Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

БУДУЩЕЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ

Иванов В.А.

 

В статье рассматриваются возможные сценарии развития аграрного сектора районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при различных вариантах внешних факторов и условий. Выявлены перспективные формы хозяйствования в северной деревне. Продолжены основные мероприятия по стабилизации и развитию сельского хозяйства региона.

In article are considered possible scenarios of development of agriculture sector of regions of the Far North and the districts equal to them at different variants of external factors and conditions. Perspective forms of managing in northern village are revealed. The basic actions for stabilization and development of agriculture of region are continued.

Ключевые слова: сельское хозяйство, зона Севера, социальные типы хозяйств, сценарии развития, направления социально-экономического развития отрасли.

Keywords: agriculture, the North zone, social types of economy, scenarios of development, a direction of social economic development of branch.

 

Сценарии развития аграрного сектора в посткризисный период

В связи с трудными природными и экономическими условиями развития сельского хозяйства для зоны Севера неприемлем принцип самообеспечения продовольствием, однако производство основных продуктов питания, для которых имеются благоприятные условия, являются в обозримой перспективе необходимостью. При научном обосновании перспектив развития аграрного сектора на северных территориях необходимо учитывать:

  • социально-демографическую и экономическую ситуацию на селе, склонность крестьян к коллективной работе и проживанию в совместных поселениях;

  • не только затраты на продукцию местного производства, но и транспортные расходы и качество привозной продукции;

  • агроприродный и экономический потенциалы, позволяющие наращивать производство экологической продукции;

  • сложившуюся в стране и мире продовольственную ситуацию и необходимость в зоне Севера производства определенных объемов продуктов питания, особенно продукции животноводства;

  • приоритетность специализации на традиционных видах деятельности и производстве малотранспортабельной и скоропортящейся продукции.

При прогнозировании посткризисного развития необходимо учитывать, что, несмотря на предпринимаемые в последние годы меры, аграрный сектор не преодолел негативных рыночных преобразований 1990-х годов, о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Прогнозируя развитие аграрного сектора, следует ответить на вопрос: какому социальному типу хозяйств отдать предпочтение (сельхозорганизациям, фермерским хозяйствам, хозяйствам населения)?

При решении вопросов о перспективных формах хозяйствования в северной деревне важно учитывать более выраженную склонность сельских тружеников к коллективному труду. Здесь они рассчитывают на поддержку коллектива в трудную минуту, на помощь в ведении личного подсобного хозяйства, видят гарантированное место работы. К тому же советский период внес свою лепту в формирование сельского уклада жизни, основанного на работе крестьян в коллективных хозяйствах. Поэтому необходимо восстановить средне- и крупнотоварное сельскохозяйственное производство, интегрированное с перерабатывающей промышленностью, которое должно составить основу аграрной экономики. К сожалению, за годы реформ коллективные хозяйства распались, были разукрупнены, а сохранившиеся резко сократили объемы и долю производства сельхозпродукции, об этом наглядно свидетельствуют данные по Республике Коми (табл. 2).  

Таблица 1

Основные показатели сельского хозяйства районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за 1998-2007 гг.

Показатель

1998 г.

2000 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2007 г.

к 1998 г., %

Посевные площади, тыс.га

 

 

 

 

 

 

зерновые

250,5

220,5

127,0

112,4

100,2

40

картофель

136,1

136,7

126,3

121,0

112,5

83

   овощи

22,4

24,3

23,3

23,0

21,2

95

Поголовье животных, тыс. гол.

 

 

 

 

 

 

                  крупный рогатый скот

1077,5

999,4

747,1

740,6

746,7

69

в том числе    коровы

495,0

449,2

330,7

324,6

326,0

66

                        свиньи

312,1

322,6

221,3

247,9

265,5

85

                        олени

1356,8

1196,4

1297,9

1441,0

1458,8

108

Производство продукции, тыс. т

 

 

 

 

 

 

зерно

189,4

216,4

114,4

92,6

101,5

54

картофель

1720,9

1748,9

1683,8

1618,9

1320,7

77

овощи

408,4

465,6

526,9

508,7

473,7

116

в том числе закрытого грунта

71,6

79,6

78,7

69,1

67,1

94

мясо (уб. вес)

149,8

126,9

116,3

117,1

118,3

79

молоко

973,9

957,9

816,3

801,0

800,8

82

Улов рыбы и добыча других морепродуктов, тыс. т

2323,3

 

2060,2

1548,5

2165,0

2268,1

98

Источник: Основные экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 1998-2007 гг.

 

В основу аграрной реформы 90-х годов ХХ в. была положена никем и нигде не исследованная революционная идея о приватизации госпредприятий (совхозов) и резкого снижения доли госсектора. На Севере до начала нынешних реформ имело место наибольшее огосударствление аграрных отношений. В начале 70-х годов ХХ в. здесь преобладали государственные аграрные предприятия. В рыночных отношениях этот уклад в районах Севера должен получить широкое распространение в производстве цельномолочной продукции, яиц, мясных цыплят, овощей защищенного грунта, оленины. Они функционируют в качестве унитарных предприятий, поэтому им обеспечивается безубыточная работа путем выплаты дотаций и поставок ресурсов на льготных условиях.

В предлагаемом нами законе «О государственном сельскохозяйственном предприятии» необходимо предусмотреть запрет приватизации таких организаций без согласия трудовых коллективов. Функционируя в наиболее фондоемких отраслях, госпредприятия обеспечивают занятость значительной части сельских жителей, предоставляя им социальные гарантии, расширяют налогооблагаемую базу. При их сохранении нет необходимости передавать социальную сферу местным органам управления. Кроме того, в госпредприятиях  при использовании административного ресурса можно активизировать инновационную деятельность.

Таблица 2

Динамика показателей деятельности сельскохозяйственных организаций Республики Коми за 1990-2008 гг.

Показатель

1990г.

1995г.

2000г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Число сельхозорганизаций

69

88

115

75

74

73

43

Среднегодовая численность работников, тыс. чел.

29,5

24,7

19,8

8,6

7,5

7,2

6,0

Сельхозугодия, тыс. га

338,5

285,7

256,6

184,7

169,4

143,8

128,3

Посевная площадь с.-х. культур, тыс. га

94,1

85,5

68,3

43,8

38,6

35,3

34,2

Поголовье скота птицы (на конец года), тыс. гол.

 

 

 

 

 

 

 

крупный рогатый скот

155,2

101,6

59,1

25,5

24,0

22,9

21,8

в том числе коровы

61,0

40,1

24,5

11,8

11,0

10,3

10.1

                     свиньи

86,4

49,6

15,3

16,8

17,1

18.9

17,3

                     лошади

7,6

5,0

3,0

1,1

0,9

0,7

0,5

                     олени

102,3

92,0

76,0

66,5

61,0

60,5

64,8

                     птица

3609

2080

1470

1496

1591

1801

1820

Производство продукции, тыс. т

 

 

 

 

 

 

 

картофель

53,7

34,0

26,3

11,3

10,8

3,7

4,9

овощи

18,7

16,4

12,1

5.4

5,3

4,3

4,7

скот и птица на убой

30,4

12,8

7,8

10,5

12,4

12,2

13,6

молоко

175,1

90,6

53,0

35,8

35,8

33,0

29,9

яйца, млн. шт.

356,9

185,6

170,6

174,7

181,9

168,4

171,9

Рентабельность, убыточность (-) всей хозяйственной деятельности (с учетом дотаций и компенсаций затрат из бюджета), %

38,4

-4,0

-0,9

5,4

8,1

8,0

15,8

посевной площади всех сельхозкультур, га

1021

743

561

480

455

376

596

крупного рогатого скота, гол.

1694

969

481

323

311

307

401

в том числе коров

661

376

199

150

141

133

182

свиней, гол.

555

299

80

168

169

199

311

Доля сельхозорганизаций в производстве продукции сельского хозяйства, %

80,1

53,0

48,5

45,6

48,4

56,5

57,6

в том числе

 

 

 

 

 

 

 

растениеводства

17,3

27,7

26,3

17,3

15,5

13,5

13,2

животноводства

82,7

72,3

73,7

82,7

84,5

86,5

86,8

Источник: Сельское хозяйство в Республике коми. 2009: стат. сб. / Комистат.- Сыктывкар, 2009.- С. 27,125.

Необходимо разработать и осуществить целостную стратегию развития госпредприятий, учитывая важность государственного сектора в аграрном секторе Севера. Она должна включать бизнес-планирование, эффективную кадровую, инновационно-инвестиционную и маркетинговую политику, контроль над деятельностью руководителей предприятий.

Наиболее хорошую устойчивость в период рыночных преобразований показали хозяйства населения, которые оказались более приспособленными к рынку, практически без всякой поддержки государства в условиях кризиса наращивали производство продукции. В настоящее время абсолютное их большинство относится к потребительскому типу. По данным сельхозпереписи 2006 г., лишь 15% хозяйств населения региона занимались разведением крупного рогатого скота. Излишки произведенного мяса реализовали только 2,0% хозяйств, а молока – 2,6%.

В силу сокращения сельских домохозяйств, ухудшения демографической ситуации на селе, постарения сельского населения и снижения в нем доли дееспособных лиц, низкой эффективности производства, базирующегося на ручном малоквалифицированном физическом труде, не следует в качестве основы формирования продовольственного фонда основной упор делать на личные хозяйства граждан. В настоящее время хозяйства населения имеют ограниченные возможности осваивать средства комплексной механизации, рационально использовать технику в течение года, а затраты на техническое оснащение в расчете на единицу земельной площади значительно выше, чем в сельхозорганизациях.  

Фермерский уклад в среднесрочной перспективе в большинстве субъектов Севера на получит существенного развития. Становление крестьянского (фермерского) хозяйства требует больших инвестиций для создания материальной базы и инфраструктуры, много времени, компетентности работы в условиях рынка.

Будущее сельского хозяйства на северных территориях представлено в виде сценариев: базового (инерционного), оптимистического и пессимистического (табл.3). При всех вариантах прогноза необходимо учитывать продолжающийся в настоящее время системный кризис аграрного сектора Севера.

Функционирование отрасли по тому или иному сценарию будет зависеть от факторов и условий, влияющих на устойчивость сельхозорганизаций и хозяйств. При базовом и особенно при пессимистическом сценарии будут преобладать негативные внешние факторы и условия.

Сложившаяся в настоящее время внешняя среда характеризуется:

  • тенденцией сокращения государственной собственности;

  • неэквивалентным межотраслевым обменом, что привело к усилению диспаритета цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией;

  • глубоким спадом инновационно-инвестиционной активности, приведшим к деградации производственного потенциала, а также производственной и социальной инфраструктуры;

  • ухудшением финансового положения сельхозорганизаций и хозяйств, нарастанием неплатежей, снижением рентабельности;

  • неотлаженностью ценовой и налоговой политики, недоступностью кредита, монополизмом заготовительных, перерабатывающих и торговых организаций, низкой господдержкой, неразвитостью производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, вытеснением местных сельхозпроизводителей с продовольственных рынков;

  • низким уровнем социальных гарантий и снижением платежеспособного спроса населения;

  • экономически и социально несправедливой оценкой сельскохозяйственного труда, отсутствием госрегулирования уровня оплаты труда и контроля за закупками сельхозпродукции и ценообразованием на нее.

Базовый сценарий предполагает сохранение сложившихся в последние годы темпов изменения показателей сельского хозяйства, уровня господдержки отрасли, условий межотраслевого обмена в АПК, доступа организаций и хозяйств на финансовые рынки, ценовой и налоговой политики, относительно низких инвестиционных возможностей обновления производственного потенциала. В данном варианте рост производства сельхозпродукции будет наблюдаться в пригородных, а ее сокращение в периферийных районах.

Таблица 3

 Варианты прогноза экономического состояния сельского хозяйства Севера в посткризисный период

Сценарий развития

Тип воспроизводства

Структурные изменения и экономические результаты

Базовый

(инерционный)

Суженное воспроизводство

  Уменьшение численности сельхозорганизаций, фермерских и личных хозяйств.

  Рост производства продукции птицеводства, свиноводства, рыболовства в ближайшей перспективе. Стабилизация или несущественный рост объемов производства молока, говядины, продукции оленеводства.

  Отток квалифицированных кадров из отрасли.

  Низкая доходность сельскохозяйственной деятельности.

Оптимистический

Расширенное воспроизводство

 Увеличение безжизненного пространства в периферийных районах.

 Сформируется многоукладная аграрная экономика.

Рост производства продукции в коллективных и фермерских хозяйствах, увеличение их доли в формировании продовольственного фонда. Увеличение темпов прироста продукции, особенно скотоводства и оленеводства.

Повышение квалификации сельскохозяйственных кадров и снижение их текучести.

  Рост доходов от сельхоздеятельности.

Пессимистический

Спад производства, рост безработицы, банкротство организаций и фермерских хозяйств

  Ликвидация коллективных хозяйств в глубинных районах. Уменьшение количества фермерских и личных подсобных хозяйств. Деградация производственного потенциала. Выбытие сельхозземель из оборота. Сокращение поголовья крупного рогатого скота. Отток из села кадров. Снижение уровня производства сельхозпродукции, прежде всего молока и говядины. Убыточность продукции скотоводства и оленеводства.

Сокращение обжитых сельских территорий.

 

Для оптимистического сценария будут характерны активная протекционистская политика государства; прирост инвестиций, направленных на повышение почвенного плодородия, обновление производственного потенциала; привлечение в отрасль квалифицированных кадров;  развитие производственной инфраструктуры, существенное улучшение социально-бытовых условий жизни на селе. Этот вариант основан на инновационном развитии аграрного сектора.

При пессимистическом сценарии действие отрицательных факторов и условий обострит многочисленные проблемы в аграрном секторе Севера. Если сохранится диспаритет цен на сельхозпродукцию и средства производства, поставляемые селу, монополия I и II сфер АПК, снизится уровень господдержки отрасли, будет затруднен доступ крестьян к финансовым рынкам, то произойдет снижение уровня доходов сельхозтоваропроизводителей, деградация производственного потенциала, отток из села кадров, сокращение производства картофеля, овощей, молочной продукции и говядины. На селе сохранится дальнейшее ухудшение демографической ситуации. И, как следствие, уменьшится обжитая сельская территория.

Наиболее приемлемым сценарием посткризисного развития сельского хозяйства Севера является оптимистический вариант, обеспечивающий инновационный тип воспроизводства. Для его осуществления необходимо прежде всего преодолеть отрицательные последствия резкого перехода отрасли к рыночным отношениям с использованием монетаристских подходов, сформировать многоцелевую аграрную политику, нацеленную на модернизацию агропромышленного производства и повышение благосостояния крестьян. Благоприятные возможности для реализации оптимистического сценария в регионе есть.

Активизация инновационной деятельности в растениеводстве связана с разработкой систем воспроизводства почвенного плодородия на основе биологических методов, позволяющих производить качественную, экологическую продукцию, созданием и внедрением новых сортов и гибридов, сочетающих высокий потенциал урожайности, качество продукции, устойчивость к болезням и вредителям, неблагоприятным погодным условиям, с техническим и технологическим переоснащением отрасли.

Инновационные процессы в животноводстве целесообразно развивать в направлении совершенствования селекционно-племенной работы по улучшению породных и продуктивных качеств животных, эффективного использования кормовых ресурсов, реконструкции и технического перевооружения имеющихся животноводческих помещений, строительства новых ферм и комплексов, убойных пунктов, оснащенных современным высокопроизводительным оборудованием.

Активизация  инновационной деятельности в аграрном секторе включает решение целого ряда задач:

  • обеспечение экономической устойчивости сельхозтоваропроизводителей, повышение среднего заработка занятых в аграрном секторе к среднему его уровню занятых в экономике субъектов Севера;

  • разработка и обеспечение единства государственной аграрной, научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса агропромышленного производства на научно-технические достижения и привлечение капитала в развитие инновационных технологий;

  • совершенствование нормативно-правового регулирования инновационных процессов;

  • создание условий для активизации деятельности аграрной науки, интеграция ее с высшим образованием, совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований;

  • усиление кооперации между предприятиями, научно-исследовательскими организациями и вузами;

  • техническое и технологическое переоснащение организаций комплекса, применение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки продуктов питания;

  • комплексное сочетание инноваций селекционно-генетического, технологического, организационно-управленческого, экономического и социально-экологического типов;

  • создание современной информационной-консультационной системы освоения инноваций;

  • государственная поддержка и стимулирование инновационной деятельности.

 

Основные направления стабилизации и развития аграрного сектора

Преодоление аграрного кризиса, переход сельского хозяйства на динамичное развитие, улучшение условий труда и жизни сельских производителей требуют совершенствования аграрной политики, основные направления которой сводятся к следующему.

1.      Создать обновленное  аграрное  законодательство. Прежде всего, необходимо разработать и принять полноценный Федеральный закон «О сельском хозяйстве Российской Федерации» прямого действия[1], направленный на ужесточение требований по целевому использованию сельхозугодий; нейтрализацию монополистических структур на сельское хозяйство; ресурсное обеспечение отрасли; активную протекционистскую политику, акцентируя особое внимание на поддержке доходов сельхозтоваропроизводителей через субсидирование аграрных цен, составляющих в развитых странах 70-80% общих сумм господдержки; поддержание паритетности цен сельхозтоваропроизводителей за счет компенсационных выплат из бюджета, уменьшение доли экспортируемых продуктов; расширение доступа крестьян к финансовым рынкам. В новом законе требуется изменить критерии отнесения организаций и хозяйств к сельхозтоваропроизводителям. Сейчас таковым признается организация, индивидуальный товаропроизводитель, в структуре доходов которой доля от реализации сельхозпродукции и ее переработки должна составлять не менее 70%. Диверсификация аграрной экономики применительно к условиям Севера предполагает снизить этот порог до 40-50%. На уровне  северных субъектов предстоит принять законы о восстановлении  и развитии сельского хозяйства, об инновационной политике и стратегии в АПК, в которых следует четко обозначить стратегические направления государственной аграрной политики, признать сельское хозяйство приоритетным сектором экономики, определить направления, методы, механизмы и размеры государственной поддержки отрасли, стимулирование инновационной деятельности в АПК.

2.       Обеспечить выравнивание территориальных социально-экономических различий за счет введения более высоких размеров уровня господдержки сельских товаропроизводителей, работающих в неблагоприятных природно-экономических условиях. Северные территории не могут быть равноправными партнерами с центральными и южными регионами, а сельское хозяйство эффективно функционировать без получения компенсаций на объективно существующий затратный механизм. Затраты в зоне Севера на производство 100 руб. сельскохозяйственной продукции в 1,8 раза выше, чем в остальных регионах. Отсюда следует, что для создания равных условий в развитии производства выделяемые средства для АПК районов Севера должны быть выше в 1,8 раза, чем на остальных территориях 2.

3.       Полное финансовое обеспечение приоритета сельского развития, что потребует увеличения бюджетных средств в 2-3 раза по сравнению с докризисным периодом.  Долю расходов консолидированных бюджетов субъектов Севера на финансирование сельского хозяйства следует увеличить до 5-7% вместо 2-3% в настоящее время. Для создания условий  расширенного воспроизводства отрасли преобладающая часть бюджетных ассигнований (70-80%) должна поступать через регулируемые цены на сельхозпродукцию. Сейчас почти две трети сельхозорганизаций  региона в силу их повышенного риска кредитоспособности лишены доступа к льготным кредитам. Поэтому для них необходимо создать условия для увеличения залоговой базы и требуется прямая финансовая помощь государства для того, чтобы модернизировать производство, применять селекционно-генетические, технико-технологические инновации и повысить уровень и качество жизни крестьян. В ряде случаев целесообразно проводить безвозмездно целевое финансирование строительства современных молочных ферм, комплексов.

Усилить вклад государства в финансирование инновационной деятельности в АПК, производственной и социальной инфраструктуры села, полностью компенсировать потери сельхозтоваропроизводителей из-за роста цен на бензин, дизельное топливо, электроэнергию, газ, минеральные удобрения, технику, семена, концкорма.

4.      Повысить роль долгосрочного кредита в технико-технологическом перевооружении сельского хозяйства. Сейчас на строительство и модернизацию животноводческих помещений кредиты даются на срок до восьми лет, а требуется – на 20-25. Льготный кредит на приобретение сельхозтехники и оборудования целесообразно предоставлять не менее чем на 6-8 лет. Расширить систему кредитной кооперации на селе, действующую на правах обществ взаимного кредитования и мобилизующую свободные денежные средства сельских предпринимателей и граждан, применение лизинга.

5.      Профессиональное переобучение и повышение квалификации кадров, подготовка и переподготовка безработных, профессиональная ориентация сельской молодежи. Взамен узких специалистов необходимо готовить кадры рабочих, специалистов широкого профиля, способных использовать инновации.

6.      Повышение общественной оценки сельскохозяйственного труда, создание условий для расширенного воспроизводства рабочей силы на основе экономического роста отрасли, государственного регулирования оплаты труда, формирования на уровне северных субъектов фонда регулирования оплаты труда работников сельского хозяйства, усиления бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей, повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума, необлагаемого минимума зарплаты до величины МРОТ, роста квалификации кадров, ежеквартальной индексации зарплаты и пенсий в соответствии с темпами инфляции.

7.      Списать задолженность с сельхозтоваропроизводителей. Снизить и дифференцировать ставку налога на добавленную стоимость средств производства, поставляемых сельхозтоваропроизводителям; отменить на пять лет сельхозорганизациям налоги. Освободить крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты налогов, заменив их введением патентов на хозяйственную деятельность. С укреплением и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств патент может покупаться по льготной цене.

Ввести налоговые льготы для предприятий промышленности, строительства и других отраслей, использующих свои финансовые средства для развития сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции.

8. Установить четкий порядок формирования федеральных и региональных фондов сельхозпродукции на три-пять лет с ежегодным уточнением не позднее, чем за шесть месяцев до начала предстоящего года. При закупках сельхозпродукции в региональные фонды приоритет отдать местным сельхозтоваропроизводителям. Обеспечить доступ сельхозтоваропроизводителей к объектам розничной торговли, продовольственным рынка в городах и райцентрах. Усилить контроль за качеством ввозимого продовольствия в регион.

9. В целях нейтрализации монополии заготовительных, посреднических, перерабатывающих и торговых структур перевести на кооперативную основу цикл производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства.

10. Создать систему индикативного планирования и прогнозирования развития аграрного сектора.

11. Разработать концепцию устойчивого развития сельских территорий зоны Севера.

12. Повышение уровня социального обеспечения на селе (развитие медицины, образования, сферы культуры и досуга), жилищного строительства на современном техническом уровне.

13. Формирование многофункционального хозяйства на селе: интеграция сельского, лесного хозяйства и промыслов, переработка сельхозсырья, рекреационное использование сельской местности.

Основные меры по преодолению аграрного кризиса и переходу отрасли зоны Севера на устойчивое функционирование приведены в табл. 4.

Таблица 4

Причины аграрного кризиса и основные  мероприятия по их преодолению

Причины кризисной

ситуации

Необходимые мероприятия по стабилизации и развитию

сельского хозяйства

Неразвитость

нормативно-

правовой базы

На федеральном уровне требуется  разработать и принять законы: «О сельском хозяйстве Российской Федерации», «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции», «О сельскохозяйственном страховании», «О государственном сельскохозяйственном предприятии».

На уровне северных субъектов предстоит принять законы: «О восстановлении и развитии сельского хозяйства», «Об инновационной политике и стратегии в АПК».

Недостаток финансовых ресурсов для осуществления расширенного воспроизводства

Полное финансовое обеспечение развития сельского хозяйства потребует увеличения бюджетных средств в два-три раза по сравнению до кризисным периодом. 70-80% бюджетных ассигнований необходимо направлять через субсидирование аграрных цен.

Доступ сельхозорганизаций и хозяйств на финансовые рынки - повышение роли долгосрочного кредита: льготный кредит на строительство и модернизацию животноводческих помещений следует предоставлять на 20-25 лет, а на приобретение сельхозтехники и оборудование – на 6-8 лет.

Расширить систему кредитной кооперации и применение лизинга на селе.

Списать задолженность сельхозтоваропроизводителей, отменить сельхозорганизациям налоги на пять лет, ввести фермерским хозяйствам вместо налогов патенты на ведение хозяйственной деятельности.

Усиление неэквивалентности товарообмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики

Компенсировать потери сельхозтоваропроизводителям из-за роста цен на потребляемые ресурсы промышленного изготовления.

Дефицит и отток квалифицированных кадров из отрасли.

Низкий уровень менеджмента.

Повышение доходов работников аграрного сектора до уровня по народному хозяйству.

Кардинальное улучшение социальной среды обитания: удовлетворение потребности в благоустроенном жилье, повышение доступа к образовательным, культурным и торгово-бытовым услугам, улучшение дорожно-транспортных условий.

Создание системы непрерывного аграрного образования – начального профессионального, среднего специального, высшего профессионального, переподготовки и повышения квалификации.

Разработка целевой программы кадрового обеспечения аграрного сектора на уровне организаций, муниципальных образований и региона.

Вытеснение местных сельхозтоваропроизводителей с рынка продовольствия

Ликвидация монополии заготовительных, посреднических и перерабатывающих структур, что потребует перевод на кооперативную основу цикл производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства.

Приоритет местных сельхозтоваропроизводителей при закупках продукции в региональные фонды.

Доступ сельхозтоваропроизводителей к объектам розничной торговли, продовольственным рынкам.

Участие государства в залоге продукции (картофель, овощи) путем выделения бюджетных средств и льготного кредита.

Слабая диверсификация аграрной сферы

Формирование многофункционального хозяйства на селе: интеграция сельского, лесного  хозяйства и промыслов, переработка сельхозсырья, рекреационное использование сельской местности.

Создание условий диверсификации агропромыслового хозяйства требует заметной корректировки «Лесного кодекса», «Земельного кодекса», закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». 

 

При трансформации аграрных отношений в районах Севера должен быть предусмотрен организационно-экономический и правовой механизм объединения сельского, лесного хозяйства  и промыслов. Основой для такой интеграции является закрепление леса в частное владение крестьянским (фермерским) и коллективным хозяйствам. Решать этот вопрос целесообразно, опираясь на соответствующие законы и опыт Скандинавских стран (Финляндию и Швецию). Здесь самое высокое в мире частное лесовладение. В Финляндии 70% лесов находится в частной собственности [3; С.112], в Швеции – 49% [5]. Основными лесовладельцами являются фермеры. Земельная реформа в Швеции (1827 г.) позволила каждому крестьянину и двору получить надел не только земли, но и леса. Сейчас в стране 50 тыс. фермерских хозяйств, большинство из них наряду с пашней имеют в собственности и лесные участки [3; С.18]. Будущие фермеры, обучающиеся в сельскохозяйственном колледже, умеют пользоваться бензопилой, знакомы с оборудованием по заготовке и переработке леса.

В Финляндии в настоящее время насчитывается около 90 тыс. фермерских хозяйств. На одно хозяйство приходится 22 га сельхозугодий и 40 га леса в собственности [3; С.18]. На юге и западе страны больше пашни и меньше леса, на северо-востоке – наоборот. Если в благо приятных для развития сельского хозяйства районах на одно хозяйство приходится несколько гектаров леса, в северных районах – до нескольких сотен гектаров. В Лапландии, центре холода Скандинавии, например, фермер Юкко Кенгас имеет 700 га леса и 50 га пашни.

Лес для финских и шведских фермеров является хорошей статьей дохода. Скандинавские фермеры сравнивают лес с банком. Банк выделяет деньги с процентом, а если фермер заготовит собственный лес и продаст, то получит живые деньги. В Финляндии в среднем около 10% совокупного дохода фермерского хозяйства получается за счет леса. Кроме того, фермер зимой занимается лесом [3; С.112].

Суверенитет частного владельца леса в Финляндии ограничен рядом обстоятельств. Рубка деревьев согласуется с соответствующими государственными службами. Разрешается вырубать только спелый лес – выборочно (так называемые рубки ухода). Фермер обязан заниматься воспроизводством леса, делая новые посадки сам или нанимая соответствующих специалистов. Лесными дарами природы (грибы, ягоды, дикие звери и птицы как объекты охоты, рыба в реках и озерах и т.д.) может пользоваться любой гражданин страны, не спрашивая на то разрешение хозяина. Более того, фермеры–оленеводы пасут стада северных оленей в частных лесах, им не принадлежащих, не платя арендной платы за пользование чужой земельной собственностью [3; С.119].

Введение института частной собственности на сельскохозяйственные и лесные угодья, структурная перестройка в агропромысловом хозяйстве влекут за собой заметную корректировку «Лесного кодекса», «Земельного кодекса», закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В этих законодательных актах должны быть признаны все формы собственности на землю и лесной фонд (государственная, коллективная, частная - физических и юридических лиц). По экспертной оценке, в ближайшей перспективе в России доля лесов, находящихся в частном владении, может составить 3-5% общей площади [1; С.29].

В республике в качестве одной из мер, направленных на сохранение крайне северных лесов от уничтожения, является развитие лесного оленеводства в регионе. Применяя известные приемы ведения лесного оленеводства (управляемый выпас зимой и регулируемый выпас на огороженных пастбищах в другие сезоны), можно создать для оленей наиболее благоприятные условия, при которых они достигают высокой упитанности и большого веса. Одним из преимуществ в этом случае является также выгодность расположения оленеводческих стад вблизи от предприятий глубокой переработки (изготовление деликатесов из мяса оленей, консервирование пантов, производство пантокрина, сыворотки крови, выделка шкур, производство качественной замши и пим, выпуск меховой одежды) и рынка сбыта продукции.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.      Будущее сельского хозяйства северных территорий зависит от того, насколько удастся преодолеть негативные внешние факторы и условия. Наиболее приемлемым сценарием посткризисного развития отрасли является оптимистический вариант, обеспечивающий инновационный тип воспроизводства. Для его осуществления необходимо, прежде всего, преодолеть отрицательные последствия резкого перехода отрасли к рыночным отношениям, разработать и реализовать комплекс организационно-экономических мер.

2.      Реализация мер, связанных с обновлением сельскохозяйственного законодательства, модернизацией производства, перераспределением финансовых ресурсов в пользу аграрного сектора, формированием многофункционального хозяйства на селе, потребует воли руководства страны и субъектов северных районов, последовательной долговременной работы, направленной на преодоление затяжного и устойчивого аграрного кризиса, переход сельского хозяйства на динамичное развитие, улучшение условий труда и жизни крестьян.

Список литературы

1.         Антонов А.В. Зарубежное законодательство и частное лесовладение // Лесная промышленность. - 1996. - № 2. - С.29.

2.         Буздалов И.Н. Сельское хозяйство под прессом межотраслевых и макроэкономических деформации // Экономическая наука современной России. - 2009. - № 3. - С.28-40.

3.         Казарезов В.В., Беляков С.Л. Опыт фермеров Скандинавских стран – на Российскую землю. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. – 240 с.

4.         Селезнев А.И., Уваров В.А. Агропромышленный комплекс Крайнего Севера России. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. –232 с.

5.         Шмыгановский В. Лес в частном владении // Известия. - 1994. - 12 окт.

 

Literature

1.         Antons A.V. Foreign legislation and private woods ownership // Wood industry. - 1996. - № 2. - P.29.

2.          Byzdalov I.N. Agriculture under a press interbranch and macroeconomic deformations// Economic science of modern Russia. - 2009. - № 3. - P.28-40.

3.         Kazarezov V. V, Belyakov S.L. Experience of farmers of the Scandinavian countries – on the Russian earth. - M.: FGNY "Russinformagroteh, 2004. – 240 p.

4.         Seleznev A.I., Uvarov V. A. Agriculture of the Far North of Russia. - М: FGNY "Rosinformagroteh", 2002.–232 p.

5.         Shmyganovsky V. Wood in private ownership // News. - 1994. - 12 Oct.     

 

  



[1] Буздалов И.Н. Сельское хозяйство под прессом межотраслевых и макроэкономических деформаций // Экономическая наукя современной России. – 2009. - №3 (46). – С. 39.

 2 Селезнев А.И. , Уваров В.А. Агропромышленный комплекс  России. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. – С.96-97.