Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней  кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ РИСКОВ СЕВЕРА
THE DEVELOPMENT OF A MODEL OF THE CORPORATE GOVERNANCE FOR ACTIVIZATION THE INNOVATIVE ACTIVITY, MAINTENANCE OF POWER EFFICIENCY AND SAVING RESOURCES IN THE CONDITIONS OF THE RAISED RISKS OF THE NORTH

А.А. Вишняков
A.A.Vishnjakov

 

В статье рассматриваются современные проблемы взаимосвязи корпоративного управления, инвестиционной и инновационной деятельности. Автором предлагается раз-работка высококачественной модели корпоративного управления для активизации инве-стиционной и инновационной деятельности, обеспечения энергоэффективности и ресур-сосбережения в условиях повышенных рисков Севера.

In article the modern problems of interrelation of a corporate governance, investment and innovative activity are considered. The author offers a high-quality model of a corporate gov-ernance for activization the investment and innovative activity, maintenance of power efficiency and saving resources in the conditions of the raised risks of the North.

 Ключевые слова: модель, корпоративное управление, инвестиционная и инно-вационная деятельность, энергоэффективность, ресурсосбережение, повышенные риски, Север.

Keywords: model, a corporate governance, investment and innovative activity, power efficiency, saving resources, the raised risks, the North.

 

Совершенствование корпоративного управления в настоящее время рассматривается как одно из институциональных условий экономического роста.  Как указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Рос-сийской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р в целях формирования современной, адекватной вызовам постиндустриальной эпохи, институциональной среды инновационного развития, в части корпоративного управления необходимо обеспечить повышение качества и прозрачности корпоративной отчетности, развитие саморегулирования и повышение ответственности аудиторов и оценщиков, развитие практики привлечения независимых корпоративных ди-ректоров, в том числе на предприятиях с государственным участием. Предполагается так-же обеспечение баланса прав миноритарных и мажоритарных акционеров, большей гиб-кости при построении системы корпоративного управления, законодательное регулирова-ние и судебная защита акционерных соглашений [1].

Инвестиции и эффективное корпоративное управление играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала Севера, играющего особую роль в развитии России. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности пред-приятий, ведет к увеличению валового внутреннего продукта, повышает деловую актив-ность в стране, позволяет решать проблемы инновационного развития в целом и энерго-эффективности и ресурсосбережения в частности. В настоящее время, низкий уровень корпоративного управления и недостаточная ин-вестиционная активность организаций, при которой реальный объем инвестиций не по-зволяет осуществить полноценную модернизацию промышленности, является одной из главных проблем качественного экономического развития России, а особенно ее северных территорий, характеризующихся повышенными рисками. Как следствие - низкие качество и конкурентоспособность продукции перерабатывающих организаций северных регионов страны, недостаточная энергоэффективность экономики и расточительность в использо-вании ресурсов.

Решение указанных проблем невозможно без целенаправленной инвестиционной и инновационной политики, а также применения эффективного корпоративного управления как одного из основополагающих факторов привлечения инвестиций и создания иннова-ционной социально ориентированной экономики.

Перспективы развития Севера в XXI веке, учитывая особую ранимость северной природы, высокие затраты на развитие традиционных отраслей экономики, в огромной степени зависят от состояния научно-технического сектора северных регионов - уровня прикладных исследований и возможностей промышленной реализации передовых техно-логий, рыночного потенциала производимой продукции. В связи с этим, важными явля-ются вопросы изучения влияние уровня корпоративного управления на инновационное развитие экономики северных регионов России.

Возникает насущная необходимость в разработке механизма развития инфраструк-туры инновационной деятельности, главными направлениями построения которой явля-ются повышение эффективности корпоративного управления в российских компаниях и развитие современных финансовых инструментов и механизмов, ориентированных на привлечение в инновационные проекты внебюджетных средств, обеспечение энергоэф-фективности и ресурсосбережения.

Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета обоснована необходи-мость разработки высококачественной современной модели корпоративного управления мирового уровня, позволяющей активизировать инвестиционную и инновационную дея-тельность, обеспечить энергоэффективность и ресурсосбережение, экономическую безо-пасность и качественный экономический рост в условиях повышенных рисков Севера.

Для этого, на наш взгляд, необходимо решить такие задачи, как исследование мето-дов поддержки и стимулирования инвестиционного и инновационного процессов при по-мощи эффективного корпоративного управления; провести анализ современного состоя-ния инвестиционной и инновационной деятельности, уровня корпоративного управления в компаниях, работающих в условиях Севера; определение государственных мер, направ-ленных на стимулирование компаний в области совершенствования корпоративного управления в целях активизации инвестиционного и инновационного процесса; формиро-вание инфраструктуры инновационной деятельности; совершенствование механизмов го-сударственного и корпоративного управления в качестве важных элементов этой инфра-структуры. Эффективное корпоративное управление в организациях, способных осущест-влять инновационную деятельность, грамотное государственное управление инвестици-онными и инновационными процессами являются необходимыми элементами соответст-вующей инфраструктуры. Без их совершенствования невозможно создание эффективной инновационной системы северного региона.

Новые экономические условия заставляют по-новому взглянуть на принципы корпо-ративного управления в компании. В последнее время компании стали приспосабливаться к новым реалиям - деятельности в условиях кризиса. Если раньше инвесторы закрывали глаза на недостаточную финансовую прозрачность компаний и слабо развитое в ряде стран, в т.ч. в России корпоративное управление, вполне окупавшееся сверхприбылями и верой в почти безграничный рост рынков, то сегодня ситуация кардинально изменилась. В настоящее время сжимается спрос на продукцию, а обслуживание долговой нагрузки в условиях ограниченного доступа к финансовым ресурсам определяет устойчивость орга-низаций. Повышение риска вложений заставляет банки, частных инвесторов и государст-во более внимательно подходить к оценке компании как объекту инвестиций (или получа-телю прямой государственной поддержки). При этом основополагающими факторами при принятии того или иного решения является развитая практика корпоративного управления и финансовая прозрачность бизнеса.

История корпоративного управления, т.е. управления, основанного на правах совме-стной собственности, насчитывает уже несколько столетий, однако и посей день исследо-ватели и практики констатируют, что оптимальных или даже удовлетворительных реше-ний в сфере корпоративного управления не найдено не только в России, где опыт весьма невелик, но и во всем мире.

Согласование интересов, координация прав и ответственности многочисленных лиц, групп и сегментов общества, связанных с деятельностью каждого предприятия, - одна из основных задач построения эффективной организации корпоративной экономики. Как указывает Г.Клейнер, проблемы корпоративного управления, многие из которых в по-следние годы, как в России, так и во всем мире перешли из разряда проблем в разряд скан-далов, выявили серьезные теоретические пробелы и методологические трудности в реше-нии этой задачи. [2]

Вот как характеризуют ситуацию в этой области С.А.Монтгомери и Р.Кауфман из Гарвардской школы бизнеса: «В качестве реакции на недавние «корпоративные провалы» появились многочисленные предложения по улучшению корпоративного управления. Хо-тя при четком изложении многие из них чрезвычайно скромны по своей природе и напо-минают латание дыры в прорванной плотине. На самом деле почти все предложения хо-рошо укладываются в существующие рамки корпоративного управления. Причины мно-гих проблем корпоративного управления лежат в тех критических взаимосвязях, которые не нашли адекватной структуры, поддерживающей баланс сил всех участвующих сторон. Другими словами, сам фундамент системы имеет изъян. Пока этот изъян не будет исправ-лен, маловероятно, что поверхностные изменения смогут оказать сколько-нибудь дли-тельное влияние на состояние корпоративного управления. [3]

Все это говорит о том, что необходимо построение нового системного базиса корпо-ративного управления, с одной стороны, отражающего реалии и складывающиеся тенден-ции сегодняшнего дня, с другой – отвечающего перспективным потребностям экономики, в частности, процессам перехода к инновационной экономике, базирующейся на знаниях. Представляется обоснованной точка зрения Г. Клейнера, что экономическая теория пока не смогла создать прочный фундамент для решения практических задач управления предприятиями вообще и корпоративного управления в частности. С теоретической точки зрения вся эта проблематика относится к так называемой расширенной теории предпри-ятия, призванной описать в дескриптивном и в нормативном ключе функционирование предприятий в условиях, определенных историей и культурой данной страны. Соответст-венно, и теоретические и прикладные разработки в сфере создания институтов корпора-тивного управления или корпоративного контроля и корпоративного менеджмента выну-ждены опираться на фрагментарные теоретические основы. Необходима, прежде всего, разработка системного описания ситуации, возникающей в случае корпоративного управ-ления. [2]

Проводимая в рамках Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университе-та работа по созданию высокоэффективной модели корпоративного управления направле-на как на решение теоретических фундаментальных задач, так и на решение прикладных задач. С точки зрения решения фундаментальных теоретических задач новизна исследо-вания заключается в выявлении закономерностей и формировании принципов становле-ния эффективного корпоративного управления в России, способствующего активизации инвестиционной и инновационной деятельности на современном этапе в условиях эконо-мического кризиса, созданию условий для реальной защиты собственности, обеспечению баланса интересов участников корпоративных отношений, формированию инвестицион-но-привлекательных и конкурентоспособных компаний в регионах Российского Севера, характеризующихся повышенными рисками.

С точки зрения решения прикладных задач новизна исследования заключается в раз-работке высокоэффективной модели корпоративного управления, в том числе и путем со-вершенствования норм корпоративного права. В перспективе это позволит обеспечить предотвращение корпоративных конфликтов, повышение эффективности контроля над деятельностью менеджмента, в том числе в целях предотвращения вывода активов компа-нии; расширение возможности защиты прав акционеров; создание механизмов обеспече-ния эффективности внутреннего корпоративного контроля что, в конечном итоге приве-дет к эффективному функционированию российских компаний, улучшению инвестицион-ного и делового климата в стране, к качественному экономическому росту, обеспечению энергоэффективности и ресурсосбережению в условиях Севера.

Разработка высококачественной модели корпоративного управления для активиза-ции инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения энегроэффективности и ресурсосбережения в условиях повышенных рисков Севера предполагает проведение на-учных исследований по следующим взаимосвязанным блокам. Коротко рассмотрим ос-новные из них. 1. Эффективное корпоративное управление как важнейший фактор активиза-ции инновационной деятельности, обеспечения энергоэффективности и ресурсосбе-режения в условиях Севера.

Необходимо рассмотреть один из фундаментальных вопросов, связанный с пробле-мами реализации уже существующих за рубежом моделей корпоративного управления в российских условиях, а также не реализуемости и отсутствии заинтересованности в ис-пользовании российскими компаниями на практике международных принципов корпора-тивного управления (принципов ОЭСР и др.).

В ходе исследования компании следует рассматривать как живые организмы, функ-ционирующие в соответствующей окружающей среде в соответствии с основными зако-нами мироздания (будет проведена аналогия с соответствующими законами в области та-ких наук, как физика, химия, биология). На наш взгляд, необходимо рассмотреть особен-ности функционирования живых организмов – компаний в суровых условиях российского севера, где специфика условий значительно отличается от существующих в т.н. экономи-чески развитых странах.

В свою очередь корпоративное управление также должно рассматриваться с пози-ции управления живыми системами (которыми, по сути, являются компании). На наш взгляд, в сфере корпоративного управления целесообразно использование ряда основных принципов, в том числе понимаемых в науке как законы этики (принципы морали и нрав-ственности), законы жизненности (законы физики, химии, биологии и др.).

Это 7 принципов взаимоотношения с внешней средой:
1. Принцип соответствия (соответствует III закону Ньютона в физике, принципам термодинамики в химии);
2. Принцип соизмеримости (соответствует эффекту рычага в физике, явлению ва-лентности в химии);
3. Принцип сотрудничества (соответствует явлению затягивания частот в физике);
4. Принцип открытости (соответствует II закону Ньютона в физике, явлению измен-чивости, эволюции в биологии);
5. Принцип преемственности (соответствует закону сохранения энергии в физике; принципу сохранения информации, генетики в биологии);
6. Принцип уважения (соответствует явлению резонанса в физике);
7. Принцип терпимости (явление суперпозиции в физике).

Также это 5 принципов взаимоотношений с внутренней средой: принципы безупреч-ности; честности; смелости; ответственности; скромности.
Очень важно рассматривать взаимоотношения компании (бизнеса), государства и общества с позиции единой экосистемы (биогеоценоза).

Представляется необходимым с использованием геометрии (стереометрии) разрабо-тать модели систем, в соответствии с которыми должны строиться эффективные взаимо-отношения в сфере корпоративного управления (как внутри компании, так и между ком-паниями, государством, обществом и окружающей средой (биосферой).

Обеспечение системы эффективного корпоративного управления несет пользу как интересам государства, так и интересам компаний, поскольку ожидания инвесторов в по-вышении уровня корпоративного управления служат реальным объективным фактором привлечения инвестиций, с которым вынуждены считаться и государство и частные ком-пании. Особое значение при этом имеют отношения между практикой корпоративного управления и все более интернациональным характером инвестиций. Международные по-токи капитала предоставляют компаниям возможность находить источники финансирова-ния, используя все более широкий круг инвесторов.

Создание условий для обеспечения эффективного корпоративного управления долж-но являться частью государственной экономической политики, наделенной на привлече-ние долгосрочных инвестиций и интеграцию России в мировую экономическую систему.

В связи с этим, на наш взгляд, весьма эффективно рассматривать государство как своеобразную макро- корпорацию, часть единого организма, мега- корпорации на транс-национальном и общепланетарном уровне. В свою очередь национальное государство (например, Россия), его субъекты (например Республика Коми), города, поселки, муници-пальные образования, также можно представить как соответствующие мезо- и микрокор-порации [4].

2. Разработка механизмов активизации инвестиционной и инновационной дея-тельности на Российском Севере с использованием высокоэффективной модели кор-поративного управления.

Решить проблемы формирования эффективной и конкурентоспособной экономики Российского Севера, позволяющей обеспечить высокое качество и уровень жизни населе-ния возможно за счет активизации инвестиционной деятельности. Для этого требуется разработать соответствующие механизмы, позволяющие осуществлять обновление основ-ных фондов, модернизацию производства и внедрение передовых технологий в организа-циях; реализацию инвестиционных проектов, направленных на обеспечение эффективного использования природно-ресурсного потенциала Севера.

Сохранению и развитию конкурентных преимуществ Севера России, на наш взгляд, должна способствовать активизация инновационной деятельности и создание целостной инновационной системы, использующей инновационные межрегиональные связи бизнеса. Это позволит компаниям, работающим в условиях Севера внедрять новые более эффек-тивные технологии, использовать современные механизмы во всех без исключения отрас-лях экономики. В свою очередь это даст возможность не только более грамотно и полно использовать имеющиеся природные ресурсы, но и в перспективе главный акцент делать на их восстановлении и снижении объемов использования, особенно таких не возобнов-ляемых ресурсов, как нефть, газ и уголь, постепенном переходе от сырьевой экономики к высокотехнологичной инновационной экономике, основанной на знаниях.

В связи с этим, требуется выявить причинно-следственные связи между инвестици-онной привлекательностью, инновационной активностью, конкурентоспособностью орга-низаций и уровнем корпоративного управления. По итогам проведенных ранее Научно-исследовательским центром корпоративного права, управления и венчурного инвестирования СыктГУ исследований нами выявлены объективные и субъективные причины низкой инновационности экономики Российского Севера, не позволяющие обеспечить конкурентоспособность производимой продукции на внутренних и внешних товарных рынках, достаточную энергоэффективность и ресурсобе-режение. В связи с этим, представляется необходимым разработать организационно-экономический механизм активизации инвестиционной и инновационной деятельности в северных регионах, отвечающий современным вызовам. При подготовке требуется обра-тить особое внимание на ряд вопросов:

- разработка предложений по созданию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности компаний на Российском Севере;

- разработка механизма создания и развития инфраструктуры инновационной дея-тельности в северных регионах, включающего все необходимые управленческие, право-вые и институциональные элементы в целях создания технологического коридора от на-учного открытия до рыночного продукта;

- разработка системы мер по обеспечению экономической безопасности хозяйст-вующих субъектов северных регионов, осуществляющих инвестиционную и инновацион-ную деятельность;

- разработка системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. 3. Использование механизма корпоративного венчурного инвестирования в ка-честве катализатора инновационной деятельности и решения проблем энергоэф-фективности и ресурсосбережения.

Высокий уровень корпоративного управления может позволить использовать в биз-несе самые высокие технологии с помощью инвестиционных инструментов высокого уровня, например механизма корпоративного венчурного инвестирования для решения актуальных проблем обеспечения энергоэффективности и ресурсосбережения.

На наш взгляд, одной из наиболее влиятельных категорий инвесторов в высокотех-нологические проекты являются крупные ресурсно-сырьевые корпорации, инвестирую-щие как напрямую, так и через образование промежуточного корпоративного венчурного фонда. Это дает автономность в управлении и позволяет привлекать инвесторов со сторо-ны с целью диверсификации рисков. Впрочем, большая часть капитала предоставляется материнской компанией. Многие эксперты считают модель корпоративного венчурного бизнеса весьма перспективной для Российского Севера в силу доминирования крупного бизнеса в экономике и наличия у крупных корпораций, в т.ч. технологических, достаточ-ного объема инвестиционных средств.

Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в России в на-стоящий момент является одним из приоритетных направлений государственной иннова-ционной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Требуется разработать алгоритм использования корпоративного венчурного инве-стирования для обеспечения энергоэффективности и ресурсосбережения в условиях Рос-сийского Севера на примере Республики Коми. Необходимо реализовать комплекс организационных основ корпоративной венчур-ной деятельности отечественных компаний, включающий в себя:

а) создание в инвестирующей компании в качестве независимого под¬разделения соб-ственного корпоративного венчурного фонда;
б) руководство корпоративным фондом командой опытных венчурных управляю-щих, привлекаемых из независимого венчурного сообщества, с включением в ее состав менеджеров самой компании;
в) сосредоточение усилий команды управляющих на первоочередности реализации финансовых целей венчурного проекта (получение ожидаемой отдачи на инвестиции) при учете стратегических интересов компании.

Для этого требуется:
- обосновать необходимость использования корпоративного венчурного инвестиро-вания в качестве важнейшего фактора развития инновационной деятельности на Севере, где значительную роль играют крупные ресурсно-сырьевые компании;
- определить социально-экономическую роль корпоративного венчурного капитала как источника инвестирования инновационной деятельности в условиях Севера, рассмот-реть теоретические и практические аспекты корпоративного венчурного инвестирования, особенности и перспективы его развития в России;
- проанализировать социально-экономические условия и возможности для развития корпоративного венчурного инвестирования в северных регионах России на примере Рес-публики Коми, определить потенциальные объекты для венчурного инвестирования, ко-торыми могли бы стать инновационно-активные компании и результаты имеющихся в на-личии научно-технических исследований и разработок, в т.ч. в области энергоэффектив-ности и ресурсосбережения; - выявить основные проблемы становления и развития венчурного инвестирования в России на современном этапе (в условиях кризиса), предложены возможные пути их ре-шения;
- определить роль государства в становлении и развитии инвестирования инноваци-онной деятельности в условиях повышенных рисков;
- подготовить комплекс мер по разработке системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности с учетом специфики Се-вера;
- разработать проекты нормативных правовых актов (документов), регулирующих различные аспекты венчурного инвестирования на федеральном и региональном уровне и способствующих совершенствованию инвестиционного законодательства.

В целях обеспечения инвестиционной привлекательности инновационных предпри-ятий с высоким уровнем корпоративного управления следует разработать и обосновать механизмы, обеспечивающие противодействие враждебному поглощению собственности предприятий, усиления внутреннего финансового контроля и контроля над менеджерами при совершении крупных сделок, урегулирования корпоративных конфликтов и предот-вращения рисков.

Вывод: Разработка высокоэффективной модели корпоративного управления позво-лит оптимизировать внутренние бизнес-процессы, повысить инвестиционную привлека-тельность и инновационную активность компании в современных социально-экономических условиях, обеспечить решение проблем энергоэффективности и ресурсос-бережения в северных компаниях. Данная модель должна базироваться на новых, так называемых «фондовых механиз-мах», которые по мнению Ю.Забродоцкого и Г.Живанова должны включать в себя:

1. Как наука:
- новую логику, основанную на сеятельном принципе «отдать больше, чтобы полу-чить больше»;
- новый системный анализ, признающий вычитание и сложение только как ком-плементарные случаи, сопряжённые с делением и умножением.
- новую политэкономию частно-общественных производственных отношений.

2. Как искусство:
- умение решать проблемы не только с помощью денег, но и за счёт асимметричных проблем.
- способность обращать любую патологию хозяйственной деятельности в ресурс раз-вития.
- возможность гармоничного сочетания интересов личных и общественных, отрасле-вых и территориальных, государственных и межгосударственных, бизнеса и политики.

3. Как практика:
- высокоэффективные проекты и программы создания продукции и услуг, конку-рентоспособных на мировом рынке.
- систему целевого управления налогами, кредитами, отчислениями в проблемно-целевые фонды, включая благотворительные, филантропические и социальные ? стра-ховые, медицинские, жилищные, пенсионные и др.
- систему управления фьючерсными, форвардными, лизинговыми (селенговыми) и другими видами хозяйственно-финансовых операций с исключением отношений купли-продажи до получения конечного результата (производство конкурентоспособных на внутреннем и международном рынках товаров и услуг) [5].

Фондовые механизмы преобразуют всю систему корпоративного управления, деи-деологизируют это управление и обеспечивают переход от административно-командной системы к управлению функцией развития и ориентированию всех форм собственности на участие в обеспечении этого развития на основе знаний природного операционализма.

Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Феде-рации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.
2. Клейнер Г. Корпоративное управление: системный подход // Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегическая роль советов директоров / отв. ред. И.В. Ивашковская. – М. : Издательство «Европа», 2008. – 188с. 3. Montgomery C.A., Kaufman R. The boards missing link // Harvard Business Review. – 2003. – 81 с.
4. Шихвердиев А.П. Государство как субъект корпоративных отношений. М. : Издат. Центр «Акционер», 2002. – 264 с.
5. Забордоцкий Ю., Живанов Г. Видеология сотворения. Слово образа и подобия. М, .: ЗАО «Конверсия-жилье», 2005. – 504 с.

Literature
1. The concept of a long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020, confirmed by the order of the Government of the Russian Federation in 11.17.2008 № - 1662-r.
2. Kleiner G. The corporate governance: a system approach // the Corporate governance and a business sustainable development: a strategic role of boards of directors / responsible edi-tor I.V.Ivashkovsky. – М: Publishing house «Europe», 2008. – 188 p.
3. Montgomery C.A., Kaufman R. The boards missing link//Harvard Business Review. – 2003. – 81 p.
4. Shihverdiev A.P. The government as a subject of corporate relations. М: Publishing Centre «Shareholder», 2002. – 264 p.
5. Zabordotsky U., Zhivanov G. Videology of creation. A word of an image and similarity. M.: Joint-Stock Company «Conversion-habitation», 2005. – 504 p.