Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Чужмаров А.И.

 

В статье рассматриваются аспекты влияния экономической и налоговой преступности на социально-экономическое развитие региона. Представлены результаты исследования криминогенной ситуации в экономике Республики Коми. Предложены направления совершенствования взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов.

In this article we review aspects of economic and tax crime effecting on region socio-economics progress. Criminal situation research results in economy of the Komi Republic are introduced. Bodies of internal affairs and taxation bodies interaction directions of perfection are suggested.

Ключевые слова: преступления экономической направленности, налоговые преступления, криминализация экономики, социально-экономическое развитие, взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов, межведомственная информационная система.

Key words: economic crime, tax crime, criminalization of economic, socio-economic progress, Bodies of internal affairs and taxation bodies interaction, interdepartmental information system.

 

Преступления экономической направленности и налоговые преступления представляют серьезную угрозу социально-экономическому развитию Республики Коми. Материальный ущерб от таких преступлений экономической направленности и налоговых преступлений, предметом посягательства которых является имущество собственников и корпоративные ресурсы,  негативно  влияет на формирование доходов федерального и регионального бюджетов.

Наиболее распространенными видами налоговых правонарушений являются занижение налогооблагаемой базы в результате реализации неучтенной продукции собственного производства, неправомерное предъявление организациями к возмещению из бюджета НДС по экспортным сделкам, занижение фактических цен реализованных товаров, завышение себестоимости продукции. Широкое распространение получили факты уклонения от уплаты налогов с использованием «фирм-однодневок», путем зачисления выручки от реализации продукции на счета «третьих лиц»; ведение «двойной бухгалтерии»; лжебанкротство; выдача неучтенной для налогообложения заработной платы работникам в конвертах;  противоправные действия с использованием бюджетных средств. 

Исследование криминогенной обстановки в сфере экономики Республики Коми показало, что проблемы деятельности органов внутренних дел и налоговых органов нередко вызваны взаимосвязью налоговых и иных правонарушений в экономической сфере, имеющих единую экономическую природу и высокую латентность. Данная проблема требует совершенствования порядка взаимодействия указанных государственных структур по выявлению, пресечению и раскрытию экономических и налоговых преступлений. Динамика преступлений экономической направленности и налоговых преступлений в Республике Коми представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Динамика преступлений экономической направленности и налоговых преступлений в Республике Коми за 2000 -2009 гг. (тыс. ед.)

Показатели

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008

 г.

2009

г.

Зарегистрировано преступлений всего,  тыс.ед.

23,8

23,3

23,4

27,5

26,7

31,0

35,6

28,4

24,6

23,6

в том числе:

1) количество зарегистрированных преступлений экономической направленности 

 

3,5

 

 

3,9

 

 

3,8

 

4,2

 

 

 

4,5

 

 

 

 

 

4,3

 

 

 

 

 

3,6

 

 

 

 

 

3,0

 

 

 

2,2

 

2,2

2) количество зарегистрированных налоговых преступлений

-

-

-

-

0,08

0,09

0,14

0,13

0,12

0,14

Источник: рассчитано на основании данных Территориального органа государственной статистики по Республике Коми.

За исследуемый период в Республике Коми общее количество зарегистрированных преступлений увеличилось незначительно - на 0,9 % (с 23,8 тыс. в 2000 г. до 23,6 тыс.  в 2009 г.), однако по сравнению с 2006 г. их количество снизилось на 30,9% (в 2006 г. было зарегистрировано 35,6 тыс. преступлений). Из них общее количество зарегистрированных в Республике Коми преступлений экономической направленности снизилось на 38,9% (с 3,5 тыс. в 2000 г. до 2,2 тыс. в 2009 г.). Для сравнения в целом по России количество зарегистрированных преступлений экономической направленности снизилось в 2008 г.  по сравнению с 2007 г. на 6% [1, c.195]  Аналогичная ситуация наблюдается в промышленности Республики Коми. Общее количество преступлений экономической направленности в промышленности Республики Коми снизилось на 47,4% (с 0,4 тыс. в 2000 г. до 0,2 тыс. в 2009 г.). Количество зарегистрированных в республике налоговых преступлений увеличилось на 75,0% (с 0,8 тыс. в 2004 г. до 0,12 тыс. в 2009 г.). Изменение удельного веса зарегистрированных преступлений по Республике Коми представлено в табл. 2.

Таблица 2.

 Удельный вес зарегистрированных преступлений экономической направленности и налоговых преступлений в Республике Коми за 2000-2009 гг., %

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Зарегистрировано преступлений, всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

1) количество зарегистрированных преступлений экономической    направленности

14,7

16,8

16,4

15,4

16,8

 

 

14,2

 

 

10,4

 

 

10,6

 

 

8,7

9,3

2) количество зарегистрированных налоговых преступлений

-

-

-

-

0,3

0,3

0,4

0,4

0,5

0,6

Источник: рассчитано на основании данных Территориального органа государственной статистики.

Из данных табл. 2 следует, что удельный вес зарегистрированных преступлений экономической направленности в общем количестве зарегистрированных преступлений по Республике Коми снизился с 14,7% в 2000 г. до 9,3% в 2009 г. Следует отметить, что в 2003 г. в структуре МВД по Республике Коми создано Управление по налоговым преступлениям, об активизации деятельности которого свидетельствует рост удельного веса зарегистрированных налоговых преступлений (с 0,3 % в 2004 г. до 0,6 % в 2009 г.). Динамика преступлений экономической направленности и налоговых преступлений в промышленности Республики Коми представлена в табл. 3.

Таблица 3.

Динамика преступлений экономической направленности и налоговых преступлений в промышленности Республики Коми за 2000-2009 гг., %

Показатели

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009

г.

Зарегистрировано преступлений экономической    направленности, всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:     

- в промышленности

 

7,2

 

7,7

 

8,1

 

8,3

 

8,9

 

9,8

 

11,1

 

9,3

 

9,5

9,3

- в других отраслях экономики

92,8

92,3

91,9

91,7

91,1

90,2

88.9

90,7

90,5

90,7

Зарегистрировано налоговых преступлений, всего

-

-

-

-

100

100

100

100

100

100

в том числе:

- в промышленности

-

-

-

-

 

33,3

 

38,4

 

40,1

 

36,8

 

41,7

41,5

- в других отраслях экономики

-

-

-

-

76,7

71,6

59,9

63,2

58,3

58,5

Источник: рассчитано на основании данных Территориального органа государственной статистики

За исследуемый период удельный вес зарегистрированных преступлений экономической направленности в промышленности Республики Коми незначителен и увеличился с 7,2% в 2000 г. до 9,3% в 2009 г. При этом доля налоговых преступлений, совершенных в промышленности Республики Коми, высока и увеличилась с 33,3% в 2003 г. до 41,5% в 2009 г.

Одним из показателей эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Республики Коми является процент возмещенного материального ущерба. Динамика причиненного и возмещенного материального ущерба от преступлений экономической направленности в Республике Коми представлена в  табл. 4.

Таблица 4.

Динамика  материального ущерба от преступлений экономической направленности в   Республике Коми за 2004-2009 гг.

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Причинен материальный ущерб, тыс. руб.

324709

371749

189625

254542

380348

470298

Возмещен материальный ущерб, тыс. руб.

47983

131903

132019

210010

351875

447345

% возмещения материального ущерба

14,8

35,5

69,6

82,5

92,5

95,1

Источник: рассчитано на основании данных Территориального органа государственной статистики.

Результаты  исследования, представленные в табл. 4 свидетельствуют о том, что, не смотря на снижение общего количества зарегистрированных  преступлений экономической направленности, сумма причиненного материального ущерба остается значительной (в 2009 г. – 470298 тыс. руб.). Удельный вес возмещенного материального ущерба увеличился с 14,8% в 2004 г.  до 95,1% в 2009 г. Положительная динамика доли возмещения материального ущерба  свидетельствует об активизации деятельности органов внутренних дел по повышению экономической безопасности промышленности и Республики Коми в целом.

На размер причиненного материального ущерба влияют различные факторы: слабая организация предпринимательской деятельности, плохая кадровая политика, наличие имущества и его состояние (основные средства, материальные запасы, ценные бумаги и иное имущество, числящееся на балансе организации), экономия на расходах по охране имущества и обслуживанию пожарной сигнализации. Динамика материального ущерба от налоговых преступлений в Республике Коми представлена в табл. 5.

Таблица 5.

Динамика материального ущерба от налоговых преступлений в Республике Коми за 2004-2009 гг.

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Причинен материальный ущерб, тыс. руб.

8719

141201

258474

137441

157421

157484

Возмещен материальный ущерб, тыс. руб.

5284

84552

179745

127269

146243

175437

% возмещения материального ущерба

60,6

59,9

69,5

92,6

92,9

111,4

Источник: рассчитано на основании данных Территориального органа государственной статистики. 

Анализ показал, что при относительно небольшом росте выявленных в Республике Коми налоговых преступлений (на 75,0% в 2009 г. по сравнению с 2004 г.) резко увеличился размер причиненного материального ущерба (с 8719 тыс. руб. в 2004 г. до 157484 тыс. руб. в 2009 г. или в  18,1 раз). При незначительном удельном весе в общем объеме зарегистрированных преступлений в Республике Коми (0,5% в 2008 г.) налоговые преступления представляют серьезную угрозу экономической безопасности промышленности Республики Коми и России в целом:  налоговые санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах увеличивают налоговую нагрузку промышленности Республики Коми, снижая показатели экономической безопасности промышленности – прибыль, остающуюся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль и других налоговых платежей; недоимки по налогам и сборам снижают доходы федерального (в основном), регионального и местного бюджетов.

Следует отметить, что сумма возмещенного материального ущерба от налоговых преступлений в Республике Коми значительно увеличилась (с 5284 тыс. руб. в 2004 г. до 175437 тыс. руб. в 2009 г., или в 33,2 раз). В последние годы процент возмещенного материального ущерба от налоговых преступлений значительно превышает процент возмещенного материального ущерба от преступлений экономической направленности (в 2004 г. - на 45,8%, в 2007 г. - на 10,1%, в 2008 г. - на 0,4%). Значительное увеличение доли возмещенного материального ущерба от налоговых преступлений (с 60,6% в 2004 г. до 92,9% в 2008 г.) свидетельствует об активизации деятельности подразделений экономической безопасности МВД по Республике Коми.

Рост возмещенного материального ущерба от налоговых преступлений оказывает позитивное влияние на снижение недоимки по налогам и сборам в бюджеты всех уровней. Динамика недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Коми показана в табл.6

Таблица 6.

Динамика недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Коми на 1 января 2004-2010 гг.

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Сумма задолженности по налогам и сборам в бюджет Республики Коми,  млн. руб.

10485,8

9149,3

8699,9

7660,1

7047,2

5965,1

6449,3

В том числе недоимка

1627,8

1523,8

1419,7

1288,7

1161,8

1048,6

1885,2

Источник: рассчитано на основании данных Территориального органа государственной статистики. 

Из данных табл.6 видно, что в исследуемый период по Республике Коми до 1 января 2009 г. наблюдалось снижение недоимки. Однако на 1 января 2010 г. зарегистрирован рост недоимки на 79,8% по сравнению с предыдущим периодом.

Таким образом, исследование показало, что наблюдается рост налоговых преступлений, увеличение величины причиненного материального ущерба в отраслях экономики региона, рост недоимки. Решение проблем ослабления влияния криминализации экономики, влияющей на социально-экономическое развитие Республики Коми, во многом зависит от эффективности взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по выявлению, пресечению и раскрытию экономических и налоговых преступлений, основными направлениями совершенствования которого являются следующие:

- формирование информационного поля, позволяющего обобщить и структурировать информацию налоговых органов и органов внутренних дел с целью дальнейшего взаимного её использования для выполнения возложенных на них функций;

- аналитическое прогнозирование противоправной деятельности налогоплательщика, включающее вопросы правомерности уменьшения налоговой базы налога на прибыль организаций, правомерности получения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по экспортным операциям, ложного банкротства, регистрации фирм-однодневок, уменьшения налоговой базы налога на доходы физических лиц и базы обложения страховыми взносами в социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования);

- прогнозирование целесообразности проверочных мероприятий с целью повышения их результативности. Необходимо расширение оперативно - розыскных и уголовно - процессуальных возможностей органов внутренних дел, предоставление возможности активизации предпроверочного анализа при подготовке к выездным налоговым проверкам, проводимым налоговыми органами самостоятельно в рамках, установленных Налоговым кодексом РФ, и совместно с органами внутренних дел Республики Коми;

- верификация регистрации налогоплательщика в средствах массовой информации, направленная на подтверждение налогоплательщиком места осуществления финансово – хозяйственной деятельности, отдельных видов деятельности. Верификация позволит оперативно выявлять лиц – участников схем уклонения от налогов и сборов (например, фирмы - однодневки, не уплачивающие налоги; фактически не существующие фирмы; фирмы-посредники, используемые для мошенничества), а также дополнительно гарантировать налогоплательщикам законность бизнеса, отсутствие связей с преступными сообществами;

- содействия формированию новой межведомственной информационной системы с целью организации взаимного обмена информацией между налоговыми органами и органами внутренних дел, позволяющей снизить влияние человеческого фактора при определении целесообразности проверочных мероприятий, значительно ускорить процесс получения и обработки сотрудниками информации. Возможно выполнение межведомственной информационной системы в виде распределенного по регионам федерального вэб-приложения, функционирующего в ведомственных вычислительных сетях органов внутренних дел и налоговых органов, предоставление доступа к сегментам информационной системы других регионов, в результате которого значительно ускорится процесс расследования преступлений экономической направленности и налоговых преступлений и предварительной проверки материалов по делам с участием лиц разных регионов.

Распределительная межведомственная информационная система позволит органам внутренних дел и налоговым органам в режиме он-лайн формировать статистику запросов, просмотров, результатов применения информации всеми участниками системы. Необходима дифференциация межведомственной информационной системы для различных данных, гибкая настройка уровней и прав доступа к различным уровням, пост-проверка правомерности получения информации и доступа к определенной части материалов конкретным сотрудником, предусматривающая возможность входа пользователя в межведомственную информационную систему только со своего компьютера с использованием уникального идентификатора, применения механизма электронно – цифровой подписи, специальных защитных средств хранения электронных ключей.

Завершая, отметим, что возникает необходимость выделения ряда проблем, связанных с разработкой, внедрением и использованием межведомственной информационной системы, основными из которых являются:

- разработка и принятие новых нормативных актов, регламентирующих взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов;

- определенные затраты на техническую разработку и тестовое внедрение межведомственной информационной системы;

- финансирование инфраструктуры межведомственной информационной системы: рабочее место пользователя, обеспечение защиты информации (гостайна, конфиденциальность, персональные данные).

Решение указанных проблем позволит оценить на практике преимущества межведомственной информационной системы при взаимодействии органов внутренних дел и налоговых органов по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности и налоговых преступлений как инструмента устойчивого  социально-экономического развития Республики Коми.

 

Список литературы:

  1. Статистический ежегодник Республики Коми./ Официальное издание. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по республике Коми, - Сыктывкар, 2008. - 389 с.

  2. О государственной тайне: Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1.

  3. О  персональных данных: Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ.

  4. Отчеты УФНС РФ по Республике Коми о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по основным видам экономической деятельности по состоянию на 01 января 2004-2010 гг. Форма №4 – НОМ.

 

Literature:

  1. A statistical year-book of Republic Komi./the Official publication. Federal Agency of the state statistics. Territorial body of Federal Agency of the state statistics on republic Komi, - Syktyvkar, 2008. - 389 p.
  2. About the state secret: the Law of the Russian Federation from July, 21st. 1993 № 5485-1
  3. About the personal data: the Federal law of the Russian Federation from July, 27th, 2006 № 152
  4. Reports MFTS of the Russian Federation on Republic Komi about debts under taxes and tax collections and to tax sanctions in budgetary system of the Russian Federation on principal views of economic activities as of January, 01st, 2004-2010 the Form -  4