Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  КАДРОВ — ОСНОВА УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

  Тимошенко М.А.

 

В статье рассматривается  значение профессиональной подготовки управленческих кадров АПК с учетом требований складывающейся экономической обстановки в аграрном секторе. Дается анализ работы с резервом на должности руководителей в агропромышленном комплексе Республики Беларусь.

In article value of vocational training of administrative shots of agrarian and industrial complex, taking into account requirements of developing economic conditions in agrarian sector is considered. The analysis of work with a reserve on a post of heads in agriculture of Byelorussia is given.

Ключевые слова:  агропромышленный комплекс, менеджмент, маркетинг, кадровый резерв, подготовка, переподготовка, образовательные технологии, управленческое образование, экономика, управленческая деятельность, учебный процесс, модернизация.

Keywords: agriculture, management, marketing, a personnel reserve, preparation, retraining, educational technologies, administrative formation economy, administrative activity, educational process, modernization.

 

Обеспечение задач развития экономики сельского хозяйства и социального сектора в значительной степени определяется результативностью работы управленческих кадров. Недаром народная мудрость гласит: «Планируешь на год – расти хлеб, а на двадцать лет – выращивай деревья, на века – воспитывай детей и готовь кадры». Какая глубокая мысль заложена в последних словах этого изречения. Сегодня в условиях жесткой конкуренции среди сельхозпроизводителей особую значимость приобретают реализация современных подходов к менеджменту, развитие маркетинговой деятельности, организация профессиональной подготовки управленческих кадров АПК на новом качественном уровне.  Искусство управления это одно из важнейших и сложнейших видов человеческой деятельности.

Управленческое образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач. Сегодня реалии таковы, что даже проверенные кадры, обладающие опытом и навыками, не всегда способны достаточно оперативно реагировать на быстрые изменения обстановки и вызовы времени. Последствия мирового финансового и  экономического кризиса подтверждают, что инертность мышления, в ряде случаев управленческое иждивенчество, функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность, не только отрицательно сказываются на результатах, но и являются факторами риска, которые могут привести к замедлению темпов развития государства.

Осуществляемые в странах СНГ с начала 90-х гг. XX столетия глубокие социально-экономические преобразования привели к кардинальным изменениям экономической системы на постсоветском пространстве. Эти преобразования обусловили изменения содержания  и системы управления экономикой. Стало очевидным, что методы управления, используемые в период монополии государственной собственности, оказались неприменимы в современный период. В условиях многообразия форм собственности изменяются и подходы к управлению различных отраслей экономики, в том числе и АПК.

Сегодня приходит осознание, что конкуренция в инновационной сфере идёт на основе «энергии знаний», «силы ума», профессиональных компетенций. Более того,  вполне закономерен переход к инновационной экономике, когда доминирующим фактором в производстве сегодня становится наука, а в сфере экономических отношений господствующая роль переходит, по утверждению специалистов, от связей рыночных к связям информационным, что является логическим продолжением и результатом инновационного развития. Воздействию глобализации подвергается теория и практика управления, которое становится все более свободным от правил прошлого. Наряду с этим происходит переоценка многих положений экономической науки. Сегодня время административного управления отходит на второй план. На первый план выходят тенденции управления на основе сотрудничества, партнерских отношений, сотворчества.  Происходит изменение сути и облика традиционной системы управления. В этой непростой и сложной экономической обстановке важность и переподготовки  управленческих кадров особенно возрастает.

Многие руководители в агропромышленном секторе мало задумываются о научных подходах  в своей управленческой деятельности, о её постоянном совершенствовании. Многое делается по наитию, заедает текучка, вместо того чтобы целенаправленно и неуклонно вести возглавляемый трудовой коллектив к намеченным рубежам. А ведь без умелого, грамотного, эффективного руководства сегодня невозможно на современном уровне решать сложные многоплановые задачи, стоящие перед агропромышленным комплексом. В настоящее время возрастает потребность в руководителях, обладающих широким спектром профессиональных знаний и навыков, имеющих смежные квалификации, дополнительные знания компьютера, иностранного языка, права и т. д.

Искусству управления надо учить. Бесперспективен тот руководитель, управляющий по интуиции, не видящий направлений развития сельскохозяйственной организации.

В условиях сегодняшнего дня актуальной становится задача опережающего качественного управленческого образования, рассчитанного на подготовку людей, способных просчитывать каждое решение не только на завтра, но и на более отдалённую перспективу.

Учитывая важность агропромышленного комплекса в экономике каждого государства, сегодня в странах ближнего зарубежья заняты проблемой улучшения эффективности работы этой отрасли. Особенно это актуально для вновь образовавшихся государств на бывшем пространстве СССР, где вся экономика, в том числе и аграрного сектора, была подвержена строгому командно-административному методу управления, при котором любые отклонения от установленной линии строго пресекались. В результате чего агропромышленный комплекс в условиях новых экономических отношений оказался в очень сложной ситуации. А надо прямо отметить, не смог войти в рыночные отношения.

Одной из причин этого стала неготовность управленческих кадров работать в новых условиях. Поэтому сегодня перед учёными, специалистами этих стран стоит актуальный вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки кадров агропромышленного сектора, о умении их работать в складывающейся сложной  экономической обстановке. Система образования  управленческих кадров аграрного сектора,  отражая реальные процессы и явления, должна  быть обращена не только в прошлое, сколько в будущее. Только тогда управленческое образование будет опережающим, инновационным. Современные управленцы должны быть  ориентированы прежде всего на:

1)        понимание экономических аспектов  глобализации   и   её  последствий;

2)        четкое представление о краткосрочной и долгосрочной перспективе развития;

3)        поиск партнеров, чьи сильные стороны и подходы отличаются  от  собственных и дополняют их;

4)        управление производством, инновационной деятельностью как системной совокупностью динамических бизнес-процессов;

5)        повышение ответственности за принятие решений;

6)        минимизацию количества уровней управления.

Обратимся к накопленному небольшому положительному опыту подготовки управленческих кадров АПК в Республике Беларусь, нашего ближайшего партнёра по СНГ. Сегодня, несмотря на экономический кризис, сельскохозяйственное производство этого государства достигло определённых успехов в наращивании объёмов продукции, обеспечена устойчивая динамика роста производства во всех категориях хозяйств. Производство продукции аграрного сектора превысило потребности внутреннего рынка.

В условиях рыночных отношений возникла необходимость принятия действенных мер и управленческих решений по расширению рынков сбыта на основе повышения конкурентоспособности продукции. Важность этого направления в функционировании сельскохозяйственного сектора постоянно возрастает в связи с ежегодным наращиванием объёмов производства и усиления конкуренции среди сельхозпроизводителей.

Именно в этих условиях особую значимость приобретает организация подготовки  управленческих кадров АПК на новом качественном уровне.

2 июня 2009 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ №275 «О некоторых мерах совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере управления», Минсельхозпродом определены задачи, направленные на совершенствование подготовки и повышения квалификации руководящих кадров аграрного сектора. В сети сельскохозяйственных учебных заведений организована определённая система повышения уровня профессиональной подготовки руководителей сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Главным направлением в кадровой политике аграрного сектора является формирование действенного резерва на должность руководителей всех звеньев. При этом во главу угла организации этой работы ставятся вопросы по подбору резерва из числа грамотных и перспективных специалистов, которые обладают не только соответствующими личностными качествами, но и положительно зарекомендовавшими себя на практической работе. Эта работа проводится на основании Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2004г. № 354 «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных учреждений». Принятие этого важного нормативного акта свидетельствует о том, что кадровая политика в государстве  развивается последовательно и  целенаправленно. Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь во исполнение вышеназванного указа принят ряд решений, направленных на совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров. Определены критерии в резерв руководителей, создана и поддерживается в актуальном состоянии электронная база данных кадрового резерва, оказывается методическая помощь кадровым службам со стороны министерства, совершенствуются формы и методы конкурсного отбора, перестроены образовательные программы.

Новые программы предусматривают изучение составляющих управленческого цикла, моделирование деятельности руководителя при решении тех или иных производственных задач, отработку механизма достижения целей, формирование экономических знаний и правовой культуры руководителя. Значит, взят курс от изучения теории управленческой деятельности к практической составляющей.

Согласно рекомендациям Минсельхозпрода практические занятия проводятся в передовых сельскохозяйственных предприятиях, научно-исследовательских центрах НАН Беларуси. При подборе кандидатов в резерв на должности руководителей уделяется внимание и таким моментам, как желание и готовность кандидатов работать на руководящих должностях, наличие у них  достаточного производственного опыта.

Сегодня подготовка резерва руководителей сельскохозяйственных предприятий в республике осуществляется на базе государственного учреждения образования «Белорусский государственный аграрный технический университет». В его составе  которого образован Институт повышений квалификации и переподготовки кадров АПК и факультет повышения квалификации и переподготовки кадров государственного учреждения образования «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» по специальности «Управление организациями и подразделениями АПК» с присвоением квалификации «Специалист по управлению» со сроком обучения 3-5 месяцев  по очной и 2 года по заочной формам подготовки.

После завершения обучения кандидатов на руководящие должности их производственная деятельность отслеживается, анализируется, т. е. ведётся системный мониторинг, по результатам которого даётся оценка качеству отбора кандидата. Стоит обратить внимание на такой положительный подбор резерва руководящих кадров из студенческой среды, из числа лучших студентов старших курсов, имеющих высокие показатели в освоении программы обучения, обладающих организаторскими способностями, коммуникативными способностями, умением руководить коллективом. Эти студенты с учётом их желания направляются на 2-годичные курсы обучения по специальности «Управление организациями и подразделениями АПК». В высших учебных заведениях за последние четыре года уже  подготовлено 409 выпускников из числа перспективного резерва.

Чтобы дать конечную оценку действенности этого направления подготовки резерва руководящих кадров, потребуется определённое время. На наш взгляд, в этом есть рациональное зерно.

Соответствующими структурными подразделениями Минсельхозпрода постоянно анализируется состояние послевузовского образования, вносятся соответствующие коррективы в образовательные программы. Внедряются принципиально новые методы организации образовательной деятельности. Коллегией Министерства сельского хозяйства и продовольствия принят ряд решений по совершенствованию системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников. Основу этих программ составляют изучение процессов экономики предприятия, модернизации производственных процессов, энерго- и ресурсосберегающих технологий.    Для повышения  эффективности и динамичности учебного процесса активно внедряются прогрессивные формы и методы  обучения:  занятия  по  обмену  опытом, защита курсовых работ, проведение круглых столов и др.                              

С этой категорией слушателей согласно учебным программам предусматривается проведение до 70 % практических занятий от общего числа учебного времени. Во время этих занятий слушатели знакомятся с опытом работы по конкретным направлениям деятельности АПК.   Используются мультимедийные системы моделирования для решения конкретных производственных задач.

Активно в решении задач повышения квалификации руководящих работников используются возможности научно-практических центров НАН Беларуси. По заказу Минсельхозпрода аграрным отделением Академии наук создаются учебные фильмы, отслеживаются технологические процессы, системы внедрения новых методов агрономии при выращивании новых сельскохозяйственных культур, внедрение передовой практики выращивания и откорма животных, новые технологические процессы при эксплуатации и ремонте сельхозмашин и оборудования.

В республике большое внимание уделяется вопросу информационно-консультативного сопровождения работы руководителя через разработку и создание интернет-портала информационно-консультативной службы Минсельхозпрода, что позволяет руководителям сельхозпредприятий владеть постоянно обновляемой информацией в области современных технологий производства, менеджмента и маркетинга. Сегодня решается вопрос о создании базы данных по результатам производственной деятельности каждого сельскохозяйственного предприятия. Планируется организовать работу консультантов в случае возникновения у руководителя проблем в области производства.

Несмотря на имеющиеся определённые трудности в аграрном секторе Республики Беларусь, проводимые в последние годы мероприятия по совершенствованию системы подготовки и переподготовки сельскохозяйственных кадров, на наш взгляд, будут способствовать укреплению позиций в этом направлении экономики, выходу её на более высокий уровень, а также повышению жизненного уровня крестьян.

Подводя итог вышеизложенному, хочется отметить, что необходимо постоянно совершенствовать систему работы с руководящими кадрами агропромышленного комплекса и комплексно подходить к формированию аппарата руководителей, способного качественно решать сложные экономические и социальные задачи, стоящие перед аграрным сектором. Это поможет вывести сельское хозяйство  из создавшегося сложного состояния.

 

Список литературы:

  1. Назарова, Н. Прогнозирование численности кадров для сельского хозяйства региона / Н. Назарова // АПК: экономика, управление. — 2008 .— № 8 .— С. 19-20.
  2. Курцев, И. Системные принципы устойчивого развития сельского хозяйства / И. Курцев // АПК: экономика, управление. — 2008 .— № 6 .— С. 8-10.
  3. Слепнев, А. Развитие сельского хозяйства на ближайшую перспективу / А. Слепнев // АПК: экономика, управление. — 2008 .— № 6 .— С. 2-7.
  4. Щелкунова, С.А. Опыт работы Самарского регионального центра оценки кадрового потенциала АПК [Текст] / Т.Ю. Авдеева, Е.А. Борякова, С.А. Щелкунова // Вестн. кадровой политики, аграрного образования и инноваций. - 2009. - № 10. - С. 27-35.

  

Literature:

  1. Nazarova, N. Forecasting of number of shots for region agriculture / N.Nazarova // Agrarian and industrial complex: economy, management. - 2008.- № 8. -  р. 19-20.
  2. Kurtsev, I. The system principles of a sustainable development of agriculture / I.Kurtsev // Agrarian and industrial complex: economy, management. - 2008.- №6. - р. 8-10.
  3. Slepnev, A. Agriculture development on immediate prospects / A.Slepnev // Agrarian and industrial complex: economy, management. — 2008 .— № 6 .— р. 2-7.
  4. Shelkunova, S.A. Operational experience of the Samara regional centre of an estimation of personnel potential of agrarian and industrial complex / T.U.Avdeev, E.A.Borjakova, S.A. Shelkunova // The Bulletin of personnel selection, agrarian formation and innovations. - 2009. - № 10. - p. 27-35.