Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Потенциал Республики Коми в структуре национальной инновационной системы

Цигляев В.А.

 

В статье затрагиваются актуальные вопросы формирования российской национальной инновационной системы, отмечается важность построения  ее регионального уровня. В данном контексте анализируется инновационный потенциал Республики Коми и раскрываются причины нынешнего, относительно низкого уровня инновационной активности в регионе

The article focuses on important issues of Russian national innovation system establishment and importance of its regional level development. In this context the innovative potential of the Komi Republic is studied. The author reveals reasons for current relatively low level of innovative activity in the region

Ключевые слова: национальная инновационная система, региональный уровень национальной инновационной системы, инновационный потенциал региона, показатели инновационной активности, инновационная инфраструктура

Keywords: national innovation system, regional level of national innovation system, innovative potential of the region, indicators of innovative activity, innovation infrastructure

 

Для экономики России характерно серьезное отставание от ведущих мировых держав по объемам и интенсивности инновационных процессов. Так, показатели внутренних затрат на исследования и разработки, а также их доли в ВВП в нашей стране  в два с лишним раза ниже, чем в ведущих государствах. Если в РФ рассматриваемый параметр в 2006 г. составил 1,08% от ВВП, то в Китае – 1,42%, США – 2,62%, Японии – 3.39%; средний уровень по странам ОЭСР равнялся 2, 26%) [1].  К сожалению, в настоящее время Россия не является  конкурентоспособной  на мировом рынке высоких технологий, поскольку доля отечественной продукции данного сектора ничтожно мала - 0,3-0,5% (для сравнения: в США- 36%, Японии – 30%, Германии – 17%, Китае – 6%) [2]. В сложившихся условиях единственный способ возвращения России в число мировых технологических лидеров – это переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, который невозможен без формирования национальной инновационной системы (НИС). Политическое решение об изменении приоритетов отечественного экономического развития было принято в 2008 году, что нашло отражение в представленной Президентом РФ Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года[3]. В соответствии с этим документом, построение национальной инновационной системы  является одной из ключевых задач текущего периода.

 В современной теории существуют различные определения национальной инновационной системы (НИС), но её главные моменты, как представляется, отражены в  дефиниции, в соответствии с которой рассматриваемая система представляет собой «совокупность различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс… это система  взаимосвязанных институтов, предназначенная для того, чтобы хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии»[4]. Иными словами, ключевым моментом данного понятия является взаимодействие тех или иных субъектов экономического процесса, общественных институтов с целью внедрения инноваций в промышленное производство, социальную сферу ит.д. Основными компонентами НИС выступают: сектор исследований и разработок, структуры  образования и профессиональной подготовки, предпринимательский сектор, инновационная инфраструктура.

 Последняя включает в себя: технологический блок, обеспечивающий возможность доступа предприятий к производственным ресурсам (технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-технологические комплексы и др.); консалтинговый блок, т.е. центры трансфера технологий, основными функциями которых являются обеспечение доступа к профессиональным консультациям, продвижение инновационных разработок; организационную инфраструктуру, т.е. центры коллективного пользования, научно-координационные центры; инфраструктуру подготовки кадров, обеспечивающую обучение специалистов по всем отраслям инновационной деятельности (центры повышения квалификации кадров в области инноваций); информационный блок, задачей которого является обеспечение доступа к информации потенциальным потребителям продуктов инновационной деятельности (информационные и аналитические центры); финансовый блок, представленный  структурами финансовой поддержки инновационной деятельности (инвестиционные фонды, венчурные компании и др.); инфраструктуру сбыта, т.е. систему продвижения инновационного продукта внутри страны и на мировой рынок (внешнеторговые объединения, посреднические организации и др.). 

По своей природе инновационные процессы имеют сложную структуру и развиваются на макро-, мезо- и микроуровнях. В этой связи важнейшим этапом формирования НИС является создание региональных инновационных систем (РИС). Только приумножение и постоянный  рост социально-экономического и научно-технического потенциала регионов, ориентация региональной экономики на современные высокотехнологичные знания и производство способны увеличить потенциал страны в целом, повысить  эффективность  экономической системы.

Инновационный потенциал региона зависит от социально-экономического положения территории [см. табл. 1]. Республика Коми как субъект РФ входит в состав Северо-Западного федерального округа и занимает 2,4% территории нашей страны. На начало 2010 года в республике проживало 951,2 тыс. человек, из них  535,5 тыс. относилось к экономически активному населению. Республика обладает богатыми природными ресурсами (нефть, уголь, природный газ, древесина хвойных пород и др.) В части разведанных месторождений полезных ископаемых Коми занимает одно из ведущих мест в нашей стране.

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели республики Коми [6]

Параметр

 Значение

 Площадь региона, тыс. кв. км

416,8(2,4%площадиРФ)

Численность экономически активного населения, тыс. чел. (сентябрь-ноябрь 2010)

535,5

Среднегодовая численность населения, занятого в экономике, тыс. чел. (сентябрь-ноябрь 2010)

488,5

Объем валового продукта, млн. руб. 2008г.

295,6

Объем инвестиций в основной капитал, млрд. руб., 2009г.

108,4

Регион имеет значительный научно-исследовательский потенциал: в республике насчитывается 75 учреждений, организаций и предприятий с основным видом деятельности «научные исследования и разработки», из которых 24 относятся к разряду крупных и средних научных учреждений, а 51 – к субъектам малого  предпринимательства. Академические исследования на территории республики ведет Коми научный центр Уральского отделения РАН, являющийся многоотраслевым научно-исследовательским комплексом, объединяющим 6 институтов, а также Выльгортскую научно-экспериментальную биологическую станцию. В сфере науки и научного обслуживания региона заняты около 2 тыс. человек, в т.ч. 1,5 тыс. исследователей, занимающихся научной работой. Деятельность Коми научного центра направлена на решение комплексных проблем развития фундаментальных и прикладных исследований в области естественных и  гуманитарных наук, практическую реализацию завершённых научных разработок, в первую очередь, в интересах республики Коми.

Немаловажно и то, что в республике создана инфраструктура поддержки предпринимательства: информационно-маркетинговые центры, бизнес-инкубатор, Европейский информационно-корреспондентский центр, общественные структуры содействия малому бизнесу.

 Тем не менее, инновационная активность в республике в настоящее время недостаточно высока [см. табл.2].  Согласно данным доклада Министерства образования и науки РФ «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ»  республика Коми отнесена к пятой группе регионов с низкой инновационной активностью, не входящих в число лидеров ни по одному из показателей индекса инновационности [5].

Таблица 2

Индикаторы инновационной активности Республики Коми [5]

Индикаторы инновационной активности

2008

2009

Количество инновационно-активных организаций (не являющихся

субъектами малого предпринимательства), единиц

25

21

Доля инновационно-активных организаций в общем числе организаций промышленного производства, %

10

6

Общее число исследователей, тыс. чел.

1,5

-

Удельный вес инновационной продукции, работ и услуг в общем объеме отгруженных крупными и средними предприятиями товаров, работ и услуг,%

4,9

0,6

Объем инновационной  продукции, млрд. руб.

10,8

1,4

Общие затраты на производство инновационной продукции, млн. руб.

754,6

632

Внутренние затраты на ИиР по секторам, %:

Государственный сектор

-

42

Предпринимательский сектор

-

57

Высшее образование

-

менее

2

Общее число поданных заявок на изобретения и полезные модели, единиц

49

-

Республика преимущественно ориентирована на трансфер инноваций, а местное производство характеризуется недостаточной наукоемкостью: по данным Федеральной службы государственной статистики, в последние годы в республике присутствует незначительная доля организаций, осуществляющих технологические инновации[6]. Из 257 обследованных  крупных и средних организаций, не являющимися субъектами малого предпринимательства,  в 2008 году  только 25  осуществляли инновационную активность, причем 13 из этих организаций были крупными научно-исследовательскими институтами (для сравнения: в Томской области, относящейся к регионам с высокой инновационной активностью, в наукоемкой сфере работали более 300 предприятий). Технологические инновации осуществляли 20 организаций с основным видом деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». При этом на одну инновационно-активную организацию приходилось 8 организаций, не занимающихся нововведениями. Всего лишь одна организация создавала новые технологии, а их использовали 120 предприятий. В 2008 году в Республике наблюдалось некоторое повышение инновационной активности: по итогам года организации республики использовали 422 передовые производственные технологии (что в 1,7 раза больше, чем в 2007г.) Объем инновационной продукции в 2008 году составил 10,8 млрд. руб. (что почти на 1 млрд. больше, чем в 2007 году). Количество организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в 2008 году возросло на 6 единиц по сравнению с 2007г. Общие затраты на инновационную деятельность в 2008 году среди малых предприятий составили 11,4 млн. руб.; объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг – 555,6 млн. руб.

Анализируя причины низкой инновационной активности республики Коми, следует отметить в первую очередь недостаточную государственную финансовую поддержку предприятий, осуществляющих инновационную деятельность (в 2008 году бюджетное финансирование составляло всего 2,4% от общего объема затрат). Очевидно, что своих средств на инновационное развитие у предприятий недостаточно, и в условиях экономического спада они были вынуждены в определенной степени экономить на инновационных проектах. В сложившейся ситуации существенную поддержку могло бы оказать привлечение инвестиционного венчурного капитала. Причинами, тормозящими инновационную активность республики Коми, являются также слабо развитое взаимодействие между наукой и бизнесом, неразвитость систем подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы; низкая инновационная мотивация населения республики. Свою негативную роль в данном процессе сыграл и мировой финансовый кризис.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в республике Коми необходимо проделать значительную работу по повышению инновационной активности, прежде всего посредством формирования ключевых компонентов РИС: правового поля, инновационной инфраструктуры, развития технологий инновационной практики. В Стратегии экономического и социального развития республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства республики, зафиксированы основные задачи социально-экономического развития региона с акцентом на активизацию инновационных процессов. Был принят закон «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории республики Коми», в рамках реализации которого действует  постановление «О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории республики Коми». Одним из важнейших показателей, определяющих позитивную динамику формирования РИС, является разработанность на региональном уровне документов, регулирующих инновационную деятельность, в числе которых соответствующие прогноз, концепция, стратегия, программа. Данные документы должны комплексно определять приоритеты и последовательность мероприятий по формированию РИС.  В  2010 году Правительством республики Коми была принята долгосрочная целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности республики Коми на 2010-2012 гг.»[8]. В данном документе обозначены следующие задачи: организационная поддержка научной и инновационной деятельности; информационно-консультационная поддержка организаций, осуществляющих    инновационную деятельность; содействие кадровому обеспечению в инновационной сфере;  привлечение молодежи к научной и инновационной деятельности; поддержка и развитие научных исследований в республике Коми; содействие внедрению передовых технологий и инноваций в экономику и социальную  сферу.

 Подводя итоги анализа инновационного потенциала республики Коми, можно сделать вывод о том, что региональная инновационная система республики находится на начальной стадии своего формирования. В целях дальнейшего развития РИС необходимо рациональное использование имеющегося инновационного потенциала с учетом промышленной ориентации региона, ресурсной базы и научно-исследовательских возможностей, а также проведение долгосрочной государственной политике, основанной на прогнозно-концептуальных документах и научно обоснованных прикладных технологиях.  

 

 

Список литературы:

1. Базовый доклад к обзору ОЭСР «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика РФ». 2009. [Электронный ресурс]. URL:  http: www. mon.gov.ru.

2. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL:  http: //president.kremlin.ru.

3.Горхберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики // Вопросы экономики. 2003.  №3.

4. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. 170 c .

5. Республика Коми официальный портал. [Электронный ресурс]. URL:http://rkomi.ru

6.Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. [Электронный ресурс]. URL: http://komi.gks.ru/about/default.aspx.

 

Literature:

1. Baseline Report for the review of the OECR “National Innovation System and the state innovation policy of the Russian Federation”. 2009. [Electronic resource]. URL: http:www. mon.gov.ru.

2. Putin V.V. at the enlarged meeting of the State Council “On the development strategy of Russia until 2020”.  [Electronic resource]. URL: http://president.kremlin.ru.

3.Gorhberg L.A. National Innovation System in Russia in the "new economy" // Questions of economy. 2003. № 3.

4. Komi Republic's official portal. [Electronic resource]. URL: http://rkomi.ru

5. National innovation system in Russia and the EU. MM: CSDS RAS, 2006. 170 р.

6. Territorial office of Federal State Statistics Service of the Republic of Komi. [Electronic resource]. URL: http://komi.gks.ru/about/default.aspx.