Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней  кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

СОЗДАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКО-НОМИЧЕСКОГО РОСТА СЕВЕРА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИЗИСАМ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)
Creation of guilty investment activity infrastructure as a factor of North region economic advance provision to develop innovative economy and opposition to economic crisis. (on the example of the Komi Republic)

П.А. Шихвердиев
P.A. Shihverdiev

 

В статье рассматриваются вопросы необходимости развития инфраструктурной обеспеченности инвестиционной деятельности в северном регионе для решения вопросов инновационного развития, повышения конкурентоспособности экономики и противодей-ствия экономическим кризисам.

Matter of development necessity of infrastructure security investment activity in the north region to solve the questions of innovative evolution, recovery economy competitiveness and op-position to economic crisis is considered in this article.

 Ключевые слова: инфраструктура, инвестиционная деятельность, экономиче-ский рост, Север, инновационная экономика, экономический кризис.

Key words: infrastructure, investment activity, economic advance, North, innovative economy, economic crisis.

 

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов яв-ляется одним из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации. Это требует проведения государственной региональной политики, направлен-ной на реализацию потенциала каждого региона, преодоление инфраструктурных и ин-ституциональных ограничений развития. С учетом приоритетов пространственного разви-тия необходима координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестицион-ных стратегий бизнеса в регионах.

Одной из стратегических целей и основных задач в области экономического разви-тия северных регионов, в т.ч. Республики Коми является рост инвестиционной привлека-тельности и формирование положительного имиджа региона, повышение инвестиционной и инновационной активности организаций.

В этой связи необходимо решать проблему развития инфраструктуры в системе единого народнохозяйственного комплекса, которую следует рассматривать в связи с разработкой и проведением структурной экономической политики, требующей поиска оптимального вариан-та для решения проблем повышения эффективности производства в условиях научно-технической революции и противодействия мировому финансовому кризису. Формирование инфраструктурного комплекса становится необходимым в результате перехода к воспроизвод-ству интенсивного типа.
В настоящее время, сложившееся на Российском Севере в целом и в Республике Ко-ми в частности состояние экономической инфраструктуры инвестиционной деятельности, на наш взгляд, не позволяет решить проблему дальнейшего перспективного развития экономики. А ведь именно инфраструктура инвестиционной деятельности может создать условия для развития инновационной социально ориентированной конкурентоспособной экономики в условиях повышенных рисков Севера. [1]

В современных условиях ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инно-вационного развития экономики играет финансовая инфраструктура. Для задач перспек-тивного развития, преодоления экономических кризисов необходима современная, конку-рентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура.

В соответствии с этим для решения основных задач государственной политики регио-нального развития большое значение имеет вопрос разработки и создания более эффективных и оптимальных, с точки зрения практической реализуемости, способов развития инфра-структурной обеспеченности инвестиций в северном регионе, что в свою очередь позво-лит создать условия для повышения конкурентоспособности экономики Севера. Качест-венная инфраструктура инвестиционной деятельности создаст реальные возможности трансформации сбережений населения в инвестиции, позволит решить вопросы обеспече-ния безопасности инвестиций и в целом противодействия экономическим кризисам.

На современном этапе в России на недостаточном уровне проводится исследование проблем развития инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности, прак-тической реализации инвестиционного и инновационного потенциала экономики Севера. Обоснование процесса становления инфраструктуры инвестиционной деятельности не проводится в рамках системного анализа; не выделена система критериев инфраструктур-ного обеспечения инвестиций и показателей ее эффективности. Не решены задачи форми-рования приоритетов в развитии инфраструктуры, на достаточном уровне и с учетом со-временных условий не обеспечено ее нормативно-правовое регулирование. Отсутствует рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулиро-вания и рыночного механизмов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Именно в связи с тем, что существующая инфраструктура инвестиционной деятель-ности в современной России не эффективна, поэтому страна отстает по показателю при-влечения инвестиций в основной капитал от уровня валового внутреннего продукта отно-сительно других стран. Нет массовых выпусков дополнительных эмиссий акций акцио-нерных компаний для привлечения инвестиций, следовательно недостаточно происходит трансформация сбережений в инвестиции и т.д.

В мировой науке инвестиционная деятельности и развитый фондовый рынок рас-сматриваются сегодня как одно из главных условий модернизации экономики, противо-действия финансовому кризису. В связи с этим, основными направлениями исследований в мировой науке в период мирового финансового кризиса являются проблемы совершен-ствования инфраструктуры финансового рынка, обеспечения безопасности инвестиций, создание новых институтов регулирующих и стимулирующих инвестиционную деятель-ность, укрепление системы государственной поддержки и контроля, формирование ин-фраструктуры инновационной системы, создание благоприятной экономической и право-вой среды в отношении инновационной инвестиционной деятельности.

Инфраструктурный комплекс нами рассматривается как динамичная система, сформировавшаяся в результате интеграции определенных отраслей народного хозяйства и видов деятельности, состав которых будет меняться за счет появления новых отраслей в результате инновационного развития экономики. С одной стороны инфраструктура как комплекс материально-вещественных условий производства, с другой – совокупность отраслей и видов деятельности, обеспечивающих общие условия воспроизводственного процесса во всех его фазах.

Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности должно рассматриваться с учетом специфики северных условий, высоких рисков, связанных с суровыми природно-климатическими условиями, относительно более высокими издержками в большинстве секторов экономки, важностью северных территорий с позиции перспектив стратегического развития России. Основой экономики Севера являются природно-эксплуатирующие предприятия с долей государственного капитала, которые остро нуждаются в крупных долгосрочных инвестициях, которые проблематично привлечь в условиях финансового кризиса. В связи с этим, значительное внимание должно быть уделено вопросам совершенствования корпоративного управления, как одного из компонентов институциональной инфраструктуры, обеспечения экономической безопасности и использования инструментов фондового рынка для снижения рисков и привлечения инвестиций.

Необходимо обосновать важность взаимодополняющей роли государства и бизнеса для снятия инфраструктурных ограничений в целях развития инновационной экономики в условиях севера.

Следует детально проанализировать сложившуюся ситуацию в инфраструктурном комплексе северного региона, определены основные причины недостаточного развития инфраструктуры финансового рынка, инфраструктуры поддержки инвестиций и инновационной деятельности, поддержки малого предпринимательства и на этой основе будет обоснована необходимость формирования и укрепления институциональной инфраструктуры в условиях финансового кризиса в качестве главного направления региональной экономической политики.

Также требуется проанализировать потенциал ресурсов, имеющихся в регионе для создания и развития инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, активизация взаимодействия государственной власти, науки и бизнеса при формировании инновационной системы Республики Коми. На этой основе возможно аргументировать основные составляющие систем финансового рынка, государственной поддержки инвестиций и инноваций в северном регионе.

В целях потепления инвестиционного климата в северном регионе необходимо предпринять шаги по созданию инфраструктуры обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, предусматривающие мероприятия по совершенствованию корпоративного управления и защиты прав собственности (предотвращение и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, обеспечение информационной прозрачности рынка, предотвращение и пресечение рейдерских захватов, повышение ответственности членов органов управления компаний). В целях развития финансового рынка необходимо разработать механизмы, обеспечи-вающие содействие повышению доверия населения к инструментам рынка ценных бумаг и создание условий для привлечения средств населения в качестве инвестиционных ре-сурсов; обеспечение информационной безопасности и прозрачности на рынке ценных бу-маг для укрепления доверия со стороны потенциальных инвесторов; обеспечение государ-ственной информационной поддержки инвестиционных процессов на фондовом рынке.

Для решения вопросов развития инфраструктурного комплекса в северных регионах в качестве приоритетного направления на наш взгляд необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства, что позволит минимизировать риски, ослабить на-грузку на бюджеты всех уровней и при сохранении объемов финансирования осуществ-лять реализацию более значительного числа инвестиционных проектов.

Основными механизмами по развитию государственно-частного партнерства на тер-ритории Республики Коми, на наш взгляд, должны быть следующие мероприятия:
- последовательное развитие нормативно-правовой базы Республики Коми для соз-дания правовой основы сотрудничества органов государственной власти Республики Ко-ми и частного бизнеса, в области развития инфраструктурного комплекса;
- реализация образовательных программ по подготовке управленческих кадров и вы-сококвалифицированных специалистов в сфере работы с инструментами государственно-частного партнерства;
- формирование и развитие эффективной системы взаимодействия органов государ-ственной власти Республики Коми и частного бизнеса на основе долгосрочных взаимовы-годных договорных отношений, предусматривающей четкое разделение функций владе-ния, финансирования и эксплуатации (управления) и определение взаимной ответственно-сти;
- развитие и расширение инфраструктуры, способствующей активизации процессов государственно-частного партнерства, повышению информированности и обеспечению консультативной поддержки организаций;
- изучение и применение передового опыта по реализации проектов государственно-частного партнерства и существующей международной практики в данной области.

Одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса должно стать развитие финансовой грамотности населения, а также создание для населения новых финансовых инструментов.
Необходима разработка Комплексной программы развития инфраструктуры финан-сового рынка, инвестиционной и инновационной деятельности в северном регионе – Рес-публике Коми.

Программа должна включать концепцию развития инфраструктуры инвестиционной деятельности северного региона и следующие разделы:
- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;
- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы;
- система программных мероприятий;
- ресурсное обеспечение и механизмы реализации Программы;
- организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации;
- оценка эффективности экономических и социальных последствий реализации Про-граммы.

В целях реализации вышеуказанной Программы на наш взгляд необходимо:
- определение основных причин недостаточного развития инфраструктурного комплекса Республики Коми;
- обоснование объективной необходимости развития институциональной инфраструктуры как фактора экономического роста и перехода экономики северного региона на инновационный путь развития;
- формирование приоритетов развития инфраструктуры северного региона;
- определение потенциала ресурсов, имеющихся в регионе для создания и развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности, активизации взаимодействия государственной власти, науки и бизнеса при формировании инфраструктурного комплекса Республики Коми;
- разработка основных составляющих инфраструктуры финансового рынка, поддержки инвестиций и инновационной деятельности северного региона;
- разработка механизмов по снижению инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности, развития финансовых институтов в северном регионе;
- разработка предложений для органов государственной власти по вопросам улучшения условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитию финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего инфраструктуру финансовых рынков (элементы региональной концепции развития фондового рынка);
- разработка предложений по созданию инфраструктуры обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, предусматривающие мероприятия по совершенствованию корпоративного управления и защиты прав собственности;
- подготовка программы развития финансовой грамотности населения северного региона, с учетом создания для населения новых финансовых инструментов;
- разработка экономической модели Республики Коми в рамках реализации Концепции социально-экономического развития России и стратегии социального и экономического развития Республики Коми до 2020 г. с позиции создания достаточной для обеспечения экономического и социального развития инфраструктуры инвестиционной деятельности.

Список литературы
1.Шихвердиев А.П., Вишняков А.А., Шихвердиев П.А. Развитие инфраструктуры иннова-ционной деятельности – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности эко-номики Севера // Северное измерение глобальных проблем: материалы пленарного засе-дания Четвертого Северного социально-экологического конгресса: Сыктывкар, 27-28 мар-та 2008 г. – М.: Наука, 2009. – С.255-266.

Literature
1.Shihverdiev A.P., Vishnyakov A.A., Shihverdiev P.A. Infrastructure development of innova-tive activity – necessary condition of North region economy security provision// North meas-urement of global problems: materials of plenary meeting Forth North socio-ecological congress: Syktyvkar, 27-28 march 2008.- M.: Science, 2009.- 255-266p.