Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Разработка механизма эффективного государственного управления инновационным развитием в условиях Севера

Шихвердиев А.П., Вишняков А.А.

 

В статье рассматривается комплекс мер по разработке эффективного механизма государственного управления инновационным развитием в условиях севера, который  позволит обеспечить переход к инновационному сценарию развития экономики Республики Коми, повысить эффективность использования научного, научно-технического, инновационного потенциала республики и превратить его в один из основных факторов экономического роста

In the article effective governance mechanism development for innovative development in the north is considered which will allow to provide transition to the innovative economy development scenario of the Komi Republic, to raise efficiency of scientific, technical, innovative potential of the Republic and to transform it into major factor of economic growth

Ключевые слова: эффективное управление, государство, инновационное развитие, север, экономический рост, риск, кадры, система, венчурное инвестирование, инфраструктура, технологическая платформа

Keywords: efficient control, the state, innovative development, the north, economic growth, risk, shots, system, venture investment, an infrastructure, technological platform

 

Как указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, создание национальной инновационной системы является одним из высших приоритетов социально-экономической политики Российского государства. [1]

В свою очередь, повышение конкурентоспособности экономики северных регионов возможно в первую очередь через развитие инновационной деятельности. Для этого необходим концептуальный подход к формированию стратегических ориентиров социально-экономического развития региона с учетом вызовов предстоящего долгосрочного периода.

В данный момент со стороны Правительства Республики Коми проводится большая работа по развитию инновационной деятельности в регионе, в том числе по подготовке и принятию блока стратегических документов. Среди них, одним из важнейших, на наш взгляд, является проект Концепции инновационного развития в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми (далее - Концепция).

Определение путей и механизмов эффективного государственного управления инновационным развитием в регионе является основной целью данной Концепции, моделирующей основные пути достижения конкурентоспособного уровня экономического и социального развития с позиции развития инновационной социально ориентированной экономики XXI века.

Результаты проведенных ранее авторами на базе Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета [3] подтверждают мнение разработчиков Концепции о том, что в целом республика характеризуется невысокой инновационной активностью и во многом это объясняется рядом сдерживающих развитие инновационной деятельности факторов, в числе которых:

- недостаток у организаций собственных средств на инновации;

- недостаточная финансовая поддержка со стороны государства;

- низкий инновационный потенциал организаций;

- высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости инноваций;

- неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

- недостаток высококвалифицированных кадров для ведения инновационной деятельности;

- недостаток инвестиционного и венчурного капитала;

- неразвитость инновационной инфраструктуры;

- низкий уровень развития конкурентных рынков;

- слабо развитое взаимодействие между наукой и бизнесом;

- неразвитость «инновационной культуры» республики;

- отрицательное влияние внешних факторов. [2]

Тем не менее, в Республике Коми есть ряд преимуществ и предпоссылок для инновационного развития, в частности наличие высокого образовательного и научного потенциала, кадров высшей квалификации. В мировой и отечественной науке зафиксированы высокие достижения научного сообщества Республики Коми. К ним относятся:

- оценка современного состояния флоры и фауны, выявление биоразнообразия таежных и тундровых экосистем, обоснование методов биоресурсной экономики в районах Крайнего Севера, установление закономерностей совместного действия малых доз радиации и тяжелых металлов на живые организмы и растения;

- новые данные о геотектонике, стратиграфии и литологии европейского Северо-Востока, методы геолого-технологической и геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых, теория конденсации и кристаллизации минерального вещества, определение роли кристаллов неорганических углеводородов в зарождении жизни на Земле;

- пионерные исследования в области иммунологии и биотехнологии на базе «местных» растений как источников полисахаридов, обладающих иммуномоделирующей активностью и выраженным действием на эндокринную и сердечно-сосудистую системы организма, новые методы диагностики состояния сердца;

- приоритетные работы в области лесохимии и органического синтеза, создание биопрепаратов, стимулирующих рост растений, создание конструкционных композиционных керамических материалов на основе нанотехнологий;

- математические доказательства в части контракции алгебраических структур, классификации гладких многообразий, а также в задачах дифференциальных уравнений и теории вероятностей;

- обоснование энергоэкономических характеристик функционирования сложных технических систем;

- разработка теории и методологии территориального планирования с определением потенциалов развития северных хозяйственных систем;

- археологические открытия и исторические исследования, показывающие процессы освоения и обживания территорий со сложными природными условиями и формирования устойчивых историко-культурных «ядер» на Европейском Севере. [2]

Проводимые в республике прикладные исследования, нацелены на решение проблем комплексного освоения природно-ресурсного потенциала республики и прилегающих регионов, создания новых производств, материалов и технологий, повышение продуктивности сельского и лесного хозяйства, совершенствование организации производства и инфраструктуры, развитие устойчивых межнациональных отношений и этнокультур. В прикладных исследованиях особое внимание уделяется инновационным технологиям и продуктам, создание которых требует генерации научных знаний и практического опыта, объединенных в единую систему НИОКР.

Возможности использования результатов научных исследований для инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми оцениваются наличием десятков научно-исследовательских проектов, готовых для внедрения в практику, а также стремлением научных работников перевести свои достижения в плоскость их хозяйственного использования. Следует отметить следующие возможности:

- в технологии геологического изучения недр – наличие региональных центров, специализированных на микро- и наноминералогическом, спектроскопическом, изотопном, рентгеноструктурном анализе, моделировании кристаллообразующих процессов, геофизических и минералого-технологических исследованиях;

- в технологии добычи и переработки полезных ископаемых – синтез знаний в области скважинной гидродобычи, подземного и кучного выщелачивания, биотехнологической переработки минерального сырья и др.;

- развитие наукоемких отраслей горнопромышленного комплекса – наличие технико-экономических обоснований для организации новых производств, например, искусственных кристаллов, нанотехнологических материалов и композитов, различных видов керамики, каменного литья, оптоволокна, стекла и др.;

- в биотехнологии – наличие предпроектной документации для развития новых лесохимических и медико-биологических производств, производства химических реагентов для устранения загрязнения природных ландшафтов, создания технических систем измерения и учета древесины и т.п.;

- в электронной связи – заявка и технико-экономическое обоснование на создание оптоволоконной сети высокой пропускной способности по линии Екатеринбург-Пермь-Сыктывкар-Архангельск.

Таким образом, как отмечается в проекте Концепции, имеющийся задел необходимо задействовать в целях устойчивого экономического и социального развития Республики Коми. [2]

В целях обеспечения инновационного развития в проекте Концепции предложены основные механизмы государственного управления инновационным развитием правового, организационного, институционального, экономического характера, которые включают в себя следующие направления:

1). Создание благоприятной экономической и правовой среды для активизации инновационной деятельности действующих организаций и создания нового инновационного бизнеса;

2). Содействие развитию и формированию инновационной инфраструктуры;

3). Эффективное использование научного потенциала в целях инновационного развития Республики Коми;

4). Содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми;

5). Создание и устойчивое развитие информационной среды по вопросам развития инновационной деятельности в республике и повышение инновационной культуры.

Предусматривается получение следующих результатов:

- активизация инновационной деятельности, направленная, в том числе на внедрение и широкомасштабное освоение во всех отраслях экономики и социальной сферы республики новых технологий, материалов, конструкций, методов;

- создание и развитие эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие всех участников инновационного процесса на всех этапах инновационного цикла;

- изменение структуры и динамики роста внутреннего валового продукта за счет производства и реализации продуктов с высокой добавленной стоимостью;

- создание позитивного имиджа региона, где происходит развитие инновационного бизнеса;

- формирование позитивного отношения к инновационному процессу;

- увеличение налоговой базы и бюджетной обеспеченности;

- создание новых рабочих мест;

- увеличение количества занятых в инновационной сфере. [2]

На наш взгляд, Концепция не может являться полноценным документом стратегического характера, а достижение заявленных результатов реалистичным и полным без отражения следующих аспектов.

Во-первых, в Концепции следует исходить из перспективы перехода от отдельных мер поддержки инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы к созданию регио­нальной инновационной системы с учетом кластерного подхода. Создание инновационной системы предполагает:

- формирование региональной инноваци­онной стратегии, включая межведомственные и межрегиональные стратегии;

- создание благоприятной экономической и правовой среды для инновационной деятельности;

- создание условий для улучшения инвестиционного климата в регионе;

- формирование инфраструктуры иннова­ционной деятельности;

- разработку механизмов мониторинга ин­новационной деятельности;

- развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;

- совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

Во-вторых, в проекте Концепции требуется предусмотреть возможность сочетания рыночных и административных методов государственного регулирования деятельности научно-технической и инновационной сферы, в частности:

- создание и поддержание конкурентной среды, предупреждение образования монополий ведущих организаций;

- целенаправленное формирование рынка научных услуг и рынка наукоемкой продукции, содействие образованию недостающих элемен­тов рынка;

- поддержание устойчивого спроса на услуги научных организаций со стороны региональных органов государственной власти;

- более широкое привлечение научных организаций реги­она и представителей научной общественности к решению задач государственного регулирования.

Наиболее эффективным механизмом обеспечения инновационного развития региона, на наш взгляд является государственный и муниципальный заказ, реализуемый в виде:

- региональных и муниципальных научно-технических целе­вых программ;

- важнейших инновационных проектов ре­гионального и местного значения;

- регионального и муниципального заказа на прикладные исследования и научно-техническую продук­цию;

- создания объектов инфраструктуры науч­но-технической и инновационной деятельности.

В третьих, на наш взгляд, одним из главных направлений эффективной государственной политики в части развития и стимулирования инновационной деятельности на Российском Севере является создание инновационной инфраструктуры.

Коми региональным Инновационно-технологическим центром  и Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета проведено научное исследование по проблемам организации и развития инфраструктуры инновационной деятельности в Республике Коми. [5]

По итогам исследования, предлагается в Концепции особое внимание уделить инфраструктурным системам поддержки инновационной деятельности, для чего опять же необходимо использовать системный подход.

По типу предоставляемых инфраструктур­ных услуг можно выделить следующие взаимос­вязанные системы:

- система информационного обеспече­ния инновационной де­ятельности;

- система экспертизы инновационных программ и проектов;

- система финансово-экономического обеспечения инноваци­онной деятельности;

- система производственно-технологи­ческой поддержки;

- система сертификации наукоемкой продукции;

- система продвижения на рынок инновационных разработок и наукоемкой про­дукции;

- система координации и регулирова­ния развития инноваци­онной деятельности;

- система управления специфическими рисками инновационного развития в условиях Севера.

Важнейшее значение из предложенного выше блока имеет система совершенствования и развития кадрового потенциала научно-технической и инновационной сфер, содействия интеграции науки и образования, в т.ч. с использованием механизма международного сотрудничества с участием стран Баренцева региона.

Для развития инновационной инфраструктуры, по мнению авторов, особую актуальность имеет скорейшее решение вопроса о создании в северных регионах на базе ведущих ВУЗов эффективных Технологических платформ. Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям в целях развития инновационной деятельности утвержден Порядок формирования перечня технологических платформ. Под Технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.

Также большое значение имеет разработка Программ инновационного развития компаний с государственным капиталом, государственных корпораций и государственных унитарных предприятий в соответствии с решением федеральной Правительственной комиссии по высокими технологиям и инновациям от 03.08.2010 г.

В-четвертых, по результатам проведенных исследований [4] авторами сделан вывод, что особое внимание в Концепции необходимо уделять созданию и развитию финансовой составляющей инновационной инфраструктуры.

В этих целях необходимо активизировать работу по развитию венчурной индустрии в Республике Коми. В связи с этим большое значение имеет реализация Соглашения, заключенного между Правительством Республики Коми, ОАО «Российская венчурная компания», Коми научным центром УрО РАН и Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета.

Результаты проведенного с участием Коми регионального инновационно-технологического центра исследования показали, что для Российского Севера и в частности Республики Коми в решении вопросов становления и развития системы венчурного инвестирования инновационной деятельности актуальными являются ряд общероссийских проблем. Основные из них:

- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических инновационных предприятий, способных стать привлекательным объектом для прямого (венчурного) инвестирования;

- недостаток российского капитала в венчурной индустрии России - одного из основных факторов привлекательности страны для зарубежных инвесторов;

- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий;

- отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов;

- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии;

- недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей;

- усложненная регистрация венчурных фондов в российской юрисдикции;

- низкая эффективность государственного регулирования становления и развития венчурной индустрии в России.

На наш взгляд существует еще ряд специфических проблем, обусловленных географическим и социально-экономическим положением регионов, расположенных на Севере России. Они связаны с относительно более высокой долей затрат на производство инновационной продукции, вызванными суровыми природно-климатическими условиями, с неразвитостью транспортно-коммуникационной системы, небольшой плотностью населения, неразвитостью малого и среднего инновационного бизнеса, преимущественно сырьевой направленностью большинства отраслей промышленности.

Обеспечить достижение поставленных целей и стратегических задач формируемой региональной индустрии венчурного инвестирования можно при создании необходимых исходных предпосылок в виде целостной совокупности факторов развития данной системы и субъективных условий.

Среди факторов, наиболее способствующих развитию венчурного инвестирования, на наш взгляд, в Концепции должны быть выделены такие направления, как:

- создание региональной программы венчурного инвестирования;

- создание пакета региональных законов, содействующих занятию венчурным бизнесом;

- создание некоммерческих фондов инвестирования в инновационную деятельность - венчурных фондов;

- популяризация коммерческого использования новых научных достижений;

- организация ярмарок высоких технологий, центров обмена (трансфера) технологиями, проведение тендеров на новые инвестиционно-привлекательные научные проекты;

- инвестирование в небольшие (пилотные), но быстрые по времени окупаемости венчурные проекты для апробации и доказательства функционирования эффективности моделей венчурного инвестирования;

- проведение конференций и форумов на базе ВУЗов с привлечением представителей высокой науки и реального производства.

В сложившейся ситуации, на наш взгляд потребуется ряд государственных инициатив, которые должны быть следующими:

- создание правовой основы для деятельности венчурных фондов, а также для венчурного инвестирования пенсионными фондами и страховыми компаниями;

- разработка приемлемых методов прогноза эффекта от инноваций, а также поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы;

- прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения, а также финансовые стимулы для инвесторов, вкладывающих средства в не котируемые на фондовой бирже предприятия, в форме налоговых льгот и государственных гарантий под кредиты и инвестиции для малых предприятий, основанных на прогрессивных технологиях;

- активизация вторичного фондового рынка с целью обеспечения ликвидности инвестиций в венчурный капитал;

- снижение процентных ставок, так как инвестирование в венчурный капитал более привлекательно при низких процентных ставках, которые повышают ценность акционерного капитала и увеличивают вознаграждение;

- развитие информационной среды, содействие повышению образования в области венчурной деятельности, воспитание венчурной культуры среди предпринимателей;

- финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки, которая может оказать помощь проектам на этапах идей и изготовления, опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены;

- поощрение более равномерного распределения активности рискового капитала по регионам.

Реализация перечисленных направлений будет способствовать созданию условий, необходимых для развития институтов венчурного инвестирования,  что в свою очередь позволит сформировать благоприятный климат для развития «новой» высокотехнологической инновационной экономики и активизации малого и среднего предпринимательства, что в конечном итоге, позволит России занять достойное место среди лидеров мировой экономики.

Как вариант, нами предлагается принятие отдельной Концепции становления и развития венчурного инвестирования в Республике Коми [3].

Таким образом, на наш взгляд, предложенный комплекс мер по разработке эффективного механизма государственного управления инновационным развитием в условиях Севера позволит кардинально модернизировать, сделать реальной и эффективной Концепцию инновационного развития в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми и обеспечить переход к инновационному сценарию развития экономики северного региона, повысить эффективность использования научного, научно-технического, инновационного потенциала республики и превратить его в один из основных факторов экономического роста.

 

Список литературы:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 38-р. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Проект Концепции развития инновационной деятельности в отраслях экономики и социальной сферы Республики Коми. http://econom.rkomi.ru.

3. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А. и др. Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития Российского Севера. Сыктывкар: Редакционно-издательский отдел Сыктывкарского филиала АНО ВПО ЦС РФ «РУК», 2007. 190 с.

4. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А., Шихвердиев П.А. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности экономики Севера // Северное измерение глобальных проблем: материалы пленарного заседания Четвертого Северного социально-экологического конгресса: Сыктывкар, 27-28 марта 2008 г. М.: Наука, 2009. С.255-266.

5. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А. Инфраструктура инвестиционной деятельности: проблемы и пути решения // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. Электронный ресурс: многопредмет.науч.вестник. гос.рег. № 0421000054 ФГУП НТЦ «Иноформрегистр». сетевой адрес http // syktsu.ru. 2010. № 4.  

 

Literature:

1. The conception of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020 / app. the order of the government of the Russian Federation from 10/6/2008 № the 38-r. [Electronic resource]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.

2. The project of the Concept of development of innovative activity in branches of economy and social sphere of Republic Komi. [Еlectronic resource]. URL: http://econom.rkomi.ru.

3. Shihverdiev A.P., Vishnjakov A.A. Venture investment as the factor of innovative development of the Russian North. Syktyvkar: Publishing department of Syktyvkar branch ANO VPO TSS of the Russian Federation of "RUK", 2007. 190 p.

4. Shihverdiev A.P., Vishnjakov A.A., Shihverdiev P. A. Development of an infrastructure of innovative activity – a necessary condition of maintenance of competitiveness of economy of the North//Northern measurement of global problems: materials of plenary session of Fourth Northern socially-ecological congress: Syktyvkar, on March, 27-28th, 2008 М: the Science, 2009. С.255-266.

5. Shihverdiev A.P., Vishnjakov A.A. Infrastructure of investment activity: problems and decision ways // Corporate governance and innovative development of economy of the North: the Bulletin of the Research center of the corporate right, management and venture investment of Syktyvkar state university. 2010. №4. [Electronic resource]. URL: http//syktsu.ru.