Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Инфраструктура инновационной деятельности: проблемы и пути решения

Шихвердиев А.П., Вишняков А.А.

 

В статье рассмотрены основные проблемы развития инфраструктуры инновационной деятельности северного региона. Проанализированы результаты исследования по проблемам организации и развития инфраструктуры инновационной деятельности в Республике Коми, проведенного Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. По результатам исследования предложены эффективные пути решения проблем развития инновационной инфраструктуры в условиях повышенных рисков Севера

In article the basic problems of development of an infrastructure of innovative activity of northern region are considered. Analyzed the results of studies on organization and development of innovation infrastructure in the Komi Republic, conducted by the Scientific Research Center of  corporate law, management and venture capital Syktyvkar State University.  By results of research effective ways of the decision of problems of development of an innovative infrastructure in the conditions of the raised risks of the North are offered

Ключевые слова: инфраструктура, инновационная деятельность, новые технологии, консалтинговые организации, производственно-технические объекты, подготовка кадров, государственное регулирование, инвестиции

Keywords: an infrastructure, the innovative activity, new technologies, the consulting organizations, manufacturing and technical objects, a professional training, state regulation, investments

 

Инновационная политика северного региона должна быть направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности на Российском Севере является создание инновационной инфраструктуры.

Как было указано в Основных направлениях развития инновационной системы на период до 2010 года, инновационная деятельность – это выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:

- создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

- создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

- применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [1].

Под инфраструктурой инновационной системы понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.

Развитие инновационной инфраструктуры предусматривает создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленных на поддержку и развитие инновационной деятельности в регионе. В зависимости от объемов спроса на инфраструктурном рынке со стороны научно-технического комплекса инфраструктурные функции могут выполнять как малые организации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализированные организации, располагающие собственной материальной и кадровой базой.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы [2].

Зарубежный опыт показывает, что инфраструктура инновационного бизнеса является реальным полем государственного и муниципального предпринимательства. В данном направлении роль власти, как «механизма запуска» в условиях северных регионов особенно значительна.

Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета совместно с Коми региональным Инновационно-технологическим центром проведено исследование по проблемам организации и развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности в Республике Коми.

В исследовании приняли участие более 50-ти компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Коми. Точки зрения экспертов легли в основу проведенного анализа проблем развития инфраструктуры инновационной деятельности и путей их решения.

Так, по мнению экспертов, в Республике Коми наиболее нуждаются в привлечении инвестиций и инновационных разработках такие сферы, как  жилищно-коммунальное хозяйство, информационные технологии, здравоохранение, промышленность, образование, сельское хозяйство, строительство, предпринимательство, транспорт, наука, государственное и муниципальное управление (см. рис.1).

Рис. 1. Сферы экономики Республики Коми, нуждающиеся в привлечении инвестиций и инновационных разработках

По мнению опрошенных, состояние науки и научных исследований в Республике Коми на данный момент развивается очень медленно (29 из 50-ти респондентов) или не развивается вообще (15 респондентов).

Сопротивляемость к инновациям и новым технологиям в Республике Коми в основном значительная (27 респондентов).

Причинами сопротивляемости к инновациям и новым технологиям являются:

- высокий уровень бюрократии в процессе принятия решений;

- малое количество разработок, готовых к коммерческой реализации;

- отсутствие интереса у администрации;

- отсутствие законодательной базы;

- недостаточное представление о выгодах диверсификации производства на уровне региона;

- высокий риск и, как следствие, отчуждение новых решений;

- краткосрочное планирование развития региона;

- достаточные поступления от сырьевых ресурсов (нефть, газ и т.п.) (см. рис.2.).

Рис. 2. Причины сопротивляемости к инновациям и новым технологиям в северном регионе

Недостаточное развитие инноваций в Республике Коми обусловлено:

- слабым финансированием;

- недостаточным вниманием и поддержкой со стороны государства;

- слаборазвитой инфраструктурой;

- отсутствием связующих звеньев между высшей школой и производством;

- низким уровнем управления предприятиями и организациями;

-  недостаточным кадровым обеспечением;

- отсутствием спроса на новые разработки (см. рис.3).

Рис. 3. Основные причины недостаточного развития инноваций в Республике Коми

По мнению экспертов, повлиять на возможность создания высокоинтеллектуальных, высокотехнологичных производств способны такие факторы, как:

- достаточное финансовое обеспечение;

- создание условий для научной деятельности;

- поддержка государства в лице Правительства Республики Коми;

- высокий интеллектуальный потенциал;

- высокий уровень корпоративного управления;

- достаточная правовая защита;

- повышение социальной ответственности бизнеса;

- обеспечение защиты прав собственности (см. рис. 4).

Рис. 4. Факторы, способные повлиять на возможность создания в Республике Коми высокоинтеллектуальных, высокотехнологичных производств

Стимулировать процессы создания инновационных производств в Республике Коми могли бы следующие меры:

- экономическое стимулирование;

- прямая государственная поддержка;

- укрепление связей с ведущими инновационными центрами;

- развитие сферы образования;

- развитие информационных технологий;

- развитие региональной науки (см. рис.5).

Рис. 5. Основные меры, которые могли бы стимулировать процессы создания инновационных производств в Республике Коми

Способствовать развитию инновационной деятельности могли бы следующие факторы:

- создание региональной программы развития инновационной инфраструктуры;

- создание пакета региональных законов, содействующих занятию инновационным бизнесом;

- создание некоммерческих фондов инвестирования в инновационную деятельность - венчурных фондов;

- популяризация коммерческого использования новых научных достижений;

- организация ярмарок высоких технологий, центров обмена (трансфера) технологиями, проведение тендеров на новые инвестиционно-привлекательные научные проекты;

- инвестирование в небольшие (пилотные), но быстрые по времени окупаемости инновационные проекты;

- проведение конференций и форумов на базе вузов с привлечением представителей высокой науки и реального производства (см. рис. 6).

Рис. 6. Наиболее существенные факторы, способствующие развитию инновационной деятельности в северном регионе

Респонденты отметили, что на практике им приходилось работать с такими объектами инновационной инфраструктуры, как кадровые структуры, консалтинговые организации (бухгалтерские, юридические, финансовые и др.), образовательные структуры, финансовые и производственно-технические структуры, информационно-аналитические объекты и  специализированные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (см. рис. 7).

Рис. 7. Объекты инновационной инфраструктуры на территории Республики Коми, с которыми сталкивались компании – респондентами

По мнению экспертов, для поддержки инновационной деятельности их организациям не хватает таких объектов инфраструктуры, как:

- производственно-технические структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и др.);

- кадровые структуры;

- консалтинговые организации (бухгалтерские, юридические, финансовые и др.);

- образовательные структуры;

- финансовые структуры;

- информационно-аналитические объекты;

- сбытовые организации;

- специализированные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (см. рис.8).

Рис. 8. Объекты инфраструктуры, которых не хватает в Республике Коми для поддержки инновационной деятельности

Было указано, что в Республике Коми следует развивать следующие консалтинговые организации:

- технологический (производственный) консалтинг;

- центры трансфера (передачи) технологий;

- консалтинг в сфере экономики и финансов;

- правовой консалтинг;

- маркетинговый консалтинг;

- консалтинг в области внешнеэкономической деятельности (см. рис. 9).

Рис. 9. Консалтинговые организации, которые следует развивать в Республике Коми

Необходимо создание следующих производственно-технических объектов инновационной инфраструктуры:

- инновационно-промышленные комплексов;

- бизнес-инкубаторов;

- инновационно-технологических центров;

- технико-внедренческих зон;

- центров коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием;

- технопарков (см. рис.10.)

Рис. 10. Производственно-технические объекты инновационной инфраструктуры, которые следует создавать в Республике Коми

Не хватает таких объектов финансовой составляющей инновационной инфраструктуры Республики Коми, как:

- бюджетные ресурсы инновационного развития;

- венчурные фонды;

- фонды прямых инвестиций (инвестиционные фонды);

- индивидуальные инвесторы (сбережения населения);

- бизнес-ангельское сообщество;

- паевые инвестиционные фонды (см. рис. 11).

Рис. 11. Объекты финансовой составляющей инновационной инфраструктуры, которых не хватает в Республике Коми

Особое внимание следует уделить таким направлениям в развитии кадровых и образовательных объектов инновационной инфраструктуры Республики Коми, как:

- подготовка кадров управленцев, аналитиков, экспертов на базе Высшей инновационной школы бизнеса;

- проведение мастер-классов по актуальным проблемам развития инновационного бизнеса;

- проведение коучингов (тренировок) на базе успешных инновационных компаний;

- повышение квалификации персонала компаний в области инноваций на базе специализированных учебных заведений;

- подготовка специалистов инновационного менеджмента на базе высших учебных учреждений;

- подбор кадров по заказу инновационно-активных организаций (см. рис. 12).

Рис. 12. Направления в развитии кадровых и образовательных объектов инновационной инфраструктуры в Республике Коми

В Республике Коми не хватает таких объектов информационной инфраструктуры, как:

- каталог (банк) инновационных проектов;

- электронная база потенциальных инвесторов и лиц, нуждающихся в высокотехнологичных инвестиционных ресурсах;

- специализированный электронный журнал;

- региональные информационные сети (см. рис. 13).

Рис. 13. Объекты информационной инфраструктуры, которых не хватает в Республике Коми

Предлагается развивать или создавать такие сбытовые объекты инновационной инфраструктуры, как:

- постоянно действующая ярмарка инновационных проектов и разработок;

- внешнеторговые объединения;

- специализированные посреднические фирмы;

- венчурные ярмарки (см. рис. 14).

Рис. 14. Сбытовые объекты инновационной инфраструктуры, которые предлагается развивать или создать в Республике Коми

Наибольший эффект, по мнению экспертов, могут дать такие формы поддержки инновационной активности организаций, как:

- содействие коммерциализации разработок;

 -предоставление материально-технической базы;

- трансфер (передача) технологий;

- предоставление гарантий;

- подготовка бизнес-плана инновационного проекта;

- обеспечение финансирования инновационной деятельности;

- мониторинг инновационного потенциала;

- маркетинговый консалтинг;

- обучение персонала;

- правовой консалтинг;

- оценка инновационной активности Вашей организации как основы для государственной поддержки;

- информационная поддержка;

- конкурс инновационных проектов Республики Коми;

- сотрудничество с отечественными и международными организациями, коллегиальными органами по вопросам развития научной и инновационной  деятельности, в том числе путем информационного обмена (см. рис. 15).

Рис. 15. Наиболее эффективные формы поддержки инновационной активности организаций

Экспертами в ходе проведения исследования сделан вывод о том, что государственное вмешательство в развитие инновационной инфраструктуры в первую очередь должно предусматривать как выполнение государством регулирующей функции на уровне законодательства, так и наличие как частных, так и государственных субъектов управления инновационным развитием (см. рис. 16).

Рис. 16. Степень государственного вмешательства в развитие инновационной инфраструктуры

На государственном и муниципальном уровне в Республике Коми должны эффективно решаться такие задачи по поддержке инновационной деятельности, как:

- создание финансовых стимулов для инвесторов, вкладывающих средства в инновационные предприятия;

- обеспечение рационального сочетания механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;

- финансовая поддержка в форме целевых грантов, а также налоговых льгот на исследования и разработки;

- содействие повышению образования в области инновационной деятельности;

- обеспечение активного развития инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;

- разработка механизмов снижения процентных ставок при кредитовании инновационных компаний;

- воспитание инновационной культуры среди предпринимателей;

- разработка приемлемых методов прогноза эффекта от инноваций;

- прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избежания двойного налогообложения в инновационные проекты;

- развитие информационной среды;

- создание правовой основы для деятельности венчурных фондов и активизация фондового рынка для обеспечения ликвидности инвестиций в инновации (см. рис. 17).

Рис. 17. Основные задачи по поддержке инновационной деятельности в Республике Коми, которые должны эффективно решаться на государственном и муниципальном уровне

К положительным результатам в развитии экономики региона приведет использование таких типов инвестиций в инновации, как:

- прямые государственные инвестиции;

- частные инвестиции через фондовые государственные структуры;

- частные инвестиции через фондовые негосударственные (самостоятельные, коммерческие) структуры;

- государственные инвестиции через фондовые негосударственные (самостоятельные, коммерческие) структуры;

- государственные инвестиции через фондовые государственные структуры (см. рис.18).

Рис. 18. Типы инвестиций в инновации, использование которых может привести к положительным результатам в развитии экономики региона

По результатам исследования, в соответствии с Рекомендациями по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации, ранее утвержденными Правительством Российской Федерации [3], авторами разработаны основные направления по совершенствованию государственной инновационной политики Республики Коми.

Главное внимание уделено вопросам развития инновационной инфраструктуры в рамках совершенствования региональной государственной инновационной политики. 

Отмечено, что основной целью инновационной политики Республики Коми должно быть увеличение научно-технического потенциала и его эффективное использование для обеспечения устойчивого социально-эконо­мического развития, улучшения качества жизни населения.

Основные задачи инновационной по­литики Республики Коми:

- формирование правовых, организацион­ных, экономических условий для осуществления научно-технической деятельности, развития на­учно-технического потенциала;

- выбор и периодическая корректировка приоритетных направлений развития науки, тех­нологий и техники Республики Коми и  концентрация ресурсов на выбранных на­правлениях;

- развитие инновационной деятельности, укрепление связей между научно-технической сферой и сферой производства;

- разработка инновационных прогнозов для региона с учетом перспектив научно-технической деятельности;

- формирование инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;

- обеспечение воспроизводства кадрового потенциала для научно-технической и инноваци­онной сферы региона, включая подготовку уп­равленческих кадров;

- повышение эффективности использования бюджетных средств в научно-технической сфере;

- повышение конкурентоспособности ор­ганизаций и предприятий научно-технической и инновационной сфер региона;

- обеспечение условий свободной конку­ренции для всех субъектов научно-технической и инновационной сфер.

Ин­струментом концентрации ресурсов региона на важнейших направлениях социального и эконо­мического развития должно стать установление приоритетных направлений инновационной и научно-технической деятельности.

Приоритеты оформляются документально в виде утвержденного перечня направлений инновационной деятельности, включая критические технологии, или в виде структуры, утвержден­ной Правительством Республики Коми.

Выделение приоритетов является основани­ем для финансовой поддержки инновационной деятельности за счет бюджетных средств Республики Коми, а также средств федерального бюджета в случае долевого финан­сирования программ и проектов.

При установлении региональных приорите­тов инновационной деятельности необходимо исходить из перспектив освоения промышлен­ностью рыночных ниш с помощью внедрения но­вых технологий, а также решения наиболее острых проблем региона (социальных, экологических).

Отбор Приоритетных направлений и Переч­ня критических технологий должен включать ста­дии: прогнозирование результатов научно-техни­ческой деятельности в регионе, анализ тенденций научно-технического прогресса, формирование предложений по региональным приоритетам, оп­ределение критериев отбора и проведение экс­пертной оценки, согласование и утверждение.

Утверждение региональных приоритетов яв­ляется основанием для формирования государ­ственного заказа на исследования и разработки, на поддержку инновационной деятельности, на при­менение других мер государственной поддержки.

Методы государственного регулирования инновационной деятельности должны учитывать специфику этой сферы, заключающую­ся в том, что она одновременно является сферой производства и социальной сферой. Входящие в состав научного комплекса организации могут производить товарную продукцию, способную найти покупателей на рынках, и могут произво­дить знания, не поддающиеся коммерциализации. Кроме того, уже само развитие научно-технического комплекса представляет для общества цен­ность. Государство должно строить отношения с организациями научно-технического комплекса с учетом указанных особенностей. Это означает не­обходимость сочетания рыночных и администра­тивных методов регулирования в данной сфере:

- создание и поддержание конкурентной среды, предупреждение образования монополий ведущих организаций;

- целенаправленное формирование рынка научных услуг и рынка наукоемкой продукции, содействие образованию недостающих элемен­тов рынка;

- поддержание устойчивого спроса на ус­луги научных организаций со стороны государ­ства, стабильного бюджетного финансирования научных учреждений некоммерческого типа;

- привлечение научных организаций реги­она и представителей научной общественности к решению задач государственного регулирования (разработка научно-технических программ, про­грамм социального и экономического развития, выработка приоритетных для региона направле­ний научно-технической деятельности, формиро­вание и реализация государственной научно-технической политики, выполнение заказов адми­нистрации).

Инновационная деятельность имеет особенности, в силу которых она слабее поддает­ся рыночному регулированию и нуждается в го­сударственной поддержке. Рассмотрим эти особенности:

- отдаленность и неопределенность ре­зультатов реализации конкретных проектов;

- трудность сохранения исключительных прав собственности на получаемые научные ре­зультаты;

- неотделимость во многих случаях науч­ного результата от его создателей, необходимость сопровождения инновационных проектов.

Эти особенности снижают инвестиционную привлекательность научно-технической сферы и вынуждают государство дополнять рыночные ме­ханизмы государственными. В то же время в дол­госрочной перспективе именно вложения в науч­но-техническую сферу определяют устойчивость и темпы развития. Наиболее полное предвидение ожидаемых результатов может быть обеспечено при разработке долгосрочной политики в облас­ти научно-технической деятельности, образова­ния и инновационной деятельности при участии представителей государства, научной обществен­ности и предпринимательских кругов.

Необходимо предусматривать финансирова­ние из бюджета Республики Коми, региональных научно-технических программ, включающих исследования фундаментального и прикладного характера, инновационную деятельность на пред- конкурентной стадии, использовать косвенные методы поддержки научно-технической и иннова­ционной деятельности. За счет бюджетных средств федерации и Республики Коми своевременно финансировать содержание уникального научного оборудования, стимулируя в то же время его ком­мерческое использование.

Важнейшим механизмом реализации регио­нальной инновационной политики является государственный заказ, реализуемый в виде:

- региональных научно-технических целе­вых программ;

- важнейших инновационных проектов ре­гионального значения;

- регионального заказа на прикладные исследования и научно-техническую продук­цию;

- создания объектов инфраструктуры науч­но-технической и инновационной деятельности.

В распоряжении Правительства Республики Коми имеется возможность воздействовать на планы исследований бюджетных научных организаций.

Резервирование доли регионального заказа для малого предпринимательства способствует формированию субконтрактных отношений в на­учно-технической и инновационной сферах.

Финансирование важнейших инновацион­ных проектов регионального значения должно осуществляться на конкурсной основе с обяза­тельным проведением экспертной оценки. Основ­ным критерием отбора таких проектов должна быть предполагаемая бюджетная и научно-техни­ческая эффективность.

Недостаточная привлекательность инновационных проектов для инвесторов может быть компенсирована с помощью специализирован­ных финансовых организаций. Стимулирование спроса на научно-технические услуги предполагает участие государства в их оплате соответ­ственно ожидаемой эффективности этих услуг в перспективе.

То обстоятельство, что инновационная деятельность является ценной компонентой социальной жизни в регионе, долж­но учитываться при планировании государствен­ной научно-технической политики. В связи с этим в некоторых случаях меры поддержки научно-технического комплекса должны быть отражены как социальные (расходные) мероприятия в ре­гиональных программах развития и в принимае­мых годовых бюджетах.

Инновационная политика Республики Коми направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономи­ческого роста региона. Следует исходить из перспективы перехода от отдельных мер поддержки инновационной деятельности к созданию регио­нальной инновационной системы. Создание инновационной системы предполагает:

- формирование региональной инноваци­онной стратегии, включая межведомственные и межрегиональные стратегии;

- создание благоприятной экономической и правовой среды для инновационной деятельности;

- создание условий для привлечения в регион инвестиций и предприятий;

- формирование инфраструктуры иннова­ционной деятельности;

- разработку механизмов мониторинга ин­новационной деятельности;

- развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;

- совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок.

Создание благоприятной правовой среды включает, прежде всего, задачу формирования правовой базы, регулирующей и стимулирующей научную, научно-техническую и инновационную деятельность.

Эта задача может быть решена путем использования бюджетных и налоговых полномочий Республики Коми, предусмотренных Бюджетным и Налого­вым кодексами Российской Федерации, а также решениями органов власти Республики Коми о финансировании научно-техничес­кой деятельности за счет средств бюджета Республики Коми и мерами защиты собственности в научно-технической и иннова­ционной деятельности.

Развитие инновационной инфраструктуры предусматривает создание сети организаций, ока­зывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг, направленных на поддержку и развитие инновационной дея­тельности в регионе. В зависимости от объемов спроса на инфраструктурные услуги со стороны научно-технического комплекса инфраструктур­ные функции могут выполнять как малые органи­зации, созданные на базе действующих научных и образовательных учреждений, так и специализи­рованные организации, располагающие собствен­ной материальной и кадровой базой.

Создание региональной инновационной инфраструктуры активно ведется с начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили такие организационные формы, как научно-техно­логические парки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры. Создание этих центров при поддержке федерального бюджета помогло формированию материальной основы инфраструктуры региональной инновационной системы. В этой связи целесообразно использо­вание опыта создания инфраструктуры регионов России, где концентрация научно-технических комплексов наиболее высока.

Существенным недостатком действующей региональной инновационной инфраструктуры является также неспособность в большинстве случаев работать самостоятельно, без бюджетной поддержки, что обусловлено как недостаточной подготовкой менеджмента, так и неразвитым спросом на научно-технические ус­луги и инновации.

Все это обусловливает необходимость раз­работки и реализации нового подхода к инфраст­руктурному обеспечению научно-технической и инновационной деятельности. Его главное отли­чие состоит в том, что вместо разрозненного со­здания на местах отдельных инфраструктурных элементов должно идти построение рыночно ориентированных инфраструктурных комплек­сов. При этом рыночная ориентация комплекса будет определяться его способностью обеспечи­вать выполнение всех своих функций в условиях современной экономики и возможностями быст­рой адаптации к изменениям спроса на инфраструктурные услуги по объему, составу и качеству.

Из общих принципов формирования инно­вационной инфраструктуры Республики Коми необходимо выделить следующие:

- инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер, оказывать услуги на всех этапах инновационного процесса;

- организации инновационной инфраст­руктуры должны координировать свои действия при оказании услуг (работать не как отдельные организации, а как единый механизм), а также взаимодействовать для обмена опытом с анало­гичными организациями из других субъектов Рос­сийской Федерации;

- при формировании инфраструктуры не­обходимо опираться на отечественный и зару­бежный опыт.

По стоимости создания, необходимым для этого ресурсам и времени, инфраструктура долж­на быть адекватной реально имеющемуся научно-техническому, производственному и образова­тельному потенциалу. При этом следует иметь в виду, что в связи с ограниченностью бюджетных и иных средств немедленное создание инноваци­онной инфраструктуры, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, невозможно. Поэтому необхо­димо прежде всего создать основы комплексной инфраструктуры, обеспечить выполнение всего набора инфраструктурных услуг, а также создать условия и предпосылки для ее саморазвития, в том числе за счет привлечения средств частных инвесторов.

В некоторых случаях целесообразно созда­вать отдельные организации инфраструктуры на межрегиональном уровне или на уровне федерального округа.

На начальном этапе формирования иннова­ционной инфраструктуры необходимо провести инвентаризацию уже действующих организаций инфраструктуры и выявить эффективно работаю­щие организации (необходимо сохранять и ук­реплять сложившиеся ранее и эффективно рабо­тающие системы и организационные элементы инфраструктуры с устранением существующих в их деятельности недостатков и создавать вновь только ее отсутствующие элементы).

Необходимо отказаться от бюджетной или иной поддержки организаций инновационной ин­фраструктуры, работающих бесприбыльно (боль­шинство организаций не могут работать самосто­ятельно, без бюджетной поддержки, в связи с чем сложно определить эффективность и целесооб­разность их работы на рынке).

Бюджетную поддержку необходимо осуществлять в трех случаях:

- при расширении деятельности эффектив­но работающих организаций инфраструктуры;

- при создании новых организаций, но лишь на начальном этапе их работы, а в дальней­шем они должны стать прибыльными;

- если в силу объективных причин в субъ­екте Российской Федерации не удается создать прибыльно работающую организацию инфра­структуры, а ее наличие является необходимым для формирования комплексной инфраструктуры субъекта Российской Федерации и работы этой инфраструктуры как единого механизма.

Бюджетная или иная поддержка вновь создаваемых организаций должна осуществлять­ся исключительно на конкурсной основе вне за­висимости от формы бюджетных расходов (суб­венций, субсидий и др.).

Организации инновационной инфраструктуры в процессе своей работы должны ориентироваться на привлечение средств из внебюджетных источников (привлечение частных инвесторов в уставной капитал в качестве учредителей, акционеров и т.д. и другие формы).

Новые организации инновационной инфра­структуры могут создаваться как коммерческие или некоммерческие организации различных ор­ганизационно-правовых форм в зависимости от направлений и форм их дальнейшей работы. Однако в данном случае необходимо иметь в виду, что привлечение средств из частных источников возможно, прежде всего, в коммерческую орга­низацию (некоммерческая организация не имеет права распределять прибыль среди учредителей). Также необходимо отметить, что коммерческие или некоммерческие организации различных организационно-правовых форм в зависимости от направлений и форм их дальнейшей работы. Однако в данном случае необходимо иметь в виду, что привлечение средств из частных источников возможно, прежде всего, в коммерческую организацию (некоммерческая организация не имеет права распределять прибыль среди учредителей). Также необходимо отметить, что коммерческие организации по действующему законодательству имеют, как правило, больше возможностей для ведения предпринимательской деятельности (меньше ограничений).

Для решения указанных выше вопросов развития инновационной сферы региона целесообразно разработать Межве­домственную программу развития инновационной деятельности в Республике Коми.

Особое внимание следует уделить инфраструктурным системам поддержки инновационной и научно-технической деятельности.

В рыночных условиях для организации связи научно-технических исследований с произ­водством значение формирования инфраструктуры научно-технической и инновационной дея­тельности особенно велико. Наличие сферы услуг для организаций, занятых исследованиями и разработками, предоставляет возможность ком­мерциализации собственных разработок. Для организаций, занятых инновационной деятель­ностью, наличие инфраструктурных организаций позволяет вести работы малой численностью, компенсировать отсутствие многих компонентов, необходимых для успешной работы, приобрете­нием услуг специализированных организаций.

По типу предоставляемых инфраструктур­ных услуг можно выделить следующие взаимос­вязанные системы:

а). Система информационного обеспечения научно-технической и инновационной де­ятельности.

Система должна представлять возможности доступа к составляющим ее базам, банкам дан­ных и другим информационным ресурсам на различных условиях, в том числе коммерческих, для всех заинтересованных организаций различных организационно-правовых форм и форм собст­венности. Потребители получают информацию о рынке научных услуг, рынке инновационных про­дуктов и проектов, о потребностях экономики. Во многих субъектах Российской Федерации работа по созданию информационных сетей организована. Органы власти должны использовать ин­формационные ресурсы для оценки потенциала научно-технического комплекса, инвентаризации результатов научной деятельности, в работе по установлению приоритетных направлений науч­но-технической деятельности и критических тех­нологий. Следует иметь в виду, что создание ин­формационных баз данных требует значительных средств и времени, поэтому целесообразно держать под контролем методологию их создания для того, чтобы впоследствии не оказалось, что базы данных отдельных регионов и отдельных организаций не совместимы между собой. Наи­более эффективно планировать эту деятельность на уровне федеральных округов.

6). Система экспертизы научно-технических и инновационных программ и проектов.

Интенсификация использования научных результатов в экономике требует формирования рынков научных услуг. Если ранее движение на­учных продуктов в основном происходило в рамках вертикально организованной экономики, где качество прикладных исследований контро­лировалось административными методами, то при переходе к рыночной системе отношений и к коммерциализации научной продукции необхо­дима система сертификации качества научно-технической продукции. Формирование системы контроля качества научно-технических услуг яв­ляется необходимым условием деятельности рынка научных услуг. По этой причине создание в регионах института независимой экспертизы научной продукции является важной составной частью инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности.

Экспертиза научной продукции является обязательным элементом конкурсного отбора проектов и исполнителей научных исследований и разработок.

в). Система финансово-экономического обеспечения инноваци­онной и научно-технической деятельности.

Система финансирования научно-техниче­ской деятельности состоит из двух блоков: вне­рыночного и рыночного. Внерыночный блок сис­темы финансирования научных организаций включает бюджетное финансирование государ­ственных научных учреждений и внутрипроизвод­ственное финансирование научных исследований и разработок. Рыночный блок включает свобод­ное приобретение рыночных услуг на договорной основе как агентами рынка, так и государственны­ми организациями и органами власти, приобрета­ющими услуги научных организаций за счет бюд­жетных средств.

Задача органов власти Республики Коми состоит как в совершенствовании механизма государственных закупок научно-технических услуг, так и в форми­ровании рынка научных услуг. Создание системы финансового обеспечения рынка научных услуг означает решение двух задач: стимулирование платежеспособного спроса на научные услуги (привлечение внебюджетных средств) и создание специализированных организаций, предоставляю­щих финансовые ресурсы покупателям (кредиты). Помимо формальных мер создания специализиро­ванных фондов важно создание благоприятной ат­мосферы сотрудничества между научным сообще­ством и предпринимателями.

г). Система производственно-технологи­ческой поддержки.

Система производственно-технологической поддержки научно-технической деятельности со­здается как в целях поддержки собственно сферы научных исследований и разработок, так и в целях организации опытного производства. В настоящее время во многих регионах препятствием для ком­мерциализации технологий и для расширения ин­новационной деятельности является недостаточ­ное развитие сферы опытного производства.

Задача органов власти Республики Коми состоит в своевременном развитии производственно-тех­нологической сферы для обеспечения инноваци­онной деятельности и организации материально-технического обеспечения научно-технической деятельности.

Элементами системы являются лизинговые организации, технопарки, объединения по сов­местному использованию дорогостоящего науч­ного оборудования.

д). Система сертификации наукоемкой продукции.

Система должна обеспечивать контроль и оценку качества такой продукции на основании федерального законодательства о техническом регулировании, удостоверять соответствие про­дукции нормативно установленным требованиям и техническим условиям, предоставлять осваива­ющим и производящим данную продукцию орга­низациям широкий спектр услуг в области метро­логии, стандартизации и т.п. Сертификация про­дукции является необходимым условием продви­жения наукоемкой продукции на внешние рынки. Она включает экспертизу потребительских свойств продукции, удостоверяет соответствие продукции требованиям рынков предстоящей реализации продукции.

е). Система продвижения на рынок науч­но-технических разработок и наукоемкой про­дукции.

Система призвана решать двуединую зада­чу - обеспечивать занятие и последовательное расширение на рынке определенного сегмента («ниши») для создаваемых разработок и продук­ции при одновременном сохранении и эффектив­ной охране всех связанных с ними прав и выгод за владельцами этих разработок и производителями продукции. Она будет включать в себя маркетинг, рекламную и выставочную деятельность, патент­но-лицензионную работу и т.д. В распоряжении органов власти инструменты продвижения: пре­доставление выставочных площадей, организа­ция презентаций, поддержка специализирован­ных изданий, организация взаимодействия по­тенциальных потребителей с производителями продукции, создание специализированных орга­низаций по предоставлению информации об ин­новациях.

ж).          Система координации и регулирова­ния развития научно-технической и инноваци­онной деятельности.

Такая система обеспечивает влияние с по­мощью экономических рычагов и информационно­го воздействия на эффективность осуществления данной деятельности. Она включает организацион­ную структуру в виде специализированных подраз­делений в Правительстве Республики Коми, научно-координационных центров, ре­гиональных научных советов.

Система может быть дополнена специализи­рованными печатными изданиями, организацией конкурсных механизмов. Регулирование осущест­вляется формированием регионального заказа на научные исследования и разработки, формирова­нием региональных научно-технических про­грамм, созданием и реализацией целевых научно- технических программ.

Каждая из перечисленных систем, входя­щих в инфраструктурный комплекс научно-технической и инновационной деятельности, должна иметь механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные элементы в виде специализированных или многофункцио­нальных организаций, которые будут обеспечи­вать работу данных механизмов.

Принципиально важным моментом является то, что создаваемый инфраструктурный комплекс станет основой специфической отрасли общего пользования, обслуживающей научно-техничес­кую и инновационную деятельность всех субъек­тов научно-технической деятельности, независи­мо от формы собственности или ведомственной подчиненности.

Формирование инфраструктуры Республики Коми необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с инфраструктурами других регионов в рамках Северо-Западного федерального округа и страны в целом. Региональная инфраструктура должна рассматриваться как составная часть общей инф­раструктуры для нужд национальной инноваци­онной системы.

Необходимым условием успешного развития научной, научно-технической и инновационной де­ятельности в регионе является также региональная поддержка территориальных образований с высо­кой концентрацией научно-технического, промыш­ленного и образовательного потенциала (гг. Сыктывкар, Ухта, Воркута, Усинск, Печора, Вуктыл).

Данные образования должны стать «точка­ми роста», территориями «опережающего иннова­ционного развития», одной из важнейших состав­ляющих региональной инновационной системы.

Важнейшее значение имеет система совершенствования и развития кадрового потенциала научно-технической и инновационной сфер, содействия интеграции науки и образования.

Формирование качественно нового кадрового потенциала научно-технического комплекса явля­ется одним из основных факторов устойчивого раз­вития инновационного и научно-технического потенциала Республики Коми.

В настоящее время сложилось противоре­чие между существующей системой подготовки кадров для научно-технической и инновацион­ной сфер и требованиями, предъявляемыми из­менившимися условиями развития экономики.

Для обеспечения поступательного развития государства необходимо формирование принципи­ально нового уровня научной, технической, эконо­мической, управленческой, гуманитарной, инфор­мационной, экологической подготовки кадров. Необходимо готовить специалистов, способных к самообучению и саморазвитию, готовых самостоя­тельно решать поисковые задачи, формирующих развитие инновационной экономики в логической цепочке создания новых знаний, трансформации их в высокие технологии для организации произ­водства конкурентоспособной наукоемкой продук­ции и продвижения ее на рынок.

Однако дальнейшее развитие системы под­готовки кадров для научно-технической и инно­вационной сфер не может опираться исключи­тельно на вузовский потенциал. Нужны новые интеграционные формы, объединяющие возмож­ности научных, производственных и образова­тельных структур. В качестве одного из перспек­тивных направлений в подготовке кадров нового типа рассматривается объединение образования с наукой.

Значительное внимание следует уделять процессам интеграции фундаментальной науки и образования, а также межрегиональным связям в области образования.

Создание единой системы образования, на­уки и наукоемкого производства ориентировано на совершенствование подготовки кадров, фор­мирование на этой основе фундаментальных и прикладных исследований, направленных на ре­шение научно-технологических проблем развития региона, включая развитие наукоемкого произ­водства и различные формы инновационного предпринимательства (в том числе малого и сред­него).

Основные направления подготовки кадров должны, с одной стороны, определяться потреб­ностями рынка, с другой стороны, учитывать ре­гиональные приоритеты развития науки, техники и технологий.

Комплексное решение проблемы кадров для инновационного развития требует также ор­ганизации переподготовки специалистов с уче­том потребностей развивающейся экономики.

Необходимо формирование государствен­ных целевых программ подготовки кадров для на­учно-технической и инновационной деятельности.

В соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 г. Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета принимается участие в создании Технологической платформы на базе вуза для последующего включения в Федеральный перечень.

Под Технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития [4].

Вузы обладают необходимым потенциалом в области организации взаимодействия бизнеса и науки в вопросах научно-технологического развития, поэтому создание технологической платформы позволит решить ряд проблем развитии инфраструктуры инновационной деятельности в регионе, в частности:

- усилить влияние потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;

- выявить новые научно-технологические возможности модернизации существующих секторов и осуществлять формирование новых секторов экономики Республики Коми;

- определить принципиальные направления совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий;

- стимулировать инновации, осуществлять поддержку научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики;

- обеспечить расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнерств в инновационной сфере;

- совершенствовать нормативно-правовое регулирование в области научного, научно-технического и инновационного развития.

 

Список литературы

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года / Утв. письмом Правительства РФ от 05.08.2005 г. № 2473п-П7.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 38-р.

3. Рекомендации по разработке государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации // Наука Москвы и регионов. - 2004. - № 1. – С.15-27.

4. Порядок формирования Перечня Технологических платформ / Утв. Решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010 г., протокол № 4.

 

Literature

1. The basic directions of a policy of the Russian Federation in the field of development of innovative system for the period till 2010. Approved by the letter of the Government of the Russian Federation from 08.10.2008 № 2473p-P7.

2. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020. Approved by the order of the Government of the Russian Federation from 06.10.2008  № 38-p.

3. Recommendations about working out of the state scientific and technical policy of subjects of the Russian Federation//The Science of Moscow and regions. 2004. № 1. – P.15-27.

4. An order of formation of the List of Technological platforms. Approved by the decision of the Governmental commission on high technologies and innovations from 03.08.2010,   the report № 4.