Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

Создание качественной инфраструктуры инвестиционной деятельности как фактор обеспечения экономического роста Севера в целях развития инновационной экономики и противодействия экономическим кризисам (на примере Республики Коми)*

Шихвердиев П.А.

 

В статье рассматриваются вопросы  необходимости развития инфраструктурной обеспеченности инвестиционной деятельности в северном регионе для решения вопросов инновационного развития, повышения конкурентоспособности экономики и противодействия экономическим кризисам.

Matter of development necessity of infrastructure security investment activity in the north region to solve the questions of innovative evolution, recovery economy competitiveness and opposition to economic crisis is  considered in this article.

Ключевые слова: инфраструктура, инвестиционная деятельность, экономический рост, Север, инновационная экономика, экономический кризис.

Key words: infrastructure, investment activity, economic advance, North, innovative economy, economic crisis.

 

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов является одним из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской  Федерации. Это требует проведения государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений развития. С учетом приоритетов пространственного развития  необходима координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах.

Одной из стратегических целей и основных задач в области экономического развития северных регионов, в т.ч. Республики Коми является рост инвестиционной привлекательности и формирование положительного имиджа региона, повышение инвестиционной и инновационной активности организаций.

В этой связи необходимо решать проблему развития инфраструктуры в системе единого народнохозяйственного комплекса, которую следует рассматривать в связи с разработкой и проведением структурной экономической политики, требующей поиска оптимального варианта для решения проблем повышения эффективности производства в условиях научно-технической революции и противодействия мировому финансовому кризису. Формирование инфраструктурного комплекса становится необходимым в результате перехода к воспроизводству интенсивного типа.

В настоящее время, сложившееся на Российском Севере в целом и в Республике Коми в частности состояние экономической инфраструктуры инвестиционной деятельности, на наш взгляд, не позволяет решить проблему дальнейшего перспективного развития экономики. А ведь именно инфраструктура инвестиционной деятельности может создать условия для развития инновационной социально ориентированной конкурентоспособной экономики в условиях повышенных рисков Севера. [1]

В современных условиях ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики играет финансовая инфраструктура. Для задач перспективного развития, преодоления экономических кризисов необходима современная, конкурентоспособная, инновационно ориентированная финансовая инфраструктура.

В соответствии с этим для решения основных задач государственной политики регионального развития большое значение имеет вопрос разработки и создания более эффективных и оптимальных, с точки зрения практической реализуемости, способов развития инфраструктурной обеспеченности инвестиций в северном регионе, что в свою очередь позволит создать условия для повышения конкурентоспособности экономики Севера. Качественная инфраструктура инвестиционной деятельности создаст реальные возможности трансформации сбережений населения в инвестиции, позволит решить вопросы обеспечения безопасности инвестиций и в целом противодействия экономическим кризисам.

На современном этапе в России на недостаточном уровне проводится исследование проблем развития инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности, практической реализации инвестиционного и инновационного потенциала экономики Севера. Обоснование процесса становления инфраструктуры инвестиционной деятельности не проводится в рамках системного анализа; не выделена система критериев инфраструктурного обеспечения инвестиций и показателей ее эффективности. Не решены задачи формирования приоритетов в развитии инфраструктуры, на достаточном уровне и с учетом современных условий не обеспечено ее нормативно-правовое регулирование. Отсутствует рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночного механизмов при осуществлении инвестиционной деятельности.

Именно в связи с тем, что существующая инфраструктура инвестиционной деятельности в современной России не эффективна, поэтому страна отстает по показателю привлечения инвестиций в основной капитал от уровня валового внутреннего продукта относительно других стран. Нет массовых выпусков дополнительных эмиссий акций акционерных компаний для привлечения инвестиций, следовательно недостаточно происходит трансформация сбережений в инвестиции и т.д.

В мировой науке инвестиционная деятельности и развитый фондовый рынок рассматриваются сегодня как одно из главных условий модернизации экономики, противодействия финансовому кризису. В связи с этим, основными направлениями исследований в мировой науке в период мирового финансового кризиса являются проблемы совершенствования инфраструктуры финансового рынка, обеспечения безопасности инвестиций, создание новых институтов регулирующих и стимулирующих инвестиционную деятельность, укрепление системы государственной поддержки и контроля, формирование инфраструктуры инновационной системы, создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной инвестиционной деятельности.

Инфраструктурный комплекс нами рассматривается как динамичная система, сформировавшаяся в результате интеграции определенных отраслей народного хозяйства и видов деятельности, состав которых будет меняться за счет появления новых отраслей в результате инновационного развития экономики. С одной стороны инфраструктура как комплекс материально-вещественных условий производства, с другой – совокупность отраслей и видов деятельности, обеспечивающих общие условия воспроизводственного процесса во всех его фазах.

Развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности должно рассматриваться с учетом специфики северных условий, высоких рисков, связанных с суровыми природно-климатическими условиями, относительно более высокими издержками в большинстве секторов экономки, важностью северных территорий с позиции перспектив стратегического развития России.

Основой экономики Севера являются природно-эксплуатирующие предприятия с долей государственного капитала, которые остро нуждаются в крупных долгосрочных инвестициях, которые проблематично привлечь в условиях финансового кризиса. В связи с этим, значительное внимание должно быть уделено вопросам совершенствования корпоративного управления, как одного из компонентов институциональной инфраструктуры, обеспечения экономической безопасности и использования инструментов фондового рынка для снижения рисков и привлечения инвестиций.

Необходимо обосновать важность взаимодополняющей роли государства и бизнеса для снятия инфраструктурных ограничений в целях развития инновационной экономики в условиях севера.

Следует детально проанализировать сложившуюся ситуацию в инфраструктурном комплексе северного региона, определены основные причины недостаточного развития инфраструктуры финансового рынка, инфраструктуры поддержки инвестиций и инновационной деятельности, поддержки малого предпринимательства и на этой основе будет обоснована необходимость формирования и укрепления институциональной инфраструктуры в условиях финансового кризиса в качестве главного направления региональной экономической политики.

Также требуется проанализировать потенциал ресурсов, имеющихся в регионе для создания и развития инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности, активизация взаимодействия государственной власти, науки и бизнеса при формировании инновационной системы Республики Коми. На этой основе возможно аргументировать основные составляющие систем  финансового рынка, государственной поддержки инвестиций и инноваций в северном регионе.

В целях потепления инвестиционного климата в северном регионе необходимо предпринять шаги по созданию инфраструктуры обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, предусматривающие мероприятия по совершенствованию корпоративного управления и защиты прав собственности (предотвращение и пресечение неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, обеспечение информационной прозрачности рынка, предотвращение и пресечение рейдерских захватов, повышение ответственности членов органов управления компаний).

В целях развития финансового рынка необходимо разработать механизмы, обеспечивающие содействие повышению доверия населения к инструментам рынка ценных бумаг и создание условий для привлечения средств населения в качестве инвестиционных ресурсов; обеспечение информационной безопасности и прозрачности на рынке ценных бумаг для укрепления доверия со стороны потенциальных инвесторов; обеспечение государственной информационной поддержки инвестиционных процессов на фондовом рынке.

Для решения вопросов развития инфраструктурного комплекса в северных регионах в качестве приоритетного направления на наш взгляд необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства, что  позволит минимизировать риски, ослабить нагрузку на бюджеты всех уровней и при сохранении объемов финансирования осуществлять реализацию более значительного числа инвестиционных проектов.

Основными механизмами по развитию государственно-частного партнерства на территории Республики Коми, на наш взгляд, должны быть следующие мероприятия:

- последовательное развитие нормативно-правовой базы Республики Коми для создания правовой основы сотрудничества органов государственной власти Республики Коми и частного бизнеса, в области развития инфраструктурного комплекса;

- реализация образовательных программ по подготовке управленческих кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере работы с инструментами государственно-частного партнерства;

- формирование и развитие эффективной системы взаимодействия органов государственной власти Республики Коми и частного бизнеса на основе долгосрочных взаимовыгодных договорных отношений, предусматривающей четкое разделение функций владения, финансирования и эксплуатации (управления) и определение взаимной ответственности;

- развитие и расширение инфраструктуры, способствующей активизации процессов государственно-частного партнерства, повышению информированности и обеспечению консультативной поддержки организаций;

- изучение и применение передового опыта по реализации проектов государственно-частного партнерства и существующей международной практики в данной области.

Одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса должно стать развитие финансовой грамотности населения, а также создание для населения новых финансовых инструментов.

Необходима разработка Комплексной программы развития инфраструктуры финансового рынка, инвестиционной и инновационной деятельности в северном регионе – Республике Коми.

Программа должна включать концепцию развития инфраструктуры инвестиционной деятельности северного региона и следующие разделы:

- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы;

- система программных мероприятий;

- ресурсное обеспечение и механизмы реализации Программы;

- организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации;

- оценка эффективности экономических и социальных последствий реализации Программы.

В целях реализации вышеуказанной Программы на наш взгляд необходимы:

-    определение основных причин недостаточного развития инфраструктурного комплекса Республики Коми;

-   обоснование объективной необходимости развития институциональной инфраструктуры как фактора экономического роста и перехода экономики северного региона на инновационный путь развития;

-    формирование приоритетов развития инфраструктуры северного региона;

-    определение потенциала ресурсов, имеющихся в регионе для создания и развития инфраструктуры инвестиционной и инновационной деятельности, активизации взаимодействия государственной власти, науки и бизнеса при формировании инфраструктурного комплекса Республики Коми;

-    разработка основных составляющих инфраструктуры финансового рынка, поддержки инвестиций и инновационной деятельности северного региона;

-    разработка механизмов по снижению инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности, развития финансовых институтов в северном регионе;

-    разработка предложений для органов государственной власти по вопросам улучшения условий доступа организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитию финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

-    подготовка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего инфраструктуру финансовых рынков (элементы региональной концепции развития фондового рынка);

-    разработка предложений по созданию инфраструктуры обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов, предусматривающие мероприятия по совершенствованию корпоративного управления и защиты прав собственности;

-    подготовка программы развития финансовой грамотности населения северного региона, с учетом создания для населения новых финансовых инструментов;

-    разработка экономической модели Республики Коми в рамках реализации Концепции социально-экономического развития России и стратегии социального и экономического развития Республики Коми до 2020 г. с позиции  создания достаточной для обеспечения экономического и социального развития инфраструктуры инвестиционной деятельности.

 

Список литературы

1. Шихвердиев А.П., Вишняков А.А., Шихвердиев П.А. Развитие инфраструктуры инновационной деятельности – необходимое условие обеспечения конкурентоспособности экономики Севера // Северное измерение глобальных проблем: материалы пленарного заседания Четвертого Северного социально-экологического конгресса: Сыктывкар, 27-28 марта 2008 г. – М.: Наука, 2009. – С.255-266.

 

Literature

1. Shihverdiev A.P., Vishnyakov A.A., Shihverdiev P.A. Infrastructure development of innovative activity – necessary condition of North region economy security provision// North measurement of global problems: materials of plenary meeting Forth North socio-ecological congress: Syktyvkar, 27-28 march 2008.- M.: Science, 2009.- 255-266p. 

 

 

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ №10-02-41201а/С  «Создание качественной инфраструктуры инвестиционной деятельности как фактор обеспечения экономического роста Севера в целях развития инновационной экономики и противодействия экономическим кризисам»