Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
Демографические и миграционные аспекты реализации политики занятости в Российской Федерации: к характеристике новейших тенденций Змияк С.С.
В
данной статье автором сделана попытка проанализировать различные аспекты
развития российского рынка труда в контексте демографического кризиса и
миграционного давления. На основе изучения современной нормативной и
статистической базы особо выделена необходимость модернизации государственной
миграционной политики в связи с важностью рационального распределения трудовых
ресурсов.
In this article the author tried to analyze different
aspects of the Russian labor market’s development in the contests of the
demographical and migrational pressure. It was stressed the necessity of the
state migrational policy’s modernization in accordance with research of modern
law and statistics, it is caused by the importance of the rational distribution
of workforce.
Ключевые слова: депопуляция, миграция, нелегальная миграция, рынок
труда, государственная миграционная политика, иммиграционная квота.
Key words: depopulation, migration, illegal
migration, labor market, state migrational policy, immigration quote.
В конце ХХ века (начиная с
Развитие депопуляции в России формируется, с одной стороны, в результате низкой
рождаемости (1,5 - оценка суммарного коэффициента рождаемости на первое
полугодие 2009г.) С другой стороны, потери определяются не имеющими аналогов
в европейском регионе уровнями смертности. В начале ХХI века Россия отстает по
продолжительности жизни от десятки наиболее развитых стран мира на 15–19 лет
(61,4 года) для мужчин и на 7–12 лет (73,9 лет) для женщин, находясь на
уровне государств Экваториальной Африки [16].
Основным экономическими последствиями депопуляции является сокращение
численности трудоспособного и экономически активного населения. С 2007 года
начался процесс естественной убыли трудоспособного населения, пока он
незначительный (300 тыс.чел. в год), но в 2010-2018гг. достигнет более 1 млн
человек в год. В сумме в период до 2026 года естественная убыль трудоспособного
населения составит 19 млн человек [4]. В 2009
году население в трудоспособном возрасте составило около 75 млн. чел. В
перспективе ближайших лет данная цифра будет уменьшаться. Это связано с
увеличением количества людей, уходящих на пенсию, и с уменьшением количества
вновь входящих людей на рынок труда в трудоспособном возрасте в результате
снижения рождаемости в кризисные 90-е годы [12].
Выбывание экономически активного населения обусловило две фундаментальные
экономические проблемы: -
несоответствие предложения рабочей силы растущему спросу; -
невозможность серьезного роста валового внутреннего продукта в условиях дефицита
рабочей силы.
Конечно, в период активного роста безработицы проблема выбывания рабочей силы
стоит не на первом месте, но не следует забывать, что пренебрежение
необходимостью их решения в перспективе создаст новые трудности в управлении
трудом и занятостью.
Согласно публикации демографического прогноза на 15-летнюю перспективу,
подготовленного Росстатом, население нашей страны к 2016г. должно уменьшиться до
137 млн чел. по среднему сценарию с учетом значительной миграции в Россию из
бывших республик СССР или до 130 млн чел. при уменьшающейся иммиграции, но при
сохранении нынешних размеров миграции из России (численность населения России в
1990г. составляла 150 млн чел.). В большинстве стран мира в первой четверти XXI
столетия продолжится популяционный рост, поэтому после 2030г. Россия сместится с
четвертого места по численности населения (1992г.) в четвертый десяток и
окажется по данному показателю меньше Вьетнама, Нигерии, в два раза меньше
Бразилии [14]. Если
сравнивать величину прогноза естественной убыли трудоспособного населения с
прогнозируемой численностью экономически активного населения, чрезвычайная
серьезность ситуации становится очевидной. Это дает основание утверждать, что в
ближайшей перспективе труд будет одним из самых дефицитных ресурсов в России.
Остановить процесс сокращения численности населения в трудоспособном возрасте
уже не удастся. Но смягчить остроту проблемы можно методами демографической
политики. Численность вступающих в трудоспособный возраст, равно как и
выходящих из него, может быть спрогнозирована с использованием общеизвестных и
достаточно простых методик на 15 лет вперед, поэтому у государственных органов
власти есть достаточный запас времени для разработки мер по преодолению
негативных тенденций демографического развития и уменьшению их влияния на
занятость и динамику национального и региональных рынков труда [10].
Главное направление демографической политики - сокращение смертности населения
трудоспособного возраста в первую очередь от «внешних причин» (несчастных
случаев, отравлений, травм) и социально обусловленных заболеваний. В
долгосрочной перспективе (15 лет и более) даже незначительный рост рождаемости,
который наметился в последние годы, в сочетании сокращением детской смертности,
могут несколько повысить численность лиц, входящих в трудоспособный возраст.
Наиболее дискуссионным направлением политики поддержания трудового потенциала
является стимулирование миграционного притока иностранной рабочей силы, за счет
которого можно сократить процесс естественной убыли населения.
Миграция является одним из существенных факторов, влияющих на изменение
численности населения, формирование и функционирование рынка труда. Это один из
самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение
населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и
социальных явлений [13]. В
российском обществе сложились два основных подхода к оценке роли трудовой
миграции и ее регулированию. Первый
подход – консервативный, связывающий трудовую миграцию исключительно с
негативными последствиями. Его сторонники выступают за закрытие страны от
трудовых мигрантов и депортацию нелегальных мигрантов. Второй
подход – либеральный. Он исходит из того, что Россия обречена на использование и
привлечение иностранной рабочей силы. Главная причина - недостаток трудовых
ресурсов внутри страны. По мнению сторонников этого подхода, рабочие руки Россия
может получить исключительно за счет мигрантов из стран ближайшего окружения, в
том числе Китая и других стран Азии. При этом количественные потребности в
мигрантах определить нельзя. Если люди едут в страну - значит, есть возможность
для трудоуйстройства, главное - дать свободу в передвижении рабочей силы [11]. В
настоящее время временная трудовая миграция на территории России происходит в
стихийном режиме, многие мигранты находятся вне легального статуса, работают в
теневой экономике. Между сведениями Федеральной миграционной службы России и
реальными масштабами трудовой миграции существует огромный разрыв. В стране в
целом и отдельных регионах не учитываются реальные потребности рынка труда и
возможности социальной инфраструктуры, растет социальная напряженность,
создаются условия для распространения среди российского населения идей
национальной нетерпимости и ксенофобии по отношению к мигрантам разных
национальностей. Сами трудовые мигранты не имеют регистрации, их права
нарушаются, они подвергаются эксплуатации со стороны некоторых работодателей.
Присутствие трудовых мигрантов становится массовым явлением, а их доля
возрастает, по крайней мере, до 5–10% официальной численности экономически
активного населения.
Трудовые мигранты такой численности уже производят заметную часть ВВП России, но
при этом не платят (в силу своего нелегального статуса) значительной части
потенциального объема налогов, переводя из России в свои страны большие денежные
средства, полученные в качестве заработной платы. Согласно оценкам,
«гастарбайтеры» вывозят из России примерно по 1000 долл. на человека в год, т.
е. от 5 млрд до 12 млрд долл. В 2004г. из России только денежными переводами
отправлено 5,5 млрд долл [16].
Формально дело выглядит так, что «гастарбайтеры» занимают рабочие места, от
которых отказываются россияне. Фактически предприниматели сознательно делают
так, чтобы рабочие места на их предприятиях стали неприемлемыми для россиян,
после чего нанимают и в интересах получения дополнительной прибыли жестоко
эксплуатируют, нарушая нормы налогового, миграционного и трудового
законодательства, низкооплачиваемых нелегальных иммигрантов [5]. Трудящиеся
мигранты фактически беззащитны и перед злоупотреблением работников
административных структур и правоохранительных органов.
Безусловно, ситуация, сложившаяся в данном секторе рынка труда, является
неблагоприятной как для российского общества, так и для большинства мигрантов.
Отчетливо просматриваются риски, связанные с иммигрантами, сильно отличающими по
языку и культуре россиян. Население России на наших глазах становится более
пестрым по национальному составу, что может привести к размыванию русской
культуры.
Альтернативы иммиграции чаще всего связывают с трудосберегающими технологиями -
техническим прогрессом и ростом производительности труда на его основе. У
россиян для этого большие резервы, но мобилизовать их за короткое время трудно,
так как это сопряжено с техническим перевооружением производства и общим
повышением культуры труда. Но над этим направлением тоже необходимо работать. В перспективе внешняя трудовая миграция приобретает без
преувеличения судьбоносное значение для России. От того, насколько страна
справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, зависят
темпы ее экономического развития, уровень жизни населения, социальный
климат, региональные пропорции развития, уровень жизни населения, размеры страны
и ее целостность [12]. Важным приоритетом в этом направлении должно стать
формирование четкой, прозрачной и понятной мигрантам и работодателям процедуры
привлечения временных трудовых мигрантов в страну, его реальное облегчение,
сокращение времени и затрат российских работодателей для получения необходимого
количества временных трудовых мигрантов в качестве легальной рабочей силы.
Миграционная политика в данной сфере требует совершенствования. В условиях динамичного развития экономики России в
среднесрочной перспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантов
двух категорий – рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистов
определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве,
промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой
категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на
четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без
предоставления гражданства). Среди обязательных критериев - опыт работы, хорошее
состояние здоровья и знание русского языка. Во втором случае применяются более жесткие критерии:
определенный уровень образования, наличие диплома, соответствующий возраст. Эта
категория мигрантов, как показывает практика различных стран, является
источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В
Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные
специалисты после нескольких десятилетий проживания получают вид на жительство и
гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит в постоянную, что
помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны [11].
Если к началу 90-х годов в России находилось около 100 тыс. трудящихся-мигрантов
из ближнего и дальнего зарубежья, то, по данным Федеральной миграционной службы,
численность официально зарегистрированной иностранной рабочей силы, привлеченной
в российскую экономику, составила в 2006г. 281.1 тыс. человек, т.е. возросла по
сравнению с
Всего за 2009 год ФМС России оформлено иностранным гражданам и лицам без
гражданства 1 473 457 разрешений на работу в Российской Федерации. За 2 месяца
2010 года оформлено 95 465 разрешений на работу.
На 2010 год приказом Минздравсоцразвития России от 22 декабря
Но это показатели легальной трудовой иммиграции. Ее масштабы значительно
перекрываются нарастающей нелегальной иммиграцией, которая, по разным
оценкам, составляет от 5 до 10 млн человек [1].
Здесь уместно отметить, что расширение использования иностранной рабочей силы в
экономике России как результат включения страны в систему международного рынка
труда обусловлено целым рядом факторов. Как и в большинстве стран мира,
важнейший из них – относительная нехватка рабочей силы в отдельных секторах
экономики и регионах страны, по отдельным профессиям и видам работ. К ним
относятся прежде всего те сферы российской экономики, которые характеризуются
низким уровнем оплаты труда, отдаленностью районов и т.д.
Как свидетельствуют данные, масштабы и характер привлечения иностранной рабочей
силы во все большей мере регулируются внутренним рынком труда. Во многих городах
постоянно организуются ярмарки вакансий. Заполнение свободных рабочих мест
иностранными работниками зависит от того, сможет ли предприятие подобрать на
этих ярмарках необходимые кадры среди местного населения. Усиление воздействия на российскую экономику негативных
последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 годов в свою очередь
сказывается и на национальном рынке труда. Обозначилась тенденция к
высвобождению трудовых мигрантов и российских работников, росту безработицы в
большинстве регионов страны. Непростая ситуация на рынке труда в нашей стране обусловила
необходимость совершенствования механизмов управления потоками трудовых
мигрантов, придания этим механизмам гибкости и адекватности складывающейся в
регионах России миграционной ситуации. Внесенный Правительством Российской Федерации на рассмотрение
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект
«О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации и
Бюджетный кодекс Российской Федерации» позволит усовершенствовать механизм
регулирования потоков иностранных работников. Данным законопроектом предусмотрено разделение иностранных
работников на 3 категории: 1) иностранные работники, прибывшие из стран с визовым
порядком въезда в Российскую Федерацию; 2) иностранные работники, прибывшие в страну в рамках системы
организационного привлечения и использования иностранных работников из
государств-участников СНГ (с безвизовым порядком въезда в Российскую Федерацию); 3) иностранные работники, въехавшие в безвизовом порядке в
Российскую Федерацию по собственной инициативе. Для этой категории иностранных
работников будет введен новый документ – патент, который будет приобретаться
иностранными гражданами с целью осуществления трудовой деятельности у физических
лиц (в части выполнения работ или оказания услуг, не связанных с получением
этими физическими лицами прибыли) с возможностью ежемесячного продления.
Количество иностранных работников данной категории подлежать квотированию не
будет [15]. Кроме того, законопроект направлен на совершенствование
механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка
труда. Проект закона предполагает создание наиболее благоприятных условий для
отдельных категорий иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию для
осуществления трудовой деятельности на безвизовой основе [2].
Необходимо рассмотреть некоторые аспекты проблемы нарастающей нелегальной
иммиграции в Россию. Отношения работодателей и приезжих работников-нелегалов
никем не регулируются. Первые, используя нелегальную рабочую силу, уходят от
налогов и социальных выплат, вторые страдают от произвола хозяев и не могут
обратиться за помощью, чтобы отстоять свои права, работают без контрактов, живут
без регистрации. Таким образом, в основном из-за нелегального характера миграции
вытекают и отрицательные черты трудовой иммиграции в Россию. К ним относятся:
· возможность
занижения цены труда для коренного населения, так как мигранты из стран с более
низким уровнем жизни являются и более дешевой рабочей силой;
· уход от уплаты
налогов;
· возможность
развития нелегального бизнеса;
· нелегальное
проживание тормозит развитие цивилизованного рынка жилья;
· отток капитала в
страну постоянного места жительства мигрантов [6].
В настоящее время со стороны руководителей предприятий, администраций регионов,
а также самого населения выражается озабоченность процессом расширения
использования иностранной рабочей силы, что может усугубить безработицу,
осложнить трудоустройство и занятость местных работников.
Здесь необходимо отметить, что только за 2009 год было взыскано административных
штрафов на работодателей, незаконно трудоустроивших иностранных работников на
общую сумму свыше 3 млрд руб. (в плане Федеральной миграционной службы на 2010
год стоит цифра в 4,5 млрд руб..
В связи с рассматриваемыми в данной статье проблемами целесообразной
представляется краткая характеристика ситуации в сфере трудовой эмиграции
граждан России. В начале 90-х годов в странах дальнего зарубежья трудилось около
100 тыс. россиян. По данным Госкомстата РФ, в
Сегодня за пределами России, по оценкам экспертов и данным статистики стран
приема, трудятся более 0.8 млн российских граждан, подавляющее большинство
которых по-прежнему самостоятельно, минуя государственные структуры и наши
посреднические фирмы, решали вопросы о своем трудоустройстве за рубежом.
География стран, принимающих на временную работу российских мигрантов, намного
обширнее по сравнению с потоками выезжающих на постоянное место жительства.
Центры притяжения трудовых мигрантов – основные мировые зоны международной
миграции. Регионами, принимающими большую часть трудящихся-мигрантов из России,
являются европейские страны (Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Польша,
Швеция, Финляндия, Франция). Сюда направляется примерно половина российских
контрактников. Наибольшее число трудовых мигрантов из Российской Федерации
принимают также США, Канада, страны Ближнего Востока и Австралия. В меньшей мере
затрагивают потоки трудовой миграции из России государства Юго-Восточной Азии
[9].
Европейские страны с большим желанием принимают из России квалифицированных
строителей, водителей, рабочих по уборке урожая, менеджеров, специалистов в
области естественных наук, финансов, медицинского оборудования, программистов,
электронщиков, инженеров, медсестер, работников общепита. Здесь охотно берут на
работу обслуживающий персонал гостиниц, ресторанов, воспитателей, сиделок,
гувернеров.
На американском рынке труда устойчив спрос на российских ученых, специалистов
высшей квалификации, программистов мирового уровня, банковских служащих,
преподавателей высшей школы.
Хорошую работу могут найти российские специалисты и высококвалифицированные
рабочие на Ближнем Востоке. В арабских странах большой спрос на специалистов с
нефтяным и нефтегазовым образованием, в области ракетостроения, на
квалифицированных строителей, инженеров-электронщиков, техников, медицинских
работников, обслуживающий персонал.
Кроме того, наших граждан на работу принимают в странах, с которыми у России
давние экономические связи, где производственные объекты сооружены российскими
специалистами, а предприятия оснащены российским оборудованием. Это прежде всего
Китай, Ирак, а также некоторые другие страны. Ремонт и эксплуатацию такого
оборудования предпочтительнее осуществлять рабочими и специалистами из России.
Далее следует остановиться на проблеме интеллектуальной эмиграции, которая
включает такую категорию мигрантов, как высококвалифицированные научные и
инженерно-технические кадры, т.е. то, что в экономической литературе называется
«утечкой умов».
Исследования показали, что для этой категории мигрантов в принятии решения о
выезде наряду с общесоциальными факторами большую роль играют мотивы
научно-профессионального характера. Сами же ученые, работающие в иностранных
лабораториях и цехах, говорят, что отсутствие бытовых проблем делает их труд как
минимум в 10 раз эффективнее, чем в России.
Интеллектуальная миграция российских ученых и специалистов в различные страны
мира объясняется невостребованностью таланта, опыта и квалификации в условиях
кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение занятых в науке, научном
обслуживании и высшем образовании. Нарастает неудовлетворенность
инфраструктурной обеспеченностью российской науки. По оценкам зарубежных
экспертов, российские ученые обеспечены исследовательским оборудованием в 80,
а литературой – в 100 раз хуже западных [7].
Один из основных вопросов заключается в том, собираются ли
высококвалифицированные профессионалы уезжать навсегда или на время (до 5 лет),
поработать и вернуться. По данным проведенного опроса в Москве, четыре пятых
специалистов с высшим образованием и три четверти с дипломом кандидата (доктора)
наук уезжает за границу на постоянное место жительства, на работу по временному
контракту – 5-7%. Таким образом, «утечка умов» в основном носит безвозвратный
характер. Безвозвратная потеря творческой интеллигенции, высоко -
квалифицированных профессионалов обостряет проблему выхода из кризиса,
становится тормозом развития общества в переходный период. За 90-е годы ХХ
столетия примерно 50 тыс. ученых, в том числе программистов, физиков,
математиков, биологов, эмигрировали из России.
Здесь нужно отметить, что «утечка умов» из России косвенно стимулируется
целенаправленной иммиграционной политикой большинства экономически развитых
стран мира, в первую очередь таких, как США, Канада, Австралия. Так, начиная с
1949г. иммиграционные службы США стали уделять огромное внимание притоку из-за
рубежа высоко - квалифицированных кадров. На льготных условиях предоставляются
въездные визы иностранным работникам нужных специальностей.
В 1990г. правительство США более чем в 2 раза увеличило ежегодную иммиграционную
квоту для высоко - квалифицированных специалистов (с 58 до 130 тыс. человек) при
лимите численности иммигрантов с низким уровнем квалификации в 10 тыс. человек.
Для решения задачи по содействию трудоустройству граждан Российской Федерации за
рубежом ФМС России в настоящее время в соответствии со своими полномочиями
проводит лицензирование деятельности организаций, предоставляющих услуги по
трудоустройству граждан Российской Федерации за рубежом. Кроме того, проводятся
специальные мероприятия по организации стажировок (производственной практики)
для студентов российских вузов в иностранных компаниях. В 2009 году была оформлена и выдана 41 лицензия (в 2007
году – 97 лицензий, в 2008 году – 58 лицензий), продлен срок действия лицензий
66 организациям. За 2 месяца 2010 года было оформлено и выдано 26 новых
лицензий, продлен срок действия лицензий 16 организациям [3].
Исходя из вышеизложенного нельзя не отметить тот факт, что трудовой баланс
складывается пока что не в пользу российского рынка труда: приток работников
из-за рубежа существенно превышает их отток за границу, а качественные
характеристики импортируемой рабочей силы в среднем пока что хуже, чем
экспортируемой. В
завершение данной работы следует особо отметить, что внутренние мигранты по
своей численности многократно превышают численность внешних мигрантов. Понятно,
что внутренние миграционные перемещения никак не влияют на численность и состав
трудоспособного и экономически активного населения страны. Но они оказывают
серьезное воздействие на региональные (субъектов Российской Федерации) рынки
труда. В
2000-е годы начался интенсивный отток населения из северных, восточных и
приграничных регионов страны в южные и центральные районы европейской части
России. В результате на этих территориях численность населения сокращается, его
этническая структура меняется. Выбывающие работники частично замещаются
трудовыми мигрантами в основном из стран СНГ. Но поскольку они концентрируются
главным образом в торговле и сфере услуг, то даже приток мигрантов не решает
проблему дефицита трудовых ресурсов, прежде всего квалифицированных рабочих
кадров [8]. Таким
образом, демографические, в том числе миграционные, процессы оказывают
существенное воздействие на состояние рынка труда, занятости и безработицы, как
в регионах, так и в целом по России.
Учитывая все это, нужно отметить, что в настоящее время актуальным является
построение новой системы государственного регулирования рынка труда и управления
предложением рабочих мест, поскольку стоит задача не только минимизировать
нынешнюю безработицу, но и подготовиться к новым вызовам, в будущем неизбежным и
связанным с ожидаемым сокращением численности трудоспособного населения.
Список литературы
1. Концепция
действий на рынке труда на 2008-
2.
Доклад о результатах и
основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2009-2011
годы // Официальный сайт Федеральной миграционной службы
http://www.fms.gov.ru/about/ofstat/
3.
Проект доклада о результатах
и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2011 год
и плановый период 2012 и 2013 годов// Официальный сайт Федеральной
миграционной службы
http://www.fms.gov.ru/about/ofstat/
4. Карпова И.В. Внешняя трудовая
миграция в России: теория и практика //
Экономические науки. – 2008. - №6. - C.65-67.
5. Кашепов А.В., Сулакшин С.С,
Малчинов А.С. Рынок труда: проблемы и решения.- М: Научный эксперт, 2008. -
C.39.
6. Красинец Е.С.
Нелегальная миграция в России. - М.: Academia, 2009. –
С.63.
7. Красинец Е.
Тюрюканова Е. Интеллектуальная миграция // Экономист. – 2008. - № 3. – С.34.
8. Малеева Т.
Политика на рынке труда на этапе экономического роста // Человек и труд. – 2008.
- №1. (http://www.chelt.ru/2008/1-08/maleva1-08.html)
9. Политика
иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития/ под
ред. С.Н. Градировского.- М.: Наследие Евразии, 2005. - С.291.
10. Рофе А.И. Экономика труда. – М.: Кнорус, 2010. - С.247.
11. Рязанцев С. Трудовая миграция в России в условиях интеграции
в ЕврАзЭс// Вопросы экономики. – 2008. - № 6. - С.81-83.
12. Рязанцев С.В., Ткаченко М.Ф., Мировой
рынок труда и международная миграция. – М.: Экономика, 2010. - С.41.
13. Шарифуллина Т.А. Миграция населения как фактор стабилизации
рынка труда.// Актуальные проблемы экономики и права. – 2008. - №4. - С.127.
14. Экономика труда: рыночные и социальные аспекты под ред.
Волгина Н.А. – М.: РАГС, 2010. -С.129.
15. Официальный сайт Федеральной миграционной
службы
http://www.fms.gov.ru/law/federal_laws/
16. Информационно-аналитический портал
Института демографических исследований
http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5
Literature
1.
Conception of measures on the labor market from
2008 to 2010 (approved by the order of The Government of The Russian Federation
from 15.08.2008 №1193-р.)
2.
Report about results and main directions of the
activities of the Federal migration service from 2009 to 2011 \\ Official
website of the Federal migration service
http://www.fms.gov.ru/about/ofstat/
3.
Project of the report about results and main
directions of the activities of the Federal migration service on 2011 and period
from 2009 to 2011 \\ Official website of the Federal migration servicehttp://www.fms.gov.ru/about/ofstat/ 4.
Karpova I.V. Foreign labor migration in The
Russian Federation: theory and practices\\ Economic science. - 2008. - №6.
Р.65-67. 5.
Kashepov A.V. Sulakshin S.S. Malchinov A.S.
Labor market: problems and solutions .-M. Scientific expert, 2008. - Р.39. 6.
Krasinec E.S. Illegal migration in The
Russian Federation.-M.: Academia, 2009. – Р.63. 7.
Krasinec E. Turukanova E. Intellectual
migration \\ The economist. -2008. - №3. –Р.34. 8.
Maleeva T. Policy on the labor market on the
period of the economic growth\\ Man and the labor. – 2008. - №1. (http://www.chelt.ru/2008/1-08/maleva1-08.html) 9.
Policy of immigration and naturalization in
The Russian Federation: modern situation and main directions of development
under the science editorship of S.N. Gradirovski. -M. 2005. - Р.
291. 10.
Rofe A.I. Economics of the labor. - M.: Knorus, 2010. -
Р. 247. 11.
Rasansev S. Labor migration in The Russian Federation in the
circumstances of EvrAzEs integration\\ Questions of the economics. -2008. - №6.
- Р.81-83. 12.
Rasansev S.V. Tkachenko M.F. International labor market and
international migration.- M., Economics, 2010. - Р.
41. 13.
Sharifullina T.A. Migration of the population as a factor of
stabilization of the labor market\\ Actual problems of economics and law. -2008.
- №4. - Р.127. 14.
Economics of the labor: marketing and social aspects under
the science editorship of N.A. Volgin.- М.: RAGS,
2010.- Р. 129. 15.
Official website of the Federal migration service\\
http://www.fms.gov.ru/law/federal_laws/ 16.
Official website of the Demographical investigation’s
institute\\
http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5
|