| |
ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ FEATURES OF CREATIVE POTENTIAL OF MODERN ORGANIZATIONS
Блинов А.О. Blinov A.O.
В статье рассматриваются особенности креативного и творческого потенциала современных организаций. Автором разработана нелинейная модель творческого инновационного потенциала организации. Предложены пути развития творческой потенциала деятельности организации как путем осуществления поиска возможностей использования результатов инновационной и творческой деятельности других организаций, так и путем проработки собственной новации.
In article features creative potential of modern organizations are considered. The author develops nonlinear model of creative innovative potential of the organization. The ways of de-velopment creative potential of activity of the organization are offered as by implementation of searching possibilities to use the results of innovative and creative activity other organizations, and by studying it’s own innovation.
Ключевые слова: креативный и творческий потенциал, организация, инновационное развитие, профессиональные знания, уровень образования, корпоративная культура, управление.
Keywords: creative potential, the organization, innovative development, professional knowledge, an educational level, corporate culture, management.
Экономика стран с развитой рыночной экономикой – это экономика с явно выраженными инновационными чертами. Базой инновационного развития являются творческий подход управлению организациями. Творческий капитал обеспечивает выполнение трех основных функций: воспроизводственную, инвестиционную и стимулирующую. Творческий капитал — это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно использовать для создания богатства. Другими словами, это сумма всего того, что знают и чем обладают персонал и что форми-рует конкурентоспособность организаций. Знания и навыки сотрудников организации, их профессиональные качества являются тем инструментарием, посредством которого создается интеллектуальная продукция, формирующая нематериальные активы организации. Человеческие потенциал играют первостепенную роль в создании творческого потенциала организации. В понятие человеческого потенциала включают также:
- компетентность, умение решать проблемы;
- интеллект;
- творческие способности;
- демографический и духовный потенциал;
- лидерские качества;
- мотивация;
- психометрические данные.
Профессиональные знания сотрудников организации определяются, прежде всего, уровнем и качеством образования. Это то, что позволяет в процессе профессиональной деятельности успешно пополнять знания, приобретая их в результате трудовой деятельности и на занятиях по профессиональной переподготовке или повышения квалификации. Знания сотрудника – это инструментарий, посредством которого создается интеллектуальная продукция, как результат творческого процесса. Создание интеллектуальной про-дукции порождает новые знания, тем самым увеличиваются человеческие активы и творческий потенциал организации.
Основная цель статьи заключается в исследовании творческого потенциала на предприятиях и разработка рекомендаций по развитию творческого потенциала деятельности организации.
Прирост человеческих активов происходит и в процессе целевого обучения специалистов, проведения учебных занятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников организации. В связи с этим в передовых компаниях и фирмах США и Западной Европы обучению сотрудников в период их трудовой деятельности в организации придается исключительно важное значение. На учебу отводится до 20–30% рабочего времени. Профессиональная учеба организуется бесплатно для сотрудника и проводится периодически по планам переподготовки и повышения квалификации специа-листов.
Однако, для реализации имеющихся и полученных знаний необходим опыт, навыки в решении профессиональных проблем, задач, которые возникают в инновационной деятельности организации. Прежде всего, необходимы навыки творческой работы, без кото-рых создание творческого невозможно.
Весьма часто имеет место опыт и навыки у некоторых специалистов, которые присущи только данному сотруднику и не могут быть переданы любому другому члену коллектива организации. В творческой деятельности – это опыт предвидения, интуитивный выбор направления исследований, методов решения задач.
Возможности успешного приобретения знаний и получения навыков во многом зависят от профессиональных качеств сотрудника и, прежде всего, от психометрических характеристик и способностей человека. Весьма важными для наращивания человеческих активов за счет увеличения объема коллективных знаний и навыков являются такие спо-собности сотрудников как:
- обучаемость, восприимчивость к новым знаниям, жажда получения новых знаний;
- склонность к критическому мышлению;
- умение абстрагироваться, моделировать ситуацию, восприимчивость информаци-онных технологий;
- деловитость, настойчивость в достижении поставленной цели, в решении задач;
- работоспособность, организованность, творческая «жилка».
Не последнюю роль в наращивании человеческих активов в процессе жизнедеятельности организации играют профессиональные наклонности, творческий подход к работе и профессиональная квалификация сотрудников. Существенным при этом является соответствие этих характеристик занимаемому сотрудником месту в коллективе, соответствие качеств сотрудника поставленным перед ним задачам.
Если знания и опыт могут приобретаться и наращиваться сотрудником организации в процессе профессиональной деятельности, особенно активно в процессе творческой деятельности, то психометрические характеристики, способности и наклонности каждого отдельного индивида являются данными ему от природы и могут лишь развиваться, но не могут быть приобретены как элемент обучения или воспитания.
Человечий потенциал организации зависит от:
- деловитости, настойчивости в достижении поставленной цели, в решении задач;
- работоспособности, организованности, творческой «жилки».
Не последнюю роль в наращивании творческого потенциала в процессе жизнедея-тельности организации играют профессиональные наклонности и профессиональная квалификация сотрудников. Существенным при этом является соответствие этих характеристик занимаемому сотрудником месту в коллективе, соответствие качеств сотрудника по-ставленным перед ним задачам.
Если знания и опыт могут приобретаться и наращиваться сотрудником организации в процессе профессиональной деятельности, особенно активно в процессе творческой дея-тельности, то психометрические характеристики, способности и наклонности каждого от-дельного индивида являются данными ему от природы и могут лишь развиваться, но не могут быть приобретены как элемент обучения или воспитания.
Потенциал творческой активности коллектива сотрудников организации, который обеспечивает эффективное использование человеческих активов, позволяет получить больше, чем сумму усилий отдельных членов организации, т.е. достигается синергетический эффект. Составляющая творческого потенциала определяется корпоративной куль-турой. Корпоративная культура способствует накоплению знаний, приобретению новых навыков, обогащению опыта и совершенствованию профессиональных качеств.
Корпоративная культура организации – это неотъемлемая часть ее творческого потенциала организации. Она определяет эффективность творческого процесса и успешность наращивания знаний и навыков сотрудниками организации.
В современных условиях бурного развития инновационной экономики, непрерывного совершенства производства, постоянного обновления выпускаемых товаров и услуг «ноу-хау» приобретают особое значение, обеспечивая успех в конкурентной борьбе и расширение рыночных ниш в организации, все это повышает творческий потенциал орга-низации.
Автором разработана нелинейная модель творческого инновационного потенциала организации (рис.1), которая является
Рис. 1. Нелинейная творческая инновационная модель потенциала организации
совокупностью творческого и инновационного процессов и представляется как непрерыв-ная цепь параллельно - последовательно протекающих однородных циклов. Создаваемая на творческом участке цикла интеллектуальная собственность, частично или полностью реализуется в завершающем цикл инновационном процессе [1]. Технологически циклы творческого потенциала деятельности организации представляют в виде шести последова-тельно реализуемых стадий, как это показано на рис. 2.
Цикл начинается с разработки дифференцированного направления развития твор-ческого потенциала организации в начинающемся цикле (стадия 1), что позволяет уточ-нить направление научных исследований по определению сферы последующей творче-ской деятельности организации в этом цикле (стадия 2). При этом сфера творческой дея-тельности соответствует получаемому в завершении второй стадии цикла конкретному решению, которое определяет не только вид будущей инновационной продукции, но и ее особенности, ее отличительные черты, новизну и связанное с этим новое качество.
Рис. 2. Стадии творческого потенциала деятельности организации
Наличие творческого решения в организации в принятом дифференцированным на-правлении развития продукции, производимой организацией, является основополагающей предпосылкой для начала творческого процесса, в котором эта продукция будет созда-ваться. Поэтому следующая стадия цикла творческого потенциала организации (стадия 3) открывает инновационный процесс с его планирования. На этой стадии производится оп-ределение целесообразности производства новой продукции, эффективности будущего производственного процесса, его окупаемости и уточнение всех видов затрат для обосно-вания величины инвестиционных и творческих вливаний на последующих стадиях цикла.
Следующая 4-я стадия цикла развивается в соответствии с разработанными плана-ми и включает научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы (НИОКР) по созданию новой продукции и отработке технологии ее производства, доводке инновации до рыночного образца. В случае отсутствия необходимых для проведения этих работ ин-вестиций или творческого потенциала персонала организации происходит возвращение на 2-ю стадию цикла к поиску и исследованиям новых творческих идей и новых технических решений, которые предопределят создание совершенной продукции и будут более при-влекательными для инвесторов.
При наличии в организации достаточных собственных средств или притоку необ-ходимых инвестиций на 4-й стадии цикла продукция доводится до рыночного образца, что позволяет перейти к подготовке серийного производства инновационной продукции. За-пуск серийного производства определяет начало собственно инновационного процесса создания и сбыта инновационной продукции с его характерными этапами:
- внедрение;
- рост;
- замедление роста;
- спад.
Все это происходит на 5-й и 6-й стадиях цикла творческого потенциала деятельно-сти организации.
В различных циклах каждая однотипная по своему содержанию стадия творческого потенциала деятельности организации не одинакова по продолжительности и по объему выполняемых работ. Особенно это касается 1-й, 2-й и 4-й стадий, в которых велика роль творческой деятельности коллектива организации и определенной случайности нахожде-ния перспективной инновационной идей и ее воплощения в реальной продукции.
В шестой стадии цикла осуществляется управление реализацией инновации, проис-ходит создание и сбыт инновационной продукции. Она может быть как достаточно про-должительной, в случае существенного скачка качества новой продукции и успешного от-рыва от конкурентов по разработанной технологии, а может оказаться непродолжитель-ной, если развитие продукции в выбранном дифференцированном направлении осуществ-ляется быстрыми темпами и на рынке появляется подобная более качественная продук-ция, создаваемая конкурентами.
Однако, как во втором, так и в первом варианте развития ситуации циклы творче-ского потенциала деятельности организации в эффективно функционирующей организа-ции не прерываются. В случае удачной реализации инновации и большой продолжитель-ности 6-й стадии цикла творческой деятельности происходит лишь смещение акцента в выборе направления дальнейших исследований, с большой вероятностью происходит пе-реход к конгломератной диверсификации направления развития организации.
Творческий потенциал организации позволяет изучить стадии протекающих циклов в широком диапазоне. Однако при подобном подходе затруднено управление системой как совокупностью стадий на всем протяжении цикла.
Возможность повышения эффективности создания и использования творческого и инновационного процессов рассматривается на рис.2 разработки и вывода товара на ры-нок. Этот процесс включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В этот период организация создаёт потенциальные варианты, получает представ-ление потребителей от них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разраба-тывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки, и даже потери на последующих. Поэто-му разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних стади-ях. Данный рисунок детализирована, чем приведенная выше, поскольку принципы, ис-пользованные для построения циклов и этапов принятия разнородных решений, позволя-ют конкретизировать задачи, чтобы вовремя устранить малоэффективные варианты. Кон-цепция организации такого процесса позволяет снизить риск ошибочных решений и из-держки, возникающие в процессе выполнения производства нового товара.
При этом важнейшим пунктом этих научно-исследовательских проработок является прогнозирование тенденций развития, совершенствования продукции организации.
Результаты прогнозирования тенденций развития творческого потнециала процессов в отрасли должны позволять выявлять необходимость изменений в двух направлениях деятельности предприятия [2]:
- совершенствование выпускаемой продукции и расширение ее ассортимента за счет инноваций;
- модернизация производственной и социальной структуры организации, а также развития инфраструктуры.
Первичным в прогнозировании на данном этапе планирования является не опреде-ление направления совершенствования выпускаемой в отрасли продукции, а модерниза-ция производственной структуры и развитие инфраструктуры являются вторичным.
Выявление необходимости поиска направления совершенствования творческого по-тенциала возможно на основании “сигналов”, которые исходят:
- от потребителей продукции и связаны с изменениями общественных потребностей;
- от изменения наших представлений о технических возможностях отрасли, связан-ных с научно-техническим прогрессом.
Конечной целью прогнозирования на этом этапе планирования является определе-ние вида и создание образа продукции, которая будет выпускаться в данном цикле твор-ческого потенциала деятельности организации. Весь процесс прогнозирования происхо-дит в несколько этапов:
1. Определение совокупности свойств, которые предопределяют направления со-вершенствования продукции в заданных рамках диверсификации.
2. Выявление группы существенных свойств из сформулированной совокупности, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых проявляющихся общест-венных потребностей.
3. Выдвижение инновационной и творческой идеи, в которой определяется, каким образом могут быть обеспечены выявленные существенные свойства продукции, и тем самым проявляется образ будущей продукции, предполагаемой к выпуску в данном цикле интеллектуально-инновационной деятельности.
Последующие шаги планирования состоят в определении перспективности и ком-мерческой значимости выдвинутой инновационной идеи. Положительные выводы по этим показателям являются основанием для принятия идеи к дальнейшей разработке.
Это позволяет определиться с тематикой исследований и конструкторских прорабо-ток для получения технического решения проблемы совершенствования продукции и формирования облика инновации, создания макетов и опытных образцов в соответствии с техническим воплощение идеи.
Более эффективным в реализации выбранной сферы инновационной деятельности является осуществление патентного поиска: сбор, обработка и анализ информации в соот-ветствующих нишах рынка, а также в областях научных исследований и технического творчества.
В каждой организации, и даже на различных циклах творческого потенциала дея-тельности одной и той же организации, процесс поиска и выявления плодотворной инно-вационной идеи происходит специфично и не может быть введен в рамки стандартного алгоритма. Однако общим во всех случаях является база инновационного творчества – со-бираемая информация об общественных потребностях, достижениях научно-технического прогресса (НТП) и фундаментальной науки. Выбор форм и методов сбора и обработки информации, а также методика ее использования определяется спецификой деятельности организации и сложившимися традициями, корпоративной культурой кол-лектива специалистов организации.
Мной предложено два возможных пути развития творческой потенциала деятель-ности организации:
- при отсутствии инновационной и творческой идеи осуществляется поиск возмож-ностей использования результатов инновационной и творчесвкой деятельности других организаций;
- при наличии инновационной идеи, которая была выдвинута творческим коллекти-вом организации, производится дальнейшая проработка собственной новации [3].
Первое направление развития деятельности организации на этой стадии ведет к анализу возможностей приобретения патента или лицензии, осуществляется путем изуче-ния в основном патентной литературы и сведений об инновационной деятельности конку-рентов. Однако возможности приобретения патента или лицензии определяются также финансовым состоянием организации, а также срочность внедрения на рынок с конкурен-тоспособной продукцией [4].
При отсутствии финансовых возможностей использовать инновации других органи-заций происходит возвращение к поиску собственных инновационных идей. При наличии финансовых возможностей приобретения патента или лицензии дальнейший процесс мо-жет развиваться по двум вариантам:
- приобретение патента на изобретение или полезную модель, на базе которого соз-дать новую технологию и осуществлять производство инновационной продукции, обладая эксклюзивными правами на эту продукцию;
- заключение лицензионного договора на производство конкурентоспособной про-дукции по уже отработанной технологии на предприятиях лицензиара.
Постановка цели и проведенное целевое прогнозирование позволяют перейти к оп-ределению плановых показателей творческого процесса. При осуществлении планирова-ния обосновывается экономическая целесообразность творческого процесса, определяется время окупаемости инвестиций, намечаются необходимые для этого объемы производст-ва, определяются все виды затрат и доходность проекта в целом.
Поставленные цели и установленные пути их достижения при прогнозировании и решении задач планирования позволяют обоснованно сформулировать задачи, стоящие перед организацией, для успеш-ной реализации интеллектуального капитала в инновационном процессе. Практическое решение поставленных задач по внедрению в производство инновации, налаживанию производства и сбыта инновационной продукции осуществляется через множество меро-приятий и работ, которые необходимо разработать, составив программу их реализации. На основе содержания управленческого решения осуществляется разработка плана его реализации, то есть плана достижения поставленной цели, в котором определяют для каж-дого мероприятия время, силы и средства для их выполнения и связь с другими мероприя-тиями плана. (8)
Разработка плана и последующее доведение его до исполнителей является основой и началом процесса реализации решения. Учитывая вышеизложенное можно предположить, что наиболее эффективным в управлении творческим потенциалом орга-низации являются инновационные мероприятия, то есть мероприятия, в которых исполь-зуются новые, более совершенные и эффективные принципы достижения результатов.
Творчество определяется не абсолютной новизной мероприятия, само мероприятие мо-жет быть известным и применяемым в других отраслях производства или сервиса. (6) В конкретном процессе, управление которым осуществляется в данной организации, из-вестное мероприятие дает новый эффект и позволяет получить результат лучше, чем тра-диционно проводимое мероприятие.
Существенно повышают эффективность производства и сбыта продукции творче-ские и инновационные мероприятия в инфраструктуре организации, в производственной сфере и в управлении организации. Таким образом, успешное управление творческим ка-питалом определяется правильным выбором цели и постановки задач, решение которых обеспечивается реализацией совокупности мероприятий в производственной сфере, ин-фраструктуре, в системе управления и социальной структуре организации. (7) Эффектив-ное использование и производственной, и социальной структур предприятием зависит от способности руководства фирмы своевременно и грамотно принимать решения по прове-дению инновационных мероприятий, совершенствующих состояние элементов инфра-структуры, обеспечивающих производство товаров, повышение их качества и конкурен-тоспособности в меняющихся условиях рыночных отношений.
Совокупность творческих мероприятий и является механизмом, обеспечивающим возможность совершенствовать управление творческого потенциала деятельностью орга-низации.
Список литературы
1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации : пер. с англ. // под науч. ред. А.Г.Сеферяна.- СПб. : Питер, 2008.- 384 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. - М. Армстронг. пер. с англ. – СПб : Питер, 2005. – 832 с.
3. Блинов А., Блинов А., Захаров В., Захаров И. Опыт исследования внутрифирменных коммуникаций предприятия // Социологические исследования. - 2008. - № 11. - С. 28-39.
4. Гиус А. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. – СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. – 221 с.
5. Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В.., Захаров И.В., Рудакова О.С. Антикризисное управление. Теория и практика – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 304 с.
6. Минцберг Г. Структура в кулаке : создание эффективной организации: пер. с англ. – СПб. : Питер, 2004. – 512 с.
7. Робсон М., Уллах Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов : практическое руководство: пер. с англ. / под ред. Н.Д.Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 222 с.
8. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: пер. с англ. – М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. – 408 с.
Literature
1. Adizes I. Corporation life cycle management: translation from English//under the science editorship of A.G.Seferjana. - SPb.: Peter, 2008. 384 pages.
2. Armstrong M. Practice of management of human resources: the translation from English - M.Armstrong. translation from English – SPb: Peter, 2005. – 832 with.
3. Blinov А, Blinov А, Zaharov В, Zaharov I. Experience of research of intrafirm communications of the enterprise//Sociological researches. - 2008. - № 11. - p. 28-39.
4. Gius A. The living company. Growth, instigation and longevity in the business environment. – SPb.: the Stockholm school of economy in St.-Petersburg, 2004. – 221 p.
5. Zaharov V. JA, Blinov A.O., Havin D.V., Zaharov I.V., Rudakov O. S. Anti-recessionary management. The theory and practice – М: UNITI-DANA, 2009. – 304 p.
6. Mintsberg G. The structure in a fist: creating the effective organization: transla-tion from English – SPb.: Peter, 2004. – 512 p.
7. Robson М, Ullah F. Reengineering of business processes: practical guidance: translation from English / under the editorship of N.D.Eriashvili. - М: UNITI-DANA, 2003. – 222 p.
8. Senge P. The fifth discipline: skill and practice of the self-trained organization: translation from English – М: Joint-Stock Company «Olympus-business», 1999. – 408 p.
|