Корпоративное управление и инновационное
развитие экономики Севера
|
|
ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Плесовский П.А.
В связи со снижением воспроизводства трудовых ресурсов на
Севере, в регионе происходит уменьшение трудового потенциала, что, в свою
очередь, приводит к снижению темпа экономического развития данного региона и
страны в целом. Для эффективного развития человеческого капитала возникает
необходимость использования качественно новых, или инновационных,
лечебно-диагностических технологий. Под инновациями понимается реструктуризация
и оказание высокотехнологичной медицинской помощи. При осуществлении
инновационной деятельности необходимо обеспечение рационального сочетания
механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных
механизмов. Due to cutting of human resources in
the north, human labor potential is decreasing in the region and as the result
of it leads to cutting of economic development temps of this region and of the
whole country. There is a necessity of using new qualitative medical diagnostic
or innovative technologies for effective development of human capital.
Restructuring of medical aid, provision of high-tech assistance is considered as
an example of innovations. For realization of innovative activity it is
necessary to provide a rational combination of state direct and indirect
incentives mechanisms and market mechanisms. Ключевые слова: рынок медицинских услуг; инновационная
деятельность; северные территории; новые технологии; государственная политика. Key words: medical service market,
innovative activities, north territories, new technologies, state government.
Рынок медицинских услуг – это особый рынок, на котором с помощью экономических механизмов обеспечивается контроль государства за предложением и ценой медицинских услуг, а пациент должен получить возможность свободно выбирать врача и медицинское учреждение. Таким образом, рынок медицинских услуг как относительно обособленная подсистема рыночных отношений выполняет важную функцию – обеспечение эффективности использования ресурсов для удовлетворения человеческих потребностей в невещественных благах – медицинских услугах. Рыночные отношения в здравоохранении, сохраняя основные сущностные характеристики, неизбежно приобретают специфическое содержание. Эта специфика порождается, прежде всего, особой природой объекта купли-продажи, когда в качестве товара выступает медицинская услуга. Повышение качества медицинских услуг и обеспечение их доступности являются важнейшими вопросами реформирования системы здравоохранения. При проведении модернизации экономики к качеству рабочей силы предъявляются высокие требования. Они касаются не только профессиональной квалификации, но и состояния здоровья. Низкий уровень здоровья населения, спровоцированный в т.ч. недостаточным качеством медицинских услуг, оказывает негативное влияние на развитие экономики России и состояние «человеческого капитала». Говоря другими словами, назрела необходимость внесения в политику здравоохранения коренных изменений, направленных, прежде всего, на повышение её эффективности, приведение объема и структуры обязательств в соответствие с реальными финансовыми возможностями государства, выработки новых механизмов политики здравоохранения, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов. Например, особо выделяется проблема групповой потребности
выживания и сохранения здоровья человека в условиях Севера. Как известно,
северные территории играют значительную роль в российской экономике, т.к. здесь
производится более одной пятой валового внутреннего продукта (ВВП) России, одна
четверть лесной продукции, более 90% природного газа, 75% нефти, 80% золота, 90%
меди и никеля, почти все алмазы, кобальт, апатитовый концентрат. Здесь проживают
около 11 миллионов человек, или 7,4% населения России. Эти территории
характеризуются особыми социально-экономическими условиями жизни и
медико-физиологическими параметрами населения. Рассмотрим их на примере
Республики Коми. Демографическая ситуация в Республике Коми за 2001-2007 гг.
характеризовалась сокращением численности населения вследствие его миграционной
убыли и превышения смертности над рождаемостью; старением населения и ухудшением
его возрастно-половой структуры; низкой продолжительностью предстоящей жизни,
особенно мужчин. В результате миграционного оттока ухудшается не только
количественный, но и качественный состав населения: его возрастная, семейная,
образовательная структура. По оценкам специалистов, на 1 января Сегодня Север России представляет собой сосредоточие острейших, взаимосвязанных проблем, которые обусловлены сочетанием специфики экологических условий и особенностей формирования здоровья проживающего населения на фоне развития рыночных отношений в регионе. Все это порождает новые негативные тенденции, которые отрицательно сказываются на состоянии здоровья населения Севера. Так, по сравнению с населением других регионов России, северяне оказались более ограниченными в медицинском обслуживании, в осуществлении реабилитационных мероприятий. Отдельную проблему для здравоохранения представляют на севере мигранты, которые, являясь неадаптированным контингентом, проходят трудный путь адаптации к проживанию в условиях Севера. Таким образом, приезжие жители Севера являются контингентом постоянного риска, и реальный срок их активной трудовой деятельности ограничен. Стадия истощения адаптивного процесса у приезжих жителей на Севере возникает через 8-15 лет, после чего происходит резкое ухудшение здоровья [3]. Как известно, воспроизводство рабочей силы неразрывно связано с воспроизводством населения. Население есть основа и субъект всего общественного производства. Воспроизводство населения, в свою очередь, зависит от состояния здоровья трудящихся. В связи со сниженным воспроизводством трудовых ресурсов на Севере в регионе происходит уменьшение трудового потенциала, что приводит к снижению темпа развития данного региона и страны в целом. Для решения этой задачи необходимо сформировать эффективную систему предоставления медицинских услуг, обеспечивающую достижение реальных позитивных результатов в состоянии здоровья населения и создающую благоприятные условия для развития человеческого капитала. Таким образом, для эффективного развития человеческого капитала возникает необходимость использования качественно новых лечебно-диагностических технологий. Следовательно, речь идет о необходимости становления в регионе новой инновационной экономики, о возрастание веса и влияния инноваций. Инновация, или нововведение, – это создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса. Создание и использование нововведений стало решающим фактором развития экономики, а инновации превратились в «ключевую движущую силу более продуктивного экономического роста» [1]. При этом особую роль играет то, что инновацией называется конечный продукт инновационного процесса, а вовсе не идея, возникшая в головах ученых: М. Вейцман отмечал, что «предел наших возможностей экономического роста лежит не только и не столько в нашей способности производить новые идеи, сколько в умении превращать обилие этих основополагающих идей, обладающих значительным потенциалом, в продукты, годные к употреблению» [6]. Таким образом, под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Применительно к рынку медицинских услуг, инновационной
деятельностью следует считать процесс, направленный на реализацию результатов
законченных научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный
технологический процесс, используемый в практической деятельности
оказания медицинских услуг. Это связано с тем, что традиционные способы оказания
медицинских услуг во многом исчерпали как интенсивные, так и экстенсивные
возможности своего развития. Поэтому во многих странах на первый план
выдвигаются такие способы оказания медицинских услуг, осуществление которых
основано на использовании новейших технологий.
Инновационный тип развития рынка медицинских услуг предполагает
активизацию процессов поиска, подготовки и реализации нововведений для
обеспечения еще большей эффективности использования ресурсов с целью
удовлетворения человеческих потребностей в медицинских услугах.
Это соответствует Концепции и Программе
социально-экономического развития России до
В качестве одной из инноваций рынка медицинских услуг предлагается реструктуризация медицинской помощи. Необходимость реструктуризации во многом диктуется объективными процессами: расширением потребностей населения в высококачественной медицинской помощи, растущим использованием качественно новых эффективных лечебно-диагностических технологий. Эти факторы ведут к удорожанию медицинской помощи, и поэтому требуют поиска более эффективной структуры ее оказания. Цель реструктуризации здравоохранения – повышение эффективности использования ресурсов, создание на этой основе более благоприятных условий для повышения доступности и качества медицинской помощи. Экономически выгодней становится предупреждать заболевание, производить лечение на ранних стадиях, чем лечить запущенные случаи с наличием различных осложнений. Реструктуризация системы здравоохранения – это процесс структурных преобразований, обеспечиваемый перегруппировкой ресурсов между отдельными звеньями и уровнями оказания медицинской помощи для использования экономически и клинически эффективных решений с учетом меняющихся потребностей населения в медицинской помощи и развития клинической практики. Главные организационные сдвиги в структуре оказания медицинской помощи заключаются в акцентировании переноса внимания: · из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; · от специализированной амбулаторной помощи в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; · из круглосуточного стационара в дневной стационар, центр амбулаторной хирургии, стационар на дому; · из учреждений, оказывающих высокоспециализированную и высокотехнологическую помощь, в учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, а порой и в учреждения первичной медико-санитарной помощи; · от мелких диагностических подразделений к централизованным службам, способным эффективно использовать дорогостоящую диагностическую технику. Дальнейшее развитие стационарной помощи также связано с ее реорганизацией. Главные направления реорганизации стационарной помощи следующие: · оптимизация объемов стационарной помощи за счет сокращения числа случаев необоснованных госпитализаций; · интенсификация процесса оказания стационарной помощи на основе повышения ресурсного обеспечения каждого случая лечения; · дифференциация коечного фонда по степени интенсивности лечебно-диагностического процесса. Сокращение средней длительности госпитализации достигается за счет четкого определения показаний к госпитализации, максимально возможного обследования больных в амбулаторных условиях, преемственности в дальнейшем лечении пациентов амбулаторно, на дневном стационаре. Важная роль в успешной реструктуризации стационарной помощи отводится врачу первичной медико-санитарной помощи, который принимает решение об отборе больных на плановую госпитализацию в больницы соответствующего уровня. Этот врач должен быть экономически мотивирован в оптимизации объемов стационарной помощи. Решающее условие успешности реорганизации стационарного сектора – готовность амбулаторно-поликлинического звена принять на себя дополнительные объемы медицинских услуг. Планирование реорганизации стационарной помощи на основе анализа возможностей амбулаторно-поликлинических учреждений должно заменить собой механическое сокращение коечного фонда. Рациональное планирование стационарной помощи основывается на расчете обоснованной потребности населения в объемах и видах этой помощи, то есть с учетом уровня заболеваемости, а также максимально четком определении показаний к госпитализации. Основной критерий для разработки показаний к госпитализации при различных заболеваниях – состояние пациента, требующее круглосуточного наблюдения и вмешательства. Частью стратегического плана реструктуризации является план мероприятий по оптимизации сети и мощности больничных учреждений, включающий: · оптимизацию сети участковых больниц и, при необходимости, перевода части их в амбулатории общей врачебной практики; · организацию окружных центров для оказания отдельных видов специализированной помощи населению прикрепленных территорий; · перепрофилирование, уменьшение мощности, слияние или закрытие (в зависимости от потребности) больничных учреждений. В качестве примера новых технологий хочется привести эндоскопические хирургические вмешательства. Раннее восстановление пациентов, снижение смертности, уменьшение длительности стационарного лечения делают эту технологию весьма привлекательной не только с житейской, но и с экономической точки зрения. Необходимость в длительном дорогостоящем стационарном лечении при использовании эндоскопической техники снижается в 1,5-2 раза, соответственно, и снижается длительность последующего амбулаторного лечения, что достаточно выгодно не только лечебному учреждению, но и пациенту. В настоящее время в Российской Федерации профильные медицинские центры, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь, развернуты в основном в г. Москве, г. Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах. Существуют территории, где подобных центров нет, что, конечно, значительно снижает для населения доступность данного вида медицинской помощи и увеличивает время ее ожидания. Обеспеченность населения по некоторым видам высокотехнологичной помощи составляет: эндопротезирование суставов - 6,7%; коррекция врожденных пороков сердца – 35%; операции на сердце с использованием искусственного кровообращения – 13,4%; протезирование клапанов сердца – 10,4%; коронароангиография - 10% [7]. Средняя стоимость услуги по высокотехнологичной медицинской помощи достаточно высока (около 300 тысяч рублей), максимальная стоимость отмечается в кардиохирургии и трансплантологии (до 700 тысяч рублей). При этом более 90% населения Российской Федерации не в состоянии оплатить данные виды медицинской помощи даже по фактической помощи. Таким образом, требуется создание новых медицинских центров, способных увеличить возможности населения получить высокотехнологичную медицинскую помощь. Необходимость государственного вмешательства в процесс внедрения инноваций объясняется длительностью научно-производственного цикла, высокими затратами и неопределенностью конечного результата [2], низким уровнем инновационной активности в России, институциональной недостаточностью ее экономики, а также превалированием краткосрочных экономических интересов над долгосрочными. Рынок не может решить проблему долгосрочных рисковых инвестиций, поэтому данные функции должно взять на себя государство. Целью государственной политики в области развития инновационной системы оказания медицинских услуг является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации таких стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, как повышение качества жизни населения, достижение экономического роста. Для достижения цели государственной политики в области развития подобной инновационной системы за счет внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий, ускоренного развития высокотехнологичных производств необходимо решить в т.ч. и такие задачи, как обеспечение рационального сочетания механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности. Список литературы 1. Гохберг Л. Национальная инвестиционная система России в условиях «новой экономики» // Вопросы экономики. - 2003. - №3. - С.26 2. Ленчук Е.Б. Инновационный аспект формирования научно-технической политики в современной России. - М.: Науковедение, 2000. - С.25. 3. Мурашко М.А. Современные аспекты демографической политики Республики Коми в контексте циркумполярной медицины // Здоровье человека на Севере. – 2008. - №1. – Т. 1. - С.4. 4. Реформационный прагматизм как основа модернизации (Резюме доклада к «Концепции и программе социально-экономического развития России до 2015 года» группы ученых РАН) // Российский экономический журнал. - 2007.- №3. - С.3-35. 5. Сбережение народа зависит от вас! / сост. В.И. Стародубов и др.- «ГЭОТАР-Медиа», 2007. - С.27. 6. Weitzman M. Recombinant Growth.- Quarterly Journal of Economics, 1998. May, Vol. 113 №2.
Literature
1.
Gohbegr
L.
National
investment system in
2.
Lenchyk E.B. Innovative
aspect in formation science and technology policy in modern
3.
Myrashko M.A.Modern aspects
of demographic policy of the
4.
Reformation pragmatism as a
basis for modernization (Summary report to the "Concepts and the program of
socio-economic development of
5.
People savings depend on
you! / Compl. VI V.I. Starodubov etc. "GEOTAR-Media 6.
Weitzman M. Recombinant Growth.- Quarterly Journal of Economics, 1998. May,
Vol. 113.
№2.
|