Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ  МОДЕРНИЗАЦИИ В АНАЛИЗЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

Каюков В.В., Каюков А.В.

 

Формирование регионального рынка экономическ4их ресурсов носит противоречивый характер: оно сопряжено с целым рядом положительных сторон, улучшающих экономическое состояние общества и повышающих его эффективность, в то же время рынок труда привносит массу свойственных его природе социальных и экономических проблем, которые в условиях Севера носят наиболее острый характер. По мнению авторов, одной из существенных причин появления этих проблем является игнорирование как в теории, так и на практике категории модернизационных процессов, обуславливающих более высокую императивность государственного регулирования рынка труда в регионе.

The regional’s trade market  formation carries contradictory character: it’s linked with the wide range on the plus side, considered society’s economic status and it’s efficiency improve, at the same time trade market  bring in the mass of common to it’s nature social and economic problems, which carry the most emotional character in the conditions of the North region. It is the author’s opinion that the main reason of these problems appearance is ignoration as in the theory as sure as in practice the denomination of upgrading processes, which determine the higher urgency of trade’s market government control in region.   

Ключевые слова: региональный рынок экономических ресурсов, модернизация, эффективность, факторы производства, занятость, безработица, государственное регулирование, социальная переориентация.

Key words: regional trade market, upgrading, efficiency, agents of production, employment, unemployment, government control, social redirection.

 

Одной из актуальных и достаточно сложных проблем экономической науки является региональный рынок экономических ресурсов, выступающий в качестве важной составной части рыночного механизма и имеющий свои отличительные признаки и характерные черты. Как известно, отличительной чертой регионального рынка труда является присутствие на нем профсоюзов, корпораций и, самое главное, государства, без учета которых  невозможен ни анализ конъюнктуры отношений, складывающихся в данной сфере, ни моделирование механизма организации.

Сложность проблемы также состоит в том, что труд как экономический ресурс отличается от других факторов производства, земли и капитала своим социальным статусом: он выступает в качестве основы жизнедеятельности человека, благодаря которой существенно усиливается присутствие государства на нем, осуществляемое в форме централизованного регулирования. Поэтому, когда речь идет о проблеме выбора на рынке труда, необходимо помнить, что здесь решения принимает не только  фирма, предъявляющая спрос на данный ресурс, не только наделенные волей и сознанием экономические субъекты, осуществляющие предложение своеобразного вида услуг, но и государство, обеспечивающее данный рынок необходимыми  условиями, связанными с воспроизводством рабочей силы.

Отмечая данное обстоятельство, укажем, что в нынешних условиях вопрос участия государства в регулировании региональных экономических процессов становится объектом все более пристального внимания. Это обусловлено теми изменениями, которые происходят в мировой экономике в последнее время в связи с финансовым кризисом. Если учесть, что в нашей стране рынок труда только формируется, то вопросы перехода к рынку труда, его регулирование в  условиях модернизационных изменений, региональные и отраслевые аспекты занятости и безработицы остаются малоизученными.

В частности, в настоящее время представляет определенный интерес изучение отношений, складывающихся на рынке экономических ресурсов в контексте теории модернизации. Данная теория предъявляет особые требования к использованию апробированных мировой практикой механизмов организации рынка труда в российских условиях с учетом как диалектики «изменчивости и устойчивости», так и специфических способов ее геополитического, экономического и социального развития.

Теория модернизации является междисциплинарной концепцией, которая изучает вопросы развития, методы превращения традиционных и переходных обществ в современные и развитые, вопросы совершенствования экономических и политических систем, а также связанные с этим общественные сдвиги, изменения в культуре и психологии.

В большинстве случаев зарубежные авторы использовали модернизационную теорию для характеристики макроэкономических процессов. Работы отечественных авторов по проблеме модернизационных подходов в исследовании экономических явлений немногчисленны и касаются, прежде всего, региональной тематики. К ним, в частности, относятся В.В.Алексеев, Е.В.Алексеева, Е.Г.Анимица, М.Н. Денисевич, В.П.Иваницкий, И.В.Побережников, Э.В.Пешина, В.Т.Рязанов, А.И.Татаркин, О.В.Вяткина и др.

В работах перечисленных авторов модернизационные подходы можно рассматривать в качестве теоретико-методологических  и дисциплинарных. К первым относятся более общие, «наддисциплинарные»: системно-функциональный, логический, исторический; ко вторым – выбор методик и идентификация предметной области в соответствии с дисциплинарной ориентацией автора.

Не ставя перед собой задачи полного освещения истории учения о модернизации, укажем, что существуют различные интерпретации данного понятия. В частности, С.А.Ермаханова приводит три значения данного понятия. В первом, общем, значении модернизация отмечается ею как синоним всех прогрессивных социально-экономических изменений, определяющих дальнейшее движение. В этом смысле выход из пещер и строительство первых жилищ столь же справедливый пример модернизации, как повсеместное использование мобильной связи, которая пришла на смену проводной. В то же время, она считает, что применительно к этому вопросу ближе следующие два объяснения теории модернизации: в первом смысле понятие категории «модернизация» тождественно понятию «современности» и включает комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций.

Модернизация в этом смысле означает достижение современности, превращение «традиционного… общества в общество машинных технологий, рациональных и секулярных отношений, а также высоко дифференцированных социальных структур». Классические работы по модернизации в этом смысле принадлежат Конту, Спенсеру, Марксу, Веберу, Дюркгейму и др.

Во втором смысле понятие «модернизация» относится к отсталым обществам и включает их усилия по преодолению отсталости от более развитых стран, находящихся с ними в одном временном периоде. В этом толковании модернизация характеризуется как общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми.

Теория модернизации с момента появления прошла ряд этапов. Период наибольшей популярности приходится на 50-60-е гг. прошлого столетия. На этом этапе модернизацию представляли как процесс вытеснения элементами современности сложившихся в историческом развитии традиций. Более того, понятия «современность» и «традиции» рассматривались авторами как противоположности (М.Леви, Э.Хаген, Т.Парсонс, Ш.Эйзенштандт, Д.Эптер).

Предполагалось, что переход от традиции к современности требует коренных, радикальных изменений в моделях социально-экономической жизни. Однако, учитывая, что опыт модернизации некоторых стран опровергал утверждения вышеперечисленных авторов о революционности данного перехода, когда традиции не устранялись новыми формами, а сохранялись и даже доминировали над современностью, то с середины 60-х гг. стали возникать взгляды, критикующие радикальный тип отношений в вопросе осуществляемых преобразований, свойственных ранним подходам в теории модернизации. Это обстоятельство позволяло говорить о том, что модернизация традиционного общества может протекать и в рамках национальной традиции (как это происходило в Японии, Южной Корее, Гонконге, Малайзии, Тайланде и некоторых других странах) и что она не должна с неизбежностью сопровождаться ее коренной ломкой.

При этом важным соображением, существенно обогатившим научные представления того периода, стал тезис о системной жизнеспособности переходных обществ. Традиция под напором сил современности не сдавала своих позиций; она выявила значительные адаптивные способности, порождая специфически национальные формы модернизации. Данная идея, в частности, изложена в работах Ф.Ригса, М.Зингера, Д.Левина, К.Гирца, показавших, каким образом традиционные институты, реорганизуясь, эффективно приспосабливаются к изменяющимся условиям.

В 60-70-е гг. продолжается критика идеи модернизации как с эмпирической точки зрения, поскольку многие ее утверждения противоречили очевидным историческим явлениям, так и в теоретическом плане. Как отмечает С.А. Ермаханова, попытки модернизировать общество не приводят к желаемым результатам: масштабы нищеты в отсталых странах увеличиваются, сопровождаясь многочисленными другими побочными эффектами. Уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов нередко влекло за собой социальную дезорганизацию, хаос и аномию, рост девиантного поведения и преступности. Поэтому критики указывали на ошибочность прямого противопоставления понятий «традиция» и «современность» и приводили примеры преимуществ традиционных укладов в некоторых областях. То есть не только современные общества включают в себя многие традиционные элементы, но и традиционные общества нередко обладают такими чертами, которые обычно считаются современными.

Такова эволюционная логика теории модернизации, которая имеет определенное значение и в характеристике системы отношений, возникающих на рынке труда, системы отношений, рассматриваемой в контексте диалектического подхода (предполагающего анализ изменчивости и устойчивости в изучаемом объекте) при переходе к рыночным условиям функционирования.

Известно, что рыночные отношения состоят из разнообразных в генетическом смысле элементов, которые отличаются друг от друга степенью обобществления и, соответственно, уровнем централизации. Субъекты рынка экономических ресурсов относятся к такому институту хозяйствования, который обладает в этом смысле множеством особенностей, отличающих его от сфер с традиционным характером отношений, обусловливающих действие классического рыночного механизма: спроса, предложения, цены, конкуренции. В силу данного обстоятельства современная теория организации в частности трудовых отношений предполагает более тщательный анализ и, соответственно, учет специфических моментов их функционирования в процессе управления. 

Этот анализ экономической ситуации, сложившейся в России в последние два десятилетия, показывает её противоречивость, обусловленную тяжелыми последствиями перехода от способа производства, основанного на безраздельном господстве общественной собственности на средства производства, к способу производства, где все виды собственности равны перед законом. Одним из элементов исследования, на наш взгляд, должно стать обобщение опыта функционирования службы занятости, в первую очередь, в Северо-Западном регионе и, в частности, в Республике Коми, изучение зарубежного опыта борьбы с безработицей, функционирования служб занятости ближайших к обследуемому Северо-Западному региону государств. Предполагаемый анализ, обобщения, сравнения и изучения опыта можно взять за основу для разработки методологии составления региональных программ занятости, программ и планов борьбы с безработицей на уровне района, города, области.

Начало XXI века ознаменовалось тем, что произошли радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни нашей страны. Проводимые реформы должны были кардинально преобразить социально-трудовую сферу, но, к сожалению, избранный курс реформ не основывался на научной базе и не учитывал специфики развития России, игнорировал социальные требования, потребности народа. Все это происходит на фоне чудовищной коррупции и вседозволенности чиновничества.

В настоящее время можно утверждать, что сегодня в России осуществлен переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства. Анализ статистических данных показывает, что более половины экономически активного населения работают не в государственных структурах, а на предприятиях и в организациях частнокорпоративното типа. При этом следует отметить, что проблема занятости относится к числу сфер, которые в наибольшей степени обнажили негативные качества, присущие рыночной организации хозяйственной системы.

Рост занятых имелся в тех отраслях, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и торговое посредничество, кредитование, финансы и страхование. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с экономикой, переходной к рыночному хозяйству. Согласно официальной статистике, по показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

На наш взгляд, произошла историческая реабилитация ремесла в экономической структуре, особенно в обслуживании населения, а также трансформация многих прежде убыточных народных промыслов в рентабельные предприятия частнокорпоративного сектора. В производственной сфере труд «классического» промышленного рабочего был в значительной мере потеснен реанимированным ремесленником. Это серьёзно модифицировало, казалось бы, необратимую тенденцию разделения труда в индустриальном обществе социалистического типа. Постепенно из государства заводов-гигантов Россия превратилась в страну мелких и средних предприятий, где люди работают не по плану, а по расчету, выживая вместе с ними в самых сложных ситуациях переходного периода. Хорошо это или плохо, покажет время. Во всяком случае, планы правительства по этому вопросу заслуживают пристального внимания, но их исполнение оставляет желать лучшего.

Социальная переориентация экономического развития, становление многоукладной рыночной экономики, структурные сдвиги в народном хозяйстве, поворот к нуждам и потребностям человека требуют переосмысления подходов к планированию и управлению экономики и, в первую очередь, в сфере занятости. Особая озабоченность проблемами занятости вызвана их остротой в условиях финансового кризиса и медленными темпами их решения, что определяет социальное самочувствие работников и сдерживает весь ход экономического развития. Сегодня устарело, дискредитировало себя такое понятие, как полная занятость, базировавшаяся на неэффективной основе. Экстенсивный характер занятости, позволивший на определенном этапе решить проблему безработицы в стране, подорвал затем заинтересованность (уже не одного поколения) работников к высокопроизводительному творческому труду из-за отсутствия материальных стимулов. До сих пор наблюдается массовая незаинтересованность работников в эффективной, добросовестной работе, пассивность в отношении к новым формам организации труда, новым технологиям и другим новациям. По существу, следует признать наличие скрытой формы безработицы. А уравнительная средняя минимальная зарплата работников государственного сектора фактически служит пособием по безработице.

Радикальная экономическая реформа, переход экономики на преимущественно интенсивное развитие вызывают существенные структурные сдвиги в общественном разделении труда, усиливается межпрофессиональное, межотраслевое, межрегиональное движение рабочей силы. Проблема занятости в этих условиях приобретает, на наш взгляд, новые черты и является весьма актуальной. Глубокий экономический и социальный смысл имеет проблема обеспечения эффективной занятости населения. Мы считаем, что в обеспечении эффективной занятости заключается суть современных воззрений на механизм формирования рынка труда Российской Федерации, который необходимо рассматривать в контексте модернизационного подхода. Ведь безработица в России не результат высвобождения работников в ходе совершенствования производства, а в основном следствие экономического кризиса. Правда, появились признаки конкуренции за рабочие места, а это, как мы считаем, одно из условий повышения эффективности производства. Но прослеживается и другая тенденция. Хотя в масштабах страны уже нет дефицита рабочей силы, растет нехватка высококвалифицированных рабочих ряда массовых профессий на крупных предприятиях, особенно обрабатывающей промышленности. Резко уменьшается обеспеченность трудовыми ресурсами районов Крайнего Севера и приравненных к ним. На фоне экономического спада этот дефицит не так отчетливо выражен, но при возобновлении нормальной экономической деятельности он станет явным.

Произошли также важные качественные изменения на рынке труда как экономического ресурса. Исчезли государственное принуждение к труду и практически существовавшая государственная монополия на рабочие места. Важным потребителем рабочей силы стал частный сектор экономики. Относительно широкое распространение получила вторичная занятость, возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Появились беженцы и вынужденные переселенцы, которых нужно трудоустраивать. Кроме того, проблема обострилась в последние годы и в связи с финансовым кризисом, который особенно сильно ударил по северным регионам.

В частности, в 2009 г. в Республике Коми отмечены негативные тенденции в сфере занятости и безработицы. Продолжилось снижение численности населения, в том числе и экономически активного – в возрасте 15-72 лет. В связи с финансовым кризисом в республике в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом доля занятого в экономике населения снизилась, увеличилась доля безработных и экономически неактивных, вырос уровень общей безработицы, но в то же время уровень экономической активности населения в республике в 2009 г., как и на протяжении предыдущих пяти лет, был выше, чем в целом по России [1; с.213-214].

Среднесписочная численность работников организаций (без индивидуального предпринимательства) сократилась по сравнению с 2004 г. на 3,4%. Наибольшее снижение отмечено в таких видах деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, образование, обрабатывающие производства. В 2009 г. численность работников организаций снизилась на 1,5% по сравнению с 2008 г., продолжилось снижение потребности организаций в работниках, уровень зарегистрированной безработицы возрос и сравнялся с уровнем 2004 г. По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2009 г. оценивалась в 541,5 тысячи человек (70% населения республики в возрасте 15-72 лет), из них 88% были заняты в экономике и 12% не имели занятия, но активно его искали и, в соответствии с методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные [1; с.213].

На основе вышеизложенного отметим, что формы регулирования регионального рынка труда к4ак экономического ресурса носят противоречивый характер. С одной стороны, его появление сопряжено с положительными тенденциями, обусловленными качественными сдвигами в преодолении государственного принуждения к труду, устранении «полной» занятости, базировавшейся на неэффективной основе и некоторых других. С другой стороны, рыночный механизм в рассматриваемой сфере вскрыл свойственные его природе недостатки, которые напрямую связаны с человеком, т.е. имеют социальную  обусловленность. Поэтому формирование рынка труда, его регулирование, региональные аспекты занятости и безработицы следует воспринимать в контексте модернизационных подходов, позволяющих использовать адекватные региональные особенности модели организации.

 

Список литературы:

1. Республика Коми. Итоги 2009.Ч.I. Информационно-аналитический обзор. Сыктывкар: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2009. – 290 с.

2. О Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Literature:

1.      The Komi Republic. Results of 2009. Part I. Research and information review. Syktyvkar: territorial body of Federal State Statistics Service of Komi Republic. 2009. 290p.

2.      The Russian Federation government addict from 17/11/2008 №1662-р “About the conception of Russian Federation’s socio-economic development till 2020”