| |
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ:
КОЛЕБЛЮЩИЕСЯ УСПЕХИ
Foreign economic relations of the Komi Republic: unstable success.
И.К. Проничев I.K. Pronichev
В статье содержится анализ внешнеэкономической деятельности северного регио-на (на примере Республики Коми) в условиях экономического кризиса. Автор обосновыва-ет, почему основные усилия в области развития внешнеэкономических отношений Рес-публики Коми должны быть направлены на создание условий для включения организаций республики в межрегиональные и международные производственные процессы на основе использования возможностей регионального рынка товаров и услуг, внедрения передовых технологий производства, комплексного использования природных и трудовых ресурсов.
Study of foreign economic relations of north region activities (on the example of the Komi Republic) in conditions of economic crisis is contained in this article. The author motivate why the main best efforts in region development of foreign economic relations of the Komi Republic should be directed to create conditions to include organizations of Komi Rebublic in interre-gional and foreign production processes by using opportunities of regional market of goods and services, introduction of advanced manufacturing technologies, integrated use of natural and labor resources.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, финансово-экономический кризис, внешнеторговый оборот, экспортно-сырьевая ориентация, индикаторы, иностранные инвестиции, совместные предприятия, устойчивое разви-тие.
Key words: foreign economic relations, financial-economic crisis, trade turnover, ex-pertise and raw material orientation, indicators, foreign investments, joint venture compa-nies, sustainable development.
Как указано в Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, основной целью развития международных и межрегиональных связей Республики Коми являются обеспечение рациональной интеграции Республики Коми в экономику Российской Федерации, развитие и укрепление сотрудничества с субъ-ектами Российской Федерации, странами СНГ и странами дальнего зарубежья в интересах Республики Коми [1].
Либерализация внешнеэкономических связей в Российской Федерации все шире во-влекает в эту сферу деятельности, отдельно взятые регионы страны. Активное включение субъектов в развивающуюся систему мирохозяйственных отношений становится важней-шим фактором их социально-экономического прогресса, расширяет участие в междуна-родном разделении труда и глобализации. В то же время современный мировой финансо-во-экономический кризис не мог обойти стороной даже географически удаленные от про-мышленных центров территории, к какой относится Республика Коми. В масштабе России Республика Коми входит в группу экспорториентированных регионов относительно ново-го промышленного освоения. В настоящее время здесь сосредоточено производство не-большой номенклатуры товаров: нефти, газа, угля, черных и цветных металлов. Оценка кризисного влияния на динамику внешнеэкономической деятельности региона представ-ляет определенный научный и практический интерес. От объективного анализа воздейст-вия кризиса на тот или иной регион зависит разработка и корректировка региональной внешнеэкономической стратегии на ближайшую и долговременную послекризисную пер-спективу. Одним из особенно чувствительных и наглядных индикаторов мирового и об-щестранового кризиса является динамика внешнеторгового оборота регионального опера-тора (таблица 1).
В рамках краткой статьи нет возможности всесторонне «обыграть» столь противоре-чивые колебания показателей таблицы 1, а поэтому обратим внимание на очевидное. Во-первых, в своей внешнеторговой деятельности республика стремиться выдержать актив-ное внешнеторговое сальдо, хотя его годовые вариации были существенными. Во-вторых, с 2005 по 2009 гг. включительно, динамика внешнеторгового оборота характеризовалась устойчивым ростом и лишь кризисный 2009 г. прервал эту тенденцию. Объем внешнего товарооборота сократился на 25% , а по России - на 36,2%.
В товарной структуре экспорта качественных изменений не произошло. Республика сохранила экспортно-сырьевую ориентацию, продолжая вывозить нефть (включая газо-вый конденсат), нефтепродукты, сжиженный газ, каменный уголь, деловую древесину, пиломатериалы, древесноволокнистые и древесностружечные плиты, бумагу, фанеру, кар-тон.
Однако республиканским экспортерам лесопродукции следует постоянно помнить, что параметры, по которым пиломатериалы оцениваются на внешнем рынке, включают в себя целый ряд критериев: качество распиловки, сортировки, сушки, пакетирования, спе-цификацию по размеру сечений и длины. Из-за нарушения этих критериев и из-за техни-ческой отсталости и плохого состояния оборудования производство пиломатериалов не соответствует мировым стандартам, а потому наша продукция не обладает конкуренто-способностью.
Вторым индикатором участия Коми региона во внешнеэкономических связях явля-ется объем и структура импорта. Его количественные параметры, как видно из таблицы 1, так же изобилуют стоимостным колебанием от 111,6 млн. долларов в 2001 г. до 374 млн. долларов в 2009 г. За все 2000-е годы сальдо внешнеторгового баланса опустилось до низ-кого уровня - 102 млн. долларов. Это объясняется возросшими объемами импорта машин, оборудования, продукцией химической промышленности, транспортных средств, тексти-ля, текстильных изделий, обуви, а так же критическим импортом продовольствия. К осу-ществлению экспортно-импортных операций Республика Коми поддерживает обширные по региональным меркам внешнеэкономические связи со многими странами мира, среди которых около 80 государств дальнего зарубежья и 10 стран СНГ. В течение 2008-2009 гг. внешнеторговая деятельность в регионе осуществляли 180 участников внешнеэкономиче-ской деятельности (ВЭД), причем на долю 13 крупнейших из них пришлось 90% всей стоимости товарооборот республики.
Третьим индикатором участия республики во внешнеэкономической деятельности является привлечение иностранных инвестиций в экономику региона (таблица 2). Для данного субъекта хозяйствования это относительно новый источник финансирования и фактор экономического воспроизводства.
Динамика структуры иностранного капитала по видам экономической деятельности имела неустойчивый характер, однако по наиболее принципиальным направлениям она существенно не менялась. Как и в прежние годы, подавляющая часть иностранных инве-стиций направлялась на развитие промышленного производства, при этом наиболее при-влекательны для иностранных инвесторов многие годы было нефтедобывающее произ-водство, в последние годы — целлюлозно-бумажное производство. В 2008 г. на добычу полезных ископаемых приходилось 7, 5%, на обрабатывающие производства — 84%, на деятельность с операциями с недвижимым имуществом и арендой — 7,6%. Небольшие средства поступили в лесное хозяйство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а так же в транспорт [4].
Средства, поступившие из-за рубежа в 2008 г., были использованы в основном по следующим направлениям: на приобретение машин, оборудования, инструментов (43%), на погашение кредитов банка и займов (30%), на оплату сырья и материалов (10%) [4].
В последние годы заметный рост поступлений иностранных инвестиций наблюдался как в целом по стране, так и по Северо-Западному федеральному округу. По показателю «поступление иностранных инвестиций в расчете на душу населения» Республика Коми в 2008 году находилась на 5 месте среди 11 субъектов округа и на 14 месте среди 83 регио-нов России. Этот показатель по Российской Федерации в 2008 г. составил 731 доллар США, по Республике Коми -967 [5].
Динамика поступлений иностранных инвестиций показывает, что длительное время странам-поставщикам иностранного капитала являлись Австрия, Кипр, Люксембург. В 2008 г. в экономику Республики Коми поступило иностранных инвестиций из 21 страны мира. Список стран, являющихся крупнейшими «поставщиками» иностранного капитала в 2008 г., почти полностью совпадал со списком стран предыдущего года в нем не было Франции и появилась новая страна-экспортер — Виргинские (Британские) острова. Лиде-рами по-прежнему были Великобритания, Австрия и Кипр [6].
Сумма инвестиций, поступивших в экономику Коми из-за рубежа, в первом полуго-дии 2009 года составила 597,1 миллиона долларов США, что на 5 % больше, чем за анало-гичный период прошлого года. Как сообщает министерство экономического развития рес-публики, на конец июня накопленный организациями региона иностранный капитал (без учета кредитных организаций) составил 1,38 миллиарда долларов [6].
Из общего объема поступивших в январе-июне иностранных инвестиций предпри-ятия использовали 98,8%, большая часть которых была направлена на инвестиции в ос-новной капитал (55,6%) и на погашение кредитов банков и займов (20,1%) [6].
Иностранные вложения от прямых инвесторов в январе-июне 2009 года были на-правлены в основном в организации по добыче топливно-энергетических полезных иско-паемых и организации обрабатывающих производств. Общая величина прямых инвести-ций в эти виды деятельности составила 102,8 миллион долларов, или 93,3% всех прямых инвестиций [6].
Одной из перспективных форм привлечения прямых иностранных инвестиций явля-ется создание совместных предприятий (СП). СП - предприятия, созданные на долевой основе отечественным и зарубежным капиталом в качестве юридического лица для орга-низации производственной научно-производственной, научно-технической и иной пред-принимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высо-кий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на экономику стра-ны или региона.
Деятельность СП в Республике Коми характеризуется сырьевой направленностью и имеет следующие черты.
1. Наблюдается незначительный рост численности СП, при этом фактически рабо-тает не более половины зарегистрированных предприятий. Наибольшее количе-ство СП зарегистрировано в торговле и лесной отрасли.
2. Среди СП лидирующее положение по объему производства, объемам вложен-ных инвестиций занимают предприятия топливно-энергетического комплекса.
3. Объем производства СП возрастает, главным образом, за счет предприятий неф-тедобычи и нефтепереработки.
4. Структура экспорта СП также носит ярко выраженный сырьевой характер. Ос-новную долю в экспорте продукции СП занимают нефть и продукты ее перера-ботки.
Если говорить о наиболее значимой группе СП (предприятиях топливно-энергетического комплекса), отношения партнеров можно охарактеризовать следующим образом. Главный вклад иностранного партнера осуществляется в виде финансовых средств, которые позволяют закупать технологическое оборудование, а также организо-вать добычу нефти в условиях нехватки собственного оборотного капитала.
Местный партнер обеспечивает доступ к ресурсам, т. е. предоставляет право на экс-плуатацию месторождений полезных ископаемых. Как правило, предоставление ино-странным партнером кредитов или других финансовых средств тесно связано с понятием прокачки нефти. В силу ограниченных возможностей трубопроводной системы нефтедо-бывающие предприятия получают право на прокачку определенного количества нефти на экспорт.
Иностранные организации предоставляют кредиты нефтедобывающим предприятиям, как правило, под гарантированный объем экспорта. Правительство РК добивается по-вышения доли продукции некоторых СП, идущей на экспорт (прокачки). В среднем квота на прокачку составляет 30% от объема производства.
Организационная, технологическая и маркетинговая составляющая деятельности нефтяных СП обеспечиваются в большей мере российской стороной, хотя для некоторых СП характерно привлечение зарубежных технологий, а также участие зарубежного парт-нера в сбыте продукции.
В лесной отрасли наибольшее число СП было учреждено в 1992-1993 гг. В после-дующие годы в результате некоторого снижения спроса на древесину, резкого роста же-лезнодорожных тарифов и других причин активность деятельности лесных СП резко со-кратилось. Лесные СП ориентированы в основном на заготовку и экспорт древесины. Иностранные партнеры таких предприятий обеспечивают финансовую технологическую поддержку, а также активно участвуют в экспорте продукции. Российская сторона предос-тавляет доступ к лесным ресурсам и отвечает за организационную и технологическую сферы деятельности предприятия.
Другой активной сферой деятельности СП в Республике Коми является торговля. В сфере торговли и общепита на территории республики зарегистрировано 61 СП. В данной отрасли иностранный партнер обеспечивает, как правило, финансовую поддержку СП и поставку товаров, в то время как российский партер организует сбыт товара на местном рынке.
Изложенное позволяет констатировать, что по многим индикаторам финансово-экономический кризис негативно повлиял на внешнеэкономическую деятельность Рес-публики Коми. Это обуславливает необходимость внесения определенных корректив в региональную внешнеэкономическую политику. Такие коррективы нам представляются в следующих направлениях:
1. В целях дальнейшего развития внешнеэкономических связей Республики Коми необходимо продолжать активные позиционирования региона в международ-ной сфере, регулярно практиковать проведение презентаций экономического потенциала и возможностей республики на территории России и за рубежом.
2. Целесообразно продолжать практику участия в официальных и деловых фору-мах за рубежом.
3. Активизировать развитие внешнеэкономической деятельности со странами СНГ, с которыми надо возродить широкие кооперационные связи.
4. Не ослаблять внимание к реализации и планированию к реализации на терри-тории республики крупных инвестиционных проектов:
- строительство железнодорожной магистрали «БЕЛКОМУР» Соликамск-Гайны-Сыктывкар-Карпогоры-Архангельск;
- строительство автомагистрали «Санкт-Петербург - Архангельск - Котлас - Сыктыв-кар - Кудымкар – Пермь» с подъездом к Воркуте, Нарьян-Мару, Салехарду, Соли-камску;
- строительство боксито-глиноземного комплекса в Республике Коми;
- комплексное освоение Ярегского нефтетитанового месторождения;
- создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (проект «Степ»);
- строительство Троицко-Печорского лесопромышленного комплекса;
- строительство лесопромышленного комплекса в Усть-Куломском районе;
- строительство на территории Республики Коми участков магистральных трубопро-водов:
газопровода «Северные районы Тюменской области (СРТО) – Торжок»;
газопровода «Бованенково-Ухта-Торжок», который является частью газотранспорт-ной системы «Ямал-Европа» [1].
Таким образом, внешнеэкономическая политика Республики Коми должна коррели-ровать с экономической моделью Республики Коми в рамках реализации Стратегии эко-номического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, включая в себя следующие приоритеты:
- устойчивое развитие стратегически значимого для Республики Коми добывающего сектора (угольной, нефтяной, газовой и горнорудной промышленности);
- опережающее развитие конкурентоспособного обрабатывающего сектора (дерево-обрабатывающей, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей, химической и нефте-химической промышленности);
- создание достаточной для обеспечения экономического и социального развития республики инфраструктуры (транспортная сеть, энергетика, связь);
- улучшение инвестиционного климата и создание условий для инновационного раз-вития;
- совершенствование корпоративного управления и обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
Основные усилия в области развития внешнеэкономических отношений Республики Коми должны быть направлены на создание условий для включения организаций респуб-лики в межрегиональные и международные производственные процессы на основе ис-пользования возможностей регионального рынка товаров и услуг, внедрения передовых технологий производства, комплексного использования природных и трудовых ресурсов.
Список литературы
1. О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года: Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2006 г. № 45;
2. Внешнеэкономическая деятельность Республики Коми. – Сыктывкар: Территори-альный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2009. - С. 45;
3. Республика Коми в цифрах: краткий статистический сборник. – Сыктывкар: Тер-риториальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2009. - С. 43;
4. Инвестиционный справочник Республики Коми http://invest.bujet.ru/article/57462.php.
5. Отчет по экономическим данным Республики Коми за 2003-2010 гг. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Коми [www econom.rkomi./invest/katalog/ru katalog.him.]
6. Иностранные инвестиции в Республику Коми. – Сыктывкар: Территориальный ор-ган федеральной службы государственной статистики по Республике Коми, 2009. – С. 13-20; http://komi/gks.ru/Инвестицииaspx
Literature
1.About strategic and economical development of the Komi Republic up to 2020: Komi Repub-lic government decree from 27/03/2006, №45;
2. Foreign economic activity of the Komi Republic. – Syktyvkar: Territorial body of Komi Re-public federal agency in government statistics, 2009. – p.45
3.Komi Republic in figures: brief statistics digest.- Syktyvkar: Territorial body of Komi Repub-lic federal agency in government statistics, 2009. – p.43
4. Komi Republic investment list http://invest.bujet.ru/article/57462.php.
5. Economic data about Komi Republic from 2003 to 2010 report: Official website Ministry of economic development of Komi Republic [www econom.rkomi./invest/katalog/ru katalog.him.]
6.Foreign investments to the Komi Republic: Territorial body of Komi Republic federal agency in government statistics, 2009. – p.13-20; http://komi/gks.ru/Инвестицииaspx
|