Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
БУДУЩЕЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА СЕВЕРНЫХ
ТЕРРИТОРИЯХ РОССИИ Иванов В.А.
В статье
рассматриваются возможные сценарии развития аграрного сектора районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей при различных вариантах внешних факторов
и условий. Выявлены перспективные формы хозяйствования в северной деревне.
Продолжены основные мероприятия по стабилизации и развитию сельского хозяйства
региона.
In article are considered possible scenarios of development of agriculture
sector of regions of the Far North and the districts equal to them at different
variants of external factors and conditions. Perspective forms of managing in
northern village are revealed. The basic actions for stabilization and
development of agriculture of region are continued.
Ключевые слова:
сельское хозяйство, зона Севера, социальные типы хозяйств, сценарии развития,
направления социально-экономического развития отрасли.
Keywords: agriculture, the North zone, social types of economy, scenarios
of development, a direction of social economic development of branch.
Сценарии
развития аграрного сектора в посткризисный период
В связи с трудными природными и экономическими условиями развития сельского
хозяйства для зоны Севера неприемлем принцип самообеспечения продовольствием,
однако производство основных продуктов питания, для которых имеются
благоприятные условия, являются
в обозримой перспективе необходимостью. При научном обосновании перспектив
развития аграрного сектора на северных территориях необходимо учитывать:
При прогнозировании посткризисного развития необходимо учитывать, что, несмотря
на предпринимаемые в последние годы меры, аграрный сектор не преодолел
негативных рыночных преобразований 1990-х годов, о чем свидетельствуют данные
табл. 1.
Прогнозируя развитие аграрного сектора, следует ответить на вопрос: какому
социальному типу хозяйств отдать предпочтение (сельхозорганизациям, фермерским
хозяйствам, хозяйствам населения)?
При решении вопросов о перспективных формах хозяйствования в северной деревне
важно учитывать более выраженную склонность сельских тружеников к коллективному
труду. Здесь они рассчитывают на поддержку коллектива в трудную минуту, на
помощь в ведении личного подсобного хозяйства, видят гарантированное место
работы. К тому же советский период внес свою лепту в формирование сельского
уклада жизни, основанного на работе крестьян в коллективных хозяйствах. Поэтому
необходимо восстановить средне- и крупнотоварное сельскохозяйственное
производство, интегрированное с перерабатывающей промышленностью, которое должно
составить основу аграрной экономики. К сожалению, за годы реформ коллективные
хозяйства распались, были разукрупнены, а сохранившиеся резко сократили объемы и
долю производства сельхозпродукции, об этом наглядно свидетельствуют данные по
Республике Коми (табл. 2). Таблица 1
Основные показатели сельского
хозяйства районов
Источник: Основные экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 1998-2007 гг.
В основу аграрной реформы 90-х годов ХХ в. была положена никем и нигде не
исследованная революционная идея о приватизации госпредприятий (совхозов) и
резкого снижения доли госсектора. На Севере до начала нынешних реформ имело
место наибольшее огосударствление аграрных отношений. В начале 70-х годов ХХ в.
здесь преобладали государственные аграрные предприятия. В рыночных отношениях
этот уклад в районах Севера должен получить широкое распространение в
производстве цельномолочной продукции, яиц, мясных цыплят, овощей защищенного
грунта, оленины. Они функционируют в качестве унитарных предприятий, поэтому им
обеспечивается безубыточная работа путем выплаты дотаций и поставок ресурсов на
льготных условиях.
В предлагаемом нами законе «О государственном сельскохозяйственном предприятии»
необходимо предусмотреть запрет приватизации таких организаций без согласия
трудовых коллективов. Функционируя в наиболее фондоемких отраслях,
госпредприятия обеспечивают занятость значительной части сельских жителей,
предоставляя им социальные гарантии, расширяют налогооблагаемую базу. При их
сохранении нет необходимости передавать социальную сферу местным органам
управления. Кроме того, в госпредприятиях при
использовании административного ресурса можно активизировать инновационную
деятельность.
Таблица 2
Динамика показателей деятельности
сельскохозяйственных организаций
Источник: Сельское
хозяйство в Республике коми. 2009: стат. сб. / Комистат.- Сыктывкар, 2009.- С.
27,125.
Необходимо разработать и осуществить целостную стратегию развития
госпредприятий, учитывая важность государственного сектора в аграрном секторе
Севера. Она должна включать бизнес-планирование, эффективную кадровую,
инновационно-инвестиционную и маркетинговую политику, контроль над деятельностью
руководителей предприятий.
Наиболее хорошую устойчивость в
период рыночных преобразований показали хозяйства населения, которые оказались
более приспособленными к рынку, практически без всякой поддержки государства в
условиях кризиса наращивали производство продукции. В настоящее время абсолютное
их большинство относится к потребительскому типу. По данным сельхозпереписи
В силу сокращения сельских
домохозяйств, ухудшения демографической ситуации на селе, постарения сельского
населения и снижения в нем доли дееспособных лиц, низкой эффективности
производства, базирующегося на ручном малоквалифицированном физическом труде, не
следует в качестве основы формирования продовольственного фонда основной упор
делать на личные хозяйства граждан. В настоящее время хозяйства населения имеют
ограниченные возможности осваивать средства комплексной механизации, рационально
использовать технику в течение года, а затраты на техническое оснащение в
расчете на единицу земельной площади значительно выше, чем в
сельхозорганизациях.
Фермерский уклад в среднесрочной перспективе в большинстве субъектов Севера на
получит существенного развития. Становление крестьянского (фермерского)
хозяйства требует больших инвестиций для создания материальной базы и
инфраструктуры, много времени, компетентности работы в условиях рынка.
Будущее сельского хозяйства на северных территориях представлено в виде
сценариев: базового (инерционного), оптимистического и пессимистического
(табл.3). При всех вариантах прогноза необходимо учитывать продолжающийся в
настоящее время системный кризис аграрного сектора Севера.
Функционирование отрасли по тому или иному сценарию будет зависеть от факторов и
условий, влияющих на устойчивость сельхозорганизаций и хозяйств. При базовом и
особенно при пессимистическом сценарии будут преобладать негативные внешние
факторы и условия.
Сложившаяся в настоящее время внешняя среда характеризуется:
Базовый сценарий предполагает
сохранение сложившихся в последние годы темпов изменения показателей сельского
хозяйства, уровня господдержки отрасли, условий межотраслевого обмена в АПК,
доступа организаций и хозяйств на финансовые рынки, ценовой и налоговой
политики, относительно низких инвестиционных возможностей обновления
производственного потенциала. В данном варианте рост производства
сельхозпродукции будет наблюдаться в пригородных, а ее сокращение в периферийных
районах.
Таблица 3
Варианты прогноза экономического
состояния сельского хозяйства
Для оптимистического сценария будут характерны активная протекционистская
политика государства; прирост инвестиций, направленных на повышение почвенного
плодородия, обновление производственного потенциала; привлечение в отрасль
квалифицированных кадров; развитие
производственной инфраструктуры, существенное улучшение социально-бытовых
условий жизни на селе. Этот вариант основан на инновационном развитии аграрного
сектора.
При пессимистическом сценарии
действие отрицательных факторов и условий обострит многочисленные проблемы в
аграрном секторе Севера. Если сохранится диспаритет цен на сельхозпродукцию и
средства производства, поставляемые селу, монополия
I
и
II
сфер АПК, снизится уровень господдержки отрасли, будет затруднен доступ крестьян
к финансовым рынкам, то произойдет снижение уровня доходов
сельхозтоваропроизводителей, деградация производственного потенциала, отток из
села кадров, сокращение производства картофеля, овощей, молочной продукции и
говядины. На селе сохранится дальнейшее ухудшение демографической ситуации. И,
как следствие, уменьшится обжитая сельская территория.
Наиболее приемлемым сценарием
посткризисного развития сельского хозяйства Севера является оптимистический
вариант, обеспечивающий инновационный тип воспроизводства. Для его осуществления
необходимо прежде всего преодолеть отрицательные последствия резкого перехода
отрасли к рыночным отношениям с использованием монетаристских подходов,
сформировать многоцелевую аграрную политику, нацеленную на модернизацию
агропромышленного производства и повышение благосостояния крестьян.
Благоприятные возможности для реализации оптимистического сценария в регионе
есть.
Активизация
инновационной деятельности в растениеводстве связана с разработкой систем
воспроизводства почвенного плодородия на основе биологических методов,
позволяющих производить качественную, экологическую продукцию, созданием и
внедрением новых сортов и гибридов, сочетающих высокий потенциал урожайности,
качество продукции, устойчивость к болезням и вредителям, неблагоприятным
погодным условиям, с техническим и технологическим переоснащением отрасли.
Инновационные процессы в
животноводстве целесообразно развивать в направлении совершенствования
селекционно-племенной работы по улучшению породных и продуктивных качеств
животных, эффективного использования кормовых ресурсов, реконструкции и
технического перевооружения имеющихся животноводческих помещений, строительства
новых ферм и комплексов, убойных пунктов, оснащенных современным
высокопроизводительным оборудованием.
Активизация
инновационной деятельности в аграрном секторе включает решение целого
ряда задач:
Основные
направления стабилизации и развития аграрного сектора
Преодоление аграрного кризиса,
переход сельского хозяйства на динамичное развитие, улучшение условий труда и
жизни сельских производителей требуют совершенствования аграрной политики,
основные направления которой сводятся к следующему.
1.
Создать обновленное аграрное
законодательство. Прежде всего, необходимо разработать и принять
полноценный Федеральный закон «О сельском хозяйстве Российской Федерации»
прямого действия[1],
направленный на ужесточение требований по целевому использованию сельхозугодий;
нейтрализацию монополистических структур на сельское хозяйство; ресурсное
обеспечение отрасли; активную протекционистскую политику, акцентируя особое
внимание на поддержке доходов сельхозтоваропроизводителей через субсидирование
аграрных цен, составляющих в развитых странах 70-80% общих сумм господдержки;
поддержание паритетности цен сельхозтоваропроизводителей за счет компенсационных
выплат из бюджета, уменьшение доли экспортируемых продуктов; расширение доступа
крестьян к финансовым рынкам. В новом законе требуется изменить критерии
отнесения организаций и хозяйств к сельхозтоваропроизводителям. Сейчас таковым
признается организация, индивидуальный товаропроизводитель, в структуре доходов
которой доля от реализации сельхозпродукции и ее переработки должна составлять
не менее 70%. Диверсификация аграрной экономики применительно к условиям Севера
предполагает снизить этот порог до 40-50%. На уровне северных субъектов предстоит принять
законы о восстановлении и развитии
сельского хозяйства, об инновационной политике и стратегии в АПК, в которых
следует четко обозначить стратегические направления государственной аграрной
политики, признать сельское хозяйство приоритетным сектором экономики,
определить направления, методы, механизмы и размеры государственной поддержки
отрасли, стимулирование инновационной деятельности в АПК.
2.
Обеспечить выравнивание территориальных
социально-экономических различий за счет введения более высоких размеров уровня
господдержки сельских товаропроизводителей, работающих в неблагоприятных
природно-экономических условиях. Северные территории не могут быть равноправными
партнерами с центральными и южными регионами, а сельское хозяйство эффективно
функционировать без получения компенсаций на объективно существующий затратный
механизм. Затраты в зоне Севера на производство 100 руб. сельскохозяйственной
продукции в 1,8 раза выше, чем в остальных регионах. Отсюда следует, что для
создания равных условий в развитии производства выделяемые средства для АПК
районов Севера должны быть выше в 1,8 раза, чем на остальных территориях
2.
3.
Полное финансовое обеспечение приоритета
сельского развития, что потребует увеличения бюджетных средств в 2-3 раза по
сравнению с докризисным периодом.
Долю расходов консолидированных бюджетов субъектов Севера на финансирование
сельского хозяйства следует увеличить до 5-7% вместо 2-3% в настоящее время. Для
создания условий расширенного
воспроизводства отрасли преобладающая часть бюджетных ассигнований (70-80%)
должна поступать через регулируемые цены на сельхозпродукцию. Сейчас почти две
трети сельхозорганизаций региона в
силу их повышенного риска кредитоспособности лишены доступа к льготным кредитам.
Поэтому для них необходимо создать условия для увеличения залоговой базы и
требуется прямая финансовая помощь государства для того, чтобы модернизировать
производство, применять селекционно-генетические, технико-технологические
инновации и повысить уровень и качество жизни крестьян. В ряде случаев
целесообразно проводить безвозмездно целевое финансирование строительства
современных молочных ферм, комплексов.
Усилить вклад
государства в финансирование инновационной деятельности в АПК, производственной
и социальной инфраструктуры села, полностью компенсировать потери
сельхозтоваропроизводителей из-за роста цен на бензин, дизельное топливо,
электроэнергию, газ, минеральные удобрения, технику, семена, концкорма.
4.
Повысить роль долгосрочного кредита в технико-технологическом перевооружении
сельского хозяйства. Сейчас на строительство и модернизацию животноводческих
помещений кредиты даются на срок до восьми лет, а требуется – на 20-25. Льготный
кредит на приобретение сельхозтехники и оборудования целесообразно предоставлять
не менее чем на 6-8 лет. Расширить систему кредитной кооперации на селе,
действующую на правах обществ взаимного кредитования и мобилизующую свободные
денежные средства сельских предпринимателей и граждан, применение лизинга.
5.
Профессиональное переобучение и повышение квалификации кадров, подготовка и
переподготовка безработных, профессиональная ориентация сельской молодежи.
Взамен узких специалистов необходимо готовить кадры рабочих, специалистов
широкого профиля, способных использовать инновации.
6.
Повышение общественной оценки сельскохозяйственного труда, создание условий для
расширенного воспроизводства рабочей силы на основе экономического роста
отрасли, государственного регулирования оплаты труда, формирования на уровне
северных субъектов фонда регулирования оплаты труда работников сельского
хозяйства, усиления бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей, повышения
минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума,
необлагаемого минимума зарплаты до величины МРОТ, роста квалификации кадров,
ежеквартальной индексации зарплаты и пенсий в соответствии с темпами инфляции.
7.
Списать задолженность с сельхозтоваропроизводителей. Снизить и дифференцировать
ставку налога на добавленную стоимость средств производства, поставляемых
сельхозтоваропроизводителям; отменить на пять лет сельхозорганизациям налоги.
Освободить крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты налогов, заменив их
введением патентов на хозяйственную деятельность. С укреплением и развитием
крестьянских (фермерских) хозяйств патент может покупаться по льготной цене.
Ввести налоговые
льготы для предприятий промышленности, строительства и других отраслей,
использующих свои финансовые средства для развития сельского хозяйства и
переработки сельхозпродукции.
8. Установить
четкий порядок формирования федеральных и региональных фондов сельхозпродукции
на три-пять лет с ежегодным уточнением не позднее, чем за шесть месяцев до
начала предстоящего года. При закупках сельхозпродукции в региональные фонды
приоритет отдать местным сельхозтоваропроизводителям. Обеспечить доступ
сельхозтоваропроизводителей к объектам розничной торговли, продовольственным
рынка в городах и райцентрах. Усилить контроль за качеством ввозимого
продовольствия в регион.
9. В целях нейтрализации
монополии заготовительных, посреднических, перерабатывающих и торговых структур
перевести на кооперативную основу цикл производства, переработки и реализации
продукции сельского хозяйства.
10. Создать систему индикативного планирования и прогнозирования развития
аграрного сектора.
11. Разработать концепцию устойчивого развития сельских территорий зоны Севера.
12. Повышение уровня социального обеспечения на селе (развитие медицины,
образования, сферы культуры и досуга), жилищного строительства на современном
техническом уровне.
13. Формирование многофункционального хозяйства на селе: интеграция сельского,
лесного хозяйства и промыслов, переработка сельхозсырья, рекреационное
использование сельской местности.
Основные меры по преодолению аграрного кризиса и переходу отрасли зоны Севера на
устойчивое функционирование приведены в табл. 4.
Таблица 4
Причины аграрного кризиса и
основные мероприятия по их
преодолению
При трансформации аграрных отношений в районах Севера должен быть предусмотрен
организационно-экономический и правовой механизм объединения сельского, лесного
хозяйства и промыслов. Основой для
такой интеграции является закрепление леса в частное владение крестьянским
(фермерским) и коллективным хозяйствам. Решать этот вопрос целесообразно,
опираясь на соответствующие законы и опыт Скандинавских стран (Финляндию и
Швецию). Здесь самое высокое в мире частное лесовладение. В Финляндии 70% лесов
находится в частной собственности [3; С.112], в Швеции – 49% [5]. Основными
лесовладельцами являются фермеры. Земельная реформа в Швеции (
В Финляндии в настоящее время насчитывается около 90 тыс. фермерских хозяйств.
На одно хозяйство приходится
Лес для финских и шведских
фермеров является хорошей статьей дохода. Скандинавские фермеры сравнивают лес с
банком. Банк выделяет деньги с процентом, а если фермер заготовит собственный
лес и продаст, то получит живые деньги. В Финляндии в среднем около 10%
совокупного дохода фермерского хозяйства получается за счет леса. Кроме того,
фермер зимой занимается лесом [3; С.112].
Суверенитет частного владельца леса в Финляндии ограничен рядом обстоятельств.
Рубка деревьев согласуется с соответствующими государственными службами.
Разрешается вырубать только спелый лес – выборочно (так называемые рубки ухода).
Фермер обязан заниматься воспроизводством леса, делая новые посадки сам или
нанимая соответствующих специалистов. Лесными дарами природы (грибы, ягоды,
дикие звери и птицы как объекты охоты, рыба в реках и озерах и т.д.) может
пользоваться любой гражданин страны, не спрашивая на то разрешение хозяина.
Более того, фермеры–оленеводы пасут стада северных оленей в частных лесах, им не
принадлежащих, не платя арендной платы за пользование чужой земельной
собственностью [3; С.119].
Введение института частной собственности на сельскохозяйственные и лесные
угодья, структурная перестройка в агропромысловом хозяйстве влекут за собой
заметную корректировку «Лесного кодекса», «Земельного кодекса», закона «О
крестьянском (фермерском) хозяйстве». В этих законодательных актах должны быть
признаны все формы собственности на землю и лесной фонд (государственная,
коллективная, частная - физических и юридических лиц). По экспертной оценке, в
ближайшей перспективе в России доля лесов, находящихся в частном владении, может
составить 3-5% общей площади [1; С.29].
В республике в качестве одной из мер, направленных на сохранение крайне северных
лесов от уничтожения, является развитие лесного оленеводства в регионе. Применяя
известные приемы ведения лесного оленеводства (управляемый выпас зимой и
регулируемый выпас на огороженных пастбищах в другие сезоны), можно создать для
оленей наиболее благоприятные условия, при которых они достигают высокой
упитанности и большого веса. Одним из преимуществ в этом случае является также
выгодность расположения оленеводческих стад вблизи от предприятий глубокой
переработки (изготовление деликатесов из мяса оленей, консервирование пантов,
производство пантокрина, сыворотки крови, выделка шкур, производство
качественной замши и пим, выпуск меховой одежды) и рынка сбыта продукции.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.
Будущее сельского хозяйства северных территорий зависит от того, насколько
удастся преодолеть негативные внешние факторы и условия. Наиболее приемлемым
сценарием посткризисного развития отрасли является оптимистический вариант,
обеспечивающий инновационный тип воспроизводства. Для его осуществления
необходимо, прежде всего, преодолеть отрицательные последствия резкого перехода
отрасли к рыночным отношениям, разработать и реализовать комплекс
организационно-экономических мер.
2.
Реализация мер, связанных с обновлением сельскохозяйственного законодательства,
модернизацией производства, перераспределением финансовых ресурсов в пользу
аграрного сектора, формированием многофункционального хозяйства на селе,
потребует воли руководства страны и субъектов северных районов, последовательной
долговременной работы, направленной на преодоление затяжного и устойчивого
аграрного кризиса, переход сельского хозяйства на динамичное развитие, улучшение
условий труда и жизни крестьян.
Список
литературы
1.
Антонов А.В.
Зарубежное законодательство и частное лесовладение // Лесная промышленность. -
1996. - № 2. - С.29.
2.
Буздалов И.Н.
Сельское хозяйство под прессом межотраслевых и макроэкономических деформации //
Экономическая наука современной России. - 2009. - № 3. - С.28-40.
3.
Казарезов В.В.,
Беляков С.Л. Опыт фермеров Скандинавских стран – на Российскую землю. -М.: ФГНУ
«Росинформагротех», 2004. – 240 с.
4.
Селезнев А.И., Уваров
В.А. Агропромышленный комплекс Крайнего Севера России. - М.: ФГНУ
«Росинформагротех», 2002. –232 с.
5.
Шмыгановский В. Лес в
частном владении // Известия. - 1994. - 12 окт.
Literature
1.
Antons A.V. Foreign legislation and private woods ownership // Wood industry. - 1996. - № 2. - P.29.
2.
Byzdalov
I.N. Agriculture under a press interbranch and macroeconomic deformations//
Economic science of modern Russia. - 2009. - № 3. - P.28-40.
3.
Kazarezov V. V, Belyakov S.L. Experience of farmers of the Scandinavian
countries – on the Russian earth. - M.: FGNY "Russinformagroteh, 2004. – 240 p.
4.
Seleznev A.I., Uvarov V. A. Agriculture of the Far
North of Russia. -
М: FGNY "Rosinformagroteh", 2002.–232 p. 5. Shmyganovsky V. Wood in private ownership // News. - 1994. - 12 Oct.
[1]
Буздалов И.Н. Сельское хозяйство под прессом
межотраслевых и макроэкономических деформаций //
Экономическая наукя современной России. – 2009.
- №3 (46). – С. 39.
|