Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра 
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета

В соответствии с решениями президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России с 19.02.2010 г. входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней  кандидата и доктора наук

 

Главная

Редакция Вестника

Перечень требований и условий для публикации

Порядок рецензирования статей

Адрес редакции Вестника

Архив Вестника

 

РОЛЬ МИГРАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ ВО ВНОВЬ ОСВАИВАЕМЫХ РАЙОНАХ СЕВЕРА И АРКТИКИ
THE ROLE OF MIGRATION IN FORMATION OF POPLULATION IN THE NEWLY DEVELOPED REGIONS OF NORTH AND ARCTIC.

В.В. Фаузер
V.V. Fauzer

 

Аннотация. Рассматривается динамика населения Российского Севера, его основ-ные структуры. Раскрывается роль миграции на все демографические процессы; особо отмечается негативная роль миграции в последние двадцать лет на динамику населения, его возрастную структуру. Предлагаются меры по привлечению молодежи в районы Се-вера и Арктики.

Summary. Dynamics of the population of the Russian North, its basic structures are exam-ined. The role of migration on all demographic processes is opened; the negative role of migra-tion during last twenty years on dynamics of the population and its age structure is especially marked. Measures on attraction of youth in areas of the North and Arctic regions are offered.

 Ключевые слова. Население, миграции, естественный прирост, половозрастная структура, государственная миграционная политика, Север и Арктика, образование, занятость.

Key words. Population, migrations, natural increase, gender and age structure, the state migratory politics, North and Arctic regions, education, employment.

 

Актуальность обсуждаемой проблемы обусловлена отсутствием законодательно закрепленной системы экономических стимулов и социальных гарантий, позволяющих в новых рыночных условиях иметь в осваиваемых районах Севера и Арктики достаточный трудовой потенциал; население, сбалансированное по полу, возрастным группам и брач-ному составу. Для перехода экономики Севера на новый инновационный путь развития необходимо качественно новое население, с иным профессиональным образованием, но-вой экологической и этнической культурой. В настоящее время нет экономических и со-циальных инструментов, позволяющих уменьшить отток населения с Севера России, при-влечь сюда квалифицированную и талантливую молодежь, создать условия жизнедея-тельности и работы для местной молодежи, адаптированной к северным условиям.

Общая характеристика динамики населения Российского Севера. Распад союз-ного государства, смена форм собственности, изменение роли государства в освоение се-верных районов и Арктики привели к существенному сокращению численности населе-ния и трудовых ресурсов Российского Севера. Прежние экономические и социальные ме-ханизмы привлечения населения, его адаптация, а со временем переселения в места исхо-да перестали работать. В то же время экономика России зависела, и в обозримом будущем будет зависеть от экономического потенциала северных регионов, их вклада в общий объ-ем ВВП страны. Следовательно, в северных регионах страны надо иметь достаточный и эффективный трудовой потенциал, способный обеспечить необходимый уровень развития экономики Севера для удовлетворения потребности страны в углеводородном сырье, зо-лоте, алмазах, иных стратегически важных ресурсах.

Российский Север долгие годы был привлекательным, в материальном плане, местом жительства и условиями работы для всех жителей бывшего Союза ССР. Общественные призывы, организованные наборы, Всесоюзные комсомольские стройки, распределение выпускников образовательных учреждений обеспечивали экстенсивное освоение Севера и комплектование предприятий промышленно-производственным персоналом. Ситуация коренным образом изменилась в начале 1990-х гг. К депопуляции населения прибавился миграционный отток практически со всех северных территорий. С 1990 по 2009 гг. чис-ленность населения Севера России уменьшилась с 9807 до 8204 тыс. человек, то есть сово-купные потери северных территорий составили 1 млн. 603 тыс. человек. Соответственно на азиатскую часть приходится 34,1%, а на европейскую – 65,9%. В результате изменилось со-отношение в численности населения между азиатской и европейской частями. Если в нача-ле 1980-х гг. на долю Европейского Севера приходилось более 50,0%, то к 2009 г. – 45,7 % общей численности населения. Таким образом, с середины 1980-х гг. и по настоящее время по доле и абсолютной численности населения Азиатский Север стал доминировать над Европейским Севером и, скорее всего, эта тенденция сохраниться в ближайшие деся-тилетия.

Можно отметить еще одну тенденцию в динамике населения, – за последние девять лет население Российского Севера стало уменьшаться медленнее, чем население России в целом. Если за период с 1990 по 2000 г. Россия потеряла 775 тыс. человек, то за последние девять лет с 2000 по 2009 г. уже 4 млн. 986 тыс. человек. На Российском Севере за 1990-1999 гг. население уменьшилось на 1 млн. 298 тыс. человек, то за последние девять лет с 2000 г. по 2009 г. только на 305 тыс. человек. Иначе говоря, до начала XXI в. Российский Север ежегодно терял в среднем по 130 тыс. в год, то за последние девять лет всего по 34 тыс., т.е. стал терять в 3,8 раза меньше. Разная демографическая динамика наблюдается на Азиатском и Европейском Северах. При почти равной численности населения Азиатский Север потерял за 1990-2008 гг. 546 тыс. человек, а Европейский Север 1 млн. 57 тыс. чело-век. Также необходимо отметить, что за последние девять лет население Азиатского Севе-ра увеличилось на 68 тыс. человек (табл. 1).

 



Миграции в формировании населения северных территорий всегда играли исклю-чительно важную роль. Сегодня их роль также велика. Но если в период экстенсивного освоения Севера и Арктики они способствовали росту населения, то сегодня, наоборот, миграции «съедают» значительную часть населения северных территорий (табл. 2).

 



Как видно из табл. 2 динамика населения Российского Севера последние 17 лет в основном определялась миграционной убылью населения. Эта отрицательная тенденция была характерна как для Европейского, так и Азиатского Севера. Что касается естествен-ного прироста, то здесь можно отметить следующее: если на Европейском Севере смерт-ность превышала рождаемость все годы, то на Азиатском Севере все последние годы ес-тественный прирост был положительным.

Возрастные характеристики населения. В силу специфики формирования насе-ления северных территорий здесь сложилась отличительная от страны в целом возрастная структура населения. На Севере выше доля детей и лиц в трудоспособном возрасте и ниже доля лиц старших возрастов. Но как видно из табл. 3 это преимущество постепенно сво-дится на нет.

 



Из табл. 3 видно, что в период с 1990 по 2009 г. в населении северных территорий доля детей уменьшилась с 29,2 до 18,6% или на 36,3%. По России доля детей уменьшилась с 24,5 до 15,9% или на 35,1%. Можно также отметить, что в 2009 г. доля детей на Европей-ском Севере была на 4,4% пп ниже, чем на Азиатском Севере. Можно привести некоторые данные за более длительный период времени. Например, с 1979 по 2009 г. доля детей уменьшилась в Якутии с 31,8 до 23,2%, в Ханты-Мансийском АО – Югра с 29,1 до 19,7% и в Республике Коми с 26,9 до 17,3%.

Постарение населения (увеличение доли лиц старших возрастов) привело к росту среднего возраста практически во всех северных субъектах. Вот ряд примеров по наиболее типичным северным территориям. За период 1979-2008 гг. существенно увеличился сред-ний возраст населения: в Якутии с 27,2 до 32,9, в Ханты-Мансийском АО – Югра с 26,4 до 33,7 и в Республике Коми с 29,2 до 36,4 лет. Следует обратить внимание, что сохранение отмеченных негативных явлений сделает уже «завтра» невозможным инновационное раз-витие экономики Севера и под вопросом страны в целом.

Более полное представление о сокращении доли молодежи (население до 30 лет), можно получить из табл. 4.

 



Из табл. 4 видно, что с 1990 по 2009 г. доля населения в возрасте до 30 лет сократи-лась по стране в целом на 6,0 процентных пункта (пп), в то время как по Северу России на 8,6 пп, т.е. Север более интенсивно терял молодое население. Здесь также можно добавить, что наблюдалась разная динамика внутри молодых возрастов. Например, по стране в целом с 1990 по 2009 г. уменьшилась доля населения в возрасте от 0 до 19 лет и увеличилась в возрасте 20-29 лет; на Севере России уменьшение было отмечено в возрасте от 0 до 14 лет, увеличение от 16 до 24 лет, и вновь уменьшение доли лиц старше 25 лет. На Севере уменьшилась доля населения, рожденная в годы принятия известного постановления ЦК КПСС И СМ СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», оно просто покинуло северные районы.

Понять миграционные установки населения позволяют регулярно проводимые со-циологические опросы. В последние годы Росстат публикует интересную информацию об обстоятельствах смены места жительства. Остановимся на анализе причин, по которым население покидает Север (табл. 5) и по которым приезжает сюда жить и работать (табл. 6).

 



По причинам отъезда можно сделать следующие выводы. Основных причин отъез-да с Российского Севера всего четыре: причины личного, семейного характера – 56,0%; возвращение к прежнему месту жительства – 12,6%; в связи с учебой – 12,3%; в связи с работой – 12,1%. На Азиатском Севере на третьем месте стоит причина «в связи с рабо-той», а на четвертом месте «в связи с учебой». Европейский Север имеет отличительный набор причин отъезда. На первом месте стоит общая для всех причина «личного, семейно-го характера» – 58,1%; на втором месте – «в связи с учебой» – 14,7% (в целом по Северу 3-е место); на третьем – «возвращение к прежнему месту жительства» – 10,5%; на четвер-том месте – «в связи с работой» – 9,6%.

Чтобы управлять процессом адаптации новоселов, необходимо знать причины, по-будившие их приехать на Север страны. Среди набора предложенных мигрантам причин приезда они на первое место поставили причины «личного, семейного характера» – 48,3%; каждый четвертый указал причину «в связи с работой» – 25,5%; на третьем месте – «воз-вращение к прежнему месту жительства» – 12,3% и на четвертом месте – «в связи с уче-бой» – 8,8%. Причины приезда на Азиатский Север совпадают с рангом причин приезда в целом по Северу России. Европейский Север имеет иной ранг значимости причин. На вто-ром месте стоит причина «в связи с учебой» – 15,2%; на третьем – «в связи с работой» – 14,7%; на четвертом месте – «возвращение к прежнему месту жительства» – 13,9%. Как видно, на Европейский Север, как более обжитой, приезжают больше учиться, чем работать (табл. 6).

 



Сегодня на Российском Севере в демографическом развитии и обеспечении отраслей народного хозяйства складывается крайне неблагоприятная ситуация, и если для ее исправ-ления не приложить максимум усилий, и в первую очередь, со стороны государства, то по-следствия могут быть самыми плачевными. Это касается и заселенности стратегически и геополитически важных земель, наполняемости бюджета, сохранения уникальных северных народов.

Сегодня осваивать Север прежними методами: числом, а не умением, не представля-ется возможным. Демографический кризис подтолкнул организации искать иные пути и, в первую очередь, через развитие человеческих ресурсов, их образование. По последней переписи населения 2002 г. уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше в северных субъектах, территории которых полностью относятся к районам Крайнего Севе-ра и приравненных к ним местностям, был незначительно выше общероссийского уровня: 994 против 990 в расчете на 1000 человек. Однако, если посмотреть на уровни профессио-нальной подготовки, то можно заметить, что Российский Север проигрывает по уровню образования по населению, имеющего послевузовское, высшее и незаконченное высшее образование: 170 против 193 в расчете на 1000 человек, выигрывает по среднему и на-чальному профессиональному образованию, соответственно 457 и 403 (табл. 7).

 



Необходимо также отметить, что образовательный уровень населения региона улуч-шается, если он имеет положительное сальдо миграции и, наоборот, ухудшается, если он от-дает население. В настоящее время Север теряет население и, как следствие, он теряет наибо-лее образованное, то есть имеющее высшее и незаконченное высшее образование (табл. 8).

Справедливость постановки вопроса о привлечении молодежи в районы Севера и Арктики обусловлена старением профессиональных кадров практически во всех сферах занятости. Проиллюстрируем это на примере одного из субъектов Севера – Республике Коми. Так средний возраст населения все последние годы неуклонно увеличивался: 1970 г. – 27,2 лет, 1979 – 29,2 лет, 1989 г. – 30,2 лет и в 2008 г. он уже составил – 36,4 лет. Как видим за 38 лет население республики «постарело» на 9,2 лет. Аналогичная картина на-блюдается и по трудоспособному населению. Абсолютное и относительное старение про-фессиональных кадров народного хозяйства становится серьезным препятствием для ин-новационного развития территорий Российского Севера.

 



По переписи населения 2002 г. больше всего молодежи (возраст 15-29 лет) работало: в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных ви-дов деятельности – 40,9%; на военной службе – 34,3%; занятых подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием – 31,7%; было среди квалифициро-ванных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художественных про-мыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр – 28,7%; среди спе-циалистов среднего уровня – 27,7%; а также среди неквалифицированных рабочих – 27,0% (здесь доля молодежи выше, чем в среднем по выборке – 26,9%). Меньше всего мо-лодежи среди руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий – 13,0%; операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин – 23,4% и среди специалистов высшего уровня квалификации – 25,0% (табл. 9).

 



Несколько замечаний по среднему возрасту работников. По переписи населения ми-нимальный возраст работающих был у работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности и занятых на во-енной службе. В этих двух группах средний возраст занятых не превышает 35 лет. От 37 до 38 лет составляет средний возраст квалифицированных работников сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства (37,1 лет); работников, занятых подго-товкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием (37,4 лет); квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий, художест-венных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр (37,8 лет). От 38 до 39 лет в среднем специалистам среднего уровня квалификации (38,2 лет); опера-торам, аппаратчикам, машинистам установок и машин (38,9 лет) и неквалифицированным рабочим (39,0 лет). При этом среди неквалифицированных рабочих достаточно заметный процент лиц старше трудоспособного возраста. То же самое характерно и для специали-стов высшего уровня квалификации и руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предпри-ятий. Эти две группы занятий отличаются в Республике Коми самым значительным сред-ним возрастом занятых: 39,5 и 42,0 лет.

Решение проблемы: нужен принципиально новый социально-экономический меха-низм привлечения и закрепления молодежи во вновь осваиваемые районы Севера и Арк-тики, необходимо найти точки соприкосновения для согласования интересов государства, общества, семьи и личности. Для привлечения и закрепления населения и, в первую оче-редь, молодежи во вновь осваиваемые районы Севера и Арктики необходимо предложить комплекс экономических стимулов и социальных гарантий, позволяющих сделать Север России привлекательным и конкурентоспособным при определении своих жизненных стратегий населением страны.

В качестве рабочих инструментов могли бы стать: «Концепция молодежной мигра-ционной политики»; «Экономический механизм кредитования демографических и мигра-ционных мер, привлечения и закрепления молодежи во вновь осваиваемые районы Севера и Арктики» и ряд других. До настоящего времени подобных документов нет.

Что необходимо сделать в ближайшее время научной общественности и прак-тике. Предложить и обосновать законодательные инициативы, перечень экономических стимулов и социальных гарантий, направленных на привлечение и закрепление молодежи во вновь осваиваемые районы Севера и Арктики. Разработать эффективный механизм фи-нансирования мероприятий, связанных с решением демографических и миграционных проблем Российского Севера. Предложить уровни ответственности и размер финансиро-вания (софинансирования) демографических и миграционных мероприятий по привлече-нию и закреплению молодежи в районы Севера и Арктики.