Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ СЕКТОРОМ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

Князева Г.А.

 

В статье рассмотрены актуальные вопросы, связанные с развитием инновационной экономики на примере лесной отрасли Республики Коми. Изучены проблемы, препятствующие  лесной промышленности региона стать эффективной и конкурентоспособной на рынке.

In article the pressing questions connected with development of innovative economy on an example of wood branch of Komi Republic are considered. The problems interfering the wood industry of region to become effective and competitive in the market are studied.

Ключевые слова: инновационный развитие лесного сектора, ресурсный подход, конкурентные преимущества, частно - государственное партнерство, лесосырьевой  потенциал.

Key words: innovative development of wood sector, the resource approach, competitive advantages, private - state partnership, potential of wood raw materials.

 

Практически до настоящего времени для  российского  лесного сектора инновационное развитие не является фактом, его структурные и экономические преобразования ограничились приватизацией лесопромышленных производств в начале 90-х годов.

Рыночная экономика  добавила к существовавшим в советский период ряд неблагоприятных тенденций: монополизация внутренних рынков и интенсивная вырубка транспортно-доступных лесов. На примере Республики Коми они выразились к монопольному положению целлюлозно-бумажного комбината -  ОАО «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс», который потребляет более половины заготовляемой в регионе древесины, диктует цены на сырье. Это же предприятие заключило арендные договора на лесные участки на 49 лет в наиболее экономически доступных лесных массивах. В настоящее время осуществляется модернизация комбината, реализация которой предусмотрена до 2010 года. В результате выполнения всех работ по проекту годовое потребление древесины комбинатом возрастет на 33% - до 4 млн.куб, выработка целлюлозы увеличится более чем на 20% и составит 890 тыс.т. Производство картонно-бумажной продукции достигнет уровня 1 млн.т. Реализация инвестиционного проекта на комбинате упрочит его монопольное положение, так как в условиях экономического кризиса инвестиции в другие инвестиционные проекты приостановлены.

Задача региональных властей – создать условия для инновационного развития лесного сектора. Правительство Республики Коми дальнейшее развитие лесной отрасли связывает с модернизацией действующих и строительством новых перерабатывающих мощностей, среди которых основное место отводится целлюлозно-бумажной отрасли. Ряд предполагаемых к реализации проектов признан приоритетными инвестиционными проектами в области глубокой химической переработки  древесины на федеральном уровне. По нашему мнению, сам подход к стратегическому планированию структуры и объемов производства регионального лесного сектора повторяет принципы планирования советского периода, когда основным фактором размещения было наличие запасов древесного сырья без должной оценки возможностей внутреннего и экспортного рынков потребления лесной продукции. Из действующих в настоящее время на территории республики можно отнести Лесной план Республики Коми на 2008-2017гг, а также проект «Стратегии развития лесопромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года», в которых заложен ресурсный подход. В этих документах определено, что «главной целью развития лесопромышленного комплекса в республике является рост объема и эффективности лесозаготовительного  и перерабатывающего производства, способного удовлетворять потребности внутреннего и внешнего рынка в конкурентоспособной лесобумажной продукции».

Применение ресурсного подхода в стратегическом  планировании можно объяснить прежде всего приверженностью федеральных и региональных органов власти к привычным методам решения отраслевых проблем. Следует заметить, что и федеральная Стратегия развития лесной отрасли нацелена на  использование лесных ресурсов и ускоренное развитие производства продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего целлюлозно-бумажной. Кроме того, в России, тем более в регионах, отсутствует прогнозная информация по спросу на лесопродукцию,  которая будет востребована на внутренних  и экспортных рынках  в условиях инновационного развития экономики.

В результате  бизнес стремится получить как можно больше лесных ресурсов для строительства новых целлюлозно-бумажных комбинатов, конкурентным преимуществом которых для российских условий до последнего времени являлось использование дешевого древесного сырья. Однако, отставание от конкурентов в производстве качественной бумажной  продукции столь значительно, что низкие цены на сырье не смогут обеспечить преимущества для российских производителей бумажной продукции. Поэтому наиболее вероятным сценарием развития отечественной целлюлозно-бумажной промышленности будет производство продукции в объемах и структуре, востребуемых внутренним рынком и рынками, где требования к качеству и ассортименту продукции невысокие. Развитие отечественной целлюлозно-бумажной промышленности будет проходить по аналогии с отечественным автопромом и другими отраслями, где нет перспектив на «прорывные» инновационные решения.

В основе установления  приоритета развития лесного сектора должны быть готовность отрасли к ее инновационному развитию и способность производить конкурентную продукцию. Конкурентным преимуществом следует считать ее обеспеченность такими видами ресурсов, которых нет у конкурентов и которые нельзя создать, привлекая нетрадиционные источники. Для России и ее лесных регионов наиболее перспективным направлением  должно стать развитие производств по механической переработки древесины, продукция которых сохранит натуральные свойства древесины. В отличие от лесопильно-деревообрабатывающих производств, где древесину нельзя заменить другими нетрадиционными материалами, сырьевую базу целлюлозно-бумажной промышленности можно расширить за счет традиционных источников.

На региональном уровне в управлении лесными ресурсами должен быть реализован подход, обеспечивающий  при их использовании максимально возможный выход высококачественной продукции механической переработки, а образующиеся при этом отходы составят сырьевую базу для целлюлозно-бумажной отрасли. По этому сценарию развивается лесной сектор во всех странах, где используются ресурсы древесины хвойных пород.  Республика Коми обладает ценными хвойными лесами, на долю которых приходится около 80% лесных ресурсов региона.     

Результатом реализации такого подхода использования лесных ресурсов станет структура потребления древесины, максимизирующая  преимущества региона как обладателя уникальными по качеству лесными ресурсами. Основой эффективного ресурсного менеджмента должно стать частно-государственное партнерство в системе арендных отношений, когда государство и частный бизнес становится равноответствеными за результаты принимаемых отношений в сфере планирования и размещения лесопромышленных производств.

Для реализации на практике эффективного лесоресурсного управления необходимо изменить систему лесных отношений в сторону либерализации государственной политики в области установления, взимания и распределения платы за использование лесов. Несмотря на то, что Лесным кодексом 2006 года предложен рыночный механизм доступа к лесным ресурсам через аукционы, система платежей за лесные ресурсы остается прежней, созданной в советское время. Основу этой системы составляет прейскурант минимальных ставок платы за древесину, устанавливаемых Правительством РФ без учета состояния лесных ресурсов и ценами продаж лесопродукции. Для того чтобы все участники лесных отношений имели мотивацию к осуществлению эффективного управления лесами, необходимо перейти к лесной ренте. Исследования, которые были проведены творческим коллективом под эгидой некоммерческого фонда «Серебряная тайга» в республике по экономической доступности лесных ресурсов на основе рентного подхода показали, что дифференцированный подход к платежам за лес позволит региональным властям осуществлять отбор более эффективных лесопользователей, преодолевать искусственно создаваемый дефицит лесных ресурсов как результат административного управления. Система платежей, которая действует в настоящее время, зачастую из-за низкого уровня цены древесины на корню вводит в заблуждение инвесторов, так как в своих инвестиционных проектах они не закладывают обязательств пользователей вести лесное хозяйство и осуществлять инвестиции в развитие социальной и производственной инфраструктуры. Реализация такого подхода позволит избежать финансовых потерь, социальных конфликтов и экономических рисков в лесном секторе.

Целесообразность перехода к инновационному развитию лесного сектора на основе развития производств, использующих преимущество натурального дерева, и переход в связи с этим к эффективному управлению лесными ресурсами как на федеральном, так и региональном уровнях подтверждает опыт стран, для которых инновационная экономика является фактом, что предполагает принципиальную трансформацию экономики в целом. Постепенно уходит в прошлое экономика с преобладанием крупных транснациональных компаний, которые ориентируются на крупные капиталовложения. Им на смену приходит наукоемкое производство, когда решающее значение имеет способность компании к постоянному обновлению продукции за счет внедрения новых технологий. В этой ситуации проявляются преимущества предприятий малого и среднего бизнеса, прежде всего их способность к быстрой смене технологий. В этой связи представляет большой интерес исследование проблем адаптации малых предприятий к инновационному развитию в лесном секторе с учетом северной специфики. В последние годы в российском лесном секторе было осуществлено крупномасштабное техническое перевооружение  лесозаготовительной отрасли, на смену трелевочным тракторам пришли лесозаготовительные комплексы, производительность которых на порядок выше прежней технологии. В результате отпала необходимость в леспромхозах. Лесозаготовки ведутся на базе малых предприятий с привлечением работников вахтовым методом. В отличие от добычи сырья переработку леса малые предприятия ведут на устаревшем оборудовании, что делает их продукцию неконкурентоспособной. Если в основу стратегии лесного сектора будет заложен не ресурсный подход, а стимулирование развития тех отраслей, которые эффективно распоряжаются лесосырьевым потенциалом, то в перспективе должна происходить децентрализация экономических процессов и  трансформация организации лесозаготовок и переработки древесины малыми и средними предприятиями. Внедрение новых технологий добычи и мини- переработки древесного сырья  вблизи мест добычи приведут к перерождению индустриальных узлов в крупных населенных пунктах в новые ресурсные кластеры, что приведет к активизации инновационных процессов и в малых предприятиях.

Активизация этих процессов предполагает со стороны государства меры  для создания стимулов и возможностей для предпринимательства, обеспечения беспрепятственного входа на рынок и выхода с него, проведение последовательной политики в сфере конкуренции.

 

 

Список литературы:

  1. Князева Галина Алексеевна. Экономические проблемы структурной перестройки регионального лесного комплекса в рыночных условиях (На прим. Республики Коми) : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 : Сыктывкар, 1996. 313 c.
  2. Князева Г.А. Экономическая доступность лесных ресурсов // II Северный социально-экологический конгресс "Горизонты экономического и культурного развития". Сыктывкар, 2006г. С.108-115.
  3. Князева, Г.А. Инновационное развитие Республики Коми  и перспективы сотрудничества с регионами Северо-Запада. // Международная конференция “Экономическая дипломатия и поддержка инновационной способности регионов Северно-Западного Федерального округа РФ". Санкт-Петербург, 2009.

 

Literature:

  1. Knyazeva G.A. Economic problems of structural reorganization of a regional wood complex in market conditions (On the Republic of Komi example): the Dissertation of the Doctor of Economics: 08.00.05: Syktyvkar, 1996. 313 p.
  2. Knyazeva G.A. Economic availability of wood resources // II Northern socially-ecological congress "Horizons of economic and cultural development". Syktyvkar, 2006г. p.108-115.
  3. Knyazeva G.A. Innovation development of the Republic of Komi and perspectives of cooperation with Northwest regions // International conference "Economic diplomacy and support of innovative ability of regions of the Northern-western Federal district Russian Federation". St.-Petersburg, 2009.