–технической, консультационной и другой поддержки предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность. В этой связи необходимо задействовать разнообразные налоговые, таможенные, кредитные инструменты.

Наряду с законодательными проблемами, существует и множество других, препятствующих развитию малого инновационного бизнеса в России, в частности таких как кадровые проблемы, недостаточная предпринимательская активность ученых, неготовность отечественных разработок к трансферу в промышленность, продукция наших инноваторов часто не обеспечена ни сертификатами, ни патентами, ни инфраструктурой сопровождения. Чтобы решать подобные проблемы, необходимо:

во–первых, предпринять решительные шаги по созданию режима наибольшего благоприятствования для развития малого бизнеса в целом и малых предприятий инновационного сектора в частности;

во–вторых, обеспечить активное участие малого бизнеса в инновационной деятельности в тех сферах, которые могут и должны выступить в качестве локомотива для ускорения развития и структурной перестройки отечественной экономики. Это – современная энергетика, химия, биотехнологии, коммуникации, космос, авиастроение, нанотехнологии, сектор интеллектуальных услуг;

в–третьих, направляя усилия на повышение эффективности использования потенциала малого бизнеса на приоритетных направлениях национальной экономики, государству и бизнес–сообществу следует основательно позаботиться о включении малого инновационного предпринимательства в новые, перспективные формы производственных отношений, каковыми являются частно–государственное партнерство, территориальные промышленные кластеры, особые экономические зоны;

в–четвертых, создать соответствующую инфраструктуру поддержки малых инновационных предприятий;

в–пятых, продвижение продукции инновационно ориентированных малых предприятий на внутренние и внешние рынки сбыта, в связи с чем целесообразно пересмотреть научно–технические программы, финансируемые за счет госбюджетных средств и ориентированные на активизацию инноваций в крупной индустрии. Здесь необходимо формировать новую «парадигму» стратегического мышления менеджмента, базирующуюся на модели «роста стоимости» бизнеса за счет наращивания интеллектуального капитала компании;

в–шестых, реформирование научно–исследовательских институтов необходимо ориентировать на создание научно–инновационных комплексов. Путь к таким комплексам, с учетом малого предпринимательства, представляется сегодня для России наиболее коротким и простым;

в-седьмых, необходимо ускорить процессы интеграции, охватывающие крупные корпоративные структуры и малые инновационные предприятия. На базе создания реальных и виртуальных холдингов возможно существенное повышение эффективности управления инновационными процессами в рамках государственно-частного партнерства.

 

 

Список литературы:

  1. Информационно–аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе–марте 2010 года» // ИА «REGNUM– Эксперт», 15.07.2010 г.

  2. Кричевский Н. Большие беды малого бизнеса // Промышленные ведомости, 2007, №7.

  3. Борисов В. Нам нужен активный, конкурентоспособный малый бизнес // Человек и труд, 2008, №3.

 

 

Literature:

Analytical  report "The dynamics of small business development in the regions of Russia in January-March 2010" // IA «REGNUM-EXPERT ", 15/07/2010

Krichevsky N. Big troubles of small business / Promyshlennie vedomosti, 2007, № 7.

Borisov V. We need an active, competitive small business / Chelovek i trud, 2008, № 3