Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Формирование системы показателей оценки устойчивости развития муниципального образования

Важенина Т. М.

 

В статье сформирована система показателей, необходимая для оценки устойчивости развития муниципального образования. Представленные показатели разработаны с учетом рекомендаций ООН по вопросам устойчивого развития на уровне городов, районов и поселков. Предложенная система показателей использована для оценки деятельности Тюменского муниципального района в контексте устойчивого развития

The article gives a system of indicators of sustainable development of the municipality, which is being tested on the example of the municipal district of Tyumen. The presented indicators were proposed in accordance with UN recommendations on sustainable development on the level of cities, districts and villages

Ключевые слова: устойчивое развитие, оценка устойчивости, показатели оценки устойчивости развития, муниципальное образование,  социально-экономическое развитие

Key words: sustainable development, sustainability assessment, indicators for measuring sustainable development, municipality, socio-economic development

 

Определение адекватного перечня показателей устойчивого развития на уровне небольшого или крупного города, региона, страны и даже всего мира является сложной задачей. Ее решение требует знания того, что является наиболее важным для жизнеспособности задействованных систем, а также каким образом это служит делу обеспечения устойчивого развития. При этом число репрезентативных показателей должно быть как можно меньше, но не быть заниженным в ущерб необходимости.

В процессе перехода на путь устойчивого развития решающая роль должна быть отведена муниципальным образованиям, представляющим собой ячейку общественного взаимодействия, в которой содержатся все подсистемы жизнеобеспечения, обнаруживаемые в составе более крупных единиц человеческого общества (крупные города, регионы, страны).

С точки зрения системного рассмотрения устойчивого развития можно выделить шесть основных подсистем:

  • Индивидуальное развитие (гражданские свободы и права человека, социальная справедливость, индивидуальная независимость и право на самоопределение, здоровье, право на труд, социальная интеграция и участие в социальной жизни, роль, определяемая половой или социальной принадлежностью, уровень материального благополучия, квалификация, специализация, образование в зрелом возрасте, перспектива планирования семьи, отдых и досуг, творчество);

  • Социальная система (динамика населения, этнический состав, распределение доходов и классовая структура, социальные группы и организации, социальное обеспечение, здравоохранение, льготы по старости);

  • Политическое управление (правительство и администрация, государственные средства и налоговая политика, участие в политической жизни общества и уровень демократии, разрешение конфликтов (национальных, международных), политика в области прав человека, демографическая и иммиграционная политика, правовая система, контроль за уровнем преступности, политика международного сотрудничества, политика в области развития технологий);

  • Инфраструктура (город и деревня, транспорт и размещение промышленных объектов, система снабжения (электроэнергия, вода, продовольствие, промышленные товары, услуги), удаление отходов, услуги в области здравоохранения, связь и средства массовой информации, материальная база в области образования и профессионально-технического обучения, наука (общенаучные исследования и исследования в области развития);

  • Экономическая система (производство и потребление, платежные средства, предпринимательство и торговля, труд и найм, доход, рынок, межрегиональная торговля);

  • Ресурсы и окружающая среда (природная среда, атмосфера и гидросфера, природные ресурсы, экосистемы, биологические виды, истощение невозобновляемых ресурсов, регенерация возобновляемых ресурсов, поглощение отходов, переработка материалов, загрязнение окружающей среды, экологическая деградация, ассимилирующая способность окружающей среды).

Указанные подсистемы представляют собой основные части антропосферы, т. е. сферы, испытывающей на себе воздействие человеческого общества и воздействующей на него. Основные связи между этими шестью подсистемами показаны на рис.1.

части антропосферы

Рис.1. Основные связи между частями антропосферы.

Каждую из подсистем можно рассматривать с точки зрения представления определенного рода потенциала, который является необходимым для развития общей системы. В этой связи термин “потенциал” означает запас или капитал жизненно важного качества, которое может развиваться или обесцениваться и которое следует поддерживать в хорошем состоянии, для того чтобы внести его долю в развитие общей системы. Эти шесть секторных подсистем могут быть агрегированы до трех подсистем: общественная система (человек), система обеспечения и экологическая система. Каждая подсистема может и должна быть представлена в свою очередь отдельными показателями. Именно системный метод и должен быть основополагающим при выборе показателей устойчивого развития муниципального образования и проведении оценки его устойчивости.

Устойчивость развития муниципального образования можно оценить по многим параметрам. За основу была взята система показателей оценки устойчивости развития муниципального образования, предложенная Н.С. Давыдовой. Мы выделили девятнадцать показателей, имеющих существенное значение для оценки устойчивости развития муниципального образования, согласно показателям устойчивого развития, рекомендованным ООН [11]. Все показатели сгруппированы по  подсистемам: экономическая, финансовая, социальная и экологическая.

Определение пороговых значений для каждого показателя с целью оценки его влияния на устойчивость развития муниципального образования осуществляется следующим образом. Степень устойчивости развития муниципального образования может быть высокой, средней, низкой. Каждое из этих состояний описывается системой показателей, имеющих определенные точки перелома - перехода системы по данному показателю из одного состояния устойчивости в другое.

В качестве показателей, характеризующих устойчивость развития экономической подсистемы развития муниципального образования, предложены: индекс физического объема производства в процентах к 1990 г. и в процентах к предыдущему году; удельный вес убыточных предприятий; индекс физического объема инвестиций; уровень безработицы и уровень инфляции. Предложенные экономические показатели характеризуют сложившиеся тенденции развития экономики, а также возможности предприятий, расположенных на территории муниципального образования, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Показатель «индекс физического объема производства в процентах к 1990 г.» и его пороговое значение, характеризующее переход муниципального образования по данному показателю от низкой к средней степени устойчивости, предложены на основании показателя А.И. Татаркина «глубина спада по отношению к 1990 г.» (предкризисное значение – 50 % процентов, кризис – 60 %) [12]. Показатели «уровень безработицы по методологии МОТ» и  «уровень инфляции» предложены на основании показателей экономической безопасности С.Ю. Глазьева [6]. 

Кроме того, к показателям, характеризующим экономическую подсистему муниципального образования, отнесены: индекс физического объема производства в процентах к предыдущему году; удельный вес убыточных предприятий; индекс физического объема инвестиций. По мнению Е.Н. Ведуты, снижение эффективности производства проявляется, прежде всего, в снижении инвестиционной активности, спаде производства и ухудшении его структуры [5]. Поскольку главным сигналом нарушения экономической устойчивости муниципального образования является снижение инвестиционной активности, было предложено использовать индекс физического объема инвестиций в качестве одного из показателей, характеризующих устойчивость экономической подсистемы развития муниципального образования. Если индекс физического объема производства и индекс физического объема инвестиций составляют 90 % к предыдущему году, это свидетельствует о низкой степени устойчивости муниципального образования, от 90 до 105 % - о средней степени устойчивости, свыше 105 % - о высокой степени устойчивости. Если удельный вес убыточных предприятий составляет свыше 60 %, то муниципальное образование имеет низкую степень устойчивости, от 10 до 50 % - среднюю степень устойчивости, ниже 10 % - высокую степень устойчивости. К важнейшим показателям, значимым для определения устойчивости развития муниципального образования, следует отнести показатели финансовой подсистемы, характеризующие бюджетный потенциал муниципального образования. Устойчивость развития муниципального образования и способность муниципального образования в кратчайшие сроки адаптироваться к изменяющимся условиям зависит от бюджетного   потенциала   муниципального   образования,    который обеспечивает возможность влияния органов местного самоуправления на ситуацию в кризисных условиях.    

По нашему мнению, оценить финансовую устойчивость развития муниципального образования позволяют такие финансовые показатели, как: величина доходной части бюджета в % к предыдущему году в сопоставимых ценах; доля регулирующих налогов, закрепленных за местными бюджетами в налоговых доходах; отношение объема заемных средств к доходам бюджета; отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к расходам бюджета. Показатель «величина доходной части бюджета, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах» отражает долю доходов бюджета в сравнении с предыдущим годом, что позволяет оценить изменение его доходной части.

Что касается показателя «доля регулирующих налогов, закрепленных за местными бюджетами в налоговых доходах», то в настоящее время основной объем налоговых доходов (70,8%) местных бюджетов формируется не за счет местных налогов, а за счет отчислений от налога на доходы физических лиц. Поступления этого налога в местные бюджеты в 2009 г. составили 518,6 млрд рублей. Поэтому важно знать долю регулирующих налогов, закрепленных за местными бюджетами, поскольку они отражают социально-экономический потенциал муниципального образования. Показатели «отношение объема заемных средств к доходам бюджета», «отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к расходам бюджета» и их значения, свидетельствующие о переходе муниципального образования по данным показателям из состояния с низкой степенью устойчивости в среднюю, предложены на основании предельных объемов расходов на обслуживание и погашение муниципального долга, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации  [3].  

К значимым параметрам устойчивости развития муниципального образования были отнесены  показатели,  характеризующие  тенденции  развития социальных  процессов, благосостояние  населения,  демографические  показатели и преступность, формирующие социальную подсистему. В первую очередь, это показатель «соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума», поскольку показатель «доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума», предлагаемый С.Ю. Глазьевым [6],   не   рассчитывается   Госкомстатом   Российской   Федерации   в  разрезе муниципальных образований. Коэффициент естественного прироста населения, число зарегистрированных преступлений, доля населения, проживающего на территорий, имеющей официальный статус «территории природных катастроф или экологического бедствия»,   предложены   на   основании   показателей   экономической   безопасности  А.И. Татаркина [12].

Индекс продолжительности жизни и индекс доступности образования предложены на основании разрабатываемого в международной практике с 1990 г. индекса человеческого развития [7]. Индекс человеческого развития является универсальным показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом. Этому способствовало издание по рекомендации Статистической комиссии ООН Единой системы социально-демографической статистики. Индекс человеческого развития состоит из трех компонент, характеризующих развитие человека: долголетие, образование, доход. Поскольку оценить индекс дохода по муниципальным образованиям не представляется возможным в силу отсутствия статистической информации, ограничимся двумя показателями: индекс продолжительности жизни и индекс доступности образования.     

Индекс продолжительности жизни (Iп) рассчитывается по формуле 1:

Iп = (Пж - 25)/(85-25),                          (1)

где   Iп - индекс продолжительности жизни;

        Пж - средняя продолжительность жизни.

Максимальное значение ожидаемой продолжительности жизни - 85 лет, а минимальное - 25 лет.

Значение показателя «индекс продолжительности жизни», характеризующее переход муниципального образования из состояния с низкой степени устойчивости в среднюю, согласуется с пороговым значением показателя продолжительности жизни С.Ю. Глазьева [6], критической границей продолжительности жизни Ю.В. Гусарова, критическим значением показателя «отношение средней продолжительности жизни к нормативу», предложенного А.И. Татаркиным [12].

Сводный индекс   доступности   образования   (Iо)   рассчитывается   путем взвешивания показателя грамотности (с удельным весом 2/3) и показателя средней продолжительности обучения (удельный вес 1/3) по формуле 2:

Iо = (2 * Iг + Iпо)/3,                         (2)

где  Iг -  индекс грамотности взрослых;

       Iпо - средняя продолжительность обучения.

Индекс грамотности взрослых (Iг) рассчитывается по формуле 3:

Iг = (Уг- 0)/(100 - 0),                           (3)

где  Уг - уровень грамотности взрослых, человек на 100 человек населения.      

Максимальное значение уровня грамотности взрослого населения – 100,  минимальное значение - 0.

Средняя продолжительность обучения (Iпо) рассчитывается как сумма числа лет образования в расчете на 1 человека в возрасте от 15 лет по формуле 4:

Iп.о. = (По - 0)/(15,0 - 0),                     (4)

где  По - средняя продолжительность обучения одного человека.

Критериальные границы выбраны в коридоре от 0 до 15 лет.    

Рассмотренные показатели оценки степени устойчивости развития муниципального образования в основном корреспондируются с принятыми в экономической науке, практике и статистике показателями. Кроме того, показатели оценки степени устойчивости предусматривают возможность их использования для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Очевидно, что с обострением экологических проблем и в ходе реализации концепции устойчивого развития, а также с введением жесткой ответственности государств за эксплуатацию ресурсов биосферы и ее ассимиляционного потенциала существенно возрастает роль и значение показателей экологичности и природоемкости производства.

Во-первых, это  показатель «ущербоемкость производства» (Уе), который определяется как отношение экономического ущерба, наносимого окружающей природной среде производством в том или ином секторе экономики или национальным (региональным) производством в целом, к соответствующему объему производства:

            (5)

где Уэкон – экономический ущерб от загрязнения природной среды в соответствующих денежных показателях;

     Vпр-ва – соответствующий объем производства (отрасли, муниципального образования, региона, экономики в целом) в денежных единицах.

Если рассматривается ущербоемкость отдельных отраслей (муниципальных образований, регионов), то в знаменателе берется объем производства в виде валовой, чистой и т.п. продукции. Если анализируется ущербоемкость на макроуровне, то в знаменателе используются показатели ВНП, ВВП, ЧНП и т.п.

Экономический ущерб от загрязнения природной среды есть денежная оценка всей совокупности натуральных ущербов, вызываемых этим загрязнением. Экономический ущерб пропорционально возрастает  с увеличением массы (объема) поступающих в природную среду вредных веществ (в виде стоков, выбросов, отходов) и зависит от степени их опасности (токсичности).

Во-вторых, это показатель «отходоемкость производства» (Ое), определяемый отношением объема образуемых отходов к соответствующему объему производства (отрасли, муниципального образования, региона, страны в целом):

            (6)

где Vотх - объем образуемых отходов, в денежных единицах.

При этом объем (масса) отходов (V отх.) может быть выражен как в денежных единицах (если возможны денежные оценки соответствующих отходов), так и в условно-натуральных или натуральных показателях. Условно-натуральные показатели позволяют суммировать натуральные объемы различных отходов, предварительно  «взвесив» эти объемы (массы) с помощью специальных коэффициентов, характеризующих степень опасности (токсичности) соответствующих отходов.

Показатель отходоемкости производства обладает широкими аналитическими возможностями. В частности, он позволяет выявить наиболее «грязные» в экологическом отношении отрасли и обосновать с этих позиций сдвиги в структурной политике.

Наибольшей отходоемкостью характеризуются такие отрасли, как черная и цветная металлургия, производство стройматериалов, химическая, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая и нефтяная промышленность. Именно меры по снижению отходоемкости в этих отраслях имеют приоритетное значение и способны принести максимальный экологический и экономический эффект.

В-третьих, это показатель «ресурсоотдача» (Ро), который возможно оценить по формуле 7:

 Ро = Q/R ,                         (7)

где Q – объем производства (на макроуровне – ВНП или ВВП);

       R – естественный капитал (природно-сырьевые ресурсы).

Представляет интерес динамика показателя ресурсоотдачи, в том числе в сравнении с динамикой производительности других факторов производства и, прежде всего, производительности труда. Следовательно, в экологической подсистеме он должен быть представлен в % к предыдущему году.

В течение всего периода индустриального развития объем вовлекаемых в производство природно-сырьевых ресурсов возрастал намного быстрее увеличения затрат труда. Ресурсоотдача объясняет это тем, что технический прогресс до настоящего времени в основном был подчинен экономии трудовых ресурсов, замещению рабочей силы машинами и оборудованием. Этой же цели служило вовлечение в производство дополнительных энергетических и материально-сырьевых ресурсов [4].

С учетом вышеизложенного предлагается следующая система показателей оценки устойчивости развития муниципального образования (табл.1).

Таблица 1

Система показателей оценки устойчивости развития муниципального образования

Показатели

Степень устойчивости

низкая

средняя

высокая

Экономическая подсистема

Индекс физического объема производства, в % к 1990г.

Ниже 40

От 40 до 80

Свыше 80

Индекс физического объема производства, в % к пред. году

Ниже 90

От 90 до 105

Свыше 105

Удельный вес убыточных предприятий, %

Выше 40

От 10 до 40

Ниже 10

Инвестиции в основной капитал, в % к пред. году

Ниже 90

От 90 до 105

Свыше 105

Уровень безработицы по методологии МОТ, %

Выше 7

От 4 до 7

Ниже 4

Уровень инфляции, %

Выше 30

От 10 до 30

Ниже 10

Финансовая подсистема

Величина доходной части бюджета, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

Ниже 90

От 90 до 105

Свыше 105

Доля регулирующих налогов, закрепленных за местными бюджетами, %

Ниже 40

От 40 до 80

Выше 80

Отношение объема заемных средств к доходам бюджета, %

Выше 15

От 15 до 5

Ниже 5

Отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к расходам бюджета, %

Выше 15

От 15 до 5

Ниже 5

Социальная подсистема

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума

Ниже 1,8

От 1,8 до 3

Свыше 3

Естественный прирост (убыль) населения в расчете на 1000 чел.

Ниже -7

От -7 до 0

Свыше 0

Индекс продолжительности жизни

Ниже 0,5

От 0,5 до 0,7

Свыше 0,7

Индекс доступности образования

Ниже 0,6

От 0,6 до 0,8

Свыше 0,8

Уровень преступности, количество преступлений на 1000 чел.

Выше 30

От 10 до 30

Ниже 10

Доля населения, проживающего на территории, имеющей официальный статус «территории природных катастроф или экологического бедствия», %

Выше 30

От 10 до 30

Ниже 10

Экологическая подсистема

Ущербоемкость производства, в % к пред. году

Ниже 90

От 90 до 105

Свыше 105

Отходоемкость производства, в % к пред. году

Ниже 90

От 90 до 105

Свыше 105

Ресурсоотдача производства, в % к пред. году

Ниже 90

От 90 до 105

Свыше 105

Предложенная система показателей использована для оценки деятельности Тюменского муниципального района,  функционирование которого оказывает значительное влияние на развитие всей Тюменской области (табл.2). Его часто называют столичным, поскольку на территории района располагается областная столица – город Тюмень. Последние несколько лет Тюменский муниципальный район входит в десятку рейтинга  городов  и районов  Тюменской области по вводу в действие жилых домов и по объему платных услуг населению во всех секторах реализации. В 2009 г. всероссийским Советом местного самоуправления проводился ежегодный  конкурс  в номинации  «Лучший муниципальный район», в котором Тюменский район признан лучшим муниципальным районом России.

Таблица 2

Динамика показателей оценки устойчивости развития Тюменского муниципального района  за 2007-2009 гг.

Показатели

Значение

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Экономическая подсистема

Индекс физического объема производства, в % к предыдущему году

-

-

112,5

Удельный вес убыточных предприятий, %

27

23,9

17

Инвестиции в основной капитал, в % к пред. году

-

123,4

127,3

Уровень безработицы, %

1,46

1,93

1,2

Уровень инфляции, %

12

13

15

Финансовая подсистема

Величина доходной части бюджета, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

108,79

139,24

64,48

Доля регулирующих налогов, закрепленных за местными бюджетами в налоговых доходах, %

43,4

47,48

43

Отношение объема заемных средств к доходам бюджета, %

0

0

0

Отношение объема расходов на обслуживание муниципального долга к расходам бюджета, %

17

13

13,9

Социальная подсистема

Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума

3,1

3,4

3,5

Естественный прирост (убыль) населения в расчете на 1000 чел.

1,46

4,9

4,4

Индекс продолжительности жизни

0,5

0,6

0,6

Уровень преступности, количество преступлений на 1000 чел.

27,7

26,9

23

Экологическая подсистема

Ущербоемкость производства, в % к пред. году

-

86,87

99,67

Отходоемкость производства, в % к пред. году

-

82

105,6

Такими направлениями могут быть: трансформация бюджетной системы, в частности  расширение налогооблагаемой базы местных бюджетов; утверждение государственных социальных стандартов в стране; повышение экономической состоятельности населения; муниципально-частное партнерство; введение единой экологической и экономической отчетности, призванной усилить эффективность и повысить организационно-технический уровень решений в контексте устойчивого развития.

Степень устойчивости Тюменского муниципального района по предложенной группе показателей за рассматриваемый период может быть оценена как средняя, что свидетельствует о необходимости повышения устойчивости развития рассматриваемого муниципального образования.

 

Список литературы

1. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Управление муниципальной экономикой : пособие для муниципальных служащих. – Новокузнецк: НФИКемГУ, 1999. – 150с.

2. Боссель Х. Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование : отчет, представленный на рассмотрение Балатонской группы / Х. Боссель; пер. с англ. Г. В. Коротаевой. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001.- 123 с.

3. Бюджетный кодекс Российской  Федерации : постатейный научно-практический комментарий (по состоянию на 15 февр. 2008 г.) / Российская Федерация, Кодексы. – М.:ФГУ «Редакция «Российской газеты», 2008. -  520с.

4. Важенина Л.В. Экономика природопользования : учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2007. – 98 с.

5. Ведута Е.Н. Экономическая безопасность РФ / Издание  Гос. Думы. М., 1997.- 16с.

6. Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны – альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. – 1997. – №1.

7. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/nationalinfo.shtml (дата обращения: 23.09.2010).

8. Официальный сайт Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН   (ИПОС СО РАН) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ipdn.ru/izdanija-instituta/bossel/literatura (дата обращения: 24.09.2010).

9. Официальный сайт Тюменского муниципального района [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.atmr.ru (дата обращения: 23.09.2010).

10. Официальный сайт Территориального органа  Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области http://www.tumstat.gks.ru/default.aspx  (дата обращения: 20.10.2010).

11. Показатели устойчивого развития: структура и методология /  пер. с англ. М. А. Святловской, Г. В. Коротаевой, А. А. Рыбинской; под общ. ред. В. Р. Цибульского. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. - 359 с.

12. Татаркин А.И. и др. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики.  Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. – 240 с.

Степень устойчивости Тюменского муниципального района по предложенной группе показателей за рассматриваемый период может быть оценена как средняя, что свидетельствует о необходимости повышения устойчивости развития рассматриваемого муниципального образования.

 

Literature

1. Baboon R.V., Mullagaleeva Z.Z. Management of Municipal Economy : A Handbook for municipal employees. - Novokuznetsk: NFIKemGU, 1999. – 150p.

2. Bossel H. Indicators for Sustainable Development: Theory, method, practical use : a report submitted to the Ballaton Group / H. Bossel, trans. from English. GV Korotaeva. - Tyumen: Izd IFSP SB RAS, 2001 .- 123 p.

3. Budget Code of the Russian Federation : an itemized scientific and practical commentary (on 15-Feb. 2008) / Russian Federation, Codes. - M.: FGI Edition Rossiyskaya Gazeta, 2008. - 520 p.

4. Vazhenina L.V. Economics of Nature : Tutorial. - Tyumen: TSOGU, 2007. - 98 p.

5. Veduta E.N. The economic security of the Russian Federation / Publication of the State Duma. M., 1997 .- 16 p.

6. Glazyev S.Y. Framework for ensuring the economic security of the country - an alternative course Reformation / / Russian Economic Journal. - 1997. - № 1.

7. Official website of the United Nations [electronic resource] - Access mode: http://www.un.org/ru/development/sustainable/nationalinfo.shtml (date accessed: 09.23.2010).

8. Official website of the Institute of Northern Development, Siberian Branch of RAS (IFSP SB RAS) [electronic resource] - Access mode: http://www.ipdn.ru/izdanija-instituta/bossel/literatura (date accessed: 24.09.2010).

9. Official website of the municipal district of the Tyumen [electronic resource] - Access mode: http://www.atmr.ru (date accessed: 09.23.2010).

10. Official site of the Territorial Department of the Federal State Statistics Service of the Tyumen region http://www.tumstat.gks.ru/default.aspx (date accessed: 10.20.2010).

11. Sustainable Development Indicators: A Framework and Methodology / Translated from English by M.A. Svyatlovskoy, G.V. Korotaeva, A.A. Rybinskaya; under gen. ed. of VR Tsibulsky. - Tyumen: Izd IFSP SB RAS, 2000. - 359 p.

12. Tatarkin A.I. and others.  Economic security of the region: the unity of theory, research methodology and practice. - Ekaterinburg: Ural. Press, 1997. - 240 p.